Научная статья на тему 'Личностные особенности кардиологических больных с паническим расстройством'

Личностные особенности кардиологических больных с паническим расстройством Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуреева И. Л.

Данная работа посвящена исследованию психологических особенностей кардиологических больных с паническими атаками (ПА), т. к. в ее основу легло предположение, что тревожно-фобические расстройства могут ухудшать соматическое состояние, а некоторые личностные установки, возможно, оказывают влияние на формирование приступов. Анализ полученных результатов выявил в личностной структуре кардиологических больных с ПА отличительные особенности. Больные отличаются высоким уровнем тревожности и выраженной психопатологической и соматической симптоматикой; преобладанием дезадаптивных, по Эллису, установок; наличием убеждений, что многое в их жизни бессмысленно, бесконтрольно и зависит от внешних обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Characteristic Features of Cardiology Patients with Panic Attacks

This study is devoted to the research of psychological characteristic features of cardiology patients with panic attacks (PA), it is based on the assumption that anxiety phobic disorders may worsen somatic condition, and some personal dispositions may trigger attacks. Analysis of the obtained results has revealed the distinctive features of personal structure of cardiology patients with PA. Such patients have distinctly vivid level of anxiety and expressed psychopathological and somatic symptoms; prevalence of de-adaptive dispositions, according to Allis; they are convinced that many things in their life are senseless, out of control and depend on external events.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности кардиологических больных с паническим расстройством»

И. Л. Гуреева

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРДИОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ПАНИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ

Паническое расстройство ^ 41.0) — это повторяющиеся, неожиданные и необъяснимые для самого индивида панические атаки. Панические атаки (ПА) — это внезапно, т. е. неожиданно возникающие состояния интенсивно переживаемой тревоги, которые сопровождаются множеством соматических и психических симптомов и чувством постоянной угрозы1.

Панический приступ настигает человека в обычных повседневных ситуациях, не предрасполагающих к развитию тревоги, иногда даже во время сна. Поскольку приступ сопровождается пугающими физическими симптомами и нарушениями восприятия, пациенты часто думают, что у них развился настоящий сердечный приступ или другая опасная для жизни болезнь, а также опасаются утратить контроль над собой или лишиться рассудка2.

Современная наука рассматривает паническое расстройство (ПР) как заболевание, которое вызывают разные причины и факторы: биологические, психологические и социальные, образуя тем самым биопсихосоциальную модель паники. В данном случае могут иметь место биохимические и гормональные изменения в организме человека, вегетативные и эмоциональные нарушения, недостаточная социальная защищенность людей в стрессогенных условиях современной жизни3.

По крайней мере, две трети симптомов панической атаки (ПА) отражают ощущения в вегетативной сфере, поэтому вегетативную дисрегуляцию рассматривают в качестве ведущего фактора патогенеза ПА. По данной причине в медицинской практике нередко возникают проблемы дифференциально-диагностического порядка, обусловленные тем, что соматические симптомы, входящие в структуру ПР, приводят или к гипердиагностике соматического заболевания или, напротив, перекрывая его симптоматику, к его недооценке4.

Феномены болевых ощущений в грудной клетке, приступы сердцебиения и другие кардиоваскулярные проявления могут быть характерными симптомами невротических расстройств: соматоформной вегетативной дисфункции, фобических, тревожных расстройств (панического расстройства) у больных как с измененными, так и с неизмененными коронарными артериями. Проблема состоит в том, что патологические болевые ощущения, вызванные коронарной болезнью сердца (КБС), трудно отличить от психогенной боли, особенно потому, что они не бывают взаимоисключающими5.

Каждый человек — это констелляция индивидуальных характерологических особенностей, определенный тип нервной системы, темперамента, различные мировоззренческие установки и также индивидуальная реакция на стрессовые ситуации. Кого-то стресс мобилизует, а на кого-то действует разрушающе, наполняя личность негативными эмоциями, в частности тревожно-фобическими. Поэтому важно выявление тех личностных черт, которые могут способствовать развитию ПР, усугубляя тем самым имеющиеся соматические заболевания, в частности ИБС.

