Научная статья на тему 'Личность в русской истории: программа спецкурса для 7-го класса'

Личность в русской истории: программа спецкурса для 7-го класса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность в русской истории: программа спецкурса для 7-го класса»

гии и т.п.? Или они будут находиться вместе с обычными детьми и перемещаться вместе с ними по кабинетной системе образовательного учреждения (среди их одноклассников окажется достаточное количество не совсем адекватных подростков, как в смысле воспитания, так и уровня обученности).

При этом подготовку кадров не решить за 1-2 года, т.к. на специальных дефектологических факультетах педагогических институтов их готовили 4 года, причём отдельно по каждому профилю заболевания ребёнка. Не очень понятно, как, например, учитель химии будет в одном классе успевать учесть особенности слабослышащего, слабовидящего и аутистического учеников. И в это же время работать с детьми вроде бы здоровыми, но лишёнными мотивации к учёбе и стремящимися превратить урок в цирк?

Литература

1. http://sch208uz.mskobr.ru/novosti/inkluzivnoe obrazovanie stanet real nost_yu_v_2016_godu/

Ключевые слова: инклюзивное образование, собственная некомпетентность, правильные управленческие решения

Keywords: inclusive education, own incompetence, the right management decisions

Федотова Т. М.

учитель начальных классов и основ православной культуры

ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ИСТОРИИ: ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ДЛЯ 7-ГО КЛАССА37

МОБУ СОШ № 5 г. Таганрог

"Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую землю... " ("Повесть временных лет")

В сознании русского человека красота неразрывно связана с правдой. От православия Россия приняла бесценный дар - этико-эстетический идеал, к ко-

37

Fedotova T. M. The personality in the Russian history: program of a special course for the 7th class.

торому она стремится всю свою нелегкую историю, то сбиваясь с праведного пути, то возвращаясь на него. Идеал этот - святость.

Пока человек не встретит нравственное, он не поймет, в чем безнравственное. Это аксиома православной этики. Если растущему человеку не помочь встретиться с эстетическим идеалом своего Отечества, он может во всю жизнь так и не научиться отличать прекрасное от уродливого, добро - от зла.А это необходимо для того, чтобы не потеряться в мире человеческих отношений, иметь дружную семью, близких людей, а, значит, быть счастливым. Эта способность лежит в основе представлений о том, каким должен быть человек.

Мыслящим людям нужна постоянная сверка, сравнение с тем, что тождественно их душе, что в ней находит отклик. Это качество позволяет человеку жить в соответствии со своими принципами, ценностями. Детям, особенно подросткам и юношам, которые еще не научились этому, особенно необходим образ, образец для подражания, без которого они не могут нормально развиваться.

В наше время подростки оказались оставлены один на один с глобальной ме-диаимперией развлечений, серьезно влияющей на их сознание. При этом многие родители не видят в этом проблемы. Так живут все, это дух времени, его современная особенность, культура, - считают они. И совершенно искренно думают, что ребенок должен быть адаптирован к тому обществу и той культуре, в которой он живет, иначе ему будет трудно в будущем.

В настоящее время задача курса состоит в необходимости объяснить подросткам, что самая лучшая адаптация к новой культуре, это усвоение родной культуры, культуры своих предков. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может полноценно существовать без стабильных и устойчивых представлений, которые являются фундаментом цельной и целостной личности.

Российскую историю, литературу, искусство трудно принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, к которым стремились наши предки.

Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности не тождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность, которая есть всего лишь отношение к чему-то, а способ ее применения личностью в определенных жизненных условиях. Мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, пере-

вода "доброты", как общественно одобряемого человеческого деяния, из плана значения в план личностного смысла.

Основное содержание предмета составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения. Цель курса — духовно-нравственное развитие и воспитание подростка на примерах жизни и деятельности великих людей, оставивших глубокий след в истории нашей страны. Задачи курса:

• приобщение подростков к традиционным нравственным ценностям, моральным нормам;

• ознакомление учеников с жизнью и деятельностью удивительных людей, показать их высокий нравственный потенциал, чистоту стремления к идеалу;

• привитие здорового эстетического вкуса как противоядия к влиянию извращенных форм современной вненациональной культуры;

• развитие у учащихся потребности в познании исторических ценностей, стимуляция интеллектуально-познавательной активности;

• создание внутренних, духовных условий для отзыва, отклика в сердцах детей на полученную информацию, готовности быть верными своему Отечеству и способности к защите его в годину испытаний;

• обеспечение понимания жертвенной любви («Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»).

