Научная статья на тему 'Личность Сунь Ятсена в контексте советской и Российской литератур'

Личность Сунь Ятсена в контексте советской и Российской литератур Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
519
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ВЫДАЮЩИЙСЯ КИТАЙСКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР / МНОГОГРАННЫЙ ПОЛИТИК / РАЗЛИЧНЫЕ ОЦЕНКИ РОССИЙСКИХ И СОВЕТСКИХ АВТОРОВ / HISTORICAL AND LITERARY SOURCES / PROMINENT CHINESE REVOLUTIONARY / MULTI-FACETED POLICIES / VARIOUS ESTIMATES OF THE RUSSIAN AND SOVIET AUTHORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алимова Александра Александров

В статье приведен критический анализ исторических и лите- ратурных источников, посвященных выдающемуся китайскому революци- онеру Сунь Ятсену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality of Sun Yat-sen in the context of the Soviet and Russian literature

The article provides a critical analysis of historical and literary sources on the prominent Chinese revolutionary of Sun Yat-sen.

Текст научной работы на тему «Личность Сунь Ятсена в контексте советской и Российской литератур»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА • 2012, № 12

Диалог культур

А.А. Алимова

Личность Сунь Ятсена в контексте советской и российской литературы

Personality of Sun Yat-sen in the context of the Soviet and Russian literature

Аннотация: В статье приведен критический анализ исторических и литературных источников, посвященных выдающемуся китайскому революционеру Сунь Ятсену.

Summary: The article provides a critical analysis of historical and literary sources on the prominent Chinese revolutionary of Sun Yat-sen.

Ключевые слова: исторические и литературные источники; выдающийся китайский революционер; многогранный политик; различные оценки российских и советских авторов.

Keywords: historical and literary sources; prominent Chinese revolutionary; multi-faceted policies; various estimates of the Russian and Soviet authors.

Выдающийся китайский революционер Сунь Ятсен (1866— 1925) является одним из наиболее многогранных политиков и политических мыслителей рубежа XIX-XX веков, реализация теорий которого способствовала освобождению Китая от зависимости от западных империалистических держав, а также становлению Китая как одного из главных субъектов мировой политики. В XXI веке, когда Китай является одним из крупнейших акторов современных международных отношений, который наравне с США и Европой оказывает непосредственное влияние на процесс формирования мирового порядка, трудно поверить в то, что в конце XIX века Цинская империя превращалась в полуколониальную страну, становясь «... лишь частью (причем окраинной) громадного единого мира, торговосырьевым придатком всемирного капиталистического хозяйства» [5, с. 4].

Нельзя недооценивать роль личности, как фактора истории. Процитируем М. Казанина, исследователя истории советско-китайских отношений: «Игнорирование людей во всей их противоречивости, в диалектике их роста и их взаимоотношений, конторский подход к истории, лишь как к пачке аккуратно перевязанных передовиц, резолюций и протоколов, выхолащивают исто-

Алимова Александра Александровна

Санкт-Петербург,

Российская Федерация Соискатель кафедры международных отношений Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

Alimova Alexandra Alexandrovna

St. Petersburg,

the Russian Federation

The competitor of International

relations of the St. Petersburg State

Polytechnic University

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

рию, делают ее “бесчеловечной”. Этим путем легко изложить ход истории в целом. Но нельзя объяснить ни одного отдельно взятого явления прошлого, ибо история в конечном итоге творится живыми людьми» [2, с. 10].

Первые историографические исследования советских авторов о Сунь Ятсене появляются во время первой гражданской революционной войны в Китае в 1924-1927 годах. К ним относятся работы М.П. Павловича, Г.Н. Войтинского, в основном они носили библиографический характер и характеризовали Сунь Ятсена как идеолога мелкой буржуазии. Этот период ознаменован появлением переводов отдельных публикаций самого Сунь Ятсена, что свидетельствовало о большом интересе в советском обществе к китайскому революционеру.

В тридцатые годы XX века появляются критические исследования революции 19251927 годов, это время можно по праву считать началом нового периода советской историографии о Сунь Ятсене. Вопросы о теоретическом наследстве Сунь Ятсена поднимали в своих работах китаист Г. Кара-Мурза «К вопросу о классовой сущности суньятсениз-ма» и правовед К. Антонов «Суньятсенизм и китайская революция». Работы содержали в себе глубокий анализ причин поражения первой гражданской революционной войны в Китае, а также исследование перспектив национально-освободительной борьбы китайского народа.

