УДК 159.923.2 ББК 88.8
Е.Г. Петрова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В «ГРУППУ РИСКА» ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРКОТИЗАЦИИ
Аннотация. Проблему, связанную со злоупотреблением психоактивными веществами, мы рассматриваем как проблему личности, которая употребляет наркотические вещества, в определенном социально-культурном контексте, при этом общество и культурная среда реагируют на это весьма противоречиво.
Ключевые слова: подростковый возраст, личностные особенности, группа риска, наркотизация.
E.G. Petrova
PERSONAL FEATURES OF TEENAGERS ENTERING IN «GROUP OF RISK» FOR EMERGENCE OF ANESTHESIA
Abstract. The problem with substance abuse, we considered the problem of person who uses drugs, in certain limited socio-cultural context, society and cultural environment react to it very contradictory.
Keywords: adolescence, personality peculiarities, risk, anesthesia.
В настоящее время к подросткам принято относить детей 10-15 лет, причем период 10-12 лет определяется как препубертатный период, а 13-15 лет — как пубертатный.
Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим, однако кризис этого возраста (пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с суммарным воздействием на подростка целого ряда соматических, психологических и социальных факторов [1].
В основе бурных и подчас болезненно переживаемых соматических изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Помимо формирования вторичных половых признаков, у подростков отмечается изменение соотношений частей тела; туловище еще детское при быстром развитии конечностей. Движения при этом становятся угловатыми и неуклюжими. Часто за бурным ростом тела (резкое увеличение мышечной массы и роста) не успевают внутренние органы, что приводит к развитию целого ряда функциональных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы.
По принципу бинарности действия гормонов перестройка эндокринной системы не может протекать без соответствующих изменений в психике. В связи с этим в момент особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных концертов, употребление наркотиков и алкоголя.
Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, не связанные напрямую с перестройкой эндокринной системы. К таким изменениям следует отнести формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных возможностей и способностей. Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви, причем любовь отнюдь не обусловлена сексуальными потребностями, но напротив носит исключительно платонический, духовный характер.
В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему и самому себе, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. Вступление во взрослую жизнь — не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темпы развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно. Поэтому деприва-ция потребностей в подростковом возрасте наблюдается чаще и выражена значительно сильнее,
чем в более младшем возрасте, и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно.
Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т.е. состояние, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако при объективно наступающем взрослении социальная ситуация для него, как правило, не меняется — он остается учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью. В этом и кроется основная психосоциальная причина кризиса подросткового возраста.
Одним из самых заметных и важных проявлений психологической перестройки подростка является резкое изменение отношения со взрослыми, в частности с родителями. Происходит смена значимых лиц, и подростки во многих жизненных областях ориентируются исключительно на мнение сверстников, почти полностью игнорируя мнение родителей и окружающих взрослых. Подросток стремится освободиться от опеки. Расширение прав приводит к тому, что он не пассивно ожидает от родителей каких-либо благ, но наоборот активно предъявляет к родителям завышенные материальные требования. Если в детстве родитель часто выступает в качестве примера для подражания, то в подростковом периоде его достоинства критикуются, а недостатки выпячиваются [1].
Однако, несмотря на заметное падение авторитета семьи в глазах подростка, она все же остается тем местом, где он чувствует себя уверенно и спокойно. И, если подростки предпочитают проводить досуг, развлекаться, делиться интимными переживаниями исключительно со сверстниками, то за советом в трудную минуту они обращаются к родителям. Психологический барьер между родителем и подростком объясняется не только возрастным эгоцентризмом и максимализмом подростка, но и абсолютной уверенностью в непогрешимости собственного опыта, невозможностью взглянуть на мир глазами подростка со стороны родителей. Известно, что подростки более объективно оценивают своих родителей, чем те своих детей. Следует отметить, что потребность в неформальном общении с родителями очень велика у подростков, но удовлетворяется она меньше чем наполовину. Так, только треть подростков удовлетворена общением с матерью и лишь каждый десятый — с отцом. Среди школьников, имеющих доверительные отношения с родителями, устойчивую самооценку дают подавляющее большинство из них, а среди тех, у кого общение жестко регламентировано, — только четверть.
Статус современного подростка-школьника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на подростка дополнительную ответственность, перед ним ставят более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция ученика по отношению к школе складывается из его отношения к ней как учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам, и вот здесь следует отметить, что в отличие от старшеклассников установка подростков менее дифференцирована и сводится к тому, что они просто «любят» или «не любят» школу.
