Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОСТИ МУЗЫКАНТОВ (ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ, ВОКАЛИСТОВ И СОВМЕЩАЮЩИХ)'

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОСТИ МУЗЫКАНТОВ (ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ, ВОКАЛИСТОВ И СОВМЕЩАЮЩИХ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАНТА / АКЦЕНТУАЦИИ / РЕАКТИВНО-ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / MUSICIAN PSYCHOLOGY / ACCENTUATIONS / REACTIVE-IMPULSIVE BEHAVIOR / CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лиманов Е.В., Осницкий А.К.

В работе приведено сравнительное исследование личностных характеристик музыкантов в зависимости от типа музыкальной деятельности, а также профессионального статуса. Установлено, что вокалисты профессионалы обладают более ярко выраженными акцентуациями возбудимого и эмотивного типа, а также характеризуются повышенным уровнем тревожности, в отличие от вокалистов любителей. Инструменталисты профессионалы являются менее тревожными исполнителями, нежели инструменталисты любители и вокалисты обеих групп. Музыканты профессионалы, в целом, характеризуются повышенным уровнем педантичности, а также пониженным уровнем экстериоризации импульсивного типа. Чрезмерно выраженные акцентуации личности, в сочетании с реактивно-импульсивным поведением, имеют особое значение в творческой деятельности, как предикторы развития музыканта в профессиональной среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF MUSICIANS (INSTRUMENTALISTS, VOCALISTS AND THOSE COMBINING)

Thе paper presents a comparative study of the personal characteristics of musicians depending on the type of musical activity, as well as professional status. It has been established that professional vocalists have more pronounced accentuations of an excitable and emotive types, and are also characterized by an increased level of anxiety, in contrast to avocational vocalists. Professional instrumentalists are less disturbing performers than avocational instrumentalists and vocalists of both groups. Professional musicians, in general, are characterized by an increased level of pedantry, as well as a lower level of exteriorization of the impulsive type. Overly expressed accentuations of personality, combined with reactive-impulsive behavior, are of particular importance in creative activity, as predictors of the development of a musician in a professional environment.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОСТИ МУЗЫКАНТОВ (ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ, ВОКАЛИСТОВ И СОВМЕЩАЮЩИХ)»

УДК 159.9.072

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АКТИВНОСТИ МУЗЫКАНТОВ (ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ, ВОКАЛИСТОВ И СОВМЕЩАЮЩИХ)

Е.В. Лиманов, А.К. Осницкий

Аннотация. В работе приведено сравнительное исследование личностных характеристик музыкантов в зависимости от типа музыкальной деятельности, а также профессионального статуса. Установлено, что вокалисты профессионалы обладают более ярко выраженными акцентуациями возбудимого и эмотивного типа, а также характеризуются повышенным уровнем тревожности, в отличие от вокалистов любителей. Инструменталисты профессионалы являются менее тревожными исполнителями, нежели инструменталисты любители и вокалисты обеих групп. Музыканты профессионалы, в целом, характеризуются повышенным уровнем педантичности, а также пониженным уровнем экстериоризации импульсивного типа. Чрезмерно выраженные акцентуации личности, в сочетании с реактивно-импульсивным поведением, имеют особое значение в творческой деятельности, как предикторы развития музыканта в профессиональной среде.

Ключевые слова: психология музыканта, акцентуации, реактивно-импульсивное поведение, творчество.

THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF MUSICIANS (INSTRUMENTALISTS, VOCALISTS AND THOSE COMBINING)

E.V. Limanov, A.K. Osnitsky

Abstract. Thе paper presents a comparative study of the personal characteristics of musicians depending on the type of musical activity, as well as professional status. It has been established that professional vocalists have more pronounced accentuations of an excitable and emotive types, and are also characterized by an increased level of anxiety, in contrast to avocational vocalists. Professional instrumentalists are less disturbing performers than avocational instrumentalists and vocalists of both groups. Professional musicians, in general, are characterized by an increased level of pedantry, as well as a lower level of exteriorization of the impulsive type. Overly expressed accentuations of personality, combined with reactive-impulsive behavior, are of particular importance in creative activity, as predictors of the development of a musician in a professional environment.

