Научная статья на тему 'Личностные и социально-психологические ресурсы совладания юношества с трудными жизненными ситуациями в современном цифровом обществе'

Личностные и социально-психологические ресурсы совладания юношества с трудными жизненными ситуациями в современном цифровом обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юношеский возраст / цифровая социализация / совладание с трудными жизненными ситуациями / ресурсы совладания / стратегии совладания / реактивный и проактивный копинг / adolescence / digital socialization / coping with difficult life situations / coping resources / coping strategies / reactive and proactive coping

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена П. Белинская

В статье рассматривается проблема детерминации выбора стратегий и ресурсов совладания с трудными жизненными ситуациями в юношеском возрасте. Отмечается, что нормативные трудности развития на этом возрастном этапе сегодня дополняются стрессорами, связанными с ситуацией онтологической неопределенности и глобальных рисков, что задает как новые вызовы процессам копинга, так и меняет исследовательские тренды в их изучении. Подчеркивается, что известные ранее особенности социализации юношества сегодня должны быть пересмотрены через призму цифровизации повседневности, которая заставляет мыслить успешность цифровой социализации как определяющую рамку психологического благополучия личности в целом и конструктивность ее совладания с трудностями в частности. На материале анализа зарубежных и отечественных исследований выделяются современные тренды в понимании личностных и социально-психологических предикторов совладания, которые объединяет общая содержательная интенция: выраженный переход к холистическому видению процесса взаимодействия человека и трудной ситуации. Это может конкретизироваться исследователями трояко: как более комплексное понимание личностных и когнитивных ресурсов совладания, как переосмысление проблемы эффективности копинга в сторону большей условности, как внимание к процессуальным составляющим совладания в виде взаимосвязи стратегий реактивного и проактивного копинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елена П. Белинская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal and socio-psychological resources of coping youth with difficult life situations in a modern digital society

The article deals with the issue of determining the choice of strategies and resources for coping with difficult life situations in adolescence. It is noted that the normative difficulties of development at that age today are supplemented by stressors associated with the situation of ontological uncertainty and global risks, what sets both new challenges to coping processes and changes research trends in their study. It is emphasized that the previously known features of the socialization of youth today should be revised through the prism of the digitalization of everyday life, which leads to understanding the success of digital socialization as a defining framework for the psychological well-being of the individual in general and the constructiveness of the person’s coping with difficulties in particular. Based on the analysis of foreign and Russian studies, the author lays emphasis upon modern trends in understanding the coping of personal and socio-psychological predictors, which are united by a common meaningful intention: a pronounced transition to a holistic vision of the process of human interaction and a difficult situation. It might be specified by researchers in three ways: as a more comprehensive understanding the personal and cognitive resources of coping, as a rethinking of the issue of the coping effectiveness towards greater conditionality and as an attention to the procedural components of coping in the form of interrelation of reactive and proactive coping strategies.

Текст научной работы на тему «Личностные и социально-психологические ресурсы совладания юношества с трудными жизненными ситуациями в современном цифровом обществе»

Тематические сообщения

УДК 159.922.8:004

DOI: 10.28995/2073-6398-2023-4-16-31

Личностные и социально-психологические ресурсы совладания юношества с трудными жизненными ситуациями в современном цифровом обществе

Елена П. Белинская Психологический институт РАО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, elena_belinskaya@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема детерминации выбора стратегий и ресурсов совладания с трудными жизненными ситуациями в юношеском возрасте. Отмечается, что нормативные трудности развития на этом возрастном этапе сегодня дополняются стрессорами, связанными с ситуацией онтологической неопределенности и глобальных рисков, что задает как новые вызовы процессам копинга, так и меняет исследовательские тренды в их изучении. Подчеркивается, что известные ранее особенности социализации юношества сегодня должны быть пересмотрены через призму цифровизации повседневности, которая заставляет мыслить успешность цифровой социализации как определяющую рамку психологического благополучия личности в целом и конструктивность ее совладания с трудностями в частности. На материале анализа зарубежных и отечественных исследований выделяются современные тренды в понимании личностных и социально-психологических предикторов совлада-ния, которые объединяет общая содержательная интенция: выраженный переход к холистическому видению процесса взаимодействия человека и трудной ситуации. Это может конкретизироваться исследователями трояко: как более комплексное понимание личностных и когнитивных ресурсов совладания, как переосмысление проблемы эффективности копинга в сторону большей условности, как внимание к процессуальным составляющим совладания в виде взаимосвязи стратегий реактивного и проактивного копинга.

