Научная статья на тему 'Либеральные идеи в современном исламе'

Либеральные идеи в современном исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
919
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗМ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / ИСЛАМ / СВОБОДА / РАВЕНСТВО / РАВНОПРАВИЕ / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / LIBERALISM / MOSLEM LIBERALISM / ISLAM / LIBERTY / EQUALITY / EQUAL RIGHTS / STATE / AUTHORITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гареева Л. Ф.

Раскрываются понятие и содержание либерализма в современном исламе, выделяются важные черты исламской идеологии: просвещение и образование в качестве критерия прогресса; практическая значимость духовных ценностей; культура толерантности; этика благотворительного поведения; единство этического и эстетического, которые позволяют утверждать признание исламом основных ценностей либерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberal Ideas in modern islam

The author reveals the notion and contents of liberalism in modern Islam. Important features of Islamic ideology are marked out: enlightenment and education as a progress criterion; practical significance of spiritual values; the culture of tolerance; ethics of charitable behaviour; unity of the ethical and aesthetic which allow us to assert that Islam admits the main liberal values.

Текст научной работы на тему «Либеральные идеи в современном исламе»

УДК 1:316

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОМ ИСЛАМЕ © Л. Ф. Гареева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс +7 (908) 351 13 98.

Е-mail: gareeva-lena@mail.ru

Раскрываются понятие и содержание либерализма в современном исламе, выделяются важные черты исламской идеологии: просвещение и образование в качестве критерия прогресса; практическая значимость духовных ценностей; культура толерантности; этика благотворительного поведения; единство этического и эстетического, которые позволяют утверждать признание исламом основных ценностей либерализма.

Ключевые слова: либерализм, мусульманский либерализм, ислам, свобода, равенство, равноправие, государство, власть.

Либеральная тенденция является одним из альтернативных направлений современного социально-политического развития России.

Понятие «либерализм» вошло в политический словарь Европы в 30-40-е гг. XIX в. Тогда же сложились два его основных толкования. Одно из них, более широкое, означает тип политической культуры, доминирующий ныне в Западной Европе и США с присущим ему стремлением к обеспечению индивидуальной свободы на основе и в рамках законов. В более узком значении либерализм на Западе понимается как теория и практика ограничения вмешательства государства в сферу экономики и социальных отношений [1, с. 4]. Известный философ, общественный деятель, первый президент Чехословакии Т. Масарик писал в свое время: «Либерализм ставит целью достижение свободы во всех областях жизни. Отсюда и разброс его ключевых идей - свобода убеждений, совести, мысли, свобода слова, свобода обучения, науки, образования, свободные школы и свободная пресса, свободная торговля и свободная промышленность... Свобода рассматривается как возможность широчайшего проявления принципа индивидуальности, которая являет собой этически ответственную личность» [2, с. 119].

Главным принципом либерализма является не абсолютная свобода вообще, а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары и получать вознаграждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государственного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества [3, с. 554-555].

Русский либерализм отличался от западного рядом специфических черт и характеристик, обусловленных реалиями российской действительно -сти и культурными традициями. В отличие от западного он был защитником существующего строя и делал ставку на его совершенствование сверху. В государстве либералы видели институт, который силой своего авторитета мог осуществлять назревшие реформы, преодолевая сопротивление их противников и предотвращая возможные конфликты. Западный либерализм в основном существовал как теоретическая модель, чуждая «органике русской политико-правовой культуры».

Выделим наиболее важные, специфические черты либерализма.

Признание просвещения и образования в качестве критерия прогресса. Идеалом для прогрессивной части общества являются достижения мировой цивилизации, прежде всего, западноевропейских стран.

Социально-экономическая модель западной цивилизаций в плане поступательного движения по восходящей линии базировалась на критериях развития способа производства, то есть на идее прогресса, которая отождествлялась с уровнем техногенного развития, товарно-денежных отношений.

Инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности общества сопровождались идеей освоения достижений, норм, традиций мировой культуры, усилением контактов, развитием путей сообщения, средств связи. Они становятся объективной необходимостью, тем самым актуализируя деятельность сторонников либерализма, направленную на поиск новых, конструктивных способов в интересах социального прогресса. В целях социальной мобильности от человека требовалось наличие профессиональной подготовки, следовательно, получение светского образования.

Из приведенных положений логично сделать вывод о том, что либерализм был детерминирован социально-экономическими предпосылками. Социально-экономический фактор, в свою очередь, определял критерий надстроечных институтов: право, государственность - в политике; грамотность, образованность, просвещенность - в духовнокультурной сфере.

В рамках общефилософского критерия «человек», либерализм производит переоценку критериев общественного прогресса в морали, науке, эстетике, религии, философии. Тем не менее в качестве приоритета духовного идеала либералов необходимо выделить достижения европейского Просвещения, то есть идеологами либерального движения в качестве основного признака прогресса рассматривается развитие сфер образования и просвещения.

Практическая значимость духовных ценностей. Традиционная школа, которая характеризуется присутствием в программах религиозных дисциплин, формировала человека верующего и отвечала запросам средневековой культуры. То есть образовательно-просветительская деятельность является общественным благом в целях прогрессивного раз-

* автор, ответственный за переписку

1402

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

вития социума и необходимости его гармоничного сочетания с ценностями передовых цивилизаций на данном этапе социального развития. С одной стороны, подготовка кадров светской ориентации имеет практическую значимость на общественном уровне, с другой - она отвечает личным материальным интересам выпускников.

Культура толерантности. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. Это способность принять иные ценности и нормы, не отказываясь от своих, структурно встраивая их в собственную культуру, расширяя таким образом ее потенциал.

Культурная толерантность проявилась прежде всего на идеологическом уровне общественного сознания. Наше время - время соединения огромных капиталов и великих народов для взаимопомощи. В жизни экономической и в жизни политической единение, общность становятся историческим законом.

Этика благотворительного поведения. Благотворительность - это материально-финансовая основа либерализма. Господствующий в материальном отношении сообщества господствует и идеологически. По определению социолога Макса Вебера, такая система организации, наряду с использованием свободного труда и ориентацией на товарный рынок, включает в себя также отделение предприятия от домашнего хозяйства и введение рациональной бухгалтерской отчетности [4, с. 51-52].

Единство этического и эстетического. Если в сфере образования благом являются модернизация метода преподавания и внедрение научных дисциплин, то в области морали - высоконравственные поступки людей.

Стержневым элементом воспитательных процессов является этико-просветительская деятельность, которая особенно ярко отражается в издании дидактической литературы. В ней раскрываются проблемы семейного, школьного, общественного, трудового воспитания, разрабатываются теоретикометодологические подходы образовательных процессов, регламентируются моральные нормы современного человека, выражается критический дух в отношении невежества служителей культа, актуализируется тема культурного развития личности, в частности, выделяются аспекты культуры здоровья.

По мнению либералов, одна из существенных причин отсталости народов заключается в этике пассивности, вызванной неверным толкованием проблемы предопределения. Главной задачей при этом ставилась необходимость убеждения современников в активности к жизни, оптимизма. Либералы стремятся кардинально изменить социально-этические установки своих современников в сторону оптимизма и веры в собственные силы. Не мирская отрешенность, поиск индивидуального спасения, а активность, действенность в борьбе за переустройство общества на новых гуманистических началах являются главными этическими принципами.

Чем более масштабное место занимают религиозные ценности в общественной жизни, тем четче вырисовывается неоднозначность этого процесса.

В конце 90-х гг. XX в. в отечественной историографии появилось понятие «мусульманский

либерализм». Московский историк С. М. Исхаков считает мусульманский либерализм особым течением, процессом синтеза западного и русского либерализма с мусульманским реформаторством в России на рубеже ХІХ-ХХ вв. [5, с. 391].

