ДИДАКТИКА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Т.М. Ковалёва
Ключевые слова:
Дидактическое значение, личностно-ресурсная карта, индивидуальная образовательная программа, тьютор.
ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ в СОВРЕМЕННОЙ
дидактике
^атья посвящена роли личностно-ресурсного картирования в современном образовательном процессе. Разрабатываемые в статье идеи опираются на концепцию теоретического мышления Л.С.Выготского.
Содержание современного отечественного образования ориентировано сегодня, в первую очередь, на деятельностную концепцию (что видно и в текстах Федеральных государственных образовательных стандартов как начального, так и основного образования). Учебные предметы в этой концепции выстроены прежде всего как освоение общих способов деятельности, и, тем самым, предполагается использование различных интерактивных образовательных технологий, которые будут обеспечивать формирование субъекта деятельности. Субъективность же самого человеческого восприятия рассматривается при этом лишь как специфика освоения общего способа.
При построении учебных предметов в антропологическом подходе, который также сегодня становится все более актуальным в российском образовании [3], наоборот, опыт собственного индивидуального (субъективного) освоения становится ведущим, а общие культурные формы освоения - «фоновыми».
Чтобы представить теперь эти две различные стратегии (формирование субъектности и становление субъективности) как две стороны единого процесса развития человека и его образования в контексте антропологического подхода, обратимся к идее опосредствования Л.С.Выготского [1]. Идея опосредствования является, на наш взгляд, ключевой идеей во всей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, так как, именно опираясь на нее, в дальнейшем строится весь логический анализ взаимосвязи высших и низших психических функций, рассматриваются психологические механизмы превращения натуральной психики в культурную. В качестве универсального психологического средства для реализации идеи опосредствования Л.С.Выготский рассматривает знак.
Переходя в дидактическую действительность, можно интерпретировать психологические тезисы Л. С. Выготского следующим образом. Учебные предметы должны быть выстроены и как формирующие общие способы деятельности (и тем самым фактически формирующие «орудийную сторону» знания), и в то же время как формирующие знаковую деятельность, то есть связанную, прежде всего, с личностными смыслами учащихся. В качестве основного средства, объединяющего и орудийную, и знаковую функции, Выготский рассматривал слово (оно и является стержневым средством всей теории обучения). Его ученики - психологи и дидакты (например, многие авторы системы «Развивающее обучение»- С.Ю. Курганов, В.С. Левин, З.Н. Новлянская, В.В. Репкин и др.) выстраивали учебные предметы и разрабатывали различные образовательные технологии, пытаясь совместить в них развитие не только внешней, но и внутренне-смысловой функции слова - «Свободное сочинительство», «Ассоциативное письмо» [4].
Нам представляется, что именно в этом контексте в качестве принципиально новой образовательной технологии в современной дидактике может выступить особое использование дидактического средства - карты, также объединяющей и орудийную, и знаковую функции, и в то же время адекватной современному пониманию открытости образования, вариативности его различных форм и расширения границ самого процесса обучения. В отличие от многих других подобных дидактических средств (рисунков, чертежей, таблиц и др.) карта имеет три присущих именно ей характеристики: топика (наличие различных объектов с использованием их условных обозначений), направлен-
дидактика как основа создания новой образовательной практики I
ность (центральное и удаленное от центра положение объектов), масштаб (указание на соразмерность или несоразмерность объектов).
Как мы уже указывали ранее, на примере карты мы можем выделить две функции: орудийную и знаковую. Орудийная функция карты позволяет приспособить окружающий мир к интересам человека и помогает человеку «вписаться» в этот мир (политические, географические, исторические и другие карты). Но карта может стать и личностно значимым психологическим средством, позволяющим человеку увидеть себя и свое действие по-новому: в другом масштабе и в другом контексте.
Таким образом, в данном случае карта так же, как и слово начинает выступать в качестве обобщения для человека, так как через нее он может видеть место своего действия в более широком контексте, видеть его частичность относительно Целого, понимать специфику собственного действия в мире Общего.
Относясь к процессу построения личностно-ресурсных (антропных) карт как к новой образовательной технологии и важному дидактическому средству, реализующему идею опосредствования и осуществляющему переход от низших к высшим психическим функциям (а тем самым задающим шаг развития человека), мы рассматриваем в системе современного образования работу с ресурсной картой как принципиально значимый момент на всех ступенях школьного обучения.
