Научная статья на тему 'Личность или социальная роль? (проблема героя в произведениях А. В. Вампилова и Ю. М. Полякова)'

Личность или социальная роль? (проблема героя в произведениях А. В. Вампилова и Ю. М. Полякова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность или социальная роль? (проблема героя в произведениях А. В. Вампилова и Ю. М. Полякова)»

5. Реферовская, Е.А. Лингвистические исследования структуры текста [Текст] / Е.А. Реферовская. -СПб.: Наука, 1993. - 172 с.

6. Скребнев, Ю.М. Основы стилистики английского языка [Текст] / Ю.В. Скребнев. - М.: Астрель; АСТ, 2003. - 224 с.

7. Jane Austen. Pride and Prejudice [Электронный ресурс]: http://www.austen.com/pride/

ЛИЧНОСТЬ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ? (ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. В. ВАМПИЛОВА И Ю. М. ПОЛЯКОВА)

В творчестве А. В. Вампилова и Ю. М. Полякова -писателей разных поколений, но близких по духу, к тому же связанных одной позднесоветской эпохой, ощутимы явные созвучия идеостиля. Ироническое отношение к современной действительности, а именно к героям-карьеристам и героям-«лицедеям», принимающим на себя социальные роли, чуждые собственному внутреннему мироощущению, становится одной из точек соприкосновения этих авторов. Характерной особенностью произведений обоих писателей явилось не просто изображение социальной среды, уродующей личность, коверкающей судьбы «неприспособленцев» и продвигающей вверх по карьерной лестнице конформистов, но исследование глубинных психологических пластов данного явления. Здесь принципиально важным является видение А. В. Вампило-вым и Ю. М. Поляковым динамики взросления личности, истоков метаморфозы человеческой души от детской правдивости, непосредственности, естественности, подросткового максимализма к зрелому лицемерию, приспособленчеству. Однако в произведениях Вампилова и Полякова эта близкая им обоим тема безусловно реализуется по-разному.

Возраст героя в художественном мире А. В. Вампи-лова является принципиально важной характеристикой. Динамика взросления, достижения зрелости у Вампилова соотносится с идеей отхода человека от природности, от собственных истоков и, соответственно, погружения в материально-вещный мир, где потребительство и рациональность одерживают верх над творчеством, импульсивностью, духовностью.

Категория зрелых героев Вампилова представлена персонажами-приспособленцами - Репников («Прощание в июне»), Кушак и Саяпины («Утиная охота») и «всецело положительными» героями, такими как расчетливый официант Дима, пугающий своей рациональностью («Утиная охота»), «хороший парень» Кудимов, «волевой, целеустремленный», который «точно знает, что ему в жизни надо» («Старший сын») или серьезный, деловой, «импозантный» Мечеткин («Прошлым летом в Чулимске»), а также героями-лицедеями (Калошин из «Провинциальных анекдотов», Зилов из «Утиной охоты»). Во всех этих персонажах, за исключением лишь Зилова, без труда можно разглядеть бездушных карьеристов от комсомола 80-х, «новых русских» девяностых и нулевых, их уже не застанет Вампилов, они станут действующими лицами произведений Ю. М. Полякова.

Переход от детства к зрелости, от веры к прагматизму, от непосредственности к трезвому расчету запечатлен в ранней пьесе Вампилова «Прощание в июне» (1965). Студент Колесов впервые в жизни становится перед выбором: сделать успешную карьеру ученого (то к чему талантливый студент так стремится) или остаться честным перед

Чербаева Ольга Владимировна

ГБОУ Школа 324 «Жар-птица», г. Москва

самим собой. Появляются у взрослеющего «ученика» и новые «учителя» жизни - конформист Репников, для которого размеренность, предсказуемость, благополучие есть высшие ценности в жизни и «коммерсант» Золотуев, утверждающий, что у всего на свете есть своя цена, что «честный человек - это тот, кому мало дают». Но если вампиловский Колесов делает выбор не в пользу «здравого смысла» Репникова и Золотуева, то герой повести Ю. М. Полякова «ЧП районного масштаба» выбирает «безупречную репутацию» и повышение, и «за свою карьеру» ему придется «расплачиваться чужими судьбами».

