Научная статья на тему 'Личностные детерминанты формирования социально-психологической адаптации личности с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства'

Личностные детерминанты формирования социально-психологической адаптации личности с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / ЛИЧНОСТЬ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / PERSON WITH DISABILITIES / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / PERSONAL RESOURCES / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Лейла Эдуардовна

В статье поднимается проблема повышения социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства. Трудоустройство инвалидов рассматривается как ведущая составляющая их успешной социально-психологической адаптации. Анализируются особенности социально-психологической адаптации личности в трудной жизненной ситуации с точки зрения личностно-ситуационного подхода. Эмпирическим путем выделяются личностные детерминанты формирования успешной социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства. Показывается актуальность психологической поддержки людей-инвалидов, направленной на активизацию личностных ресурсов людей с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Лейла Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal determinants of forming social-psychological adaptation of the person with impairements in the process of employment

The article raises the problem of increasing socio-psychological adaptation of people with impairments in the employment process. Employment of disabled persons is considered as a leading component of successful socio-psychological adaptation. It analyzes the peculiarities of socio-psychological adaptation of personality in difficult life situation from the point of view of personal-situational approach. The paper empirically distinguishes personal determinants of formation of successful socio-psychological people with disabilities in the employment process. It also shows the relevance of psychological support for people with disabilities, aimed at strengthening personal resources of people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты формирования социально-психологической адаптации личности с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства»

ляют определить основные направления психолого-педагогической коррекции для студентов с негативным представлением о собственной учебной успешности, с целью создания условий для актуализации того уникального индивидного ресурса, которым они обладают и обеспечения возможности для их созидательной, творческой самореализации в будущей профессиональной деятельности.

литература

1. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль как самодеятельность // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / Сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. С. 192-201.

2. Белоус В. В., Боязитова И. В., Зиник И. Н. Интегральная индивидуальность рефлексивного человека. Пятигорск, Из-во ПГЛУ, 2012, 110с.

3. Боязитова И.В., Газиева М.З. Стрессоустойчивость как системообразующий фактор во взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. №1.,2012, с.326-330.

4. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности //М: изд-во «Мир науки». - 2015. - 70с.

Кузнецова Л.Э.

личностные детерминанты формирования социально-психологической адаптации личности с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства

В современной психологии проблема изучения психологической поддержки личности в трудных жизненных ситуациях становится актуальной. Последние годы наблюдается рост соматически больных людей, имеющих ограничения в здоровье и социальный статус инвалида, нуждающихся в психологической поддержке и психологическом сопровождение с целью активизации адаптационных возможностей и обеспечения успешной социально-психологической адаптации как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Необходимо учитывать, что в трудной жизненной ситуации регуляция поведения определяется взаимодействием средовых и личностных факторов, что актуализирует исследования адаптивных и дезадаптивных моделей поведения

личности в ситуации инвалидности. Личности, имеющей ограничения в здоровье, намного сложнее трудоустроиться и адаптироваться к требованиям социума, стать успешной, чем психически и соматически здоровому человеку.

Лица с ограниченными возможностями имеют объективные причины, затрудняющие их социально-психологическую адаптацию. Однако они остаются личностями, способными быть сильными и бороться за свою жизнь. важно понимать, что ведущую роль в развитии и результативности адаптационных процессов играют именно структуры личности, а не сложная жизненная ситуация, которую преодолевает человек.

Личность представляет собой своеобразное психологическое орудие формирования и самостроительства в себе образа успешного человека. Именно из этого личность может выступать в качестве некоего психологического средства, обеспечивающего адаптационные процессы на всем жизненном пути человека.

важным результатом психологической поддержки людей с ограниченными возможностями является их профессиональное самоопределение, трудоустройство, успешность в построение карьеры и обеспечение материального благополучия.

Трудоустройство инвалидов рассматривается нами как ведущая составляющая их успешной социально-психологической адаптации.

Трудоустройство как социально-психологическую адаптацию личности в профессиональной деятельности можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели при сохранении психического и физического здоровья, обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды [1].

Особенности социально-психологической адаптации человека в трудных жизненных ситуациях следует рассматривать с точки зрения личностно-ситуа-ционного подхода, в единстве объективного и субъективного аспектов. Первый определяется уровнем объективной сложности ситуации и спецификой травмирующего события. Субъективный аспект отражает специфику индивидуально-психологических, личностных адаптационных возможностей и ресурсов человека [2, с. 193].

На особенности социально-психологической адаптации личности в процессе трудоустройства влияют их личностные особенности, психологическая готовность к преодолению трудных жизненных ситуаций.

