Научная статья на тему 'Либерально-консервативная социальнополитическая концепция Б. Н. Чичерина'

Либерально-консервативная социальнополитическая концепция Б. Н. Чичерина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
397
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНАЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ / ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / СВОБОДА ЛИЧНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА / ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА / ВНЕШНЯЯ СВОБОДА / CONCEPT / LIBERAL-CONSERVATIVE / SOCIOPOLITICAL / CONSTITUTIONAL MONARCHY / GUARDING LIBERALISM / PERSONAL LIBERTY / STATE SCHOOL / STATE STUDIES / INTERNAL FREEDOM / EXTERNAL FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронов Евгений Владимирович

В статье излагается сущность социально-политической концепции Б.Н. Чичерина, которая оказалась настолько оригинальной, глубокой и жизнеспособной, что представляется вполне современной и теперь, через сто с лишним лет после смерти ее создателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERAL-CONSERVATIVE SOCIOPOLITICAL CONCEPT BY CHICHERIN B.N

The article describes the essence of the sociopolitical concept by B.N. Chicherin which is so original, deep and viable that it seems to be quite up-to-day even after more than one hundred years after death of its founder.

Текст научной работы на тему «Либерально-консервативная социальнополитическая концепция Б. Н. Чичерина»

ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

Е.В. Миронов

LIBERAL-CONSERVATIVE SOCIOPOLITICAL CONCEPT BY CHICHERIN B.N.

E.V. Mironov

В статье излагается сущность социально-политической концепции Б.Н. Чичерина, которая оказалась настолько оригинальной, глубокой и жизнеспособной, что представляется вполне современной и теперь, через сто с лишним лет после смерти ее создателя.

Ключевые слова: концепция, либерально-консервативная, социально-политическая, конституционная монархия, охранительный либерализм, свобода личности, государственная школа, государствоведение, внутренняя свобода, внешняя свобода.

The article describes the essence of the sociopolitical concept by B.N. Chicherin which is so original, deep and viable that it seems to be quite up-to-day even after more than one hundred years after death of its founder.

Keywords: concept, liberal-conservative, sociopolitical, constitutional monarchy, guarding liberalism, personal liberty, state school, state studies, internal freedom, external freedom.

Труды Б. Н. Чичерина признаны классическими в таких различных сферах гуманитарного знания, как философия, правоведение, история, социология и политология. Принципиальный оппонент Чичерина крупнейший русский философ Владимир Соловьев назвал его «самым многосторонне образованным и многознающим из всех русских и европейских ученых XIX века». Однако необходимо отметить, что именно в области политической науки его концепция оказалась настолько оригинальной, глубокой и жизнеспособной, что представляется вполне современной и теперь, через сто с лишним лет после смерти ее создателя.

По мнению многих современных российских историков и политологов (например, Б.В. Емельянова, А.С. Кокорева, Ю.С. Пивоварова, В.И. Приленского и др.) именно Чичерина можно с полным правом считать первым российским политологом, в работах которого государство-ведение становится первым образцом политической теории. Некоторые современные исследователи творчества Б.Н. Чичерина называют его «русским Макиавелли». «В истории политической мысли в России ему суждено было сделать то же, что великому флорентийцу во всемирном масштабе. В творчестве Чичерина мы находим решительный переход в русской политической мысли от монополии политической философии

к становлению политической науки. Чичерин — первый русский политолог, и именно в силу этого он еще и юрист, экономист, философ, социолог»1 .

