УДК 159.9.07
19.00.00 Психологические науки
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ
Борцова Мирослава Владимировна канд. психол. наук, доцент кафедры психологии БРШ-код: 9072-1250 [email protected]
Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, Славянске-на-Кубани, Россия
Некрасов Сергей Дмитриевич
канд. психол. наук, профессор кафедры психологии
личности и общей психологии
БРШ-код: 6945-5920
ГО: 77927
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия
В статье рассмотрен важный аспект проблемы «Родитель - ребенок - электронный гаджет», касающийся изучения личностных особенностей детей, различающихся дифференциацией в использовании гаджетов, относящиеся к социально-личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания. Авторами выделено содержание терминов, используемых в исследовании особенностей развития социально-личностных качеств у детей. Для эмпирического исследования разработаны авторские методики: опросник «Использование ребенком электронных гаджетов», экспертный опрос «Социально-личностные свойства ребенка», наблюдение «Способности ребенка играть на гаджете», экспертный опрос «Элементы самосознания ребенка». В исследовании приняли участие 78 детей шести-семи лет, воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения станицы Полтавской Краснодарского края. Выявлены три группы родителей, различающихся нормированием использования ребенком гаджета: «Можно любой гаджет» (42%), «Можно один гаджет» (46%), «Не разрешены гаджеты» (13%). В статье приведен анализ данных эмпирического исследования трех групп дошкольников в зависимости от уровня нормирования родителями использования детьми гаджетов. В заключении авторами описаны выявленные личностные особенности детей, различающиеся использованием гаджетов, относящиеся к социально-личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания
UDC 159.9.07 Psychological sciences
PERSONALITY TRAITS OF PRESCHOOL CHILDREN RELATING TO THE USE OF E-GADGETS
Bortsova Miroslava Vladimirovna Candidate of psychological sciences, associate professor of psychology SPIN-code: 9072-1250 [email protected]
Kuban State University (Branch in Slavyansk-on-Kuban), Slavyansk-on-Kuban, Russia
Nekrasov Sergey Dmitievich
Candidate of psychological sciences, professor of
department of personality psychology and general
psychology
SPIN-code: 6945-5920 ID: 77927 [email protected]
Kuban State University, Krasnodar, Russia
The article considers the important aspect of the problem "Parent - child - e-gadget" for the study of the personality traits of children differing in the use of e-gadgets. These personality traits pertain to social and personal properties, to acquired gaming abilities, to elements of identity. The authors have highlighted the content of the terms used in the study of peculiarities of development of personal-social qualities of children. Methods developed by the authors for their empirical research are: the questionnaire "The Use of E-devices by Children", the expert survey " Socio-personal Characteristics of a Child", the monitoring "The Child's Ability to Play E-gadgets," the expert survey "Elements of Identity of a Child". The study involved 78 children from six to seven years, pupils of preparatory groups of preschool educational institutions of the village Poltava (the Krasnodar region). Three groups of parents were identified that differ in norming of using a gadget by a baby: "Any gadget allowed" (42%), "Only one gadget allowed" (46%), "No gadgets allowed" (13%). The article presents the analysis of data of the empirical research of three groups of preschool children, depending on the level of norming of using e-gadgets by children. In conclusion, the authors identified personality traits (pertaining to social and personal properties, to acquired gaming abilities and elements of identity) of children differing in the use of e-gadgets
Ключевые слова: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОМ ГАДЖЕТОВ, ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, УРОВНИ НОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕБЕНКОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ГАДЖЕТОВ
йо1: 10.21515/1990-4665-133-013
Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов
Ведущие инновационные направления развития системы образования предъявляют особые требования к субъектным свойствам личности (активности, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.), которые влияют на личностное развитие обучающегося. В системе образования целенаправленное сопровождение развития свойств личности ребенка начинается в дошкольном возрасте.
Основные направления современных исследований проблемы становления и развития личности дошкольников (А. Г. Арушанова, Л. А. Венгер, Л. И. Рузская, Я. Л. Коломинский, Т. С. Комарова и др.): закономерности созревания организма ребенка; развитие у детей интеллектуальных способностей; обретение ребенком коммуникативной компетентности; влияние образовательной среды на соблюдение детьми социальных норм и др.
