Научная статья на тему 'Личностные черты и ценности мужчин и женщин с разной выраженностью ориентации на избегание успеха'

Личностные черты и ценности мужчин и женщин с разной выраженностью ориентации на избегание успеха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / избегание успеха / ценности / черты личности / ценностно-характерологические особенности / motivation / avoidance of success / values / personality traits / value-characterological features

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алина Сергеевна Мягкова

Введение. Актуальность изучения данной темы обусловлена недостаточной изученностью такого феномена как «избегание успеха». Анализ существующих исследований показал, что мотив «избегание успеха» почти не изучен в сравнении с мотивами на достижение успеха и избегание неудач. Избегание успеха, в свою очередь, исследовано лишь у женщин, а также предприняты попытки установить причины его возникновения и последствия. В нашем исследовании впервые рассмотрена специфичность черт личности и ценностей мужчин и женщин с различной выраженностью ориентации на избегание успеха. Цель. Изучение личностных черт и ценностей мужчин и женщин в зависимости от выраженности ориентации на избегание успеха. Материалы и методы. В исследовании применялись проективная методика избегания успеха М. Хорнер в модификации Т. В. Бендас; 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (Форма С); Ценностный опросник Ш. Шварца; методы математической статистики (критерии Фридмана, Вилкоксона). Результаты исследования. В исследовании приняло участие 70 человек – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 35 лет. Было установлено, что женщины и мужчины с низкой выраженностью ориентации на избегание успеха обладают общительностью, социальной смелостью, скептицизмом и инновативностью, а также ответственностью и эмоциональной устойчивостью; наряду с этим женщины более тревожны и чувствительны, а мужчины более самоуверенны. При умеренной выраженности ориентации на избегание успеха женщины характеризуются ведущими ценностями, а мужчины – ведущими личностными чертами. Обсуждение результатов. Анализ эмпирических данных показывает, что мужчины и женщины, не избегающие успеха, характеризуются практически идентичными личностными чертами, но разной структурой ценностей – у женщин выделяется ведущая ценность, а ценностная сфера мужчин конфликтна. Результаты данного исследования предоставляют основу для обсуждения и дополнительного анализа вопросов, связанных с избеганием успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алина Сергеевна Мягкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality Traits and Values of Men and Women with Different Degrees of Success Avoidance Orientation

Introduction. The relevance of studying this topic is due to the insufficient knowledge of such a phenomenon as “success avoidance”. An analysis of existing studies has shown that the motive of “avoiding success” is almost not studied in comparison with the motives for achieving success and avoiding failure. Avoidance of success, in turn, has been studied only in women, and attempts have been made to establish the causes and consequences of its occurrence. In our study, for the first time, the specificity of personality traits and values of men and women with varying degrees of success avoidance orientation is considered. Purpose. The study of personal traits and values of men and women depending on the severity of the orientation towards avoiding success. Materials and methods. The study used the projective method of avoiding success by M. Horner in the modification of T. V. Bendas; the 16-factor personality questionnaire by R. B. Kettell (Form C); the Value questionnaire by Sh. Schwartz; methods of mathematical statistics (Friedman, Wilcoxon criteria). Results. The study involved 70 people – men and women aged 20 to 35 years. It has been found that women and men with a low degree of success avoidance orientation have sociability, social courage, skepticism and innovation, as well as responsibility and emotional stability; along with this, women are more anxious and sensitive, and men are more selfconfident. With a moderate degree of focus on avoiding success, women are characterized by leading values, and men are characterized by leading personality traits. Discussion. The analysis of empirical data shows that men and women who do not avoid success are characterized by almost identical personality traits, but a different value structure – women have a leading value, and the value sphere of men is conflicted. The results of this study provide a basis for discussion and additional analysis of issues related to success avoidance.