Ключевые слова: юношеский возраст, цифровая социализация, совла-дание с трудными жизненными ситуациями, ресурсы совладания, стратегии совладания, реактивный и проактивный копинг

© Белинская Е.П., 2023

Для цитирования: Белинская Е.П. Личностные и социально-психологические ресурсы совладания юношества с трудными жизненными ситуациями в современном цифровом обществе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2023. № 4. С. 16-31. DOI: 10.28995/2073-6398-2023-4-16-31

Personal and socio-psychological resources of coping youth with difficult life situations in a modern digital society

Elena P. Belinskaya RAO Psychological Institute Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, elena_belinskaya@list.ru

Abstract. The article deals with the issue of determining the choice of strategies and resources for coping with difficult life situations in adolescence. It is noted that the normative difficulties of development at that age today are supplemented by stressors associated with the situation of ontological uncertainty and global risks, what sets both new challenges to coping processes and changes research trends in their study. It is emphasized that the previously known features of the socialization of youth today should be revised through the prism of the digitalization of everyday life, which leads to understanding the success of digital socialization as a defining framework for the psychological well-being of the individual in general and the constructiveness of the person's coping with difficulties in particular. Based on the analysis of foreign and Russian studies, the author lays emphasis upon modern trends in understanding the coping of personal and socio-psychological predictors, which are united by a common meaningful intention: a pronounced transition to a holistic vision of the process of human interaction and a difficult situation. It might be specified by researchers in three ways: as a more comprehensive understanding the personal and cognitive resources of coping, as a rethinking of the issue of the coping effectiveness towards greater conditionality and as an attention to the procedural components of coping in the form of interrelation of reactive and proactive coping strategies.

Keywords: adolescence, digital socialization, coping with difficult life situations, coping resources, coping strategies, reactive and proactive coping

For citation: Belinskaya, E.P. (2023), "Personal and socio-psychological resources of coping youth with difficult life situations in a modern digital society", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 4, pp. 16-31, DOI: 10.28995/2073-6398-2023-4-16-31

Введение

Изучение юношеского этапа социализации является одной из традиционных тем в психологии, насыщенной более чем вековой историей теоретических и эмпирических изысканий. Тому есть ряд причин, среди которых две, как минимум, не теряют своей актуальности. Во-первых, феноменологически этот возрастной этап максимально ярко соединяет в себе психологические новообразования, которые имеют определяющее значение для дальнейшего хода развития человека, в том числе - и для его системы копинг-процессов: возникновение целостного «Я», основанного на саморефлексии в процессе попыток преодоления кризиса идентичности; развитие системы личностных ценностей и смыслов в ходе динамики референтных кругов коммуникации; формирование способности к осознанным выборам в отношении разных сторон социальной реальности. Сегодня в силу кардинальных изменений социокультурного пространства эта феноменология претерпевает существенные изменения, провоцируя новый виток исследовательского интереса. Во-вторых, внимание психологии к юношескому возрасту определяется его известной методической доступностью - в силу легкости формирования выборок из-за институциональной привязанности респондентов к образовательным структурам и возможности полноценного применения всего спектра количественных и качественных методов. Сегодня эта возрастная группа, будучи рождена уже в эпоху цифровизации повседневности, становится привлекательной для исследователей еще и по причине высокой «откликаемости» на современные, цифровые, способы организации исследовательского процесса.

Очевидно, что накопленный опыт изучения различных проблем юношеского возраста в настоящее время подвергается пересмотру. Как справедливо отмечает М.С. Гусельцева, «изменяющаяся современность с ее новыми феноменами и реальностями влечет за собой трансформации нормативности, появление новых форм социализации, где наиболее восприимчивой к изменениям социальной группой оказывается молодежь» [Гусельцева 2023, с. 26]. Представляется, что в максимальной степени современная динамика юношеской социализации отражается в становлении и развитии процессов совладания с трудными жизненными ситуациями, ведь сегодня нормативные трудности развития неизбежно дополняются неожиданными и множественными стрессорами, угрожающими благополучию человека. Ответ на их воздействие посредством опоры на те или иные ресурсы и дальнейшего копинг-поведения создает новые конфигурации процесса психологической адаптации взрослеющего человека, позволяя не только приспособиться к из-

меняющимся обстоятельствам, но и формируя готовность противостоять трудным жизненным ситуациям с целью сохранения своей уникальности и целостности. Какова же общая социокультурная «рамка» взросления современного юношества и, соответственно, формирования особенностей совладания?

Современность как ситуация онтологической неопределенности и глобальных рисков

Время быстрых социальных изменений, предъявляющее человеку повышенные требования в ситуациях активного действия, сегодня теряет однозначность потенциальных векторов развития, квалифицируясь как ситуация неопределенности, сложности и разнообразия, и потому предполагающая новые «ответы» со стороны личности [Асмолов и др. 2021]. Среди последних большую распространенность и ценность с точки зрения социальной успешности приобретают рискованные (а потому и менее нормативные) варианты социального поведения, которые не отменяют и не конкурируют, а сосуществуют в одном пространстве с традиционными вариантами жизнедеятельности. Это позволяет предположить одновременное наличие в современном копинг-репертуаре взрослеющего человека противоречивых с точки зрения своей конструктивности стратегий совладания по отношению к одной и той же трудной жизненной ситуации.