Keywords: musician psychology, accentuations, reactive-impulsive behavior, creative work.

Становление музыканта профессионала происходит, как правило, на протяжении всей его жизни, начиная со школьного или дошкольного возраста. В ходе многолетней практики, включающей в себя посещение специализированных образовательных учреждений, происходит развитие как профессиональных навыков, так и личностных особенностей, характеризующих индивида не только как музыканта профессионала, но и как творческую личность в целом. К подобным характеристикам относятся акцентуации. Теория акцентуаций была предложена выдающимся немецким психиатром и психологом Карлом Леонгардом в 1968 г. [3], а в 1970 г. Г. Шмишеком был опубликован тест-опросник [2], исследующий личность с позиций концепции К. Леонгарда, и предназначенный для диагностики типа акцентуаций личности. Согласно теории, у каждой личности есть черты, что могут подвергаться как нарастанию, так и угнетению. Считается, что жесткой границы между нормой и акцентуацией характера не существует [3, с. 77]. Сами акцентуации патологией не являются, но у психопатов они

особенно ярко выражены. Тем не менее, есть мнение, что акцентуированные личности оказываются более талантливыми, чем их менее акцентуированные коллеги.

Принято выделять 10 акцентуаций, 6 из которых относятся к темпераменту, а 4 к характеру. К темпераменту, как природному образованию, относятся гипертимный, дистимный, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы. К характеру, как социально обусловленному образованию - демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый.

Установка акцентуаций имеет важное значение для профессиональной деятельности, так как они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование профессионала. Их определение может позволить предотвратить, в случае необходимости, травмирующие ситуации, а также спрогнозировать возможные реакции и поведение. В результате достижения профессионального статуса в творческой (или другой) дисциплине, происходит коррекция акцентуаций, характерных для данного вида деятельности. Целью нашей работы является исследование личностных особенностей музыкантов любителей и музыкантов профессионалов в зависимости от профессионального статуса и специальности, а также сопоставление полученных результатов. Установленные отличия позволят выявить особенности, которые развиваются у музыкантов в ходе их естественного развития в профессиональной среде.

Обсуждаемые в работе эмпирические данные были получены с использованием опросника Леонгарда-Шмишека в его стандартной форме, состоящим из 88 вопросов [2]. В качестве испытуемых были взяты музыканты различных любительских театров и музыкальных коллективов, а также сотрудники профессиональных театров и муз. учреждений. Всего в исследовании приняли участие 81 человек, которых можно разделить на следующие группы:

- вокалисты любители (19 чел.);

- вокалисты профессионалы (14 чел.);

- инструменталисты любители (10 чел.);

- инструменталисты профессионалы (14 чел.);

- совместители любители, владеющие как голосом, так и некоторым инструментом (21 чел.);

- совместители профессионалы (3 чел.);

- музыканты любители (50 чел.);

- музыканты профессионалы (31 чел.).

Средние значения акцентуаций приведены в процентном соотношении в таблице 1, вместе с рассчитанным стандартным отклонением (в скобках). Выраженной чертой считается та, чье значение акцентуации выше или равно 75 %. Так как полученные эмпирические данные не распределяются в соответствии с нормальным законом распределения, для проверки их статистической значимости был использован критерий Манна-Уитни, применяемый при работе с непараметрическими данными.

Средние значения, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что у вокалистов профессионалов более выраженными оказываются акцентуации возбудимого и эмотивного типа. О достоверности этих данных свидетельствует низкое значение параметра статистической значимости относительно критического значения (0,050). Для акцентуированных личностей возбудимого типа, как правило, характерны импульсивные, спонтанные действия, раздражительность, вспыльчивость, но при этом более яркое и активное внешнее проявление эмоциональных переживаний. Акцентуированные личности эмотивного типа напротив, обладают более широкими внутренними переживаниями, тем самым тщательней постигая глубину переживаемых ими чувств. Такие личности, как правило, слезливы, добросердечны и очень чувствительны. Более высокая развитость данных качеств у вокалистов профессионалов естественна, ведь их деятельность зачастую связана не только с исполнением вокальной партии, но и с донесением до зрителя внутренних переживаний отыгрываемых персонажей.