Чичерина, как ученого-политолога, интересует политика как наука, изучающая явления государственной жизни в связи с условиями места и времени, в которых они совершаются, и с общим ходом истории. Однако не только разнообразные явления «государственной жизни» сами по себе, но в их взаимосвязи с общественными, правовыми и моральными явлениями — вот объект политической теории Чичерина. При подобном разнообразии исследуемых явлений он четко выдерживает политический угол зрения, то есть все они его интересуют в ракурсе политики. Той политики, которую Чичерин характеризует как «науку о способах достижения государственных целей», а государство — как «союз, призванный исполнять общественные цели». Таким образом, предметом политической теории для Чичерина, если воспользоваться более поздней терминологией американского социолога Толкотта Парсонса, является взаимоотношение государственного порядка с его «внешними средами», то есть порядками социальным, правовым и моральным, а также трансформация этого порядка, как в масштабе мировой истории, так и определение целей и путей изменения его «здесь и сейчас», то

есть в данной исторической конкретности. Следовательно, в структуре политической теории Чичерина собственно политологическое ядро находится в постоянном взаимодействии с политической социологией, политической философией, политическим правоведением и политической историей.

Необходимо отметить, что саму по себе государственную деятельность он не считал наукой, но только искусством управления государством, которое существовало издавна, и практика до сего времени предшествовала теории. Однако, считает он, теперь пришло время, когда практика должна руководствоваться политической теорией. Чичерин утверждает: «Теория политики, основанная на всестороннем изучении философии права и истории народов, составляет лучшее руководство для практики»2. Пришло время, когда действующий политик должен четко осознавать смысл своих действий, «должен иметь ясное понятие о состоянии и потребностях общества; он должен ясно сознавать и сами цели, которые можно иметь в виду при существующих условиях, определить, что на практике исполнимо и что должно быть отложено; наконец, он должен иметь понятие и об общем ходе истории, о том, к чему естественным движением жизни влекутся народы и государства, что следует поддерживать и с чем надобно проститься: иначе он рискует дать политической жизни ложное направление, потратить силы и средства государства на то, что обречено на погибель, и тем самым подорвать собственное его существование»3.

Чичерин задает себе вопрос о возможности такой науки и отвечает на него утвердительно: «Где есть ряд повторяющихся однородных явлений, там есть и предмет для изучения, есть и законы, есть и наука»4. Однако для того, чтобы подобная наука состоялась, она должна опираться на четко выработанную методологию, и принципы такой методологии он формулирует.

Первый из них — это всесторонность изучаемых политических явлений, а также целостный подход ко всему разнообразию теорий и явлений, потому что, пишет он: «Политика есть наука относительного. Она исходит от явлений, а явления суть нечто разнообразное и изменчивое. Но для того, чтобы это относительное получило истинное — научное значение, оно должно быть исследовано со всех сторон, во взаимной связи, через что самое оно сводится к общим началам, выражающим самую сущность государственной жизни. Это составляет высшую цель науки»5.

Во-вторых, он заявляет, что политическая наука — наука опытная, опирающаяся на «научный способ изучения явлений». Она вовсе не отрицает фактическую действительность, практику, не старается подвести ее к отвлеченной тео-

ретической мерке, а старается понять ее положительный смысл и определить ее значение в целом.

В то же время, будучи опытной наукой, политическая наука принципиально отличается от естественных, поскольку в природе везде действует необходимость, а в политике мы имеем дело с поступками свободных людей, обладающих разумом и моральными принципами: «Здесь человек становится предметом изучения во всех сторонах своего естества, не только как физическое, но и как метафизическое существо. Здесь можно видеть, к чему он стремится и чего он достига-ет»6. Потому, и это в-третьих, политика как опытная наука намного ближе к истории, чем к наукам о природе: «Для политики история составляет самое первое и необходимое основание»7 . И потому важнейшим для политической науки является исторический метод.

Однако поскольку человек существо метафизическое, а подлинным выражением метафизической сущности человека является философия, то политической науке без философии никак не обойтись. Чичерин в философии был гегельянцем, но не вполне «правоверным». Приняв гегелевский принцип схематизма развития любой реальности, он гегелевскую триаду заменил тетрадой, и эта тетрада открывала ему сущностный смысл, как структуры политического порядка, так и его трансформации. Четыре начала Абсолютного, согласно концепции Чичерина, проявляются в общественно-политическом бытии как общее благо, свобода, закон и власть. Они составляют основу четырех союзов: семьи, гражданского общества, церкви и государства. Государство, по Чичерину, «не снимает», «не поглощает» других союзов, а только «воздвигается над ними как высшая область, господствующая в сфере внешних отношений, но оставляющая им должную самостоятельность в принадлежащем каждому кругу деятельности».

