Личностно-развивающее взаимодействие ребенка с ограниченными возможностями здоровья и педагога в условиях школы VIII вида
Кравчук О.А. учитель начальных классов Корж Л.И. учитель начальных классов Иванова В.М. учитель-логопед Хорева М.А. педагог-психолог ГБС(К)ОУ школа-интернат VIIIвида пос. Паркового Краснодарского края,
Россия
Аннотация: Целью статьи является стремление показать, что трудно представить современное обучение в школе без личностно-развивающего взаимодействия ребенка и педагога. Основные принципы сопровождения - взрослый открыт и доступен ребенку, приоритет интересов ребенка: «всегда на стороне ребенка». Задачей педагога (вместе с обучением и коррекционно-развивающей работой) является оказание каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление дополнительных сил в развитии личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого (учителя начальных классов, педагога-психолога учителя-логопеда) больших внутренних усилий, а иногда и перестройки взглядов на процесс воспитания и своей роли в нем.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, личностно-развивающее взаимодействие, взаимодействие педагогов.
Наше государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида пос. Паркового Краснодарского края являются приоритетными в организации образовательной среды детей с нарушениями интеллектуального развития. Ежегодно изменяется контингент учащихся, качественное своеобразие структуры дефекта, глубина основного дефекта, увеличивается количество учащихся, с осложненными формами умственной отсталости, и все это значительно осложняет включение и интегрирование детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Гарантом успешной адаптации, интеграции ребенка с отклонениями в развитии к обычным условиям жизни, может выступать мобилизация всех его возможностей, и обязательное создание условий для адекватного принятия его окружающим социумом. Это предполагает создание системы поддержки и помощи ребенку, системы сопровождения учащегося в процессе школьного обучения.
В течение нескольких лет обучение детей в ГБС(К)ОУ школе-интернате VIII вида пос. Паркового Краснодарского края начинается с подготовительного класса. В школу приходят дети 6,5-7 лет, мир которых был ограничен общением с членами семьи и близкими родственниками (они понимали потребности и желания ребенка даже без слов), и только отдельные дети посещали ранее группу детского сада и могут вступать в контакт с окружающими людьми. При этом у детей часто: отсутствует интерес к обучению, низкий уровень развития речи, они легко отвлекаются, быстро утомляются и нуждаются в постоянной помощи. Это определяет необходимость согласованности
усилий педагогов и специалистов школы. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества.
Совместная деятельность рассматривается нами как профессиональное общение учителя, педагога-психолога и учителя-логопеда, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая реализовать общую деятельность, ориентированную на единый результат.
Целью деятельности учителя подготовительного класса является формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Цель работы учителя-логопеда заключается в оказание помощи учащимся, которые имеют нарушения в развитие письменной и устной речи, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями и обучении, а также развитие личности и формирование положительных личностных качеств.
Работа психолога заключается в коррекции и развитии высших психических функций, в активизации познавательных процессов учащихся.
Таким образом, когда учитель, учитель-логопед и педагог-психолог выделяют основные направления своей работы (учитель - обучение и развитие, логопед - развитие устной и письменной речи, психолог - активизацию познавательной деятельности) то, они смотрят на ученика как на полноправного участника совместной деятельности, создают условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности. Взрослый (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед) — это не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник ребенка.
В процессе работы педагогами применяются такие способы взаимодействия с детьми как признание прав и свобод ребенка, сотрудничество, сопереживание и поддержка, обсуждение, гибкое введение ограничений. Они направлены на то, чтобы обеспечить ребенку с ограниченными возможностями здоровья чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками.
Педагог выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей. Слова педагога не просто включены в контекст реальных действий, а имеют яркую интонационную окраску, сопровождают соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее самого педагога стимулируют активность ребенка. Взаимодействие педагога и ученика способствует тому, что ребенок получает опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Ребенок учится, уважать себя и других, чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок, быть искренним, брать на себя ответственность за свои поступки, думать самостоятельно (педагог не навязывает своего решения, а помогает ребенку). Адекватно выражать свои чувства, понимать других и сочувствовать им. Уважение к личности ребенка проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагогов. В повседневном общении они обращаются к каждому ученику по имени, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам, поддерживают стремление детей к самостоятельности, не прибегают к дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей. Педагоги откликаются на инициативу ребенка, его стремление получить поддержку, ласку, ведь пренебрежение к его переживанию может обидеть, зародить сомнение, что его любят и хотят помочь. Замечания (если они необходимы) являются деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребенка, и обязательно включают позитивное содержание.
Подводя итоги можно сказать, что взаимосвязь и преемственность применяемых учителем начальных классов, учителем-логопедом и педагогом-психологом приемов и методов по развитию личностно-развивающего взаимодействия с каждым ребенком позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения учащихся подготовительного класса. Учащиеся подготовительного класса не только вступают в контакт и взаимодействие с педагогами, но и с большим удовольствием работают и в парах - это позволяет развивать у них самостоятельность, инициативность, ответственность, чувства товарищества, готовность к взаимопомощи. Таким образом взаимодополняемость работы учителя начальных классов, учителя-логопеда и педагога-психолога, тесное их сотрудничество является необходимым условием развития навыков личностно-развивающего взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья и педагога в условиях школы VIII вида.