УДК 94
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-75-82
ЛИЧНОСТЬ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РФ Б.Н. ЕЛЬЦИНА В СОЗДАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Свидерский АА.
Московский государственный областной университет 105005 Москва, Радио ул., 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается роль личности Б.Н. Ельцина в выстраивании российско-американских отношений, формировании правил и концептуальных основ взаимодействия и целесообразности методов ее проведения. Автор значительное внимание уделил изучению воспоминаний ближайших соратников Б.Н. Ельцина. В статье выяснены особенности действий первого президента РФ и его внешнеполитические ориентиры. В работе доказано, что Б.Н. Ельцин значительное внимание уделял интересам США и зачастую пренебрегал российскими.
Ключевые слова: российско-американские отношения, Б.Н. Ельцин, внешняя политика, Российская Федерация.
THE PERSONALITY OF B. YELTSIN, THE FIRST PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, IN CREATING AND FORMING THE RUSSIAN-AMERICAN RELATIONS
А. Sviderskiy
Moscow Region State University
10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation
Abstract. This article examines the role of B. Yeltsin's personality in building up Russian-American relations, as well as in formulating the rules and conceptual bases for interaction. The appropriateness of methods for conducting the interaction is also mentioned. The author devoted considerable attention to studying the memories of B. Yeltsin's closest associates. The article clarifies the specifics of the actions of the first president of the Russian Federation and its foreign policy guidelines. The article proves that Boris Yeltsin paid considerable attention to the interests of the United States and often neglected the interests of Russia.
Key words: the Russian-American relations, B.N. Yeltsin, foreign policy, the Russian Federation .
Данная статья посвящена роли Ельцина Б.Н. в формировании правил российско-американских отношений, суверенной позиции РФ на международном уровне.
В совместном отчете по национальным интересам России и США Belfer Center for Science and International Affairs и Center for the National Interest за октябрь 2011 г. эти отношения на современном этапе характеризуются так: «Россия не наш
© CC BY Свидерский А.А., 2018.
враг, она не стала другом, Вашингтону и Москве удалось преодолеть конфронтацию в Холодной войне, но не были созданы устойчивые отношения сотрудничества» [16, р. 3]. В этом же документе определяется отношение к интересам США в РФ: Россия должна быть главным приоритетом для Соединенных Штатов, поскольку ее поведение может оказать глубокое влияние на жизненно важные национальные интересы Америки (ядерное разоружение и нераспространение, энергетическая независимость, сдерживание Китая как сверхдержавы, экономическое взаимодействие и использование стратегического положения РФ на планете).
Как видим, США и их союзники всегда уделяли российскому направлению существенное внимание. Именно поэтому особый интерес представляет период доминирования Б.Н. Ельцина в российской политике.
Взаимоотношения депутата Верховного совета СССР Ельцина Б.Н. с Америкой начались с неофициального визита в 1989 г. Возможно, эта неделя ключевым образом повлияла на будущее СССР и России. В Университете Хопкинса (Балтимор, США) Б.Н. Ельцин заявляет: «У вас специалисты о нашей стране знают больше, чем я сам» и этот сарказм позволяет судить как о высоком уровне подготовке американских спецслужб, так и о недостаточной работе депутата Б.Н. Ельцина над изучением экономики СССР [7, 6:16].
Визит в Америку был организован Геннадием Алференко из «Фонда социальных изобретений», который получал средства за счет пожертвований из США [3, с. 18-19]. В ходе американского визита будущий председатель
ВС РСФСР, а в дальнейшем - президент РФ Ельцин знакомится с капиталистической экономикой, вступает в контакты со значительным количеством влиятельных сил в США. В «Речном клубе», во время одной из таких встреч, Дэвид Рокфеллер собрал множество влиятельных лиц. Среди них представители Фонда Форда, Фонда Карнеги, Фонда МакАртуров, Джордж Сорос. Все активно общались с Ельциным. Закрепленный за российской делегацией переводчик так охарактеризовал эту публику: «Эти люди во многом определяют исход президентских выборов в США, да и не только в США» [3, с. 33]. От лекции и обеда в Совете по внешним сношениям зависела встреча Ельцина с президентом США Бушем. Вероятнее всего, что в ходе визита были согласованы определенные обязательства. Б.Н. Ельцину в ходе встречи задали вопрос: «Что Ельцин привез в Америку?». Последовал ответ «Обо всем, что я собой привез, я скажу самому Бушу» и состоялась встреча с американским президентом [12, с. 64].