Ведущей деятельностью подростка остается учение. Для подростка учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика, хотя можно заметить, что репутация хорошего ученика далеко не всегда способствует завоеванию авторитета, если не наоборот.
К подростковому возрасту значительно более сложными и дифференцированными становятся отношения с учителями, что и составляет одну из причин школьной дезадаптации подростков. Подросток начинает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований к учителю.
Главным препятствием, мешающим взаимопониманию ученика и учителя, является абсолютизация ролевых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроется низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учениках личности. И здесь следует напомнить, что личностный подход — не просто учет индивидуальных особенностей учащихся. Это последовательное, искреннее всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самостоятельному человеку. И, вероятно, уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в своих «Воспоминаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Общение со сверстниками представляет очень важный специфический канал информации, по которому подростки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрослыми [1, 2].
Психология общения в подростковом периоде и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-нибудь группу или общность.
Чувство одиночества, неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Некоторые психологи склонны даже считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается у многих ребят в непреодолимое «стадное чувство»: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
Типичная черта подростковых групп — чрезвычайно высокая конформность. С яростью отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое в свою очередь утверждается в противоположность каким-то «ОНИ».
Страстное желание быть как все (а «все» — это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на вкусы, и на стиль поведения.
К реакциям подросткового возраста принято относить реакции оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования и некоторые другие реакции, обусловленные формирующимся половым влечением.
Реакция «оппозиции» — это активный протест, ее причиной могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны взрослых. Возникая в детстве, оппозиция усиливается в подростковом возрасте.
Реакция «имитации» проявляется в стремлении подражать определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников. Реакция может быть причиной нарушения поведения, если образец для подражания — асоциальный.
Реакция «гиперкомпенсации» выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом.
Реакция «эмансипации» проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Она распространяется и на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность в эмансипации связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности. В повседневном поведении — это стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах — уходы и побеги из дома.
Реакция «группирования» — филогенетический стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим, еще недостаточно изученным социально-психологическим законам, среди которых наибольшую опасность представляет так называемая «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенна сильна она у несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Именно группа становится регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. Особенно легко объединяются в группы наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.
Однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой, создавая так называемый «эффект стаи».
За последние годы существенно расширилась мотивация групп: если раньше это преимущественно были группы общения, то теперь в них представлены разные мотивы участия. Увеличилась доля групп, имеющих общепризнанных лидеров. Что же касается идеологической направленности, то здесь тенденции явно противоречивы. С одной стороны, увеличилось число явно или потенциально антиобщественных групп, с другой стороны, все больше групп хотят или готовы получить официальный статус и сотрудничать с властями [1].
Таким образом, чрезвычайная сложность и противоречивость отношений подростков в коллективе объясняется, с одной стороны, сложным, неустойчивым, постоянно меняющимся характером самих подростков, с другой стороны, влиянием крайне многообразной и богатой жизни взрослых, которую и пытаются копировать, моделировать подростки в своих коллективах.
Развитие самосознания является одним из центральных психических процессов переходного возраста. Противоречивость положения, изменение структуры социальных ролей и уровня притязаний подростка приводят к тому, что он впервые начинает обращать внимание на свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопросы: «Кто Я?», «Кем Я стану?», «Каким Я хочу и должен быть?». Именно с появлением новых вопросов к себе и о себе связана перестройка самосознания.
Несмотря на то, что для подростка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, он все больше начинает задумываться о своих собственных чувствах и мыслях, ана-
лизировать внутреннее состояние других людей. Впервые осознается своя непохожесть на других, и именно в этом возрасте человек впервые сталкивается с таким важным и таинственным психологическим состоянием, как одиночество. Не менее важным и сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени. Если для ребенка из всех измерений времени самым важным, а подчас и единственным, является настоящее, «сейчас», то у подростка положение меняется: ускоряется субъективное течение времени, появляется ощущение важности ближайшей перспективы, хотя в целом восприятие времени остается еще дискретным и ограничено во многом непосредственным прошлым и настоящим.
Следует отметить, что переходный возраст, особенно 12-14 лет, сопровождается значительными изменениями в содержании и структуре Я-концепции. У подростков заметно усиливаются склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно меняется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, чем детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния.
Таким образом, в подростковом возрасте у человека начинает активно формироваться самосознание, начинается становление образа «Я», который уже окончательно утверждается в раннем юношестве.
Закономерности взаимоотношения болезни и личности остаются одной из центральных проблем детско-подростковой наркологии [2, 3].
Исследования роли личности в возникновении алкоголизма и наркомании посвящено много работ в двух не всегда дифференцированных направлениях - выявление роли личностных аномалий (неврозы, психопатии) и непатологических особенностей (акцентуации, характерологические сдвиги).
