Научная статья на тему 'Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек с разной степенью финансовой независимости'

Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек с разной степенью финансовой независимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1264
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сепарация / независимость / самостоятельность / отношение / личность / separation / independence / attitude / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Маленова Арина Юрьевна

Исследуется ситуация сепарации детей от родительской семьи в юношеском возрасте. Финансовая независимость выделяется как фактор, способный оказать воздействие на отношение к ситуации сепарации и связанный с некоторыми личностными особенностями. Различия были найдены для когнитивного компонента отношения к ситуации, а также в области проявления такого качества, как стремление к доминированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна, Маленова Арина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL QUALITIES AND ATTITUDE TO THE SITUATION OF SEPARATION BY ADOLESCENTS WITH DIFFERENT DEGREES OF FINANCIAL INDEPENDENCE

The article is devoted to the separation from the parental family in the adolescence. Financial independence stands out as a factor that can impact to the attitude to the situation of the separation and connected with some personal qualities. The differences were found for the cognitive component of attitudes to the situation, as well as in the field of display such qualities as the desire for domination.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек с разной степенью финансовой независимости»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2015. № 2. С. 16-23.

УДК 159.922.6

Ю. В. Потапова

Омский государственный медицинский университет

А. Ю. Маленова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФИНАНСОВОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Исследуется ситуация сепарации детей от родительской семьи в юношеском возрасте. Финансовая независимость выделяется как фактор, способный оказать воздействие на отношение к ситуации сепарации и связанный с некоторыми личностными особенностями. Различия были найдены для когнитивного компонента отношения к ситуации, а также в области проявления такого качества, как стремление к доминированию.

Ключевые слова: сепарация; независимость; самостоятельность; отношение; личность.

Yu. V. Potapova

Omsk State Medical University

A. Yu. Malenova

Omsk State University n.a. F. M. Dostoevskiy

PERSONAL QUALITIES AND ATTITUDE TO THE SITUATION OF SEPARATION BY ADOLESCENTS WITH DIFFERENT DEGREES OF FINANCIAL INDEPENDENCE

The article is devoted to the separation from the parental family in the adolescence. Financial independence stands out as a factor that can impact to the attitude to the situation of the separation and connected with some personal qualities. The differences were found for the cognitive component of attitudes to the situation, as well as in the field of display such qualities as the desire for domination.

Keywords: separation; independence; attitude; personality.

Юношеский возраст сопровождается чередой изменений, которые предваряют переход человека от зависимости, инфантильности к состоянию взрослого, самостоятельного человека. Заметную роль в данном процессе играет явление сепарации молодого человека от родительской семьи. По мнению

Э. Фромма, подлинной зрелости, сопровождающейся способностью творить, создавать и любить отличное от себя существо, человек может достичь только в случае совершения полноценного отделения от первичной общности, в которой он находился. Ему необходимо выйти из группы, чтобы возвыситься над ней, войти в «метапозицию» наблюдателя - и только тогда он сможет объ-

ективно смотреть на вещи, освободившись от иллюзий, навязанных группой, от отсутствия выбора в оценивании тех или иных явлений, провоцируемого нехваткой внегруппового опыта взаимодействия [9]. Таким образом, чтобы простроить перспективу дальнейшей жизни, определиться с вопросами развития своей семьи, себя как будущего профессионала, родителя и супруга, субъект должен иметь собственное представление об основных явлениях действительности, сформировать независимый взгляд на мир, происходящие в нем события [1].

Созвучными являются и идеи В. И. Сло-бодчикова об обретении зрелости как о факте перемены форм взаимодействия ребенка

© Потапова Ю. В., Маленова А. Ю., 2015 16

Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек...

с социальным окружением. Начало нашей жизни характеризуется «со-бытийностью», то есть переживанием бытия вместе с другими, отождествлением себя со взрослыми, а переход к подлинно зрелому этапу функционирования обозначается процессами обособления о них, или «само-бытийностью» [8].

