Научная статья на тему 'Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми агрессивного содержания'

Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми агрессивного содержания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / TEENAGERS / COMPUTER GAMES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балабин А.С.

Статья посвещена увлечению компьютерными играми агрессивного содержания среди подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal features of the teenagers who are fond of computer games of aggressive contents

Article is devoted to hobby for computer games of aggressive contents among teenagers.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми агрессивного содержания»

Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми

агрессивного содержания

Personal features of the teenagers who are fond of computer games of aggressive contents

Балабин А.С.,

студент,

Научный руководитель: Петрова С.М., кандидат психологических наук, доцент, Псковский государственный университет

Псков, Россия

Balabin A. S.,

student,

Research supervisor: Petrova S. M., candidate of psychological sciences, associate professor,

Pskov state university Pskov, Russia

Аннотация.

Статья посвещена увлечению компьютерными играми агрессивного содержания среди подростков.

Annotation.

Article is devoted to hobby for computer games of aggressive contents among teenagers.

Ключевые слова: подростки, компьютерные игры.

Key words: teenagers, computer games.

Развитие подростков нашего века происходит в изменяющейся реальности, что приводит к дезадаптивному поведению, распространенной формой которого является увлечение компьютерными играми с агрессивным уклоном (Арестова О.Н., Бабанин JI.H, Войскунский А.Е., Уолтере Р.). В небольших дозах игры дают подростку возможность эмоциональной разрядки, но если пренебречь этими дозами, то они приводят к нежелательным последствиям, затрагивающим все уровни психологической структуры личности подростка.

В компьютерной игре подросток сравнивает себя с персонажем игры, который может совершать любые действия, будь то избиение, хамство или даже убийство, при этом используя любое оружие. Нельзя однозначно утверждать, что после прохождения компьютерных игр подросток будет использовать реальное оружие и совершать преступления, однако в процессе игры формируются фиксированные навыки и импульсы действий определенного характера, реализацию которых может спровоцировать любой сигнал внешнего мира.

Стоит отметить, что в настоящие время представлен ряд исследований, которые доказывают, что компьютерные игры несут и положительный эффект, например: помо-щь подросткам с нарушениями навыков письменной речи, нарушениями пространственного различения, компен-сация речевых нарушений, улучшение координации движений, диагностики дисфункций памяти, пространственных способностей (Badinand-Hubert, N. Bureau, М. Hirsch, Е. Masnou, Р. Nahum, L. Parain, D. &Naquet, R.)[1^ 89].

Особую актуальность в связи с этим приобретают личностные особенности подростков, играющих в

компьютерные игры агрессивного содержания, а именно изменение их состояния. Личностные особенности,

которые присущи подростковому возрасту (большие запросы в сторону родителей, уважение среди сверстников)

1

способствуют острой эмоциональной нестабильности. Увлечение компьютерными играми на этом этапе может сильно повлиять на эмоциональную, волевую и мотивационную сферы, а так же и на поведение подростка.

Исходя из этого, целью исследования явилось: выявление особенностей личности подростков, увлекающихся агрессивными компьютерными играми, а именно особенностей их эмоциональной, волевой и мотивационной сферы.

Объектом исследования - подростки, увлекающиеся компьютерными играми агрессивного содержания.

Предмет исследования - особенности эмоциональной, волевой и мотивационной сферы их личности.

Мы предположили, что подростки, часто играющие в компьютерные игры, отличаются от подростков, редко играющих, по своим особенностям личности, а именно по эмоциональной, волевой и мотивационной сфере.

Исходя из цели и гипотезы, нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические и экспериментальные работы по проблеме влияния компьютерных игр на особенности личности подростков. Проанализировать основные теоретические подходы к обозначенной проблеме, включая изучение психологических особенностей подросткового возраста и анализа игровой деятельности. На основе теоретического анализа по проблеме исследования выделить критерий погружения подростков в компьютерную игровую деятельность, обозначить основные мотивы увлечения подростков компьютерными играми.

2. Проанализировать содержание популярных в подростковой среде ком-пьютерных игр, составить типологию компьютерных игр с позиции влияния их содержания на мотивационную и эмоционально -волевую сферу подростков.

3. Выделить две группы подростков: 1 группа (нормативные или неактивно играющие в компьютерные игры), 2 группа («геймеры» или активно играющие в компьютерные игры)

4. Изучить эмоциональные, волевые и мотивационные особенности подростков обеих групп, а именно их самочувствие, активность и настроение до, во время и после учебной и игровой деятельности, а также их невротичность, общительность, внутренний мотив, волевое усилие.

5. Сравнить особенности эмоциональной, волевой и мотивационной сферы подростков, увлекающихся компьютерными играми агрессивного содержания и сопоставить полученные результаты с данными подрост-ков, не проявляющих интереса к компьютерным играм.

6. Установить взаимосвязь между показателями эмоциональной, волевой и мотивационной сферы подростков увлекающихся компьютерными играми агрессивного содержания и подростками, не проявляющими интерес к играм.

7. Использовать полученные данные в разработке методов психологической профилактики склонно-сти к чрезмерному увлечению и формированию зависимости от ком-пьютерных игр агрессивного содержания у подростков, составляющих «группу риска».

В исследовании были использованы следующие диагностические методики: методика опросник «Самочувствие - активность - настроение». Методика модифицированная форма опросника FРI. Методика «Уровень притязаний» В.К.Горбачевского.

В эксперименте приняли участие 80 человек, пол испытуе-мых - мужской, возраст - 13-14 лет.

Научная новизна исследования определена анализом проблемы личностных особенностей подростков увлекающихся компьютерными играми агрессивного содержания.

В процессе изучения теоретического анализа рассмотрены факторы, оказываю-щие влияние на возможность формирования чрезмерной увлеченности ком-пьютерными играми агрессивного содержания. Изучены личностные особенности, детерминанты увлеченности подрост-ков компьютерными играми.

Рассмотрено и проанализировано содержание популярных в подрост-ковой среде компьютерных игр, обозначена типология компьютерных игр, в том числе игр агрессивного содержания.

На основе анализа основных результатов исследования были выделены личностные свойства, характеризующие подростков, склонных к увлечению компьютерными играми агрессивного содержания: невротичность, депрессивность и эмоциональная лабильность.

Комплексный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что подростки увлекающиеся компьютерными играми агрессивного содержания характеризуются комплексом свойств, диагностика которых отражает возможность патологической зависимости от компьютерных игр. В тоже время выделены элементы самокоррекции (агрессия), наличие которых говорит в пользу использования компьютерной игротерапии и возможности ис-пользовать полученные данные в разработке методов психологической профилактики развития зависимости от компьютерных игр агрессивного содержания у подростков, составляющих «группу риска». Гипотеза подтвердилась

Список используемой литературы

1. Gentile, D.A., Lynch, P.L., Linder, J.R., & Walsh, D.A. The effects of vio-lent video game habits on adolescent hostility, aggressive behaviors, and school performance. Journal of Adolescence, 2004, 27, 5-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.