Первый вопрос больше связан с предболезненной отягощенностью психическими аномалиями и уходит корнями в наследование алкоголизма наркоманий.
Второй - ближе к рассматриваемой теме и имеет несколько аспектов - личностные особенности, определяющие предрасположенность к алкоголизму и наркоманиям, влияние длительной алкоголизации и наркотизации на личность - изменение, дегенерация личности. В общем можно сказать, что определяющую предрасположенность к алкоголизму и наркоманиям имеют лица со следующими характерологическими особенностями:
- малой устойчивостью к стрессу, следовательно, непереносимостью конфликтов, ожидания, боли, сниженной потребностью;
- напряженностью, высоким уровнем тревоги, следовательно, заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, потребностью в получении немедленного удовольствия, затруднениями в установлении эмоционального контакта;
- отсутствие социально-позитивных установок, незаинтересованностью в труде, неумение организовать свой досуг.
- неполным или неправильным усвоением морально-этических норм и правил, необычайно легким следованием негативным примерам, ранним криминальным поведением.
Такой подход позволил выявить, а в последующем определить отдельные типы личности: аструктурная личность, экстернализированная личность (личность внешнего контроля), социально негативно ориентированная личность, алкогольно-наркотическая личность, асоциальная личность.
Рассмотрим основные типы личностей.
Аструктурная личность - это личность, без сколько-нибудь четкой структуры мотиваци-онной сферы, не выработавшая своего отношения к окружающему, не знающая, что она будет делать сегодня, завтра, через неделю. Она характеризуется отсутствием или утратой иерархических отношений в системе потребностей и мотивов. Человек этого типа не имеет определенных жизненных интересов и ценностных ориентаций. Это человек без увлечений, не имеющий своего мнения, легко подчиняемый.
Родители обычно малокультурные люди, с низким образованием, узким кругом интересов, ограниченными запросами, безразличные ко всему новому (закрытый тип личности - «ничего нет и не надо»). Это либо «неполный дом» без одного из родителей, либо конфликтная ситуация в семье, когда родители заняты выяснением отношений или каждый живет своей жизнью. В части случаев формирование этого варианта личности в условиях «отвержения», когда отношение родителей к ребенку скорее негативное, чем позитивное («лучше бы его не было», «всю жизнь мне испортил»).
Аструктурной бывает и пресыщенная личность, чьи потребности удовлетворяются раньше, чем возникают. Это избалованные дети, вырастающие в атмосфере вседоступности и вседозволенности, когда малейшее их желание немедленно выполняется. В связи с этим сколько-нибудь длительная мотивация, которая и определяет структуру личности, становясь смыслообразующим, стержневым моментом деятельности, просто не может появиться («избалованные алкоголики и
наркоманы»). Один из вариантов - дети, вырастающие в условиях гиперопеки. Часто гиперопека бывает следствием чувства вины перед ребенком, подсознательное желание загладить ее.
Как видно, основной особенностью аструктурной личности остается отсутствие прочных интересов и жизненных установок. Такие дети учатся обычно лениво, без интереса, всегда «из-под палки», на уроках часто отвлекаются, разговаривают, нарушают дисциплину. Успеваемость, как правило, низкая, иногда они дублируют классы, в школе часто попадают под дурное влияние старших детей, подростков, легко примыкают к различным группам, «компаниям». Они легко и быстро усваивают групповые ценности, без критики принимают чужой образ жизни, в группе никогда не бывают лидерами, теряются в массе. Часто такие дети бросают школу.
Могут хорошо работать при жестком и постоянном контроле. Для самостоятельной работы, требующей самоконтроля, внутренней дисциплины, совершенно непригодны - быстро сбиваются с ритма и оставляют ее.
Другой отличительной чертой этой группы являются их повышенная конформность, внушаемость и подчиняемость. В связи с отсутствием собственного устойчивого мнения, четких жизненных установок они легко присоединяются к чужому мнению, даже не всегда поняв его, если это мнение авторитетного для них человека.
Таким образом, можно выделить шесть отличительных черт личности этого типа: отсутствие стойких интересов и жизненных установок; отсутствие интереса к труду, желания трудиться и отсутствие удовольствия от трудовой деятельности; неумение культурно отдыхать и отсутствие потребности в подобном отдыхе; отсутствие интереса к общественной жизни, общественной работе; повышенная конформность, отсюда - неустойчивость собственного мнения, легкое попадание под чужое влияние, внушаемость, подчиняемость; отсутствие сознания дефекта собственной личности.
