ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
нология. Социокинетика. - 2012. - Т 18. - № 1. -
Ч. 1. - С. 130-135.
3. Малинин В.М. Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 192 с.
4. Малинин В.М. Развитие системы физкультурно-оздоровительной деятельности сельской школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
5. Находкин В.В. Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Якутск, 2003.
6. Якунин Ю.И. Формирование здорового образа жизни сельских старшеклассников средствами и методами физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2002.
УДК 796.01
Рудин Максим Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент
Булавкина Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
Калоша Александр Иванович
кандидат педагогических наук, доцент
Шкуричева Елена Викторовна
Брянский государственный университет им. акад. ИГ. Петровского [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
ЛИЧНОСТНЫЕ КОНСТРУКТЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В данной статье проводится анализ сущности личностных конструктов для студентов факультета физической культуры, обосновываются возможности спортивно-оздоровительной деятельности, раскрываются содержание и результаты опытно-экспериментальной работы. Здесь также обсуждаются результаты констатирующего эксперимента по выявлению динамики сущности восприятия физической культуры как культурного феномена будущими педагогами физической культуры. Внимание акцентируется на определении когнитивного компонента социокультурного опыта личности. Используется метод репертуарных решеток для выявления личностных конструктов и анализ соответствий для их анализа.
Ключевые слова: личностные конструкты, когнитивные конструкты, спортивно-оздоровительная деятельность, физическая культура.
Высшее образование является одной из самых мощных систем культурного формирования личности и одновременно ее образа жизни. Нынешние студенты ФФК БГУ в скором будущем, в своей профессиональной деятельности, работая в школе, должны будут формировать физическую культуру у детей. Для того, чтобы эффективно воспитывать физическую культуру у детей, необходимо самим будущим педагогам осознать, что для них является физической культурой. Такое осмысление личностью и превращает ее (личность) из пассивного потребителя сообщаемых знаний в творца собственной физической культуры, открывает наибольшие возможности для ее развития.
Цель исследования. Личностная и индивидуальная физическая культура наиболее сложна для изучения и представляет особый интерес в силу того, что именно личности влияют на дальнейшее развитие феномена физическая культура и являются ее носителями в обществе. С целью выявления отличий восприятия студентами факультета физической культуры педагогического вуза окружающей действительности с акцентом на физическую культуру и учебно-профессиональную деятельность было проведено настоящее исследование.
Методы исследования. Основным методом является метод репертуарных решеток и метод математической статистики.
Выделяется целый ряд объективных компонентов физической культуры личности: знания, умения, навыки, физическая подготовленность, физическое развитие и здоровье, работоспособность, реальная или декларируемая включенность в физкультурно-спортивную деятельность, насыщенность, или интенсивность этой деятельности и т.д. К субъективным элементам физической культуры можно отнести нормы личности, ценности, потребности, мотивы, установки, интересы, традиции и т.д. Как объективные, так и субъективные элементы физической культуры личности обладают культурной вариабельностью, но для психолого-педагогического анализа поведения личности в рамках физической культуры в большей степени важны субъективные компоненты.
Концептуализация субъективного компонента физической культуры личности позволяет измерить ее. В настоящем исследовании акцентируется внимание на определении когнитивного компонента социокультурного опыта личности в области физической культуры (в отличие от большинства исследователей физической культуры, выделяющих в качестве когнитивного компонента - зна-
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21 © Рудин М.В., Булавкина Т.А., Калоша А.И., Шкуричева Е.В., 2015
Личностные конструкты как показатели сущности физической культуры
ния). Специально ориентированная когнитивная карта студента является основанием для анализа и оценки физической культуры личности, базой для рефлексивного анализа физической культуры самим студентом. Рефлексия и осмысление физкультурно-спортивной деятельности студентами с целью освоения физической культуры и ее ценностей востребованы в вузовской практике недостаточно. В то же время, психолого-педагогические особенности студентов, такие как, например, наличие собственного культурного опыта, не позволяет игнорировать рефлексию как фактор возможного поворота личности «лицом» к физической культуре.
Методика. С помощью метода репертуарных решеток были обследованы две выборки студентов (мужского пола) 3-го курса дневного отделения ФФК БГУ в 2002 г. и в 2014 г. В результате исследования было получено в общей сложности 1340 высказываний (конструктов), которые подверглись математико-статистической обработке. Все конструкты имеют два противоположных полюса (белый-черный, и т.п.), то есть, имеют форму биполярных понятий.