Исследователями рассматриваются различные аспекты личностного становления: самооценки и самоконтроля ребенка (Л. И. Божович, А. А. Леонтьев, Л. Я. Коломинский и др.), особенности социальной активности и инициативности детей (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Н. В. Самоуки-на, Д. И. Фельдштейн и др.), влияния мотивации на развитие ребенка и обретение ценностных ориентации (Л. И. Божович, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. Маслоу, В. А. Петровский, Б. Д. Эльконин и др.), (А. В. Петровский).
Keywords: USING GADGETS BY PRESCHOOL CHILDREN, PERSONALITY TRAITS OF PRESCHOOL CHILDREN, THE LEVELS OF NORMING BY PARENTS THE CHILDREN USE OF ELECTRONIC GADGETS
Исследования свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте, закладывается фундамент развития ребенка, формируются базовые свойства личности.
В современной образовательной системе возрастает роль электронных гаджетов для обучающегося. Отметим, что мир людей, использующих электронные гаджеты, стремительно молодеет: дети дошкольного возраста быстрее родителей, бабушек и дедушек осваивают современные электронные технологии. По результатам наших исследований, для многих родителей, уделяющих внимание развитию своего ребенка, все более актуальным становится вопрос оптимизации регулирования использования ребенком электронных гаджетов [3- 6].
В различных интернет-источниках достаточно популярных рекомендаций родителям и размышлений о влиянии гаджетов на развитие свойств ребенка, в том числе дошкольного возраста: «Влияние планшета на ребенка» (www.baby.ru), «Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)» (razvitie-krohi.ru), «Влияние планшета на ребенка (2-13 лет)» (geektimes.ru), «PositiveandNegativelmpactsofElectronicDevicesonChildren» (wehavekids.com) и др. При этом есть отдельные научные статьи по теме «Ребенок и гаджет»: изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения, об использовании детьми гаджетов [1]; исследования влияния электронных гаджетов на детей дошкольного возраста [11]; папы верят в электронные книги и мобильные приложения [12] и др. Встречаются и работы (преимущественно зарубежные), рассматривающие более глобальные вопросы: воздействие смартфонов на общество [13], позитивное и негативное влияние ИКТ на образование [14] и др. Однако научных исследований по обозначенной нами теме относительно немного.
С одной стороны, актуальность исследования влияния гаджетов на развитие свойств ребенка дошкольного возраста (как позитивного, так и
негативного) определена растущим использованием дошкольниками электронных гаджетов, необходимостью психологической поддержки родителей в вопросах регулирования использования детьми гаджетов. С другой стороны, актуальность обусловлена отсутствием обобщений немногочисленных современных исследований влияния гаджетов на развитие личностных особенностей ребенка дошкольного возраста, теоретически обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по содержанию и нормам использования гаджетов детьми дошкольного возраста и необходимостью разработки теоретических моделей влияния гаджетов на развитие личностных особенностей в дошкольном возрасте.
Традиционно многие исследователи (Л. И. Божович, А. В. Зосимов-ский, Л. Колберг, и др.) считают, что нормы общения у ребенка дошкольного возраста обретаются в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Способы поведения, принятые в семье, усваиваются и воспринимаются ребенком, как правило, в качестве общепринятой нормы. Также через игру формируется самопознание ребенка, усваиваются правила поведения, происходит развитие функций речи. Очень важную роль в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Потребность ребенка в общении со взрослыми усугубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов [2]. Л. С. Выготский отмечает, что «в процессе нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности с взрослыми у ребенка формируются интегрированные свойства личности - нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения» [7].
Важным моментом в теории развития личности выступило введение Л. С. Выготским понятия социальной ситуации развития. Под социальной ситуацией развития понимаются те особенности отношений ребенка и окружения, которые возникают при переходе от одной стадии развития к
другой, являются уникальными для каждого возрастного этапа и определяют основные линии развития личности в конкретный момент времени. С момента рождения человек включен в определенные отношения с внешним миром. У ребенка возникает потребность взаимодействия с предметами окружающего мира [8].
