Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАРЕСУРСЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫМИ САМОРЕГУЛЯТИВНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАРЕСУРСЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫМИ САМОРЕГУЛЯТИВНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАРЕСУРСЫ / САМОРЕГУЛЯТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деева Наталья Александровна, Лампаров Сергей Сергеевич

Поставлена проблема исследования роли личностных метаресурсов в системе саморегуляции личности. Проанализированы личностные метаресурсы (вера в добро, смысл жизни и субъективное благополучие), в наибольшей степени определяющие социально одобряемые саморегулятивные тенденции (самопростраивание, самореализацию и реальные достижения). Представлены результаты эмпирического исследования метаресурсов, саморегулятивных тенденций и их взаимосвязи на выборке сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL META-RESOURCES AND THEIR RELATIONSHIP WITH SOCIALLY APPROPRIATE SELF-REGULATORY TRENDS OF POLICE OFFICERS

The problem of studying the role of personal metaressources in the system of personality self-regulation is posed. The personal metaresources (belief in goodness, the meaning of life and subjective well-being), which to the greatest extent determine the socially approved self-regulatory tendencies (self-extension, self-realization and real achievements) are analyzed. The article presents the results of an empirical study of metaresources, self-regulatory tendencies and their relationship on a sample of employees of police officers.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАРЕСУРСЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫМИ САМОРЕГУЛЯТИВНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10498

ББК 88.3 © Н.А. Деева, С.С. Лампаров, 2020

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАРЕСУРСЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫМИ САМОРЕГУЛЯТИВНЫМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Наталья Александровна Деева, доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент Краснодарский университет МВД России (350912, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128) E-mail: natalya_deeva@bk.ru

Сергей Сергеевич Лампаров, психолог отдела психологической работы управления по работе с личным составом Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: lamparov12@gmail.com

Аннотация. Поставлена проблема исследования роли личностных метаресурсов в системе саморегуляции личности. Проанализированы личностные метаресурсы (вера в добро, смысл жизни и субъективное благополучие), в наибольшей степени определяющие социально одобряемые саморегулятивные тенденции (самопростраивание, самореализацию и реальные достижения). Представлены результаты эмпирического исследования метаресурсов, саморегулятивных тенденций и их взаимосвязи на выборке сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: ресурсный подход, регулятивный подход, личностные метаресурсы, саморегулятивные тенденции личности.

PERSONAL META-RESOURCES AND THEIR RELATIONSHIP WITH SOCIALLY APPROPRIATE SELF-REGULATORY TRENDS OF POLICE OFFICERS

Natalya A. Deeva, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogics, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (350912, Krasnodar, Yaroslavskaya street, 128) E-mail: natalya_deeva@bk.ru

Sergey S. Lamparov, Psychologist of the Psychological Work Department of the Personnel Management Department Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia (125171, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh street, 8)

E-mail: lamparov12@gmail.com

Abstract. The problem of studying the role of personal metaressources in the system of personality self-regulation is posed. The personal metaresources (belief in goodness, the meaning of life and subjective well-being), which to the greatest extent determine the socially approved self-regulatory tendencies (self-extension, self-realization and real achievements) are analyzed. The article presents the results of an empirical study of metaresources, self-regulatory tendencies and their relationship on a sample of employees of police officers.

Keywords: resource approach, regulatory approach, personality metaresources, self-regulatory personality tendencies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Деева Н.А., Лампаров С.С. Личностные метаресурсы и их взаимосвязь с социально одобряемыми саморегулятивными тенденциями у сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):278-86.

Актуальность исследования. Проблема ресурсных возможностей личности активно разрабатывается в психологической науке (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, Д. Канеман, В. Франкл и др)

[6; 10]. Психологические ресурсы личности представляют собой весьма широкий спектр психологических явлений, включающих в себя, личностные свойства, механизмы и процессы, посредством которых чело-

век решает разнообразные задачи, выстраивает свою жизнь. В работах отечественных психологов активно разрабатывается проблема взаимосвязи саморегуляции и ресурсов личности (В.И. Моросанова, Д.А. Леонтьев, В.Ю. Костенко, В.В. Барабанщикова и др.) [2; 5; 7; 9]. В этом контексте ученые совершают продуктивные попытки обоснования взаимосвязи основных принципов регулятивного и ресурсного подходов, а также исследования взаимосвязи конкретных особенностей саморегуляции личности и ее ресурсных возможностей.

