Научная статья на тему 'Личностные детерминанты стратегий выбора профессии'

Личностные детерминанты стратегий выбора профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
823
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / ТИПИЧНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРАТЕГИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / PERSONAL CHOICE / TYPICAL SITUATION / INDIVIDUAL TYPICAL FEATURES / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магазева Елена Анатольевна

В статье представлены материалы исследования, посвященного изучению характеристик стратегий личности в ситуации выбора. В качестве типичной ситуации личностного выбора, неопределенной, сложной, значимой для субъекта рассматривается ситуация выбора профессии. Эмпирическим путем проверяется гипотеза, что специфика деятельности лиц в ситуации личностного выбора может определяться уровнем проявления отсутствия следующих характеристик: осознанность, самостоятельность, целостность, своевременность и удовлетворенность. В результате исследования выделено четыре типа стратегий личности в ситуации выбора и описаны различные особенности проявления этих стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Магазева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal strategy determinants in career choice

The article presents research materials devoted to the investigation of personal features in the situation of choice making. As the cases of typical situation of personal choice considered in the article the lauthor uses the situation of undefined, complicated and important cases person might face during professional education. The hypothesis about the importance of the following personal features such as consciousness, self-reliability, wholeness, timing and satisfaction on the personal choice making was empirically tested. As a result author suggests four types of strategy for personal in the situation of choice making and discusses ways of their realizations.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты стратегий выбора профессии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

удк 159.923 2 Е. А. МАГАЗЕВА

Омская государственная медицинская академия

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАТЕГИЙ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

В статье представлены материалы исследования, посвященного изучению характеристик стратегий личности в ситуации выбора. В качестве типичной ситуации личностного выбора, неопределенной, сложной, значимой для субъекта рассматривается ситуация выбора профессии. Эмпирическим путем проверяется гипотеза, что специфика деятельности лиц в ситуации личностного выбора может определяться уровнем проявления — отсутствия следующих характеристик: осознанность, самостоятельность, целостность, своевременность и удовлетворенность. В результате исследования выделено четыре типа стратегий личности в ситуации выбора и описаны различные особенности проявления этих стратегий.

Ключевые слова: личностный выбор, типичная ситуация, индивидуально-типологические особенности, стратегии выбора профессии.

На протяжении своей жизни каждый человек постоянно пытается ответить на вопрос, зачем и для чего он живет. Необходимость в обретении смысла возникает из-за стремления прожить жизнь интересно и испытывать удовлетворение от своих действий. Вопрос «ради чего?» сопровождает совершаемые действия, и в каждой жизненной ситуации мы, так или иначе, задаемся вопросами осмысленности. В череде повседневных событий этот смысл не всегда осознается человеком. И только в моменты значимых решений, когда человеку необходимо определять приоритетные направления дальнейшей жизни, смысл, который мы придаем поступкам и ситуациям, становится более отчетливым.

Ситуация выбора, прежде всего, является ситуацией неопределенности, в которой необходимо конкретизировать жизненные цели, что обуславливает поиск и подбор личностью способов и средств достижения путем взвешивания «за» и «против» своих внутренних возможностей. О. Н. Первушина отмечает, что ситуация выбора включает в себя элементы неопределенности, которые касаются, прежде всего, исходов выбора. Как следствие, у личности будет возникать потребность в уменьшении этой неопределенности за счет переструктурирования ситуации в сторону стабильности и определенности [1].

На наш взгляд, ситуацию выбора необходимо рассматривать не только с точки зрения одной чаще

всего выделяемой для этой ситуации характеристики «неопределенность», следует также определить и другие ее не менее важные признаки. Для этого мы обратимся к классификации, которую предложили Л. Ф. Бурлачук и Н. Б. Михайлова для анализа ситуаций, и воспользуемся следующими шкалами: шкала значимости — незначимости ситуации, шкала простоты — сложности ситуации, шкала новизны — известности ситуации [2].

