Научная статья на тему 'Личностные качества психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность'

Личностные качества психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
785
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА / INCOMPETENCE / PERSONAL QUALITIES OF A PSYCHOLOGIST-CONSULTANT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Е.В.

На основе теоретических данных, разработаны качества личности психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность. Рассматриваются примеры нездоровой мотивировки выбора профессии. Обозначается актуальность личной терапии на этапе обучения психолога-консультанта и важность профессионального отбора будущих студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные качества психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность»

Тарасова Е.В.

Практикующий психолог, Нижегородский государственный университет

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация

На основе теоретических данных, разработаны качества личности психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность.

Рассматриваются примеры нездоровой мотивировки выбора профессии. Обозначается актуальность личной терапии на этапе обучения психолога-консультанта и важность профессионального отбора будущих студентов-психологов.

Ключевые слова: некомпетентность, личностные качества психолога-консультанта

Key words: incompetence, personal qualities of a psychologist-consultant

Инструментом в работе психолога-консультанта является не только определённый метод воздействия, теоретические знания в области консультирования, но и сама личность психолога.

Личностные качества консультанта являются столь же (или даже более) важными, как и специальные знания, умения, навыки [5,41].

Если консультанты не разобрались в своих (и своих клиентов) личностных ценностях, плохо представляют свою этическую и юридическую ответственность, они могут нанести вред своим клиентам, несмотря на самые благие намерения [5, 58 ]. В связи с этим, актуальным является изучение качеств личности, которые отражают некомпетентность психологов.

Будущие психологи часто поступают в ВУЗ с целью разобраться в своих трудностях, а это приводит к дальнейшим проблемам в профессии.

Часть студентов, которых привлекает профессия консультанта как оказывается, сами имеют серьёзные личностные и адаптационные проблемы [5,40 ]. Гай (Guy, 1987) приводит примеры нездоровой мотивировки выбора профессии консультирования:

• Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать профессию консультанта потому, что сами страдают от незалеченной душевной травмы.

• Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной.

• Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пытаться найти их в практике консультирования.

• Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в собственной жизни через осознание власти над другими.

• Потребность в любви. Человек может страдать нарциссизмом и претенциозностью и верить, что все проблемы могут быть решены с помощью проявления любви и привязанности.

• Замещение недовольства. У людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чувствам в девиантном поведении своих клиентов [5,40 ].

Обозначенные мотивы, как правило, являются неосознанными у будущих психологов, однако, личная терапия влияет на прорабатывание качеств, снижающих эффективность деятельности, что в дальнейшем снижает риск причинения вреда клиенту.

Но, в программах обучения в России личная терапия как элемент обучения будущих психологов или, тем более, психотерапевтов не включена в их профессиональную подготовку. По нашему мнению, это является важным

упущением, поскольку многие психологи после окончания обучения и получения диплома специалиста (бакалавра, магистра) начинают практику в области психологического консультирования (психотерапии) [ 9, 194 ].

В зарубежной психологии и психотерапии описанию личности специалиста посвящены многие исследования. Личность психолога-консультанта рассматривается почти во всех теоретических системах как важнейшее и необходимое условие профессиональной деятельности [8, 87].

Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987) разработали ряд позитивных факторов, которые побуждают человека выбирать профессию консультанта и способствуют его профессиональной пригодности [5, 41]. Однако, этот список не является окончательным. На основании данных Фостер (Foster, 1996) и Гай (Guy, 1987) нами были разработаны качества, которые отражают низкий уровень профессионализма психолога-консультанта.

Таблица 1.

Позитивные и негативные факторы, отражающие качества личности

психолога-консультанта.

Позитивные факторы (Foster, 1996),(Guy, 1987) Негативные факторы

Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим. Безразличие по отношению к окружающему миру. Интерес к окружающим минимален. Формализм. Реакция игнорирования переживаний клиент.

Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора. Несформированность навыков активного слушания. Консультант часто перебивает клиента, затрудняет процесс формулирования и выражения переживаний клиентов.

Легкость в поддержании разговора. Трудности в поддержание разговора.

Способность получать удовольствие Отсутствие удовольствия от ведения

от словесного обмена. диалога с клиентом.