Современная реальность характеризуется высоким уровнем мобильности, неопределенности, напряженности и экстремальности. Все это требует от человека наличия внутренних возможностей, позволяющих быть устойчивым к неопределенности, гибко и быстро ориентироваться в изменяющейся реальности и, при этом, не терять «внутреннего стержня», реализовы-вать подлинные ценности человеческого бытия, находить оптимальные способы саморегуляции для продуктивного взаимодействия с миром. Решение таких сложных задач предполагает функционирование неких психологических образований — метаресурсов, которые бы интегрировали психологические ресурсы для достижения наиболее сложных целей, тем самым направляя всю систему саморегуляции. При этом, истощение, либо несформированность такого рода мета-ресурсов (смысл жизни, субъективное благополучие и т.п.) зачастую приводит к проявлению особо опасных деструктивных форм поведения, порой угрожающих жизни. В связи с этим в психологии возникает проблема понимания системы и иерархии психологических ресурсов, в том числе и метаресурсов («ресурсы ресурсов»), как наивысшего уровня управления данной системой. Изучение метаресурсов личности открывает новые возможности осознанной саморегуляции, направленной на выстраивание социально одобряемой линии поведения и имеет прогностический характер, в плане определения наиболее эффективных психологических «инструментов», механизмов, потенций личности, способствующих конструктивному осуществлению жизнедеятельности, развитию и сохранению человеческого общества в целом с присущей ему истинностью именно человеческого бытия [3].

Исследование метаресурсов и их роли в саморегуляции личности имеет особую значимость в области психологии профессиональной и служебной деятельности, так как современному сотруднику органов внутренних дел необходимо решать сложные, порой нестандартные служебные задачи с учетом изменяющейся реальности и согласно законодательству, опи-

раясь при этом на морально-нравственные принципы и ценности. Актуализация и функционирование мета-ресурсов, связанных с онтологическими основаниями существования личности позволяет наиболее осмысленно и продуктивно осуществлять свою деятельность, понимать ее значимость для общества, саморазвиваться и реализовываться в профессии, тем самым уменьшая возможность проявления деструктивных форм поведения.

Проблема взаимосвязи метаресурсов и саморегуляции личности. Метаресурсы представляют собой целостные интегральные системные образования, выполняющие регулятивную функцию и обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие личности с реальностью. В.Н. Марков, обращает внимание на то, что метаресурс, обеспечивает эффективность системы «психического управления поведением и развитием личности, ... показывает, в какой мере личности удалось освоить управление своими внутренними и внешними ресурсами для целей максимальной самореализации» [8, с. 9]. Наличие определенного комплекса психологических ресурсов, которые являются необходимыми для успешного выполнения какой-либо деятельности, зачастую не обеспечивает ее результативность, в свою очередь, метаресурсы являются систематизаторами эффективного управления всеми уровнями ресурсов [8, с. 7]. Именно метаресурсы занимают наивысший уровень в иерархии личностных ресурсов и представляют собой интегративные психологические образования, относящиеся непосредственно к ядру личности и обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие человека с миром на основании трансформации и преобразования ценностно-смысловой сферы личности в процессе саморегуляции.

В нашем исследовании в качестве таких метаре-сурсов, в наибольшей степени определяющих конструктивное поведение и социально одобряемые регулятивные тенденции личности, представлены следующие: вера в добро, смысл жизни и субъективное благополучие. Данные метаресурсы, как определяющие, были выделены в результате теоретического анализа проблематики экзистенциальных и онтологических аспектов личностных ресурсов, а также контент-анализа данных, опубликованных в интернет-источниках, касающихся ресурсного истощения у лиц, проявляющих особо опасные формы деструктивного поведения (например, вооруженные нападения, суициды) [4].

