Научная статья на тему 'Личность студента в субъектном измерении'

Личность студента в субъектном измерении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / ПОЛИМОРФИЗМ / ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОЕ РАЗВИТИЕ / PHENOMENOLOGICAL / PROCESS / OPERATIONAL APPROACHES / POLYMORPHISM / PERSONALITY AS A SUBJECT OF SELFDEVELOPMENT AND SOCIAL ACTIVITY / SUBJECTNESS / SUBJECT ACTIVITY / SUBJECT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бережная Ирина Федоровна, Белошицкий Александр Владимирович

В статье анализируются различные подходы (феноменологический, процессуальный, деятельностный) к рассмотрению личности студента в субъектном измерении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student personality in subject dimension

In the paper various approaches (phenomenological, process, and operational) to consideration of a student personality in the subject dimension are analyzed.

Текст научной работы на тему «Личность студента в субъектном измерении»

прыжке и после приземления. Соблюдение перечисленных требований служит выработке и достижению основных составляющих прыжка элевации и баллона. Требования методики направлены на выявление и сохранение особенностей каждого отдельно взятого прыжка, его формы и характера исполнения.

На сегодняшний день в петербургской Академии русского балета преподают блистательные педагоги Л.Н. Сафронова, И.А. Трофимова, Б.Я. Брегвадзе, Г.Н. Селюцкий, Ю.И. Умрихин... У каждого из них в процессе обучения возникают свои особенные приемы подготовки учащихся к овладению прыжками. Это происходит на базе основных методических требований на ежедневных практических уроках с конкретным классом. Собственный многолетний опыт преподавателей позволяет работать с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Все эти факторы расширяют педагогические возможности обучения, а в целом, развивают и совершенствуют методику классического танца.

1. Прошлое балетного отделения Петербургского Театрального училища ныне Ленинградского государственного хореографического училища. Материалы по истории русского балета: в 2 т. / сост. М. Борисоглебский. Л., 1939. Т. 1. С. 31.

2. Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884. Л.; М., 1937. С. 209.

3. Блок Л. Классический танец. История и современность. М., 1987. С. 327.

4. Громов Ю., Звездочкин В., Каплан С. Мужской танец в петербургской балетной школе: педагогическое наследие В.И. Пономарева. СПб., 2004. С. 30.

5. Альберт Г. Александр Пушкин. Школа классического танца. М., 1996. С. 54.

6. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.; М., 1948. С. 4.

7. КшесинскаяМ. Воспоминания. М., 1992. С. 92.

8. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л., 1986. С. 100.

Поступила в редакцию 15.09.2008 г.

Osipova M.K. Establishment of methods of teaching jumping exercises in St. Petersburg ballet school. The article is devoted to the analysis of teaching methodology of jumpin exercises in St. Petersburg ballet school. This article investigates historic background of teaching classical dance in St. Petersburg, and also perfection in the system of teaching Allegro. This publication is based on the fundamental research of the leading teachers of St. Petersburg ballet school (A. Vaganova, V. Kostrovitskaja, A. Pisareva) and also on the memoirs of the leading dancers of the past about teaching classical dance and Allegro by such an outstanding teachers as E. Vyasem, E. Tcheketti, N. Legat, M. Obuhov, V. Ponomarev, A. Pushkin.

Key words: dance, jumping, school, teaching, establishment, system, methodology, Kantsiani, Yoganson, Tcheketti, Vaganova, Ponomarev, Pushkin, Kostrovitskaja.

ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА В СУБЪЕКТНОМ ИЗМЕРЕНИИ

И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий

В статье анализируются различные подходы (феноменологический, процессуальный, деятельностный) к рассмотрению личности студента в субъектном измерении.