Дэвид и Шэрон Ривера пришли к выводу, рассматривая период президентства Б. Клинтона, что «политика администрации Клинтона в поддержку Ельцина служила различным интересам американской внешней политики». Кристия Фриленд описывает Б.Н. Ельцина как человека, стремящегося к власти и отодвигающего на второй план идеи [15].
Стремясь к власти, Ельцин Б.Н. охотно пользуется помощью и поддержкой Запада. Об этом свидетельствует описание обратного перелета Ельцина, его размышлений в ходе него. Советский оппозиционер принял ре-
шение идти на полный слом советской системы. Был поставлен конкретный вопрос Льву Суханову, ближайшему помощнику: «Скажите, согласны ли Вы идти со мной до конца?» и получен ответ: «Да, пойду до конца» [12, с. 213]. После возвращения действия Ельцина Б.Н. стали более отважными и решительными, а отношение к Горбачеву
- все более резким. Последний попытался предпринять попытки по уменьшению влияния Б.Н. Ельцина, используя его злоупотребления спиртным в ходе зарубежного визита... Однако на помощь Ельцину пришли политтех-нологии, а журналист Павел Вощанов выполнил роль «отбеливателя» и вся конфликтная ситуация привела лишь к увеличению поддержки дерзкого политика.
Формирование отношений РФ с США началось еще до окончательного распада СССР - со второй половины 1990 г., после провозглашения Съездом народных депутатов РСФСР суверенитета России. Установление первых контактов между РФ и США, не носящих в 1990-1991 гг. еще официального характера, стало возможным после решения о «раздвоении» позиции Вашингтона в отношении центра
- СССР и провозглашающих свою независимость республик, прежде всего России. Ельцин всецело пользовался поддержкой США еще и потому, что, со слов Строуба Тэлботта, тот не только «демократически избранный», но и «первый руководитель, лишенный имперских амбиций» [13, с. 34].
Как только пошел процесс провозглашения независимости бывшими республиками СССР, Вашингтон установил условия их признания - переход к «свободному рынку», ограничение
вооруженных сил и неучастие в военных конфликтах [8]. Министр иностранных дел РФ А.В. Козырев в этом направлении сделал несколько заявлений, которые позволили Америке понять согласие российского руководства двигаться в этом направлении.
По всем судьбоносным для России вопросам Б.Н. Ельцин пользовался поддержкой администрации США. Буш и Клинтон высоко оценивали деятельность российского лидера и поддерживали во время августовского путча 1991 г. и событий 1993 г. Стратегия США строилась на том, чтобы в кратчайшие сроки получить доступ к ресурсной базе России, но многим важнее - ликвидировать СССР как мощного геополитического потенциального противника Америки, не позволить России встать на путь самостоятельного экономического развития, построив успешную экономическую и военно-политическую систему управления.
25 декабря 1991г. президент Буш объявил об официальном признании России как независимого государства и правопреемника СССР. 1 февраля 1992 г. Ельцин прибывает в США с первым официальным визитом и объявляет страны Запада союзниками. Кэмп-Дэвидская декларация гласила: «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе» [11].
Ключевым фактором в поддержке Штатами Б.Н. Ельцина была готовность к полному и кардинальному слому советской плановой системы.
Он её с охотой демонстрировал. Запад ставил требования форсированного перехода к капитализму, тотальной приватизации. «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров. В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное зависит от нас» - заявлял президент [14]. Однако с желанием скорейшим образом перейти к рынку были не согласны даже ближайшие соратники Ельцина. Повременить с приватизацией, провести все более плавно и организованно просил Полторанин. Он же подробно описал факты наличия советников США в ключевых экономических ведомствах России. Ельцин охотно выполнял советы присланных экономистов, т.к. от выполнения их требований зависела поддержка его шаткой власти со стороны США.