Текст научной работы на тему «Личностные черты и ценности мужчин и женщин с разной выраженностью ориентации на избегание успеха»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ личности

шм

Ц) Check for updates Научная статья

УДК 159.99

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-56-62

Личностные черты и ценности мужчин и женщин с разной выраженностью ориентации на избегание успеха Алина С. Мягкова

Южный федеральный университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

И1щ^коуа@,sfedu.ru

Аннотация

Введение. Актуальность изучения данной темы обусловлена недостаточной изученностью такого феномена как «избегание успеха». Анализ существующих исследований показал, что мотив «избегание успеха» почти не изучен в сравнении с мотивами на достижение успеха и избегание неудач. Избегание успеха, в свою очередь, исследовано лишь у женщин, а также предприняты попытки установить причины его возникновения и последствия. В нашем исследовании впервые рассмотрена специфичность черт личности и ценностей мужчин и женщин с различной выраженностью ориентации на избегание успеха.

Цель. Изучение личностных черт и ценностей мужчин и женщин в зависимости от выраженности ориентации на избегание успеха.

Материалы и методы. В исследовании применялись проективная методика избегания успеха М. Хорнер в модификации Т. В. Бендас; 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (Форма С); Ценностный опросник Ш. Шварца; методы математической статистики (критерии Фридмана, Вилкоксона).

Результаты исследования. В исследовании приняло участие 70 человек — мужчины и женщины в возрасте от 20 до 35 лет. Было установлено, что женщины и мужчины с низкой выраженностью ориентации на избегание успеха обладают общительностью, социальной смелостью, скептицизмом и инновативностью, а также ответственностью и эмоциональной устойчивостью; наряду с этим женщины более тревожны и чувствительны, а мужчины более самоуверенны. При умеренной выраженности ориентации на избегание успеха женщины характеризуются ведущими ценностями, а мужчины — ведущими личностными чертами.

Обсуждение результатов. Анализ эмпирических данных показывает, что мужчины и женщины, не избегающие успеха, характеризуются практически идентичными личностными чертами, но разной структурой ценностей — у женщин выделяется ведущая ценность, а ценностная сфера мужчин конфликтна. Результаты данного исследования предоставляют основу для обсуждения и дополнительного анализа вопросов, связанных с избеганием успеха.

Ключевые слова: мотивация, избегание успеха, ценности, черты личности, ценностно-характерологические особенности

Для цитирования. Мягкова, А. С. (2023). Личностные характеристики в связи с разной выраженностью ориентации на избегание успеха у мужчин и женщин. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 56-62. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-56-62

©МягковаА. С., 2023

Original article

Personality Traits and Values of Men and Women with Different Degrees

of Success Avoidance Orientation Alina S. Myagkova

Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, Russian Federation

Bmyagkova@sfedu.ru

Abstract

Introduction. The relevance of studying this topic is due to the insufficient knowledge of such a phenomenon as "success avoidance". An analysis of existing studies has shown that the motive of "avoiding success" is almost not studied in comparison with the motives for achieving success and avoiding failure. Avoidance of success, in turn, has been studied only in women, and attempts have been made to establish the causes and consequences of its occurrence. In our study, for the first time, the specificity of personality traits and values of men and women with varying degrees of success avoidance orientation is considered.

Purpose. The study of personal traits and values of men and women depending on the severity of the orientation towards avoiding success.

Materials and methods. The study used the projective method of avoiding success by M. Horner in the modification of Т. V. Bendas; the 16-factor personality questionnaire by R. B. Kettell (Form C); the Value questionnaire by Sh. Schwartz; methods of mathematical statistics (Friedman, Wilcoxon criteria).

Results. The study involved 70 people - men and women aged 20 to 35 years. It has been found that women and men with a low degree of success avoidance orientation have sociability, social courage, skepticism and innovation, as well as responsibility and emotional stability; along with this, women are more anxious and sensitive, and men are more self-confident. With a moderate degree of focus on avoiding success, women are characterized by leading values, and men are characterized by leading personality traits.