Ключевые слова: феноменологический, процессуальный, деятельностный подходы, полиморфизм, личность как субъект саморазвития и социальной деятельности, субъектность, субъектная активность, субъектное развитие.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В логике развертывания научного поиска и прикладных исследований в педагогической деятельности рассмотрение научных проблем может осуществляться в трех аспектах: феноменологическом, представляющем

проявление предмета познания; процессуальном, раскрывающем происходящие изменения, их динамику и результат; деятельностном, характеризующем направленность активности и предмет ее преобразования. Эти три аспекта комплементарны, т. е. они взаи-модополняют друг друга таким образом, что в результате обеспечивается в определенном

смысле целостность и всесторонность научного исследования.

Остановимся более подробно на предмете нашего исследования в ракурсе каждого из вышеперечисленных аспектов.

Как явление личность в субъектном измерении может быть определена:

- как сознательный субъект, обладающий самосознанием, который возникает по мере развития самостоятельности, умения ставить перед собой задачи, критически мыслить (С. Л. Рубинштейн);

- как субъект общественных отношений, в которые он вовлечен в процессе его деятельности (А.Н. Леонтьев);

- как мультисубъект, целостный субъект с относительной устойчивостью отношений, возникающих в общении и деятельности (В .А. Петровский);

- субъект моральный по смыслу и совместимый по форме деятельности (З.С. Карпенко).

С точки зрения процессуального подхода личность в субъектном измерении может пониматься: как изменение ее количественных и качественных свойств (мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, накопления опыта) в ходе совместной деятельности [1]; количественные и качественные изменения ее свойств, которые происходят под внешним влиянием; как саморазвитие - самостоятельный, осознанный процесс самоизменения; как самодвижение, имеющее спонтанный характер [2]; как кардинальное структурное преобразование человеком своей собственной самости, как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [3]; как преодоление наличного функционирования [4]; становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира [5].

В деятельностном аспекте личность в субъектном измерении может быть проанализирована как перманентно исчезающая и снова возникающая в момент актуализации деятельности (В .А. Петровский); со стороны

внешней активности, направленной на достижение социально-детерминированных целей; со стороны внутренней активности, когда предметом преобразования являются свойства самой личности; со стороны отношений, разворачивающихся между объектом и субъектом (в одном случае личность одновременно выступает объектом и субъектом преобразования: объектом, на который направлена ее собственная активность как субъекта самопреобразования, в другом - в межличностных отношениях - она выступает в разные моменты времени или как объект внешнего влияния или как субъект взаимодействия).

Вариативность современного высшего образования, которая включает сосуществование различных образовательных моделей, влечет за собой многообразие взглядов, установок, позиций педагогов и обучающихся. В связи с этим разрабатываются разные научные подходы, которыми руководствуются при реализации образовательного процесса. При этом особую значимость приобретает личная установка преподавателя на принятие полиморфизма научных концептов, понимание важности установления корреляционных связей в многообразии теоретико-методологических принципов исследования и интерпретации динамично меняющейся педагогической реальности.

Поэтому для рассмотрения и анализа проблемы личности студента в образовательной среде вуза в субъектном измерении необходимо идти путем следования концептуальным идеям различных научных подходов, путем интеграции разных положений, представленных в теориях и концепциях психологии и педагогики. Полиморфизм в научном исследовании дает возможность выявить «стыки», пограничные области научных взглядов. В результате находит удовлетворение практический интерес и практические потребности.

Однако следует заметить, что необходимо также определить общее основание, которое объединяет в себе личностную и субъектную формы представленности человека как психо-социодуховного феномена. В контексте данной статьи таковыми являются: идея развития человека как овладения им собственной природой с использованием психологических орудий-средств, направленных внутрь, на са-

