ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Тойынбекова Р.Ж.
Тойынбекова Рахима Жаксылыковна - кандидат медицинских наук, кафедра внутренних болезней № 1, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: в настоящее время высшая медицинская школа должна обеспечить выпускникам интегрированную систему теоретических и клинических знаний, умений и навыков, помочь освоить высокие мировые медицинские технологии, сформировать способность к постоянному самосовершенствованию специалиста. Главным действующим лицом образовательного процесса в высшей школе выступает преподаватель, который должен обладать определенными профессионально-личностными характеристиками, от которых зависит качество образовательного процесса, и качество подготовки специалистов [1].
Ключевые слова: медицинское образование, компетенции, профессиональное развитие.
К профессии врача всегда предъявлялись повышенные моральные, гражданские и интеллектуальные требования, по сравнению с другими специальностями. От педагогической компетентности преподавателей высшей медицинской школы, его профессионально-личностных характеристик зависят и качество образовательного процесса, и качество подготовки будущих специалистов. Современное медицинское образование имеет компетентностный подход, который подразумевает смещение акцентов с совокупности знаний на способность выполнять определенные функции, используя знания [2]. В понятие компетенции входит способность человека действовать в соответствии со стандартами, а также характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе. Первый подход - «функциональный», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностный» - в фокусе качеств человека, обеспечивающие успех в работе [3, 4].
Цель исследования: Выявить наиболее ценные для обучающихся в медицинском вузе качества личности преподавателя на клинической кафедре.
Материалы и методы: Были анкетированы интерны 6, 7 курсов направления «Внутренние болезни» и студенты 4 курса, специальности «Общая медицина». В анкете оценивались критерии, такие как уважение и благоприятная атмосфера; вовлечение учащегося в процесс обучения, стимулирование самостоятельного обучения. Обучающимися оценивалось ответственное выполнение своих обязанностей преподавателями, в том числе проведение и качество обратной связи. Бакалавры и интерны оценивали возможность и степень вовлеченности в научные исследования.
Анализ результатов показал, что для бакалавров важное значение имеет уважительная и благоприятная среда, высок интерес и потребность к науке. Студенты 4 курса отметили важность наличия у преподавателя таких личных качеств, как благожелательность и искренность. С возрастанием курса важно ответственное отношение к своим обязанностям преподавателей. Для интернов важны черты характера преподавателя как принципиальность и способность к самосовершенствованию. Старшекурсники отметили важность наличия и
50
обязательность проведения регулярной объективной обратной связи. С возрастанием курса у обучающихся снижается потребность в занятиях научной деятельностью.
Таким образом, возросла роль педагогической компетентности и повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы в системе управления качеством профессиональной подготовки специалистов. У преподавателя медицинского вуза должно быть постоянное стремление к личностному росту, непрерывному образованию, постоянному повышению профессиональной квалификации. Педагогическая компетентность преподавателей медицинских вузов - один из основных факторов обеспечения качества обучения, необходимое условие его эффективности [5].
Список литературы
1. Лопанова Е.В. Теоретические и технологические основания совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза в условиях информатизации образования (на примере медицинского вуза): автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08/ Е.В. Лопанова. Омск. гос. мед. ун-т. М., 2015. 50 с.
2. Мещерякова М.А. Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / М.А. Мещерякова. М., 2006. 49 с.
3. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика, 2006. № 9. С. 55-60.
4. Андриянова Е.А., Носкова С.В. Компетентностная модель выпускника медицинского вуза // Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современном медицинском образовании. Сборник статей межрегион. науч.-практич. конференции. Саратов: Изд-во СГМУ, 2009.С. 9-8.
5. Турчина Ж.Е., Турчина Т.К., Нор О.В., Шарова О.Я. Формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и обучающихся института последипломного образования медицинского университета // Современные проблемы науки и образования, 2016. № 5. С. 52-63.