В целом можно сказать, что сам ход мысли в политической теории Чичерина движется двумя главными путями, которые хотя и постоянно переплетаются, но, тем не менее, могут быть отчетливо выделены: он исследует политический порядок, во-первых, в его идеальной сущности, то есть в ракурсе должного, и, во-вторых, как он проявляется в конкретной исторической ситуации, то есть в ракурсе фактического. Ставшая результатом исследований его политическая концепция «либерального консерватизма» представляется стройной, внутренне обоснованной и претендует как на роль общей теории политической реальности вообще, так и на роль теории устройства российского политического порядка и его развития.

Б.Н. Чичерин требовал четкого разграничения понятий «государства» и «общества», по-

скольку в сущности это две различные сферы, и их смешение было, по его мнению, причиной самых крупных ошибок в философских концепциях, анализирующих политическую, социальную, правовую и историческую реальности. Более того, для него, для «государственника», независимость общества от государства была не подлежащим сомнению фактом. Общество не является единым организмом: подчиняясь государству, как единому целому, оно не перестает быть сплетением частных интересов и зависимостей, не представляющих никакого организованного единства. С другой стороны, государство все свои силы и средства черпает из общества. Сознание этой зависимости государства от общества составляет отличительную черту новейшей политической науки. Чичерин говорит, что опыт показал, что государственный быт тогда только имеет прочные основы, когда он покоится на господствующих в обществе убеждениях и потребностях. Общество несравненно устойчивее государства: частный быт, охватывая человека всецело, определяет все его привычки, нравы, понятия, образ действий.

Исследование общества в его составных элементах и влияния его на государство составляет предмет науки об обществе или социологии, тогда как исследование воздействия государства на общество составляет предмет политической науки. По мнению Чичерина, цель государства, его идея есть гармоническое сочетание всех элементов общежития и руководство общими интересами для достижения общего блага. При этом существуют два крайних мнения о способах деятельности государства: одно заключается в том, что государство должно охранять безопасность и право, а все остальное предоставить свободной деятельности граждан; другое — всю частную деятельность всецело подчиняет государству, утверждая, что единственно от усмотрения государственной власти зависит предоставление гражданам большего или меньшего простора в преследовании их частных целей.

Для Чичерина неприемлемы ни та, ни другая позиции: всеохватывающая регламентация частной деятельности ведет к полному подавлению свободы и уничтожению всех жизнеспособных сил в обществе; с другой стороны, классический либеральный взгляд на государство не учитывает того, что оно обязано не только оказывать содействие всем живым силам общества, но и само непосредственно взять в свое ведение те учреждения, которые имеют всеобщий характер.

Гарантию того, что в этой важной для общества деятельности государство не станет вторгаться в область частных отношений, не будет посягать на свободу личности, заключается в самой организации государственного союза, та-

кой организации, когда граждане сами становятся участниками власти, когда в государстве обеспечена свобода политическая, что возможно только при наличии высокоразвитого гражданского общества.

Опорой, стержнем гражданского общества Чичерин считал многочисленный и самодеятельный средний класс. Тот самый класс, который он видел в развитых европейских странах и отсутствие которого с сожалением констатировал в современной России. Значение среднего класса для России он подчеркивал в следующем воображаемом диалоге: «Что такое третье сословие? — спрашивал «С» — Ничто. — Чем оно должно быть? — Всем». А бедная страна не может быть свободной страной»8. Таким образом, вышеприведенные рассуждения Чичерина говорят об отношениях между «обществом» и «государством» в ракурсе должного, сущности, идеи, когда он говорит о фактических взаимоотношениях, то картина получается иной.