Одним из возможных ракурсов рассмотрения ситуации онтологической неопределенности является оптика культуры, реинтер-претирующая динамику современного социального пространства через обращение к концепту транзитивности [Марцинковская 2019]. В этом случае общество понимается как, прежде всего, совокупность макро- и микро-мультикультурных пространств, что вызывает такие принципиальные изменения в ходе социализации, как неопределенность «границ» поколений, усиление латентных эффектов социальной адаптации, невозможность опоры в ходе онтогенетического развития на социальные нормы и ценности в силу неоднозначного к ним отношения. Неминуемо возникающие при этом негативные переживания (в силу, как минимум, утраты традиционных критериев для оценки собственной социальной успешности) очевидно влияют на эмоционально-ориентированные стратегии копинга на этапе юношеской социализации, когда эмоциональная переоценка трудностей становится для человека не только условием активного действия, но и основанием для формирования новых представлений о себе и мире.

Сегодня на смену категоризации социальной ситуации как неопределенной и/или транзитивной все чаще приходит более «сильное» ее определение - как ситуации глобальных рисков [Не-стик, Журавлев 2021], в силу чего особенности самого бытия нашего современника мыслятся как постоянная и комплексная угроза его психологическому благополучию, а совладание трактуется в качестве повседневной жизненной необходимости. Подчеркнем, что в анализе ситуации глобальных рисков однозначно доминирует социально-психологический ракурс. Так, исследователями рассматриваются не сами глобальные угрозы, а особенности их восприятия, переживания и антиципации у различных социальных субъектов. Фокус исследовательского внимания сосредоточен на таких психологических следствиях глобальных рисков, как разрушение веры человека в свою способность влиять на будущее, амбивалентность и релятивизм его оценок социальной реальности, усиление приверженности конспирологическим теориям и подверженность манипулятивным воздействиям. Все это закономерно затрудняет для человека возможности совладания в силу необходимости постоянного распределения привычных и поиска новых ресурсов копинга, возникновения и распространения сильных аффективных реакций, а также снижения возможности планирования личной и профессиональной жизни, что влияет на характер уже не только реактивного, но и проактивного совладания [Агадуллина и др. 2020; Белинская 2022].

Цифровая социализация: психологические следствия в юношеском возрасте

При определении особенностей копинговых процессов в юношеском возрасте невозможно абстрагироваться от факта их протекания в условиях нарастающей цифровизации повседневности, что выражается в объективном возрастании роли информационных потоков в социализационных процессах. В этом смысле отношение взрослеющего человека к информации, будучи потенциально различным - от активного конструирования до пассивного потребления, является некой «исходной точкой», задающей дальнейшие особенности его социального поведения, в том числе - и совлада-ющего [Марцинковская, Юрченко 2016]. Однако современные информационные потоки характеризует не только нарастание объема воздействия, но и объективно упрощенная система поиска информации, алгоритмизация ее выбора, возможность массового воспроизводства и ретрансляции, что предъявляет более конкретные вызовы к когнитивно-аффективной сфере человека. Остановимся

поэтому кратко на основных психологических следствиях цифровой социализации, которые, как представляется, имеют решающее значение для реализации стратегий совладания.

В качестве психологических рисков для развития когнитивной сферы субъекта в ситуации цифровизации выделяют: изменение содержания высших психических функций, прежде всего - произвольного внимания и смысловой памяти [Панов, Патраков 2020]; изменение образа мира в силу все большего смешения онлайн- и офлайн-существования [Солдатова, Рассказова 2020] и возникновение так называемой гиперподключенности [Солдатова, Войскун-ский 2021].

Выделение следствий цифровизации для аффективной сферы представлено более фрагментарно, опираясь на изучение особенностей коммуникативных процессов в сетевом взаимодействии, что вполне объяснимо трудностями методического характера: необходимостью фиксации текущих аффективных состояний в ситуации «смешанной» реальности. Внимание исследователей традиционно сосредоточено на том, как трансформации обратной связи и норм коммуникации, свойственные виртуальному общению, влияют на возможность полноценного выражения субъектом своих чувств и проявление эмпатии1.

Необходимо выделить и те психологические следствия цифро-визации, которые затрагивают личность человека цифрового мира. Данная тема, раскрываемая в основном через изучение динамики самосознания, является наиболее традиционным сюжетом психологических исследований, которые неслучайно реализуются преимущественно на юношеских и молодежных выборках. Эмпирические данные множественны (создание «виртуальной персоны» и, соответственно, «виртуальных двойников»; взаимосвязь характеристик реальной и виртуальной идентичности - подробнее см., например: [Голубева 2020]), но в любом случае центрированы на проблемах процесса персональной и социальной идентификации, который является «стержнем» юношеского этапа социализации. Подчеркнем при этом наличие сегодня исследовательских позиций, которые пытаются рассмотреть означенные проблемы комплексно, а именно - с точки зрения неизбежных (и потому не подлежащих оценке) следствий. Так, например, в рамках социально-когнитивной концепции цифровой социализации [Войскунский, Солдатова, 2021] обозначенные личностные проблемы рассматриваются в рамках идеи «человека достроенного» в силу его цифрового «расширения»,

1 См., например: Сложные чувства: Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности / Под ред. П. Аронсон. М.: Индивидуум, 2022.