Таблица 1

Результаты тестирования акцентуаций характера по Леонгарду-Шмишеку

ВЛ (19) ВП (14) Р ИЛ (10) ИП (14) Р

Гипертимный 56,58 (25,47) 68,75 (22,33) 0,216 48,75 (20,79) 50,00 (26,85) 1,000

Дистимный 40,79 (30,86) 31,25 (16,08) 0,500 52,50 (23,42) 49,11 (35,51) 0,703

Аффективно-лабильный (циклотимный) 55,26 (35,92) 57,14 (38,52) 0,884 60,00 (24,15) 42,86 (35,93) 0,230

Аффективно-экзальтированный 75,00 (16,14) 84,82 (16,39) 0,101 80,00 (17,87) 66,07 (22,16) 0,121

Демонстративный 64,47 (29,54) 75,89 (17, 31) 0,372 61,25 (23,16) 51,92 (21,56) 0,230

Педантичный 42,11 (21,33) 57,14 (20,64) 0,061 41,25 (25,03) 50,00 (20,80) 0,364

Застревающий 53,29 (22,76) 58,04 (21,15) 0,560 47,50 (18,45) 44,64 (22,85) 0,747

Возбудимый 51,32 (22,01) 66,07 (15,05) 0,018 52,50 (18,45) 45,54 (14,38) 0,320

Тревожный 50,00 (28,26) 66,07 (19,26) 0,084 68,75 (12,15) 47,32 (25,56) 0,050

Эмотивный 65,13 (18,90) 80,36 (10,65) 0,016 67,50 (21,41) 62,50 (12,01) 0,520

СЛ (21) СП (3) Р Л (50) П (31) Р

Гипертимный 72,62 (20,01) 66,67 (7,22) 0,432 61,75 (24,01) 60,08 (24,88) 0,730

Дистимный 37,50 (20,92) 37,50 (21,65) 1,000 41,75 (25,71) 39,92 (27,65) 0,512

Аффективно-лабильный (циклотимный) 57,14 (29,73) 66,67 (28,87) 0,760 57,00 (30,74) 51,61 (36,48) 0,493

Аффективно-экзальтированный 80,36 (14,02) 75,00 (12,50) 0,513 78,25 (15,53) 75, 40 (20,54) 0,760

Демонстративный 71,43 (20,97) 58,33 (26,02) 0,275 66,75 (24,82) 63,75 (22,59) 0,371

Педантичный 51,79 (28,31) 62,50 (45,07) 0,663 46,00 (25,18) 54,44 (22,95) 0,126

Застревающий 56,55 (19,61) 58,33 (7,22) 0,663 53,50 (20,52) 52,02 (21,67) 0,923

Возбудимый 52,98 (23,02) 45,83 (19,09) 0,663 52,25 (21,38) 54,84 (17,88) 0,537

Тревожный 60,71 (23,15) 70,83 (7,22) 0,727 58,25 (24,30) 58,06 (23,40) 0,996

Эмотивный 73,81 (14,20) 75,00 (0,00) 0,930 69,25 (17,72) 71,77 (13,68) 0,641

Примечание: приведены средние значения акцентуаций характеров в процентном соотношении, а также их стандартное отклонение, определяющее разброс чисел выборки. Легенда: ВЛ - вокалисты любители, ВП - вокалисты профессионалы, ИЛ - инструменталисты любители, ИП - инструменталисты профессионалы, СЛ - со-

вместители любители, СП - совместители профессионалы, Л - любители, П - профессионалы; р - статистическая значимость. Значения, выделенные жирным шрифтом и подчеркнутые - статистически значимые; значения, выделенные жирным шрифтом, не подчеркнутые - относительно близкие к порогу статистической значимости.