Российское общество характеризуется наличием двух преобладающих сословий: правящей землевладельческой аристократии и грандиозной по численности народной массы, лишенной всяческого участия в государственном управлении. Меж ними почти неприметен средний класс, к которому Чичерин относил людей свободных профессий и городских промышленников. Отсюда признание неизбежности и обоснованности самодержавия, как единственной в данных условиях прочной опоры социального и государственного порядка. Такое положение самодержавия в России совсем не случайно, но является закономерным следствием исторического пути России. Будучи основателем «историко -юридической», или «государственной школы» в русской исторической науке, он считал самодержавие столпом и движущей силой русского общества. Чичерин утверждал, что русское монархическое государство возникло по инициативе сверху: «Отличительная черта русской истории, в сравнении с историей других европейских народов, состоит в преобладании начала власти»9. И в этом «преобладании власти» Чичерин видел как главное основание всех достижений России, так и причину всех ее бед. С одной стороны, именно самодержавная «власть расширяла, строила и скрепляла громадное тело, которое сделалось русской империей. Власть стояла во главе развития, власть насильно насаждала просвещение, обнимая своею деятельностью всю жизнь народа — от государственного устройства до частного быта»10. Самодержавие, по мнению Чичерина, создало по своей воле общину, породило сословия и произвело в интересах защиты от внешних врагов, закрепощение сословий: когда же самодержавие достаточно окрепло, оно, по мыс-

ли Чичерина, начало осуществлять раскрепощение сословий.

Таким образом, в России сами сословия были не продуктом самоорганизации, а результатом деятельности государственной власти. Если в Европе, считал он, феодальный строй объективно вел к формированию сословий как больших корпораций с определенными социально-экономическими интересами и выраженной самостоятельностью по отношению к государственной власти, то в России еще не было феодализма (в западноевропейском смысле этого слова). Исходя из роли географического фактора и колонизации при объяснении процесса образования сословий, их закрепощения, решающую роль Чичерин отводит государственному принуждению, тяглу. Он пишет: «Это было общее тягло, наложенное на все сословия во имя государственной пользы; все одинаково сделались крепкими го-сударству»11. То есть, это было своеобразное общее крепостное состояние, которое, конечно же, не содействовало развитию правовых начал.

Однако метафизически для Чичерина человек как разумное существо есть вместе с тем существо свободное. Оно исполняет нравственный закон не в силу естественной необходимости, а на основании собственного разумного выбора. «Как скоро человек признает существование в другом человеке нравственного закона, так он необходимо должен признать в нём и свободу»12. Всякое действие есть действие нравственное, если оно совершается свободно, а не по принуждению. Только в этом случае человек может быть признан ответственным за свои действия. «Здесь рождаются понятия о заслуге и вине и вытекающие из них понятия о наградах и наказаниях»13.

Свобода, согласно Чичерину, имеет две стороны: отрицательную и положительную. С отрицательной стороны она состоит в независимости от всяких чуждых ей определений, а, следовательно, не только от чувственных влечений, но еще более от чужой воли. С положительной стороны свобода состоит в возможности определяться к действию по собственному побуждению, а не по внешнему велению. Вот почему произвольный выбор действий есть существенная и необходимая принадлежность человеческой свободы, без которой она лишается важнейшего своего элемента. Нравственная свобода перестает быть свободой, как скоро у нее отнимается произвол, т. е. возможность противоположного решения; свобода добра, считает Чичерин, неизбежно сопряжена со свободой зла, одна без другой не существует. Личность, как прекрасно доказал Кант, сама по себе есть цель и не может быть употребляема как средство для посторонних ей целей, даже если этой целью является достижение совершенной нравственности.