Сепарация, или отделение, - сложное, многоплановое явление, которое может быть понято как формирование внутренней установки по отношению к родителям, самому себе, которая заключается в осознании себя как отдельно существующего субъекта. Н. Е. Харламенкова утверждает, что такие качества, как субъектность, ответственность, активность личности, являются факторами внешней и внутренней сепарации, «делают человека самостоятельным, автономным,

обеспечивают адаптацию личности к неопределенности и трудным жизненным ситуациям, деструктивным социальным процессам, жизненным кризисам» [10, с. 83]. Для достижения такого состояния необходимы сознательные усилия, долгосрочная рефлексивная работа. Существует мнение о том, что достичь полной сепарации человеку не удается раз и навсегда в какой-то определенный момент времени, данный процесс охватывает многие годы жизни человека и объединяет в себе как внутренние, так и внешние планы постепенного обретения независимости [10]. Существуют четыре аспекта процесса сепарации в юношеском возрасте:

1) эмоциональный - независимость от родительского одобрения и неодобрения;

2) конфликтный - свобода от негативных эмоций во взаимоотношениях с родителями, которые бы возвращали человека мысленно в ситуацию семейного взаимодействия и препятствовали его желанию идти дальше и решать актуальные вопросы настоящего;

3) аттитюдный - независимость во взглядах и оценках явлений реальности, самостоятельность суждений, позиций;

4) функциональный - возможность жить отдельно от родительской семьи, финансовая независимость, умение обеспечивать себя [12].

Последнему из перечисленных аспектов сепарации посвящено наше исследование, необходимость в котором вызвана недостаточностью эмпирических данных при доминировании, полученных преимущественно на зарубежных выборках. Безусловно, специфи-

ка семейных взаимоотношений в нашей стране отражается на сепарационных процессах и имеет значительные следствия как для всех членов семьи, так и для общества в целом. Возникающие трудности отделения от первичной группы благодаря тесным, симбиотическим связям настоятельно требуют психологического сопровождения, которое, в свою очередь, невозможно без предварительного и глубокого изучения проблемы.

Поскольку формирование внешних и внутренних аспектов сепарации идет взаимосвязано, то исследование каждого из них позволяет сформировать целостное понимание этого процесса. Внешний аспект сепарации представляется наиболее релевантным для изучения в условиях ограниченности количества эмпирических данных, поскольку он обладает следующим преимуществом - его критерии легко определимы и объективно наблюдаемы. В качестве таковых мы обозначили самостоятельность (физическую отделен-ность) проживания юноши от родительской семьи и степень его финансовой независимости. Для удобства обозначения изучаемых групп с точки зрения их совместности / отдельности проживания от родителей мы ввели понятие «сепарационный статус». Для юношей, живущих вместе с родителями, мы использовали понятие «предсепарационный статус», для живущих отдельно - «постсепа-рационный». Таким образом, понятийное поле, включаемое в конструкт «сепарация», мы для начала ограничили ситуационно, взяв в качестве признака физическое отделение молодых людей от родительской семьи. Именно это дает нам возможность делить жизнь молодого человека на «до» и «после» ухода из родительского дома и разделять выборку по такому принципу. В исследовании мы опираемся на личностно-ситуационный подход в изучении психологических явлений, который подразумевает, что поведение человека является функцией от непрерывного процесса взаимодействия (interaction) личности и ситуации. Личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта. Существенными личностными детерминантами поведения являются когнитивные и мотивационные особенности. Существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуации [11].

17

Ю. В. Потапова, А. Ю. Маленова

В подходе к определению степени самостоятельности / сепарации человека от родителей через факторы отдельного проживания и финансовой независимости мы не является первыми - ряд авторов обращается к ним. В частности, в исследовании О. Ю. Гроголевой, посвященном самостоятельности в юношеском возрасте, такие критерии были апробированы и легли в основу изучения ответственности, суверенности, автономности и особенностей построения психологического пространства [3].

В дополнение к предложенным критериям были определены степени финансовой независимости на выборке студентов. Поскольку большинство из изучаемых нами молодых людей, обучаясь в вузе, не имели полной независимости в материальном плане, обозначив степени, а не просто факт зависимости / независимости и отделив их четкие критерии, мы смогли точнее их дифференцировать. В выделении критериев финансовой независимости мы опирались на закономерности построения социологического исследования, в котором обозначаются градации финансового положения респондента [7]. На основе систематизации данных, полученных с помощью открытых вопросов первых пилотажных исследований, нами было выделено пять степеней финансовой независимости:

1. Полная зависимость от родителей, отсутствие какого-либо собственного заработка.

2. Небольшой заработок (в виде стипендии или нерегулярных подработок), который не может обеспечивать жизнь человека полностью, но дает ему собственные деньги на нужные покупки.