Осуществление выбора особенно значимо для личности, когда она вынуждена действовать в жизненных ситуациях, которые оказывают большое влияние на всю ее дальнейшую жизнь. Ряд основателей некоторых направлений зарубежной психологии придавали огромное значение способности человека совершать выбор и тем самым определять свое будущее. По их мнению, ситуация личностного выбора является значимой жизненной ситуацией, действия и поступки в которой человека способны предопределить его дальнейшую жизнь [3, 4].

Ситуацию, когда личности приходится совершать выбор, можно отнести к достаточно сложной жизненной ситуации, в которой нарушается привычный для человека образ жизни и возникает необходимость оценить внешние и внутренние аспекты ситуации и определить стратегии ее преобразования. А. Г. Асмолов относит ситуацию личностного выбора к проблемно-конфликтной, преодолеть которую невозможно с помощью заранее усвоенных шаблонов поведения [5].

То есть среди основных признаков ситуации личностного выбора необходимо выделить высокую степень неопределенности, значимости, сложности данной ситуации. Эмпирическое изучение особенностей осуществления личностного выбора, следовательно, должно проводиться на жизненных ситуациях, которые характеризуются с точки зрения выделенных признаков.

Д. А. Леонтьев отмечает, что ключевым временем становления логики свободного выбора является подростковый возраст, когда возникает конфликт между стремлением к автономии и недостаточным развитием психологических механизмов автономной регуляции поведения [6].

Ситуация выбора профессии возникает в жизни каждого человека и обусловлена как объективной, так и субъективной необходимостью и приходится на границу подросткового и юношеского возраста (от 14—15 до 18 лет).

По мнению некоторых исследователей данная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности. Так, Е. Е. Сапогова отмечает, что в этот период «Я»-концепция подростков еще нестабильна и диффузна. В целом, процесс психологического становления «Я» переживается как смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, чувство неопределенного ожидания, а ориентация одновременно на нескольких значимых других делает психологическую ситуацию выбора профессии неопределенной, противоречивой, часто внутренне конфликтной [7].

Также ситуация выбора профессии обладает большой степенью новизны и для ее разрешения становится недостаточно тех привычных стратегий поведения, которые ранее использовались личностью. Так И. Ф. Зеер отмечает, что у подростков, находящихся в этой ситуации, чаще всего отсутствует информация о некоторых существенных характеристиках профессионального выбора, при этом недостаточно сформированы правила, критерии и

способы выбора вследствие отсутствия подобных решений в прошлом опыте [8].

Кроме того, ситуация выбора профессии является достаточно значимой для любого человека, так как ее конструктивное разрешение обеспечивает цельность личности. По мнению Н. С. Пряжникова, личность не просто выбирает профессию, а выбирает нечто более важное, то, что ей необходимо для более полного ощущения своей жизни [9].

Отметим еще одну важную характеристику ситуации выбора профессии — ее сложность для личности. Так, исследователи отмечают, что основная ориентация подростков до этого периода связывается с общением, установлением дружественных отношений со сверстниками, активным поиском друзей. Вместе с тем объективная ситуация побуждает совершать профессиональный выбор. В связи с этим И. С. Кон отмечает недостаточную конкретность профессиональных планов подростков, их чрезмерную оптимистичность в определении возможных сроков их осуществления. Такая позиция может определять недостаточную самостоятельность подростков в реализации поставленных жизненных целей [10].

Таким образом, ситуация выбора профессии в подростковом возрасте характеризуется как достаточно неопределенная, сложная и значимая для личности, обладающая высокой степенью новизны, что позволяет нам отнести данную ситуацию к типичным ситуациям личностного выбора.