Для анализа полученных данных был использован разведочный статистический метод: анализ соответствий (correspondenceanalysis). Анализ соответствий позволяет сгруппировать категории студентов и категории восприятия ими действительности. Результаты интерпретируются с точки зрения близости координат в таблице сопряженности. Категории, ближе расположенные друг к другу, считаются более схожими между собой в структуре подлежащих факторов. Частотная таблица сопряженности обрабатывалась с помощью многомерного статистического шкалирования (пакет STATISTICA).
Результаты исследования. Анализ соответствий по создаваемым конструктам (ориентированным на учебную, профессиональную, физкультурно-спортивную деятельность и личностные характеристики) позволил выявить сходство-различие по восприятию как системы физической культуры и спорта, учебно-профессиональной деятельности, так и личностных характеристик.
Собранные в процессе обследования студентов дневного отделения ФФК БГУ данные (когнитивные конструкты) являлись категориальными (измеренными по номинальной шкале). Наиболее простой формой представления подобных данных является таблица сопряженности. Анализ соответствий является многомерным методом, позволяющим исследовать данные таблицы сопряженности путем графического представления ее строк и столбцов в качестве точек в пространстве низкой размерности. А, посему, представляется ценным инструментом понимания и объяснения полученной информации. Этот разведочный метод дает
результаты, относящиеся к выборке, а не к генеральной совокупности. Данный метод позволяет выдвинуть гипотезу, которую впоследствии можно будет проверить другими методами математический статистики, полученные данные могут послужить для создания педагогической модели формирования физической культуры личности. В настоящем исследовании использовался простой анализ соответствий (simplecorrespondenceanalysis, CA). «Входом» для простого анализа соответствий служила частотная матрица таблицы сопряженности.
Мы имеем 2 переменные. «Описываемыми» переменными (variabletobedescribed) в настоящем случае выступали две выборки: студенты 3 курса дневного отделения факультета физической культуры в различные годы (2002 и 2014 гг.). В качестве и «описывающих» переменных (describingvariables) выступали, создаваемые ими в процессе эксперимента когнитивные конструкты в рамках теста репертуарных решеток (настроенных на сферу учебно-профессиональной деятельности и физической культуры и спорта). Джордж Александер Келли считает, что человек как исследователь постоянно строит свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал личностных конструктов и это является источником его активности, сам человек отвечает за все им содеянное. Ошибочность некоторых выдвигаемых гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний. «Конструкт», это понятие теории репертуарных решеток, отражающее определенную сторону реальности, «личностное истолкование», которое накладывается на реальность [2, с. 136]. Конструкты берутся из жизненного опыта личности, позволяют выявить реальный след, оставляемый всеми формирующими воздействиями, определить то, что стало внутренним содержанием личности, позволяет воспринимать окружающую действительность через призму физической культуры. Присвоение нового опыта сопровождается перестройкой системы смысловых, индивидуально окрашенных отношений к ценностям физической культуры, что и отражается в системе личностных конструктов.
Личностные конструкты являются культурным достижением личности на уровне сознательного восприятия действительности и могут выступать как один из интегративных критериев физической культуры личности. Личностные перспективы, отражаемые в системе конструктов, оказывают важнейшее значение на практическую деятельность личности [5, с. 154]. Применительно к проблеме формирования физической культуры это означает, что разные люди по-разному видят и интерпретируют ситуации связанные с двигательной актив-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
167
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ностью и физической культурой. Их субъективная интерпретация этих ситуаций есть более значимый фактор для принятия решения о включении в эту деятельность, чем «объективное» значение этих ситуаций, связанных с понятиями «здоровья», здорового образа жизни» и т.п. Восприятие мира, отражаемое посредством системы личностных конструктов, будет определять потребности, волю, желание, настойчивость, умение реализовывать свой выбор, знания, двигательные навыки и привычки. А также то, какие ценности личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии, то есть физическую культуру личности.
Термины «описываемые» и «описывающие» переменные по своей сути близки традиционному понятию зависимых и независимых переменных. Однако в контексте анализа соответствий отношения зависимости, строго говоря, неприменимы, поскольку метод не предназначен для поиска причинно-следственных связей.
Простой анализ соответствий как метод предварительного анализа данных позволяет исследовать как силу, так и природу связей между категориями в строках и столбцах таблицы. В результате применения анализа соответствий к нашему случаю, мы получаем возможность визуализировать данные на карте, где созданные студентами когнитивные конструкты (строки таблицы) и классифицируемые выборки студентов (столбцы таблицы) будут представлены точками в совместном пространстве. Благодаря этому мы сможем более наглядно изучить структуру связей между переменными и получить выводы следующего характера: например, «для студентов 2002 г. характерным является забота о здоровье, в то время как забота о телосложении в большей степени ассоциируется с современными студентами (2014 г.)». Преимущество двумерного пространства заключается в том, что понятия, отображаемые в виде близких точек, близки друг к другу по относительным частотам.
