Научная статья на тему 'Личность в информационно-образовательном пространстве'

Личность в информационно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
369
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / "ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ" / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кулина Алла Александровна

В статье анализируются: понятие информации, философские проблемы «искусственного интеллекта» и виртуальной реальности, социально-исторические аспекты информатизации обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность в информационно-образовательном пространстве»

ЛИЧНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ Кулина А.А.

Кулина Алла Александровна - аспирант, направление: общая педагогика, история педагогики и образования, кафедра: социально-педагогического образования, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются: понятие информации, философские проблемы «искусственного интеллекта» и виртуальной реальности, социально-исторические аспекты информатизации обществ.

Ключевые слова: информация, «искусственный интеллект», личность.

Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества, способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам [14].

Понятие информации

Информатика - область научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации; решением проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни. Понятие информации является базовым, системообразующим понятием в теории информатики. Научное, философское осмысление этого понятия - одна из важнейших задач современного знания. Информация сегодня выступает в качестве основного объекта изучения многих наук. При этом современный уровень развития научного знания еще не позволяет дать точного и законченного определения этого понятия, его предметное поле расширяется и углубляется с развитием нашего представления о мире [3].

В современных исследованиях принято различать внутреннюю (структурную) информацию - как характеристику организованности любой системы и внешнюю информацию - как средство организации системы [11, с. 31, 32]. Структурная информация присуща всем объектам живой и неживой природы естественного и искусственного происхождения и возникает как результат отбора, фиксации и закрепления в системе в форме определенных структурных изменений ее положительного опыта взаимодействия с внешней средой. Внешняя информация - это информация как средство организации любой системы; то, что определяют как относительную, оперативную информацию, тесно связанную с отражением. К основным свойствам информации обычно относят: идеальность, преемственность, неисчерпаемость, массовость, универсальность, возможность сжатия и транспортировки с высокой скоростью, качество, полноту, доступность и т.п.

Таким образом, информация - это сложное, многогранное всеобъемлющее явление; его отдельные стороны, грани выступают предметом исследования многих наук, которые, существуя самостоятельно, развиваются в неразрывном единстве, дополняя, и обогащая друг друга.

Философские проблемы «искусственного интеллекта» и виртуальной реальности

Философские проблемы современной информатики включают в себя гносеологические, онтологические, антропологические, этические,

культурологические, социально-исторические аспекты[5].

Одной из гносеологических проблем, ставшей особенно актуальной в связи с развитием информатики, является проблема соотношения мышления человека и машинного мышления, «искусственного интеллекта».

В оценках современными исследователями роли искусственного интеллекта в развитии человечества в настоящем и будущем можно выделить два похода.

Первый поход наиболее четко сформулировал А.П. Назаретян в книге «Интеллект во Вселенной». По его мнению, возрастание удельного веса умственного труда в человеческой деятельности отражает общеэволюционный закон, который требует для сложных систем опережающего развития интеллекта по отношению к двум другим векторам роста - технологическому потенциалу и организационной сложности - и соответственно к управленческим притязаниям [8]. По мере решения других глобальных проблем на передний план будет выступать новая - отношения между естественным и искусственным разумом. Формирование таких симбиозных структур в перспективе обеспечило бы диалектическое снятие противоречий между безграничными потенциями интеллектуального развития и ограниченными возможностями, потребностями, мотивами биологического организма.

Второй подход разработал менее оптимистично настроенный современный российский ученый А.А. Мальцев. Его статья «Интеллект и ресурс» - попытка остудить восторги горячих поклонников искусственного интеллекта и их надежды на решение всех проблем при помощи компьютерного мышления.

Другая важнейшая философская проблема современной информатики состоит в появлении нового типа бытия - машинно-информационного и связанного с этим вопросом об определении онтологического статуса виртуальной реальности. Многие ученые связывают с виртуальной реальностью образованную компьютерными средствами модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет действовать с воображаемыми объектами. Проблемы виртуальности оформились в самостоятельное направление в психологии, поскольку виртуальная реальность тесно связана с психологическими характеристиками личности, представляя собой инореальность, в которой обнаруживается свобода и произвол человеческих мотиваций.

В то же время проблемы виртуальности нуждаются в философской рефлексии основных свойств виртуального бытия на уровне его теоретического анализа. С одной стороны, виртуальная реальность идентична актуальной реальности - она включает в себя пространство, время, движение, развитие, отражение, а с другой - она обладает идеально-артефактными, виртуально-специфическими свойствами [4, с. 232-234].