Discussion. The analysis of empirical data shows that men and women who do not avoid success are characterized by almost identical personality traits, but a different value structure - women have a leading value, and the value sphere of men is conflicted. The results of this study provide a basis for discussion and additional analysis of issues related to success avoidance.

Keywords: motivation, avoidance of success, values, personality traits, value-characterological features

For citation. Myagkova, A. S. (2023). Personal characteristics due to the different severity of the orientation towards avoiding success in men and women. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 6(6), 56-62. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-6-56-62

Введение

Тематика мотивации достижения достаточно долгое время не теряет своей актуальности для психологической науки. Авторы изучают особенности мотивации достижения успеха (Магомед-Эминов, 1987), избегания неудачи (Бусарова, 2011), представления об успехе и неудаче (Герасименко, 2019), особенности мотивации достижения разных субъектов - детей дошкольного и младшего школьного возрастов (Алтунина, 2006; Темкина и Невзорова, 2015), спортсменов (Распопова, 2019; Elison & Partridge, 2012), студентов (Гордеева, 2006), педагогов (Анисимова, 2017). В современном мире, пропагандирующем индивидуальную успешность личности, исследования мотивации достижения приобретают особое значения, так как молодые люди, в своем стремлении воплотить свой идеал образа жизни, ориентированы на достижение успеха в разных сферах жизни (Гвоздева, 2009; Джанерьян, 1998; Джанерьян и Афанасенко, 2005). Однако на пути достижения успеха люди могут сталкиваться не только с внешними трудностями, но и внутренними препятствиями, обусловленными личностными особенностями субъектов и их отношением к разным сторонам жизни.

В исследованиях отмечается, что преградами к достижению успеха могут стать несоответствие поведения и деятельности мужчин и женщин гендерным ожиданиям общества (Турецкая, 1998; Awasthi, 2002); преобладание в мотивационной структуре личности мотивации избегания неудач (Шапкин, 2000); наличие таких личностных особенностей, как робость, неуверенность, интроверсия, пессимизм (Реан и Коломинский, 1999). Одним из препятствий к достижению успеха может выступать наличие такой мотивационной направленности, как «ориентация на избегание успеха», которая впервые была изучена М. Хорнер, и описана Т. В. Бендас на русском языке (Бендас, 2006). Она отмечала, что именно женскому полу характерна данная направленность, так как успех для женщины, в первую очередь означает потерю женственности и значимых семейных отношений. В психологических исследованиях избегание успеха изучается в связи с причинами его возникновения (Гарбузова и Баклажова, 2016), его последствиями (Чекан, 2018), удовлетворённостью и самоэффективностью (Yllmaz, 2018,

БЬеайег, 2017). Однако исследований по проблеме избегания успеха недостаточно. Не существует эмпирических данных о том, какими личностными особенностями обладают люди с мотивационной направленностью на избегание.

В соответствии с вышесказанным, целью нашего исследования стало изучение ценностей и личностных черт мужчин и женщин с разной выраженностью ориентации на избегание успеха.

Материалы и методы

Участникам исследования предлагалось последовательно пройти следующие методики: сперва — проективную методику, целью которой являлось изучение степени склонности к избеганию успеха (разработанную М. Хорнер, в модификации Т. В. Бендас), затем — 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла в форме С, а в завершении заполнить ценностный опросник Ш. Шварца.

Проективная методика (М. Хорнер модификация Т. В. Бендас) состоит из 7 вопросов, предполагающих развёрнутый ответ. О наличии боязни свидетельствуют следующие критерии: ответы негативно окрашены, отказ в пользу другого (близкого) человека, страх о том, что карьера не состоится, личная жизнь не сложится, осуждение и проявление неуверенности, низкой самооценки. Личностный опросник (Р. Б. Кеттелл (Форма С)) предполагает 105 вариативных вопросов. С помощью данной методики мы выявляли личностные черты респондентов, для дальнейшего изучения их в связи с выраженностью ориентации на избегание успеха.

