ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
*
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
удк 159.923 2 Е. А. МАГАЗЕВА
Омская государственная медицинская академия
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРАТЕГИЙ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
В статье представлены материалы исследования, посвященного изучению характеристик стратегий личности в ситуации выбора. В качестве типичной ситуации личностного выбора, неопределенной, сложной, значимой для субъекта рассматривается ситуация выбора профессии. Эмпирическим путем проверяется гипотеза, что специфика деятельности лиц в ситуации личностного выбора может определяться уровнем проявления — отсутствия следующих характеристик: осознанность, самостоятельность, целостность, своевременность и удовлетворенность. В результате исследования выделено четыре типа стратегий личности в ситуации выбора и описаны различные особенности проявления этих стратегий.
Ключевые слова: личностный выбор, типичная ситуация, индивидуально-типологические особенности, стратегии выбора профессии.
На протяжении своей жизни каждый человек постоянно пытается ответить на вопрос, зачем и для чего он живет. Необходимость в обретении смысла возникает из-за стремления прожить жизнь интересно и испытывать удовлетворение от своих действий. Вопрос «ради чего?» сопровождает совершаемые действия, и в каждой жизненной ситуации мы, так или иначе, задаемся вопросами осмысленности. В череде повседневных событий этот смысл не всегда осознается человеком. И только в моменты значимых решений, когда человеку необходимо определять приоритетные направления дальнейшей жизни, смысл, который мы придаем поступкам и ситуациям, становится более отчетливым.
Ситуация выбора, прежде всего, является ситуацией неопределенности, в которой необходимо конкретизировать жизненные цели, что обуславливает поиск и подбор личностью способов и средств достижения путем взвешивания «за» и «против» своих внутренних возможностей. О. Н. Первушина отмечает, что ситуация выбора включает в себя элементы неопределенности, которые касаются, прежде всего, исходов выбора. Как следствие, у личности будет возникать потребность в уменьшении этой неопределенности за счет переструктурирования ситуации в сторону стабильности и определенности [1].
На наш взгляд, ситуацию выбора необходимо рассматривать не только с точки зрения одной чаще
всего выделяемой для этой ситуации характеристики «неопределенность», следует также определить и другие ее не менее важные признаки. Для этого мы обратимся к классификации, которую предложили Л. Ф. Бурлачук и Н. Б. Михайлова для анализа ситуаций, и воспользуемся следующими шкалами: шкала значимости — незначимости ситуации, шкала простоты — сложности ситуации, шкала новизны — известности ситуации [2].
Осуществление выбора особенно значимо для личности, когда она вынуждена действовать в жизненных ситуациях, которые оказывают большое влияние на всю ее дальнейшую жизнь. Ряд основателей некоторых направлений зарубежной психологии придавали огромное значение способности человека совершать выбор и тем самым определять свое будущее. По их мнению, ситуация личностного выбора является значимой жизненной ситуацией, действия и поступки в которой человека способны предопределить его дальнейшую жизнь [3, 4].
Ситуацию, когда личности приходится совершать выбор, можно отнести к достаточно сложной жизненной ситуации, в которой нарушается привычный для человека образ жизни и возникает необходимость оценить внешние и внутренние аспекты ситуации и определить стратегии ее преобразования. А. Г. Асмолов относит ситуацию личностного выбора к проблемно-конфликтной, преодолеть которую невозможно с помощью заранее усвоенных шаблонов поведения [5].
То есть среди основных признаков ситуации личностного выбора необходимо выделить высокую степень неопределенности, значимости, сложности данной ситуации. Эмпирическое изучение особенностей осуществления личностного выбора, следовательно, должно проводиться на жизненных ситуациях, которые характеризуются с точки зрения выделенных признаков.
Д. А. Леонтьев отмечает, что ключевым временем становления логики свободного выбора является подростковый возраст, когда возникает конфликт между стремлением к автономии и недостаточным развитием психологических механизмов автономной регуляции поведения [6].
Ситуация выбора профессии возникает в жизни каждого человека и обусловлена как объективной, так и субъективной необходимостью и приходится на границу подросткового и юношеского возраста (от 14—15 до 18 лет).
По мнению некоторых исследователей данная ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности. Так, Е. Е. Сапогова отмечает, что в этот период «Я»-концепция подростков еще нестабильна и диффузна. В целом, процесс психологического становления «Я» переживается как смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, чувство неопределенного ожидания, а ориентация одновременно на нескольких значимых других делает психологическую ситуацию выбора профессии неопределенной, противоречивой, часто внутренне конфликтной [7].