Повесть «ЧП районного масштаба» (1981) для Ю. М. Полякова явилась своего рода пробой пера, так же как для Вампилова пьеса «Прощание в июне». Схожие в идейном плане эти два произведения, звучат абсолютно противоположно. Вампиловская пьеса в целом оптимистична: «альпийский луг» (символ духовного богатства) для Колесова становится важнее «грядок» (символа материальных благ). То есть герой сумел сохранить собственное человеческое лицо и не принять на себя одну из тех социальных ролей, которые были предложены ему Репниковым и Зо-лотуевым. В повести Полякова главный герой, первый секретарь райкома комсомола Николай Петрович Шумилин «никогда не мечтал о профессиональной комсомольской работе и после армии пошел на истфак пединститута только потому, что хотел быть историком» [3, с. 34]. В отличие от других персонажей повести, Шумилин «командовать не любил <...> в лидеры он не рвался» [Там же, с. 35]. Изначально в поляковском Шумилине чувствуется натура действительно трудолюбивого общественника, а не карьериста. Однако чем выше Шумилин поднимается по карьерной лестнице, тем больше в его душе происходит перемен. Среда буквально поглощает его личность без остатка. И на алтарь карьеры приносится сначала семья и личная жизнь: «За свою карьеру я расплачиваюсь собой». Потом честь и душевное спокойствие (Шумилин не уходит с должности после ЧП в подведомственной ему организации, даже слыша в свой адрес обвинения в происшедшем, списывая все на случайность). А когда он один узнает, что залезший в окно райкома Семенов стал хулиганом отчасти и по его вине, не пытается помочь школьнику, дабы не запятнать себя. Таким образом, Шумилин приносит своей карьере новую, самую страшную жертву - чужую исковерканную судьбу. Заключительные строки повести становятся свидетельством трагедии преданных идеалов в пользу собственного благополучия: «Он встал навстречу вошедшим, шагнул из-за стола и увидел вокруг окаменевшую и накренившуюся зыбь моря. Вверху, на фоне безоблачного, цвета густой грозовой тучи неба сияло зеленое с кровавым ободком солнце. И еще человек на мгновенье почувствовал, что больше не умеет плавать... »

[Там же, с. 253]. В этих строках Поляков вновь возвращается к началу повести, сцене на море, когда чуть не утонувший Шумилин вдруг осознал, что тело перестало ему подчиняться. На протяжении всей повести писатель показывает, как и сам герой постепенно перестает принадлежать самому себе: «По правде говоря, в последние годы судьба Шумилина складывалась так, что вопрос "кем быть?" за него в основном решали другие» [Там же, с 34]. Окончательное осознание Шумилиным собственной абсолютной несвободы от принятой им социальной роли наступает в финале повести. Посвятив себя без остатка карьере, Шумилин отрекся от собственной личности.

В программных произведениях Вампилова - пьесах «Утиная охота» (1968) и «Прошлым летом в Чулимске» (1971) показаны герои уже сломленные, испорченные средой. Так, Зилов окружен атмосферой серости, безликости и бездушности. Жизнь Зилова - бесконечное паясничество, лицедейство, ложь во имя лжи. И все это порождение окружающей среды, следствие попытки заполнить душевную пустоту, заглушить чувство тоски и одиночества. Драма Зилова - это драма человека, потерявшего за многочисленными масками собственное лицо, лицедея, не живущего, любящего, но играющего в жизнь, любовь, дружбу. Зилов не живет, а лишь исполняет социальные роли. Но ведь и вокруг него такие же «актеры»: «верный муж и музейная редкость» Кушак, мнимые друзья, коллеги, создающие видимость работы. Характерно, что мотивы обмана, подмены понятий, фальсификации буквально пронизывают пьесу, начиная с мелких деталей и кончая самим названием. Так, центральный символ мира «Утиной охоты», дождь, в совокупности с серостью декораций, выражает размытость границ реального и выдуманного, правды и лжи. И за этой завесой из дождя и серости действительно становится трудно различить, где правда, а где ложь, где чувства, а где игра, где лицо, а где маска. Характерна последняя ремарка пьесы о Зилове: «Плачет он или смеется, понять невозможно» [1, с. 314]. Символами лицедейства, лжи становятся несуществующий фарфоровый завод и церковь-планетарий, игрушечный кот, подаренный Зилову на новоселье. Характерно, что имя бывшей любовницы Зилова, которую он «уступает» Кушаку, и которая затем достается Кузакову - Вера. Так, возникает образ проданной, растоптанной веры. В мире, где господствует ложь и лицемерие, вера попрана.

В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» Шаманов, в прошлом «разъезжавший на собственной машине» и имевший жену «чью-то там дочь», оказался выкинутым из жизни, лишь только вступился за справедливость - «он бы далеко пошел, если бы не свалял дурака». Отказавшись от собственных идеалов справедливости, Шаманов уезжает в глухой таежный поселок, мечтая лишь о выходе на пенсию.

