Научная статья на тему 'Личностно-ориентированные технологии'

Личностно-ориентированные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированные технологии»

Рафикова Е.С., Рафикова О.С.

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Индивидуальность рассматривается нами как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека

Индивидуальность — обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный

стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно - и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его

использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства) [7; с.19].

Личностно-ориентированные технологии

Обновление идеологии и содержания образования объективно требует его перевода на технологический уровень. Понятие «педагогическая технология » появилась не столь давно в педагогическом лексиконе. Его неоднозначное толкование связано с различными подходами к определению сущности данного явления. Можно выделить несколько таких подходов:

1) Процессуальный - педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса,

2) инструментальный - как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания,

3) личностный - как компонент педагогического мастерства учителя: умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определенной последовательности действий и процедур,

4) системный - как целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

Процессуальный подход наиболее точно отражает сущность данного феномена и распространяется на технологии разного уровня (от педагогических технологий, позволяющих выстроить целостный педагогический процесс, до тех, которые характеризуют системный способ построения отдельных элементов этого процесса: например технология целеполагания).

Очевидно, что даже традиционный педагогический процесс с трудом поддается технологизации, так как в нем большую роль играет случайность, незапланированные неожиданности: учителю необходимо быстро реагировать на них, быть готовым к импровизации, ситуативным действиям. То есть любая педагогическая технология должна быть достаточно гибкой, предусматривающей различные варианты возникающих педагогических ситуаций и адекватные им способы реагирования.

Если целью личностно ориентированного обучения является прежде всего развитие личностных структур и свойств, то возможно ли построение соответствующих им технологий обучения? В чем их сущность и специфика? Какие технологии можно считать личностно ориентированным?

Отмечая неоднозначность ответов на эти вопросы, можно констатировать, что большинство исследователей уверены, что такие технологии существуют.

Построение технологий обучения, адекватных его личностной направленности,требует прежде всего изменения способов деятельности и общения, характера взаимодействия между его субъектами, в процессе которых происходит самоутверждение личности, обретение личностного смысла анной деятельности , возникает потребность в саморазвитии.[5,с.24-25]

Литература

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос - пресс, 2002. - 207 с.

2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос - пресс, 2002. - 175с.

3. Классному руководителю о классном часе : Технология подготовки и проведения личностно - ориент. кл. часа / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 128с.

4. Как планировать работу / [Сост. О.А. Минич]. - Минск: Красико - Принт, 2004. - 125с. -(Деятельность классного руководителя).

5. Лушников И.Д. Основы педагогической антропологии в непрерывном образовании учителя: Учеб. - метод. пособие / И.Д. Лушников; Волог. ин-т развития образования, каф. педагогики. - Вологда, 2000. - 111с.

6. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения : Рекомендации для опытно - эксперимент. работы шк. / Нац. фонд подготовки кадров, ин-т новых технологий образования; под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2004. - 415с.

7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская; отв. ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2000. - 175с. - (Библиотека журнала «Директор школы»).

8. К юбилею И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002., - №1. - с.156-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.