Вера в человеческое добро включает в себя как веру в то, добро есть в окружающих человека людях и

в человечестве целом, так и в то, что добро есть в нем самом. Вера в человеческое добро есть суть нравственного самосознания человека, которое выступает регулятором социальной направленности, позволяющее анализировать как свои, так и чужие поступки через призму норм, идеалов и ценностей, являющихся отражением жизненного и исторического опыта. Смысл жизни проявляется в переживании индивидом онтологической значимости жизни и оказывает влияние на становление духовно-нравственного облика личности, на направление саморегулятивных тенденций в сторону саморазвития. Б.Г. Ананьев, изучая особенности и проявления фаз жизненного пути, установил, что сужение смысла жизни, его утрата, неизбежно приводит к деградации личности, к саморазрушению, описывая парадокс прекращения форм человеческого существования раньше, чем наступает физическое изнеможение от старости [1, с. 110-111]. Субъективное благополучие — это комплексный показатель, который характеризует отношение человека к себе, своей личности, жизни и процессам, которые имеют существенное значение для самой личности с точки зрения интернализованных нормативных представлений о внутренней и внешней среде, которое характеризуется ощущением удовлетворенности [11].

Под саморегулятивными тенденциями понимаются основные направления саморегуляции, которые задаются наиболее значимыми для личности ценностно-смысловыми образованиями, определяющими способы ее поведения и отношения с социумом. Основные регулятивные тенденции можно структурировать в соответствии с гегелевской триадой: в себе — «само-простраивание», для других — «самоопределение» и для себя — «самореализация» [12]. При этом каждая из тенденций может осуществляться в одобряемом, либо не одобряемым социумом направлении. Одобряемое направление подразумевает саморегуляцию на основании принципов, способствующих прогрессу общества и личности, неодобряемое же направление по сути является регрессивным, деструктивным.

Так, «самопростраивание» как регулятивная тенденция может реализовываться как по пути саморазвития, так и по пути саморазрушения личности. «Саморазвитие» подразумевает физическое развитие без ущерба для здоровья, сохранение здоровья, интеллектуальное, эмоциональное саморазвитие за счет познания и образования, на основе осознанного выбора и понимания смысла результатов саморазвития. «Саморазрушение» проявляется в поведении и намерениях, подрывающих здоровье: вредные привычки,

аддикции, чрезмерно рискованное поведение; гипертрофирование дефицитарных потребностей, личностная стагнация, неэффективные копинги, и стратегии жизни.

«Самоопределение» проявляется в понимании своего места в жизни, в социуме, отношениях с окружающими и может также быть двунаправленным. В одобряемом плане оно может проявляться как «самоутверждение», что подразумевает конструктивное понимание значимости и стремление личности к повышению социального статуса, властных полномочий, авторитета, социального признания, карьеры, налаживания близких отношений со значимыми людьми. Противоположной стороной здесь является «самопонижение» как потеря авторитета в социуме, понижение статуса, уход в асоциальную сферу за поиском признания со стороны асоциальных групп, подчинение, маргинализация.

«Самореализация» как регулятивная тенденция может быть подлинной, либо фиктивной. Подлинная самореализация — «реальные достижения», достижения, которые имеют смысл для личности, творческая, профессиональная деятельность, значимость которой понятна для личности и в которой она может воплотить свой потенциал, достичь существенных результатов. С другой стороны, это — «фикс достижения» — фиктивные цели или фикс идеи, не несущие подлинного смысла для жизни человека, уход от себя, ложная самоценность, преобладание виртуальности над подлинностью и реальностью жизни.

Отметим, что данные тенденции представляют собой динамическую систему, реализуются во взаимосвязи и различной степени выраженности в зависимости от особенностей внутреннего мира человека его системы метаресурсов и складывающихся обстоятельств. Одобряемые и неодобряемые их проявления могут быть выражены в различной степени, порой амбивалентны, так в жизни одного человека может в равной степени быть выражено, например, как саморазрушение, так и саморазвитие и т.п. При этом, актуализация вышеприведенных метаресурсов, будет способствовать усилению социально одобряемых регулятивных тенденций.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Целью эмпирического исследования явилось изучение взаимосвязи личностных метаресурсов с социально одобряемыми способами саморегуляции у сотрудников органов внутренних дел.

Выборка составила 52 сотрудника органов внутренних дел в возрасте от 21 до 51 года, из них 24

мужчины и 27 женщин. Значимых различий между мужской и женской выборками обнаружено не было ни по одному из показателей (был использован критерий различий U-критерий Манна — Уитни).