при котором существование в смешанной реальности уже просто не позволяет говорить о традиционных вариантах построения «Я» как центральной образующей личности на любых возрастных этапах.

Не претендуя на теоретико-методологическое осмысление множественной и разноуровневой эмпирики, посвященной следствиям цифровизации для развития взрослеющего человека, которая достаточно развернуто представлена в отечественной традиции [Марцинковская, Преображенская 2020; Гусельцева 2023], подчеркнем, что достаточно конструктивной представляется позиция «новой нормальности», для которой характерно утверждение в качестве стандарта настоящего момента [Weber 2003]. С этой точки зрения указанные особенности есть не столько ограничения и/или препятствия, требующие преодоления, сколько новые характеристики сознания человека цифровой эпохи [Иллуз 2022].

Очевидно, что все вышесказанное существенно влияет как на восприятие взрослеющим человеком возможных ресурсов для преодоления жизненных трудностей, так и на выбор стратегий совладания с ними. Практика эмпирического исследования особенностей социального развития юношества сегодня должна быть пересмотрена через призму цифровизации повседневности, которая заставляет мыслить успешность цифровой социализации как определяющую рамку психологического благополучия личности в целом и конструктивность ее совладания с трудностями в частности. А потому остановимся на той динамике, которая характеризует сегодня проблематику копинга.

Современные исследовательские тренды в изучении совладания

Изучение закономерностей копинга сегодня может быть охарактеризовано следующими тремя достаточно выраженными, на наш взгляд, трендами, которые объединяет общая содержательная интенция: выраженный переход к более холистическому видению процесса взаимодействия человека и ситуации.

Во-первых, это переосмысление проблематики ресурсов совладания, которые все более понимаются не как конкретные личностные характеристики (локус контроля, личностная тревожность и пр.), особенности когнитивной сферы субъекта (полезави-симость/поленезависимость, гибкость/ригидность и пр.) или же средовые факторы, связанные с особенностями коммуникации, а как комплексные особенности.

Вторым актуальным трендом при изучении совладания с неопределенностью становится пересмотр проблемы эффектив-

ности копинга, прежде всего в силу накопления эмпирического материала, доказывающего неоднозначность взаимозависимостей между различными копинг-стратегиями человека и уровнем его психологической адаптации к ситуации неопределенности и, соответственно, психологическим благополучием.

В-третьих, современный акцент на ситуации неопределенности как «общей рамке» трудностей обращает исследователей к анализу процессуальных особенностей совладания, что сегодня выражается во внимании к его антиципационным возможностям: интересе не к реактивному, а к проактивному, обращенному в будущее, совлада-нию [Белинская 2022].

Что касается первого, более комплексного понимания личностных и социально-психологических копинг-ресурсов, то становление подобного взгляда имело свои гносеологические основания, центральными из которых выступали два: общая логика развития исследований динамического контроля неопределенности и современные представления об индивидуальных стилях деятельности. Итогом стал переход от традиционного изучения отдельных диспозицион-ных факторов копинга к выявлению целостной картины психологической регуляции процессов восприятия, принятия и преодоления неопределенности [Корнилова 2016]. Очевидно, что для подобного анализа необходимы множественные показатели, что привело к включению в перечень ресурсов совладания новых переменных (например, бдительности и осознанности) и к более детальному рассмотрению старых (в частности, через призму кросс-культурных исследований). Однако это не сняло давно поставленного в исследованиях копинга вопроса, а именно - существует ли однозначная связь между выбором ресурса(ов) совладания и конструктивностью основанных на нем стратегий [Lazarus 1993; Bouchard et al. 2004; Крюкова 2008]? Представляется, что достаточно часто фиксируемые противоречия при попытках эмпирических ответов на этот вопрос косвенно свидетельствуют о фундаментальных нарушениях рациональности в оценке трудных ситуаций, и потому неудивительно, что, согласно более современным исследованиям, констатируется усиление в процессах совладания защитных механизмов и снижение количества рациональных стратегий [Орестова и др. 2021], ведь пережить онтологическую неопределенность современности помогают иррациональная вера в собственную неуязвимость, возможность контроля над ситуацией и справедливость мира.

Собственно, именно наличие противоречивых эмпирических данных о ресурсах совладания создало основу второго исследовательского тренда, а именно - пересмотра проблемы эффективности копинга. Подчеркнем также его онтологическую рамку: в ситуации

неопределенности и глобальных рисков не приходится говорить об однозначной адаптивности/неадаптивности копингов, - хотя бы в силу высокой непредсказуемости самой трудной ситуации. И потому весомое значение начинают приобретать конкретные средовые факторы - прежде всего характеристики близкого социального окружения субъекта, которые в случае эмпирического изучения юношеского копинга центрируются на особенностях школьного и/ или семейного круга коммуникации взрослеющего человека.