Несмотря на достаточно трагичное авторское восприятие действительности в пьесах «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске», Вампилов все же дает своим героям надежду на выход из жизненного тупика и обретение душевного равновесия, введением в сюжет образа ребенка (школьник Витя в пьесе «Утиная охота» и девушка-подросток Валентина в пьесе «Прошлым летом в Чулимске»). Л. П. Якимова рассматривает образ ребенка в отечественной литературе как образ, «наделенный теми идейно-эстетическими функциями, которые в наибольшей степени способствуют выявлению авторского взгляда на мир, характер общественного устройства» [5]. Она анали-

зирует произведения русских и советских писателей, в которых образ ребенка «оказывается функционально значимым, способным нести важную семантико-эстетическую нагрузку, служить цели выражения авторской мысли и о текущем времени, и о назначении человека на Земле, а часто и напрямую восходить к художественной философии писателя» [Там же]. Такими произведениями в творчестве Вампилова явились именно пьесы «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске». В обеих пьесах образ ребенка высвечивает героев, способных еще на духовное возрождение, на примирение с собственным внутренним миром и даже на борьбу с системой (Зилова, Шаманова). Вампи-лов обращается к образу ребенка, как символу возможного очищения от социальных личин, от будничной грязи и серости, возможной победы человека над сугубо потребительским отношением к жизни. У Полякова же взгляд на современную действительность гораздо более пессимистичен. Обращаясь к проблеме молодежи и воспитания, он с горечью констатирует «Заасфальтировали поле катком, а теперь удивляемся, куда девались ростки молодой инициативы» [3, с. 172].

В романе Ю. М. Полякова «Грибной царь» (2005) главный герой Михаил Дмитриевич Свирельников, владелец фирмы «Сантехуют» вживается в роль бизнесмена и дельца: имеет в гардеробе дорогие костюмы, носить которые так и не научился, заводит молодую любовницу, кутит в гостинице с девочками. Однако вся эта мишура не вызывает в нем никаких чувств, кроме чувства брезгливости. Характерно, что в романе также появляются детские образы (воспоминания Свирельникова). Однако Поляков, как и в ранней своей повести «ЧП районного масштаба» отнюдь не идеализирует образ ребенка, а лишь вскрывает через него социальные проблемы современности: уже с детства усвоенные на практике законы несправедливости и неравенства, которые со временем становятся нормой жизни едва ли не каждого современного человека. Характерно, что на протяжении всего романа создается впечатление, что главный герой романа проживает чью-то чужую жизнь, играет навязанную ему кем-то роль. Настоящая его жизнь становится областью воспоминаний, мыслей и снов.

Особое место в романе занимают второстепенные, эпизодические и даже внесюжетные персонажи, высвечивающие главного героя и всю социальную реальность: Труба, Болеслав Брониславович Жолтиков, Алипанов и другие. Это персонажи-хамелеоны, меняющие свою мировоззренческую позицию и род деятельности по ситуации, умело приспосабливающиеся к новым социальным законам. Вводя этих персонажей в структуру романа, писатель пытается найти первопричину возможности такого рода личностных метаморфоз. Итогом таких размышлений явилась сквозная метафора пустоты. Духовный и культурный вакуум стал следствием замены рефлексирующей личности на личность не рассуждающую, а действующую: «Михаил Дмитриевич вдруг сообразил, что, собственно, никакого особенного превращения с Трубой не случилось. Просто раньше он верил в то, что за него надумали Ленин с Марксом, а теперь верит в то, что завещали Григорий Богослов с Иоанном Дамаскином» [2, с. 308]. Мучительные поиски ответа на «все проклятущие заморочки жизни», равно как истинная вера - «священники, надо полагать, верят в воздаяние за гробом примерно так же, как Красный Эвалд верил в коммунизм» [Там же, с. 307] - отброшены, как ненужный балласт. Именно поэтому Труба

так легко перевоплощается из ярого атеиста в отца Вениамина, Алипанов - из опера в начальника охранной фирмы «Ятаган» и т.д.

