УДК 159.923.378
ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПРОФЕССИОНАЛА: АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
© 2009 г. М.В. Сокольская
Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 4 7, root@ffestu.khv. ru
Far Eastern State University of Railway Transport, 680021, Khabarovsk, SerishevSt., 47, root@festu.khv.ru
Анализируется состояние здоровья работающего населения нашей страны, отношение к собственному здоровью людей, а также усилия учёных, специалистов по формированию здорового образа жизни для изменения сложившейся ситуации. Отмечая их многоаспектность и глубину, но вместе с тем методологическую и категориальную неоднозначность, автор предлагает к рассмотрению профессионально ориентированную концепцию личностного здоровья человека.
Ключевые слова: здоровье, состояние и отношение к здоровью, уровневая структура, личностное здоровье, субъективное благополучие.
The author motivates the actual development of this problem and analysis the state of health of working people our country, attitude to own health of people, efforts of scientists and specialists for forming of sound mode of life, that is changed the established situation. The author marks the many-sided and depth, methodological and categorical ambiguity of this problem and offers the concept ofpersonally health of man.
Keywords: a health, a state of health, an attitude to health, a level structure, a personally health, a subjective well-being.
Проблематика здоровья в последние годы все чаще признается одной из приоритетных областей научного познания и оказывается в фокусе комплексного изучения. Здоровье рассматривается как сложное, многофакторное явление, определяющее репродуктивные и созидательные возможности и отдельных субъектов, и целых сообществ. В укрупненном масштабе здоровье выступает в качестве фундаментальной проблемы человечества, актуальной на любом этапе его биосоциальной и духовной эволюции. В то же время в условиях нарастающего системного кризиса, который переживает современное российское общество, становится очевидным социальное значение этого феномена; признается, что здоровье населения является столь же значимой детерминантой полноценного социального развития, как и политическая стабильность общества, его процветание и экономический рост. Такое исключительное положение делает здоровье не только сферой междисциплинарных научных исследований, но и приоритетной областью национальной политики [1].
В связи с этим особую обеспокоенность вызывает здоровье работающего населения трудоспособного возраста. В последние годы потери лиц этого возраста опережают другие виды потерь населения. Прогнозируется, что данная тенденция сохранится и в ближайшие 10-15 лет, поэтому сохранение и развитие здорового трудового потенциала является сегодня актуальной проблемой.
Отечественные и зарубежные социологические опросы свидетельствуют, что среди всех сфер жизнедеятельности профессиональная оказывает самое сильное влияние на здоровье, главным образом ухудшая его. Негативное воздействие может быть
вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравми-рующими факторами и т.д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность.
Новым естественным явлением стала ситуация, когда в условиях возникновения и распространения реальной безработицы состояние здоровья является едва ли не основным фактором профотбора и профпригодности. Это приводит к тому, что экономически активное население в целях поддержания перед работодателем определенного профессионального имиджа резко ограничило обращаемость за помощью к специалистам.
Несмотря на актуальность проблемы поддержания здоровья, в большинстве случаев у работника не сформирована потребность в сохранении и укреплении здоровья. Исследования отношения населения к здоровью показывают, что только 30 % опрошенных оценивают свое состояние здоровья как «скорее хорошее, чем плохое» [2].
Пока есть здоровье, ценность его как средства жизнедеятельности и профессиональной деятельности нередко важнее, чем перспектива прожить продолжительную и полноценную жизнь, но ухудшение здоровья, как правило, актуализирует его как самое ценное для человека.
Специалисты по формированию здорового образа жизни отмечают, что «классические» прописи здорового образа жизни в российских условиях недостаточно эффективны. В настоящее время отмечены благоприятные сдвиги в отношении ряда
факторов риска: потребляется меньше мяса и жира, что способствует снижению содержания холестерина в крови; уменьшается суточная калорийность питания; сокращается доля лиц с избыточной массой тела; увеличивается двигательная активность значительной части населения, хотя потребление алкоголя и табака на душу населения осталось на прежнем уровне [3]. Казалось бы, вольно или невольно население стало вести более здоровый образ жизни, однако это мало сказалось на состоянии его здоровья. Б.Т. Величковский отмечает, что требуется иной подход к этой проблеме, заключающийся в повышении устойчивости всего организма к комплексу активных воздействий при адаптации к одному из них [4].