Для проведения эмпирического исследования были отобраны методики, позволяющие изучить личностные метаресурсы и способы саморегуляции личности. Метаресурс «вера в добро» исследовался при помощи методик: «Вера в людей» М. Розенберга; «Добро и зло» Л.М. Попова и А.П. Кашина. Метаресурс «смысл жизни» исследовался при помощи методики «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева. Метаресурс «субъективное благополучие» исследовался при помощи методики «Субъективное благополучие» Р.М. Шамионова. Саморегулятивные тенденции личности с позиций их социальной одобря-емости исследовались при помощи опросника определения стремлений человека к значимости собственного «Я» А.С. Шарова.

Средний балл данных, полученных при проведении методики «Вера в людей» составил 13,7 из 25 возможных, где минимальный балл равен 5 (рис 1). Учитывая то, что высокий балл означает низкую веру в людей, можно утверждать, что испытуемые довольно осторожны в доверии другим людям, так как мораль-

ное сознание у окружающих людей, по их мнению, развито немного ниже среднего. Показатели, полученные в результате проведения методики «Добро и зло» имеют положительные значения в диапазоне ниже среднего (рис. 1). Отметим, что данная методика может иметь и отрицательное значение (диапазон баллов от -88 до 90), и, учитывая это, испытуемые, все же, относят себя к добрым людям.

По результатам исследования смысла жизни как метаресурса можно утверждать, о высокой онтологической значимости жизни у данной выборки, так как осмысленность жизни (интегральный показатель пяти субшкал используемой методики) имеет высокое количественное значение (рис. 2).

Интегральный показатель методики, направленной на исследование субъективного благополучия (рис. 3) имеет высокое количественное значение.

Для респондентов характерна конгруэнтность проживаемой жизни их субъективным морально-нравственным нормам, а также оптимизм, ощущение радости и счастья проживаемых дней, эмоциональная удовлетворённость.

Результаты исследования выраженности саморегулятивных тенденций у респондентов представлены на рисунке 4.

-» 90

■ Максимально возможный балл методики ■ Средний балл респондентов

JC 1

Вера в человеческое добро_"Добро и зло"

Рис. 1. Выраженность показателей веры в добро

Рис. 2. Выраженность показателей смысложизненных ориентаций

Рис. 3. Выраженность показателей субъективного благополучия

Рис. 4. Результаты проведенного исследования способов саморегуляции личности

При более детальном анализе у респондентов отмечается преобладание направленности на созидание себя, на духовное и физическое саморазвитие развитие, сохранение своего здоровья, на самообразование и самовоспитание, на ту деятельность, которая будет приводить к позитивному и качественному преобразованию своей личности. Также для испытуемых характерно стремление к реальным достижениям, которые имеют значение как для общества, так и для собственной личности, с осознанием смысла совершаемой деятельности и ожидаемых результатов. У данной выборки в меньшей степени выражена тенденция самоопределения, по сравнению с другими шкалами, но, при этом, все же, преобладает осознание важности имеющегося социального статуса, своего авторитета, отмечается удовлетворенность социальным признанием.

В ходе проведения корреляционного анализа выявилась обратная взаимосвязь одобряемых саморегулятивных тенденций с возрастом и стажем службы испытуемых (табл. 1), при этом неодобряемые саморегулятивные тенденции имеют прямую корреляцию с данными показателями. Таким образом, с возрастом и увеличением стажа службы направленность саморегулятивных тенденций смещается в сторону социального неодобрения.

Результаты корреляционного анализа перемен-

ных личностных метаресурсов и саморегулятивных тенденций свидетельствуют о наличии значимых взаимосвязей. Неодобряемые и одобряемые саморегулятивные тенденции имеют существенную значимую корреляцию с осмысленностью жизни (табл. 2). Это говорит о зависимости саморегулятивных тенденций, обусловливающих формирование социально одобряемых способов саморегуляции, от актуальности и восполненности данного личностного метаресурса. Также, согласно этому, истощение смысла жизни обусловливает формирование социально неодобряемой направленности способов саморегуляции.

При этом, следует отметить отсутствие значимой корреляции между такими переменными как самоутверждение и показатели СЖО. Это может негативно сказываться на осмысленности жизненного выбора, понимании своего предназначения, в том числе и в профессиональной сфере. Также отмечается отсутствие значимой корреляции между саморазвитием и ориентацией на процесс жизни, это говорит о том, что респонденты, ставя цели саморазвития в большей степени ориентируются на результат, нежели на процесс. С одной стороны, это придает их активности большую целеустремленность, а, с другой, отрыв от процесса может привести к гипертрофированности такого принципа как «цель оправдывает средства».

