Научная статья на тему 'ЛИБЕРОПСИХОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ'

ЛИБЕРОПСИХОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
либеропсихотерапия / психологическая устойчивость личности / методы развития и коррекции психологической устойчивости личности / liberopsychotherapy / psychological stability of personality / methods of development and correction of psychological stability of personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симакова Т.А.

Либеропсихотерапия является методом психотерапевтической поддержки личности, испытывающей утрату психологической устойчивости, данный метод на протяжении века доказал свою эффективность за счет функциональной обеспеченности восстановления способности личности противостоять трудным обстоятельствам жизни за счет идентификации себя с образами литературных героев, проживающих аналогичные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBEROPSYCHOTHERAPY AS A METHOD OF DEVELOPMENT PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE INDIVIDUAL

Liberopsychotherapy is a method of psychotherapeutic support for a person experiencing a loss of psychological stability, this method has proven its effectiveness for a century due to the functional provision of restoring the ability of a person to withstand difficult circumstances of life by identifying himself with the images of literary heroes living in similar situations.

Текст научной работы на тему «ЛИБЕРОПСИХОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ»

ЛИБЕРОПСИХОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ Симакова Т.А. (Рязань, АФСИН) simakovatanea@yandex.ru

Аннотация. Либеропсихотерапия является методом психотерапевтической поддержки личности, испытывающей утрату психологической устойчивости, данный метод на протяжении века доказал свою эффективность за счет функциональной обеспеченности восстановления способности личности противостоять трудным обстоятельствам жизни за счет идентификации себя с образами литературных героев, проживающих аналогичные ситуации.

Ключевые слова: либеропсихотерапия, психологическая устойчивость личности, методы развития и коррекции психологической устойчивости личности

LIBEROPSYCHOTHERAPY AS A METHOD OF DEVELOPMENT PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE INDIVIDUAL Simakova T.A. (Ryazan,AFPS) simakovatanea@yandex.ru

Abstract.Liberopsychotherapy is a method of psychotherapeutic support for a person experiencing a loss of psychological stability, this method has proven its effectiveness for a century due to the functional provision of restoring the ability of a person to withstand difficult circumstances of life by identifying himself with the images of literary heroes living in similar situations.

Keywords:liberopsychotherapy, psychological stability of personality, methods of development and correction of psychological stability of personality

Либеропсихотерапия является методом психотерапевтического воздействия на личность, испытывающую затруднения в персональной жизнедеятельности. Восстановление психологической устойчивости личности имеет двухвекторную направленность: осознание наличия и реализация ресурсов во внутреннем плане (мобилизация внутренних сил на основе интеграции модусов человеческой реальности, саморегуляция психоэмоционального состояния, ценностная перестройка жизненно важных смыслов) и ассимиляция внешних ресурсов восстановления совладающего поведения. К числу эффективных методов, ориентирующихся на источники внешних ресурсов укрепления и развития психологической устойчивости личности следует отнести либеропсихотерапию. Д.С. Лихачеву принадлежат слова о том, что наша отечественная литература всегда была литературой, обладающей колоссальными ресурсами. Она всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и их устремленность к справедливому переустройству жизни (Дмитриев, 1978).

Либеропсихотерапия была предложена В.М. Бехтеревым как лечебное чтение произведений литературы. В.Н. Мясищев рассматривал библиотерапию как терапию через книгу. Активно библиотерапия начала использоваться в качестве метода психологической поддержки в России и в США в 20-е годы XX столетия, в это время были созданы Ассоциации больничных библиотек.

В основе этого вида психотерапии лежит использование чтения специально подобранного литературного материала как терапевтического средства. Терапевтический эффект данного метода проявляется в виде обнаружения клиентом ранее не существующего в его сознании решения личностных проблем посредством идентификации себя с литературным образом героев литературного произведения в процессе направленного аналитического чтения. В качестве материала, используемого для такого рода чтения, могут ис-

пользоваться произведения всех литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки), поэзия (стихи, поэмы, романы, элегии, оды).