Так, на примере динамики совладания с трудными ситуациями в рамках школьного обучения показано, что особенности современной образовательной среды не только могут оказывать влияние на репертуар копинг-стратегий подростка, но и определять его успешность. Например, в школах, где поддерживается такая традиционно считаемая деструктивной стратегия как конфронтация, она становится источником укрепления собственного мнения и усиления «Я», позволяя подростку развить на этой основе различные социальные навыки и компетенции [Хломов и др. 2020]. Более многочисленные эмпирические данные касаются особенностей влияния внутрисемейной коммуникации на успешность совладающего поведения в подростковом и юношеском возрасте [Frydenberg, Lewis 2000; Compas et al. 2001; Сапоровская 2016; Куфтяк 2018]. В этих исследованиях все более выраженным становится переход от попыток определения условий, способствующих успешной внутрисемейной передаче тех или иных «хороших» личностных ресурсов совладания (см., напр.: [Hoffman, Levy-Shiff 1994]) к констатации нарушений известных ранее закономерностей межпоколенной трансмиссии. Последние включают в себя многое: от противоречивой картины возможности трансляции социальных норм и ценностей до неспособности родительского поколения передать свой опыт в преодолении конкретных трудных жизненных ситуаций [Liga 2020]. Представляется очевидным, что столь фундаментальные изменения в семейных системах меняют и сами критерии успешности/неуспешности (адаптивно-сти/дезадаптивности) совладания, которые могут быть более чем различны у разных поколений.

Обращаясь к современному пониманию проблемы эффективности совладания, нельзя не отметить также и тот факт, что стратегии копинга могут менять свой адаптивный потенциал в силу возможности модерировать влияние эмоций на эффективность деятельности [Корнилова, Красавцева 2023]. Например, копинг-стратегия самоконтроля может снижать негативные переживания и, соответственно, позитивно влиять на такую стратегию копинга как переоценка ситуации, но одновременно оказывать негативный эффект на результаты деятельности в силу снижения концентрации на пробле-

ме, требующей совладания; высокий уровень тревожности, обычно ведущий к деструктивным копингам, может не влиять на уровень толерантности/интолерантности к неопределенности в ситуациях, когда сама интолерантность к неопределенности выступает ресурсом, предупреждающим человека об опасности. Более того - было показано, что при тревоге, связанной с неизбежным риском, концентрация на негативных эмоциях может не быть дисфункциональным копингованием, так как не влияет на общее переживание психологического благополучия, во всяком случае, в подростково-юношеских когортах [Köhler-Dauner 2021]. Подобные эмпирические данные все более заставляют исследователей сегодня говорить об условности выделения конструктивных копинг-стратегий как таковых, переходя к их рассмотрению в общем контексте характеристик потребностно-мотивационной сферы субъекта, динамики его образа мира и самого себя, особенностей взаимовлияния эмоциональной и когнитивной сфер [Битюцкая 2022].

Обращаясь к третьему из выделяемых нами трендов современных исследований копинга (внимания к его процессуальным составляющим в виде проактивного совладания), отметим, что на его актуализацию в определенной степени оказали влияние первые два. Так, с одной стороны, все больший акцент на изучении закономерностей и следствий общей когнитивной оценки трудной ситуации как неопределенной привел к необходимости включения в анализ совладания процессов его динамики, в частности - вниманию к взаимопереходам копингов (от реактивных к проактивным и наоборот). С другой - возникший акцент на комплексном понимании ресурсов в случае проактивности заставил в определенной степени переосмыслить само их понимание, что усилило так называемые ресурсные модели копинга [Greenglass, Fiksenbaum 2009].

Изучение проактивности в совладании как возможности предвосхитить будущие трудности в ситуациях, которые представляются субъекту принципиально вариативными по своему исходу и непредсказуемыми, поставило перед исследователями вопрос о наличии некоторого ключевого ресурса совладания с трудностями, который может направлять и контролировать использование других ресурсов. При всем разнообразии полученных эмпирических данных в качестве такого ключевого ресурса чаще всего по-прежнему выделяют сочетание оптимизма, жизнестойкости и самоэффективности [Frydenberg 2014], т. е. диспозиции, тесно связанные с эмоциональной и мотивационной сферами, а также с целеполаганием. Очевидно, что представления о собственной самоэффективности не только определяют степень усилий, предпринимаемых человеком для решения своих актуальных проблем (т. е. реактивный копинг), но