Опираясь на исследования можно полагать, что в современных условиях особое внимание следует уделить особенностям отношений «Ребенок - Гаджет - Взрослый», в том числе, развитию способности дошкольников выстраивать ответственные отношения с окружающими: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, скромность, трудолюбие.
Освоение норм общения дошкольников со сверстниками и взрослыми целесообразно рассматривать как проявляющиеся попытки оценивать ребенком свое поведение, попытки действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые усваиваются в новых темах обсуждения с взрослыми, в общении со сверстниками, в выражении своих чувств, в сопереживании и сочувствии, в том числе с нормами «приветствия», «благодарности», «просьбы», «готовности помогать».
В старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделять влиянию гаджетов на формирование у детей таких свойств личности как: «бережливость», «щедрость», «честность», «физическая активность», «драчливость», «агрессивность». А также обретению детьми способностей, относящихся к использованию ими электронных гаджетов: «способность к концентрации внимания», «способность ребенка завязать общение с новыми детьми», «способность принимать решения», «способность слушать своих родителей», «способность задумываться о последствиях своих действий», «способность ребенка работать за компьютером», «способность оценивать свои умения работы за компьютером» и др. Следует исследовать становление у ребенка элементов самосознания: способности «заду-
мываться о последствиях своих действий», «осознавать поручения взрослых», «осознанно справляться с затруднениями», «осознанно отстаивать свое мнение», «испытывать волнение при выполнении заданий».
Можно, предположить, что существуют личностные особенности дошкольников, которые различаются использованием гаджетов, относящиеся к социально-личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания.
Для поиска подтверждений предположения нами были разработаны и проведены методики: опросник «Использование ребенком электронных гаджетов»; экспертный опрос «Социально-личностные свойства ребенка»; наблюдение «Способности ребенка играть на гаджете»; экспертный опрос «Элементы самосознания ребенка».
Опросник «Использование ребенком электронных гаджетов» предназначен для сбора, анализа и общения данных об использовании современными дошкольниками электронных гаджетов, в том числе об уровне самостоятельности использования гаджета, о среднем значении времени использования гаджета в день, о члене семьи, который регламентирует использование дошкольником гаджета.
Методика экспертный опрос «Социально-личностные свойства ребенка» позволяет получить эмпирические данные об особенностях общения ребенка со своими родителями, с чужими людьми (насколько сформированы у ребенка навыки здороваться, прощаться, благодарить, быть вежливым, делиться, проявлять помощь); о выраженности таких свойств личности ребенка, как бережливость в отношении к своим вещам, щедрость (делиться ли с другими своими игрушками), честность со взрослыми, честность с детьми, драчливость, задиристость, тревожность после использования гаджетов, агрессивность после использования гаджетов, физическая активность.
Наблюдение «Способности ребенка играть на гаджете». Методика проводится в форме беседы с родителями по результатам их наблюдений за ребенком с целью осуществления анализа следующих способностей ребенка: способность ребенка работать на компьютере, способность ребенка к концентрации внимания, способность ребенка завязать общение с новыми детьми, способность ребенка завязать общение с новыми взрослыми, способность ребенка принимать решение, как поступить, способность ребенка слушать своих родителей, задумывается ли ребенок о последствиях своих действий, просит ли ребенок продолжения использования гаджетов, оценивает ли ребенок свои умения работы за компьютером.
Экспертный опрос «Элементы самосознания ребенка» позволяет осуществить диагностику следующих особенностей поведения ребенка: способности «задумываться о последствиях своих действий», «осознавать поручения взрослых», «осознанно справляться с затруднениями», «осознанно отстаивать свое мнение», «испытывать волнение при выполнении заданий». Согласно инструкции, родителей просят выразить согласие или несогласие с приведенными в бланке ответов утверждениями.
База исследования. Была образована выборка из 78 детей 6-7-летнего возраста, воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения станицы Полтавской Краснодарского края.
