Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход как условие формирования профессиональных компетенций в преподавании специальных дисциплин'

Личностно-ориентированный подход как условие формирования профессиональных компетенций в преподавании специальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КәСіБИ ЦүЗЫР-ЛЫЛЫқ / ТұЛГАЛЪЩ БАГДАРЛАНГАН ОқЫТУ / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / THE PERSONAL FOCUSED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л.И.

Использование идей и принципов личностно ориентированного обучения для формирования профессиональных компетенций студентов при изучении спецдисциплин. Формы и методы организации учебного процесса, используемые преподавателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход как условие формирования профессиональных компетенций в преподавании специальных дисциплин»

Л.И. Семенова,

преподаватель спегршлъных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»

He?i)?i свздер: кэаби цузыр-лыльщ, тулгалыц - багдарланган оцыту, мотивация.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, личност-но- ориентированное обучение, мотивация.

Keywords: professional competences, the personal focused training, motivation.

Вестник «Opjiey»-kst

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Ацдатпа

Арнайы пэщц окытуда студенттердщ кэа гт к кузы-рлыгын калыптастыру уш!н тулгальщ - багдарланган принциптерш жэне идеяларын колдану. Окытушымен колданылатын, оку УРД'С'Н уйымдастыру нысандары мен эд1 стерь

Аннотация

Использование идей и принципов личностно - ориентированного обучения для формирования профессиональных компетенций студентов при изучении спецдисциплин. Формы и методы организации учебного процесса, используемые преподавателем.

Annotation

Use of the ideas and principles of the personal focused training for formation of professional students of competence when studying special disciplines. The forms and methods of the organization of educational process used by the teacher.

S

В рамках модернизации казахстанского образования ^

серьезно обсуждается вопрос компетентностного подхо- § да в обучении.

ц С-

Государственный образовательный стандарт ТиПО ï5 предъявляет ряд требований к уровню подготовки з

специалистов: «обладание чувством профессиональной и

ответственности за результаты своего труда; готовность ~

решать поставленные задачи, требующие анализа ситу- В:

аций и выбора решений; готовность к самостоятельному g

овладению дополнительными знаниями в области про- —

•—

фессиональной деятельности; высокий уровень активно- =

сти, самостоятельности, профессиональной культуры», à

Именно эти качества специалиста сегодня являются кри- ~ териями профессиональной компетентности будущих rj

выпускников и частью социального заказа общества, н

Наряду с этим, в современном образовании обнаружива- S ется противоречие между востребованностью высокого щ

уровня владения профессиональными компетенциями Ь

и

со стороны студентов и невозможностью достижения q

такого уровня в рамках традиционного обучения. Одним {j

из оптимальных условий, способствующих решению ~

данной проблемы, является, на мой взгляд, использова- Z

ш

Вестник «6рлеу»-к51

ние идей и принципов личностио - ориентированного обучения для формирования профессиональных компетенций студентов.

Для обеспечения этих условий поставила перед собой следующие педагогические задачи:

• организовать учебно-воспитательный процесс на основе технологий личностно ориентированного обучения;

• использовать групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса с целью формирования коммуникативной культуры и опыта организации взаимодействия, совместной рефлексии и саморефлексии студентов;

• создать условия для развития операционного мышления, формирования и развития личных творческих качеств учащихся, как важного аспекта дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся.

По поводу интерпретации понятий «компетентность» и «компетенция» на сегодняшний день нет единой точки зрения ни в Казахстане, ни в Европе, как нет и четкого представления об их отличиях. К числу наиболее распространенных точек зрения на соотношение этих понятий можно отнести следующие:

• Компетенция - это способность при-^ менять знания, умения, навыки и личностные ~ качества для успешной деятельности в раз-< личных проблемных профессиональных ситуациях.

• Компетентность - это уровень владе-^ ния совокупностью компетенций, степень го— товности к применению компетенции в про-ЕЬ фессиональной деятельности.

Опираясь на эти трактовки, определила гт профессиональную компетентность как го-'■=. товность и способность специалиста при-Е нимать эффективные решения при осущест-=5 влении профессиональной деятельности на 5с основе имеющихся знаний [ 1 ].

При определении содержания общей ком-^ петентности я опираюсь, прежде всего, на ~ требования к уровню подготовки специали-§ стов, соответствующие требованиям ГОСО

% РК. ■—

В результате изучения дисциплины «Осно-— „

^ вы расчета строительных конструкции» сту-Н денты должны овладеть следующими компе-

тенциями:

• обладать знаниями по основам расчета различных элементов, общие принципы проектирования железобетонных, каменных, деревянных, металлических конструкций;

• выполнять расчеты на прочность, жесткость и устойчивость.

Изучение курса «Основы расчета строительных конструкций» позволяет студентам более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, приметать освоенные приемы в других предметных дисциплинах, подготовить себя к осознанному профессиональному труду. Действия студента из пассивного наблюдения в начале обучения преобразовываются в активно-познавательные на выпуске из колледжа, т.е. от умений просто скопировать действие преподавателя, студент приходит к потребности изучать новые методы расчета, конструирования элементов и их проектирования. Его компетентность проявляется в тот момент, когда он сам находит технологию для выполнения работы, выбирая из имеющихся у него навыков и умений.