В ценностном опроснике (Ш. Шварц) предполагаются 2 части: в первой необходимо оценить ценности по значимости, во второй оценить схожесть описания ситуаций с собой. Эта методика позволила нам выявить ценностные ориентации респондентов в связи с их выраженностью ориентации на избегание успеха.

Для подтверждения цели нашего исследования были применены методы математической статистики — критерий Фридмана (для выявления преобладающих личностных черт и ценностей), критерий Вилкоксона (для подтверждения значимости в преобладании переменных).

Результаты исследования

В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 20 до 35 лет в количестве 70 человек. В соответствии с целью исследования выборка была разделена на четыре группы в соответствии с результатами первой методики: женщины с умеренной выраженностью ориентации на избегания успеха (16 человек), женщины с низкой выраженностью ориентации на избегания успеха (24 человека); мужчины с умеренной выраженностью ориентации на избегания успеха (8 человек), мужчины с низкой выраженностью мотивации избегания успеха (22 человека). В выборке не оказалось респондентов с высокой выраженностью ориентации на избегание успеха.

Далее в каждой группе устанавливались ценности и личностные черты респондентов (табл. 1,2).

Таблица 1

Личностные черты и ценности мужчин и женщин с низкой выраженностью ориентации на избегание успеха

Пол

Личностные черты

Ценности (индивидуальные приоритеты)

Ценности (нормативные идеалы)

Женщины Чувствительность

Общительность Высокая нормативность поведения Эмоциональная стабильность Смелость

Мужчины Эмоциональная стабильность Смелость Радикализм Высокая нормативность поведения Общительность Высокая самооценка

Достижения

Гедонизм Самостоятельность Доброта Универсализм Безопасность Достижения Стимуляция Конформность Власть

Доброта Самостоятельность Достижения Гедонизм

Установлено, что низкая выраженность ориентации на избегание успеха у женщин обусловлена их личностными чертами (общительность, социальная смелость (коммуникативные черты личности) чувствительность, эмоциональная стабильность (эмоциональные черты личности) и высокая нормативность поведения (регулятор-ные черты личности)), что подтверждается статистически значимыми результатами (уровень значимости р по Х2 Фридмана = 0,000; уровень значимости р по Т-критерию Вилкоксона = 0,0185). Для данной группы женщин

приоритетным также является стремление к достижению. Этот вывод подтверждается статистическими результатами (уровень значимостир по Х2 Фридмана = 0,000; уровень значимостир по Т-критерию Вилкоксона = 0,0238)

При низкой выраженности ориентации на избегание успеха мужчинам свойственны общительность, социальная смелость (коммуникативные черты личности), эмоциональная стабильность (эмоциональные черты личности), высокие показатели по нормативности поведения, самооценке (регуляторные черты личности) и радикализму (интеллектуальные черты личности) (уровень р по Х2 Фридмана = 0,000; уровень р по Т-критерию Вилкоксона = 0,0421). На уровне нормативных идеалов преобладают ценности открытости к изменениям (самостоятельность, гедонизм), самоутверждения (достижения), самотрансцендентности (доброта) (уровень р по Х2 Фридмана = 0,005; уровень р по Т-критерию Вилкоксона = 0,0284). На уровне индивидуальных приоритетов преобладают ценности открытости изменениям (гедонизм, самостоятельность, стимуляция), самоутверждения (достижения, власть), самотрансцендентности (доброта, универсализм) и консерватизма (безопасность, конформность) (уровеньр по Х2 Фридмана = 0,139; уровеньр по Т-критерию Вилкоксона = 0,0354).