Разработанные методики наблюдения за поведением дошкольников и экспертный опрос родителей дошкольников при соблюдении определенных требований являются наиболее валидными и позволяют получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, а также об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков старших дошкольников, различающихся использованием электронных гаджетов [9]. Протоколирование данных, полученных с помощью методик, вычисление необходимых статистик осуществлено в EXCEL [10].
Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных позволили получить следующие результаты.
Рассмотрим группы детей, различающихся использованием электронных гаджетов. С помощью опросника «Использование ребенком электронных гаджетов» выявлены три группы родителей, различающихся нормированием использования шестилетним ребенком электронных гаджетов:
- родители, которые не разрешают использовать своему ребенку какой-либо гаджет, рабочее наименование группы «Не разрешены гаджеты» (13 %);
- родители, которые разрешают использовать своему ребенку какой-либо один вид гаджета, рабочее наименование группы «Можно один гаджет» (46 %);
- родители, которые разрешают использовать своему ребенку любой вид гаджета (планшет, смартфон, компьютер), рабочее наименование группы «Можно любой гаджет» (42 %).
Таким образом, существуют три уровня нормирования родителями использования шестилетним ребенком электронных гаджетов: уровень «Не разрешены гаджеты», уровень «Можно один гаджет», уровень «Можно любой гаджет».
Проведено разбиение группы воспитанников подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения на три группы, различающиеся уровнями нормирования родителями использования ребенком электронных гаджетов.
Рассмотрим социально-личностные свойства ребенка, различающиеся использованием электронных гаджетов. С помощью экспертного опроса «Социально-личностные свойства ребенка» (n = 78 чел.) выявлены личностные особенности детей, различающихся уровнем нормирования родителями использования ими электронных гаджетов. Приведем полученные статистические факты и выводы.
Из детей, проявляющих готовность поделиться чем-либо с родителями, процент детей, которые которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,10) меньше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет, отличают от других детей проявления готовности поделиться чем-либо с родителями.
Из детей, проявляющих готовность помочь родителям в чем-либо, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,05) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, отличает от других детей проявление готовности помочь родителям в чем-либо.
Из детей, проявляющих вежливость в общении с родителями, процент тех, которым родители разрешают использовать разные гаджеты, значимо (р < 0,10) больше процента детей, которым родители разрешают использовать только один гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать разные гад-жеты, отличает от детей, использующих один гаджет, проявление вежливости в общении с родителями.
Из детей, проявляющих готовность помочь родителям, процент тех, которым родители разрешают использовать разные гаджеты, значимо (р < 0,05) меньше процента детей, которым родители разрешают использовать только один гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать один гаджет, отличает от детей, использующих разные гаджеты, готовность помочь родителям.
Из детей, проявляющих соблюдение норм приветствия при встречах с чужими людьми, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,05) меньше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей соблюдение норм приветствия при встречах с чужими людьми.
Из детей, проявляющих соблюдение норм прощания с чужими людьми, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,05) меньше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей соблюдение норм прощания с чужими людьми.
Из детей, проявляющих готовность, поделиться ли чем-либо с чужими людьми, процент детей, которым родители разрешают использовать гад-жеты, значимо (р < 0,10) меньше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей проявление готовности поделиться ли чем-либо с чужими людьми.
Из детей, которые легко идут на контакт с детьми на детской площадке, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,10) меньше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей то, что они легко идут на контакт с детьми на детской площадке.
Из детей, проявляющих бережливость в отношении к своим вещам, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,10) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, отличает от других детей проявление бережливости в отношении к своим вещам.
Из детей, проявляющих честность, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,10) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей проявление честности.
Из детей, проявляющих тревожность после игровых занятий, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,01) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей проявление тревожности после использования гаджетов.
Из детей, проявляющих агрессивность после использования гаджетов, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,01) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей проявление агрессивности после игровых занятий.
Рассмотрим обретенные способности дошкольниками, различающихся использованием электронных гаджетов..
Наблюдение «Способности ребенка играть на гаджете» осуществлялось воспитателями (4 чел.) за воспитанниками подготовительных групп дошкольного образовательного учреждения во время групповых занятий с использованием гаджетов, а также родителями детей (78 чел.) во время домашних игр. Приведем полученные статистические факты и выводы о личностных особенностях детей, различающихся уровнем нормирования родителями использования ребенком электронных гаджетов.