мого субъекта, которая нашла свое воплощение в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского - «развитие как саморазвитие»; философско-психологическая концепция субъекта (С.Л. Рубинштейн) - носителя активности, как источника причинности своего бытия, определяющего и направляющего собственное развитие совокупностью своих внутренних детерминант в их взаимодействии с внешними условиями; системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) - деятельность представляет собой единицу жизни субъекта; гуманистическая теория (А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) - теоретические положения о самоактуализации личности, стремлении личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в современных исследованиях генезиса какого-либо феномена нельзя не учитывать новых научных течений, акцентированных на понимании и соотнесении личности и субъекта. Речь идет об активно разрабатываемом субъектном подходе, который обращает научный интерес к жизни человека как внутренне детерминированному процессу, как авторскому свершению самим человеком сущностного проекта своего индивидуального бытия в его целесообразновыборочном и одновременно преобразовательном взаимодействии с социальным окружением. На парадигмальном уровне данный подход определяется через «принцип субъектно-личностной организации, что объединяет жизненное, интерактивное, деятельностное пространство функционирования личности с ее самоорганизацией, саморегуляцией (самоуправлением своими психическими, личностными и т. д. возможностями) и развитием в направлении совершенствования собственной индивидуальности» [6].

Для нашего исследования является сущ-ностно важной, объединяющей позиция, при которой личность является субъектом саморазвития и социальной деятельности, той интегральной субъектной способности, которая обладает витальным, деятельностным, коммуникативным, нравственным, эстетическим, духовным содержанием. Как отмечает Е.В. Бондаревская, кроме социальных качеств, личность наделяется различными субъектными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способ-

ность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т. д., в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом [7].

Собственно философское определение субъекта - это высший уровень развития человека, его совершенство. Поэтому философский смысл этого понятия в педагогике должен быть конкретизирован путем соотнесения его с понятием личности. В поиске ответа на вопрос, каким образом личность становится субъектом деятельности или она изначально является субъектом, обратимся к положению, сформулированному К.А. Абульхановой:

«Субъект деятельности - это синтез, или интеграл, качеств личности в ее отношении к деятельности и требований деятельности, обращенных к личности» [8].

В контексте данной статьи сформулируем определения студента как личности и субъекта деятельности следующим образом.

Личность - наиболее обобщенная, многомерная и многоуровневая категория, в которой интегрируются и дифференцируются сущностные особенности студента и которая опосредует все направления жизнеосуществ-ления.

Субъект - категория, которая описывает студента как первопричину познания, самопознания и преобразования действительности, отражая его активное отношение к окружающему миру и к самому себе, его способность организовывать и регулировать свой жизненный путь как целое, законосообразно подчинять его своим целям и ценностям.

Студент является одновременно объектом и субъектом учебно-познавательной деятельности. Объектом он выступает тогда, когда изменение личности происходит под направленным внешним влиянием, целепо-лагание внешнее, а способы и средства достижения целей задаются извне или определяются самостоятельно. Субъектом - когда изменение личности студента осуществляется в процессе самопреобразования, цели, способы и средства их достижения определяются самостоятельно.

Необходимым условием становления личности студента субъектом самоосуществ-ления является наличие у нее определенных внутренних ресурсов сущностного самоутверждения. Достаточным условием является способность осознать, что качество своего

будущего зависит от себя, а значит принятие ответственности на себя стать самопричиной собственной активности, направленной на самоактуализацию и последующую реализацию своих личностных потенциалов. Результативность этого процесса зависит от того, насколько личность способна осмыслить интенцию непрерывно превосходить себя, выходить за пределы достигнутого и при этом адекватно соотносить свои интенции и потенциальные возможности с внешними обстоятельствами, для того чтобы динамика трансцендирования всегда превышала динамику внешних ситуационных изменений.