Анализ состояния здоровья трудоспособного населения характеризует не только социально-экономические проблемы нашего государства и общества, но и проблемы науки, в частности практической психологии, основная задача которой -здоровье и благополучие человека как субъекта жизнедеятельности не решается эффективно.
Приходится признать, что многие значимые аспекты проблематики здоровья сегодня исследованы явно недостаточно. Прежние концепции и объяснительные схемы, дающие ограниченное толкование феномена здоровья, сводящие все многообразие его проявлений к биологическим или психофизиологическим моделям, сегодня признаются не соответствующими современному уровню естественнонаучных и гуманитарных знаний о человеке [1, 5-7]. Поэтому предпринимаются определенные попытки восполнить образовавшийся пробел, выявить новые или мало изученные аспекты и измерения здоровья, связанные с фундаментальными проблемами человеческого существования. В частности, заметно возрастает научный интерес к проблеме социальной регуляции здоровья, его социокультурной и социально-психологической детерминации.
В результате научных поисков и открытий было выявлено, что психический аппарат человека наделен ресурсом, необходимым для осуществления продуктивной деятельности, социально приемлемого образа жизни и самоактуализации. В традиционных интерпретациях ключевой детерми-нантой и критерием психического здоровья остается жизнеспособность индивида, обеспеченная исправно функционирующим психическим аппаратом.
Целый ряд современных исследований раскрывает недостаточность критериального статуса «жизнеспособности» при оценке психического статуса человека, так как в ней не проявлен характер востребованности человеком своего психического потенциала. Так, К.А. Абульханова-Славская теоретически выделила два полярных способа вос-
производства жизни: жизнь как совокупность обстоятельств или как последовательность достижения целей [8]. В.И. Слободчиков утверждает, что жизнеспособное большинство может реализовать, по крайней мере, две возможности: или полностью совпадать со своей жизнедеятельностью (животный способ), или быть в отношении к ней (собственно человеческий способ), т.е. жизнеспособный индивид в определенном смысле тоже может быть «здоров» или «нездоров» [9].
Закономерно, что категориальная недостаточность психиатрии и лабораторно-экспериментальной психологии, постоянно пополняясь, компенсируется новыми понятиями: «личностное здоровье» [10, 11], «психологическое здоровье» [12], «эмоциональное здоровье» [13], «духовное здоровье» и «духовный кризис» [14], «душевное здоровье» [15], «биографический кризис», «энергетическая цена» [16, 17], которые вводились авторами в соответствии с потребностями психологической, психотерапевтической, социальной, медицинской практики.
Так, Р.А. Ахмеров считает возможным рассматривать потерю здоровья как энергетическую цену организма за неоптимальную жизненную программу и высказывает предположение, что инвалидность по психосоматической нозологии может быть следствием отсутствия успешной самореализации. Проблема биографических кризисов интерпретируется, прежде всего, как проблема вклада самого человека в провоцирование жизненного кризиса [17].
И.В. Дубровина, развивая идею ограниченности определения психического здоровья как жизнеспособности индивида, вводит термин «психологическое здоровье», которым, по её мнению, характеризуется личность в целом [12]. Как замечает Б.С. Братусь: «...человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач и т.п.) и, одновременно -личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.)». И тут же проблема-тизирует: «. если говорить о тенденциях современного общества, то надо признать, что для всё большего количества людей становится характерным именно этот диагноз: "психически здоров, но личностно болен"» [10, с. 17].
В силу того, что понять и оценить состояние здоровья человека как субъекта собственной жизни невозможно в отрыве от конкретной среды его жизнедеятельности, вне связи с целями и назначениями человека, внимание учёных-психологов уделяется изучению различных направлений субъ-
ектности личности, в частности профессиональной (субъект профессиональной деятельности). Выделяют, соответственно, и профессиональное здоровье субъекта [11, 18 и др.]. Соглашаясь в целом с необходимостью изучения этого аспекта здоровья человека, мы считаем, что выделение профессиональной деятельности из общего контекста жизнедеятельности человека не даёт целостной, взаимосвязанной картины психического здоровья профессионала и, соответственно, не позволяет достаточно эффективно использовать полученные научно-психологические результаты на практике, так как только профессиональной деятельностью жизнь человека и профессионала в том числе не ограничивается. Признавая, что профессиональная является доминирующим видом деятельности взрослого человека и во временном контексте, и в качественном, оказывая влияние на все стороны его существования, считаем, что рассматривать влияние профессиональной деятельности на здоровье человека необходимо в общем объеме его жизнедеятельности.