Также ситуация выбора профессии обладает большой степенью новизны и для ее разрешения становится недостаточно тех привычных стратегий поведения, которые ранее использовались личностью. Так И. Ф. Зеер отмечает, что у подростков, находящихся в этой ситуации, чаще всего отсутствует информация о некоторых существенных характеристиках профессионального выбора, при этом недостаточно сформированы правила, критерии и
способы выбора вследствие отсутствия подобных решений в прошлом опыте [8].
Кроме того, ситуация выбора профессии является достаточно значимой для любого человека, так как ее конструктивное разрешение обеспечивает цельность личности. По мнению Н. С. Пряжникова, личность не просто выбирает профессию, а выбирает нечто более важное, то, что ей необходимо для более полного ощущения своей жизни [9].
Отметим еще одну важную характеристику ситуации выбора профессии — ее сложность для личности. Так, исследователи отмечают, что основная ориентация подростков до этого периода связывается с общением, установлением дружественных отношений со сверстниками, активным поиском друзей. Вместе с тем объективная ситуация побуждает совершать профессиональный выбор. В связи с этим И. С. Кон отмечает недостаточную конкретность профессиональных планов подростков, их чрезмерную оптимистичность в определении возможных сроков их осуществления. Такая позиция может определять недостаточную самостоятельность подростков в реализации поставленных жизненных целей [10].
Таким образом, ситуация выбора профессии в подростковом возрасте характеризуется как достаточно неопределенная, сложная и значимая для личности, обладающая высокой степенью новизны, что позволяет нам отнести данную ситуацию к типичным ситуациям личностного выбора.
При изучении содержательных особенностей личностного выбора мы должны учитывать, что неопределенность ситуации и необходимость ее преобразования в сторону большей определенности и однозначности, инициируют процесс «конструирования» личностью возможных альтернатив и выработку критериев оценки альтернатив. Затем на основе критериев отбирается наиболее подходящая альтернатива и конкретизируется в качестве будущей цели. Таким образом, особенности преобразования субъектов неопределенной значимой ситуации выражаются в индивидуальной стратегии, в которой определяются способы и средства достижения, оцениваются последствия, прогнозируются результаты.
Типология стратегий личностного выбора строилась следующим образом: выявлялись показатели выделенных в ходе теоретического анализа индивидуально-психологических характеристик личностного выбора: осознанность, самостоятельность,
своевременность, удовлетворенность и временная перспектива, затем определялась степень детерминированности стратегий личностными особенностями: притязаниями, ответственностью, ценностями.
Цель эмпирического исследования состояла в выявлении индивидуально-психологических характеристик и детерминант, определяющих особенности индивидуальных стратегий выбора в ситуации выбора профессии.
В качестве теоретической гипотезы исследования выступило предположение о том, что стратегии личностного выбора определяются личностными особенностями: притязаниями, ценностями и ответственностью.
Отбор испытуемых для исследования проводился на основании показателей неопределенности и значимости ситуации выбора профессии. Всего в исследовании приняли участие на этапе выбора профессии — 164 испытуемых в возрасте от 15—18 лет.
С каждым участником исследования проводилась консультационная процедура, цель которой
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
состояла в выявлении степени неопределенности и значимости для участников ситуации выбора. Для проведения интервью с испытуемым использовались вопросы, направленные на выяснение степени информированности испытуемого о профессиональных вариантах и на определение степени доступности представляемых альтернатив. Значимость ситуации личностного выбора для испытуемого оценивалась по желанию испытуемого принять участие в дальнейших консультациях, цель которых объявлялась в снижении уровня неопределенности ситуации для испытуемого и выработке способов ее разрешения.
С целью статистической обработки данных применялись: факторный анализ, кластерный анализ, Н-критерий Крускала-Уоллиса как непараметрический аналог метода дисперсионного однофакторного анализа для несвязных выборок, и-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Для получения диагностических данных применялся комплекс методик, включающий: методический прием выделения и анализа аргументов при осуществлении выбора, предложенный Д. А. Леонтьевым и Н. В. Пилипко [11], опросник В. К. Гер-бачевского для выявления уровней притязаний, методика мотивационной индукции Ж. Нюттена, методика изучения ценностных ориентаций М. Ро-кича, опросник Л. И. Дементий «Ответственное поведение».
При помощи процедуры кластерного анализа нами выделены четыре стратегии личностного выбора испытуемых подросткового возраста: «оптимальная», «функциональная», «ситуативная» и «пассивная».
