Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.В. СТАЛИНА: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ'

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.В. СТАЛИНА: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ" / ШКОЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ВОЖДЬ / ПРОЛЕТАРИАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валикова Анастасия Леонидовна, Сидорова Инна Владимировна

Данная статья рассматривает различные подходы к изучению личности И. В. Сталина в разные периоды времени. Тема является сравнительно малоизученной и требует более внимательного и детального рассмотрения. В работе изучаются школьные учебники времен непосредственного правления И. В. Сталина, Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева и более новые и современные учебники, разработанные в соответствии с ФГОС. Производится сравнение всех учебных материалов разных времен и их оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валикова Анастасия Леонидовна, Сидорова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.V. STALIN'S PERSONALITY AND ACTIVITY: APPROACHES TO THE STUDY

This article examines various approaches to the study of the personality of I. V. Stalin in different periods of time. The topic is relatively little studied and requires more careful and detailed consideration. The paper studies school textbooks from the time of the direct rule of I. V. Stalin, N. S. Khrushchev, L. I. Brezhnev and newer and modern textbooks developed in accordance with the Federal State Educational Standard. A comparison of all educational materials from different times and their evaluation is made.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.В. СТАЛИНА: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ»

УДК 93/94

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.В. СТАЛИНА: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

Анастасия Леонидовна Валикова

студент

Инна Владимировна Сидорова

кандидат педагогических наук, доцент в1ёогоуа. innavladimirovna@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Данная статья рассматривает различные подходы к изучению личности И. В. Сталина в разные периоды времени. Тема является сравнительно малоизученной и требует более внимательного и детального рассмотрения. В работе изучаются школьные учебники времен непосредственного правления И. В. Сталина, Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева и более новые и современные учебники, разработанные в соответствии с ФГОС.

Производится сравнение всех учебных материалов разных времен и их оценка.

Ключевые слова: «Культ личности», школьная литература, учебные материалы, вождь, пролетариат.

Иосиф Виссарионович Сталин - государственный деятель, революционер, выходец из обычной бедной семьи. В дальнейшем личность, имеющая не только государственный, но скорее глобальный масштаб. В 1917 году он получает должность наркома за особые заслуги. После смерти Владимира Ильича Ленина сосредотачивает непосредственную власть над СССР в своих руках[2].

И. В. Сталин сыграл огромную роль в истории СССР. Например, превратил страну в сверхдержаву, одержал победу в Великой Отечественной войне, восстановил исторические факультеты по всей стране. У многих историков личность И.В. Сталина - революционера и государственного деятеля вызывает активные дискуссии. Одни придерживаются мнения о том, что Иосиф Виссарионович совершил для государства больше зла, нежели значимых дел. Другие напротив, считают, что именно благодаря Сталину была достигнута победа над фашизмом в 1945.Так вследствие чего сформировались такие разные позиции? И почему никто не может дать точный ответ на тему роли Сталина в истории СССР?[1].

Для более глубокого изучения данной темы обратимся к учебникам истории разных лет, и рассмотрим, каким образом в том или ином учебнике представляется личность Иосифа Виссарионовича.

Ни для кого не секрет, что довольно часто историю используют в качестве механизма внедрения в сознание формирующегося слоя людей «правильных» представлений о правителе и его деятельности. Учебные материалы нередко переписываются под «удобный» материал для конкретного времени. Учебники времён правления Сталина не становятся исключением.

В 1936 году объявляется конкурс на лучший учебник, а в 1937 его выигрывает Шестаков В.А., его учебник отличался своей рафинированностью в отношении истории советской. В учебнике прослеживается появление некого «культа личности» Иосифа Виссарионовича Сталина.

Государственному деятелю приписывают огромнейшую роль в победе Великой Отечественной войне и в освобождении СССР от

захватчиков.Неустанно напоминают о том, что именно благодаря вождю страна смогла восстановиться в экономической и прочих сферах жизни. Фигуру Сталина оценивают достаточно высоко в истории и ставят его в пример, как одного из самых успешных правителей.

Помимо этого одной из заслуг И. В. Сталина упоминается появление «социального лифта» и возможность любого человека встать на ступень выше в социальной лестнице [3].

Раскулачивание в этих же учебниках преподносится как благо и явление крайне необходимое для разрушения пережитков капитализма.

После смерти И.В. Сталина и прихода к власти Н.С. Хрущева учебники терпят ряд изменений. «Культ личности» Сталина исключается из всей школьной литературы. Появляется первая критика личности Иосифа Виссарионовича.

Авторы довольно часто позволяют себе высказываться негативно в сторону революционера. Все его заслуги практически обнуляются - так, многие видят не заслуги в победе в Великой Отечественной войне, а скорее наоборот его вину в неподготовленности страны к наступлению вражеских войск.