Из требования внутренней свободы неизбежно вытекает, как логическое следствие, требование свободы внешней. Но тут встает вопрос о границах этой свободы, и он приводит к вопросу о праве. Человек, по мнению Чичерина, есть существо общежительное и только в обществе может развивать все свои силы и способности. Тогда каким образом возможно общежитие, если каждая личность обладает свободой и стремится расширить границы проявления этой свободы? Появляется необходимость определить, что принадлежит каждому, разграничить области свободы так, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы сильнейший не превратил бы других в орудия для осуществления посторонних им целей, чтобы каждая личность могла свободно развиваться и чтобы были установлены твердые правила для разрешения неизбежных при совместном существовании споров. Таково, согласно Чичерину, происхождение права. Право есть взаимное ограничение свободы под общим законом и составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ.

Идея свободы, присущая любому разумному существу, есть разумное метафизическое начало права. Вслед за Гегелем Чичерин утверждает, что ступени развития свободы суть ступени развития права, так что полное раскрытие идеи права, установление «вполне разумного нравственного порядка» являются не началом, а плодом исторического процесса. Идея права в теории Чичерина достигает своей финальной цели в развитом гражданском обществе. Предшествующие порядки — рабство и крепостничество — противоречат природе человека как разумно-свободного существа и поэтому являются отмирающими ступенями развития права. Права и свободы человека — прежде всего равенство перед законом, право частной собственности, свобода договоров, неприкосновенность личности и т. д.-

составляют, по мнению ученого, конечную цель развития человечества, идеал юридического порядка. «Далее этих норм, — пишет Чичерин, — в гражданской области идти невозможно. Идеал достигнут».

На пути к реализации этого идеала ключевым моментом в эволюции свободы является переход от личной свободы к политической. Без политической свободы, считает Чичерин, личная свобода лишена гарантии. Политическая свобода служит не только гарантией, но и восполнением свободы личной: в ней человек находит высшее употребление своих сил и способностей; поэтому политическая свобода составляет неотъемлемую принадлежность всякого общества, стоящего на сколько-нибудь высокой степени развития. Однако, как и всякая другая, она имеет оборотную сторону: со свободой добра неразрывно свя-

зана свобода зла. От состояния общества зависит, насколько оно способно пользоваться политической свободой, чтобы не скатиться в пучину социальных бед и несчастий. Бывают периоды в исторической жизни общества, когда на первый план должен выступить элемент власти, чтобы спасти государство от разложения.

Идеалом для Чичерина всегда остается гармоническое единство в государстве всех элементов и политическая свобода. Он анализирует различные «образы правления»: аристократию, демократию, абсолютизм и конституционную монархию, чтобы установить, насколько они способны реализовать гармонию. Аристократия — это власть наиболее способной и образованной части общества, где присутствуют традиционные начала закона и порядка, но отсутствует содействие всех граждан. Простая смена социальных сил в той же самой социальной плоскости приводит к застою, потому что «лучшие» постепенно превращаются в «худших». Демократия, по мнению Чичерина, «образ правления» по сути промежуточный. Она выполняет задачу политического уравнения общества, провозглашая равенство в свободе по общему закону, но по существу — это «государство посредственности», в котором «низшие классы становятся владыками высших», а народное верховенство во власти превращается в фикцию. В конце концов государственное управление переходит в руки организованной шайки грабителей. Абсолютизм необходим тогда, когда надо объединить страну, предотвратить ее распад. Он способен обеспечить единство, силу и прочность власти, охрану внешнего порядка, способность произвести важные социальные преобразования сверху. Но при этом он производит с неизбежностью бесчисленные орды чиновников, которые, уничтожая политические и гражданские свободы населения, творят безграничный произвол. Чичерин полагал, что абсолютизм жив неразвитостью и слабостью гражданского общества. Он пишет: «Сосредоточение совокупной верховной власти в одном физическом лице есть признак неспособности общества к самоуправлению».

