Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход основа формирования профессиональной компетенции'

Личностно-ориентированный подход основа формирования профессиональной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1492
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / PROFESSIONAL (BRANCH) COMPETENCES / MODEL OF BRANCH TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Марина Абрамовна, Зырянов Александр Анатольевич

Личностно-ориентированный подход занимает доминирующее место, как в высшем, так и в среднем профессио¬нальном образовании, которое ставит перед собой ряд приоритетных задач, направленных на решение вопросов, непосредственно связанных с практикоориентированными методами исследования данной образовательной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approach focused on the person the approach takes a dominating place, as in the higher, and on the average vocational training which puts before itself a number of the priority problems directed on the decision of questions, directly connected with the methods focused on practice of research of given educational structure.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход основа формирования профессиональной компетенции»

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ЗЫРЯНОВА М.А., ЗЫРЯНОВ А.А.

Личностно-ориентированный подход занимает доминирующее место, как в высшем, так и в среднем профессио-нальном образовании, которое ставит перед собой ряд приоритетных задач, направленных на решение вопросов, непосредственно связанных с практикоориентированными методами исследования данной образовательной структуры.

The approach focused on the person the approach takes a dominating place, as in the higher, and on the average vocational training which puts before itself a number of the priority problems directed on the decision of questions, directly connected with the methods focused on practice of research of given educational structure.

Основной целью формирования профессиональной компетентности студентов является повышение их конкурентоспособности, позволяющей наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности.

Под компетентностным подходом мы понимаем такую комплексную педагогическую единицу, которая ориентирована на потребности и возможности каждой личности.

Вслед за коллективом авторов во главе с Никитиной Н.Н., мы считаем, что основными характеристиками такого подхода являются субъективность, диалог, свобода, саморазвитие и рефлексия как форма самопроявления личности [2].

Востребованность в современной методике и педагогике личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективных причин, среди которых можно выделить следующие:

- динамичное развитие российского общества требует подготовки специалиста, способного самостоятельно решать широкий спектр профессиональных задач, обладающего творческими и исследовательскими способностями, стремящегося к постоянному личностному самосовершенствованию;

- анализ методической, психологической и педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов показал, что уровень квалификации не может определяться только знаниями и умениями, полученными в процессе обучения. Весьма существенную роль при этом играют индивидуально-психологические и социальнопсихологические качества личности, которые отражают ее мировоззренческие установки, ориентируют на выполнение определенных функций - всё это и многое другое и составляет основу профессиональной компетентности специалиста;

- современная профессиональная школа остро нуждается в «очеловечивании» отношений между студентами и преподавателями, в демократизации ее жизнедеятельности;

- личностный подход способен переориентировать внимание профессионального образования с овладения специальностью как процесса усвоения профессиональных знаний, умений и навыков на личностный потенциал специалиста. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую, опираясь на систему взаимосвязанных понятий и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучаемого, развития его неповторимой индивидуальности [1, с. 56].

Личностно-ориентированный подход понимается нами как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса, в рамках которого существует ряд педагогических и методических технологий, таких как целостное развитие личности (Л. В. Занков), развитие способов учебных действий (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), личностно-ориентированное развивающее обучение (К. С. Якиманская), личностно-ориентированный педагогический процесс (Р.Х. Шаймарда-

нов).

Основными условиями, обеспечивающими реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании, являются [3, с. 79]:

- наполненность содержания обучения жизненно важными для студентов проблемами;

- конгруэнтность личности педагога, т.е. способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям;

- принятие и понимание студента, безусловно, положительное отношение к нему;

- предоставление возможности свободного выбора и помощь студенту в выборе учебного материала и средств деятельности;

- опора на самоактуализацию личности, побуждение к выявлению и проявлению в процессе обучения ее внутреннего потенциала к личностному росту.

Как мы уже отмечали, становление личности занимает приоритетное место в среднем профессиональном образовании. Цели среднего профессионального образования связаны с формированием личности будущего работника, компетентного и ответственного, способного выполнять высокопрофессиональную работу.

Мы считаем, что реализация личностно-ориентированного подхода как профессиональной компетенции основывается на следующих концептуальных принципах:

- необходимо соблюдать приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого;

- технологии профессионального образования должны соотноситься с закономерностями профессионального становления личности;

- содержание профессионального образования должно определяться уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и будущей профессиональной деятельности;

- профессиональное образование должно иметь опережающий характер;

- организация учебно-пространственной среды должна обеспечивать действенность профессионального образовательного процесса;

- личностно-ориентированное профессиональное образование максимально должно быть обращено к индивидуальному опыту обучающегося, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

Динамика процесса профессионального развития личности на каждом этапе зависит от характера связи реально складывающейся учебной деятельности обучающихся с будущей профессиональной практикой. В случае их соответствия происходит эффективное преобразование структурных компонентов личности (прогрессивное развитие). При этом главным источником ресурсов педагогического процесса выступает собственная активная и осмысленная установка студента, так как именно он берет на себя задачу созидания себя как профессионала.

Таким образом, обучение, значимое для личности, связано с тем, как студент сам в соответствии с собственным решением изменяется в процессе обучения. Следовательно, мы можем утверждать, что центральным процессом личностно-ориентированного обучения является самопознание и активная внутренняя позиция. Создает себя каждый человек самостоятельно путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, стремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы.

В рамках же личностно-ориентированного подхода студент начинает оценивать свое учение с точки зрения того, отвечает оно его потребностям или нет. Появляется собственная внутренняя оценка как согласование с самим собой и со своей жизненной перспективой. В результате чего доминирующим фактором организации профессионального образования становится развитие личности обучаемого. Целью профессионального образования является развитие профессиональной компетентности обучаемого как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и социально-экономической самоактуализации.

В заключение важно отметить, что педагог, в процессе реализации личностно-ориентированного

подхода в свой педагогической деятельности, должен играть роль наставника и друга для студента; с целью не только обучения, но и воспитания в своем подопечном личностно-волевых качеств, которые являются залогом не только успешного карьерного и профессионального роста будущего специалиста, но и необходимым морально-психологическим фактором в процессе индивидуального развития молодого поколения.

Библиографический список:

1. Власова Т. А. Личностно-ориентированный подход как современная ориентация в педагогической деятельности: Сб. науч. материалов окр. науч.-практ. конф. «VI Знаменские чтения». -Ч. 1. - Сургут, 2007.

2. Никитина Н. Н., Железняков О., Петухова М. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов учреждений ср. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002.

3. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. -С. 16-21.

4. Тарасова С. Таранова Е. Становление специалиста: психолого-педагогический мониторинг // Высшее образование в России. - 2006. - № 2.

5. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, модель отраслевой подготовки.

Keywords: professional (branch) competences, model of branch training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.