Опубликовывается завещание Ленина, в котором указывается нежелание Владимира Ильича видеть Сталина во главе страны. Происходит это после доклада Н. С. Хрущева, в котором он обвиняет Иосифа Виссарионовича в том, что возникло массовое беззаконие, а репрессии это лишь блажь вождя, а не благо, о котором утверждалось во времена непосредственного правления революционера.Многие авторы считали, что модель исторической науки Сталинских времен очерняет историю как науку.

При правлении Л. И. Брежнева в учебники также вносится ряд изменений. Теперь в них не прослеживается стремление к развенчанию «культа личности» или противоположному ему явлению - восхваления личности Сталина. Леонид Ильич на одном из съездов подмечает неправильность того, с каким рвением Хрущев старается очернить имя Иосифа Виссарионовича[4].

В обществе к тому времени все чаще осуждают позицию развенчания «культа личности» так отчаянно предпринятую Никитой Сергеевичем во время своего правления.

Отношение носит более нейтральный характер. Во многих учебниках впринципе не рассматривается данная личность. Как раз Андропов становится одним из тех, кто предлагает свести к минимуму упоминание о вожде и революционере И. В. Сталине[5,6,12]. Эту идею активно поддерживают, и она внедряется в учебные материалы того времени. Но было ли правильным решением избегать упоминаний о нем?

Мы можем сделать вывод, что учебная литература Брежневских времён не давала полной картины деятельности и личности И.В. Сталина.

В то время как современные учебники, разработанные по ФГОС рассматривают личность более детально и полно. В них можно рассмотреть роль вождя в делах страны с разных точек зрения. В них нет любимого ранее вождем культа, либо любимого Хрущевым развенчанием этого же культа. И. В. Сталин не выставляется абсолютным злом или добром [8].

Таким образом, мы можем утверждать, что в разный период времени личность государственного деятеля в учебных материалах подаётся по-разному. Многие советские учебники не передают всю историю правления И. В. Сталина, более того многие либо возводят его в культ, либо занимаются развенчанием данного культа.

Лишь современные учебные материалы способны показать более приближенную к правде картину, не опираясь лишь на позитивные или негативные стороны правления И.В.Сталина. Но все же для более глубокого рассмотрения стоит обратиться не только к учебникам, но и к дополнительным источникам информации [11].

Материалы более ранних учебников не могли передать ученикам достоверную и правдивую информацию, а значит, они способствовали распространению в странеограниченности информации, исключительно той информации, которая была выгодна в данный отрезок времени. История как

наука, к сожалению, не раз подвергается переписи для личной выгоды того, кто приходит к власти. Что является непозволительной и абсолютно неправильной позицией, на наш взгляд [10].

Список литературы:

1. Андреевская И.В. Методика преподавания истории в семилетней школе: учеб.пособие. М.: Учпедгиз, 1947. 216 с.

2. Багдасарян В.Э. Школьный учебник истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009. 376 с.

3. Базилевич К.В.История СССР: учебник для 10 класса средней школы. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952. 424 с.

4. Берхин И.Б. История СССР. Переходная эпоха от капитализма к социализму(1917-1937): учебное пособие для 9 класса. М.: Издательство Просвещение, 1972. 241 с.

5. Волобуев О.В. История России начало XX - начало XXI века. 10 класс учебник. М.: Дрофа, 2016. 367 с.

6. Горинов М.М. История России с древности до наших дней: пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1994. 431 с.

7. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Мнемозина, 1994. 446 с.

8. Никонов В.А., Девятов С.В. Под ред. Карпова С.П. История. История России 1914 г. - начало XXI в. (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях). М.: ООО Русское слово-учебник, 2021. 212 с.

9. Островский В.П. История России. XX век. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учеб.заведений. М.: Дрофа, 2001. 480 с.

10. Сидорова И.В., Илюхин К.Э., Томонов Д.С. Воспитание патриотизма как актуальная проблема современного общества // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. С.209

11. Сидорова И.В., Сухарева Н.А. Социальная политика советского руководства в первую послевоенную пятилетку// Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 115

12. Федосов И.А. История СССР. Учебник для 9 класса. М.: Просвещение 1982 г. 394 с.

UDC 93/94

I.V. STALIN'S PERSONALITY AND ACTIVITY: APPROACHES TO THE STUDY

Anastasia L. Valikova

Student Inna V. Sidorova

Ph.D., Associate Professor sidorova. innavladimirovna@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. This article examines various approaches to the study of the personality of I. V. Stalin in different periods of time. The topic is relatively little studied and requires more careful and detailed consideration. The paper studies school textbooks from the time of the direct rule of I. V. Stalin, N. S. Khrushchev, L. I. Brezhnev and newer and modern textbooks developed in accordance with the Federal State Educational Standard. A comparison of all educational materials from different times and their evaluation is made.

Keywords: "Personality cult", school literature, educational materials, leader, proletariat.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022. The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.