У испытуемых с «оптимальной» стратегией при совершении личностного выбора выявлено оптимальное соотношение планируемых действий с возможностями их осуществления. Они придают значение уже существующим интересам, наличию способностей. Проявляются самостоятельность и удовлетворенность, поскольку предполагаемые действия соответствуют цели, приводятся описания прогнозируемых преимуществ, и отсутствует ориентация на помощь других людей. Личностный выбор осуществляется своевременно, так как поставленная цель оценивается как доступная, и учитываются ее последствия. В меньшей степени проявляется осознанность, поскольку приведены только некоторые описания способов достижения и преодоления препятствий. Временная перспектива характеризуется средней протяженностью и недостаточной реалистичностью, так как ближние и дальние цели не согласованы, слабо связаны друг с другом.
У испытуемых с «функциональной» стратегией при осуществлении личностного выбора проявляется удовлетворенность, так как приводится множество его преимуществ, и описываются необходимые действия. Аргументируя выбор, они исходят из характеристик альтернатив, но учитывают свои способности и возможности. Испытуемые ориентированы на самостоятельное достижение результата и подробно описывают планируемые действия, не ориентируясь на поддержку других людей. Личностный выбор осуществляется своевременно, поскольку цель оценивается как доступная, отвечающая потребностям, и учитываются последствия ее достижения. Практически не проявляется осознанность, так как приводится небольшое количество способов
достижения и преодоления препятствий. Временная перспектива не протяженная, но цели, поставленные в кратковременной перспективе, связаны между собой, структурированы, что предполагает их реалистичность.
Совершая личностный выбор, испытуемые с «ситуативной» стратегией испытывают удовлетворенность, так как ориентируются на преимущества выбора. Они обосновывают выбор ситуативной аргументацией, либо аспектами, касающимися содержания выполняемой деятельности. Временная перспектива не протяженная, не реалистичная, и количество объектов в различных темпоральных периодах небольшое. Практически не проявляются самостоятельность и осознанность испытуемых, так как выявлена ориентация на социально-психологические опоры, и отсутствуют указания на способы достижения цели, хотя и описываются некоторые средства преодоления препятствий. Личностный выбор осуществляется не своевременно, поскольку цель оценивается как недоступная, и практически не учитываются ее последствия. Испытуемые ориентированы на получение эмоциональной поддержки и склонны к изменению собственного плана действий.
У испытуемых с «пассивной» стратегией при совершении выбора не проявляются удовлетворенность, самостоятельность и осознанность, поскольку не описываются преимущества выбора, и отсутствуют указания на способы преодоления препятствий и достижения цели. Испытуемые обосновывают выбор характеристиками альтернатив, без учета своих способностей. Выбор совершается несвоевременно, так как поставленная цель оценивается как трудная, и в учет не принимаются последствия ее достижения. Временная перспектива испытуемых не протяженная и не реалистичная, также представлено небольшое количество задач в различных темпоральных периодах.
На втором этапе исследования выявлено, что стратегии личностного выбора подростков детерминированы показателями притязаний, ответственности и ориентацией испытуемых на ценности: активная жизнь (Н=10,6), материальная обеспеченность (Н=14,1), наличие друзей (Н=15,9), общественное признание (Н = 8,2), развлечения (Н=12,2), семейная жизнь (Н = 8,1), исполнительность (Н = 7,9), самоконтроль (Н=15,4) (при уровне значимости р<0,01, р<0,05).
Притязания испытуемых с «оптимальной» стратегией реалистичны и сочетаются с их возможностями. Они ответственно относятся к сопоставлению будущих действий, способны оценить противоречия между ними и, осознавая свою ответственность, пытаются своевременно прогнозировать последствия выбора.
Испытуемые с «функциональной» стратегией в подростковом возрасте ориентируются на материальное благополучие и стремятся к лучшему выполнению запланированного, но, прогнозируя трудности, могут отказаться от планов. Корреляционный анализ продемонстрировал ряд значимых взаимосвязей: при высокой оценке возможностей и при наличии интереса к результатам испытуемые стремятся осознать способы достижения цели. Чем лучше испытуемые представляют ближайшие задачи, тем выше их интерес к выбору и тем ответственнее они подходят к прогнозированию результатов. Рассматривая будущее как зависящее от личных усилий, испытуемые не склонны прибегать к помощи других
людей. Чем ответственнее они относятся к обещаниям, которые дают другим, тем лучше стремятся прогнозировать будущие действия. Притязания испытуемых завышены, и у них отсутствует критичность по отношению к временным срокам достижения. Ответственность за выбор принимается в зависимости от критики либо одобрения внешнего окружения. Поэтому ответственность носит ситуативный характер.
