Научная статья на тему 'Личностные особенности подростков с школьной дезадаптацией'

Личностные особенности подростков с школьной дезадаптацией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Менделевич Б. Д., Волгина С. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности подростков с школьной дезадаптацией»

60 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

'8 (40) ноябрь 2009 г.

Также определялось наличие «-» ассоциативной связи ВОУ с наличием в тканях индивидуумов антигенов HLA-DRB1*07 (19,17% против 30,1% в контроле, Х2=4,2, Р<0,05, RR=0,39), HLA-DRB1*15(2) (25% против 37% в контроле, Х2 =4,3, P<0,05, RR=0,38), HLA-DQB1*0302 (9,9% против 19,4% в контроле, Х2=3,97, P<0,05, RR=0,47), а также фенотипических сочетаний антигенов HLA-A1-9 (0,7% против 3,9% в контроле, X2=4,6, Р<0,05, RR=0,25), HLA-A9-11 (0,7% против 4,6% в контроле, Х2=5,5, RR=0,22) и гаплотипических комбинаций HLA-A3-B7 (8,1% против 84,1% в контроле, RR=0,02), HLA-A11-B35 (2,9% против 29,9% в контроле, RR=0,08), HLA-A19-B27 (1,5% против 13,4% в контроле, RR=0,12). Выяснилось, что у больных с ОП отмечалась «+» ассоциация заболевания с наличием межлокусной комбинации антигенов HLA-A11-B27 (0,85% против 0,01% в контроле, RR=2,7). Также были выявлены и HLA-предикаты, свидетельствующие о резистентности индивидуумов к данной патологии: наличие в тканях антигенов HLA-DRB1*07 (16% против 30,1% в контроле, Х2=6,5, Р<0,05, RR=0,45), HLA-DRB1*09 (0% против 2% в контроле, Х2=4,4, Р<0,05, RR=0,21), HLA-DRB1*15(2) (22% против 36,9% в контроле, Х2=6,15, Р<0,05, RR=0,49), внутрилокусного антигенного сочетания HLA-A9-11 (0,85% против 7% в контроле, Х2=4,6, Р<0,05, RR=0,25), а также гаплотипических комбинаций HLA-A2-B12 (8,6% против 62% в контроле, RR=0,06), HLA-A3-B7

(7,7% против 84,1% в контроле, RR=0,02), HLA-A11-B35 (2,6% против 29,9% в контроле, RR=0,07).

Таким образом, для больных ВОУ характерна «+» ассоциативная связь заболевания с антигеном HLA-B8 и гаплотипи-ческими комбинациями антигенов HLA-A2-B17 и HLA-A3-B13. Носительство этих иммуногенетических маркеров увеличивает риск развития ВОУ в 2,1-8,5 раз. Резистентностью к развитию ВОУ обладают индивидуумы с антигенами HLA-DRB1*07, HLA-DRB1*15(2), HLA-DQB1*0302, фенотипами HLA-A1-9, HLA-A9-11 и гаплотипами HLA-A3-B7, HLA-A11-B35, HLA-A19-B27. Для больных ОП установлена «+» ассоциативная связь заболевания с межлокусной комбинацией антигенов HLA-A11-B17. Носительство этого иммуногенетического маркера увеличивает риск развития заболевания в 2,7 раза. Резистентностью к развитию ОП обладают индивидуумы с антигенами HLA-DRB1*07, HLA-DRB1*09, HLA-DRB1*15(2), фенотипом HLA-A9-11 и гаплотипами HLA-A2-B12, HLA-A3-B7, HLA-A11-B35.

Наличие определенных иммуногенетических детерминантов у детей с ВОУ определяет возможность использования методов HLA-типирования для диф. диагностики ВОУ со схожими по проявлениям заболеваниями и состояниями, для определения риска осложнения обструктивной патологии вторичным ОП либо врожденной резистентности к нему, а следовательно — для объективизации врачебной тактики в данной группе больных.

159.923-057.874

Б.Д. МЕНДЕЛЕВИЧ, С.Я. ВОЛГИНА

Казанская государственная медицинская академия

Личностные особенности подростков с школьной дезадаптацией

Исследование подростков из различных групп с помощью теста СМОЛ позволило количественно и качественно описать профиль личности и оценить степень различий личностных особенностей.

Как показали результаты исследования 110 подростков из группы, отнесенной к норме (группа 1) на основании анкетных данных и др. объективных характеристик поведения, 70 подростков из группы риска (группа 2), а также 76 подростков, включенных в группу с дезадаптированным поведением (группа 3), усредненные профили личности обследованных по большинству шкал оказались сходными. Ни в одной из изученных групп усредненный профиль не выходил за границы 70 Т, т.е. не мог признаваться психопатологическим. Содержательно профиль личности обследованных характеризовался такими одинаково выраженными параметрами, как невротический сверхконтроль, эмоциональная лабильность, склонность к психопатической дезадаптации. По всем перечисленным характеристикам группы не различались друг от друга. Однако можно было отметить тенденцию более выраженных показателей по всем шакалам в группе подростков с дезадаптацией, более низких в группе нормы и среднее положение профиля обследованных из группы риска, что подтверждало распределение

подростков по группам на основании клинико-психологических характеристик.

Всех обследованных подростков (особенно мальчиков) характеризовал повышенный уровень индивидуалистичности и аффективной ригидности. Повышенные показатели профиля по СМОЛ по 8 и 6 шкалам (до 50-58 и 45-55 Т соответственно) могли указывать на то, что обследованные обостренно чувствовали собственную «инакость», особенность, изолированность, выделяли себя из окружения сверстников. Полученные результаты позволяли предполагать, что типичным для подростков являлось обостренное чувство справедливости, обидчивости, склонности к застреванию на отрицательных эмоциональных переживаниях. Однако исследование показали, что эти личностные характеристики были свойственны всем подросткам вне зависимости от того, выявлялись ли у них клинически признаки деаздаптации или нет.