Интерес к Сунь Ятсену после его смерти не ослаб. В 60-80-х годах прошлого века в Советском Союзе вышло много работ, освещавших политические и идеологические концепции Сунь Ятсена.

Среди них следует особо выделить «Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914-1922» Г. Ефимова, в которой исследуется один из важнейших и наименее изученных этапов жизненного пути китайского революционера: 1914-1922 гг. В исследовании уделено большое внимание событиям Октябрьской революции, которые оказали существенное влияние на идеологию китайского политика.

Называя Сунь Ятсена «великим борцом за независимый, демократический, миролюбивый Китай» [1, с. 9], автор в то же время критикует и его слабости, и отмечает противоречивость его взглядов и деятельности. Подчеркивая целеустремленность революционера в борьбе за объединение Китая, подвергает критике старые заговорщические методы при подготовке восстаний в Гуандуне в 1914 году, отсутствие связей с народными массами, прогрессивной программы. Автор не соглашается с его представлением о движущих силах общества, критически называя их ошибочными, так же как и надежды на поддержку со стороны Японии [1, с. 44].

На протяжении всей работы автор акцентирует внимание на том, что жизнь Сунь Ят-сена - постоянный поиск пути, а поиск - это процесс, и он невозможен без ошибок. Несмотря на некоторую критику в адрес проводимой Сунь Ятсеном политики, автор чрезвычайно высоко оценивает его роль: «Сунь Ятсену были присущи многие недостатки, но неотъемлемым его достоинством постоянно было то, что шагал впереди времени, опережал мыслью своих современников» [1, с. 147].

Определенный интерес представляет выпущенное в 1983 году исследование Г.Д. Су-харчука «Социально-экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины XX века». В его основе лежало сопоставление социально-экономической политики Сунь Ятсена, Чан Кайши и Мао Цзэ-дуна, проводимой в Китае в первой половине XX века.

Автор отмечал признание Сунь Ятсеном факта, что «...американские и европейские капиталисты не настолько глупы, чтобы совершить коммерческое самоубийство, помогая Китая обрести собственную индустриальную мощь и стать независимым», что в их интересах «...навсегда превратить Китай в жертву промышленной отсталости» [5, с. 54]. Сунь Ятсен выбирает путь реформирования, а не кемализма, т.е. выступает за модернизацию, не отрекаясь от национальной

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ПОЛИТИКА • 2012, № 12

культуры и опыта государства. Однако, -там, где современные теории подтверждают его идеалы, Сунь Ятсен охотно опирался на них. А если они шли вразрез с его взглядами, почему-либо не нравились ему, он объявлял их нежизненными в условиях Китая [5, с. 47].

В монографии С.Л. Тихвинского «Доктор Сунь Ятсен. Свержение маньчжурской монархии и борьба за республику» дается анализ формирования и развития внешнеполитических воззрений Сунь Ятсена и его практической деятельности в области внешней политики на протяжении сорока лет - с 1885 по 1925 год.

Сунь Ятсен на протяжении всей своей жизни динамично менял свои идеи, взгляды и личностные привязанности, и работа С.Л. Тихвинского позволяет проследить эволюцию мировоззрений этого выдающегося китайского политика, а также понять под влиянием каких исторических и политических факторов они происходили.

Автор использует интересный методический прием, который заключается в описании важнейших исторических событий эпохи через биографию главного героя, он уделяет большое внимание важнейшим вехах в истории Китая: свержению в результате Синьхайской революции монархического цинского режима, поддерживающегося иностранными державами на протяжении более чем 50 лет, официальное учреждение в Китае республики и избрание Сунь Ятсена временным президентом 29 декабря 1911 года.

С.Л. Тихвинский выделяет две основные ошибки, допущенные, по его мнению, Сунь Ятсеном: первая - заключается в изначальном непонимании исторических процессов колониального порабощения стран Азии капиталистическими державами, отход от которого начался только в годы Первой мировой войны. Второй главной ошибкой Сунь Ятсена, как политика, по мнению востоковеда С.Л. Тихвинского, является отрыв революционера от широких народных масс: «Сунь Ятсен же не хотел опираться на народ-

ные массы, рассчитывая добиться своих целей лишь методами парламентской борьбы внутри страны и красноречивыми призывами, адресованными иностранным державам» [6, с. 131].

Не идеализируя деятельность Сунь Ят-сена, подробно анализируя и критикуя его основные промахи, как политические, так и военные, С.Л. Тихвинский заканчивает свою монографию словами, что Сунь Ятсен - это «...патриот, революционер-демократ, отдавший всю свою жизнь борьбе за счастье своего народа» [6, с. 147].