и в силу связанности с процессом целеполагания влияют на проак-тивное совладание. Однако при этом неоднозначные эмпирические данные были получены при попытках установить связь проактивно-сти в совладании с уровнем субъективного благополучия человека: отмечается, что далеко не все аспекты проактивного совладания положительно коррелируют с ним и удовлетворенностью жизнью: так, некоторые зарубежные исследования вообще не обнаруживают взаимосвязи между этими показателями [Bogdan et al. 2012]. Определенным решением для объяснения отмечаемых противоречий может стать включение в исследования такой опосредующей переменной, как текущее эмоциональное состояние субъекта копинга. Так, наше недавнее исследование предикторов успешного проактивного совладания показывает, что он опосредуется переживанием преимущественно положительных эмоций, которые уже в свою очередь являются весомым предиктором высокой удовлетворенности жизнью, что, однако, может иметь существенные кросс-культурные особенности [Агадуллина и др. 2020]. Но в любом случае представляется, на наш взгляд, очевидным, что перспективным является большее включение в изучение закономерностей копинг-процессов аффективных переменных и комплексное рассмотрение когнитивно-аффективных предикторов совладания, и тому уже есть определенные эмпирические доказательства [Корнилова, Красавцева 2023].

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, отметим возможные перспективы развития данной проблематики, которые могут быть определены через расширение ее предметной сферы и обогащение методического инструментария. Так, исследование юношеского копинга в условиях цифровой повседневности может быть в гораздо большей степени центрировано на виртуальных ресурсах совладания и тех копинг-стратегиях, реализация которых характерна исключительно для социально-сетевого взаимодействия; также очевидный интерес представляет вопрос о роли текущих эмоциональных состояний при оценке юношеством трудной жизненной ситуации и проактив-ном выборе способов совладания с ней; немаловажным является и изучение восприятия тех ситуаций, которые ретроспективно или проспективно категоризуются в этом возрасте как жизненные события, как некоторые «вехи» субъективной картины жизненного пути. С методической точки зрения представляется, что определенные перспективы связаны с более активным использованием в изучении копинга качественной методологии и кросс-культурного анализа.

Литература

Агадуллина и др. 2020 - Агадуллина Е.Р., Белинская Е.П., Джураева М.Р. Личностные и ситуационные предикторы проактивного совладания с трудными жизненными ситуациями: кросс-культурные различия // Национальный психологический журнал. 2020. № 3 (39). С. 30-38.

Асмолов и др. 2021 - Асмолов А.Г. Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Парадокс сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе // Вопросы психологии. 2021. Т. 4. № 67. С. 1-18.

Белинская 2022 - Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды // Вестник Кемеровского университета. 2022. Т. 24. № 6. С. 760-771.

Битюцкая 2022 - Битюцкая Е.В. Проблема циклической динамики копинга: характеристики процесса и методические решения // Вопросы психологии. 2022. Т. 68. № 1. С. 57-72.

Войскунский, Солдатова 2021 - Войскунский А.Е., Солдатова Г.У. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431-450.

Голубева 2020 - Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 130-150.

Гусельцева 2023 - Гусельцева М.С. Методологические аспекты изучения образа мира молодежи в цифровом транзитивном обществе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2023. № 2. С. 10-30.

Иллуз 2022 - Иллуз Е. Почему любовь уходит? Социология негативных отношений. М.: Директмедиа Паблишинг, 2022. 384 с.

Корнилова 2016 - Корнилова Т.В. Совладание с неопределенностью: связи с эмоциональным интеллектом, готовностью к риску и рациональностью // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: Материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22-24 сентября 2016 г. Кострома: КГУ, 2016. С. 37-39.

Корнилова, Красавцева 2023 - Корнилова Т.В., Красавцева Ю.В. Эмоциональная плавучесть: новый взгляд на эмоциональную регуляцию в условиях неопределенности // Человек. 2023. Вып. 34. № 4. С. 39-57.

Крюкова 2008 - Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 88-95.

Куфтяк 2018 - Куфтяк Е.В. Жизнеспособность в подростковом и юношеском возрасте: динамика и детерминанты // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 126-134.

Марцинковская 2019 - Марцинковская Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3 (105). С. 77-96.

Марцинковская, Юрченко 2016 - Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 49. Электронный журнал. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2016v9n49/1332-martsinkovskaya49.html (дата обращения 25 августа 2023).

Марцинковская, Преображенская 2020 - Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 3. С. 45-55.

Нестик, Журавлев 2021 - Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Отношение к глобальным рискам: социально-психологический анализ и перспективы исследований // Разработка понятий современной психологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2021. С. 503-537.

Орестова и др. 2021 - Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Манчхашвили М.А. Иррациональность мышления как способ совладания с неопределенностью современного мира // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 4. С. 50-64.

Панов, Патраков 2020 - Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: Психологический институт РАО, 2020.

Сапоровская 2016 - Сапоровская М. Межпоколенный копинг в семье: социально-психологические механизмы и групповые эффекты // Психологические исследования. 2016. Т. 9 (49). URL: https://doi.org/10.54359/ps.v9i49.433

Солдатова, Рассказова 2020 - Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. № 1 (4). С. 87-97.