Принципиально новыми, требующими научного исследования и философского осмысления являются следующие свойства виртуальной реальности:

♦♦♦ панорамность - любое событие может быть прочитано и с точки зрения собственной интерпретации, и с многих других точек зрения;

♦♦♦ полисемантичность - виртуальная реальность обостряет проблемы личной самоидентификации и в то же время полностью их снимает, делая личность безразличной ее объективному бытию;

♦♦♦ бестелесная предметность - виртуальная реальность, фиксируя множество несводимых друг к другу, онтологически самостоятельных реальностей, является их моделирующей имитацией, причем виртуальная реальность моделируется в соответствии с потребностями телесного и экзистенциального характера и создает возможные поля и срезы проявлений двойственности человека.

При решении проблемы типологизации виртуального бытия стоит сопоставить понятие виртуальной реальности и утвердившееся в физике понятие «виртуальная частица». «Виртуальные частица - это такие объекты в квантовой теории поля, наделенные всеми теми же характеристиками, что и реальные «физические частицы», но не удовлетворяющие некоторым существенным условиям.

По мнению многих авторов, если применительно к виртуальным частицам можно говорить об их мерцающем, недовоплощенном существовании, то компьютерная виртуальная реальность - область парадоксального. Виртуальная реальность достаточно осязаема, но предметной сущностью, бытием самим по себе не обладает; она существует, пока ее существование поддерживается активностью порождающей среды. По мнению А.Ю. Севальникова, «парадоксальность такого бытия состоит в том, что «существует» то, чего по сути нет» [15, с. 227]. Наиболее точно отражает сущность виртуальной реальности подход, основанный на признании ее полионтологичности, множественности ее бытийного проявления: «Подход, основанный на признании полионтичной реальности, получил название виртуалистики» [10, с. 91]. Виртуалистика - проблема Homo virtualis (человек виртуальный), актуализация которой стала следствием информационной революции, ждет своего осмысления.

Социально - исторические аспекты информатизации общества

Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе явилось изменение не только содержание наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения и передачи, что в конечном счете существенно влияет на внутренние структуры личности. Многие современные исследователи проблем личности отмечают, что человек, сформировавшийся в старой школе и вузе старого типа, по своим внутренним психологическим характеристикам отличается от того, который уже в детском саду играл в компьютерные игры, занимался в школьном компьютерном классе, работает на компьютеризированном рабочем месте и общается с друзьями через спутниковую связь. Под воздействием новых информационных технологий меняются стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Весьма актуальной становится проблема компьютерной зависимости человека.

Проблема информационной безопасности стала важнейшим следствием информационной революции в современном обществе. В соответствии с Законом РФ о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информационной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества государства в информационной сфере:

- для личности: соблюдение прав человека на поиск, получение и передачу информации; реализация прав граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации; защита права на интеллектуальную собственность; обеспечение интересов личности в информационной сфере;

- для общества: построение информационного общества; предотвращение манипулирования массовым сознанием; приоритетное информационных технологий;

- для государства: защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов; защита единого информационного пространства страны [5, с. 74].

Новые информационные подходы позволяют разнообразить оценки истории культуры. Если связать разные исторические эпохи в развитии культуры с технологией хранения и передачи информации, то можно сказать, что в истории развития цивилизаций неразрывно связанной с процессом накопления знаний, произошло несколько информационных революций, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Первая информационная революция связана с изобретением письменности - появилась возможность фиксации знаний на материальном носителе и передачи знаний от поколения к поколению. Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило культуру и организацию распространения информации. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, телефон, радио, позволяющие

оперативно передавать и накапливать информацию. Четвертая (1970-е гг.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера, а следовательно, компьютерных сетей, систем передачи данных (информационные коммуникации).

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества [7]. А.И. Ракитов выделяет следующие характеристики информационного общества: а) доступность информации; б) реальное обеспечение доступности информации, в первую очередь техническое; в) производство информации в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества во всех его частях и направлениях; г) ускоренная автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления; д) преимущественное развитие сферы информатизационной деятельности и услуг, с тем чтобы не менее 50% занятого населения трудилось в этих областях [13, с. 22].

При этом следует учитывать некоторые опасные тенденции глобальной информатизации, среди которых особо выделяются:

♦♦♦ усиление влияния средств массовой информации на общество; ♦♦♦ возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

♦♦♦ усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации; ♦♦♦ увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины.

Личность в информационно-образовательном пространстве В условиях информатизации общества, обусловленных формированием нового типа образовательного взаимодействия и основанных на информационной культуре личности, смене ценностных образовательных приоритетов, способов педагогического воздействия на подрастающее поколение, происходят онтологические трансформации, важные изменения в интеллектуальной, духовной и психологической жизнедеятельности личности. Сфера образования неотделима от общественных процессов и тенденций их развития. Современная школа должна активно осваивать новые информационные ресурсы.