При изучении содержательных особенностей личностного выбора мы должны учитывать, что неопределенность ситуации и необходимость ее преобразования в сторону большей определенности и однозначности, инициируют процесс «конструирования» личностью возможных альтернатив и выработку критериев оценки альтернатив. Затем на основе критериев отбирается наиболее подходящая альтернатива и конкретизируется в качестве будущей цели. Таким образом, особенности преобразования субъектов неопределенной значимой ситуации выражаются в индивидуальной стратегии, в которой определяются способы и средства достижения, оцениваются последствия, прогнозируются результаты.

Типология стратегий личностного выбора строилась следующим образом: выявлялись показатели выделенных в ходе теоретического анализа индивидуально-психологических характеристик личностного выбора: осознанность, самостоятельность,

своевременность, удовлетворенность и временная перспектива, затем определялась степень детерминированности стратегий личностными особенностями: притязаниями, ответственностью, ценностями.

Цель эмпирического исследования состояла в выявлении индивидуально-психологических характеристик и детерминант, определяющих особенности индивидуальных стратегий выбора в ситуации выбора профессии.

В качестве теоретической гипотезы исследования выступило предположение о том, что стратегии личностного выбора определяются личностными особенностями: притязаниями, ценностями и ответственностью.

Отбор испытуемых для исследования проводился на основании показателей неопределенности и значимости ситуации выбора профессии. Всего в исследовании приняли участие на этапе выбора профессии — 164 испытуемых в возрасте от 15—18 лет.

С каждым участником исследования проводилась консультационная процедура, цель которой

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

состояла в выявлении степени неопределенности и значимости для участников ситуации выбора. Для проведения интервью с испытуемым использовались вопросы, направленные на выяснение степени информированности испытуемого о профессиональных вариантах и на определение степени доступности представляемых альтернатив. Значимость ситуации личностного выбора для испытуемого оценивалась по желанию испытуемого принять участие в дальнейших консультациях, цель которых объявлялась в снижении уровня неопределенности ситуации для испытуемого и выработке способов ее разрешения.

С целью статистической обработки данных применялись: факторный анализ, кластерный анализ, Н-критерий Крускала-Уоллиса как непараметрический аналог метода дисперсионного однофакторного анализа для несвязных выборок, и-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона.

Для получения диагностических данных применялся комплекс методик, включающий: методический прием выделения и анализа аргументов при осуществлении выбора, предложенный Д. А. Леонтьевым и Н. В. Пилипко [11], опросник В. К. Гер-бачевского для выявления уровней притязаний, методика мотивационной индукции Ж. Нюттена, методика изучения ценностных ориентаций М. Ро-кича, опросник Л. И. Дементий «Ответственное поведение».

При помощи процедуры кластерного анализа нами выделены четыре стратегии личностного выбора испытуемых подросткового возраста: «оптимальная», «функциональная», «ситуативная» и «пассивная».

У испытуемых с «оптимальной» стратегией при совершении личностного выбора выявлено оптимальное соотношение планируемых действий с возможностями их осуществления. Они придают значение уже существующим интересам, наличию способностей. Проявляются самостоятельность и удовлетворенность, поскольку предполагаемые действия соответствуют цели, приводятся описания прогнозируемых преимуществ, и отсутствует ориентация на помощь других людей. Личностный выбор осуществляется своевременно, так как поставленная цель оценивается как доступная, и учитываются ее последствия. В меньшей степени проявляется осознанность, поскольку приведены только некоторые описания способов достижения и преодоления препятствий. Временная перспектива характеризуется средней протяженностью и недостаточной реалистичностью, так как ближние и дальние цели не согласованы, слабо связаны друг с другом.

У испытуемых с «функциональной» стратегией при осуществлении личностного выбора проявляется удовлетворенность, так как приводится множество его преимуществ, и описываются необходимые действия. Аргументируя выбор, они исходят из характеристик альтернатив, но учитывают свои способности и возможности. Испытуемые ориентированы на самостоятельное достижение результата и подробно описывают планируемые действия, не ориентируясь на поддержку других людей. Личностный выбор осуществляется своевременно, поскольку цель оценивается как доступная, отвечающая потребностям, и учитываются последствия ее достижения. Практически не проявляется осознанность, так как приводится небольшое количество способов

достижения и преодоления препятствий. Временная перспектива не протяженная, но цели, поставленные в кратковременной перспективе, связаны между собой, структурированы, что предполагает их реалистичность.