3. Регулярный заработок, позволяющий удовлетворить первичные потребности (вроде еды, оплаты коммунальных счетов или аренды недорогой недвижимости), но не позволяющий в полной мере быть не зависимым от родителей: крупные покупки помогают делать они.

4. Полная финансовая независимость от родителей, обеспечение всех своих потребностей - от первичных до вполне дорогих покупок.

5. Степень, в которой человек не только зарабатывает на свои нужды, но и помогает родителям финансово.

Объектом нашего исследования является ситуация сепарации, предметом - личность молодого человека и особенности его отно-

шения к ситуации отделения от родительской семьи в юношеском возрасте. Изучение последнего и выступило целью нашего исследования через призму степени финансовой независимости и сепарационного статуса студентов.

Задачи исследования предполагали последовательное изучение эмоционального и когнитивного компонентов отношения к ситуации сепарации, а также личностных особенностей молодых людей с разным сепара-ционным статусом и разной степенью финансовой независимости.

Выборка составила 273 человека, критериями включения в которую выступили:

1. Социальный статус: студенты.

2. Национальность: русские (национальность учитывалась для того, чтобы нивелировать культуральные различия, необходимо присутствующие в различном отношении к вопросам семьи и взаимодействия с родителями).

3. Возраст: от 18 до 21 года, средний возраст - 19,5 лет (были исключены студенты старшего возраста по причине малой представленности их в выборке и для нивелирования воздействия возрастных процессов на оценку ситуации сепарации).

4. Особенности семейной ситуации: воспитание в полных семьях (критерий введен для ограничения влияния факторов, связанных с особенностями взаимоотношений единственного родителя с ребенком, так как в неполной семье может наблюдаться слабая дифференцированность семейной системы, искажение в детско-родительском взаимодействии, появление новых ролевых установок и функций и несколько иная эмоциональная нагру-женность отношений родителей и детей [2]).

Для сбора данных применялись методы анкетирования и тестирования. Последнее включало следующие методики:

1) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса -Р. Даймонд в адаптации и модификации А. К. Осницкого [6];

2) анкета «Оценка трудных ситуаций» А. Ю. Маленовой [4];

3) авторская анкета, созданная на основе результатов пилотажных исследований, включающая в себя шкалы, позволяющие оценить степень проявления того или иного эмоционального состояния в ситуации сепарации.

18

Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек...

Методы математической статистики: первичные описательные статистики, критерий Колмогорова - Смирнова, критерий значимости различий Манна - Уитни. Для обработки данных использовалась программа IBM SPSS Statistic 20.

Перейдем к анализу полученных результатов. В настоящем исследовании количество респондентов по степени финансовой независимости распределилось так, как показано в табл. 1.

Среди юношей с постсепарационным статусом никто не обладал полной финансовой независимостью (4-я степень), среди тех, кто еще живет вместе с родителями, таковых набралось лишь 4 %. Молодых людей с 3-й степенью финансовой независимости также было слишком мало для полноценного сравнения (12 % от постсепарационной выборки, и 6 % от предсепарационной), поэтому изучались и сравнивались всего две степени: максимальная финансовая зависимость и минимальная независимость.

Сравнение особенностей эмоционального, когнитивного компонентов отношения к ситуации сепарации в юношеском возрасте, а также личностных особенностей юношей и девушек производилось в два этапа:

- сравнивались группы с одинаковой степенью финансовой независимости, но с разным сепарационным статусом;

- сравнивались группы с одинаковым се-парационным статусом и разной степенью финансовой независимости.

В области эмоционального компонента отношения к ситуации сепарации были найдены различия в группах с одинаковой степенью финансовой независимости, но разными сепарационными статусами (см. табл. 2).

В обоих случаях юноши и девушки с предсепарационным статусом оценивали ситуацию сепарации как провоцирующую большую радость и меньшую тоску, чем это отмечали молодые люди, живущие отдельно от родителей. Подобную тенденцию можно обнаружить в большинстве результатов, содержащих сопоставление групп молодых людей с разным сепарационным статусом. Более оптимистичная оценка ситуации сепарации теми молодыми людьми, которые ее еще не переживали, скорее всего, детерминирована отсутствием личного опыта ее прохождения и вследствие этого незнанием ее основных трудностей.