Таким образом, картирование (работа с картой) может стать современной образовательной технологией совместной работы педагога и учащегося, отражающей возможные направления индивидуального образовательного движения школьника, пространство его самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды. Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.). Наиболее полный спектр образовательных задач, возможностей и векторов движения может быть представлен в личностно-ресурсной карте [2].
Осуществлять такую целенаправленную работу со школьником по построению ресурсных карт его собственного образования можно как в рамках специально спроектированных новых учебных предметов (например, в ходе реализации нового стандарта предполагалась разработка учебного предмета «Индивидуальный проект»), так и в процессе тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ школьников.
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) - это метод, предполагающий выявление образователь-
ного запроса (интереса) тьюторанта, организацию проектирования действий по его реализации, помощь в поиске ресурсов, содействие в реализации проекта его собственного образовательного движения в социокультурной образовательной среде: организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании (из проекта профессионального стандарта тьюторской деятельности).
Эта работа стала возможной начиная с 2008 года, когда в реестре педагогических профессий была официально утверждена профессия тьютора как педагога, сопровождающего индивидуальные образовательные программы учащихся. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725 соответственно) были утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых была закреплена и должность «тьютора» как педагога, сопровождающего процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного профессионального образования.
Необходимо сразу же различить позицию и профессию тьютора. Сегодня в образовательных учреждениях после утверждения профессиональных квалификационных групп должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в числе которых закреплена и должность «тьютор», существуют реальные возможности для введения в школу отдельной педагогической профессиональной должности - тьютора.
Но речь также может идти и об осуществлении целей и решении задач тьюторского сопровождения уже существующими педагогами, психологами, классными руководителями, завучами или координаторами старшей школы. В этом случае правильнее будет говорить не о новой профессии тьютора, а о тьюторской компетентности, которой должен обладать педагог и психолог современной школы.
Выполнение каким-либо педагогом тьюторских функций осуществляется следующим образом: с одной стороны, обеспечивается координация всех многообразных структур, ставящих своей целью осуществление помощи ученику или студенту в осознанном выборе, а с другой стороны, обсуждаются проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников и студентов, создаются условия для реальной индивидуализации процесса обучения. Именно благодаря осуществлению тьюторских функций (в частности, и за счет совмест-
дидактика как основа создания новой образовательной практики I
ной работы по построению, а затем и реализации личностно-ресурсных карт), становятся возможны задачи мониторинга динамики процесса становления осознанности выбора у каждого школьника, а не просто фиксация его хаотичного движения во внешнем многообразии форм, например, предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Продуктом совместного действия при реализации технологии лич-ностно-ресурсного картирования на каждом из этапов работы тьютора и тьюторанта является заполнение определенной специально структурированной ресурсной карты как основы для последующей реализации индивидуального проекта, исследования или образовательной программы. Ресурсная карта применяется на всех ступенях тью-торского сопровождения в начальной, подростковой и старшей школе, а также в вузе и сфере дополнительного образования.
Таким образом, сегодня в условиях современного образования тьютор или педагог с тьюторской компетентностью может помочь ребенку в работе с личностно-ресурсной картой как основой для дальнейшего построения им своей собственной индивидуальной образовательной программы фактически на каждом этапе школьного обучения: в начальной школе - картирование своих познавательных интересов; в подростковой школе - картирование различных проектов и исследовательских работ; в старшей школе - картирование предпрофессиональных интересов.
В заключение можно сказать, что картирование, являясь, на наш взгляд, значимой сегодня образовательной технологией и не менее культурно значимым дидактическим средством, чем слово, имеет огромный потенциал в проведении дальнейших психолого-педагогических исследований, помогающих в реализации антропологического подхода в современном образовании.
Литература
1. Выготский Л.С.Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1984.
2. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // 12-ые Международные Чтения памяти Л.С.Выготского: Материалы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011).- М.: РГГУ 2011.
3. Розин В.М. Философия субъективности. - М.: АПК и ППРО, 2011.
4. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие.- Ижевск, ERGO, 2010.