Научная статья на тему 'Личная и творческая судьба гуманиста и просветителя Османа Мурзабекова'

Личная и творческая судьба гуманиста и просветителя Османа Мурзабекова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ / HUMANIST / EDUCATOR / GENRE NATURE / NATIONAL IDENTITY / ART AND CULTURE / AND TEACHER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартазанова Х.М.

В статье прослеживается судьба О. Мурзабекова, писателя и мыслителя, просветительская деятельность которого приходится на начало 20 века. Анализируются наиболее значительные произведения писателя, где осмысливаются проблемы образования и культуры. На основе анализа произведений, автор приходит к выводу, что О. Мурзабеков, осмысливая социальные и морально-этические проблемы, характерные для эпохи первых двух десятилетий ХХ века, реалистично изображает картину жизни горцев, особенности окружающей их природы, людей, которые выступают частицей саморазвивающегося общественного, исторического процесса. О. Мурзабеков показывает становление самосознания ингушского народа, общих тенденций его исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND CREATIVE LIFE OF OSMAN MURZABEKOV, A HUMANIST AND EDUCATOR

The article traces the life of O.Murzabekova, a writer and thinker, whose educational activity took place at the beginning of the 20th century. The author analyzes the most significant works of the writer, which conceptualized the problem of education and culture. The author comes to the conclusion that O. Murzabekov, understanding social and ethical challenges in the era of the first two decades of the twentieth century portrays, realistically pictures the lives of the highlanders, the features of their environment, people, who are part of the self-developing social, historical process. O. Murzabekov shows the emergence of self-consciousness of the Ingush people, the General trends of its historical development.

Текст научной работы на тему «Личная и творческая судьба гуманиста и просветителя Османа Мурзабекова»

характерен для заключительной части проповеди, как в следующем примере: Que el Espíritu Santo derrame sobre el Papa, los obispos y sacerdotes el don de Sabiduría, para sepan anunciar en esta hora el mensaje siempre nuevo de Cristo. Oremos. Que el Espíritu Santo derrame sobre los dirigentes de todas las naciones el don de Piedad para que sean sus actuaciones siempre en favor de los más necesitados. Oremos. Que el Espíritu Santo derrame sobre los que están alejados el don del Temor de Dios, para que les sirva de guía a la hora de volver sus pasos hacia el Camino que lleva al Padre. Oremos. Que el Espíritu Santo derrame sobre los enfermos y los que sufren el don de Fortaleza para que este estímulo les lleve a superar con alegría sus dificultades. Oremos. Que el Espíritu Santo derrame sobre los que viven entre luchas y enfrentamientos el don de Entendimiento para que llegue pronto a ellos la verdadera paz nacida del respeto mutuo. Oremos.

Особое внимание хотелось бы обратить на использование в испанской протестантской проповеди призывов не только к покаянию, прощению и молитве, но и к таким действиям, которые отражают светский характер жизни паствы. В трети из проанализированных проповедей в перфомативных речевых актах, составляющих призывающую стратегию, употребляются глаголы и глагольные сочетания, которые включают семантический компонент развлечения, наслаждения. Некоторые используемые свободные и фразеологические сочетания характерны только для разговорного регистра и отличаются высокой степенью экспрессивности: divertirse (развлекаться), disfrutarse de la vida, aprovechar la vida (наслаждаться жизнью), aprovechar el tiempo al máximo (наслаждаться временем по-максимуму), descansar (отдыхать), pasarlo bomba, pasarlo de maravilla, pasarlo fenomenal (отлично проводить время), а также их антонимы, например: ser una plasta (быть занудой). ¡Diviértete! Si puedes a lo sano, si no, de todas maneras diviértete. Si respetas a Dios, este mundo se enfoca como un jardín de placeres, con la finalidad de pasarlo bomba. La gente que ama a Dios y a todos, la vida se les pasa de maravilla. ¡Vamos a pasarlo fenomenal! Si encuentras una chica o un chico o con tus amigos, aprovecha el tiempo al máximo, vive, no seas una plasta, pero ten tiempo para rezar y dar gracias a Dios. Duerme, come, bebe y diviértete! (Отдыхай, ешь, пей и развлекайся). Vive y no deja a vivir (Живи и не переставай жить). Comamos y bebamos que mañana moriremos (Давайте есть и пить, ведь завтра умрём).