Основные принципы:

• научность, доступность, наглядность;

• связь обучения с жизнью, обусловленная позицией "русские история и культура - не музейные экспонаты; каждый человек - звено в последовательной цепи поколений»;

• вариативность как возможность выбора материала для изучения, возможность расширения или, напротив, сужения темы.

Структура программы.

Программа состоит из 2-х разделов, соответствующих по времени двум полугодиям учебного года. Последовательность разделов логически обусловлена.

I раздел "Святые" вводит учеников в мир духовной истории нашего Отечества. Помогает раскрыть образ человека, увидевшего замысел Божий о

себе и воплотившего этот замысел в собственной жизни. Этот раздел способствует активизации внимания и интереса к предмету изучения, рождает множество проблемных вопросов, в которых содержится запрос на информацию, например: почему святые подвергались таким гонениям? что в православной (духовной) культуре было особенно ненавистно гонителям? почему с таким ожесточением уничтожались храмы и иконы? что хотели уничтожить вместе с культурным наследием Святой Руси? сумели ли уничтожить "это" (этико-эстетический идеал святости)? каков этот идеал?

II раздел «Подвижники» повествует о «героях своего времени», людях, положивших жизнь на алтарь служения народу, своей стране, беззаветно преданных Отечеству, не оставивших его в годину испытаний, верных долгу и истине. О людях сильных духом и крепких в вере. Наследие оных бережно хранится потомками, а жизнь их достойна подражанию.

Обучаясь по данной программе, дети могут узнать:

• в чем уникальность отечественной истории и культуры;

• роль человеческой личности в истории страны и народа;

• биографию и достижения великих людей эпохи;

• житие некоторых святых русской Церкви;

• историю монастырей и храмов России. Могут научиться:

• понимать смысл «жертвенной любви»;

• различать поступок «по совести» от предательства;

• соотносить поступки героев с личными жизненными ситуациями;

• поиску доброго примера для подражания.

Но самое главное, курс "Личность в русской истории" помогает растущему человеку обрести точку опоры и выстроить собственную систему ценностных координат (ниже представлен его тематический план).

Тематическое планирование курса

«Личность в русской истории»

№ / Дата проведения Темы уроков Кол - во часов / дата Художественно-педагогическая идея Основные понятия Домашнее задание

Раздел 1. Святые "... ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России..." П. Чаадаев

1. Роль личности в истории государства. Святые. Кто они? 1 «Где дух Господень, там - свобода» Ап. Павел Личность и общество, святость, наши небесные покровители Познакомиться с житием своего небесного покровителя.

2. Равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга 1 "...Христианство ... сотворило нашу великую, нашу святую Русь! Чудно, непостижимо! Целый народ, одним христианством созданный". П. Чаадаев Язычество, поиск истины, крещение, Священное писание, Евангелие Подготовить к сообщению интересные исторические факты, связанные с Крещением Руси (по указанным учителем источникам)

3. Мученики благоверные князья Борис и Глеб 1 «Уне есть мне единому умрети, нежели столику душ» (св. Борис) Жертвенная любовь, мученики Прочитать «Сказание о Борисе и Глебе», подготовить вопросы

4. Благоверный князь Александр Невский 1 «Если Бог за вас, кто против вас?» Ап. Павел Молитва, сила духа, сплочение, вера Подготовить материал об Александ-ро-Невской лавре

5. Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский 1 "... избрав однажды путь спасения, а не смерти, шли по нему, поверяя все свои дела евангельскими заповедями..." Д.Лихачев Святой, молитва, плач, смирение, прославление, монастыри. Подготовить презентацию фотографий о Свято-Троиц-ком Серафимо-Ди-веевском монастыре