Образ правления, наиболее соответствующий вышеуказанному идеалу, в котором сможет осуществиться примирение различных политических начал (свобода, закон, общее благо и власть), для Чичерина — это конституционная монархия: она имеет все выгоды политической свободы, но устраняет многие из ее недостатков. Он подчеркивает, что если бы выбор образа правления зависел от идеального совершенства, а не от жизненных условий и состояния общества, то нет сомнения, что конституционная монархия заслуживала бы предпочтения перед другими. Перед республикой она имеет то громадное преимуще-

ство, что здесь не владычествует масса, устраняется деспотизм большинства. Тогда как, очевидно, что идее государства не соответствует предоставление верховной власти большинству, т. е. наименее образованной части общества, поскольку этим совершенно устраняется начало способности, а именно она в организации власти должна иметь преобладающее значение. Быть представителем целого и управлять его действиями есть высшее общественное призвание, для исполнения которого требуется и высшая способность. С другой стороны, существование самостоятельного демократического элемента сдерживает поползновения аристократии к владычеству над народной массой и служит гарантией, что права и интересы этой массы не будут нарушены. Борьба партий в конституционной монархии не может достигнуть такого ожесточения и иметь такие гибельные последствия, как в республике, так как над всеми партиями стоит совершенно независимая от них, умеряющая и сдерживающая власть монарха, который сам непосредственно не вмешивается в борьбу партий, не управляет и поэтому не подвергается нападкам и осуждениям. Вследствие своего высокого положения и вследствие унаследованной привычки отождествлять свое личное благо с благом всей страны, монарх обладает наибольшими возможными для человека гарантиями беспристрастия и справедливости. Отсюда огромная важность и безусловная необходимость монархического элемента, который, таким образом, является четвертой властью наряду с законодательной (парламент), правительственной (министры) и судебной.

Чичерин, безусловно, считал конституционную монархию идеальной формой и для России. Причем, как для России современной ему, так и для будущей, когда дворянская аристократия уступит место «новой» аристократии—крупной финансово-промышленной буржуазии, управляющим-технократам и верхушке интеллигенции. При этом он утверждал, что единственно легитимным является эволюционный, а не революционный путь развития общества и государства.

Чичерин хорошо понимал, что строительство новой государственности таит в себе опасность породить разнузданность страстей и анархию интересов, что немедленно бы привело к торжеству реакции, «которая могла уничтожить не только едва зародившуюся политическую свободу, но и юные преобразования, не успевшие еще упрочиться в народной жизни». В этой связи основную свою задачу Чичерин видел в соединении либерального и консервативного направлений политико-правовой мысли в современной ему России. Руководящей идеей его обширного «Курса государственной науки» было стремление «примирить начала сво-

боды с началами власти и закона»14. В качестве основного условия сохранения государственного порядка и р азвития о бществ а в р амках российской системы государственности Чичерин выдвинул программу «охранительного либерализма», основной политический лозунг которого — «либеральные меры и сильная власть»15.

Отвергая принципиально революционный путь развития и демократию, Чичерин, как и другие умеренные либералы, свои надежды связывал с монархией. Относительно России говорил он прямо: «... я предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству»16. Однако Чичерин никогда не защищал самодержавие само по себе, но лишь постольку, поскольку полагал его способным к трансформации в идеальную политическую форму — конституционную монархию. При всех указанных оговорках он всегда оставался принципиальнейшим сторонником либерального направления, потому что в центре всех его размышлений об обществе и государстве всегда находилась проблема обеспечения «свободы лица».

Важнейшим условием участия в государственных делах Чичерин считает политическую способность: «Невозможно дать участие в управлении человеку, не понимающему государственных интересов. Это значило бы принести высшие начала, общее благо в жертву личной свободе, тогда как вся общественная жизнь держится подчинением личного начала общественному. Поэтому неспособные должны быть устранены от участия в политических правах»17. И Чичерин довольно логично обосновывает необходимость введения цензовых ограничений избирательного корпуса. Прежде всего, имущественного ценза.