Особенности социально-психологической адаптации личности определяются степенью ее зрелости, которая представлена прежде всего в образе «Я». Человек, который чувствует себя уверенно, проявляет жизненную активность и ответственность, способен к сотрудничеству и взаимопониманию, успешно преодолевает трудные жизненные ситуации, в том числе связанные с потерей работы.

Людям с ограниченными возможностями в силу объективных причин намного сложнее устроиться на работу и социализироваться в обществе. Ситуация трудоустройства становится для них стрессовой.

Особенности социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства во многом определяются их личностными особенностями, способствующими проявлению психологической беспомощности: неуверенность в себе, сниженный уровень доверия другим людям, повышенная тревожность, пессимистичность, экстернальность, зависимость, избирательная пассивность, уход от решения проблем, недостаток решительности и настойчивости в достижении поставленных целей [3, с. 874].

Несомненно, влияют и социально-экономические характеристики личности: ее возраст, социальный статус, экономическое положение.

Длительность безработицы негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии людей с ограниченными возможностями, хотя во многом определяется их жизненной активностью, интернальным локусом контроля. даже обращаясь за психологической помощью в центры занятости люди с ограниченными возможностями должны принимать ответственность за трудоустройство на себя, выбрать направление переобучения и повышения квалификации.

Люди с ограниченными возможностями испытывают трудности в преодолении трудных жизненных ситуаций. Их личностные и поведенческие ресурсы ослаблены и проявляются в неустойчивой самооценке, коммуникативной некомпетентности, поведенческой ригидности, использование непродуктивных стратегий совладания со стрессом: избегании, приспособлении, компенсации, агрессии и др. Происходит нарушение социально-психологической адаптации личности и развитие дезадаптивных процессов: развиваются неврозоподобные реакции, депрессивные состояния, обостряются соматические хронические заболевания.

К сожалению, у большинства людей с ограниченными возможностями недостаточно психологических ресурсов для успешной социально-психологической адаптации в ситуации поиска работы и они нуждаются в психологической помощи и поддержке.

Психологическая поддержка - это заданное воздействие на человека в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте. Психолог, работающий в службе занятости, вправе разделять различные точки зрения по вопросу реализации конкретных методов диагностики и коррекции состояний людей, ищущих работу и переживающих это событие как стрессогенное. Но на сегодняшний день практика оказания психологической помощи людям, находящимся в поиске работы, развертывается скорее по типу групповой психотерапии: организовываются группы поддержки, встреч, клубы ищущих работу, клубы обмена опытом по самозанятости и т. п.

Целью исследования стало изучение личностных детерминант повышения социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностя-

ми в процессе трудоустройства как основы их психологической поддержки.

Исследование проводилось на базе государственного казенного учреждения Ростовской области «Центра занятости населения города Зверево». Всего выборку составили 50 людей, находящихся в поиске работы, в возрасте от 28 до 40 лет, из них 25 человек - люди с ограниченными возможностями и 25 человек - здоровые люди.

В процессе исследования использовались ряд психодиагностических методик: методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, методика «Прогноз» В.В. Бойко, методика «Актуальные эмоциональные состояния» Л.В. Куликова, методика «Диагностика состояния стресса» К. Шрайнер, опросник «Стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях» Н.Г. Осуховой, методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманн в адаптации Т. А. Крюковой, личностный опросник FPI, опросник УСК, методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса, методы статистической обработки данных.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Для людей с ограниченными возможностями, находящимися в поиске работы, характерен низкий уровень адаптивности, проявляющийся в неуверенности в себе и сниженном доверии другим людям, внешнем уровне субъективного контроля, пассивности, зависимости, подчинение воли обстоятельств, «уходу» от решения проблем. Преобладает эмоциональный дискомфорт, выражающийся в раздражительности, повышенной тревожности или наоборот апатичности.

Для здоровых людей, находящихся в поиске работы, характерен средний уровень адаптивности, проявляющийся в уверенности в себе, принятии себя и умеренном доверии других людей; внутреннем локусе контроля, т.е. ориентации на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентировании личной ответственности и компетентности. Они склонны к доминированию, ориентированы на планомерное решение поставленных задач. Характерно преобладание эмоционального комфорта, выражающегося в уравновешенности эмоциональной сферы и оптимистическом взгляде на будущее.

Для людей с ограниченными возможностями, находящимися в поиске работы, ситуация поиска работы имеет высокий уровень стрессогенности. Характерно снижение нервно-психической устойчивости к стрессу, снижение активности, неуверенность в своих силах, тревожность, повышение эмоциональной возбудимости и фрустрационной напряженности. эмоциональный тонус, работоспособность низкая, физическое самочувствие неблагоприятное.