6. Благоверный великий князь Димитрий Донской 1 "Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти русскую землю..." Повесть временных лет" Иго, великий князь, благословение, «символ русской воинской славы». Подготовить информацию о битве на поле Куликовом

7. Преподобный Андрей Рублев, иконописец 1 "Я повернул глаза зрачками в душу..." У.Шекспир Иконописец, монах, аскетизм, копия, список Сочинение размышление натему: "Икона - прообраз грядущего человечества"

8. Преподобный Дионисий Радонежский. Свято-Троицкая лавра 1 "... ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов,как в России..." П. Чаадаев Смутное время, игумен, служение, «Троицкие листки», подвиг, смирение, святость Подготовить сообщение по груп-пам на тему: «Свято-Троицкая Сергиева лавра»

9. Святитель Димитрий Ростовский 1 «...по всей земле русской... распространен дух Четьи-Минеи... В этих рассказах заключается для русского народа... нечто покаянное и очистительное». Ф.М. Достоевский Проповедник, митрополит, Четьи-Минеи. Подготовиться к семинару

10. Праведный Феодор Ушаков 1 «Без добродетели нет ни славы, ни чести». A.B. Суворов Жертвенное служение Отечеству, любовь к людям, жертва Богу Подготовить сообщение о великих адмиралах российского флота

11. Старцы Оптинские (воинство земное и небесное) 1 "Оптина - духовный фокус России, от соприкосновения с которым возжигается дух". П.Флоренский Окормление, старчество, пустынь Задания по группам: роль Оптиной пустыни в судьбе Гоголя, Толстого, Достоевского

12. Святитель Филарет Московский 1 «.. Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей ...» A.C. Пушкин Библейское общество, поэт, проповедник, «Катехизис». Составить ассоциативный ряд на тему "Русский храм"

13. Святейший патриарх Тихон 1 «Он постиг небесную лазурь, невозмутимый, неот-мирный мнрг струящийся в недра вечной совершенной любви как предмет созерцания н заповедь воплощения во всей жизни, как основу строительства н церковного, н личного, н государственного, н общественного». П. Флоренский Патриаршество, служение, «церковная смута» Подготовить информацию о Российских патриархах

14. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 1 «. . .Вера дел, а не вера, выраженная одним помыслом н молитвою,— вот моя вера... И еще было бы лучше если бы добрых (истинно добрых) дел было столько в моей жизни, чтоб они мне не давали времени молиться, тогда бы вся жизнь моя была молитва, в настоящем, в глубоком, в христианском смысле этого слова, то есть вдохновенная, богоугодная жертва любвн в земной жизни». Н. И. Пирогов Хирург, ссылка, нспо-ведннчество. святитель Найти е прессе отзывы современных хирургов о трудах и деятельности святителя

15. Святитель Илларион (архиепископ Верейский). Соловки 1 "И слушайте, волненье сжав в тисках. Как о судьбе ушедших поколений Вешает каждый камень в Соловках". Г.Русаков Богатырь телом н духом, жизнь в заключении, Соловки Найти репродукции картин, посвященных Соловкам, подготовить сообщение

16. Праведный Иоанн Кронштадтский 1 «... ему был дан особый дар помогающей и исцеляющей молитвы. И он шедро оделял нм людей, жаждущих его молитвенной помощи» Подвижник, молитвенник, проповедник покаяния. Подготовиться к семинару

17. Царственные мученики 1 "... избрав однажды путь спасения, а не смерти, шли по нему, поверяя все свои дела евангельскими заповедями..." Д.Лнхачев Семья, служение, мученичество, святость Найти в прессе материалы о гибели царской семьи и ознакомиться с ними

18. Преподобномученнца великая княгиня Елизавета 1 «... и верно под такой наружностью прекрасной такая же прекрасная душа...» Великий князь К. Романов Принцесса, духовный брак, истинная вера, Марфо-Марнннская обитель, великое служение, мученичество Подготовить информацию о Марфо-Марнннской обители

Раздел 2. Подвпжнпкп "Зачем же эта дорога, если она не ведет к храму?" Т. Абуладзе

