Научная статья на тему 'Либеральная вероисповедная политика Правительства Александра i и ее результаты'

Либеральная вероисповедная политика Правительства Александра i и ее результаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
547
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ЛИБЕРАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / КАТОЛИКИ / ПРОТЕСТАНТЫ / ИУДЕИ / СЕКТАНТЫ / ИЕЗУИТЫ / THE RELIGIONS STATE POLICY / THE LIBERAL OF RELIGIONS POLICY / CATHOLICS / PROTESTANTS / JEWS / SECTARIANS / JESUITS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лукьянов С. А.

в данной статье рассматриваются вопросы религиозной политики государства в первой четверти XIX в., а именно особенности либеральной религиозной политики в период царствования императора Александра I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The liberal religions policy of the goverment of Alexander the first and its results

in this article are considered the questions of religions state policy in the first quater of the XIX century. Namely: features of the liberal religions policy during the reign of the emperor Alexander the first.

Текст научной работы на тему «Либеральная вероисповедная политика Правительства Александра i и ее результаты»

10.6. ЛИБЕРАЛЬНАЯ ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДРА I И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Лукьянов С.А.,к.ю.н., заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского университета МВД России Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы религиозной политики государства в первой четверти XIX в., а именно - особенности либеральной религиозной политики в период царствования императора Александра I.

Ключевые слова: религиозная политика государства,

либеральная религиозная политика, католики, протестанты, иудеи, сектанты, иезуиты.

Одним из определяющих характер вероисповедной политики в дореволюционной России фактором являлась личная точка зрения самодержца на вопросы религиозной терпимости.

Отношение государства к русскому «иноверию» всегда было критерием степени веротерпимости в вероисповедной политике. Эпоху царствования Александра I современники называли «золотым веком русского раскола»1. Как указывал А.В. Попов, «...в царствование Александра I отношение к раскольникам стало особенно терпимым»2. Личная точка зрения императора на русское «иноверие» была выражена в указе от 21 февраля 1803 г. по делу «тамбовских духоборов»: «Общее правило, принятое Мною на заблуждения сего рода, состоит в том, чтобы не делая насилия совести и не входя в розыскание внутреннего исповедания веры, не допускать однакож никаких внешних оказательств отступления от церкви, и строго воспрещать всякие в сем соблазны, не в виде ересей, но как нарушение общего благочиния и порядка»3. На практике такая позиция приводила к отказу от карательных мер по делам об иноверии. Политика «единоверия», проводившаяся с 1800 г., привела к легализации «поповцев» и «беспоповцев» на Преображенском и Рогожском кладбищах в Москве4.

Вероисповедный либерализм наблюдался даже по отношению к последователям «изуверских» сект. Александр I освободил лидера «скопцов» Кондратия Селиванова из Петропавловской крепости, где тот содержался с 1797 г. по указу Павла I как «секретный арестант». «Скопцы» вышли из подполья и развили бурную деятельность в Москве и Петербурге с вовлечением в секту представителей высших сословий. Когда один из лидеров «скопцов», статский советник Еленский в мар-

1 Об отношении к расколу Церкви, Правительства и общества. // Из чтений Московского общества Любителей Духовного просвещения. М., 1868, С.28;

2 Попов А.В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904, С.251;

3 Адрианов С.А. Министерство Внутренних Дел. Исторический очерк (1802-1901). СПб., 1902, С. 92;

4 Третьякова Н.В. Социально-правовой статус старообрядчества в дореформенной и пореформенной России. //Вопросы истории СССР. М., 1972, С.490;

те 1804 г. обратился к императору с проектом преобразования империи в теократическое государство во главе со «скопческим» правительством, Александр I ограничился лишь объявлением Еленского сумасшедшим и заключением его в Суздальский монастырь. По некоторым сведениям, обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын поддерживал тесные связи с «хлыстами», и даже участвовал в их «радениях»5.