Здесь необходимо обратить внимание на одну особенность, препятствующую этому, которая связана с естественным стремлением человека к гомеостазу. При этом следует заметить, что для субъекта деятельности характерно понимание того, что устойчивого самодостаточного равновесия практически не существует. Гомеостатическое поведение, которое направлено на удовлетворение вызвавшей его потребности, предполагает необходимость поддерживать оптимальный уровень активации, который дает возможность субъекту деятельности функционировать наиболее эффективно (с точки зрения значимости достигнутых результатов, затрат психических, физических сил, времени и т. п.). Тогда возникает вопрос, что же движет субъектом на пути непрерывного само-опреобразования. Возможно устремления, сами по себе конституируя желаемый результат, некоторым образом синтезируются с опытом. В результате достигается планируемый результат, который обладает мотивационным эффектом и одновременно выступает ориентиром для дальнейшего самоизменения. Поэтому субъект деятельности постоянно пребывает в состоянии готовности сделать следующий шаг, еще раз приложить усилия, чтобы изменяться по логике цели и осознанной потребности. Здесь важно, чтобы образовательная среда способствовала возникновению «потребностей роста» (А. Маслоу), которые не будут ограничиваться сохранением существующего, а нацелены на развитие. В результате их удовлетворения личность студента будет стремиться ко все большей аутентичности как в определяющие жизненно важные моменты, так и в обыденных ситуациях.

Можно предположить, что потребность в самоизменении испытывает каждый студент. В таком случае возникает вопрос, почему для одних непрерывное самопреобразование становится нормой жизнеосуществления, а для других - нет. Вероятно, это связано с тем, что осознанная потребность что-то изменить в своей жизни не гарантирует достижение задуманного. Следовательно, возникает выбор: зависимое положение и постоянное внешнее давление (воздействие), которое освобождает от внутренних переживаний, ответственности за свою жизнь, либо постоянное переживание свободы, ответственности, внутреннего давления. Избравшие второй путь (ответственность за свое будущее, готовность к сложным выборам) и становятся субъектами - одновременно сценаристами, режиссерами и исполнителями собственного жизнетворчества.

Интенция самодвижения выражается в субъектности. Она является атрибутивным свойством субъекта. В.А. Сластенин под субъектностью понимает «центральное образование человеческой субъективности, сложную интегративную характеристику личности, отражающую ее активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразова-

тельное отношение к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом» [9]. Субъектность человека - это «самодвижущая причина сущего, универсальный принцип перехода возможных состояний субъекта в действительность» [10].

Применительно к студенту вуза «субъ-ектность» - это системное качество студента, овладевающего разнообразными новыми видами деятельности и социальных отношений, обладающего индивидуальной композицией психологических составляющих и субъектных механизмов самоуправления личностным развитием, которые определяют и отражают эффективность осуществляемой деятельности, одновременно развиваясь в ней, детерминируют его сущностную, интегральную характеристику как общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию свойств личности в социально значимые и профессионально важные качества.

Как системное качество субъектность характеризует достигаемый студентом уровень продуктивности и успешности в реали-

зуемых им видах деятельности, который отражает его возможности по достижению целей и решению конкретных задач. Во внут-риличностном плане для студента ощущение субъектности заключается в осознании значимости собственной роли в достижении успеха в деятельности.

Субъектность студента может проявляться как «тенденция к высокой индивидуальной активности во взаимодействии с другими» (собственно субъектность) и (или) как «ориентация на взаимную активность, диалог в отношениях с другими» (интерсубъект-ность) [11].

СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА

Одной из важнейших особенностей личности студента как субъекта деятельности является позитивная направленность изменений.

Следующая особенность - целенаправленный характер изменений, служащих цели максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического развития цельной, гармоничной личности, непрерывно самоутверждающейся в более высоком качестве в системе социальных взаимодействий.

Также важной особенностью является осознанный процесс самопреобразования.

Необходимо отметить, что особенности личности студента как субъекта взаимосвязаны с его функциональными возможностями. Однако они еще не определяют уровень самореализации субъекта, направление и уровень аксиологического развития личности в целостном процессе жизнеосуществления.