Таблица 2

Личностные черты и ценности мужчин и женщин с умеренной выраженностью ориентации на избегание успеха

Пол Личностные черты Ценности Ценности

(индивидуальные приоритеты) (нормативные идеалы) Стимуляция Самостоятельность

Доброта

Тревожность Нонконформизм Мечтательность

У женщин с умеренной выраженностью ориентации на избегание успеха не установлено ведущих личностных черт; на уровне нормативных идеалов преобладают ценности открытости к изменениям (самостоятельность) и самотрансцендентности (доброта) (уровень р по Х2 Фридмана = 0,00017; уровень р по Т-критерию Вилкоксона 0.0014), а на уровне индивидуальных приоритетов — ценность открытости к изменениям (стимуляция) (уровеньр по Х2 Фридмана = 0,0206; уровень р по Т-критерию Вилкоксона = 0,0287).

Мужчины с умеренной выраженностью ориентации на избегание успеха характеризуются тревожностью (эмоциональные черты личности), нонконформизмом (коммуникативные черты личности) и мечтательностью (интеллектуальные черты личности) (уровень р по Т-критерию Вилкоксона = 0,0464). Для этой группы не выявлено явных ведущих ценностей.

Обсуждение результатов

Результаты исследования показали, что, независимо от пола, респондентам не свойственна высокая выраженность ориентации на избегание успеха, что разнится с изученными нами ранее работами (Турецкая, 1998; Бендас, 2006). Их авторы считают, что мотив избегания успеха более свойственен женщинам, чем мужчинам. Наши же результаты объясняются, во-первых, трансляцией современным обществом ценностей индивидуальных достижений, а во-вторых - относительно стертыми тендерными рамками (медийное пространство транслирует образы мужчин, успешно справляющихся с пятнами на одежде; женщин, делающих ремонт в квартире и т. д.), когда и для мужчин, и для женщин одобряются достижения в любой сфере жизнедеятельности.

И мужчины, и женщины с низкой ориентацией на избегание успеха общительные, социально смелые, ответственные и эмоционально устойчивые, т. е. обладают качествами, которые, согласно исследованиям, могут способствовать достижению успеха (Анисимова, 2017; Зобнина и Кислякова, 2019). Однако, наряду с этим, женщины являются более восприимчивыми, нежели мужчины, что может быть обусловлено большей эмоциональностью женщин при оценке разных сторон действительности, в том числе и ситуации успеха; мужчины — более скептичные, самоуверенные и склонные переоценивать себя. Низкая ориентация на избегание у спеха у женщин сопровождается значимостью индивидуальных достижений при незначимости общественных нормативов, а у мужчин - конфликтностью их ценностной сферы, которая представлена противоречивыми по содержанию нормативными и индивидуальными ценностями. Таким образом, мужчины и женщины, не избегающие успеха, характеризуются практические идентичными личностными чертами, но разной структурой ценностей - у женщин выделяется ведущая ценность, а ценностная сфера мужчин конфликтна.

При умеренной выраженности ориентации на избегание успеха мужчины характеризуются мечтательностью, некоторой оторванностью от реальности, непрактичностью, тревожностью и независимостью взглядов, т. е. мужчины, в некоторой мере испытывающие страх успеха, склонны больше говорить о своих целях и планах, нежели реально их реализовывать, а также демонстрировать свою индивидуальную позицию по каким-либо вопросам

Женщины Мужчины

как вариант компенсаторной поддержки своего самоуважения. При этом приоритетных ценностей у мужчин данной группы не установлено. Умеренная выраженность ориентации на избегание успеха у женщин сопровождается доминированием нормативных ценностей самостоятельности и доброты, а также индивидуальной ценности «стимуляция», т. е. женщины считают важным проявление доброты и самостоятельности, однако их индивидуальная жизнедеятельность регулируется в большей мере поиском впечатлений и событийной насыщенности. Ведущих личностных черт у женщин данной группы не установлено. Таким образом, женщины с умеренной выраженностью ориентации на избегание успеха характеризуются наличием только ведущих ценностей, а мужчины -наличием только ведущих личностных качеств.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что выраженность ориентации на избегание успеха у мужчин и женщин сопровождается выраженностью у них разных личностных качеств и ценностей. Перспективы данного исследования раскрываются в возможности изучения взаимосвязи между ценностно-характерологическими особенностями и выраженностью ориентации на избегание успеха у представителей различных возрастных, профессиональных и культурных групп; в изучении иных факторов, обусловливающих выраженность ориентации на избегание успеха.