Отмечается наличие большого числа значимых

взаимосвязей между саморегулятивными тенденциями и показателями субъективного благополучия (табл. 3). При этом, с социально одобряемыми тенденциями обнаруживаются прямые взаимосвязи, а с неодобряе-мыми — обратные, что в целом, говорит о задействовании данного метаресурса в выборе социально одобряемой линии поведения.

На фоне общей картины, выделяется такой показатель как гедонистическое благополучие, который имеет наименьшее количество значимых взаимосвязей с переменными саморегулятивных тенденций.

Важно отметить, что показатели методик, измеряющих такой метаресурс как вера в добро, не имеют значимых взаимосвязей с показателями способов саморегуляции. Исходя из этого можно предположить, что для респондентов данной выборки не характерно задействование данного метрасурса при выборе способов саморегуляции. Это может осложнять продуктивное взаимодействие с социумом, выражаясь в сложности установления доверительных отношений, реализации альтруистической направленности, самоотдачи и т.п., а также продуктивное использование и других личностных метаресурсов, так как вера в добро по сути представляет метаресурс наиболее высокого (можно сказать, духовно-ценностного уровня саморегуляции).

Выводы. При исследовании личностных метаре-

сурсов на выборке сотрудников органов внутренних дел было обнаружено, что респонденты склонны в большей степени считать себя добрыми людьми, нежели верить в добро окружающих; имеют высокий уровень осмысленности жизни; достаточно высокий уровень субъективного благополучия.

Результаты исследования саморегулятивных тенденций показали значительное преобладание социально одобряемых способов саморегуляции, но при этом имеется тенденция снижения выраженности социально одобряемых способов поведения и повышения выраженности социально неодобряемых способов поведения с возрастом и стажем службы.

Взаимосвязь личностных метаресурсов и саморегулятивных тенденций у испытуемых подтвердилась. Социально одобряемые тенденции имеют прямую значимую корреляцию с высокими показателями субъективного благополучия и смысла жизни, а социально неодобряемые — значимую обратную. Отсутствие или наличие значимой корреляции между переменными, а также значимый отрицательный или положительный коэффициент присутствует там, где это имеет логическое обоснование с точки зрения теоретических основ и наблюдаемых явлений. Вера в человеческое добро не имеет значимой взаимосвязи с направленностью саморегулятивных тенденций само-простраивания, самоопределения и самореализации.

Таблица 1

Взаимосвязь способов саморегуляции с возрастом и стажем службы испытуемых в системе МВД России

возраст стаж

Социальная направленность Коэффициент корреляции -,336* -,367**

Знч. (2-сторон) ,015 ,007

Одобряемые саморегулятивные тенденции Коэффициент корреляции -,336* -,367**

Знч. (2-сторон) ,015 ,007

Неодобряемые саморегулятивные тенденции Коэффициент корреляции ,336* ,367**

Знч. (2-сторон) ,015 ,007

Возвышение Коэффициент корреляции -,311* -,386**

Знч. (2-сторон) ,025 ,005

Фикс достижения Коэффициент корреляции ,277* ,277*

Знч. (2-сторон) ,047 ,047

Таким образом, в проведенном исследовании обнаружилась проблема использования метаресурсов, связанных с нравственной сферой личности (в частности «вера в добро»), при определении и реализации социально-одобряемых саморегулятивных тенденций. Полученные результаты исследования, могут послужить основой для построения программ психологического

сопровождения и программ профилактики профессиональной деформации и деструктивного поведения сотрудников органов внутренних дел за счет актуализации конкретных метаресурсов и формирования социально одобряемых способов поведения, направленных на саморазвития, самоутверждение и реальный достижения личности.