Наиболее трудноразрешимой проблемой в современной теоретической педагогике является парадокс: при активном использовании молодежью продуктов 1Т-технологий и других результатов прогресса в сфере производства информации педагогическая общественность фиксирует снижение общего уровня информированности личности, «деградацию творческого мышления», «инфляцию общения», «омертвление» творческих способностей и приближение человеческого интеллекта к «интеллекту зомби или высокоразвитых интеллектуальных автоматов».

Современная образовательная политика, обусловленная формированием нового типа образовательного взаимодействия, основанного на оптимальных способах обращения со знаками, данными, информацией, в реальной практике в условиях эволюции общественного сознания сталкивается с усложняющейся информационной культурой личности, которая должна формироваться под воздействием образования (воспитания и обучения). Являясь элементом общей культуры, информационная культура позволяет личности успешно включаться в информационное поле, управлять им (получать и обрабатывать, анализировать и систематизировать, перерабатывать и хранить информацию) и создавать информационный продукт. Информационная грамотность представляет собой сложный комплекс навыков, необходимых на протяжении всего процесса обучения, или компетенций, которые являются основополагающими в образовании. Следовательно, повышение уровня информационной культуры подрастающего поколения возлагается на

образовательные заведения и семью, которые должны содействовать в этом (формировать, контролировать, направлять).

Велико значение изучения влияния информационного пространства на формирование культуры взаимопонимания, культурное сотрудничество, восприятие виртуального мира личностью. Однако в настоящее время не разработаны программы, не определены методы, формы и средства для формирования информационной культуры подрастающего поколения.

По мнению Е.В. Павловой, считающей, что «...те социальные основания, на которых строится виртуальное общество, а именно: полная и бесконтрольная свобода, отсутствие стандартизации и компьютерной этики, - приводят к серьезным отрицательным последствиям» [12] (информационному хаосу, релятивизму, анархии в сфере коммуникационных методов и переносу преступности из физического мира в виртуальный). Но, несмотря на перечисленные негативные тенденции, Интернет становится уже средством стимуляции интереса к теоретическому мышлению и знанию, в нем появляются пространства, где формируются и складываются интеллектуальные общности. Новые виртуальные структуры культивируют такие ценности, как наличие теоретического мышления, рационализированность общения, нетрадиционные способы коммуникативного взаимодействия. Все это способствует активации и усилению мыслительных навыков, что дает возможность человеку действовать творчески, активно и чувствовать свое превосходство над машиной. В результате стандартизация знания в современной культуре и конструирование новой действительности становится основополагающими свойствами человека. Считается, что по новому типу сознания свойственны интуитивные озарения, которые переплетаются с загадками разума, естественнонаучная картина мира включает в себя элементы мифологии и религиозного мировоззрения, а религия использует данные науки, высокая культура переплетается с усреднено-массовым содержанием. Все это в единстве со спецификой информационной «клиповости» наилучшим образом способствует взаимодействию и сотрудничеству в контексте коллективно-массового межкультурного общения.

Педагогическое общество с трудом соглашается с данными ориентирами, а если и пользуется ими, то ситуативно, непредсказуемо и иррационально. Для это есть объективные причины: неспособность учащихся усваивать сложную аналитическую информацию; предрасположенность к готовой, легко усваиваемой информации; дополнительная необходимость формирования «информационного иммунитета» или информационной рефлексии; виртуальная специфика информационной «клиповости». Кроме перечисленного, в информационном поле существует борьба за внимание (владение умами или зомбирование сознания), что вызывает необходимость создания образовательными учреждениями так называемого альтернативного «магнита» для привлечения молодежной аудитории и разработки методов интеллектуального «выживания» в информационном пространстве.

Социальные проблемы информатизации и эффективность использования мировых информационных ресурсов исследовали Д. Белл, Й. Масуда и др. [1, 6]. По их общему мнению, новые информационные технологии повлекут за собой кардинальные изменения в ценностных ориентирах людей. Во-первых, они будут учитывать интересы всего человечества; во-вторых, информационная цивилизация благодаря информатизации всех видов человеческой деятельности и возникновению нового интеллектуального человека превратит современное общество в полицентрическое, глобальное, основанное на коллективизме и соревновании; в-третьих, образовательная политика государств признает средства массовой коммуникации основными ресурсами развития, воспитания и образования. Стремление законсервировать старые, изжившие себя формы социальной деятельности не только

мешает поменять базовые устои человечества, но и обрекает общество к предрасположенности к готовой информации, ограниченности и задержке в развитии.

На первый взгляд, кажется, что информатизация не направлена на порабощение человечества, однако следует признать: информационная паутина за счет собственной вариативности, многозвучности опутывает весь мир, формирует сознание людей. Главный товар в этом мире - информация и власть в руках того, кто ею владеет. Культура информационной цивилизации в первую очередь обрела свою цену, а только потом - культурную ценность. На этом базируется противоречивость современной информационной цивилизации: с одной стороны, без информации нет культуры, общества, образования, а с другой - они находятся в заложниках, опутанные информационной сетью, сквозь которую не всегда удается увидеть реальную картину мира, сформировать собственные убеждения, самостоятельно решить проблемы духовного совершенствования, развития интеллекта и психики.