Современные авторы, в основе исследований которых лежат труды предшествовавших советских и российских исследователей, как правило, придерживаются аналогичной точки зрения [4].

Обращает на себя внимание документальная повесть М.В. Крюкова (доктор исторических наук, профессор Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета) «Улица Мольера, 29», изданная в Москве в 2000 году. Для автора книги важно, что «для вождя китайской революции национализм и патриотизм были синонимами: практически всю свою жизнь д-р Сунь отдал неустанной борьбе за то, чтобы Китай, наконец, на равных вошел бы в число великих держав мира. Эта мечта, так и оставшаяся неосуществленной при его жизни, была главным двигательным мотивом политической деятельности Сунь Ятсена» [2, с. 42]. Проанализировав методы, которыми пользовался революционер для осуществления намеченной цели, Крюков приходит к заключению, что Сунь Ят-сен - «старомодный китайский милитарист» [2, с. 256].

Статья доктора исторических наук В.С. Кузнецова, опубликованная в июле 2009 года в журнале «Вопросы истории», кардинально отличается от изданных в советский период. К особенностям работы можно отнести то, что они базируются в основном на западной литературе: в ее основу легли труды R. Bruce, E. Anschel, J.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

Barrow и других зарубежных авторов. Автор, как и его иностранные коллеги, обращает внимание и на ирреальность планов Сунь Ятсена: «Как он потом уверял, большинство студентов в Европе поверило в революцию. Хотя, скорее выдавал желаемое за действительное» [3, с. 51].

По мнению В.С. Кузнецова, все действия Сунь Ятсена носили исключительно военный характер, а его единственным желанием было подчинение Китая единоличной власти, причем в ход шли любые методы: «Тиражируемая установка Сунь Ятсена - объединить Китай - на деле означала подчинение страны его личной власти, которую характеризуют бескомпромиссность в отношении противного лагеря, с лидерами которого нельзя вести себя иначе, как путем силового принуждения и репрессий» [3, с. 60].

Образ Сунь Ятсена, созданный советскими и российскими исследователями, эволюционировал во времени. Интерпретация многих событий получила политическую окраску. Если первые исследования советских авторов, как правило, представляли собой спор о классовой сущности суньятсениз-ма, то впоследствии внимание советских авторов больше переключилось на личность самого Сунь Ятсена и оценку его деятельности, как революционера и вождя дружественного китайского народа.

В исследованиях современных российских ученых Сунь Ятсен чаще предстает перед нами как прагматик и беспощадный ми-

литарист, действия которого были направлены на установление единоличной власти.

С нашей точки зрения, можно выделить следующие причины различий в оценках российских и советских авторов: во-первых, смену политической идеологии: революционер - герой не нашего времени и поэтому нет необходимости его прославлять. Во-вторых, дань моде: в современном обществе модно отрицать советские идеалы и прославлять западные, поэтому некоторые авторы базируют свои исследования на работах зарубежных ученых. В-третьих, возможность доступа современных исследователей, в отличие от советских, к секретным архивам и историческим документам, которые позволяют дать более объективную оценку.

Использованная литература:

1. Ефимов Г.В. Сунь Ятсен. Поиск пути. 1914-1922. -М.: Наука, 1981. - 239 с.

2. Крюков М.В. Улица Мольера, 29 / Отв. ред. Мясников

B.С. - М.: Памятники исторической мысли, 2000. - 270 с.

3. Кузнецов В.С. Сунь Ятсен // Вопросы истории. -2009. - №7. - С. 50-63

4. Левченко В.Н. Политические взгляды Сунь Ятсена // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук.: сб. науч. тр. - 2000 [электронный ресурс]. - URL: www.law. е^.гиМосМосите^?^сГО=1135644

5. Сухарчук Г.Д. Социально-экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины XX в. - М.: Наука, 1983. - С. 227.

6. Тихвинский С.Л. История Китая первой четверти XX века. Доктор Сунь Ятсен. Свержение маньчжурской монархии и борьба за республику. - М.: Наука, 2006. - С. 390.

7. Сунь Ятсен. К столетию со дня рождения / Отв. ред.

C.Л. Тихвинский. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1966. - С. 412.

Образ Сунь Ятсена, созданный советскими и российскими исследователями, эволюционировал во времени. Интерпретация многих событий получила политическую окраску. В исследованиях современных российских ученых Сунь Ятсен чаще предстает перед нами как прагматик и беспощадный милитарист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.