Список литературы

Алтунина, И. Р. (2006). Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Психологическая наука и образование, 2(11), 5—15.

Анисимова, О. А. (2017). Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивации достижения успехов в структуре личности субъекта педагогической деятельности. В Учитель и время. Материалы XII международной научно-практической конференции, посвященной памяти А. Е. Кондратенкова (С. 21—31). Смоленский государственный университет.

Бендас, Т. В. (2006). Гендерная психология: Учебное пособие. Питер.

Бусарова, О. Р. (2011). Некоторые особенности образа жизни студентов с высокой мотивацией избегания неудачи. Психология и право, 7(4).

Гарбузова, В. А., и Баклажова, О. В. (2016). Страх успеха и причины его возникновения. В Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона. Материалы международной научной конференции (С. 63-66). Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина.

Гвоздева, Д. И. (2009). Идеалы образа жизни личности студентов-выпускников различных специальностей (Автореферат диссертации). Южный федеральный университет.

Герасименко, Т. С. (2019). Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности. В Наука России: цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XVIII международной научной конференции (С. 13-15). НИЦ «Л-Журнал».

Гордеева, Т. О. (2006). Психология мотивации достижения. Смысл.

Джанерьян, С. Т., и Афанасенко, И. В. (2005). Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у мужчин и женщин —представителей технономических профессий. Северо-Кавказский психологический вестник, 3,180-186.

Джанерьян, С. Т. (1998). Методические вопросы изучения профессиональной я-концепции личности. Психологический вестник Ростовского государственного университета, 3,482-485.

Зобнина, Т. В., и Кислякова, Л. П. (2019). Влияние самооценки на мотивацию достижений студентов - будущих педагогов. Символ науки, 2, 87—89.

Магомед-Эминов, М. Ш. (1987). Мотивация достижения: структура и механизмы (Кандидатская диссертация). Москва.

Распопова, А. С. (2019). Взаимосвязь перфекционизма и школьной тревожности подростков, занимающихся тхэквондо. Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений, 1, 160-167.

Реан, А. А., и Коломинский, Я. Л. (1999). Социальная педагогическая психология. Питер.

Темкина, Д. С., и Невзорова, А. В. (2015). Изучение осознания младшими школьниками причин успеха и неуспеха. В Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы. Сборник научных статей пятой всероссийской интернет-конференции (С. 226—230). Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.

Турецкая, Г. В. (1998). Страх успеха: психологическое исследование феномена. Психологический журнал, 190), 37-46.

Чекан, М. В. (2018). Влияние эмоционального интеллекта управленца на успех проекта. Вектор экономики, 12(30), 36.

Awasthi, В. (2002). Role of sex, IQ and SES in developing achievement motivation. Psycholingua, 32(2), 107-112.

Elison, J., & Partridge, J. A. (2012). Shame coping, fear of failure, and perfectionism in college athletes. Journal of Sport Behavior, 35(1), 19-39.

Sheaffer, Z., Levy, S., & Navot, E. (2017). Fears, discrimination and perceived workplace promotion. Baltic Journal of Management, 13(1), 2-19.

Yilmaz, H. (2018). Fear of success and life satisfaction in terms of self-efficacy. Universal Journal of Educational Research, 6(6), 1278-1285.

References

Altunina, I. R. (2006). The development of motives and motivation of social behavior in children of preschool and primary school age. Psychological Science and Education, 2(11), 5—15.