Полагаем, что в таких экспрессивно-окрашенных призывах к радостной и беспечной жизни (потому что Бог хочет видеть нас

Библиографический список

радостными и счастливыми) находит отражение особый опыт отношения к миру и способ эмоционально-смыслового освоения действительности, характерный для испанской лингвокультуры: «каранавальное» осмысление мира как особенность коллективной ментальности в противовес элитарному типу мышления, опирающемуся на систему определённых рациональных принципов в отношении к действительности и формирующих активную жизненную позицию [4]. Та значимость, которая отводится в испанской культуре празднику в широком смысле, объективируется в языке не только в современной разговорной испанской речи, но и в современной протестантской проповеди, которая может включать различные регистры общения между адресантом и адресатом, для реализации её основных функций.

Таким образом, в проповедническом дискурсе при реализации его основных стратегий мы можем наблюдать его социально-культурную маркированность, обусловленную как особенностями национально коммуникативного поведения, так и принадлежностью к определённой конфессиональной общности.

Палитра языковых средств, которые использует проповедник для реализации призывающей стратегии, очень богат, так как представлен на лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях, а экспрессивно-эмоциональные элементы, элементы «мы-дискурса» позволяют максимально убедительно выразить своё мнение.

Все вышеописанные тактики продуцирования призывающей стратегии в современной проповеди, как правило, реализуются в комбинации друг с другом и фактически являются текстообразу-ющими. К контактоустанавливающей тактике проповедник прибегает в начале проповеди, все остальные тактики реализуются во второй части, либо в завершающем абзаце текста и явно обладают персуазивным потенциалом и убеждают аудиторию в необходимости следовать призывам проповедника.

Необходимо отметить, что выявленные нами тактики могут быть также обнаружены в проповедях, подготовленных и произнесённых и на других языках, но их инструментарий, степень проявления экспрессивности, а также частотность и сочетаемость в одном тексте, вероятнее всего будут отражать культурно-специфические особенности национального коммуникативного стиля.

Все рассмотренные в работе особенности религиозного дискурса на примере реализации одной из коммуникативных стратегий в современной проповеди позволяют говорить о специфичности данного вида общения, обусловленного конфессиональными и лингвокультурными особенностями.

1. Гадомский К.А. Русская теолингвистика: история, основные направления исследований. Стил. 2010; 9: 357 - 373.

2. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения). Диссертация ... доктора филологических наук. Волгоград, 2007.

3. Звездин Д.А. Православная проповедь как коммуникативный акт (на примере творчества архимандрита Иоанна Крестьянкина). Вестник Челябинского государственного университета. 2011; 33 (248): 52 - 54.

4. Федосова О.В. Лексико-прагматические особенности современного испанского обиходного дискурса в национально-культурном аспекте. Волгоград, 2011.

References

1. Gadomskij K.A. Russkaya teolingvistika: istoriya, osnovnye napravleniya issledovanij. Stil. 2010; 9: 357 - 373.

2. Bobyreva E.V. Religioznyj diskurs: cennosti, zhanry, strategii (na materiale pravoslavnogo veroucheniya). Dissertaciya ... doktora filologich-eskih nauk. Volgograd, 2007.

3. Zvezdin D.A. Pravoslavnaya propoved' kak kommunikativnyj akt (na primere tvorchestva arhimandrita loanna Krest'yankina). Vestnik Chel-yabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 33 (248): 52 - 54.

4. Fedosova O.V. Leksiko-pragmaticheskie osobennosti sovremennogo ispanskogo obihodnogo diskursa v nacional'no-kul'turnom aspekte. Volgograd, 2011.

Статья поступила в редакцию 10.06.15

УДК 821.161.1

Martazanova H.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Ingush Literature and Folklore Department, Ingush State

University (Magas, Russia), Е-mail: uzlipat066@mail.ru

PERSONAL AND CREATIVE LIFE OF OSMAN MURZABEKOV, A HUMANIST AND EDUCATOR. The article traces the life of O.Murzabekova, a writer and thinker, whose educational activity took place at the beginning of the 20th century. The author analyzes the most significant works of the writer, which conceptualized the problem of education and culture. The author comes to the conclusion that O. Murzabekov, understanding social and ethical challenges in the era of the first two decades of the twentieth century portrays, realistically pictures the lives of the highlanders, the features of their environment, people, who are part of the self-developing social, historical process. O. Murzabekov shows the emergence of self-consciousness of the Ingush people, the General trends of its historical development.

Key words: humanist, educator, genre nature, national identity, art and culture, and teacher.