«Ситуативная» стратегия испытуемых подросткового возраста детерминируется низким показателем уровня притязаний и тем, что при осуществлении личностного выбора у них проявляются негативные эмоции при необходимости принимать ответственность за выбор. Выявлено наличие значимых обратных взаимосвязей: чем больше испытуемые ориентируются на поддержку других людей, тем менее они склонны к проявлению волевых усилий. Чем лучше испытуемые представляют результаты и последствия выбора, тем менее они готовы к мобилизации усилий и к ответственному преодолению трудностей. Только при ощущении себя как способных на лучший результат, испытуемые продумывают способы преодоления препятствий.
Противоречивость этой стратегии заключается в том, что для испытуемых значимы преимущества выбора, но они не склонны прикладывать усилия для их достижения. Возможно, это определяется неуверенностью испытуемых в себе и в том, что они способны чего-либо достигнуть самостоятельно. Ответственность носит либо ситуативный характер, либо не проявляется вовсе.
«Пассивная» стратегия испытуемых подросткового возраста детерминируется высокой оценкой возможностей и тем, что они придают большое значение результатам выбора. Ориентированы на психологическое благополучие и стремятся к контролю за результатами своих действий. Корреляционный анализ позволил прояснить эти результаты. Чем лучше испытуемые представляют ближайшие задачи, тем выше интерес и тем больше волевых усилий им нужно прикладывать для достижения цели, поэтому они избегают осуществления планов. Чем больше препятствий прогнозируется испытуемыми, тем меньше они стремятся к осуществлению намерений. Преимущества выбора определяются как не зависящие от личных усилий. Воспринимая выбор как трудный, испытуемые стремятся к прогнозу его возможных последствий.
Анализ притязаний испытуемых с «пассивной» стратегией позволяет отметить их дисгармоничность: неадекватно завышенная оценка возможностей и высокая значимость результатов выбора не согласуются с восприятием выбора как сложного и не зависящего от личных усилий. Притязания не соотносятся со способом достижения, что выражается в отсутствии уверенности в подконтрольности ситуации. Возможно, у испытуемых еще до осуществления выбора проявляется установка на поражение. Они стремятся к прогнозу возможных последствий и неудач, поэтому у них проявляется чрезмерный самоконтроль, который может блокировать активность.
Выводы.
1. В качестве индивидуально-психологических характеристик личностного выбора выступают: осознанность, самостоятельность, своевременность, удовлетворенность и временная перспектива.
2. Особенности стратегий личностного выбора определяются на основании степени проявления выделенных индивидуально-психологических характеристик и в зависимости от их детерминации личностными особенностями: притязаниями, ответственностью и ценностями.
3. В исследовании выделено четыре стратегии испытуемых подросткового возраста: «оптимальная», «функциональная», «ситуативная» и «пассивная».
4. «Оптимальная» стратегия личностного выбора детерминируется высокими либо адекватными притязаниями испытуемых, их согласованностью с ценностями и готовностью испытуемых принять ответственность за совершенный выбор.
5. Стратегия испытуемых, в которой выявлено отсутствие либо низкая степень проявления характеристик личностного выбора, относится к «пассивной» и характеризуется дисгармоничностью притязаний, ценностей и ответственности испытуемых.
6. Промежуточные типы стратегий личностного выбора в подростковом и юношеском возрасте, обозначенные как «функциональная» и «ситуативная» стратегии, детерминируются ситуативным проявлением ответственности испытуемых и неадекватно заниженными либо завышенными притязаниями.
Библиографический список
1. Первушина, О. Н. Человек и неопределенность: на подступах к постановке проблемы / О. Н. Первушина // Вестник НГУ. Сер. Психология. - 2007. - № 1. - С. 11-19.
2. Бурлачук, Л. Ф. К психологической теории ситуации / Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 2-17.
3. Бьюдженталь, Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии /Д. Бьюдженталь. - М. : Класс, 1998. - 336 с.
4. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия /И. Ялом. -М. : Класс, 1999. - 576 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990 - 367 с.
6. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
7. Сапогова, Е. Е. Психологическое развитие человека / Е. Е. Сапогова. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
8. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М. : Центр-Академия, 2006. - 240 с.
9. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
10. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон -М. : Просвещение, 1989. - 252 с.
11. Леонтьев, Д. А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. -С. 97-110.
МАГАЗЕВА Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2013 г.
© Е. А. Магазева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