Одним из важных шагов в выстраивании новых российско-американских отношений в военно-политическом направлении был договор СНВ-2. Обстоятельства его подписания описывает председатель комитета Государственной думы по обороне Р.С. Попкович: «Подписание этого договора (3 января 1993 г.) было осуществлено в сложных для России политических и экономических условиях. Кроме того, Договор СНВ-2 появился без сопровождения информации, которая необходима для его понимания в обществе. Такая информация отсутствовала даже у допущенных к закрытой информации государственных органов и должностных лиц. В связи с этим Договор СНВ-2 вызвал острую полемику относительно соответствия подписанного документа интересам государства» [5, с. 10].
Значительная часть экспертов считала соглашение сомнительным и
предупреждала об опасности ратификации Договора СНВ-2 в связи с тем, что он может повлечь за собой выход США из договора по ПРО 1972 г., что фактически делало российское оружие безрезультативным (оставшиеся на вооружении ракеты, которые оставались бы у РФ после выполнения обязательств по СНВ-2, не смогли бы достигнуть целей в случае конфликтов Россия-США, Россия-НАТО) [6]. Однако Б.Н. Ельцин настоял на ратификации данного соглашения. Россия отказывалась от своих самых передовых вооружений, а Америка в скором времени вышла из договора по ПРО
- опасения экспертов сбылись. При этом ошибочно считать, что Россия не могла экономически содержать свои средства поражения в тяжелой экономической ситуации - по экономическим расчетам Полторанина, это было гораздо выгоднее (даже с точки зрения сопоставимости затрат «эксплуатация
- утилизация») [10, с. 403].
Что касается реформ Гайдара, то их четкая оценка дана Г.А. Арбатовым: «Я возьму смелость на себя сказать, что любая из них (альтернативных программ реформ) была предпочтительнее «гайдаровской реформы», подготовленной в спешке за закрытыми дверями небольшой группкой малоизвестных второразрядных экономистов и в такой же спешке одобренной президентом Б. Ельциным... Получив благословение Международного валютного фонда (МВФ), усиленно продвигаемая некоторыми западными специалистами (среди других Джеффри Саксом и Андерсом Ослундом), эта модель реформы потерпела неудачу практически повсюду» [1]. Однако господин Арбатов лукавит, когда
говорит, «не могу понять, почему некоторые западные лидеры называют политику шоковой терапии практикой «демократической рыночной реформы» [1]. Все легко укладывается в контекст. Запад кредитовал Ельцина и его команду с целью проведения именно таких, крайне резких, можно сказать, «революционных» реформ с целью скорейшей и окончательной ликвидации социалистической системы.
Соединенные Штаты и страны НАТО твердо и последовательно шли на разрушение геополитических основ, которые хотя бы в теории могли бы позволить России надеяться обрести положение державы номер два в мировой политике, принадлежавшее ранее Советскому Союзу [2]. Давление Америка оказывала по всем возможным направлениям. Личностные качества Б.Н. Ельцина и ряда схожих лидеров позволили при его помощи не только разрушить СССР, но и выстроить крайне радикальную политику на бывшем советском пространстве. Лейтмотивом всех действий российского президента была ориентация на Соединенные Штаты и их лидеров.
Одним из болезненных шагов в этом направлении был стремительный вывод войск из Европы. В условиях, когда договоренности о строительстве жилья и создании рабочих мест для бывших военнослужащих за рубежом Европой не соблюдались, советники Б.Н. Ельцина предлагали провести вывод войск за более длительный период. Однако президент РФ стремился любой ценой быть верным союзником Западу. Итог - освобожденные территории были заняты НАТО (с одобрения Ельцина!), а размещение и трудоустройство иностранного контингента
военнослужащих в России еще долго являлось серьезной проблемой нашей страны.
Профессор, директор института изучения России Дж. Миллар утверждал: «Президент Ельцин допустил ряд серьезных ошибок» [цит. по 9, с. 21]. Ошибки западному специалисту видятся в личностных качествах Б.Н. Ельцина. Мы же полагаем, что, при всех прочих параметрах, главная проблема президентства Ельцина Б.Н. - опора на США и недостаточная компетентность специалистов, осуществлявших реформы. Ибо трудно предположить обратное, когда уже давно известны масштабы американской помощи в проведении реформ: фактически все действующее законодательство РФ сделано при помощи американских советников и по образцу законов США.