Х.М. Мартазанова, канд. филол. наук, доц. каф. «Ингушская литература и фольклор», ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» г. Магас, Е-mail: uzlipat066@mail.ru

ЛИЧНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ СУДЬБА ГУМАНИСТА И ПРОСВЕТИТЕЛЯ ОСМАНА МУРЗАБЕКОВА

В статье прослеживается судьба О. Мурзабекова, писателя и мыслителя, просветительская деятельность которого приходится на начало 20 века. Анализируются наиболее значительные произведения писателя, где осмысливаются проблемы образования и культуры. На основе анализа произведений, автор приходит к выводу, что О. Мурзабеков, осмысливая социальные и морально-этические проблемы, характерные для эпохи первых двух десятилетий ХХ века, реалистично изображает картину жизни горцев, особенности окружающей их природы, людей, которые выступают частицей саморазвивающегося общественного, исторического процесса. О. Мурзабеков показывает становление самосознания ингушского народа, общих тенденций его исторического развития.

Ключевые слова: гуманист, просветитель, жанровая природа, национальное самосознание, художественная культура, педагог.

Ярким представителем северокавказской просветительской мысли начала ХХ столетия выступает Осман Темуркович Мурзабеков (1889 - 1920). Гуманист и просветитель, он понимал свой гражданский долг как неукоснительное служение своему народу.

Родился Осман Темуркович Мурзабеков в Джейрахском обществе 10 августа 1889 года. В 1922 году с отличием окончил Эриванскую учительскую семинарию. Свидетельством того, что он был целеустремлённым, способным, дисциплинированным студентом, является документ, выданный ему по окончании учёбы, в котором по десяти предметам (из двенадцати) его знания оценены на «отлично», и только по двум - на «хорошо». «И эти две дисциплины - ручной труд и татарский язык» [1, с. 134].

После окончания семинарии О. Мурзабеков был направлен в качестве заведующего в Привольнинское сельское училище, но вскоре по решению руководства Народных училищ Терской области его переводят во Владикавказское русско-ингушское училище, которым руководит в течение двух лет, в 1913-1914 годах. С 1 октября 1914 года распоряжением за № 1643 от 26 сентября 1914 года его направляют в 5-е приходское училище, где он сначала работает учителем, а затем - директором. Благодаря своим незаурядным организаторским способностям и высокому педагогическому мастерству, за сравнительно короткий промежуток времени ему удалось вывести училище из разряда отстающих в одно из лучших учебных заведений города.

Осман Мурзабеков «...в награду за усиленные труды и успешное преподавание» [1, с. 134] с разрешения попечителя Кавказского учебного округа не раз удостаивался материального вознаграждения, и это несмотря на то, что сложившаяся в связи с Первой мировой войной социально-политическая ситуация в стране требовала сокращения денежных расходов на образование из государственного казначейства Российской империи. Кроме того, Распоряжением Дирекции народных училищ Терской области от 18 декабря 1913 года в «ознаменовании 300-летия царствования дома Романовых его награждают светло-бронзовой медалью с правом ношения на груди» [1, с. 134].

О.Т. Мурзабеков был человеком разносторонних способностей. В равной мере он хорошо разбирался в проблемах сельского хозяйства и вопросах искусства, любил и понимал музыку, в совершенстве знал несколько языков: кроме родного (ингушского) и русского, на котором писал свои произведения, владел французским и татарским языками. С 1911 года О. Мурзабеков активно публикует на страницах как местных (Владикавказских), так и центральных (Петербургских) и европейских (Парижских) периодических изданий произведения, характеризующиеся широтой тематического диапазона.

Творчество писателя-просветителя, представленное рассказами, очерками, статьями, фельетоном, представляет несомненный научный интерес, ибо «из всей плеяды ингушских просветителей Хх века О. Мурзабеков одним из немногих пробует писать художественным языком».

По идейно-тематическому содержанию и общности проблематики произведения «Пробуждение», «Возрождение ингушей», «Эривань» О. Мурзабекова представляют собой единый цикл. Автор поднимает в них проблемы, социально-значимые для всего северокавказского региона, уделяя особое внимание вопросам образования, культурного развития народа, положению женщины в горской среде.

Так, очерк «Возрождение ингушей» О. Мурзабекова был впервые опубликован в журнале «Мусульманин» (№22-23 от 5

сентября 1911 года), издававшемся в Париже под редакцией Магомед-Бека Хаджетлаше.

Жанровая природа произведения «Возрождение ингушей» может быть определена как документальный очерк или стенографический отчёт. Автор с максимальной точностью пишет о том, как при большом скоплении народа проходило собрание в крепости Назрань, на котором решался вопрос о преобразовании 2-х классного училища в 4-х-классное городское с преподаванием иностранных языков: французского и немецкого.