Как системообразующий фактор жизнедеятельности человека профессиональная деятельность позволяет удовлетворить разнообразные его потребности: от низших до высших, личностных и социальных, однако этот процесс характеризуется неравномерностью и слабой прогнозируемостью. В результате субъект труда может наряду с повышением своего профессионального уровня испытывать психоэмоциональное напряжение, что в итоге способствует снижению профессионализма, ведёт к профессиональным заболеваниям и деформациям.
Профессиональная деятельность оказывает более мощное (де)-формирующие воздействие на личность работника по сравнению с непрофессиональными видами деятельности и приводит к неслучайным, но закономерным различиям в профессиональных типах личности. На личностном уровне профессионализация представлена теми изменениями, которые характерны для человека при овладении им профессиями и специальностями. Изменения эти многогранны, они затрагивают и духовный мир человека, и нередко его внешний облик, зачастую влияют на формы поведения, состояние здоровья и т.д.
Специалист, обладающий необходимыми профессионально важными качествами и требуемой квалификацией, будет потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если его здоровье не в порядке. Например, это деятельность практически всех категорий специалистов железнодорожного транспорта (оператор, поездной диспетчер, машинист локомотива).
Переход на рыночные отношения предъявляет новые требования к транспортному обслуживанию
потребителей. Это повышение надежности, обеспечение эффективности использования технических средств, точное соблюдение сроков доставки грузов, особые требования к технологической дисциплине и многое другое, что требует повышения профессионализма всех и особенно оперативных работников транспорта. Особую важность это приобретает в условиях использования автоматизированных систем управления.
Известны три основных направления повышения эффективности профессиональной деятельности во взаимодействии с техническими средствами. Первое - это техническое совершенствование различных устройств и систем; второе - разработка организационных мероприятий, инструкций, правил; и третье - всесторонний учёт и контроль индивидуальных психологических особенностей работников, выполняющих определённую профессиональную деятельность.
Проведенный нами сравнительный анализ ряда автоматизированных систем управления позволил установить: до 50 % отказов в АСУ связано с человеческим фактором; 80 % катастроф в авиации и 64 % аварий на морском флоте по мировой статистике являются результатом ошибок, допущенных в работе летчиками и моряками; 86 % проездов запрещающих сигналов на железнодорожном транспорте происходит по вине машинистов.
Экспертное исследование причинной связи различного рода потерь, браков, аварий и крушений по оперативному персоналу хозяйства перевозок определило процентное соотношение факторов, влияющих на снижение эффективности: ошибки оперативного персонала хозяйства перевозок - 48,6 %; недостатки в техническом оснащении - 30,0; недостатки в организации процесса перевозок -21,4 %.
Одним из практических путей совершенствования деятельности оператора в сложных условиях протекания производственных процессов является обеспечение компетентности и надёжности его деятельности.
Традиционным в мировой практике путём решения подобных задач, связанных с повышением надежности работы человека, является профессиональный отбор кандидатов на данную работу по их психологическим и психофизиологическим характеристикам, но явно недостаточное внимание уделяется психологическому сопровождению работника на всём протяжении его профессионального пути.
Последние годы, несмотря на значительное падение объемов перевозок, акцентировали данную проблему: возросли требования к вопросам безопасности перевозок, а значит и повышены требования непосредственно к оператору; внедрение новой техники, пересмотр (увеличение) длин дис-
петчерских участков, перенос стыков, привели к усложнению деятельности и поездного диспетчера, и машиниста локомотива; вопросы экономики перешли на первый план, следовательно, и ответственность за возможные потери вновь лежит на поездных диспетчерах; появился больший выбор среди кадровых ресурсов отделений дорог, а значит, конкуренция между конкретными людьми, по использованию которых необходимо принимать решение и прогнозировать успех будущей деятельности нередко до начала обучения таковой.
Совершенствование оперативного управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте может быть достигнуто на основе профессионального психологического сопровождения деятельности поездных диспетчеров с целью сохранения и приумножения личностного и трудового потенциала профессионалов.