При сравнении групп, имеющих разную степень финансовой независимости, но один

Таблица 1

Степень финансовой независимости студентов (частота встречаемости, %)

Степень финансовой независимости Сепарационным статус

Предсепарационным Постсепарационным

1 - полностью зависим от родителей 52,0 65,2

2 - имею небольшой заработок, но в целом зависим от родителей 38,0 22,7

3 - могу обеспечить первичные потребности (еда, оплата коммунальных услуг), но на крупные покупки одалживаю / беру безвозмездно деньги у родителей 6,0 12,1

4 - полностью независим от родителей 4,0 0

5 - сам помогаю родителям материально 0 0

Таблица 2

Сравнение эмоционального компонента отношения к ситуации юношей и девушек с максимальной финансовой зависимостью от родителей и разным сепарационным статусом

Эмоциональная оценка Предсепарационное значение Постсепарационное значение Значение критерия (Манна - Уитни) и статистическая погрешность

Юноши и девушки с максимальной финансовой зависимостью от родителей (степень 1)

Радость 5,5 3,19 316, p < 0,01

Тоска 5,12 7,12 693,5, p < 0,05

Юноши и девушки с минимальной финансовой независимостью от родителей (степень 2)

Радость 4,84 2,47 68,5, p < 0,001

Тоска 5,05 8,07 214, p < 0,001

19

Ю. В. Потапова, А. Ю. Маленова

и тот же сепарационный статус (уже отделившиеся или еще проживающие в родительской семье), не было найдено значимых различий в проявлении эмоционального компонента отношения к ситуации сепарации. Этот результат может свидетельствовать о недостаточно сильном воздействии фактора финансовой независимости на отношение конкретно к изучаемой нами ситуации. Вероятно, если бы в исследовании были учтены ответы юношей и девушек, имеющих более выраженную степень финансовой независимости, и, соответственно, отличающихся по своему социальному положению сильнее, чем студенты с 1 и 2-й степенями нашей градации, то значимые различия могли быть обнаружены и в эмоциональном отношении к ситуации. Таким образом, перспективой нашего исследования может стать включение в выборку таких молодых людей.

При сравнении проявления когнитивного компонента отношения к ситуации сепарации было обнаружено достаточное количество различий в группах с одинаковой степенью финансовой независимости и разным сепара-ционным статусом (см. табл. 3).

Различия между сравниваемыми группами были найдены в эмоциональном и когнитивном компонентах отношения к ситуации сепарации.

Наблюдается общая тенденция в области оценки ситуации сепарации людьми с разными сепарационными статусами: теми, кто уже отделился, она воспринимается как более сложная, изменчивая, продолжительная.

Единственным исключением из общих тенденций является то, что людям, живущим в

родительских семьях, ситуация сепарации кажется более неожиданной, чем тем, кто уже ее прошел, что является очевидным.

В ситуации сравнения групп с минимальной финансовой независимостью (имеющих свой небольшой заработок) в постсепараци-онной группе отделение от родителей оценивается как более новая, неприятная, трудная, стрессогенная ситуация. В данной группе с постсепарационным статусом ситуация сепарации по всем критериям оценивается ниже, чем в предсепарационном. Интересным оказывается результат, в котором те, кто уже пережил ситуацию сепарации, оценивают ее как более новую, неизвестную, чем те, кто ее еще не проходил. Вероятно, это свидетельствует о том, как высоко оценивают сложность и новизну условий, в которых оказались люди, прошедшие отделение от родительской семьи. Спрогнозировать такой результат юношам и девушкам, живущим совместно с родительской семьей, достаточно сложно, и потому они более «легкомысленны» в оценке новизны и трудности ситуации сепарации.

Количественных различий между группами, имеющими одинаковый сепарационный статус, но разные степени финансовой независимости, не было найдено, но интересным представляется анализ качественных отличий в характеристиках, по которым различаются между собой эти группы.

Обобщая, следует отметить специфику когнитивного компонента отношения к ситуации сепарации у каждой из групп:

- молодые люди, полностью зависимые от родителей, значимо отличались в своих воззрениях от сверстников, не прошедших

Таблица 3

Сравнение групп юношей и девушек с максимальной финансовой зависимостью от родителей

и разным сепарационным статусом

Когнитивная оценка Предсепарационное значение Постсепарационное значение Значение критерия (Манна - Уитни) и статистическая погрешность

Юноши и девушки с максимальной финансовой зависимостью от родителей (степень 1)

Простая 4,62 3,67 365,5, p < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стабильная 4,88 3,86 366,5, p < 0,05

Ожидаемая 5,27 5,79 676, p < 0,05

Непродолжительная 4,81 3,29 338, p < 0,05

Юноши и девушки с минимальной финансовой независимостью от родителей (степень 2)

Известная 4,47 2,8 62, p < 0,001

Приятная 5,21 3,73 75,5, p < 0,001

Легкая 4,53 3,07 73,5, p < 0,001

Стрессогенная 4,95 5,93 201,5, p < 0,001

20

Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек...