В том же году в № 8 - 10 газеты «Мусульманин» печатается статья «Эривань», в которой О. Мурзабеков делится своими впечатлениями «о системе образования в развитой Армении» [2, с. 376], утверждая при этом мысль о необходимости брать пример у эриванцев, учиться у них, ибо только человек, вооруженный знаниями, может приносить практическую пользу своему народу. Интеллигенцию также должны занимать интересы общества, ибо её бездеятельность, нежелание «вмешиваться в дела общественного характера» приводит к тому, что «застывает всё, и всякая инициатива умирает, не успев проявиться» [3, с. 376].

По утверждению О. Мурзабекова, вопрос образования должен быть приоритетным для каждого народа, ибо является показателем его культурного и интеллектуального развития.

Думается, что и сегодня актуальна мысль автора о необходимости ориентировать воспитанников на получение практических навыков, чтобы, выйдя на самостоятельную дорогу жизни, они были «способными зарабатывать себе кусок хлеба, так как в противном случае им приходится начинать учиться у самой жизни, потому что современная школа им ничего не дала» [3, с. 377].

В новом своём произведении «Пробуждение», не поддающемуся жанровому определению, О. Мурзабеков обращается к высокой лексике, речь его образна, эмоциональна, патетична. Важную смысловую роль выполняют предложения, имеющие побудительный («Пусть веет над краем знамя просвещения»), и утвердительный характер «И могучий свет Кавказа к жизни разумной, идеальной жизни, от мрака к свету устремится!») [3, с. 378].

Суть содержания, по мысли писателя, в том, что пробуждение национального самосознания для ингушей - факт свершившийся: «школы там и сям прилипли к серым аулам ингушей, и мальчик, без дела бродивший по узким проходам аула, с книгами в училище спешит. Кинжал он куда-то забросил» [3, с. 378]. Открывшийся для него совершенно новый, неведомый ранее мир знаний, заставил его забыть о прежних увлечениях, наполнив жизнь новым содержанием.

Надо отметить, что О. Мурзабеков, осмысливая социальные и морально-этические проблемы, характерные для эпохи первых двух десятилетий ХХ века «не только изображает картину объективного потока жизни, природы, но и людей, которые выступают частицей саморазвивающегося общественного, исторического процесса, выражением самосознания народа, общих тенденций его исторического развития» [4, с. 154].

Предметом вдумчивого художественного исследования писателя выступает семья горца-ингуша, проживающая в ауле, расположенном на склоне горы. Автор с большим сочувствием изображает быт, общую атмосферу жизни горской семьи, сосредоточив внимание на судьбе героини, символизирующей тяжелую долю многих женщин-горянок той далекой эпохи, отдалённой от нас во времени и пространстве. Прежде чем познакомить читателя с частной жизнью героев, О. Мур-забеков изображает мир природы, показывая тем самым, что природа, наряду с социальными условиями и окружающей

средой, играет определяющую роль в формировании мировоззрения, морально-этических и эстетических взглядов, психологических особенностей характера человека. Несколькими выразительными штрихами автор рисует зримые портреты героев, по которым можно чётко уловить их характер, психологию, взаимоотношения в семье.

Образная система строится на антитезе. Автор, на протяжении всего повествования, утверждает мысль о недопустимости

Библиографический список

унижения человека, подавления его личного достоинства, в силу объективных социальных причин оказавшегося на грани моральной и физической смерти.

Таким образом, литературно-просветительская деятельность О. Мурзабекова была направлена на становление национального самосознания родного народа, развитие его духовной и культурной сферы - проблем, актуальных для горской действительности в начале ХХ века.

1. Гудиева Л.Х-У. Начальный этап развития образовательного пространства Ингушетии (1865 - 1920 гг.). Ростов-на-Дону, 2005.

2. Мурзабеков О.Т. Эривань. Мусульманин. 1911; 8-10: 376 - 378.

3. Мурзабеков О.Т. Пробуждение. В мире мусульманства. 1911; 28.

4. Мартазанова Х.М. Литературно-просветительская деятельность Асланбека Базоркина. Известия Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч. Ахриева. 2013; 2: 150 - 159.

References

1. Gudieva L.H-U. Nachal'nyj 'etap razvitiya obrazovatel'nogo prostranstva Ingushetii (1865 - 1920 gg.). Rostov-na-Donu, 2005.