Таблица 2

Взаимосвязь способов саморегуляции с показателями смысла жизни

Осмысленность жизни Цели Процесс Результат Локус контроля — Я Локус контроля — жизнь

Развитие Коэффициент корреляции ,363** ,296* ,238 ,422** ,342* ,409**

Знч. (2-сторон) ,008 ,033 ,089 ,002 ,013 ,003

Самоутверждение Коэффициент корреляции ,017 -,095 ,061 ,057 ,002 ,021

Знч. (2-сторон) ,904 ,505 ,668 ,687 ,991 ,885

Реальные достижения Коэффициент корреляции ,511** ,428** ,433** ,388** ,296* ,515**

Знч. (2-сторон) ,000 ,002 ,001 ,004 ,033 ,000

Разрушение Коэффициент корреляции -,289* -,301* -,088 -,159 -,401** -,198

Знч. (2-сторон) ,038 ,030 ,535 ,261 ,003 ,158

Понижение Коэффициент корреляции -,244 -,084 -,285* -,332* -,020 -,293*

Знч. (2-сторон) ,082 ,556 ,040 ,016 ,888 ,035

Фикс достижения Коэффициент корреляции -,472** -,327* -,470** -,487** -,294* -,495**

Знч. (2-сторон) ,000 ,018 ,000 ,000 ,034 ,000

Одобряемые Коэффициент корреляции ,560** ,410** ,469** ,540** ,363** ,576**

Знч. (2-сторон) ,000 ,003 ,000 ,000 ,008 ,000

Неодобряемые Коэффициент корреляции -,560** -,410** -,469** -,540** -,363** -,576**

Знч. (2-сторон) ,000 ,003 ,000 ,000 ,008 ,000

Для формирования социально одобряемых ре- добро, смысла жизни и субъективного благополу-гулятивных тенденций у за счет восполнения и чия) был разработан личностно-ориентированный актуализации личностных метаресурсов (веры в тренинг.

Таблица 3

Взаимосвязь способов саморегуляции с показателями субъективного благополучия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 § е ое ни <3 ^ * § § е и ^ Ь е о ке си ее £ о а

§ 1 8 § ч ^ а § ло й ^ ^ ил

« к 13 й ^ § § и а о

о ио ^ ¡3 £ ^ ^ мЗ о СО § ^

о § О ^ 'О £ а мз

Развитие Коэффициент корреляции ,429** ,365** ,410** 0,263 0,172 ,384**

Знч. (2-сторон) 0,002 0,008 0,003 0,06 0,222 0,005

Самоутверждение Коэффициент корреляции ,335* ,303* ,295* ,430** 0,217 0,137

Знч.(2-сторон) 0,015 0,029 0,034 0,001 0,123 0,333

Реальные Коэффициент корреляции ,303* ,315* ,340* 0,266 0,188 0,147

достижения Знч. (2-сторон) 0,029 0,023 0,014 0,056 0,183 0,3

Разрушение Коэффициент корреляции -0,238 -0,091 -0,202 -,347* -,297* 0,008

Знч. (2-сторон) 0,09 0,52 0,152 0,012 0,033 0,958

Понижение Коэффициент корреляции -,446** -,469** -,470** - 398** -0,119 -407**

Знч. (2-сторон) 0,001 0 0 0,003 0,399 0,003

Фикс достижения Коэффициент корреляции -,496** -,546** - 457** -405** -0,231 -,312*

Знч. (2-сторон) 0 0 0,001 0,003 0,1 0,024

Одобряемые Коэффициент корреляции ,619** ,581** 574** ,582** ,375** ,374**

Знч. (2-сторон) 0 0 0 0 0,006 0,006

Неодобряемые Коэффициент корреляции -,619** -,581** - 574** - 582** -,375** -,374**

Знч. (2-сторон) 0 0 0 0 0,006 0,006

Проведенное исследование не исчерпывает всех возможностей, выбранной методологической базы к изучению проблемы саморегуляции и метаресуросов сотрудников органов внутренних дел. В связи с чем, намечены дальнейшие исследовательские перспективы: выявление специфики взаимосвязи личностных метаресурсов и способов саморегуляции в зависимости от характера несения службы, этнокультурных особенностей, занимаемой должности, а также наличия профессионально важных качеств и ценностных ориентаций сотрудников.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: 1968.

2. Барабанщикова В.В. Индивидуальные ресурсы повышения эффективности тренингов психологической саморегуляции // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы, 2010. С. 461-465.

3. Деева Н.А Ресурсный потенциал механизмов жизненной успешности человека в мире неопределенности // Социальный мир человека, Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миро-созидание, конфликт и медиация». Под ред.

H.И. Леонова. Ижевск, 2018. С. 341-345.