Для организации учебно-воспитательного процесса, как основы формирования профессиональной компетентности студентов, использую комбинации известных педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение.

При такой организации образовательного процесса студенты:

• самостоятельно выбирают образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний и способов действий;

• накапливая знания, умения и навыки, творчески самореализуются;

• проводят исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализацию и обобщение);

• осуществляют целеполагание и планирование деятельности, прогнозирование [2].

Указанные технологии органично взаимосвязаны и интегрированы между собой. Они легко вписываются в учебный процесс и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравствен-

- Вестник «'

ному развитию студентов, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы и сотворчества.

В соответствии с поставленными целями и задачами определила преобладающие формы организации учебного пространства - парное взаимодействие, микрогрупповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие.

При изучении нового материала чаще всего использую фронтальную форму организации урока. На данном этапе студенты одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, вместе обсуждаем, сравниваем и обобщаем. Все это способствует установлению доверительных отношений, воспитывает в них чувство коллективизма, формирует устойчивые познавательные интересы, активизирует их деятельность. Фронтальная организация обучения сопровождается репродуктивными и творческими заданиями. Сложность заданий соотносится с реальными возможностями каждого студента, учитываются индивидуальные возможности. При этом на уроке создается атмосфера теплых отношений, у каждого появляется чувство сопричастности в общих достижениях коллектива.

Групповую форму работы использую при изучении, закреплении, повторении и систематизации учебного материала.

Индивидуальную форму организации учебной деятельности использую на всех этапах урока, при решении различных задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, и т.д. При данной форме организации работы каждый студент получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и его возможностями. Когда студент выполняют задание, контролирую ход его работы, помогаю в разрешении возникающих затруднений. Особое внимание уделяю более слабым ребятам. Такие студенты получают задания, содержащие в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие

___Ш

pjiey»-kst ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ им шаг за шагом решить определенную задачу.

Практика показала, что наиболее удачными типами уроков по формированию профессиональной компетентности являются:

• Деловая игра - создает большие возможности для повторения, закрепления, углубления знаний, т.е. умению приметать знания комплексно, в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность будущего специалиста. Например, в ходе деловой игры для выполнения задания по теме «Материалы для ЖБК» группа делится на звенья, в которых присутствуют конструкторы и проектировщики. Получив от преподавателя задание, «специалисты» работают над формой, размерами поперечного сечения, армированием, дают рекомендации по применению ЖБЭ в зависимости от назначения, характера работы под нагрузкой. Затем один из студентов по поручению звена защищает ответ. Таким образом, происходит общение, возрастает интерес к нестандартным путям решения задач, ответственность за выполнение задания каждого члена звена.

• При проведении в конце изучения курса «Каменные и армокаменные конструкции» конференции «Исследования работы арми- _ рованной и неармированной каменной клад- S ки» студентам предоставляется возможность <

проиграть различные должностные роли (ру- 5

<

ководителя предприятия - изготовителя, тех- синолога, эксперта). Эти роли распределяются О заранее совместно со студентами, обсуждает- — ся круг вопросов, форма проведения, обуча- ~ ющиеся сами предлагают свои собственные о дополнения. Моя роль, как преподавателя, с

Щ

минимальна, я выступаю координатором, на- s

правляю ход игры, выделяя в тематике конфе- и

ренции предметы обсуждения (Как работает ЕЕ

арматура в элементах с продольным армиро- 3

ванием? Какова эффективность поперечного о армирования кладки?)

• Урок-экскурсия - один из любимых w видов уроков. Он не только дает представле- -ние о предмете обучения, но и на практике У позволяет увидеть, оценить или исследовать rj конструкцию и условия работы конкретного ® сооружения. Студенты сталкиваются с реаль- -ными условиями производства и, активизи- § руя память по теоретическим знаниям, cono- ~

^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник «врлеу»-к81 ставляют их с увиденным. В ходе посещения тод.

со <

а.

из

Ш

и 2

и о

ребята ведут записи, а также фиксируют все возникающие вопросы, которые должны быть обсуждены после посещения. Поощряется использование фотоаппаратов, видеокамер и т. д, экскурсионный материал используется в последующем учебном процессе и во внеклассной работе — в качестве раздаточного материала для практических работ, для изготовления стендов, для размещения информации на сайте колледжа.

Уже стали традиционными уроки - экскурсии студентов строительного отделения проводимые на предприятиях нашего давнего социального партнера ТОО «БК-Строй». Это завод по производству сборного железобетона, кирпичный завод, строящиеся объекты предприятия.

Применение данной педагогической технологии обеспечивает быструю адаптацию студентов на предприятиях, высокую востребованность выпускников на рынке труда, высоко эффективна и способствует включению будущих выпускников в активную трудовую деятельность, формирует навыки закрепления на рабочем месте, поиска работы, адаптации в период производственной практики, а также профессионально значимые качества, позволяющие им быть конкурентоспособными [3].

