Территория науки, 2013.№4
Список литературы
1. Грибова Т.Л. Освоение учебного материала в условиях самообразования// Открытая школа, - 2003, - №6
2. Спивакова Е.А. Самообразование - эффективный способ профессионального роста педагога// Территория науки. 2013. № 2. С. 58-62
Полухина О.П.
ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА К СЕБЕ И К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ЦЕЛОМ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: личность, социальные отношения,
самоутверждение.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы личностной
позиции студентов в системе социальных взаимоотношений.
Keywords: personality, social relationships, self-assertion.
Abstract: This article discusses the personal position of students in the system of social relationships.
Категория «личность» - ведущая категория в психологии, выработанная для отображения социальной природы человека, самораскрывающаяся в контекстах социальных отношений, общения, предметной деятельности. В современной науке личность рассматривается как субъект социокультурной жизни, как носитель индивидуального начала.
В авторитарной справочной литературе под «личностью» понимают: 1) человеческий индивид, субъект отношений и
сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности [1].
Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее характеристики выделяется «отношение». В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как
«динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (Прангишвили) и др.
21
Территория науки, 2013.№4
Одними из первых в нашей стране понятие «отношение» ввели А.Ф. Лазурский и К.Д. Ушинский. Вопрос об отношениях личности получил дальнейшее развитие в исследованиях последователей Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, П.П. Блонского, В.В. Богословского, А.А. Бодалева, Н.И. Болдырева, Л.С. Выготского, Н.К. Гончарова, А.Г. Ковалева, Я.Л. Коломинского, Т.Е. Конниковой, Б.Т. Лихачева, Б.Ф. Ломова, А.А. Люблинской, А.С. Макаренко, В.С. Мерлина, Морено, А.В. Мудрика, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, А.В. Петровского, Н.Г. Огородникова, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, А.П. Сидельковского, Н.Е. Щурковой, В.А. Яковлева и других.
Согласно Б.Г. Ананьеву, многообразие связей (отношений) личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир [2].
А.Н. Леонтьев писал о том, что, личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается [3].
Б.И. Додонов, рассматривал личность как системное и поэтому «сверхчувственное» качество, носителем которого является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами, как компонент другой, более высокой системы, как «частицы» общества, функция которой не может быть оторвана от жизни последнего. В то же время личность отнюдь не такой компонент системы высшего ранга, каким, скажем, является винтик для машины.. .(О системе «личность» Б. И. Додонов) [4].
Б.С. Братусь говорит о личности как специфической, несводимой к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т. п.) конструкции, не являющейся самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл своего существования. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия (Смысловая сфера личности. Б. С. Братусь) [4].
Согласно В.Н. Мясищеву «отношения» человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами действительности, выражающейся в его действиях, решениях, переживаниях, образуются и формируются в процессе деятельности, «отношение» - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или
22
Территория науки, 2013.№4
потребности, именно поэтому «отношения», являются движущей силой развития личности [5].
М.Я. Басов определял структурную форму поведения как результат взаимоотношения личности, как активного деятеля с окружающей средой. Особенно большой вклад в развитие учений об отношениях внесли Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев и А.Г. Ковалев, которые отмечали, что каждое отношение тесно связано с другими отношениями и вместе с ними представляет систему отношений человека, различную в зависимости от того, какие стороны отношений выступают на первый план в связи с историческим опытом личности [4].
Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлин в отношениях личности устанавливают зависимость и связь между мотивами действия и целью, считая, что мотивы выполняют две основные функции: с одной стороны, они побуждают и направляют
деятельность, а с другой, смыслообразуют ее.
В современной науке под отношением, принято понимать психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности, интеграцию состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев) [6].
Согласно Мясищеву, личность в основном определяется как общественно-исторически обусловленное высшее, интегральное психическое образование, свойственное только человеку, как сознательный потенциальный регулятор его психической деятельности и поведения. «Личность - это система ее отношений, в которых она проявляется во всей полноте и целостности» (В.Н. Мясищев) [5]. В.Н. Мясищев развивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека как активного субъекта отношений, деятельности и познания.
Во всех подходах и взглядах на категорию «личность» прослеживается идея отношения личности, как важная в самоосуществлении и жизнедеятельности личности. Согласно В.Н. Мясищеву, «отношение» целостно, как и сама личность. Исследование личности является, в значительной степени, ее исследованием в ее отношениях. Развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с
действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Опыт осуществляется в форме накопления знаний, навыков, умений, отношений.
23
Территория науки, 2013.№4
В нашем исследования формирования личностной позиции студента-психолога в вузе, мы опирались на концепцию отношений личности, основной задачей, которой является исследование сознательной регуляции личности через ее отношения (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, К.Д. Ушинский), и рассматривали личностную позицию, как систему устойчивых взглядов и ценностных отношений личности к себе и к окружающему миру в целом. Мы учитывали основное положение психологии отношений, заключающееся в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней, целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности.
Согласно всем авторам, изучающим категорию «отношение», система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания и характеризуется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью.
Вслед за В.Н. Мясищевым, в нашем исследовании личностной позиции студента-психолога важнейшими видами отношений мы считаем потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, - направленность.
Сами отношения при этом, имея личностный характер, являются элементами, в которых реализуется личность в процессе ее деятельности. Человек как личность является не только сознательно преобразующим действительность, но и сознательно относящимся к ней.
На наш взгляд система высшего профессионального образования, отвечающая современным требованиям к росту компетентности будущих профессионалов, может быть спроектирована как источник формирования личностной позиции студента путем развития и расширения представлений и понятий студента об отношении к себе, включая самооценку, самоутверждение, самовоспитание, самообразование, физическое самосовершенствование,
самоактуализацию; отношение к людям, включая взаимоотношения с товарищами по учебе, друзьями по интересам, вузовскими
24
Территория науки, 2013.№4
преподавателями, учителями и родителями; к различным видам студенческой жизнедеятельности, включая отношения к учебной, трудовой, общественной, психолого-педагогической, физкультурноспортивной деятельности; к предметам действительности, включая отношение к памятным местам, природе, произведениям искусства, государственной, общественной и частной собственности; к информации, включая отношение к учебно-познавательной информации, информации из книг, периодики, средств вещания, зрелищных мероприятий и развлекательных программ, от других людей. В этой связи первостепенное значение приобретает задача общепсихологического исследования личностной обусловленности процесса формирования личностной позиции студента в вузе: ее психологической сущности и структуры, компонентного состава, как психологического конструкта, психолого-педагогических условий и факторов ее развития, практических возможностей моделирования и содержательно-технологического обеспечения. Решение этой проблемы позволит на основе научного подхода организовать обучение будущих профессионалов с учетом важности позитивных личностных изменений путем формирования системы устойчивых взглядов и ценностных отношений личности к себе и к окружающему миру в целом. Таким образом, проблема нашего исследования обусловлена противоречием между динамикой изменения представлений об образовании человека и личностной позицией будущего профессионала. Даная проблема связана с недостаточной изученностью важных аспектов развития личностной позиции студента. До сих пор развитие личностной позиции студента в вузе носит формальный характер и приводит к формированию неустойчивой, противоречивой системы смысло-жизненных отношений личности, ограничивает возможность самореализации, приводит к частичной потере эффективности учебнопрофессиональной деятельности.
Список литературы
1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад., ред. кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 2008 - 339 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 2005. - 304 с.
4. Личность и профессия: психологическая поддержка и
25
Территория науки, 2013.№4
сопровождение : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под. ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. -Воронеж: МОДЭК, 2005. - 356
6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. - М.: Флинт; Наука, 2008. - 168 с.
26