Актуальность темы. Диапазон исследований панических атак в анамнезе кардиологических заболеваний не очень широк (О. П. Вертоградова и др., 1994; В. Я. Семке и др.,

© И. Л. Гуреева, 2008

1994; А. Б. Смулевич и др., 2004). Что касается исследования психологических характеристик кардиологических больных с ПА, нужно отметить, что по этой теме существует совсем мало исследований, и результаты их неоднозначны. Поэтому данная проблема представляется достаточно важной и актуальной.

Запущенные панические расстройства могут приводить человека к социальной изоляции, к значительному падению качества жизни, к депрессии и к ухудшению соматического состояния. Страхи и подавленность, обусловленные паническим расстройством, больные часто пытаются смягчить алкоголем или успокаивающими препаратами, которые при излишнем их применении могут привести к злоупотреблению и возникновению алкогольной или лекарственной зависимости6.

Исходя из актуальности вышеизложенной темы, целью нашего исследования явилось изучение психологических особенностей личности как факторов, способствующих формированию панических расстройств на фоне имеющегося кардиологического заболевания.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Определить имеющийся у пациентов уровень тревожности;

2. Выявить степень выраженности патопсихологической симптоматики у обследуемых пациентов;

3. Исследовать личностные факторы, приводящие к формированию панических атак;

4. Изучить смысложизненные ориентации и установки личности, а также их роль в возникновении тревожно-фобических расстройств.

В основу исследования легло предположение о том, что тревожные и панические расстройства могут провоцировать развитие соматических и психических нарушений или усиливать их, что определенная личностная организация человека может оказывать влияние на формирование приступов. В связи с этим актуальным является исследование психопатологической симптоматики и личностных особенностей у кардиологических больных.

Всего было обследовано 160 человек, поделенных две группы: первая группа (90 пациентов) включала в себя кардиологических больных с паническими атаками, вторая группа (70 пациентов) — кардиологических больных без приступов паники.

В исследовании использовались следующие методики: SCL-90-R, интегративный тест тревожности (ИТТ), уровень субъективного контроля (УСК), иррациональные установки Эллиса, смысложизненные ориентации (СЖО). Данные, полученные по методикам, были обработаны с помощью компьютерной программы SPSS 12.

По показателям методики ИТТ выявлены статистически значимые различия во всех шкалах (р = 0,001). При этом можно отметить, что тревожные проявления в первой группе существенно выше, чем во второй. Исходя из полученных результатов по методике ИТТ, можно сказать, что у пациентов первой группы тревожность является устойчивой индивидуальной характеристикой, уровень которой может повышаться или снижаться в зависимости от ситуации. В связи с этим у данной группы часто обнаруживаются эмоциональные нарушения, расстройства сна, ограничения социальных контактов, «хронические» страхи, проецируемые как на текущие события, так и на будущие. Также пациенты первой группы подвержены быстрой утомляемости, вялости и пассивности. Они часто беспокоятся по поводу прогноза своего заболевания и неэффективности лечения. Такие пациенты переживают чувство собственной беспомощности и бесполезности, ощущение надвигающейся катастрофы. Они во всем сомневаются и испытывают постоянную озабоченность. У пациентов второй группы средние значения не превышают нормального уровня тревожности. Поэтому здесь можно говорить об адаптивной тревоге как о естественной и обязательной особенно-

сти активной деятельности человека. Пациенты данной группы адекватно оценивают свою жизненную ситуацию, в частности состояние здоровья. Они не склонны преувеличивать или недооценивать тяжесть своего заболевания.

В результате анализа средних значений с помощью /-критерия Стьюдента по методике SCL-90-R во всех шкалах выявлены статистически значимые различия (р = 0,001), по шкале «враждебность» р = 0,002. Таким образом, можно отметить, что выраженность психопатологической симптоматики в первой группе существенно выше, чем во второй.