А.М. Миллер выделил принципы, обеспечения библиотерапевтического эффекта:

- сопряженность содержания литературного материала с целями психотерапевтического воздействия;

- понимание клиентом содержания произведения, соотнесенность с его жизненным опытом и интересом;

- похожесть психотравмирующей ситуации клиента с проблемой, описываемой в литературном произведении;

- позитивное завершение произведения, обозначающее опознаваемый клиентом путь решения личностной проблемы, возникновение и развитие веры в себя, свои возможности.

Либеропсихотерапия может применяться в индивидуальной и групповой формах терапевтического воздействия. При индивидуальном варианте чтение осуществляется по составленному плану и сопровождается разбором устно высказываемом впечатлении от прочитанного или разбором читательских записей, составляемых в процессе чтения. При групповой форме работы обязательно учитывается состав группы по характеру имеющихся проблем в целях избегания случав ретравматизации «кому щи пустые, кому жемчуг мелкий». Иногда по соглашению участников психотерапевтического процесса обсуждения могут записываться на видео для дальнейшего анализа.

Принято выделять следующие функции библиопсихотерапии: диагностическую, фасилитативную, коммуникативную, моделирующую, психотерапевтическую.

Практический опыт психоррекционной работы подтверждает тот факт, что клиенту легче и доступнее говорить опосредованно (на примерах литературных героев) о переживаемых сложных чувствах и проблемах.

Психокоррекция с помощью чтения духовно насыщенных произведений связана с появлением, осмыслением и апробацией человеком новых креативных способов удовлетворения дефицитарных потребностей. Психологический процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация (К. Юнг). Проживание сложного этапа жизни лишает личность творческого поиска выхода из сложившейся ситуации, блокируется креативная функция сознания и данном случае специально подобранный литературный материал выступает в качестве основы для воссоздающего воображения. Отвлеченное восприятие от собственной проблемы возвращает способность распознавания различных функций предмета и явления, позволяет возникновение нового ракурса понимания проблемы, иных оценок отношений к возникшим ситуациям и к миру. Это может быть использовано психотерапевтом как возможность для появления нового значения и смысла «разлипания проблемы и сущности личности», рассматривание проблемы со стороны возвращает человеку психологическую устойчивость и возможность продвинуться в направлении положительного разрешения сложной жизненной ситуации.

Использование специально подобранных литературных произведений позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние личности, испытывающей затруднения при минимально затраченных средствах. Чтение отвлекает человека от состояния «дурного умственного застревания», а отвлечение в свою очередь способно обнаруживать и направлять энергию личности на достижение положительных целей, избавляет клиента от пребывания в состоянии тоннельного мышления, пробуждает интерес к познанию, в других случаях книги заставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и к себе, изменить свою самооценку, нормализовать отрицательные переживания «это не только со мной все не так», «я не один такой».

Литературные произведения необходимо тщательно подбирать в соответствии с задачами, которые психологом в качестве повышения ресурсов адаптации личности к условиям ее жизнедеятельности, проживаемыми как затруднительные. Очень важно учи-

тывать психологические особенности личности, ее жизненный опыт и читательский опыт. Одно и то же литературное произведение может вызывать у разных людей различные психологические реакции, более того, в разные периоды жизни одни и те же литературные произведения по-разному влияют на личность человека. В качестве ресурсных источников могут быть использованы литературно-художественные произведения, указанные Д.С. Лихачевым, среди которых: «Слово о Законе и Благодати» Иллариона (середина ХГв.); Сочинения князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения» (конец XI - начало ХПвв.); «Слово о полку Игореве» (ХПв.); «Повесть о разорении Рязани Батыем» (середина ХГУв.); Сочинения протопопа Аввакума (XVIIв.); В.Н. Татищев «История Российская с самых древнейших времен» (1768-1784 гг.;1848 г.); Н.М. Карамзин «История государства Российского» (1816-1829 гг.) и др. (Лихачев, 1987).

Литература

1. Величие древней литературы // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI - начало XII века / сост. Л. А. Дмитриев и Д. С. Лихачев. М., 1978.

2. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3т. М., 1987. Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.