Интеллектуальные поиски оптимального развития ислама в российском обществе обретают совершенно новое звучание. Естественная для первых лет религиозного обновления эйфория постепенно заменяется серьезными размышлениями о сущности того ислама, который необходим российскому мусульманству в решении проблемы национальнокультурного прогресса. Это вполне естественно, поскольку ни в одном обществе (не только в мусульманском) никогда не было единого мнения по поводу форм проявления, сферы применения и перспектив развития религии.

До революционных событий 1917 г. полемика вокруг богословия инициировалась мусульманской интеллигенцией, которая анализировала процессы изнутри, и поэтому между ее различными слоями, даже между идеологическими противниками, выявлялось много точек соприкосновения. Однако в условиях современности в этой области ситуация намного сложнее: национальная интеллигенция идеологически более разнообразна и большей частью светская, поэтому отношение к исламу и процессам, происходящим вокруг него, является, по сути дела, взглядом со стороны. Это, безусловно, создает массу возможностей для создания искусственных конструкций, которые имеют свою внутреннюю логику, но не всегда учитывают особенности догматико-обрядовой составляющей ислама.

Как любой социум, мусульманское общество есть структурированное целое. Вследствие движения социального бытия данная общественная организация со всеми механизмами социокультурной адаптации в структурном плане также меняется, совершенствуется, развивается.

Свойство единообразия определяется единством человеческого рода. Это означает, что, несмотря на расовые, национальные и другие различия, человечество едино в своей основе. Все многообразие проявлений человека есть результат развития первоначального единства. Интересы социального развития, межкультурного диалога, единство человеческого рода, социально- политического пространства позволяют говорить о том, что при всех духовных различиях между людьми, социальными группами принципиально возможным является установление взаимопонимания и сотрудничества.

Очевидно, что в современных условиях наиболее перспективным следует признать подход в установлении сотрудничества и взаимопонимания при сохранении различий, т.е. при сохранении многообразия, национально- культурной идентичности. Проблема требует целенаправленных усилий и наличия доброй воли со стороны всех субъектов межнациональной и межконфессиональной жизни.

Либерализм признает неизменную ценность человека. Права человека являются неотъемлемым компонентом либеральной идеологии, предполагающим наиболее строгую правовую защиту каждой личности. Человек должен представлять собой цель, а не средство к достижению цели. Для либе-

рала любое ограничение свободы - это то, о чем «приличное» правительство должно сожалеть и сводить такие проявления к минимуму, необходимому для защиты демократии и соблюдения прав остальных членов общества. Правительство должно содействовать развитию гражданских инициатив. Либеральная идеология предполагает, что общество состоит из свободных и равных индивидов, каждый из которых способен по-своему понимать свои интересы и свободен в стремлении к счастливой жизни в своем понимании.

История естественных прав с последующим переходом к доктрине гражданских прав, а затем к торжеству индивидуализма и либеральной идеологии с ее экономическими свободами, социальными ценностями и культурными правами представляет собой общественный прогресс, отмеченный постоянным возрастанием степеней свободы.

Родившись в результате протеста граждан против абсолютной власти как противовес деспотизму и произволу, идея прав человека явилась обоснованием для притязаний на гарантию личной неприкосновенности, индивидуальной свободы, экономической независимости, равноправия людей и т.д. Таким образом, концепция прав человека, начав свою жизнь как «свобода от» или доктрина негативных прав человека, расширила свое значение до «свободы на» или позитивной доктрины, обеспечение которой требует вмешательства государства [6, с. 1244-1250].