По мнению Томаса Грэкхэма, США стали ведущей державой мира с неожиданно большим отрывом от остальных, а конец «холодной войны», геополитические сдвиги и глобализация изменили характер силы в международных отношениях не в пользу России. Налицо громадная и растущая асимметрия между Россией и США в силе, богатстве, взглядах и воззрениях. При этом цинично отмечается: США беспокоит не сила России, а ее слабость [4].
Изложив вышесказанное, мы приходим к следующим выводам:
- Ельцину удалось заручиться поддержкой влиятельных кругов США еще до провозглашения независимости РСФСР;
- Ельцин активно взаимодействовал с американским руководством начиная с 1989 г.;
- провозглашение независимости РСФСР было согласовано с США;
K4J
- курс реформ в России формулировался и формировался Ельциным совместно (или под руководством?) США, а национальные интересы нашей страны при их проведении уходили на второй план;
- в тандеме США - Россия именно Штаты вели разговор с позиции доминирования над слабой Россией;
- фактически администрация Ель-
цина проводила ущербную внешнюю политику во взаимодействии с США, поскольку она носила скорее односторонний характер в угоду Америке и экспорту американских ценностей в РФ;
- президент РФ Б.Н. Ельцин пользовался широкой поддержкой руководства Соединенных Штатов Америки.
Статья поступила в редакцию 19.12.2017
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Арбатов А.Г. Российско-американские отношения: проблемы и задачи // США - экономика, политика, идеология. 1994. № 12. С. 11-12.
2. Богатуров А.Д. Кременюк В.А. Сами американцы не остановятся никогда // Независимая газета. 1996. 29 июня.
3. Вощанов П.И. Ельцин как наваждение. Записки политического проходимца. М.: Алгоритм, 2017. 416 с.
4. Грэхэм Т. Вопросы из Вашингтона // Известия. 2001. 21 марта.
5. Договор СНВ-2 и будущее стратегических ядерных сил. М.: РАУ - Университет, 1999. 121 с.
6. Договор СНВ-2: факты и аргументы (Белая книга). М.: Международные отношения, 1993. 214 с.
7. Ельцин впервые в США. Университет Хопкинса. 1989 год // YouTube [website]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=HJ6Q3xwvp_w (дата обращения: 22.03.2018).
8. Мельников Ю.М. Российско-американские отношения // Внешняя политика современной России: сборник статей. М.: Дипломатическая академия МИД РФ, 2000. С. 93-116.
9. Основные тенденции российско-американских отношений. М.: Научная книга, 1997. 257 с.
10. Полторанин М.Н. Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса. М.: Алгоритм, 2011. 512 с.
11. Россия-США: в Кэмп-Дэвиде забит последний гвоздь в гроб «Холодной войны», но путь от вражды к союзничеству будет труднее, чем мы предполагали // Известия. 1992. 3 февр.
12. Суханов Л.В. Как Ельцин стал президентом. Записки первого помощника. М.: Алгоритм, 2016. 224 с.
13. Тэлботт С. Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии. М.: Издательский дом «Городец», 2003. 528 с.
14. Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России. М.: Детектив-пресс, 2001. 548 с.
15. Rivera D.W., Rivera S.W. Yeltsin, Putin, and Clinton: Presidential Leadership and Russian Democratization in Comparative Perspective // Perspectives on Politics. 2009. Vol. 7. No 3. Pp. 591-610.
16. Russia and U.S. National Interests. Why Should Americans are? (Task Force of Russia and US National Interests Report). Cambridge, MA: Belfer Center for Science and International Affairs; Center for the National Interest, 2011. 45 p.
V^cy
SOURCES AND REFERENCES
1. Arbatov A.G. [Russian-American relations: problems and challenges]. In: SShA - ekono-mika, politika, ideologiya, 1994, no. 12, pp. 11-12.