4. Деева Н.А., Лампаров С.С. Признаки ресурсного истощения у лиц подростково-юношеского возраста, совершивших вооруженные нападения в образовательных организациях // В сборнике: Девиации несовершеннолетних в условиях постмодернистского общества Материалы Всероссийской конференции. 2019. С. 126-131.

5. Костенко В.Ю., Корчагина А.П. Ресурсы саморегуляции в их связи с развитием личности // Личность в эпоху перемен: Материалы международной научно-практической конференции. Смысл, 2018. С. 221-224.

6. Криулина А. А. Идеи ресурсного подхода в трудах классиков и их реализация в трудах отечественных психологов А. А. Криулина // Психология человека в современном мире. Том

I. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.).

М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. 334 с. http://knigi.link/osnovyi-psihologii/idei-resursnogo-podhoda-trudah-klassikov-33162.html (дата обращения: 02.08.2020)

7. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал. // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37.

8. Марков В.Н. Ресурсный подход к психодиагностике: основные принципы // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 5-10

9. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей. Теоретическая и экспериментальная психология 2014 Т. 7 № 4 С. 62-78.

10. Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. Дис. ... докт. психол. наук. Москва, 2014. 403с.

11. Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. 2012. № 2. С. 143-148.

12. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. Омск: Издательство ОмГ-ТУ, 2005.

References

1. Ananyev B.G. Man as a subject of knowledge. L.: 1968.

2. Barabanshchikova V.V. Individual resources for improving the effectiveness of psychological self-regulation training // Experimental psychology in Russia: traditions and prospects, 2010. Pp. 461465.

3. Deeva N.A. Resource potential of mechanisms of human life success in the world of uncertainty // The social world of man, Materials of the VII International scientific and practical conference "Man and the world: world creation, conflict and mediation". Edited by N. I. Leonov. Izhevsk, 2018. Pp. 341-345.

4. Deeva N.A. Lamparas S.S. Signs of resource depletion in persons of juvenile age who have committed armed attacks in educational institutions // In the collection: deviations of minors in a postmodern society Materials of the all-Russian conference. 2019. P. 126-131.

5. Kostenko V.Yu., Korchagina A.P. Resources

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

of self-regulation in their connection with the development of personality // Personality in the era of change: Materials of the international scientific and practical conference. Sense, 2018. Pp. 221-224.

6. Kriulina A.A. Ideas of the resource approach in the works of classics and their implementation in the works of domestic psychologists A.A. Kriulina // human Psychology in the modern world. Volume 1. Complex and systematic approaches in human psychology research. Personality as a subject of the life path (Materials of the all-Russian jubilee scientific conference dedicated to the 120th anniversary of S. L. Rubinstein's birth, October 1516, 2009). Moscow: Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences, 2009, 334 p. http:// knigi.link/osnovyi-psihologii/idei-resursnogo-podhoda-trudah-klassikov-33162.html (accessed: 02.08.2020)

7. Leontiev D.A. Self-regulation, resources and

personal potential // Siberian psychological journal. 2016. No. 62. Pp. 18-37.

8. Markov V.N. Resource approach to psychodiagnostics: basic principles / / Vestnik RUDN. Psychology and pedagogy series. 2010. No. 4. P. 5-10.

9. Morosanova V.I. Conscious self-regulation of voluntary human activity as a psychological resource for achieving goals. Theoretical and experimental psychology 2014 Vol. 7 No. 4 P. 62-78.

10. Tatarko A.N. Socio-psychological capital of the individual in a multicultural society Dis. ... doctor. the course of studies. sciences. Moscow, 2014. 403s.

11. Shamionov R.M. Psychology of subjective well-being: (to develop an integrative concept) // World of psychology. 2012. No. 2. P. 143-148.

12. Sharov A.S. Life crises in the development of personality: A textbook for students, postgraduates and practitioners in the field of psychology. Omsk: Omstu Publishing House, 2005.

Психология

оперативно-розыскной деятельности

2-е издание ^

г

Психология оперативно-розыскной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Шевченко В.М. и др. Москва, 2020 г. 255 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

В учебном пособии дается анализ теоретических и методологических основ психологии в оперативно-розыскной деятельности (ОРД), исследуются предмет, задачи и методы психологии в ОРД. Рассматриваются проблемы психологии личности, деятельности, профессионального общения оперативных работников с различными категориями участников ОРД, психологические основы раскрытия преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.