В целях установления эффективного государственноправового контроля за «иностранными» исповеданиями манифестом от 25 июля 1810 г. было создано Главное Управление духовных дел иностранных исповеданий6. Его возглавил обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын, ставивший перед собой широкомасштабную цель «объединить последователей всевозможных религиозных учений на почве общечеловеческих нравственных задач»7.

В 1812 г. Голицыным, по ходатайству английского пастора Патерсона и по образцу «Британского и иностранного Библейского общества», было создано «Российское Библейское общество».

Проект устройства общества был разработан самим Голицыным и утвержден императором 6 декабря 1812 г. 11 января 1813 г. в Таврическом дворце состоялось торжественное учредительное собрание, в котором принимало участие около 40 представителей российских христианских исповеданий. В 1813 - 1823 гг. «Библейское общество» приобрело для распространения и выпустило за счет собственных средств почти 185 тысяч экземпляров Библии, около 316 тысяч экземпляров Нового Завета более чем на 40 языках, в том числе языках народов Российской империи8.

По мнению П.Н. Милюкова, деятельность «общества» способствовала тому, что «...правительственная власть стала открыто сочувствовать стремлениям евангельского и духовного христианства». Во всех внезапно обнаружилась ревность к слову Божию и стремление просвещать «сидящих в сени смертной». Губернаторы начали говорить речи, совершенно похожие на проповеди; городничие и городские головы, капитаны-исправники и становые пристава с успехом распространяли Священное Писание и доносили о том по начальству в благочестивых письмах, переполненных текстами»9.

Деятельность князя А.Н. Голицына крайне негативно воспринималась иерархами Российской Православной церкви, которые были недовольны своей второстепенной ролью в руководстве «Библейским обществом». Их позиция впоследствии была сформулирована так: «Вообще можно сказать, что никогда не плодилось столько сект в России как во вторую половину царствования Александра !-го, никогда не было им оказываемо такой терпимости, какой пользовались они во время силы Князя А.Н. Голицына. Только смелый голос Православия, обличающий заблуждения, был гоним»10.

Свои экуменические идеи А.Н. Голицын пытался претворять на практике, но далеко не всегда удачно. 20 июля 1819 г. по инициативе Голицына был издан указ о создании Генеральной Евангелическо-лютеранской

5 Мельников П.И. (Андрей Печерский). Собр. соч., М., 1976, Т.8, С.204-231;

6 ПСЗРИ, СПб., 1830, Т.ХХХ!, Ст. 24.307, С.278-280;

7 Адрианов С.А. Указ. раб., С.88;

8 Безносова О. Библейские общества. // Немцы России: энциклопедия. М., 1999, ТЛ С.196;

9 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994, Т.2, С.127-128;

10 Об отношении к расколу Церкви, Правительства и общест-

ва..., С. 28;

консистории, в евангелических церквах России вводился сан епископа, обладавшего такими же правами, что и протестантские епископы Швеции, Дании и Пруссии. Однако введение должности епископа вызвало резкий протест и волнения в прибалтийских консисториях у приверженцев прежнего общинного церковного управления. Фактически указ реализован не был, должности президента и вице-президента оставались номинальными. Проект устава протестантских церквей в России также разработан не был11. Нерешенность вопроса структурного оформления протестантских церквей в России дополнилась другими просчетами А.Н. Голицына, в частности, в его политике по отношению к католицизму.

Политика Голицына позволила католицизму упрочить свои позиции в России. Была создана сеть иезуитских учебных заведений и новых римско-католических приходов в столицах империи. Это позволило ордену иезуитов разработать специальную программу обращения русского населения в католичество, причем первоначальным объектом прозелитизма явился узкий, но влиятельный в российском обществе слой аристократии и интеллектуальной элиты12.