Хломов и др. 2020 - Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. C. 180-199.

Bogdan et al. - Bogdan C, Rioux L, Negovan V. Place attachment, proactive coping and well-being in university environment. Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2012. № 33. P. 865-869.

Bouchard et al. 2004 - Bouchard G, Guillemette A., Landry-LegerN. Situational and dispositional coping: an examination of their personality, cognitive appraisals and psychological distress // European Journal of Personality. 2004. Vol. 18. P. 221-238.

Compas et al. 2001 - CompasB.E., Connor-SmithJ., Saltzman S, ThomsenA., Wadsworth S. Coping with stress during childhood and adolescence: problems, progress, and potential in theory and research // Psychological Bulletin. 2001. Vol. 127. № 1. P. 87-127.

Frydenberg, Lewis 2000 - Frydenberg E, Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. 2000. Vol. 37. № 3. P. 727-745.

Frydenberg 2014 - Frydenberg E. Coping research: Historical background, links with emotion, and new research directions on adaptive processes // Australian Journal of Psychology. 2014. Vol. 66. № 2. P. 82-92.

Greenglass, Fiksenbaum 2009 - Greenglass E, Fiksenbaum L. Proactive Coping, Positive Affect, and Well-Being // European Psychologist. 2009. Vol. 14. № 1. P. 29-39.

Hoffman, Levy-Shiff 1994 - Hoffman M.A., Levy-Shiff R. Coping and locus of control: Cross-generational transmission between mothers and adolescents // The Journal of Early Adolescence. 1994. V. 14. № 3. P. 391-405.

Kohler-Dauner 2021 - Kohler-Dauner F. The interplay between maternal childhood maltreatment, parental coping strategies as well as endangered parenting behavior during the current SARS-CoV-2 pandemic // Developmental child welfare. 2021. V. 3. № 2. P. 71-84.

Lazarus 1993 - Lazarus R.S. Coping theory and research: past, present and future // Psychosomatik Medicine, 1993. № 55. P. 237-247.

Liga 2020 - Liga F. The socialization of coping strategies in adolescence: The modeling role of parents // Anxiety, Stress and Coping: An International Journal. 2020. Vol. 33. № 1. P. 47-58.

Weber 2003 - Weber H. Breaking the rules: Personal and social responses to coping norm-violations // Anxiety, Stress and Coping: An International Journal. 2003. Vol. 16. № 2. P. 133-153.

References

Agadullina, E.R., Belinskaya, E.P. and Dzhuraeva, M.R. (2020), "Personal and situational prodictors of proective coping with difficult life situations: cross-cultural differences", National Psychological Journal, no. 3 (39), pp. 30-38.

Asmolov, A.G., Shekhter, E.D. and Chernorizov, A.M. (2021), "The paradox of coexistence of adaptation and pre-adaptation in the historical-evolutionary process", Voprosy psikhologii, vol. 4, no. 67, pp. 1-18.

Belinskaya, E.P. (2022), "Coping in times of uncertainty and global risks: The main research trends", Vestnik Kemerovskogo universiteta, vol. 24, no. 6, pp. 760-771.

Bityutskaya, E.V. (2022), "The problem of cyclic coping dynamics: process characteristics and methodological solutions", Voprosypsikhologii, vol. 68, no. 1, pp. 57-72.

Bogdan, C., Rioux, L. and Negovan, V. (2012), "Place attachment, proactive coping and well-being in university environment. Procedia", Social and Behavioral Sciences, no. 33, рр. 865-869.

Bouchard, G., Guillemette, A. and Landry-Leger, N. (2004), "Situational and disposi-tional coping: an examination of their personality, cognitive appraisals and psychological distress", European Journal of Personality, vol. 18, no. 2, pp. 221-238.

Compas, B.E., Connor-Smith, J., Saltzman, S., Thomsen, A. and Wadsworth, S. (2001), "Coping with stress during childhood and adolescence: problems, progress, and potential in theory and research", Psychological Bulletin, vol. 127, no. 1, pp. 87-127.

Frydenberg, E. (2014), "Coping research: Historical background, links with emotion, and new research directions on adaptive processes", Australian Journal of Psychology, vol. 66, no. 2, pp. 82-92.

Frydenberg, E. and Lewis, R. (2000), "Teaching Coping to adolescents: when and to whom?", American Educational Research Journal, vol. 37, no. 3, pp. 727-745.

Golubeva, N.A. (2020), "Digital identity features of teenagers and youth in modern technological society", RSUH/RGGU Bulletin. "Psyсhology. Pedagogics. Education" Series, no. 1, pp. 130-150.

Guseltseva, M.S. (2023), "Methodological aspects of studying the worldview of youth in a digital transitive society", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series, no. 2, pp. 10-30.

Greenglass, E. and Fiksenbaum, L. (2009), "Proactive coping, positive affect, and well-being", European Psychologist, vol. 14, no. 1, pp. 29-39.