2. Bogaturov A.D., Kremenyuk V.A. Sami amerikantsy ne ostanovyatsya nikogda [The Americans themselves will never stop]. In: Nezavisimaya gazeta, 1996.
3. Voshchanov P.I. El'tsin kak navazhdenie. Zapiski politicheskogo prokhodimtsa [Yeltsin as a hallucination. Notes of a political impostor]. Moscow, Algoritm Publ., 2017. 416 p.
4. Grekhem T. Voprosy iz Vashingtona [Questions from Washington]. In: Izvestiya, 2001, 21 Mar.
5. Dogovor SNV-2 i budushchee strategicheskikh yadernykh sil [The START-2 Treaty and the future of the strategic nuclear forces]. Moscow, RAU - Universitet Publ., 1999. 121 p.
6. Dogovor SNV-2: fakty i argumenty (Belaya kniga) [The START-2 Treaty: facts and arguments (White book)]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1993. 214 p.
7. El'tsin vpervye v SShA. Universitet Khopkinsa. 1989 god [Yeltsin for the first time in the United States. John Hopkins University. 1989]. YouTube [website]. Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=HJ6Q3xwvp_w (accessed: 22.03.2018).
8. Mel'nikov YU.M. Rossiisko-amerikanskie otnosheniya [The Russian-American relations]. In: Vneshnyaya politika sovremennoi Rossii: sbornik statei [The foreign policy of modern Russia: collection of articles]. Moscow, Diplomaticheskaya akademiya MID RF Publ., 2000, pp. 93-116.
9. Osnovnye tendentsii rossiisko-amerikanskikh otnoshenii [The main trends of the Russian-American relations]. Moscow, Nauchnaya kniga Publ., 1997. 257 p.
10. Poltoranin M.N. Vlast' v trotilovom ekvivalente. Nasledie tsarya Borisa [The power in trotyl equivalent. The legacy of Tsar Boris]. Moscow, Algoritm Publ., 2011. 512 p.
11. Rossiya-SShA: v Kemp-Devide zabit poslednii gvozd' v grob «KHolodnoi voiny», no put' ot vrazhdy k soyuznichestvu budet trudnee, chem my predpolagali [Russia-USA: Camp David hammered the last nail in the coffin of the cold war, but the path from hostility to alliance will be more difficult than we expected]. In: Izvestiya, 1992, 3 Feb.
12. Sukhanov L.V. Kak El'tsin stal prezidentom. Zapiski pervogo pomoshchnika [As Yeltsin became President. Memoirs of the first assistant]. Moscow, Algoritm Publ., 2016. 224 p.
13. Telbott S. Bill i Boris. Zapiski o prezidentskoi diplomatii [Bill and Boris. Notes on presidential diplomacy]. Moscow, Izdatel'skii dom «Gorodets» Publ., 2003. 528 p.
14. Khlebnikov P. Krestnyi otets Kremlya Boris Berezovskii, ili Istoriya razgrableniya Rossii [Boris Berezovsky, the Godfather of the Kremlin, or the history of looting Russia]. Moscow, Detektiv-press Publ., 2001. 548 p.
15. Rivera D.W., Rivera S.W. Yeltsin, Putin, and Clinton: Presidential Leadership and Russian Democratization in Comparative Perspective. In: Perspectives on Politics, 2009, vol. 7, no. 3, pp. 591-610.
16. Russia and U.S. National Interests. Why Should Americans are? (Task Force of Russia and US National Interests Report). Cambridge, MA: Belfer Center for Science and International Affairs; Center for the National Interest, 2011. 45 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Свидерский Арсений Андреевич - аспирант кафедры новой, новейшей истории и методологии Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]; ЬИр://свидерский.рф/
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Аrseny A. Sviderskiy - postgraduate student of the Department of the New, Newest History and Methodology, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]; http://cBMgepcKMM.p^/
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Свидерский А.А. Личность первого Президента РФ Ельцина Б.Н. в создании и формировании российско-американских отношений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 2. С. 75-82. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-75-82
FOR CITATION
А. Sviderskiy. The Personality of B. Yeltsin, the First President of the Russian Federation, in Creating and Forming the Russian-American Relations. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2018, no 2, pp. 75-82. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-75-82