• Эстернализированная личность - это личность с особенными внутренними механизмами сдерживания и контроля, поведения которой строится только на учете возможных общественных санкций. Это личность внешнего контроля. Формирование этого типа связано с нарушением процессов социализации. Каждый человек, усваивая общественные нормы и правила, формирует на их основе свои внутренние морально- этические нормы, которые определяют, что можно делать, а что нельзя. Поведение человека определяется этими внутренними нормами. Желания, противоречащие им, затормаживаются и не реализуются. Процесс социализации индивида может нарушаться, в связи с этим социальные нормы познаются, но не усваиваются, не включаются в структуру личности, не становятся внутренним побудителем поведения и не формируют систему внутреннего контроля (знание отдельно, а поведение отдельно). Контроль поведения в этих случаях осуществляется внешними, факторами и определяется возможными санкциями общества.
• Состав этой группы полиморфный, она включает в себя различные типы личности. Часто встречаются лица пассивные, подчиняемые, нетщеславные и в целом удовлетворенные жизнью. Они могут быть хорошими исполнителями, не проявляющими инициативы, служебного рвения, но и не создающими особого неудобства для сослуживцев или беспокойства для начальства. Дома они обычно ходят на вторых ролях, занимают подчиненное положение.
• В отношении спиртного и наркотиков позиция довольно стабильная - почему бы не употреблять, если есть возможность. Это четко ситуационные потребители. Для лиц этого типа очень характерны перепады интенсивности пьянства и наркотизации. Часто само заболевание оформляется тогда, когда больные приобретают определенную бесконтрольность.
Таким образом, у личности внешнего контроля не произошло глубокого усвоения общепринятых норм. Человеку хорошо известно, что можно делать, а чего нельзя, однако, эти знания существуют как ограничения, наложенные обществом. Для таких людей характерны нестабильность поведения, доминирующая роль внешнего контроля; способность к поступкам, противоречащие нормам, правилам, если они могут остаться безнаказанными; высокая готовность к потреблению алкоголя и наркотиков с выраженной ситуационной обусловленностью.
Социально негативно ориентированная личность. Условием формирования такой личности является неблагоприятная микросреда. Возможны два варианта формирования. Первый связан с соответствующей алкогольно-наркотической микросредой. Во втором случае асоциальная среда в широком понимании. Ребенок или подросток не стоит в оппозиции к своей семье, к школе, обществу, его отношения к окружающим положительное, но микросреда оказывается аномальной или даже патологической. Ребенок усваивает поведение окружающих, их образ жизни, взгляды как естественные, формируя свое, такое же аномальное представление о мире. В отличие от первых двух вариантов здесь есть личностная структура, есть внутренние механизмы контроля, однако они искажены, деформированы патологическими условиями воспитания, сдвигающими понятия нормы и формирующими установки. Аномальные условия воспитания приводят к формированию норм и правил, системы ценностных ориентаций, значительно отличающихся от принятых в данной социальной группе. Это в свою очередь определяет девиантное поведение.
Алкогольно - наркотическая личность. Основными условиями формирования этого варианта личности является постоянное пьянство и потребление наркотических средств членами семьи и лицами ближайшего окружения. Человек с детства считает пьянство и потребление наркотических средств модусом поведения, обычным уровнем жизни. Этот модус поведения усваивается ребенком, а затем подростком, воспринимается как естественная норма. Лица этой группы рано начинают употреблять спиртные напитки. Подростки копируют специфическую симптоматику, которая у взрослых появляется позднее и свидетельствует о развитии зависимости.
Таким образом, «алкогольно-наркотический» тип личности формируется в неблагоприятном микроокружении, создающий аномальные условия при эмоционально положительном отношении ребенка к носителям аномальных традиций. В настоящее время значение этого фактора в феномене раннего приобщения к алкоголю и наркотикам вновь возросло.
Асоциальная личность - это личность, имеющая установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы и осуждаются обществом. Формирование такой личности может происходить как реакция протеста против родителей при их неумелом обращении с ребенком, против учителя и даже школы, когда по механизму эмоционального переноса частное переносится на целое, т.е. на всю морально-этическую систему. Эта реакция протеста и следующее за ней отрицание общепринятых морально-этических норм обуславливают неправильный выбор референтной личности, группы, когда выбираются носители иных, часто противоположных моральных норм. Лица этого типа усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. Они принимают пьянство и потребление наркотических средств, поскольку наряду с противоправными действиями они являются неотъемлемыми атрибутами и нравственной нормой референтной группы.