Совершая личностный выбор, испытуемые с «ситуативной» стратегией испытывают удовлетворенность, так как ориентируются на преимущества выбора. Они обосновывают выбор ситуативной аргументацией, либо аспектами, касающимися содержания выполняемой деятельности. Временная перспектива не протяженная, не реалистичная, и количество объектов в различных темпоральных периодах небольшое. Практически не проявляются самостоятельность и осознанность испытуемых, так как выявлена ориентация на социально-психологические опоры, и отсутствуют указания на способы достижения цели, хотя и описываются некоторые средства преодоления препятствий. Личностный выбор осуществляется не своевременно, поскольку цель оценивается как недоступная, и практически не учитываются ее последствия. Испытуемые ориентированы на получение эмоциональной поддержки и склонны к изменению собственного плана действий.

У испытуемых с «пассивной» стратегией при совершении выбора не проявляются удовлетворенность, самостоятельность и осознанность, поскольку не описываются преимущества выбора, и отсутствуют указания на способы преодоления препятствий и достижения цели. Испытуемые обосновывают выбор характеристиками альтернатив, без учета своих способностей. Выбор совершается несвоевременно, так как поставленная цель оценивается как трудная, и в учет не принимаются последствия ее достижения. Временная перспектива испытуемых не протяженная и не реалистичная, также представлено небольшое количество задач в различных темпоральных периодах.

На втором этапе исследования выявлено, что стратегии личностного выбора подростков детерминированы показателями притязаний, ответственности и ориентацией испытуемых на ценности: активная жизнь (Н=10,6), материальная обеспеченность (Н=14,1), наличие друзей (Н=15,9), общественное признание (Н = 8,2), развлечения (Н=12,2), семейная жизнь (Н = 8,1), исполнительность (Н = 7,9), самоконтроль (Н=15,4) (при уровне значимости р<0,01, р<0,05).

Притязания испытуемых с «оптимальной» стратегией реалистичны и сочетаются с их возможностями. Они ответственно относятся к сопоставлению будущих действий, способны оценить противоречия между ними и, осознавая свою ответственность, пытаются своевременно прогнозировать последствия выбора.

Испытуемые с «функциональной» стратегией в подростковом возрасте ориентируются на материальное благополучие и стремятся к лучшему выполнению запланированного, но, прогнозируя трудности, могут отказаться от планов. Корреляционный анализ продемонстрировал ряд значимых взаимосвязей: при высокой оценке возможностей и при наличии интереса к результатам испытуемые стремятся осознать способы достижения цели. Чем лучше испытуемые представляют ближайшие задачи, тем выше их интерес к выбору и тем ответственнее они подходят к прогнозированию результатов. Рассматривая будущее как зависящее от личных усилий, испытуемые не склонны прибегать к помощи других

людей. Чем ответственнее они относятся к обещаниям, которые дают другим, тем лучше стремятся прогнозировать будущие действия. Притязания испытуемых завышены, и у них отсутствует критичность по отношению к временным срокам достижения. Ответственность за выбор принимается в зависимости от критики либо одобрения внешнего окружения. Поэтому ответственность носит ситуативный характер.

«Ситуативная» стратегия испытуемых подросткового возраста детерминируется низким показателем уровня притязаний и тем, что при осуществлении личностного выбора у них проявляются негативные эмоции при необходимости принимать ответственность за выбор. Выявлено наличие значимых обратных взаимосвязей: чем больше испытуемые ориентируются на поддержку других людей, тем менее они склонны к проявлению волевых усилий. Чем лучше испытуемые представляют результаты и последствия выбора, тем менее они готовы к мобилизации усилий и к ответственному преодолению трудностей. Только при ощущении себя как способных на лучший результат, испытуемые продумывают способы преодоления препятствий.