Из детей, проявляющих способности концентрировать свое внимание на выполнении заданий после игровых занятий, процент тех, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (p < 0,10) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать какой-либо гаджет, отличают от других детей способности концентрировать свое внимание на выполнении заданий после игровых занятий.
Из детей, проявляющих хорошие способности играть с помощью гад-жета, процент тех, которым родители разрешают использовать разные гаджеты, значимо (p < 0,10) больше процента детей, которым родители разрешают использовать только один гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать разные гад-жеты, отличают от детей, использующих один гаджет, хорошие способности играть с помощью гаджета.
Из детей, которые способны легко заводить разговор с незнакомыми людьми, процент тех, которым родители разрешают использовать разные гаджеты, значимо (p < 0,05) меньше процента детей, которым родители разрешают использовать только один гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать один гаджет, отличает от детей, использующих разные гаджеты, способность легко заводить разговор с незнакомыми людьми.
Из детей, которые способны самостоятельно справляться с затруднениями, процент тех, которым родители разрешают использовать разные гаджеты, значимо (р < 0,10) меньше процента детей, которым родители разрешают использовать только один гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать один гаджет, отличает от детей, использующих разные гаджеты, способность самостоятельно справляться с затруднениями.
Рассмотрим элементы самосознания дошкольников, различающихся использованием электронных гаджетов.
С помощью экспертного опроса «Элементы самосознания ребенка» (78 родителей и 4 воспитателя) выявлены особенности самосознания детей, различающихся уровнем нормирования родителями использования ребенком электронных гаджетов .Приведем полученные статистические факты и выводы.
Из детей, которые могут задумываться о последствиях своих действий, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,01) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать разные гад-жеты, отличает от других детей, то, что они могут задумываться о последствиях своих действий.
Из детей, которые осознают поручения взрослых, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (р < 0,01) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей то, что они осознают поручения взрослых.
Из детей, которые осознанно справляются с затруднениями, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (p < 0,10) меньше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей то, что они осознанно справляются с затруднениями.
Из детей, которые могут осознанно отстаивать свое мнение, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (p <0,01) меньше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей то, что они могут осознанно отстаивать свое мнение.
Из детей, которые волнуются при выполнении заданий, процент детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, значимо (p < 0,05) больше процента детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет.
Итак, детей, которым родители разрешают использовать какой-либо гаджет, отличает от других детей то, что они волнуются при выполнении заданий.
В заключение опишем выявленные личностные особенности дошкольников, которые различаются использованием гаджетов, относящиеся к социально-личностным свойствам, обретенным игровым способностям, элементам самосознания.
Отличительными особенностями детей, которым родители не разрешают использовать какой-либо гаджет, являются: проявление готовности поделиться чем-либо с родителями; соблюдение норм приветствия и прощания при встречах с чужими людьми; проявление готовности поделиться
чем-либо с чужими людьми; то, что они легко идут на контакт с детьми на детской площадке; то, что они могут осознанно отстаивать свое мнение; то, что они осознанно справляются с затруднениями.
Отличительными особенностями детей, которым родители разрешают использовать гаджеты, являются: проявление готовности помочь родителям в чем-либо; проявление бережливости в отношении к своим вещам; проявление честности; проявление тревожности после использования гад-жетов; проявление агрессивности после игровых занятий; способность концентрировать свое внимание на выполнении заданий после игровых занятий; способность самостоятельно справляться с затруднениями; то, что они могут задумываться о последствиях своих действий; то, что они осознают поручения взрослых; то, что они волнуются при выполнении заданий.
Особенностями, которыми отличаются дети, использующие один гаджет от детей, использующих разные гаджеты, являются: проявление вежливости в общении с родителями; готовность помочь родителям; способность легко заводить разговор с незнакомыми людьми; способность самостоятельно справляться с затруднениями.
Особенностями, которыми отличаются дети, использующие разные гаджеты, от детей, использующих один гаджет, являются хорошие способности играть с помощью гаджета.