Можно выделить следующие признаки такой личности: негативное отношение либо к одному из двух основных институтов социализации (школа, семья), либо к объектам социализации (отец, мать, учитель); неприятие морально-этических норм и ориентация поведения; участие в социально негативно ориентированных группах; раннее девиантное и делинквентное поведение.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.
Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе «Я»; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия. В качестве физиологических причин называют болезни, действие на организм психофармакологических препаратов.
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.
Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает свойство личности. Уровень личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Тревожность как свойство личности, вслед за Ж. Тейлор, традиционно определяют в виде тенденции переживания нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующей этому поведенческой тенденции избегания воображаемой угрозы. Тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности.
Анализ публикаций позволил нам выявить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:
1. Личность с высоким уровнем тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А. М. Прихожан считает, что тревожность «как переживание эмоциональ-
ного дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности».
2. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы.
3. Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость.
4. Тревожность в числе некоторых индивидуально-психологических особенностей личности оказывает существенное влияние на профессиональную направленность. Так, показано, что учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем тревожности, избегают ориентации на профессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессии типа «человек—природа», «человек—художественный образ».
5. Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Если при низком уровне тревожности отмечается сохранение испытуемыми уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок в деятельности — адекватное отношение и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляют раздражительность, нетерпеливость, вступают в полемику с экспериментатором или, признавая свой неуспех, стремятся объяснить его внешними причинами.
Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения. Это отмечается в анализе поведения как детей, так и взрослых. Кроме того, исследования ряда авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения.
Как видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью, то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать ряда трудностей, указанных выше.
Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной. При этом, как отмечалось выше, причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и, причем в большей степени, в социальных.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2008. - 595 с.
2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 256 с.
3. Шабанов, П.Д., Штакельберг, О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. / Под ред. А.Я. Гриненко. - СПб.: Лань, 2013. - 464 с.
УДК 159.923 ББК 88.3
А.А. Рыжакова
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОРТРЕТА ЮРИДИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Аннотация. В данной статье описывается, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать психолог, работающий в правоохранительной и правоприменительной деятельности, то есть профессионально-личностные качества юридического психолога.
Ключевые слова: психологический портрет личности, психолог, юрист, профессиональные навыки, юридический психолог, личность, компетентность, внимание, мышление.
A.A. Ryzhakova
PROFESSIONAL AND PERSONAL PORTRAIT OF A LEGAL PSYCHOLOGIST
Abstract. This article describes what the professional and personal qualities of a psychologist working in law enforcement and law enforcement , that is profes - tional - legal personality psychologist.
Key words: psychological portrait of personality, psychologists, lawyers , professional skills , legal psychology , personality , competence, attention, thinking.
Академик Б.Г. Ананьев в своих работах дает такое определение психологическому портрету личности - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах [1, 50].
По словам К.К. Платонова, личность - это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему [11, 66].
По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений [10, 74].
Психолог - это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения [10, 200].
Юрист - это специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права. Понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью - судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, юристов в организациях, юристов занимающихся частной практикой и других [6, 61].
Юрист и психолог - две самостоятельные профессии, которые в настоящее время имеют тенденцию и перспективу слиться в одну. Это очевидный факт, так как любая сделка или участие в процессе требует присутствия высококвалифицированного психолога. Порой стороны, участники спора или конфликта, ведут себя неадекватным сложившейся ситуации образом, проявляя агрессию или замкнутость, а могут, наоборот, быть очень приветливы и играючи отвечать. Тогда юридический психолог, обладающий специальными знаниями, начинает исследовать личность участников процесса, изучая их волевые возможности, эмоции клиентов или клиента, чувства клиента или клиентов, их тревожность, переживания и т.д. Профессиональные и личностные качества в деятельности юридического психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим [2, 58].
Личность психолога, согласно выражению Р. Мэя, является инструментом его работы, поэтому немаловажно, какими свойствами личности обладает психолог-профессионал [8]. Профессия юридического психолога требует от человека, желающего посвятить ей себя, наличия определенных качеств личности, объединяющихся стремлением помочь другому человеку; осознания нравственных основ и гуманистических принципов профессиональной деятельности. По словам А.И. Донцова, психология - это не просто наука или профессия, это - судьба [4]. Труд психолога предполагает систему воздействий на людей в целях их всестороннего развития как активных членов общества. При многообразии форм воздействий объективно существует лишь один реальный механизм таких воздействий - психологический. Только через психику человека можно влиять на его поведение, взгляды, интересы, образ жизни и т. д. Профессиональное мастерство юридическо-