Вооружаясь исключительно информацией, общество разрушает себя. О кризисе современной цивилизации свидетельствует и глобализация всех ее проблем (демографических, антропологических, образовательных и экономических). Ориентируясь на такие цели, как власть, деньги, собственность, игнорируя духовное совершенство, общество стоит на грани, за которой ничего нет.

К сожалению, современные системы образования и воспитания не успевают реагировать на вызовы современности. Решать данную ситуацию необходимо созданием нового содержания системы образования и воспитания, нацеленных на формирование у подрастающего поколения навыков самостоятельности, личной ответственности за создание технотронной культуры, стремления к здоровому образу жизни, созидательных способностей по производству информационного продукта и культурных ценностей, разделяемых большинством. По мнению В.П. Беспалько, перечисленное довольно трудно применить в рутинном групповом учебном процессе. Подчинить и индивидуализировать работу учащихся призвана киберпедагогика, разрабатывающая на основании перечисленных теорий различные учебные («дидактические») процессы, следуя которым, индивидуализировано управляет познавательной деятельностью учащихся [2, с. 63]. Данный дидактический процесс более эффективен и для учеников, и для учителя. Применение компьютера, управляющего познавательной деятельностью учащегося, делает исследовательскую работу по обработке оптимальных учебно-воспитательных процессов наиболее достоверной за счет точного их воспроизведения, документирования и анализа, чего нельзя сказать о господствующих в педагогике «ручных» опытно-экспериментальных исследованиях.

Глубокой рефлексии и философского осмысления методологии выживания в информационном пространстве требуют также СМИ, телепрограммы, периодическая печать, ориентированные, как и другие массмедиа, в основном на развлечение, эпатаж и сенсации. Навязываемая массовой информацией система ценностей вызывает большие сомнения, поскольку «медиапродукция» не столько информирует, заинтересовывает, сколько является доступом к механизмам влияния на массовое сознание, в основе которых лежат приоритеты пользы, расчета, торжество потребительской психологии, отрицательные духовности. В освоении свободного вхождения в медиапространство гуманистическая миссия образования состоит в подготовке человека к виртуальной свободе, в формировании принципиального отношения к этическому релятивизму, поскольку стратегия на усреднение и обезличивание, тиражирование массового сознания, фобий и стереотипов ведет к тому, что у потребителей формируются некритические, пассивно-адаптивные типы восприятия реальности, снижается способность к методологическому мышлению и анализу.

Заключение

Онтологический взгляд на проблему личности в информационном пространстве, целей и ценностей современного образования определяются исходя из целостности мира и отражающего его научного знания; признания информационной насыщенности и средств массовой коммуникации основными мировыми ресурсами, экономической основной и главной формой социально-экологического развития цивилизации.

Задача философии образования в условиях информатизации общества -способствовать выработке ясного представления о глубоких трансформациях, происходящих в системе образования под влиянием информатизации, компьютеризации и глобализации. Современная государственно-образовательная политика рассматривает компьютеризацию образования как способ обновления жизнедеятельности общества и личности и создает условия для элитарности, диверсифицированности и компетентности [9] методологической базы с целью самостоятельного приобретения и использования, в том числе с помощью информационных технологий, новых знаний и умений, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности. Положительным моментом данных процессов является возвращение философии образования своей роли - возможности на онтологической, эпистемологической и аксиологической основе связать в образовании интересы формирования личности с рядом базовых социальных ценностей, таких как коллектив, жизнь, здоровье, польза, что приобретает особое значение в условиях информатизации.

Список литературы

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., Прогресс, 1986.

2. Беспалько В.П. Процесс обучения, управляемый компьютером // Народное образование, 2017. № 5.

3. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М., 1959.

4. Лешкевич Т.Г. Актуальные проблемы науки XXI в.: Философия для аспирантов: учебное пособие. Ростов н/Д, 2003.

5. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб, 2000.

6. МасудаЙ. На пути к новому этапу становления общества. США: ЭПИ, 1893.

7. МелюхинИ.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

8. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. М., 1991.

9. Наливайко Н.В. Введение в философию образования: учеб. пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011.

10. Носов Н.А. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. М., 1998.

11. Основы правовой информатики; под ред. М.М. Рассолова. М., 2004.

12. Павлова В.Е. Образование в информационном обществе: достижения, проблемы и перспективы // Философия образования, 2005. № 2.

13. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

14. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции // Науковедческие исследования: сб. науч. тр. М. ИНИОН, 2006.

15. Севальников А.Ю. Виртуальная реальность и проблема ее описания // Смирновские чтения. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.