Противоречивость этой стратегии заключается в том, что для испытуемых значимы преимущества выбора, но они не склонны прикладывать усилия для их достижения. Возможно, это определяется неуверенностью испытуемых в себе и в том, что они способны чего-либо достигнуть самостоятельно. Ответственность носит либо ситуативный характер, либо не проявляется вовсе.

«Пассивная» стратегия испытуемых подросткового возраста детерминируется высокой оценкой возможностей и тем, что они придают большое значение результатам выбора. Ориентированы на психологическое благополучие и стремятся к контролю за результатами своих действий. Корреляционный анализ позволил прояснить эти результаты. Чем лучше испытуемые представляют ближайшие задачи, тем выше интерес и тем больше волевых усилий им нужно прикладывать для достижения цели, поэтому они избегают осуществления планов. Чем больше препятствий прогнозируется испытуемыми, тем меньше они стремятся к осуществлению намерений. Преимущества выбора определяются как не зависящие от личных усилий. Воспринимая выбор как трудный, испытуемые стремятся к прогнозу его возможных последствий.

Анализ притязаний испытуемых с «пассивной» стратегией позволяет отметить их дисгармоничность: неадекватно завышенная оценка возможностей и высокая значимость результатов выбора не согласуются с восприятием выбора как сложного и не зависящего от личных усилий. Притязания не соотносятся со способом достижения, что выражается в отсутствии уверенности в подконтрольности ситуации. Возможно, у испытуемых еще до осуществления выбора проявляется установка на поражение. Они стремятся к прогнозу возможных последствий и неудач, поэтому у них проявляется чрезмерный самоконтроль, который может блокировать активность.

Выводы.

1. В качестве индивидуально-психологических характеристик личностного выбора выступают: осознанность, самостоятельность, своевременность, удовлетворенность и временная перспектива.

2. Особенности стратегий личностного выбора определяются на основании степени проявления выделенных индивидуально-психологических характеристик и в зависимости от их детерминации личностными особенностями: притязаниями, ответственностью и ценностями.

3. В исследовании выделено четыре стратегии испытуемых подросткового возраста: «оптимальная», «функциональная», «ситуативная» и «пассивная».

4. «Оптимальная» стратегия личностного выбора детерминируется высокими либо адекватными притязаниями испытуемых, их согласованностью с ценностями и готовностью испытуемых принять ответственность за совершенный выбор.

5. Стратегия испытуемых, в которой выявлено отсутствие либо низкая степень проявления характеристик личностного выбора, относится к «пассивной» и характеризуется дисгармоничностью притязаний, ценностей и ответственности испытуемых.

6. Промежуточные типы стратегий личностного выбора в подростковом и юношеском возрасте, обозначенные как «функциональная» и «ситуативная» стратегии, детерминируются ситуативным проявлением ответственности испытуемых и неадекватно заниженными либо завышенными притязаниями.

Библиографический список

1. Первушина, О. Н. Человек и неопределенность: на подступах к постановке проблемы / О. Н. Первушина // Вестник НГУ. Сер. Психология. - 2007. - № 1. - С. 11-19.

2. Бурлачук, Л. Ф. К психологической теории ситуации / Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 2-17.

3. Бьюдженталь, Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии /Д. Бьюдженталь. - М. : Класс, 1998. - 336 с.

4. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия /И. Ялом. -М. : Класс, 1999. - 576 с.

5. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990 - 367 с.

6. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.

7. Сапогова, Е. Е. Психологическое развитие человека / Е. Е. Сапогова. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М. : Центр-Академия, 2006. - 240 с.

9. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

10. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон -М. : Просвещение, 1989. - 252 с.

11. Леонтьев, Д. А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. -С. 97-110.

МАГАЗЕВА Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

Адрес для переписки: psicholog1981@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2013 г.

© Е. А. Магазева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.