Список литературы
1 Барсукова, О. В. Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей [Электронный ресурс] / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 1. - С. 14-18. - URL: http s ://elibrary. ru/item .asp?i d=25672219.
2 Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М. ; Воронеж : Московский социально-психологический ин-т ; МОДЭК. - 2001. - 352 с. - (Сер. Психологи Отечества).
3 Борцова, М. В. Дети 6-7 летнего возраста и электронные гаджеты [Текст] / М. В. Борцова, С. Д. Некрасов // Дружининские чтения : материалы XVI
Всероссийской науч.-практ. конф. (г. Сочи, 26-27 мая, 2017 г.) / под ред. И. Б. Шуванова [и др.]. - Сочи: РИЦ ФГБОУ « СГУ», 2017. - С. 36-40.
4 Борцова, М. В. Дети старшего дошкольного возраста и электронные гаджеты [Текст] / М. В. Борцова, Н. А. Коник // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации : материалы X Всероссийской ( с междунар. участием) науч.-практ. конф. (г. Славянск-на-Кубани, 8-9 апр., 2017 г.). - С. 272-277.
5 Борцова, М. В. Особенности развития личностных качеств у дошкольников, различающихся использованием электронных гаджетов [Электронный ресурс] / М. В. Борцова, А. В. Жукова, С. Д. Некрасов // Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества (памяти профессора Е. Н. Шиянова) : материалы V междунар. науч.-практ. конф. ; сб. науч. ст. преподавателей, обучающихся вузов, науч.-практ. работников / отв. ред. А. П. Федоровский. - Ставрополь : Сев.-Кав. социальный ин-т, 2017. - С. 116-119. - URL: http://eprints.iliauni.edu.ge/6547/1/K.Kupatadze_19%20May.pdf.
6 Борцова, М. В. Отношение родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов [Текст] / М. В. Борцова, С. Д. Некрасов // Человек. Сообщество. Управление. - 2017. - № 3. - С. 68- 79.
7 Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии вначале ХХ века [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1968. - № 2. - С. 149-156.
8 Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Соч. : в 6 т. Т. 4. Детская психология. - М. : Педагогика, 1984. - С. 244-268.
9 Некрасов, С. Д. Как составить психологический портрет человека [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / С. Д. Некрасов. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2016. - 67 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26365750.
10 Некрасов, С. Д. Математические методы в психологии (MS Excel) [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. Д. Некрасов. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2014. - 148 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21368230.
11 Олехнович, П. Влияние электронных гаджетов на детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / П. Олехнович. - сайт. - MAAM.RU, 2015. - URL: http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-yelektronyh-gadzhetov-na-detei-doshkolnogo-ozrasta.html.
12 Папы верят в электронные книги и мобильные приложения [Электронный ресурс] : сайт. - Вестник, 2012. - URL: http://licensingrussia.ru/post/858.
13 Olaore, I. B. The Impacts (Positive and Negative) of ICT on Education in Nigeria. Developing Country Studies [Electronic resource] / I. B. Olaore. - 2014. - N (23). - P. 154156. - URL: http://www.iiste.org/Journals/index.php/DCS/article/viewFile/17715/18098.
14 Sarwar, M. Impact of Smartphone's on Society [Electronic resource] / M. Sarwar, T. R. Soomro // European Journal of Scientific Research. - 2013. - N (2). - P. 216-226. -URL: https://www.researchgate.net/publication/236669025.
References
1 Barsukova, O. V. Rebenok i gadzhety: psihologicheskoe issledovanie mnenij sovremennyh roditelej [EHlektronnyj resurs] / O. V. Barsukova, E. V. Mavlyutova, M. A. Savka // Voprosy doshkol'noj pedagogiki. - 2016. - № 1. - S. 14-18. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25672219.
2 Bozhovich, L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Tekst] / pod red. D. I. Fel'dshtejna. - 3-e izd. - M. ; Voronezh : Moskovskij social'no-
psihologicheskij in-t ; MODEHK. - 2001. - 352 s. - (Ser. Psihologi Otechestva).
