Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся'

Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PERSONALITY-BASED APPROACH / INDIVIDUAL APPROACH / TEXT / PEDAGOGICAL INFLUENCE / PEDAGOGICAL INTERACTION / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишанова Оксана Геннадьевна

В статье обосновывается методологическая сущность концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся на общенаучном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality-Based Approach as a General Scientific Basis of the Students' Communicative Education Pedagogical Management Concept

The article proves the methodological essence of the students' communicative education pedagogical management concept at the general scientific level.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся»

УДК 371. 01 : 373 ББК 74. 200. 4 : 74. 214

Мишанова Оксана Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Mishanova Oksana Gennadievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian

Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции

педагогического управления коммуникативным образованием

обучающихся

Personality-Based Approach as a General Scientific Basis of the Students’ Communicative Education Pedagogical Management Concept

В статье обосновывается методологическая сущность концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся на общенаучном уровне.

The article proves the methodological essence of the students’ communicative education pedagogical management concept at the general scientific level.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, индивидуальный подход, текст, педагогическое воздействие, педагогическое взаимодействие, педагогическая поддержка.

Key words: personality-based approach, individual approach, text,

pedagogical influence, pedagogical interaction, pedagogical support.

Личностно ориентированный (гуманистический) подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно ориентированного подхода в педагогическом управлении коммуникативным образованием младших школьников. В последние годы личностно ориентированный подход завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов

настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в образовательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его одной из современных методологических стратегий в педагогической деятельности.

Актуальность личностно ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социальнотипичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, исследователи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.Е. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинченко, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс, Я. Корчак, С. Френе, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов XX века теории и практики личностно ориентированной педагогической деятельности. В настоящее время очень важно систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытаться расширить границы его использования.

Под личностно ориентированным подходом к педагогическому управлению коммуникативным образованием младших школьников мы понимаем методологическую ориентацию (стратегию) в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных культуросообразных понятий, правил, положений, идей, а также способов и действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности в творческом осуществлении речевой коммуникации.

По своей сущности данный подход, по мнению Е.Н. Степанова и др., противостоит ранее существовавшей в отечественной школе социоцентрической модели обучения и воспитания учащихся. Во-первых, личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере обучающегося, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у обучающихся социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в образовательном процессе, способствующее преобразованию субъект-субъектных отношений между педагогами и обучающимися [3]. Наиболее полно эти различия можно осмыслить посредством сравнительной характеристики личностно ориентированного и такого традиционного подхода, как индивидуальный (см. табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика личностно ориентированного и индивидуального подходов

Параметры сравнения Индивидуальный подход Личностно ориентированный подход

б. Теоретикометодологическая основа Идеи традиционной педагогической парадигмы Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии

7. Цель использования На основе учета индивидуальных особенностей обучающихся На основе выявления индивидуальных особенностей обучающегося содействовать

способствовать формированию ЗУНов и социально ценных качеств развитию его индивидуальности

8. Содержательные аспекты применения Когнитивный, практикооперационный, аксиологический компоненты содержания образования Субъектный опыт обучающегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития

9. Организационнодеятельностные отношенческие аспекты использования Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъект-субъектных помогающих отношений

10. Критерии анализа и оценки эффективности применения Основные критерии -обученность учащихся как сформированность ЗУНов и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей Главный критерий - развитость индивидуальности обучающегося, проявление его уникальных черт

Необходимо также уточнить компонентный состав личностно ориентированного подхода.

Первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности субъектов образовательного процесса. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой стратегии в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно ориентированного подхода, по мнению Е.Н. Степанова и др., должны быть отнесены следующие:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему коммуникативных возможностей и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении коммуникативной деятельности;

- Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, коммуникативное взаимодействие с другими людьми, проявляя отношение к окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей уникальности и коммуникативного творчества;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с общением, являющимся следствием успешного обучения (О.С. Газман, Т.В. Фролова и др.) [3].

Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности принципы личностно ориентированного подхода могут стать основой педагогического кредо учителя:

- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует

потребность в актуализации своих интеллектуальных,

коммуникативных, художественных, физических и других способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности обучающихся и педагогов, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

- Принцип субъективности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

- Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализации способностей обучающегося. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов осуществления культурно-речевой коммуникации.

- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в общении с другими людьми способствует формированию позитивной Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я».

- Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру образовательного процесса. Не внешние воздействия педагога, а внутренняя мотивация к позитивному общению детерминирует успех обучения ребенка.

И, наконец, третий компонент личностно ориентированного подхода -это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной стратегии способы педагогической деятельности.

Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской и др., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность; деятельностнотворческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление обучающемуся необходимого пространства, выбора содержания и способов учения и поведения [1].

Большинство педагогов-исследователей склонны включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы фасилитации и педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Использование личностно ориентированного подхода в коммуникативнообразовательном процессе, как полагает И.С. Якиманская и др. [5], невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики.

Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына и др. [2], справедливо считают метод создания успеха важнейшим средством личностно ориентированной педагогической деятельности.

Теоретические и методические разработки Т.В. Машаровой и др.[4] убеждают в целесообразности включения в технологический арсенал личностно ориентированного подхода методов создания для обучающихся ситуаций индивидуального и коллективного выбора. Исходя из описания основных компонентов личностно ориентированного подхода, его строение можно представить в виде следующей схемы.

Схема 1

Личностно ориентированный подход в образовании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Личностно ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических,

интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям и отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Перечислим некоторые педагогические технологии на основе личностноориентированного подхода: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С. и др.); технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К. и др.); гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А. и др.) и т.д.

Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек в его многообразной субъекности и субъективности, как учтены его особенности, каковы перспективы их развития. Отсюда - приоритет субъектно-смыслового обучения и воспитания по сравнению с информационным, направленность на формирование у детей субъектных картин мира в отличие от однозначных «программных» представлений.

Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно, на наш взгляд, моделировать и строить в соответствии с данной стратегией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности обучающегося.

Педагогическое воздействие осуществляется как раскрытие, демонстрация и передача личностного ценностного отношения педагога. И от

того, насколько ярко ему удастся выразить себя, зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание, ощущение радости, а, может быть, и гнева, недовольства и др.), его проявление в словах, мимике, поступках. Воздействие, педагогически и психологически верно осуществляемое, обеспечивает адекватное взаимодействие педагога с воспитанником, группой детей, коллективом класса.

От понятия педагогического воздействия перейдем к анализу педагогического взаимодействия, понимаемого как особой формы связи между участниками образовательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеет социально значимый характер.

Особенным воспитательным потенциалом располагает диалоговое взаимодействие. Оно обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, открытость, искренность, отсутствие предвзятости.

Таким образом, в современной школьной практике необходимо шагнуть на более высокую ступень в организации образовательного процесса, от информационного типа образования перейти к личностно ориентированному, которое, в большей мере, проецирует развитие, саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности учащегося. Решить ее - значит создать эффективные организационно-педагогические условия, в которых возможно реализовать педагогическое управление коммуникативным образованием младших школьников, и, прежде всего, создать благоприятный психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, способствующие эффективному образовательному процессу в целом и становлению коммуникативно-развитой языковой личности обучающихся в частности.

Библиографический список

1. Абрамова, Н.Т. Целостность и управление / Н.Т. Абрамова. - М.: «Наука», 2004. -

248 с.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2000. - 239 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000.

4. Шиянов, Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении: Учебник для студентов пед. вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Bibliography

1. Abramova, N.T. Integrity and Management / N.T. Abramova. - M.: Nauka, 2004. -

248 p.

2. Davydov, V.V. The Problems of Development Learning: The Experience of Theoretical and Experimental Psychological Research / V.V. Davydov. - M.: Pedagogics, 2000. - 239 p.

3. Shiyanov, E.N., Kotova I.B. Personality Development in Training Process: Textbook for Higher Pedagogical School Students / E.N. Shiyanov, I.B. Kotova. - M.: “Academy” Publishing Centre, 2002.

4. Zeer, E.F. Psichology of Personality Based Professional Education: Textbook / E.F. Zeer. - Yecaterinburg, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.