Научная статья на тему 'Личностно-центрированный подход к предметной подготовке будущих специалистов в области информатизации образования'

Личностно-центрированный подход к предметной подготовке будущих специалистов в области информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / STUDENT-CENTERED LEARNING / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION EDUCATIONAL SPACE / MASTER'S PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюнина Е.А., Дорошенко Е.Г.

Рассматривается возможность реализации личностно-центрированного подхода в обучении будущих специалистов в области информатизации образования на основе совместной деятельности преподавателя и студентов по формированию информационного образовательного пространства изучаемой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюнина Е.А., Дорошенко Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT-CENTRED APPROACH TO SUBSTANTIVE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

In proceedings of the abstracts said about the possibility of the implementation of student centered approach in training of future specialists in the field of education Informatization on the basis of joint activity of teacher and students on the formation of information educational space of the training course.

Текст научной работы на тему «Личностно-центрированный подход к предметной подготовке будущих специалистов в области информатизации образования»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 378.048.2

ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Тюнина, Е. Г. Дорошенко

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: tunina_imfi@mail.ru

Рассматривается возможность реализации личностно-центрированного подхода в обучении будущих специалистов в области информатизации образования на основе совместной деятельности преподавателя и студентов по формированию информационного образовательного пространства изучаемой дисциплины.

Личностно-центрированное обучение, информатизация образования, информационное образовательное пространство, магистерская подготовка.

STUDENT-CENTRED APPROACH TO SUBSTANTIVE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

E. A. Tyunina, E. G. Doroshenko

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: tunina_imfi@mail.ru

In proceedings of the abstracts said about the possibility of the implementation of student centered approach in training of future specialists in the field of education Informatization on the basis of joint activity of teacher and students on the formation of information educational space of the training course.

Student-centered learning, informatization of education, information educational space, the master's program.

Информатизация образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, отрасль педагогической науки, ориентированной на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения образовательных проблем и задач в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Сегодня в числе главных векторов информатизации образовательного учреждения выступают следующие внешние факторы [1]:

- переориентация и перестроение школьного учебно-методического комплекса на использование ресурсов глобальных сетей;

- повышение педагогического присутствия в Интернете и включение педагогов в системное использование средств информатизации для организации обучения;

- встраивание информационного пространства учреждения в электронное пространство России и мира;

- повышение доступности образования, в том числе и через создание системы дистанционного обучения.

В этих условиях возрастает необходимость в специалистах нового уровня - организаторах управления процессами информатизации образовательного учреждения. Именно они должны решать задачи определения общей политики информатизации образовательного учреждения, задачи управления информационными образовательными потоками внутри учреждения и внешних связей с региональным и федеральным образовательными пространствами, задачи накопления, хранения, функционирования, распределения и доступа к образовательным ресурсам разного уровня.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

К основным принципам подготовки организатора информатизации можно отнести [2]:

Принцип опережающего характера подготовки - постоянное обновление структуры и содержания подготовки в соответствии с динамикой процессов информатизации общества и образования, развитием информационных систем и технологий;

Принцип исследовательского характера процесса обучения - взаимосвязь учебных дисциплин с приоритетными направлениями исследований в конкретной области, с решением актуальных проблем информатизации образования на настоящем этапе.

Принцип открытости образовательной системы - использование распределенного информационного ресурса локальных и глобальных сетей, обеспечивающих возможность непрерывного самообразования педагогов и обучаемых в области информационно-коммуникационных технологий и новых способов педагогического взаимодействия.

Обязательным условием организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Процесс накопления опыта сетевого взаимодействия в электронной образовательной среде имеет особое значение для будущих специалистов в области информатизации образования, поскольку сопровождается очень важными профессиональными феноменами: происходит присвоение технологических решений для реализации образовательных целей; формируются представления о проективности и открытости электронной образовательной среды, что проявляется в возможности её реконструкции в соответствии с педагогическими потребностями и запросами обучающихся.

Потенциальный контингент обучающихся по магистерской программе «Информатизация образования» состоит в основном, из педагогических работников образовательных учреждений и специалистов, имеющих инженерное образование в области информатики и ИКТ, работающих в сфере образования. Перед специалистами-практиками в области информатизации образования стоит широкий круг постоянно изменяющихся задач, зачастую специфических для данного образовательного учреждения.

Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно центрированного обучения, т. е. выстраивание индивидуальной траектории изучения дисциплины в зависимости от актуальных профессиональных потребностей магистранта. В среде, центрированной вокруг личности, происходит диалог преподавателя и студента как полноправных субъектов взаимодействия [3].

Творческое участие магистранта в своем образовании может выражаться в его включении в процесс формирования электронной образовательной среды изучаемой дисциплины. Знания в области методологии информатизации образования, предлагаемые преподавателем, в такой среде дополняются и конкретизируются описанием профессионального опыта магистрантов в решении актуальных задач информатизации образования.

Индивидуальная траектория обучения при таком подходе формируется через последовательность решения актуальных для магистранта профессиональных задач, с использованием теоретических моделей, методов и технологий, составляющих основу изучаемой дисциплины.

Магистранты, не имеющие профессионального опыта, обучаются в соответствии с базовым сценарием, используя для выполнения заданий знания и опыт членов сообщества профессионалов, сформированного «вокруг» дисциплины.

Таким образом, использование личностно-центрированного подхода в обучении, дистанционных образовательных технологий и моделей электронного обучения позволит согласовать личностные потребности обучаемых с целями и задачами освоения магистерской программы.

Библиографические ссылки

1. Шапиро К. В. Слагаемые информатизации сегодня. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=3913&showentry=5872 (дата обращения: 15.09.2016).

2. Яковлева Т. А., Дорошенко Е. Г. Магистерская подготовка педагогических кадров информатизации образования как ответ на вызовы современности // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им.

B. П. Астафьева. 2014. № 4(30). С. 96-100.

3. Пак Н. И., Дорошенко Е. Г., Хегай Л. Б. О необходимости и возможности организации личностно центрированного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2015. № 7.

C.16-23.

© Тюнина Е.А., Дорошенко Е. Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.