сепарацию, по следующим критериям: «изменчивая - стабильная», «неожиданная -ожидаемая», «продолжительная - непродолжительная»;

- студенты, имеющие минимальный собственный заработок, обнаружили при сравнении групп с разным сепарационным статусом другие различия: «новая - известная», «неприятная - приятная», «нестрессогенная -стрессогенная».

То есть первая группа (со степенью 1 финансовой независимости, молодые люди, не имеющие своего собственного заработка) отличалась в восприятии ситуации сепарации по некоторым качествам, присущим самой ситуации и не поддающимся контролю и изменению со стороны самого субъекта. Стабильность или изменчивость ситуации отражает то, что ее динамика воздействует на субъект как бы извне, и он не может повлиять на ход обстоятельств, а может лишь наблюдать их и давать себе отчет о скорости совершения изменений. Точно так же и ожидае-мость - неожиданность ситуации отражает внешнее воздействие на человека, на которое он может только сформировать какую-либо реакцию. Ощущение времени течения ситуации, ее длительности также не поддается ин-тернальному контролю.

В описании студентами с минимальным собственным заработком наблюдаются различия, отражающие личное отношение к ситуации и ее оценку. Естественно, она воспринимается как внешний по отношению к субъекту фактор, но группа с минимальной финансовой независимостью относится к ситуации словно бы более пристрастно: оценивает ее эмоциональную значимость для себя, степень новизны и то, какие изменения и вызовы она влечет за собой. В данном случае наблюдается попытка символически «овладеть» ситуацией, понять, что с ней делать, а не просто

наблюдать, как стихийно все меняется вокруг. В данном случае можно предположить, что степень финансовой независимости является фактором в формировании определенного когнитивного отношения к ситуации сепарации. Можно предположить, что даже небольшой собственный заработок повышает интернальность субъекта по отношению к ситуации, которую он переживает. Полностью зависимый финансово молодой человек, воспринимающий приходящие извне изменения любого плана - будь то помощь, задача, трудность, - относится к ним фаталистично, считая свою значимость в решении проблемы не такой уж высокой. Вероятная пассивность, экстернальность исходит именно от невозможности распоряжаться чем-либо «своим», как то деньги или предметы быта, одежды, которые заработаны им самим, от психологической депривации в области вещей [5]. Финансовая независимость позволяет человеку встать на путь обретения суверенности в области вещей и, как следствие, распространения этой суверенности на другие сферы своей жизни.

Различия в личностных особенностях были найдены среди представителей групп с одинаковым сепарационным статусом, но разными степенями финансовой независимости (см. табл. 4).

Молодые люди с небольшим собственным заработком опережают тех, кто полностью зависим от родителей по параметру «стремление к доминированию»: они демонстрируют значительно большее развитие лидерских амбиций. Последний результат можно объяснить тем, что живущие в полной финансовой зависимости от родителей юноши и девушки не решаются проявлять открыто лидерские свойства, поскольку ощущают полную зависимость от родителей в финансовом плане.

Таблица 4

Сравнение групп студентов с разной финансовой независимостью и сепарационным статусом

Личностные особенности Значение при степени 1 Значение при степени 2 Значение критерия (Манна - Уитни) и статистическая погрешность

У юношей и девушек с предсепарационным статусом

Стремление к доминированию 49,62 59,11 335,2, p < 0,05

У юношей и девушек с постсепарационным статусом

Стремление к доминированию 51,2 58,9 339,5, p < 0,05

Примечание: Обозначение степеней финансовой независимости: 1 - полностью зависим от родителей; 2 - имею небольшой заработок, но в целом зависим от родителей.

21

Ю. В. Потапова, А. Ю. Маленова

Вероятно, такой результат, объединяющий группы молодых людей с разными степенями финансовой независимости, можно объяснить тем, что некоторая степень финансовой независимости дает возможность ощутить себя более свободным в целом и даже проявлять стремление к лидерству. Как впрочем, и наоборот, наличие лидерских амбиций может обусловливать тягу к экономической состоятельности.