Проанализировав полученные данные по вышеуказанной методике, мы увидели, что в первой группе сильно выражены нарушения, называемые соматизацией. Жалобы больных сфокусированы на телесном дискомфорте, который связан с кардиологической, гастроэнтерологической, неврологической и другими системами. Пациенты оценивают свое соматическое здоровье очень низко, что может существенно ухудшать состояние эмоциональной сферы, формируя депрессивный фон. Они часто испытывают слабость, тошноту и головокружение, боли в области сердца и желудка. Такие интенсивные негативные ощущения могут быть как реально существующими симптомами, так и результатом отрицательного настроя. Также у пациентов первой группы сильно выражены такие симптомы, как обсессивно-компульсивные, депрессивные, тревожные, фобические. Здесь у больных четко прослеживается тревожно-депрессивный настрой с навязчивыми негативными мыслями относительно своей личности, своего состояния и своего будущего. Они часто испытывают чувство одиночества и подавленное настроение. У данных пациентов определяются стойкие тревожно-фобические симптомы, такие как нервозность, беспричинный страх, напряжение и дрожь, а также приступы паники, ощущение опасности и иррациональных страхов. Они боятся открытых мест, поездок на транспорте, боятся оставаться одни.

У пациентов второй группы средние значения по шкале «соматизация» тоже высокие, но значительно ниже, чем в первой группе (р = 0,001). Результаты, обнаруженные во второй группе, более достоверны, т. к. соответствуют действительному состоянию пациентов. По другим шкалам у кардиологических больных второй группы результаты соответствуют норме или незначительно выше нормы.

Анализ средних значений с помощью ^критерия Стьюдента, по методике УСК выявил статистически значимые различия по всем шкалам, кроме параметра «интернальность здоровья». Подводя итоги, можно сказать, что в первой группе по некоторым показателям сильнее выражен экстернальный тип контроля над соответствующими ситуациями. Особенно четко данный факт проявляется в первых четырех шкалах: «общая интернальность» (р = 0,001), «интернальность в области достижений» (р = 0,001), «интернальность в области неудач» (р = 0,003), «интернальность в семейных отношениях» (р = 0,002).

Исходя из полученных данных по шкале «общая интернальность», можно утверждать, что пациенты первой группы демонстрируют заниженный уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Они часто не видят связи между своими действиями и происходящими в их жизни событиями. Другими словами, такие люди иногда плохо контролируют различные жизненные ситуации, полагают, что многое в жизни является результатом случая или действия других людей, склонны к пассивному образу жизни и к перекладыванию ответственности за себя и свои действия на внешние обстоятельства.

Анализ результатов по шкале «интернальность в области достижений» позволяет сделать вывод о том, что пациенты не склонны считать, что сами добились тех успехов, которые у них есть. Напротив, они приписывают свои достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей, обнаруживая

тем самым зависимость от внешних факторов и неспособность управлять эмоционально положительными событиями своей жизни. Все это может существенно снижать веру в возможность достижения успеха собственными силами и тем самым занижать самооценку и самоуважение личности.

Показатели по шкале «интернальность в области неудач» свидетельствуют о недостаточно развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям. Данный факт может проявляется в склонности приписывать ответственность за свои жизненные неудачи другим людям и внешним обстоятельствам. Пациентам трудно рассматривать свои неудачи как результат собственных ошибок, которые в дальнейшем можно использовать как опыт, чтобы не допустить повторения ошибок.

Результаты по шкале «интернальность в семейных отношениях» показывают, что пациенты первой группы зачастую не считают себя ответственными за события в собствнной семейной жизни. Другими словами, возлагают ответственность за происходящие события на своего партнера или на стечение обстоятельств, тем самым лишая себя возможности активно участвовать в строительстве своего счастья.

Неверие в свои силы, в свою самостоятельность, в способность управлять своей жизнью вызывает у человека ощущение неуверенности в завтрашнем дне, что может выливаться в чувство тревоги перед неизвестными событиями, которые предопределяют жизнь человека. Плохо развитое чувство ответственности за свою жизнь у пациентов первой группы оказывает влияние на формирование инфантильности в межличностных отношениях, в способе разрешения кризисных ситуаций, в отношении к своему здоровью.