Либеральный ислам признает ценности демократии, прав человека, плюрализма и гражданского общества как в полной мере совместимые с основными догматами ислама. На сегодня лидерам исламских государств предстоит дать ответ и на практические социально-экономические вопросы: отсутствие политических свобод, препятствующее использованию человеческого потенциала и проведению реформ; недопустимо низкий уровень образования населения, делающий невозможным адаптацию к условиям современного мира; низкий социальный статус женщины. И наконец, к числу наиболее серьезных вызовов, с которыми сталкивается и будет сталкиваться ислам, следует отнести возможное воспроизведение в исламском мире той эволюции, которую проделывает религия в западном мире, где индивид самостоятельно выбирает наиболее подходящее для себя верование.

Либеральные идеи мы можем проследить и в некоторых сурах Корана «...37 сура (Мекканская сура) опровергает ложные измышления многобож-ников о том, что у Аллаха есть дочери, а у них-сыновья, что Он сотворил ангелов женщинами и что между Ним и джиннами есть родство. Хвала Аллаху Великому! Он далек от того, что Ему приписывают!...» [7, сура 37, 603].

Как видно из комментария этой суры Корана, Аллаху приписывается терпимость и либерализм.

«... В 3 суре(Медицинская сура) говорится о том, что немусульмане до тех пор будут недовольны мусульманами, пока мусульмане не последуют за их

религией. ...Вера в религию Аллаха в том виде, как она была ниспослана, требует единства и согласия между людьми, и нарушение этого условия ведет к разногласию и расколу. Терпение и молитва помогают человеку совершать великие деяния. И только Аллаху принадлежит право разрешать и запрещать. Ведь Аллах не возлагает на человека ничего невозможного для него. Здесь также указано на такое качество, как добродетель, и на то, что человек не должен подвергать себя ненужной опасности для достижения своих целей, которые он может достичь общепринятыми действиями; на долг мусульманина по отношению к себе и другим и на его обязанности перед Творцом. Религия запрещает насилие. Ислам разрешает вести сражение только для того, чтобы защищаться и обеспечить свободу и суверенитет ислама в своем обществе. Каждый человек должен стараться жить по законам Аллаха в настоящей жизни, готовя себя к будущей жизни...» [7, сура 3, 573].

Между тем история общественного развития демонстрирует прямую зависимость государственного могущества от уровня развития гражданских прав и свобод. И это вполне объяснимо. Наличие свобод и соблюдение прав человека вызывают энтузиазм, материальное благополучие, повышают сплоченность общества. В условиях уважения чести и достоинства граждан возрастают гражданские инициативы, создаются гражданские институты, формируется гражданское общество. Таким государством гордятся граждане, потенциальные инвесторы не опасаются за соблюдение условий сотрудничества, научный и технический потенциал служит общему благу.

Таким образом, нельзя не утверждать, что ислам не признает ценности либерализма. Благополучие страны всецело зависит от позиции самих граждан, понимающих свою причастность к собственной судьбе и будущему своих потомков. И это составляет главный национальный интерес любого нормального государства. Слабое государство, слабая власть не хочет, а порой и не может защищать общегосударственные интересы, в результате чего не выполняет большинство своих функций, в том числе важнейшую из них - защиту и соблюдение прав и свобод гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Секеринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: очерки истории (середина XIX - начало XX в.). М., 1995. С. 4.

2. Масарик Т. Г. Либерализм (из книги «Россия и Европа») // Вопросы философии. 1997. №10. С. 119.

3. Всемирная энциклопедия. Философия. М: АСТ; Мн.: Хар-вест, Современный литератор, 2001. С. 554-555.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранное. М., 1990. С. 51-52.

5. Исхаков С. М. Мусульманский либерализм в России в начале XX века // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: мат-лы международной научной конференции. М., 1999. С. 391.

6. Утяшев М. М. Права и свободы человека в системе общечеловеческих ценностей // Вестник Башкирского государственного университета. 2009. Т.14. №3.(1). С. 1244-1250.

7. Аль-мунтахаб. (Толкование священного Корана на русском языке).Пер. с араб. яз. Казань, 2001. С. 603.

Поступила в редакцию 28.04.2011 г. После доработки -16.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.