Отмечается острый дефицит работ, посвященных психологическому анализу проблем профессиональной деятельности операторов на предприятиях железнодорожного транспорта, возможно, из-за относительной закрытости предприятий железнодорожного транспорта, конфиденциальности информации. Между тем в службах управления персоналом, в психологических лаборатории-ях, созданных на предприятиях железнодорожной отрасли, в отраслевых психологических центрах (Санкт-Петербург, Москва) накоплен достаточный методический, теоретический и эмпирический материал, позволяющий приступить к решению проблемы, связанной с психологическим сопровождением профессиональной деятельности операторов.
Подтверждением актуальности, своевременности и обоснования работы в данном направлении являются разработанные в 2008 г. в ОАО «РЖД» «Корпоративные требования к знаниям, умениям и навыкам специалиста со средним и высшим профессиональным образованием» по всем железнодорожным специальностям в целях дальнейшей реализации функциональной «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» и обеспечения компании специалистами, прошедшими основную и дополнительную подготовку в вузах и техникумах железнодорожного транспорта и способными обеспечить развитие ОАО «РЖД» в части повышения конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг; оснащение железных дорог высокоэффективной техникой и внедрение современных технологий.
Таким образом, признавая особую актуальность изучения здоровья человека в свете современной науки и практики и отмечая недостаточную разработанность этой проблематики в психологии - методологическую неоднозначность и, как следствие, категориальную, которая не позволяет достаточно эффективно использовать разработки в области
психологии здоровья в практической деятельности, была определена цель настоящего исследования: разработать профессионально ориентированную концепцию личностного здоровья человека, раскрыв одновременно и содержательную сущность личностного здоровья и как психологического явления, и как процесса; выявить его характерологические особенности и показатели на примере операторов железнодорожного транспорта -поездных диспетчеров и машинистов локомотива [19].
Поскольку в соответствии с принципами системности и иерархичности человек является сложной, многоуровневой, динамичной, саморазвивающейся системой, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования, можно говорить и об уровневой структуре здоровья человека, на каждом из которых существуют определенные критерии здоровья-нездоровья и свои особые закономерности протекания [10], то допустимо выделить уровень личностного здоровья в структуре здоровья человека в качестве целостной, динамической характеристики личности. Сущность здоровья на каждом уровне соотносится с целостностью - внутренним единством выделенного уровня.
Мы предлагаем следующее понимание личностного здоровья: это целостная, динамическая характеристика личности, которая обусловлена социальной (в противовес асоциальной) субъектной активностью личности и проявляется в субъективном благополучии в рамках своей принадлежности к определенному социокультурному и профессиональному сообществу [19].
С позиции системного подхода к личности [2022, 10 и др.] механизм взаимодействия уровней здоровья будет следующим. На основании представления об иерархичном строении человека, обусловливающем интегрирующий характер воздействия высших уровней здоровья, можно говорить о том, что они позволяют качественно преобразовать всю организацию здоровья человека. Каждый последующий, более высокий уровень, «надстраива-ясь» над предыдущим, не включает его в себя, не «снимает» своим формированием необходимость нижележащего, но, используя его в качестве основы своего функционирования, обогащает (или снижает) его потенциал, «ориентирует движение» нижележащих уровней, превращает их в орудие, инструмент. Вероятно, в этом и заключается функция каждого последующего уровня по отношению к предыдущим. В таком представлении своеобразно раскрывается идея целостности как сущностной характеристики здоровья: целостность каждого предшествующего «измерения» человека - не только показатель здоровья этого уровня, но и не-
обходимое условие «надстройки» последующих. Тогда можно говорить о целостности определенного «измерения» человека в аспекте функции соответствующего уровня здоровья по отношению к вышележащему [10].
При рассмотрении проблемы критериев психического здоровья личности (согласно терминологии, принятой в теориях личности) обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается, в первую очередь, субъективное благополучие личности, но если мы говорим о здоровье личности в контексте человеческого сообщества, то, безусловно, необходимо учитывать направленность личности, ведь и асоциальная личность вполне может чувствовать себя благополучной и быть удовлетворена собственной жизнью.
Субъективное благополучие в качестве критерия личностного здоровья представляет собой интегральное психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе. Высокий уровень субъективного благополучия определяет выбор эффективных стратегий решения жизненных проблем и способствует сохранению личностного здоровья человека.