Характерно, что проблема душевной опустошенности, потери самоидентификации личности, исследуемая Поляковым в романе «Грибной царь» в полной мере звучит и в произведениях Вампилова, уже в 60-х гг. XX века, остро почувствовавшего неотвратимые изменения в общественном мировоззрении, когда герои рассуждающие, чувствующие социальную несправедливость и сквозящую вокруг ложь (Зилов, Шаманов) оказываются на обочине жизни. А на смену им приходят дельцы, карьеристы, конформисты - Репников, превратившийся из ученого в «администратора», летчик Кудимов, пунктуальный, прямолинейный, но абсолютно не способный на элементарное сопереживание, поставляющие унитазы «для родного города» Анчугин и Угаров, администратор гостиницы Калошин, «шеф» Кушак и «официант» Дима, «седьмой секретарь» Мечеткин. Симптоматично, что всех этих персонажей объединяет акцентированное внимание автора на их социальном статусе и одновременно едва ли не полная нивелировка личностных качеств. Всеми этими персонажами движет лишь желание вполне определенных материальных благ, любые душевные порывы им абсолютно не свойственны. Следовательно, через репрезентацию этих характеров, в сюжеты вампиловских пьес входит образ-символ пустоты - социальные роли всех этих персонажей становятся некоей оболочкой, под которой скрывается душевная пустота. Персонажи вампиловских пьес постоянно заполняют внутреннюю пустоту внешними атрибутами: едят, пьют, развлекаются, изменяют. Не случайно в пьесе «Утиная охота» одним из главных мест действия становится кафе «Незабудка», а в пьесе «Прошлым летом в Чулимске» - чайная. Образ пустоты является одним из центральных и в романе Полякова «Грибной царь». Все вокруг главного героя романа Свирельникова оказывается лживо, иллюзорно, пусто. Так, Красный Эвалд из ярого борца со сталинским террором вдруг превращается в его идейного вдохновителя, Вовико - из преданного друга в предателя. Характерно, что и сам жанр этого произведения можно охарактеризовать как псевдо детективный роман. Заявленная в романе острая детективная коллизия (расследование Алипановым заказа на убийство Свирельникова) развивается, разрабатываются все новые и новые версии. Однако в финале все оборачивается пу-

стым «тарарамом». Символическое выражение образа пустоты в романе Полякова «Грибной царь» есть не что иное, как сам исполняющий желания Грибной царь, «от легкого прикосновения» превратившийся «в отвратительную кучу слизи, кишащую большими желтыми червями» [2, с. 511]. То есть, все мечты, желания Свирельникова, в том числе и мечта о «сначальной» жизни, оказываются лишь стремлением к сытой, комфортной, красивой жизни - фантиком без начинки. Через воспоминания главного героя, вкрапленные в сюжетную канву романа, автор показывает путь его постепенного нравственного падения, опустошения. Финал романа неутешителен: Свирельни-ков никому не нужен: ни жене, ни дочери, ни новоиспеченной молодой невесте, ни бывшему другу Веселкину. Всем интересны лишь его деньги. Социальная роль преуспевающего бизнесмена нивелировала личность героя.

Вопрос о самоидентификации личности в творчестве А. В. Вампилова и Ю. М. Полякова звучит весьма остро. Современный человек, принимающий на себя множество социальных ролей, и, в конечном счете, теряющий свое лицо и личность за масками и ролями, изображен в произведениях этих писателей с долей иронии, но больше с болью. В. Г. Распутин, близко знавший А. В. Вампилова, писал о его творчестве «Главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лишнее, лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже и противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение?» [4, с. 213]. Этот же вопрос поднимает в своих произведениях и Ю. М. Поляков, вслед за Вампиловым продолжающий рассуждать о нравственном облике современного человека в мире перевернутых понятий и мнимых ценностей.

Список литературы.

1. Вампилов, А. В. Избранное. М.: Согласие, 1999. -776 с.

2. Поляков, Ю. М. Грибной царь. М.: АСТ, 2010. - 510 с.

3. Поляков, Ю. М. ЧП районного масштаба. М.: АСТ, 2011. - 252 с.

4. Распутин, В. Г. Ему было бы нынче пятьдесят // Новый мир. 1987. №9. - С. 211

5. Якимова, Л. П. Внесюжетные дети русской литературы // Сибирские огни. 2014. №2. http://www.sibogni.ru/archive/153/1952/

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОХВАЛЫ И ПОРИЦАНИЯ КАК ОЦЕНОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ В.М. ШУКШИНА)

Черницына Татьяна Владимировна

кандидат филологических наук, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»,

г. Волгоград

Одним из важнейших аспектов отражения взаимодействия действительности и человека является оценочный. Мировоззрение, природные данные, воспитание, образование человека, исторический и социальный фон, на котором протекает его жизнь, - все это вырабатывает у человека определенную систему ценностей, в соответствии с которой он может давать оценку окружающей его действительности. Как отмечает Н.Д. Арутюнова, «Оценка

относится к числу собственно человеческих категорий. Она задана физической и психической природой человека, его бытием и чувствованием, она задает мышление и деятельность, его восприятие искусства» [1, 5].

Отметим, что под коммуникативной стратегией мы понимаем совокупность речевых действий, имеющих экспрессивную цель, направленную на выражение чувств и коммуникативных установок говорящего («глобального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.