Связано это с тем, что студент, стремясь достичь определенных результатов, не может учесть реальные возможности и трудности в достижении цели, т. к. он опирается на устремления и возможности идеальные. Внешнее во внутреннем мире (сформулированный С.Л. Рубинштейном принцип «внешнее через внутреннее») существует не в виде реальных физических объектов, а их субъективных интерпретаций. В результате между целепола-ганием и творческим трансцендированием личности студента, с одной стороны, достигаемым уровнем самореализации субъекта деятельности и аксиогенеза личности - с другой, существуют относительные корреляционные соответствия, основанные на пред-

шествующих эволюционных достижениях. Проявляя целенаправленную активность, студент одновременно становится источником порождения противоречий и способности их разрешения, выступая в единстве и дифференцированности «субъекта жизнедеятельности» (С.Л. Рубинштейн), «субъекта деятельности, субъекта познания, субъекта общения» (Б.Г. Ананьев), «субъект-субъект-ных отношений» (Б.Ф. Ломов).

Субъект порождает активность внутреннего и внешнего плана. Субъектная активность внутреннего плана обеспечивает, во-первых, интеграцию структурно-уровневой организации личности студента, во-вторых, согласование функционирования разномодальных качеств личности студента, в-третьих, согласует функционирование личности как функциональной системы с индивидуальными особенностями. Субъектная активность внешнего плана направлена на согласование функционирования личности внешним условиям и требованиям, организацию субъектного пространства между личностью и действительностью, в котором разрешаются противоречия и осуществляется согласование внелич-ностного и личностного. Для этого и необходима активность личности как субъекта.

По-видимому, одна из сторон проблемы личности студента как субъекта деятельности в образовательной среде вуза заключается в оптимальной организации деятельности субъекта. По мнению К.А. Абульхановой, оптимальной организацией деятельности субъекта является такая, при которой движущие силы его деятельности опираются на его способности, саморегуляцию и ответственность. Ответственность - максимальное выражение субъектной позиции в деятельности: добровольное взятие на себя гарантий за уровень качества деятельности, гарантий за ее результат, готовность отвечать за какие-либо последствия (несоответствие целей и результатов и т. д.) [8, с. 47]. В том случае, когда студент «на каждом шаге чувствует и понимает, что его воспитывают, - способность к самопознанию и самосовершенствованию снижается» [12].

Вторая сторона обозначенной проблемы связана с представлением студента о себе как субъекте или объекте. Студент, который мыслит себя субъектом, выступает инициатором деятельности, тогда как тот, кто мыс-

лит себя объектом, осуществляет ее как исполнитель. Эта характеристика студента связана с самосознанием личности (третья сторона проблемы), которое во многом определяется отношениями, общением, складывающимися между студентом и преподавателями, в совокупности его интерактивного, коммуникативного, перцептивного компонентов.

Следует констатировать тот факт, что многообразная типология моделей взаимодействия в диаде студент-преподаватель произвольно или непроизвольно редуцируется к модели когнитивного диссонанса. Здесь в качестве основного инструмента педагогического влияния используются противоречия между позитивным образом «Я», высокой самооценкой и отрицательной обратной связью, отрицательным подкреплением или, наоборот (в меньшей мере) - положительным подкреплением при низкой самооценке и отрицательном образе «Я».

В общении личность студента определяет грань допустимого - недопустимого, приемлемого - неприемлемого по отношению к ней, «до каких пределов может она «отступать» (выражаясь метафорой Рубинштейна), чтобы не «потерять» свое достоинство, свое «Я». Этот вопрос личность и решает как субъект, если поднимается до стратегического осмысления жизни и взаимоотношений с людьми» [8, с. 51].

Важно заметить, что личность студента в субъектном измерении неразрывно связана: со способностью к самоидентификации (осознание «Я-реального»); с успешным противостоянием регрессивным моментам внешнего и внутреннего плана, что обеспечивает сохранение целостной, положительной самоидентификации; со своевременной корректировкой жизненной парадигмы; с готовностью к непрерывному самопорожде-нию потребности в достижении самодостаточного равновесия, самостоятельному созданию образа идеального («Я-идеального») и его достижению через преодоление наличного состояния по логике собственного целепо-лагания.