Право собственности, по Чичерину, вытекает из природы человека как разумного свободного существа, а овладение ею «составляет законный способ приобретения собственности, способ, вытекающий из коренных начал права»18. Поэтому государство, узаконив свободу, освящает то, что вытекает из природы человека, отсюда он делает вывод: покушение на собственность есть покушение на природу человека, на его свободу, а все, что колеблет собственность, подрывает основы гражданского порядка. В конституционной монархии обеспечено преобладание имущих и образованных классов над неимущими и необразованными, и такое преобладание, по мнению Чичерина, совершенно справедливо: «Все историческое развитие в его преемственном движении основано на постепенном накоплении капитала материального и умственного, и при этом не в руках метафизического существа, именуемого государством, а в руках свободных лиц, которые этот капитал накопленный обращают на новое употребление. История дает естественное законное

преимущество этим капитализирующим классам, которые являются прирожденными наследниками предшествующих поколений. Восставать против капитализма и капиталистов — значит восставать против всемирной истории. Это — признак совершеннейшей умственной пустоты»19.

Ввиду малочисленности и политической слабости среднего класса социальную опору своих идей Чичерин видел, прежде всего, в российском дворянстве. Он считал, что поскольку дворянство является единственным сословием России хотя бы мало-мальски осознающим свои права, и что именно для него характерен относительно высокий образовательный уровень, постольку оно является «единственным возможным политическим деятелем в России». Таким образом, либерализм Чичерина был сознательно дворянским и не мог быть иным, если претендовал, по его мнению, на звание разумного либерализма.

Он полагал мирную трансформацию российского самодержавия в конституционную монархию вполне возможной, поскольку для этого присутствуют два необходимых условия.

Во-первых, блок новой аристократии, т. е. помещиков, вставших на буржуазный путь развития, и крупной буржуазии. Если буржуазия оторвется от аристократии и поведет за собой народ, конституционная монархия останется идеей без приложения. Поэтому Чичерин призывает аристократию понять потребности времени. Нужно, чтобы движимая собственность, распространяясь на земледелие, изменила первобытный его характер и произвела смешение или, по крайней мере, сближение состояний. «Нужно, чтобы общее образование, и теоретическое и практическое, установ-ляя между различными классами общение мыслей и нравов, соединило их в общих политических требованиях и интересах»20.

Второй предпосылкой перехода абсолютизма в конституционную монархию мыслитель считает достаточное развитие буржуазии. «Представительное устройство является естественным последствием самого хода вещей, физического и умственного развития общества,... когда требования свободы глубже проникают в общества, и политическая мысль, охватывает средние классы»21 . Оба этих условия, по мнению русского либерала, в России налицо, хотя средние классы только-только вступили на самостоятельный путь развития, Россия неизбежно должна вступить на путь конституционной монархии.

Этой возможности не суждено было реализоваться, российское общество предпочло другой, революционный путь развития, что вовсе не сделало «охранительный консерватизм» Чичерина устаревшей политической концепцией, потому что главная проблема, занимавшая создателя: о соотношении политической свободы и прочного

общественного и государственного порядка — до сих не получила своего решения не только в практике жизни нашего общества, но и в политической теории, что никак не позволяет списать родоначальника отечественной политологии с корабля современности.

Примечания

1. Маркин, А.В. Редкий в России государственник: о некоторых аспектах творчества Б.Н. Чичерина/Маркин, А.В., Татарников, С.Н. //Социально-политические науки. — 1992. — № 1. — С. 87.

2. Чичерин, Б.Н. Вступительная лекция по государственному праву /Б.Н. Чичерин // Философия права. — СПб., 1998. — С. 382.

3. Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки /Б.Н. Чичерин. — М., 1898. — Ч. III. — С. 2.

4. Чичерин, Б.Н. Указ. соч. — С. 6.

5. Чичерин, Б.Н. Указ. соч. — С. 8.

6. Чичерин, Б.Н. Указ. соч. — С. 11.

7. Чичерин, Б.Н. Указ. соч. — С. 11.

8. Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки /Б.Н. Чичерин. — М., 1898. — Ч. II. — С. 204.

9. Чичерин, Б.Н. Областные учреждения в России в XVIIв. /Б.Н. Чичерин — М.: Тип. Ал-ра Семена, 1856. — С. 27.