Субъективное благополучие можно рассматривать и как оптимальную саморегуляцию, выражающуюся в переживании внутренней гармонии (верность себе, соответствие желаний и возможностей, ощущение сообразности целей и средств, свобода от тревоги, психоэнергетический баланс).
В силу того, что субъектную активность человек развивает как автор своих усилий, определяя для себя меру субъектной включенности и собственного творчества, данная активность не только реализуется субъектом в результате его деятельности, но и преобразует человека - это творение человеком самого себя. Её сущность представляет собой индивидуализированный личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии со своей личностной позицией, её ценностями и предъявляемыми к ней требованиями, поэтому мы можем рассматривать субъектную активность в качестве необходимого условия личностного здоровья человека.
Учитывая необходимость психологического сопровождения профессионала, осуществляющего свою профессиональную деятельность в особых условиях, а также влияние этих условий, содержания и профиля на личностное здоровье профессионала, полагаем оптимальным осуществлять психологическое сопрово-
ждение непосредственно в процессе подготовки специалиста - в период профессионального обучения, так как именно на этом этапе формируется отношение и к профессии, и к себе как к специалисту, и к своему здоровью.
Почему именно на личностном уровне возможно и наиболее эффективно психологическое сопровождение в отношении сохранения и поддержания здоровья профессионала? Уместно привести в качестве обоснования нашей позиции понимание личности ведущими учёными в этой области. <(Личность соразмерна не деятельности и даже не жизненному пути, а целостному индивидуальному пространству и времени творимой им жизни», считает Л.И. Анцыферова. Она же говорит о том, что «...потребность в организованной целостности задаётся человеку обществом, в пространстве которого расположено чувственно-сверхчувственное бытие человека, его субъектность, его жизнь как личности» [21, с. 239]. В.Н. Мясищев считает, что личность - система субъективных отношений человека к обществу, другим людям, к миру труда, общечеловеческим ценностям, к себе [23].
Задачу учёного Л.И. Анцыферова видит в том, и мы с ней полностью согласны, «.чтобы выявить те жизнетворческие способности, психологические основания и механизмы, которые обеспечивают переход личности на более высокий уровень её субъектности и позволяют сделать жизнь более содержательной, продуктивной, значимой» [21, с. 224]. «Психологи обычно при изучении личности профессионала выделяют определённую иерархию свойств, требуемых профессией, но важно исследовать, какова закономерная реорганизация этой системы в процессе деятельности, требующей выдвижения на первый план то одного, то другого свойства личности» [21, с. 45].
Разрабатываемая профессионально ориентированная концепция личностного здоровья позволит выявить возможности диагностики, прогноза и управления личностным здоровьем на разных этапах профессионализации; разработать основы для планирования действий, направленных на укрепление личностного здоровья профессионала на различных этапах профессионализации; адресно направить внимание специалистов на компоненты, способствующие поддержанию и сохранению личностного здоровья профессионала; разработать программы психологического сопровождения в зависимости от особенностей профессиональной деятельности и от этапа профессионализации.
Литература
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие. М., 2001. 352 с.
2. Кицул И.С. Мнение пациентов о состоянии своего здоровья и результатах оказанной медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1998. № 4. С. 7-8.
3. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. М., 2000. 192 с.
4. Величковский Б.Т. Стратегия медицины в охране здоровья населения на пороге XXI века // Вестн. РАМН. 2000. № 9. С. 51-55.
5. Вутулкас Д. Новая модель здоровья и болезни. М., 1997. С. 33-41.
6. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991. 304 с.
7. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 12-30.
8. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
9. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопр. психологии. 2001. № 4. С. 91-105.
Поступила в редакцию
10. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 304 с.
11. АнаньевВ.А. Психология здоровья. СПб., 2006. 384 с.
12. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М., 1995. С. 8.
13. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения : дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2000.
14. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996. 400 с.
15. Даниленко О.И. Душевное здоровье в контексте культуры : автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2000.
16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. М., 1997. 380 с.
17. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
18. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с.
19. Сокольская М.В. Личностное здоровье профессионала. Хабаровск, 2008. 303 с.
20. Ломов Б.Ф. Системность в психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. М.; Воронеж, 1996. 384 с.
21. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е изд. испр. и доп. М., 2006. 512 с.
22. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. 416 с.
23. Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. Л., 1978.
23 декабря 2008 г.