Anisimova, O. A. (2017). The study of the relationship between value orientations and motivation to achieve success in the personality structure of the subject of pedagogical activity. In Teacher and time. Materials of the XII International scientific andpractical conference dedicated to the memory ofA.E. Kondratenkov (pp. 21-31). Smolensk State University.

Awasthi, B. (2002). Role of sex, IQ and SES in developing achievement motivation. Psycholingua, 32(2), 107-112.

Bendas, Т. V. (2006). Gender psychology: A textbook. Peter.

Busarova, O. R. (2011). Some features of the lifestyle of students with high motivation to avoid failure. Psychology and Law, 1(4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chekan, M. V. (2018). The influence of the emotional intelligence of the manager on the success of the project.

Economy vector, 12(30), 36.

Elison, J., & Partridge, J. A. (2012). Shame coping, fear of failure, and perfectionism in college athletes. Journal of Sport Behavior, 55(1), 19-39.

Garbuzova, V. A., & Balashova, О. V. (2016). The fear of success and the reasons for its occurrence. In University science: conditions for the effectiveness of socio-economic and cultural development of the region. Proceedings of the International Scientific Conference (pp. 63-66). Leningrad State University named after A. S. Pushkin.

Gerasimenko, T. S. (2019). The motives for achieving success and avoiding failures in personal development. In Russian Science: purposes and objectives. Collection ofscientific papers based on the materials ofthe XVIII International Scientific conference (pp. 13-15). NRC "L-Magazine".

Gordeeva, Т. O. (2006). Psychology of achievement motivation. Meaning.

Gvozdeva, D. I. (2009). The ideals of the lifestyle of the personality of graduate students of various specialties. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Southern Federal University.

Janerian, S. T. (1998). Methodological issues of studying the professional self-concept of personality. Psychological Bulletin of Rostov State University, 3,482—485.

Janerian, S. Т., & Afanasenko, I. V. (2005). I am a concept as a determinant of career strategy for men and women representatives of technonomic professions. North-Caucasian Psychological Bulletin, 3,180-186.

Magomed-Eminov, M. Sh. (1987). Achievement motivation: structure and mechanisms (PhD thesis). Moscow.

Raspopova, A. S. (2019). The relationship between perfectionism and school anxiety in adolescents practicing taekwondo. Issues of functional training in elite sports, 1, 160—167.

Rean, A. A., & Kolominsky, Ya. L. (1999). Social pedagogical psychology. Piter. (St. Petersburg).

Sheaffer, Z., Levy, S., & Navot, E. (2017). Fears, discrimination and perceived workplace promotion. Baltic Journal of Management, 13(1), 2-19.

Temkina, D. S., & Nevzorova, A.V. (2015). The study of the awareness of younger students of the causes of success and failure. In The implementation of second-generation standards at school: problems and prospects. Collection of scientific articles of the fifth All-Russian Internet conference (pp. 226-230). Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky.

Turkish, G. V. (1998). Fear of success: a psychological study of the phenomenon. Psychological Journal, 1(19), 37-46.

Yilmaz, H. (2018). Fear of success and life satisfaction in terms of self-efficacy. Universal Journal of Educational Research, 6(6), 1278-1285.

Zobnina, Т. V., & Kislyakova, L. P. (2019). The influence of self-esteem on the motivation of achievements of students -future teachers. Science symbol, 2, 87-89.

Об авторе:

Алина Сергеевна Мягкова, студент магистратуры, Южный федеральный университет (344038, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42), ORCID. myagkova@sfedu.ru

Поступила в редакцию 07.10.2023

Поступила после рецензирования 05.12.2023

Принята к публикации 06.12.2023

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

About the Author:

Alina Sergeevna Myagkova, master's student, Southern Federal University (105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, Russian Federation, 344038), ORCID. myagkova@sfedu.ru

Received 07.10.2023 Revised 05.12.2023 Accepted 06.12.2023

Conflict of interest statement

The author do not have any conflict of interest.

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.