В целом, рассматривая личность студента в субъектном измерении, мы фиксируем его следующие специфические черты: активность, автономность, самодостаточность, целостность, гармоничность, авторство своего

жизнеосуществления, способность начинать причинный ряд из самой себя.

Здесь необходимо понимать, что возможно такое субъектное развитие, когда личность выходит из своей стратегии жизни и деятельности, из своего отношения к жизни и деятельности, из своих способностей, возможностей, потребностей. Поэтому определение студента как субъекта, что разрешает противоречия между своими возможностями и потребностями, с одной стороны, и социальными требованиями - с другой, определенным образом объясняет, почему студент, который избегает таких решений, начинает поддаваться деформации. По-видимому, регресс оптимальных соотношений разномодальных свойств и качеств личности происходит вследствие неадекватного способа деятельности.

С чем это связано? В поиске ответа целесообразно обратить внимание на две составляющих развития (преобразование) личности студента в образовательном процессе вуза: социально-нормативную и индивидуальнодеятельностную. Социально-нормативная

составляющая - это освоение в соответствии с системой объективных требований (заданных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, содержательное наполнение которого конкретизировано в логике программ учебных дисциплин) социальных и профессиональных норм.

В отличие от социально-нормативной составляющей индивидуально-деятельностная менее доступна для внешней перцепции. Однако именно здесь совершается «таинство» преобразования личности студентов. Для выяснения как это происходит требуется педагогическая диагностика потребностно-мотивационной, регулятивно-волевой, когнитивной, эмоциональной, нравственной, действенно-практической, межличностно-

социальной сфер личности студента: мотивов, целей, направленности, установок, способности к самопознанию («Я-реального» и «Я-идеального») и познанию других («Я-Другой»); способности к саморегуляции произвольной активности; способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков; способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя.

Таким образом, рассмотрение в совокупности трех комплементарных аспектов (феноменологического, процессуального, деятельностного) трактовки личности студента в образовательной среде вуза в субъектном измерении, принятие полиморфизма научных подходов, непротиворечивым образом дополняющих друг друга, к исследованию обозначенной проблемы дают возможность представить личность студента в субъектном измерении в виде субъективной локализации деятельного начала в самом себе. Сущностными особенностями студента, которые определяют его самостоятельный онтологический статус субъекта, являются: самостоятельность, целенаправленность, осознанность самопреобра-зования. Важно подчеркнуть, что движущей силой преобразования личности студента в образовательной среде вуза является совместная деятельность с другими участниками образовательного процесса.

1. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2001. С. 661.

2. Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка // Сов. педагогика. 1957. № 6. С. 94.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психологии. 1998. № 6. С. 13.

4. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.,

2001. С. 140.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001. С. 128.

6. Абульханова-Славская К.А. Состояние современной психологии: субъектная парадигма // Предмет и метод психологии: Антология. М., 2005. С. 445.

7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999. С. 224.

8. Абульханова К.А. Методологическое значение категории субъекта для современной психологии // Человек. Субъект. Поступок: философско-психологические студии. К., 2006. С. 47.

9. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М.,

2000. С. 265.

10. Карпенко З.С. Картография интегральной субъектности: пост-модернистский проект // Человек. Субъект. Поступок: Философско-психологические студии. К., 2006. С. 159.

11. Старовойтенко Е.Б. Проблема субъекта в культурной психологии личности // Там же. С. 243.

12. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. К., 1988. С. 303.

Поступила в редакцию 8.09.2008 г.

Berezhnaya I.F., Beloshitsky A.V. Student personality in subject dimension. In the paper various approaches (phenomenological, process, and operational) to consideration of a student personality in the subject dimension are analyzed.

Key words: phenomenological, process, operational approaches, polymorphism, personality as a subject of selfdevelopment and social activity, subjectness, subject activity, subject development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.