Таким образом, относительно связи финансовой независимости с ситуацией сепарации можно сделать вывод, что в обоих периодах большие лидерские амбиции проявляют люди, имеющие даже небольшой собственный заработок. Вероятно, человек, обретающий финансовую независимость, становится увереннее, проявляет желание руководить другими, открыто заявлять о своей позиции.

Делая вывод об особенностях отношения к ситуации сепарации и личностных качествах людей с разным сепарационным статусом и финансовой независимостью, нужно отметить следующие моменты:

1. Молодые люди с любой степенью финансовой независимости оценивают ситуацию сепарации в эмоциональном плане более оптимистично, если они еще не отделились от родительской семьи. Пройдя отделение, они уже значительно реже упоминают о позитивных эмоциях (радости) и чаще говорят о тоске в данной ситуации. Данный параметр никак не зависит от финансовой независимости человека и проявляется при обеих ее степенях.

2. Группы юношей с постсепарационным статусом отличаются от групп с предсепара-ционным статусом разными категориями когнитивной оценки ситуации сепарации в зависимости от степени финансовой независимости: те, кто имеет свой минимальный заработок, в когнитивном отношении различаются по параметрам, характеризующим более пристрастное и интернальное отношение к ситуации. Группы, не имеющие собственного заработка вообще, характеризуются отличиями в когнитивных критериях оценки, свидетельствующих скорее о внешнем, экстер-нальном отношении к ситуации. Они оценивают ее как воздействующую на них, стихийную, не отмечая факта своего собственного воздействия на ситуацию или хотя бы попытки ее оценки и личностной отнесенности к ней. Таким образом, можно предположить,

что люди с минимальным собственным заработком относятся к ситуации сепарации более пристрастно, личностно оценивают ее.

3. Студенты с одинаковым сепарацион-ным статусом и разными степенями финансовой независимости различаются по степени стремления к доминированию. При этом в обеих группах, независимо от отделенности от родительской семьи, наблюдается усиление стремления к доминированию у тех юношей и девушек, кто имеет собственный минимальный доход.

В заключение следует отметить, что была выявлена тенденция к воздействию фактора финансовой независимости на особенности отношения к ситуации сепарации и личностные качества молодых людей. Эта тенденция требует проверки на выборке старших респондентов (к примеру, 23-25-летних), для того чтобы увеличить число молодых людей, имеющих более выраженные степени финансовой независимости и сопоставить их с результатами, полученными нами на выборке 19-20-летных юношей и девушек. В целом данный фактор следует и в дальнейшем учитывать при изучении ситуации сепарации и сепарационных процессов, происходящих с личностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братухин А. Г., Магазева Е. А. Мотивационные объекты и способы достижения цели в репродуктивном поведении молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 208.

2. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс. - СПб. : Речь, 2001. - 144 с.

3. Гроголева О. Ю. Особенности ответственности, суверенности психологического пространства и автономности у юношей с разной степенью самостоятельности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2013. - № 2. - С. 14-22.

4. Маленова А. Ю. Экзамен как модель формирования копинг-поведения личности в ситуациях оценивания // Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы : материалы Международной научнопрактической конференции. - Ч. 1. - Саратов, 2007. - С. 239-243.

5. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: опыт психологического исследования субъекта в его бытии : монография. - М. : Питер, 2008. - 400 с.

22

Личностные особенности и отношение к ситуации сепарации юношей и девушек...

6. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. - 2004. - № 1. - С. 43-56.

7. Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований / пер. с англ.

А. А. Виницкой ; науч. ред. пер. Д. М. Рогозин. - М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. - 382 с.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М. : Школьная пресса, 1995. - 384 с.

9. Фромм Э. Психоанализ и религия / пер. А. Дванова. - М. : АСТ, 2010. - 160 с.

10. Харламенкова Н. Е., Кумыкова Е. В., Руб-ченко А. Е. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. - М. : Институт психологии РАН, 2015. - 367 с.

11. Endler N., Magnusson D. Interactional Psychology and Personality. - New York, 1976.

12. Hoffman J. A. Psychological separation of late

adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. - 1984, Apr. -

Vol. 34 (2). - P. 170-178.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.