Результаты исследования по СМОЛ девочек не выявили достоверных различий по отдельным шкалам между группами. В то время как у мальчиков они обнаруживались по отдельным шкалам. При этом было обнаружено, что по 5 шкалам СМОЛ определялись достоверные различия между группами

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

'8 (40) ноябрь 2009 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА 61

с дезадаптацией и нормативным поведением. Между группой с дезадаптацией поведения и группой риска не отмечалось достоверных различий ни по одной шкале, а между группами 1 и 2 лишь по одной.

Качественный анализ достоверных различий между группами 1 и 3 по отдельным шкалам СМОЛ показал, что подростков с дезадаптацией поведения по сравнению с нормативным поведением характеризуют: существенно более выраженный уровень депрессии, тревожности, индивидуалистичности и аффективной ригидности. На основании полученных данных можно утверждать, что мальчики-подростки, у которых, по мнению учителей и родителей, наблюдаются снижение школьной успеваемости, обнаруживаются конфликты со сверстниками и коммуникативные проблемы, в большей степени склонны к эмоциональной переработке конфликтов, и у них достоверно чаще представлено реагирование по типу депрессии и тревоги. Данный факт позволяет утверждать, что нарушения поведения у подростков из группы с дезадаптацией носят осознаваемый характер, что у этих мальчиков присутствует критичность оценки собственного поведения, и что дезадаптивный паттерн поведения вызывает у них вторичные эмоциональные переживания. Возможно, основой нарушений поведения у них может служить завышенный уровень индивидуалистичности, притязаний с не-подтверждаемой окружающими завышенной самооценкой. Это

подтверждается и показателями по 9 шкале, которые в некоторой степени противоречат высоким показателям по 2 шкале. Вероятно, именно поэтому данным подросткам характерны такие свойства, как обидчивость, злопамятность, склонность долго переживать несправедливое (с их точки зрения) отношение к ним со стороны сверстников и взрослых (пик по 6 шкале СМОЛ). С другой стороны, можно отметить тот факт, что отсутствие «синхронизации» по 2 и 9 шкалам в группе мальчиков-подростов с дезадаптивным поведением указывает на выраженный внутриличностный конфликт, характеризующийся тем, что собственные выраженные эмоциональные переживания они склонны скрывать за маской бравады и демонстрации собственной исключительности.

Достоверные различия по шкале пессимистичности/оптимистичности были обнаружены не только между группой обследованных с нормативным поведением и группой с дезадаптацией поведения, но и между первой и группой риска. То есть результаты по СМОЛ показали, что показатель оптимизма/ пессимизма является системообразующим и определяющим склонность мальчиков-подростков к дезадаптивным стереотипам поведения.

Таким образом, результаты исследования по данным СМОЛ позволили выявить сущностные личностные отличия подростков с различной степенью поведенческой адаптации.

616.61-002.3-053.2

Т.В. МИХАЙЛОВА, Д.Р. МУСТАКИМОВА

Казанская государственная медицинская академия

Особенности обмена железа у детей с хроническим вторичным пиелонефритом

Цел ь: определить частоту развития и характер анемии у детей с хроническим вторичным пиелонефритом.

Проведено комплексное клинико-лабораторное обследование 200 детей от 0 до 17 лет с хроническим вторичным пиелонефритом, их них 138 (69%) девочек и 62 (31%) мальчиков. У 50 (25%) больных наблюдался обструктивный (ХВПНоб), у 40 (20%) — дизметаболический (ХВПНд) и у 110 (55%) — смешанный (обструктивно-дизметаболический) тип пиелонефрита (ХВПНобд). С целью уточнения характера анемии проводился клинический анализ крови с расчетом эритроцитарных индексов, количества ретикулоцитов, определением сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки, степени насыщения трансферрина железом, общего билирубина и фракций, С-реактивного белка.

Анемия была выявлена у 33 (16,5%) детей с хроническим пиелонефритом, из них у 32 (97%) детей — легкой степени и у 1 (3%) — средней степени тяжести. Установлено, что анемия в два раза чаще встречалась у детей с активной стадией 22 (66,7%), чем у детей с неактивной стадией пиелонефрита 11 (33,3%). Синдром анемии чаще наблюдался у больных с ХВПНоб — 10 (30,3%) и ХВПНобд — 19 (57,6%), по срав-

нению с ХВПНд — 4 (12%). У 16 (48,5%) больных с анемией давность заболевания превышала 5 лет. У 1 (3%) ребенка имелось снижение концентрационной функции почек. По данным клинического анализа крови признаки гипохромии эритроцитов выявлены у 4 (12%) детей, микроцитоз — у 1 (3%). По результатам обследования у 9 (41%) детей с анемией и активной фазой пиелонефрита выявлен сниженный уровень сывороточного железа, при этом снижение степени насыщения трансферрина железом имелось у 2 (22%) детей, а общая железосвязывающая способность сыворотки была в пределах нормальных значений у 6 (67%) или снижена у 3 (33%) больных. У всех детей с анемией и неактивной фазой пиелонефрита сывороточное железо крови, степень насыщения трансферрина железом и общая железосвязывающая способность сыворотки были в пределах нормальных значений.

Таким образом, у большинства детей с хроническим вторичным пиелонефритом анемия носила не железодефицитный, а перераспределительный характер. В патогенезе развития анемии имело место нарушение метаболизма железа в результате нарушения реутилизации его из депо на фоне хронического бактериального воспалительного процесса в почках.

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.