Стоит также отметить, что хотя статистически значимыми в данном случае оказываются лишь значения акцентуаций для возбудимого (р = 0,018) и эмотивного (р = 0,016) типов, необходимо обращать внимание также на значения, что максимально приближены к порогу статистической значимости (р = 0,050). Такими являются значения, полученные для акцентуаций педантичного (р = 0,061) и тревожного (р = 0,084) типов. Педанты склонны к постоянной самопроверке, контролю, работу проводят тщательно и неторопливо. Более развитая акцентуация данного типа у вокалистов профессионалов может быть связана с их более кропотливым отношением к поставленным перед ними задачам. Для вокалиста профессионала огромное значение имеет аккуратность, но одновременно с этим он должен быть ярким, выразительным, а также чутким, при исполнении вокальных партий на сцене. Можно также сказать, что менее выраженные акцентуации описанных выше типов у вокалистов любителей косвенно указывают на их некоторую скованность, сдержанность при исполнении материала, а также чуть менее ответственное отношение к делу. Одновременно с этим, сниженный уровень ответственности, а также меньшее количество задач, которые поставлены перед вокалистами любителями, характеризуют их как более спокойных исполнителей, чем вокалисты профессионалы, для которых успешность исполнения является показателем качества их работы, а также самореализации.

Интересная картина наблюдается у инструменталистов. Инструменталисты профессионалы в целом оказались более спокойными музыкантами, нежели вокалисты или инструменталисты любители. Повышенная тревожность (р = 0,050) у инструменталистов любителей может быть связана с недостаточным уровнем профессионализма и ежедневной нагрузки, в результате чего каждое новое исполнение для них может становиться причинной возникновения стрессового состояния. Пониженная тревожность у инструменталистов профессионалов в сравнении с вокалистами может быть связана со спецификой их деятельности, так как для игры на музыкальных инструментах требуется больший уровень сосредоточенности, ведь «действие» из мозга должно дойти, к примеру, до рук, через руки перейти в инструмент, а через слуховой рецептор вернуться обратно. У вокалистов данный путь куда короче, так как основная работа происходит в самом теле, а звук формируется в голосовых связках, путь до которых гораздо короче, чем до рук.

Музыкантов совместителей профессионалов в разы меньше, чем совместителей любителей, что может объясняться тем, что именно узкая специализированная направленность профессиональной деятельности больше способствует повышению уровня мастерства, чем «разбросанность» не определившегося любителя. Подобное соотношение не позволяет провести сравнение между любителями и профессионалами, как в других группах ранее.

Если говорить о сравнении результатов профессионалов и любителей в целом, без разделения на группы по специальностям, то можно сказать, что в обеих группах получены примерно одинаковые средние значения всех акцентуаций и стандартных отклонений. Единственная акцентуация, которая выбивается из общего строя и слегка выделяет профессионалов - это их педантичность (р = 0,126), что в целом может говорить о том, что данная группа людей, относится к своей работе чуть более серьезно. И у профессионалов, и у любителей наиболее выраженной чертой является акцентуация экзальтированного типа. Данная черта особенно важна для музыкантов, так как она характеризует возможность личности на тонкие и богатые переживания.

Выявление преобладающих черт у профессионалов можно использовать как прогностический фактор того, у кого больше шансов стать профессионалами, если вначале карьеры

проводить тестирование и отбирать людей с преобладающим типом акцентуации, характерной для профессионала. С учетом того, что это, как правило, дети, ориентироваться необходимо в первую очередь на акцентуации темперамента, как более стабильную характеристику. Акцентуации характера же стоит учитывать при выборе специализированного вуза, когда личность уже имеет хорошо сформированные черты характера.

Говоря о темпераменте и личностных характеристиках, нельзя обойти стороной исследования Ганса Айзенка и его работы, связанные с изучением личностных характеристик [1]. В ходе своих исследований, он выделил три основные характеристики личности:

- соотношение в человеке интроверсии и экстраверсии;

- нейротизм;

- психотизм.