В работе одновременно отображены конструкты (группы биполярных высказываний), создаваемые студентами для объяснения и восприятия окружающей действительности и категории - год обучения в вузе. Особенно важно то, что конструкт не усваивается извне, а строится самим человеком, он индивидуально определен, и есть конструкты, которые существуют в одном экземпляре, лишь у данного конкретного человека [5, с. 151]. За каждым актом оценки реальных событий, как сознательным, так и бессознательным, у каждого человека есть своя теория причин и следствий, которая и образует смысловое пространство, упорядочивающее его мир и становится основой его поведения [3, с. 34].
Наглядность содержательного анализа результатов обеспечивается тем, что, расстояние между
точками максимально точно воспроизводит сходство или различие категорий, координаты точек представляют собой относительные частоты (частоты стандартизованы так, что их сумма по каждой категории (год обучения студентов) равна 100%).
Двумерный анализ соответствия выявил, что студенты ФФК БГУ (мужчины) по сравнению с аналогичными студентами в 2002 г. в большей степени ориентированы на культуру тела (следует принять во внимание распространение фитнес центров за последнее десятилетие). Но, для них не характерно отношение (внимание) к здоровью, здоровому образу жизни, что гораздо чаще имело значение для их сверстников в 2002 г.
В то же время, у современных студентов ФФК не пользуются популярностью увлечения, не связанные со спортом, в то время, как в 2002 г., на них указывало значительное число студентов. Общая культура, самоорганизация для современных студентов также имеет меньшее значение, чем это было в 2002 г.
Для современных студентов снизили свою актуальность как ценности высшего образования, значимость студенческой жизни, так и успех (материальный, социальный, профессиональный) наряду с достижениями в спорте.
Студентам 2002 г. были ближе понятия профессиональной деятельности, особое место занимали и достижения в спорте, как один из компонентов профессиональной деятельности, что практически отсутствует у современных студентов.
Одинаковое значение для студентов обеих выборок имеют «отношение к вредным привычкам» и занятие физкультурой и спортом в самом широком смысле.
Если для студентов в 2002 г. имели значение личностные характеристики окружающих их людей (характер, доброта, взаимопомощь, нравственность, юмор ит.п.) и межличностные отношения (отношения любви, дружбы, симпатий, родственные связи, знакомства и т.д.), то для современных студентов более значимы пол и возраст окружающих людей. Но для современных студентов ближе эмоциональные отношения к физкультуре и спорту (например, «любить спорт», «влюблены в бодибилдинг, обожает баскетбол», «отдаются игре», «любят ходить в качалку»).
Выводы. В соответствии с выявленными отличиями между студентами можно выдвинуть гипотезу, что отношение и восприятие системы физической культуры и спорта и связанной с ней системой образования за последнее десятилетии изменилось. Современные будущие специалисты в сфере физической культуры и спорта не только иначе, чем их сверстники десятилетие назад, видят и интерпретируют ситуации связанные с двигательной активностью и физической культурой, професси-
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Личностные конструкты как показатели сущности физической культуры
ональным обучением. Их субъективная интерпретация есть более значимый фактор для принятия решения о включении в эту деятельность, чем «объективное» значение этих ситуаций, связанных с понятиями «здоровья», здорового образа жизни» и т.п. Восприятие мира, отражаемое посредством системы личностных конструктов, будет определять физическую культуру личности: потребности, волю, желание, настойчивость, умение реализовывать свой выбор, знания, двигательные навыки и привычки, а также ценности, связываемые личностью с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии.
Библиографический список
1. Арабекян Р.Л. Математические методы в социологии: Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 192 с.
2. Келли Дж.А. Теория личности: Психология личных конструктов. - СПб: Речь, 2000. - 249 с.
3. Колесникова Е.М. Культурные модели образо-
вательного процесса: теоретический анализ и опыт применения репертуарных решеток Дж.А. Келли: Дис. ... канд. социол. наук. - М., 2000. - 150 с.
4. Губа В.П. Математические методы в педагогической теории и практике (измерения, вычисления, методы математического моделирования и статистики). - М.: «Принт-Экспресс», 2011. -270 с.
5. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. - 1984. -№ 3. - С. 151-157.
6. Суходольский Г.В. Математические методы в психологии. - Харьков: Изд-во гуманитарный центр, 2008. - 284 с.
7. Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.
8. Халафян А.А. STATISTICA 6. Статистический анализ данных. - М.: ООО «Бином-Пресс», 2008. - 512 с.
9. Шестаков М.П. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 248 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
169