Hoffman, M.A. and Levy-Shiff, R. (1994), "Coping and locus of control: Cross-generational transmission between mothers and adolescents", The Journal of Early Adolescence, vol. 14, no. 3, pp. 391-405.

Illouz, E. (2022), Pochemu lyubov' ukhodit? Sotsiologiya negativnykh otnoshenii, Direktmedia Pablishing, Moscow, Russia.

Khlomov, K.D., Bochaver, A.A. and Korneev, A.A. (2020), "Coping strategies of adolescents and educational environment", Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo = Social Psychology and Society, vol. 11, no. 2, pp. 180-199.

Kornilova, T.V. (2016), "Coping with uncertainty. Links to emotional intelligence, risk willingness, and rationality", Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: resursy, zdorov'e, razvitie. Materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. Kostroma, 2224 sentyabrya 2016 g. [Psychology of stress and coping behavior. resources, health, development. Proceedings of the IV International scientific conference, Kostroma, September 22-24, 2016], KGU, Kostroma, Russia, pp. 37-39.

Kornilova, T.V. and Krasavtseva, Yu.V. (2023), "Vulnerable buoyancy: A new view on emotional regulation under uncertainty", Chelovek, vol. 34, no. 4, pp. 39-57.

Kohler-Dauner, F. (2021), "The interplay between maternal childhood maltreatment, parental coping strategies as well as endangered parenting behavior during the current SARS-CoV-2 pandemic", Developmental child welfare, vol. 3, no. 2, pp. 71-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kryukova, T.L. (2008) "A man as a subject of coping behavior", Psychological Journal, no. 2, pp. 88-95.

Kuftyak, E.V. (2018), "Vitality in teenagers and adolescents: Dynamics and determinants", Russian Foundation for Basic Research Journal, Humanities and social sciences, no. 3, pp. 126-134.

Lazarus, R.S. (1993), "Coping theory and research: past, present and future", Psychosomatik Medicine, no. 55, pp. 237-247.

Liga, F. (2020), "The socialization of coping strategies in adolescence: The modeling role of parents", Anxiety, Stress and Coping: An International Journal, vol. 33, no. 1, pp. 47-58.

Martsinkovskaya, T.D. and Yurchenko, N.I. (2016), "Copping strategies in transitive society", Psychological Studies vol. 9, no. 49, available at: http://psystudy.ru/index. php/num/2016v9n49/1332-martsinkovskaya49.html (Accessed 23 August 2023).

Martsinkovskaya, T.D. and Preobrazhenskaya, S.V. (2020), "Information socialization of students in the tranzitive world", Voprosypsikhologii, vol. 66, no. 3, pp. 45-55.

Martsinkovskaya, T.D. (2019), "Information space of a transitive society: Challenges and prospects", Counseling Psychology and Psychotherapy, vol. 27, no. 3 (105), pp. 77-96.

Nestik, T.A. and Zhuravlev, A.L. (2021), "Global risk attitude. Socio-psychological analysis and research perspectives", Razrabotka ponyatii sovremennoi psikhologii [Developing the concepts of modern psychology], IP RAN, Moscow, Russia, pp. 503-537.

Orestova, V.R., Tkachenko, D.P. and Manchkhashvili, M.A. (2021), "Irrationality of thinking as a way to cope with the uncertainty of the modern world", RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series, no. 4, pp. 50-64. Panov, V.I. and Patrakov, E.V. (2020), Tsifrovizatsiya informatsionnoi sredy: riski,pred-stavleniya, vzaimodeistviya [Digitalization of the information environment. Risks, perceptions, interactions], Psikhologicheskii institut RAO, Moscow, Russia. Saporovskaya, M.P. (2016), "Intergenerational coping in family: social and psychological mechanisms and group effects", Psikhologicheskie issledovaniya, vol. 9 (49), https://doi.org/10.54359/ps.v9i49.433 Soldatova, G.U. and Rasskazova, E.I. (2020), "Digital transition outcomes: From online reality to mixed reality", Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, vol. 16, no. 4, pp. 87-97. Soldatova, G.U. and Voiskunskii, A.E. (2021), "Socio-cognitive contsept of digital socialization: a new ecosystem and social evolution of the mind", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, vol. 18, no. 3, pp. 431-450. Weber, H. (2003) "Breaking the rules: Personal and social responses to coping norm-violations", Anxiety, Stress and Coping: An International Journal, vol. 16, no. 2, pp. 133-153.

Информация об авторе

Елена П. Белинская, доктор психологических наук, профессор, Психологический институт РАО, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4;

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; elena_ belinskaya@list.ru

Information about the author

Elena P. Belinskaya, Dr. of Sci. (Psychology), professor, Russian Academy of Education Psychological Institute, Moscow, Russia; bldg. 4, bld. 9; Mokho-vaya Street, Moscow, Russia, 125009;

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; bldg. 9, bld. 11, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009; elena_belinskaya@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.