На основе опросника Ганса и Сибиллы Айзенк, а также исходном принципе отечественной психологии, согласно которому базисом личностной эволюции и социализации человека является деятельность и деятельностные проявления в поведении личности и ее развитии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), А.К. Осницким был разработан опросник RIT [4]. В основе данного опросника находится развиваемое представление о трех модусах поведения человека: реактивном поведении (реакция на воздействия извне), импульсивном поведении (реакция на возникающие биологические и социальные потребности), а также деятельно организованном поведении. Последнее подразумевает под собой поведение предметно-преобразующее, управляемое сознанием, что может проявляться как в профессиональной деятельности, так и в бытовых ситуациях. Соотношение этих трех модусов свидетельствует о доминировании той или иной разновидности поведения в деятельности человека.

Описанные ранее группы музыкантов любителей и профессионалов были исследованы с применением опросника RIT, состоящего из 115 вопросов. Результаты исследований приведены в таблице 2 (средние значения и стандартные отклонения). В качестве статистического критерия также используется критерий Манна-Уитни.

Исследования показали, что у вокалистов профессионалов, более выраженным оказался нейротизм в действии (p = 0,040), что может быть связано с наличием большей ответственности при исполнении. Также это может быть связано с неоправданными материальными и моральными ожиданиями. Как известно, творческим ремеслом достаточно сложно заработать, как и добиться значительной популярности, что может стать причиной разочарования индивидом выбранного пути. Возможно также наличие ситуации, когда деятельность начинает восприниматься на уровне патологии, как нежелательная, вынужденная. Полученный результат коррелирует с описанным ранее выводом о том, что вокалисты профессионалы более тревожны, нежели вокалисты любители.

Наиболее достоверные статистические данные (близкие к пороговому значению p = 0,050), полученные для музыкантов инструменталистов, указывают на более выраженный психотизм в действии (p = 0,088) у инструменталистов любителей. Это может указывать на наличие у инструменталистов любителей факта неопределенности, свидетельствующего о возможности смены профессиональной деятельности в случае неудачи. Инструменталистам профессионалам подобный шаг сделать гораздо сложнее, так как для них музыкальная деятельность является основным источником дохода, а значит, и частью внутреннего стержня. Также повышенный психотизм в действии у музыкантов любителей может указывать на наличие у них большей свободы и в самой творческой деятельности. Данное наблюдение согласуется с убеждением, которое возникло в народе еще в середине XX в., о том, что музыканты любители относятся к музыкальной деятельности с гораздо более творческим отношением, нежели музыканты профессионалы.

Таблица 2

Результаты исследований музыкантов с применением опросника МТ

ВЛ (19) ВП (14) Р ИЛ (10) ИП (14) р

Ed (экстериоризация в действии) 5,42 (2,27) 6,43 (2,21) 0,209 6,30 (1,57) 5,50 (1,91) 0,342

Ei (экстериоризация импульсивная) 5,97 (2,90) 5,75 (1,75) 0,675 6,22 (2,33) 5,05 (2,70) 0,260

Ег (экстериоризация реактивная) 5,63 (1,95) 5,64 (1,74) 0,985 4,90 (1,60) 5,29 (2,13) 1,000

Pd (психотизм в действии) 4,79 (1,69) 5,43 (1,79) 0,334 5,50 (1,43) 4,50 (1,22) 0,088

Pi (психотизм импульсивный) 7,05 (1,68) 7,43 (1,87) 0,610 6,10 (2,64) 6,29 (1,82) 0,929

Рг (психотизм реактивный) 3,16 (1,92) 3,71 (1,33) 0,316 2,80 (1,14) 2,79 (1,48) 0,976

№ (нейротизм в действии) 6,05 (2,53) 7,86 (1,23) 0,040 7,00 (3,27) 6,29 (2,40) 0,443

Ni (нейротизм импульсивны) 6,32 (2,73) 7,50 (2,18) 0,202 6,00 (2,11) 6,21 (2,99) 0,906

№ (нейротизм реактивный) 7,16 (2,34) 7,21 (1,89) 0,927 6,60 (1,84) 6,71 (1,90) 0,882