3 Borcova, M. V. Deti 6-7 letnego vozrasta i ehlektronnye gadzhety [Tekst] / M. V. Borcova, S. D. Nekrasov // Druzhininskie chteniya : materialy XVI Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. (g. Sochi, 26-27 maya, 2017 g.) / pod red. I. B. SHuvanova [i dr.]. - Sochi: RIC FGBOU « SGU», 2017. - S. 36-40.
4 Borcova, M. V. Deti starshego doshkol'nogo vozrasta i ehlektronnye gadzhety [Tekst] / M. V. Borcova, N. A. Konik // Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya kachestva obrazovaniya v usloviyah innovacionnoj deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii : materialy X Vserossijskoj ( s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf. (g. Slavyansk-na-Kubani, 8-9 apr., 2017 g.). - S. 272-277.
5 Borcova, M. V. Osobennosti razvitiya lichnostnyh kachestv u doshkol'nikov, razlichayushchihsya ispol'zovaniem ehlektronnyh gadzhetov [EHlektronnyj resurs] / M. V. Borcova, A. V. ZHukova, S. D. Nekrasov // Obshchestvo i lichnost': gumanisticheskie tendencii v razvitii sovremennogo obshchestva (pamyati professora E. N. SHiyanova) : materialy V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. ; sb. nauch. st. prepodavatelej, obuchayushchihsya vuzov, nauch.-prakt. rabotnikov / otv. red. A. P. Fedorovskij. - Stavropol' : Sev.-Kav. social'nyj in-t, 2017. - S. 116-119. - URL: http://eprints.iliauni.edu.ge/6547/1/K.Kupatadze_19%20May.pdf.
6 Borcova, M. V. Otnoshenie roditelej k ispol'zovaniyu doshkol'nikom ehlektronnyh gadzhetov [Tekst] / M. V. Borcova, S. D. Nekrasov // CHelovek. Soobshchestvo. Upravlenie.
- 2017. - № 3 ( prinyata k pechati red. kol.).
7 Vygotskij, L. S. O dvuh napravleniyah v ponimanii prirody ehmocij v zarubezhnoj psihologii vnachale HKH veka [Tekst] / L. S. Vygotskij // Voprosy psihologii. - 1968. - № 2.
- S. 149-156.
8 Vygotskij, L. S. Problema vozrasta [Tekst] / L. S. Vygotskij // Soch. : v 6 t. T. 4. Detskaya psihologiya. - M. : Pedagogika, 1984. - S. 244-268.
9 Nekrasov, S. D. Kak sostavit' psihologicheskij portret cheloveka [EHlektronnyj resurs] : ucheb.-metod. posobie / S. D. Nekrasov. - Krasnodar : Kubanskij gos. un-t, 2016. -67 s. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26365750.
10 Nekrasov, S. D. Matematicheskie metody v psihologii (MS Excel) [EHlektronnyj resurs] : ucheb. posobie / S. D. Nekrasov. - Krasnodar : Kubanskij gos. un-t, 2014. - 148 s. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21368230.
11 Olekhnovich, P. Vliyanie ehlektronnyh gadzhetov na detej doshkol'nogo vozrasta [EHlektronnyj resurs] / P. Olekhnovich. - sajt. - MAAM.RU, 2015. - URL: http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-yelektronyh-gadzhetov-na-detei-doshkolnogo-vozrasta.html.
12 Papy veryat v ehlektronnye knigi i mobil'nye prilozheniya [EHlektronnyj resurs] : sajt. - Vestnik, 2012. - URL: http://licensingrussia.ru/post/858.
13 Olaore, I. B. The Impacts (Positive and Negative) of ICT on Education in Nigeria. Developing Country Studies [Electronic resource] / I. B. Olaore. - 2014. - N (23). - P. 154156. - URL: http://www.iiste.org/Journals/index.php/DCS/article/viewFile/17715/18098.
14 Sarwar, M. Impact of Smartphone's on Society [Electronic resource] / M. Sarwar, T. R. Soomro // European Journal of Scientific Research. - 2013. - N (2). - P. 216-226. -URL: https://www.researchgate.net/publication/236669025.