Эмпатия и понимание. Умение Низкий уровень эмпатии. Трудности

поставить себя на место другого в понимании картины мира другого,

человека, даже человека понимании его чувств, переживаний.

противоположного пола или

принадлежащего другой культуре.

Эмоциональность. Эмоциональные Алекситимия. Трудности в

люди свободно проявляют выражении и понимании

разнообразные чувства, от гнева до собственных чувств. Склонность к

радости. подавлению и игнорированию собственных чувств. В проявлении своего аффекта реагирует спонтанно. Отсутствие способности к «контейнированию» чувств клиента.

Интроспекция. Способность видеть Низкий уровень самонаблюдения,

или чувствовать свое внутреннее саморефлексии. Чрезмерная

состояние. экстравертированность.

Способность к самопожертвованию. Эгоцентризм, нарциссизм.

Г отовность отложить собственные Склонность ставить свои

дела, чтобы выслушать другого или потребности выше потребностей

побеспокоиться в первую очередь о другого, игнорирование

проблемах других людей. потребностей другого человека.

Толерантность к близким Страх эмоциональной близости.

отношениям. Способность Неспособность устанавливать

поддерживать эмоциональную близкие эмоциональные контакты.

близость.

Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать власть, сохраняя определенную степень независимости. Способность к доминированию, авторитарности, подавлению другого, проявлению власти по отношению к клиенту. Тенденция к формированию зависимого поведения у клиента (зависимость от консультанта).

Чувство юмора. Умение Чувства собственной важности,

воспринимать неоднозначные гордость. Негибкость мышления,

стороны жизненных событий и пессимизм. Отсутствие

видеть смешное в них. эмоционального здоровья. Наличие

психических расстройств

Негативные факторы, отражающие качества личности психолога-консультанта, приводят к формированию дисфункциональных отношений с клиентом, которые не позволяют проработать запрос клиента, а лишь усиливают дезадаптацию.

Важным аспектом деятельности психолога-консультанта является готовность к труду, что отражает определённый уровень социальной зрелости личности [7, 62]. Только зрелая личность, обладающая социальной ответственностью, может помочь реализовать ресурсы клиента в отношениях с окружающими.

Таким образом, личностные качества психолога-консультанта, отражающие низкий уровень профессионализма, являются серьёзным затруднением в работе. Предупреждающим фактором на пути к формированию неквалифицированных специалистов является профессиональный отбор будущих студентов-психологов.

Список литературы

1. Брюхова, Н.Г. Психологические особенности личностного

развития психологов-консультантов //Международный научно-

исследовательский журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://research-journal.org/featured/psycology/psixologicheskie-osobenosti-

lichnostnogo-razvitiya-psixologov-konsultantov/

2. Брюхова, Н.Г. Влияние этики психологического

консультирования на развитие индивидуального сознания участников консультативного процесса/Н.Г.Брюхова//Вызовы эпохи в аспекте

психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы V Международной науч.- практ. конф., 15-16 апреля 2011 г./Казан. фед. ун-т. — Казань, 2011. — 520с.

3. Василюк ,Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи /Ф.Е.Василюк // Вопросы психологии. - 1988. -№5. - С. 27-37.

4. Газизова, Р.Р. Профессиональная позиция психолога по отношению к клиенту/Р.Р.Газилова//Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 4. - С.110-115.

5. Глэддинг, С. Психологическое консультирование /С.Глэддинг, -4-е изд., - СПб.: Питер, 2002. - 736с.

6. Дикая, Л.Г. Социальная психология труда: теория и практика / Л.Г.Дикая, А.Л.Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 488с.

7. Кораблина, Е.П. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности / Е.П.Кораблина//Вестник Практической Психологии Образования. - 2007. - № 4 (13). - С.61- 63.

8. Махнач, А.В. Жизненный опыт и выбор специализации в психотерапии /А.В.Махнач //Психологический журнал. - 2005. - т. 26. - № 5. - С. 86- 97.

9. Махнач, А.В. Актуальные вопросы профессионального отбора и

обучения профессии «психотерапевт» /А.В.Махнач // Консультативная

психология и психотерапия. - 2011. - № 2. - С. 192-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.