Sd (приукрашивание в действии) 5,62 (2,11) 4,93 (1,93) 0,489 5,65 (1,32) 5,61 (1,47) 0,974

Si (приукрашивание импульсивное) 5,29 (2,17) 5,05 (3,21) 0,942 4,87 (2,02) 5,61 (2,52) 0,525

Sr (приукрашивание реактивное) 4,88 (3,09) 5,61 (2,44) 0,478 4,71 (1,96) 4,37 (1,96) 0,447

СЛ (21) СП (3) Р Л (50) П (31) Р

Ed (экстериоризация в действии) 6,29 (1,31) 6,67 (0,58) 0,631 5,96 (1,80) 6,03 (1,99) 0,637

Ei (экстериоризация импульсивная) 6,68 (2,13) 5,29 (2,54) 0,458 6,32 (2,46) 5,39 (2,24) 0,073

Ег (экстериоризация реактивная) 5,86 (2,20) 5,67 (0,58) 0,965 5,58 (1,99) 5,48 (1,82) 0,763

Pd (психотизм в действии) 4,19 (1,89) 5,67 (1,53) 0,163 4,68 (1,77) 5,03 (1,56) 0,364

Pi (психотизм импульсивный) 6,00 (2,07) 6,67 (1,15) 0,541 6,42 (2,08) 6,84 (1,83) 0,524

Рг (психотизм реактивный) 2,86 (1,77) 3,33 (1,53) 0,600 2,96 (1,70) 3,26 (1,44) 0,312

№ (нейротизм в действии) 7,05 (1,80) 9,00 (1,00) 0,074 6,66 (2,42) 7,26 (2,03) 0,298

№ (нейротизм импульсивны) 6,15 (2,96) 8,00 (1,00) 0,386 6,18 (2,67) 6,97 (2,55) 0,219

№ (нейротизм реактивный) 6,86 (1,90) 6,33 (0,58) 0,663 6,92 (2,04) 6,90 (1,80) 0,961

Sd (приукрашивание в действии) 6,39 (2,33) 7,33 (0,91) 0,570 5,95 (2,08) 5,47 (1,76) 0,356

Si (приукрашивание импульсивное) 5,98 (2,41) 6,80 (2,40) 0,694 5,50 (2,25) 5,47 (2,80) 0,996

Sr (приукрашивание реактивное) 6,21 (2,74) 5,76 (2,40) 0,827 5,40 (2,79) 5,06 а25) 0,499

Примечание: значения, выделенные жирным шрифтом и подчеркнутые - статистически значимые; значения, выделенные жирным шрифтом, не подчеркнутые - относительно близкие к порогу статистической значимости.

Если говорить о сравнении любителей с профессионалами в целом, то наиболее достоверными, близкими к пороговым значениям, являются значения экстериоризации импульсивной (p = 0,073), что оказываются несколько выше для музыкантов любителей. Это может быть связано, опять же, с наличием фактора неопределенности у музыкантов любителей, что характеризуется отсутствием четкого понимания правил поведения на сцене и в работе с музыкальным материалом.

Полученные результаты соответствуют уже имеющимся представлениям об особенностях личности музыканта и его деятельности, но они также подчеркивают разницу, имеющуюся между музыкантами разных специальностей, а также разного профессионального статуса. Данные закономерности позволяют предвосхитить изменения в личности музыканта, что возникают по мере его профессионального роста, а также составить примерное представление о возможных личностных особенностях музыканта, в зависимости от его специальности.

Библиографический список

1. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007,

2. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы. М., 2004.

3. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 2000.

4. Психологическая поддержка личностного потенциала студента в процессе обучения: отчет о НИР (промежуточный) / Московская экономико-лингвистическая академия; рук. Ломакин А.Л. М., 2007.

Е.В. Лиманов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аспирант

Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно строительный институт E-mail: Limanov.z@gmail.com

А.К. Осницкий

доктор психологических наук, профессор

главный научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии

Психологический институт Российской академии образования, г. Москва E-mail: osnizak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.