Для здоровых людей, находящихся в поиске работы, ситуация поиска работы имеет средний уровень стрессогенности. Наблюдается умеренная нервно-психическая устойчивость к стрессу, активность, уверенность в своих силах, готовность действовать, стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности. Однако повышение эмоциональной возбудимости приводит к снижению эмоционального тонуса, работоспособности личности, хронической усталости.

У людей с ограниченными возможностями выявлена высокая чувствительность к трудным жизненным ситуациям. В трудных ситуациях они предпочитают использовать стратегию избегания, представляющую усилия человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее; стратегию поиска социальной поддержки, заключающуюся в усилиях человека найти в обществе информацию, материальную и эмоциональную помощь; стратегию дистанцирования, которая заключается в отделение испытуемого от проблемы, попытке забыть о ней; стратегию противостояния, которая состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. Преобладает копинг, ориентированный на избегание и эмоции.

У здоровых людей, находящихся в поиске работы, чувствительность к трудным жизненным ситуациям умеренная. в трудных жизненных ситуациях они используют стратегию планового решения проблемы, заключающуюся в выработке плана действий и следования ему; стратегию самоконтроля, заключающуюся в старании регулировать собственные чувства и действия; стратегию позитивной переоценки. Преобладает копинг, ориентированный на решение задачи.

Проведенное исследование наглядно показало, что людям с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства требуется психологическая помощь.

Была разработана программа психологической поддержки для людей с ограниченными возможностями, которая включала в себя проведение индивидуальных психологических консультаций и группового социально-психологического тренинга. Программа социально-психологического тренинга на тему «Поиск работы и успешное построение карьеры» рассчитана на 6 занятий по 2 часа каждое. Использовались такие методы как тематическая дискуссия, ролевая игра, НЛП, символдрама, психогимнастика, фантастико-медитативные техники, арттерапевтические приемы и др.

Психологическая работа с людьми с ограниченными возможностями, способствовала повышению у них уровня социально-психологической адаптации к ситуации поиска работы и снижению ее стрессогенности. Произошло значительное повышение уровня адаптации к ситуации потери работы: повысилась нервно-психическая устойчивость к стрессу, активность, эмоциональный тонус, работоспособность, уверенность в собственных силах, мотивация к успеху, улучшилось физическое самочувствие, снизилась эмоциональная возбудимость. Значительно снизился общий уровень стрессогенности ситуации потери работы.

По результатам проделанной работы 36% людей с ограниченными возможностями трудоустроились.

Таким образом, психологическая поддержка безработных с ограниченными возможностями должна быть направлена на повышение психологической готовности к переживанию стрессовых ситуаций и обеспечение успешной социально-психологической адаптации личности в процессе трудоустройства. Как свидетельствует опыт практической деятельности, без решения личностных проблем людей часто бывает трудно решить и проблему их трудоустройства.

У людей с ограниченными возможностями наблюдается снижение уровня социально-психологической адаптации личности, влияющее на процесс трудоустройства. Снижение уровня социально-психологической адаптации личности людей с ограниченными возможностями обусловлено рядом их эмоционально-личностных особенностей.

Личностными предпосылками снижения социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства являются:

1. Низкий уровень мотивации к успеху.

2. эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность.

3. Реактивная агрессивность.

4. Неуверенность в себе, застенчивость.

5. Сниженный фон настроения, депрессивность.

6. Экстернальный локус контроля, сниженный уровень ответственности и настойчивости в достижении поставленных целей.

7. Сниженный уровень активности и работоспособности.

8. Чувствительность, обидчивость, зависимость.

9. Сниженная нервно-психическая устойчивость к стрессу.

Психологическая поддержка людей с ограниченными возможностями,

направленная на активизацию личностных и поведенческих ресурсов, формирование уверенного поведения, научение и отработку комплекса умений саморегуляции в деятельности поиска работы, стабилизирование эмоционального состояния, способствовала повышению уровня социально-психологической адаптации личности в процессе трудоустройства и успешному поиску работы.

Полученные результаты исследования, программа психологической поддержки людей с ограниченными возможностями, направленная на повышение уровня социально-психологической адаптации личности с целью обеспечения успешного трудоустройства, могут быть использованы социальными психологами центров занятости, профконсультантами в работе с людьми, находящимися в поиске работы.

литература

1. Боровик, В.С. Занятость населения / В.С. Боровик, Е.Е. Ермаков, В.А. Похвощев. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 318 с.

2. Кузнецова, Л.Э. Влияние структурной организации отношений на формирование адаптационного потенциала личности / Л.Э. Кузнецова // Гуманитарные и социальные науки: электронный журнал. - № 2. - М.: АПСН СКНЦВШ, 2014. - С. 193-199.

3. Кузнецова Л.Э., Кулешова М.Ю. Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов / Л.Э. Кузнецова, М.Ю. Кулешова // Молодой ученый. - № 23 (103). - Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. - С. 873-877.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.