10. Там же.

11. Чичерин, Б.Н. О народном представительстве / Б.Н. Чичерин. — М.: Т-во И.Д. Сытина, 1899. 2-е изд. — С. 533.

12. Чичерин, Б.Н. Наука и Религия /Б.Н. Чичерин. — М.: Тип. Мартынова и К°, 1879. — С. 143.

13. Там же.

14. История политических и правовых учений //под ред. Лейста, О.Э. — М.: Юрид. лит, 1997. — С. 447.

15. Приленский, В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов /В.И. Приленский. — М.: ИФРАН, 1995. — С. 60—61.

16. Чичерин, Б.Н. О народном представительстве / Б.Н. Чичерин. — М. : Т-во И.Д. Сытина, 1899. — 2-е изд. — С. 19.

17. Чичерин, Б.Н. Указ. соч. — С. 8.

18. Чичерин, Б.Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. — М. : Тип. Мартынова, 1882—1883. — В 2-х ч. — Ч. 1. — С. 97.

19. Чичерин, Б.Н. Положительная философия и единство науки/Б.Н. Чичерин. — М. : Типолит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1892. — С. 61.

20. Чичерин, Б.Н. О народном представительстве / Б.Н. Чичерин. — М. : Т-во И.Д. Сытина, 1899. — 2-е изд. — С. 439.

21 Там же.

Литература

1. История политических и правовых учений: учебник / под ред. О. Э. Лейста. — М. : Юрид. лит-ра, 1997. — 576 с.

2. Маркин, А.В. Редкий в России государственник: о некоторых аспектах творчества Б.Н. Чичерина /А.В. Маркин, С.Н. Татарников // Социально-политические науки. —1992. — № 1. — С. 85—92.

3. Приленский, В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов /В.И. Приленский. — М. : ИФРАН, 1995. — Ч. 1. — 311 с.

4. Чичерин, Б.Н. Курс государственной науки /Б.Н. Чичерин. — В 3 ч. — М. : Нов. слово, 1894—1898. — Т. 2. Социология. — 1896. — 432 с.

5. Чичерин, Б.Н. Наука и религия /Б.Н. Чичерин. — М. : Тип. Мартынова и Ко, 1879. — 523 с.

6. Чичерин, Б.Н. О народном представительстве /

Б.Н. Чичерин. — 2-е изд.— М. : Т-во И.Д. Сытина,

1899. — 810 с.

7. Чичерин, Б.Н. Областные учреждения в России в XVII веке /Б.Н. Чичерин. — М.: Тип. Александра Семена, 1856. — 592 с.

8. Чичерин, Б.Н. Положительная философия и единство науки /Б.Н. Чичерин. — М. : Типолит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1892. — 334 с.

9. Чичерин, Б. Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. — В2 ч. — М.: Тип. Мартынова, 1882— 1883. — Ч. 1. — 470 с., Ч. 2. — 457 с.

Поступила в редакцию 15 августа 2008 г.

Миронов Евгений Владимирович, родился в 1944 году. В 1972 году окончил философский факультет Уральского государственного университета, обучался в философской аспирантуре МГУ. В 1984 году защитил кандидатскую диссртацию по теме «Гносеологические и социальные функции научной теории». С 1991 года работает на кафедре социологии Южно-Уральского государственного университета. Заведующий кафедрой. Научные интересы: философский аспект исследования геополитических проблем формирования регионов, теории конфликтов в мировой политике.

Mironov Eugeny Vladimirovich was bom in 1944. In 1972 graduated from the Philosophical Faculty of Ural State University in the city of Ekaterinburg, major of Philosophy, took the post-graduate course at the Moscow State University. In 1984 he presented the thesis on the topic “Epistemological and Social Functions of the Scientific Theory”, major of Philosophy. He has been working at the Sociology Department of South Ural State University since 1991. He is Head of the Department. Professional interests: philosophical aspect of geopolitical problems research of regions formation, theories of conflicts in the world politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.