• Урок- презентация - делает урок современным, занимательным, динамичным. Здесь учащиеся раскрывают свои творческие способности.

Урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде электронных презентаций:

• интегрированный урок:

• нестандартное применение изученного материала в различных предметных областях: КЗиС, технической механике, экономике;

• решение задач исследовательского характера;

• установление связи изучаемого программного материала со сведениями о различных профессиях.

Использование средств модульных технологий позволило расширить стандартные методы обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Объяснительно-иллюстративный ме-

В учебном процессе применяю экранные средства: видеофрагменты, схемы, иллюстрирование алгоритма расчета элементов и т.п. Составляю презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу. Применение электронных материалов на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, формировать компетентность обучающихся за счёт наглядности.

2. Исследовательско-поисковый метод ориентирован на активное применение средств ИКТ и Интернет-ресурсов. При проведении исследовательских работ на уроках студент выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Таким образом, применение исследовательско-поискового метода позволяет повышать уровень самостоятельности в добывании знаний и самооценки, и усилить практическую направленность обучения.

3. Методы контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

В системе контроля применяю задания на проверку понимания, умения применять знания по образцу и задания, требующие от студентов самостоятельной творческой деятельности. Перед началом изучения определенной темы студентам сообщается содержание изучаемого материала и планируемый уровень знаний и умений. Для проверки усвоения теоретического учебного материала использую различные типы заданий. Тесты для проверки уровня овладения теоретическим материалом систематизированы по темам, разработаны критерии оценивания.

Для подготовки к оценке уровня профессиональной подготовки применяю электронные версии вариантов заданий, набор тематических и итоговых тестов. Такая система контроля позволяет мне организовать образовательный мониторинг, выявить пробелы в знаниях у студентов, скорректировать работу по их ликвидации, а обучающимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлек-

Вестник «Opjiey»-kst

сию своей деятельности.

Учебный проект Одной из важнейших составляющих учебного процесса, завершающая изучение, является курсовое и дипломное проектирование.

В ходе проектирования закрепляются навыки самостоятельного подхода к решению инженерных задач, совершенствуются умения, полученные на практических занятиях, во время производственных практик. Темы курсовых проектов подбираются таким образом, чтобы они вместе с дипломным проектом составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных проектов, способствующих более глубокой проработке определенного объекта проектирования. Хочу отметить, что именно социально значимые и актуальные в повседневной жизни темы вызывают наибольший интерес у учащихся. К примеру, в КП по ОРСК, производя расчет плиты перекрытия или фундамента конкретного здания, учащийся понимает, что делает реальное дело, и поэтому не абстрактно, а осознанно приобретает новые знания, находит новую информацию. Такая деятельность развивает мотивацию учения, обучаемый понимает, для чего ему нужны знания и как их можно использовать в дальнейшей личной и производственной деятельности. Для приближения форм промежуточной аттестации по ОРСК к условиям будущей профессиональной деятельности предусматриваю такие формы контроля, как открытая защита проектных работ. При этом в качестве внешних экспертов привлекаются преподаватели смежных дисциплин, зав. отделением.

Так, уже в текущем учебном году наши студенты в рамках дипломного проектирования работают по темам, предложенным социальными партнерами. Эти темы найдут применение в реальной жизни города Костанай.

Анализируя результативность деятельности по формированию профессиональных компетенций студентов на основе личностно ориентированного обучения, можно сделать следующие выводы:

• наблюдается заметное повышение мотивированности обучения и, как следствие, качества знаний:

• студенты стали более активно заниматься исследовательской деятельностью в рамках студенческого научного общества;

• вырабатываются коммуникативные качества, презентативные умения и навыки;

• происходит изменение индивидуальных стратегий учебной деятельности и переход от заучивания формулировок к поиску проверяемых фактов через постановку вопросов, выдвижению предположений, их подтверждение или опровержение.

Работа по формированию профессиональных компетенций на основе личностно ориентированного обучения позволила мне повысить уровень технологической подготовки студентов к свободному владению методами расчета и конструирования строительных конструкций в учебной деятельности, повседневной жизни, достичь более высокого уровня интеллектуального развития, сформированное™ общеучебных умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Ростов н/Д: Изд-воРГПУ, 2000. -352 с.

2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании [Текст] Монография / Под общ. ред. A.A. Скамницкош. - М.: Среднее профессиональное образование, 2006. - 276 с.

3. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентиро-ваннош обучения [Текст] /В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1. - С.214-215.

4. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирован-ной парадигмы образования [Текст] / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. - № 2.

- С. 58-64.

5. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции: технология конструирования [Текст] / A.B. Хуторской//Народное образование. 2003.

- №5. - С. 55-61.

6. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская//М.: Педагогика, 2000. - 176с.

а?

<

CQ

С

Г) <

с, из О 3

2

w

из G си

W S ьг и w

У

С е=Г О

w 2 s

Щ

S «

и ©

С и

СI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.