2. Murzabekov O.T. 'Erivan'. Musul'manin. 1911; 8-10: 376 - 378.

3. Murzabekov O.T. Probuzhdenie. V mire musul'manstva. 1911; 28.

4. Martazanova H.M. Literaturno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' Aslanbeka Bazorkina. Izvestiya Ingushskogo nauchno-issledovatel'skogo insti-tuta gumanitarnyh nauk im. Ch. Ahrieva. 2013; 2: 150 - 159.

Статья поступила в редакцию 09.06.15

УДК 821.161.1

Uzdeyeva T.M., senior lecturer, Department of National and World History, Chechen State University, e-mail: uzlipat066@mail.ru

PLOT-COMPOSITE DUAL NARRATION IN THE NOVEL "WHAT IS TO BE DONE?" BY N.G. CHERNYSHEVSKY AND ITS STEREOSCOPIC OPTICS. The article discusses plot-composite structure of the novel "What is to be done?". The analysis covered I, II, III, IV parts of the novel. The author identifies the ratio of romantic narrative with philosophical and journalistic narrator's digressions. The research finds event-adventurous illustration of the plot of the novel. The article concludes that the subject-compositional structure "stories about new people" is characterized by balance, a strict alignment of all the components. But it is also deep, meaningful compliance ideological concept of the novel. The principle plot-compositional double-structure storytelling, performing art-constructive function, has also its direct contents that only in it and only through it finds expression in the novel.

Key words: plot-composite structure, two-part, framed narrative, narrator, inversion, dramatic figure.

Т.М. Уздеева, доц. каф. отечественной и мировой литературы Чеченского государственного университета,

E-mail: uzlipat066@mail.ru

СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ДВУСОСТАВНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» И ЕГО СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ ОПТИКА

В статье рассматривается сюжетно-композиционная структура романа «Что делать?». Анализу подвергнуты I, II, III, IV части романа. Выявлено соотношение романического повествования с философско-публицистическими отступлениями рассказчика. Выявлен событийно-авантюрный рисунок сюжета романа. В статье делается вывод о том, что сюжетно-компози-ционное строение «рассказов о новых людях» отличается уравновешенностью, строгой выверенностью всех составляющих компонентов. Но оно отличается также и глубинным, содержательным соответствием идеологической концепции романа. Принцип сюжетно-композиционной двусоставности повествования, выполняя художественно-конструктивную функцию, имеет также и непосредственное, собственное своё содержание, которое только в нем и только через него находит себе выражение в романе.

Ключевые слова: сюжетно-композиционная структура, двусоставность, обрамлённое повествование, рассказчик, инверсия, драматический рисунок.

Наличие в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского особых персонажей - «автора» и «читателя» - приводит к тому, что текст романа отчетливо расчленяется на два образно-тематических слоя. Один из них - внутренний - есть собственно «роман», т.е. те «рассказы о новых людях», которые предлагает вниманию читателей «автор», тоже художественно конструируемый в рамках данного произведения, но находящийся вне рамок «романа» своих героев. В этом отношении он - внесюжетная фигура. Его комментарий, его позиция, его полемика с «проницательным читателем» создают второй - внешний - образно-тематический слой произведения, придающий всему роману композиционную завершенность. Таким образом, общая композиция романа «Что делать?» строится по очень несложной схеме «обрамленного повествования», имеет форму «романа в романе». Однако образ рассказчика выделен в романе Чернышевского отнюдь не только традиционной и достаточно условной ролью - мотивировать жизненную достоверность «новых людей» и «рассказов» о них [1]. Эту роль рассказчик выполняет как бы между прочим. Рассказчик выступает, прежде всего, как «учитель» читателя, проповедник и

пропагандист определенной системы взглядов на жизнь, причем не на отдельные, пусть и важнейшие, стороны жизни, а на жизнь в ее целом - в ее онтологических основах, фундаментальных закономерностях, всемирно-исторических масштабах. Введение в текст романа фигуры «проницательного читателя» придает всей авторской проповеди диалогическую внутреннюю форму, которая вновь структурно замыкает публицистический контекст романа в границах художественного целого [2].

Принципиальная разомкнутость содержания и строгая структурная замкнутость формы романа своей гармонической уравновешенностью обусловливают возникновение в нем особой художественной атмосферы. Философские категории и моральные ценности обретают в контексте произведения некий личностный облик и разыгрывают на глазах у читателя - живого, реального читателя романа - мистерию о борьбе философского Разума, Истины, Добра и Любви против Корысти, Глупости, Лицемерия и Обмана. Голос Разума иногда прямо, вторгается в художественное действие романа, и тогда сами его герои становятся глашатаями Истины и Добра - в их самообъяснениях и самоанализах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.