1. Князь Димитрий Иванович Пожарский и Козьма Минин 1 «В час величайшей опасности они действовали как истинные патриоты свое отчизны». Д.Лнхачев Смутное время, ополчение, единство. Подготовка к семинару

2. Михаил Васильевич Ломоносов 1 «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, был сам первым университетом». A.C. Пушкин Поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики Подготовить презентацию о жизни М.В. Ломоносова

3. Александр Васильевич Суворов 1 «Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем». Тихон Задонский Победа над собой, тактик н стратег, беззаветная любовь к Родине, генералиссимус, непобежденный Найтн картины русских художников о баталиях Суворова

4. Алексей Петрович Ермолов 1 «Жить на белом свете — значит постоянно бороться н постоянно побеждать». Н.И. Пирогов Первый арттлерист русской армии, служба на Кавказе, преданность Родине Кавказская война. Составить кроссворд по ключевым словам

5. Владимир Иванович Даль 1 «Должно помнить, что дар слова есть единственное н неоцененное средство проникать внутрь явления». НТТПнвогов Ученый, писатель, лексикограф, полиглот, тюрколог, этнограф, врач, естествоиспытатель Взять в библиотеке словарь Даля и познакомиться с ним поближе.

6. Николай Иванович Пирогов 1 "Жить надо ради того, за что можно умереть". И.А. Ильин Хирург н христианин, основоположник, подвижник. Сестриче-ство Подготовить сообщения по группам о достижениях Пиро-гова в медицине и педагогике

7. Иван Никитич Скобелев 1 «.. .не стало той силы, что была страшней Врагу- десятка крепостей... Той сшы, что богатырей Нам сказочных напоминала». Я. Полонский «Белый генерал», Азия, военный губернатор Рус ско-тур ецкая война. Герон сражений

8. Антон Павлович Чехов 1 "Искусство - отражение души народа". В.РозаноБ Писатель, драматург, врач, христианин Подготовить сообщение по группам: «Чехов н Таганрог».

9. Петр Аркадьевич Столыпин 1 «Вам нужны великие потрясения - нам нужна великая Россия!» П.А. Столыпин Реформатор, премьер-министр, военно-пол еБые суды, аграрная реформа Россия накануне Гражданской войны

10. Александр Васильевич Колчак 1 «Быть, а не казаться — девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин, любящий свою родину». Н.И. Пирогов Политический деятель, вице-адмирал, полярный исследователь, ученый-океанограф. Верховный пр авиг ель Ро с с ни Найти информацию о Колчаке - ученом, исследователе

11. Константин Эдуардович Циолковский 1 «Он был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить истинному и большому ученому». С.П. Королев Ученый-самоучка, исследователь, учитель, писатель-фантаст Подготовить презентацию о первом полете в космос

12. Иван Александрович Ильин 1 "Жить надо ради того, за что можно умереть". И.А. Ильин Филосов. писатель, публицист Подготовиться к семинару

13. Антон Семенович Макаренко 1 «Убеждением и примером можно довести шш легкомысленных до того, что они беспрекословно покорятся всем законам вечной правды». Н И. Пирогов Педагог, писатель, Трудовая колония, Макаренковеденне Посмотреть кинофильм «Республика Шкнд»

14. Георгий Константинович Жуков 1 «Он делал то. что ждали 01 него. Бог, народ и его совесть». Арх. Тихон Шевкунов Маршал Победы, четырежды герой Советского Союза, христианин Подготовить сообщение на тему: «Полководцы Великой Отечественной войны»

15. Александр Исаевич Солженицын 1 "Вектор обратной перспективы -возвратить ум человека к нему самому". Архимандрит Рафаил Писатель, публицист, поэт, общественный деятель Взять в библиотеке н познакомиться с «Крохотками»

16. Архимандрит Иоанн Крестьянкнн 1 "Вопрос о смысле жизни, быть может, никогда не ставился более резко, чем е настоящие дни обнажения мирового зла и бессмыслицы". Е .Трубецкой Служение, заключение, старчество Подготовить презентацию о Псково-Печерском монастыре

17. Мннн-сочннение «Нужен ли человеку добрый пример для подражания"1» 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.