Анализ средних значений по методике иррациональные убеждения Эллиса выявил статистически значимые различия по всем шкалам методики (р = 0,001). На основании чего можно сказать, что в первой группе уровень выраженности иррациональных убеждений намного выше, чем во второй. Учитывая полученные данные, можно заметить, что пациенты первой группы воспринимают многие жизненные события негативно, преувеличивая их трагичность и значимость. Они зачастую считают, что если дела идут не так, как запланировано, то это ужасно. Напротив, пациенты второй группы не склонны преувеличивать значимость неприятных ситуаций, не считая их ужасными, несмотря на то, что они причиняют беспокойство. Также пациенты первой группы предъявляют к себе завышенные требования, стремятся быть абсолютно совершенными и успешными, однако, в связи с тем, что такой «абсолютизм» непродуктивен, люди с подобными притязаниями склонны к появлению чувства неполноценности и чувства страха перед неудачей, что часто приводит к возникновению различных фобий. В свою очередь пациенты второй группы стараются жить так, как получается, находя удовольствие в жизненном процессе. Необходимо отметить также, что пациенты первой группы очень требовательны к окружающим, и если они не оправдывают их ожиданий, то незамедлительны жесткому осуждению со стороны испытуемых. Такое поведение иррационально, поскольку не существует абсолютных стандартов истинного поведения, и все люди допускают ошибки. Исходя из вышеизложенного, закономерным является тот факт, что для пациентов с паническими атаками характерны низкие фрустра-ционная толерантность и самооценка.

Анализ средних значений с помощью /-критерия Стьюдента по методике СЖО также выявил статистически значимые различия по всем шкалам методики (р = 0,001). На основании чего можно сказать, что в первой группе уровень осмысленности жизни намного ниже, чем во второй. Полученные данные позволяют утверждать, что пациенты первой группы плохо представляют себе будущее, их жизненные цели и ориентиры не определены.

Лишенная четкой структуры жизнь может представляться человеку бессмысленной и пустой. Пациенты первой группы не удовлетворены своим настоящим в полной мере. В их жизни нет яркого интереса, смысла и эмоциональной насыщенности. Также нужно отметить, что данные пациенты испытывают чувство неудовлетворенности пройденным отрезком жизни. Низкий уровень осмысленности жизни и неверие в свои силы и возможности могут приводить к различным невротическим и тревожным нарушениям.

Таким образом, исследование выявило у кардиологических больных с ПА высокий уровень тревожности и патопсихологической симптоматики, а также неверие в свои силы и в самостоятельность. Вместе с тем пациенты первой группы занимают пассивную жизненную позицию и плохо различают в своем прошлом, настоящем и будущем источник смысла жизни, у них достаточно сильно выражены иррациональные установки, что может приводить к серьезной дезадаптации в окружающей среде и декомпенсации имеющихся патологических состояний. Кроме того, исследование позволило определить особый взгляд данных больных на жизнь: через призму субъективного ощущения опасности и зависимости от внешних обстоятельств.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты дают возможность разработать комбинированную систему биопсихосоциальных методов лечения и профилактики заболевания с учетом личностных особенностей индивида.

1 Панические атаки / А. М. Вейн, Г. М. Дюкова, О. В. Воробьева, А. Б. Данилов. СПб., 1997.

2 Вертоградова О. П., Довженко Т. В., ВасюкЮ. А. Кардиофобический синдром (клиника, диагностика, терапия) // Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология. М., 1994. С. 89-94.

3 Гиндикин В. Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства. М., 2000. С. 17.

4 Тумалаева 3. Н. Вариабельность ритма сердца у больных паническими атаками до и после лечения алпра-золамом (кассадан): Автореф. канд. дис. М., 1998.

5 Mental disorders in patients with noncardiac chest pain / P. J. Alexander, S. G. Prabhu, E. S. Krishnamoorthy, P. C. Halkatti // Acta Psychiatr Scand. 1994. Vol. 89. № 5. P. 291-293.

6 Погосова И. А. Клинико-динамическая характеристика и факторы риска панических расстройств: Автореф. канд. дис. Томск, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.