В 1816 г. Министерство полиции установило достоверные факты шпионажа со стороны иезуитских миссий. 19 августа 1816 г. А.Н. Голицын был вынужден сам обратиться к министру полиции С.К. Вязьмитинову с уведомлением о необходимости высылки иезуитов из России. Эта мера получила одобрение Александра I. Депортация была осуществлена скрытно и быстро, «чтобы прихожане не оставались ни одного дня без удовлетворения христианских треб» и правительственная акция не вызвала беспорядков среди католиков. Иезуитские проповедники одновременно арестовывались полицией в различных городах России, после чего под полицейским конвоем препровождались к западной границе. Одновременно из Баварии, Франции и Италии было «выписано» 37 священников, не принадлежавших к монашеским католическим орденам. Преподавание в католических учебных заведениях передавалось римско-католическим священникам - подданным империи, а бывшие воспитанники иезуитов подлежали либо высылке из России вместе с их наставниками, либо передаче родителям или опекунам13.

В 1817 г. по инициативе Голицына был создан Комитет опекунства над евреями, перешедшими в христианство. Голицын разработал проект разрешения «еврейского вопроса» путем массовой христианизации еврейского населения. В этих целях Комитет получил в распоряжение значительные участки казенных земель на юге страны для расселения неофитов и поощрения перехода иудеев в христианство. Но, как констатировал С.А.Адрианов, «...отвращение евреев к землепашеству привело к тому, что Комитет не достиг своей цели и только управлял землями, отведенными в его распоряжение», что и привело к его ликвидации в 1833 г.14

А.Н.Голицын предпринял новую попытку кардинального решения основных вопросов вероисповедной политики путем создания еще более мощного вероисповедного ведомства: в 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, в структуру которого вошли Святейший Синод Российской Православной церкви, Главное Управление иностранных ис-

11 Адрианов С.А. Указ. раб., С.89;

12 Тихонов А.К. Власти и католическое население России в ХУШ-ХЖ веках. // Вопросы истории. М., 2004, № 3, С.141;

13 ГАРФ, Ф.1165, Оп.1, Д.33, Л.1-20;

14 Адрианов С.А. Указ. раб., С.89;

поведаний и Министерство народного просвещения. Тем самым ведомство Российской Православной церкви оказалось структурно уравнено в рамках нового государственного органа с ведомством других исповеданий. Это вызвало крайнее недовольство православного духовенства. Уже впоследствии, в записках неизвестного православного священника, полученных III Отделением СЕИВК, содержалась крайне негативная оценка ситуации вокруг созданного Голицыным министерства: «Зло религиозных нововведений искало лица сильного для распространения начал своих», (т.е., А.Н. Голицына - авт.)15.

Во второй половине царствования Александра I религиозная политика в отношении русского «иноверия» изменилась в сторону сужения границ веротерпимости. Одной из причин было, например, непатриотичное поведение московских старообрядцев в период временной оккупации Москвы французскими войсками. Старо-обрядцы-«беспоповцы» провозгласили Наполеона Бонапарта «Сыном Божьим», и в их среде образовался новый «толк» - «наполеоновщина»16.

Комитет министров в 1816 г. представил Александру I законопроект, которым предлагалась массовая высылка «скопцов» в Сибирь. Инициатором законопроекта был генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф М.А. Мило-радович, два племянника которого были вовлечены в скопческую секту17. 7 октября 1816 г. был издан указ, по которому «скопцы» именовались «врагами человечества, развратителями нравственности, нарушителями законов Божьих и гражданских», подлежали наказаниям в виде помещения в крепость, монастырские тюрьмы, отправки в солдаты и ссылки в Восточную Сибирь18. После ставшего известным факта оскопления нескольких солдат гвардии, Кондратий Селиванов в 1820 г. был помещен в Суздальский монастырь19. В 1820 г. последовал указ об установлении особого надзора полиции за «беспоповцами»-«федосеевцами»20.

К концу царствования Александра I вероисповедная политика, осуществлявшаяся под руководством А.Н. Голицына, потерпела полный крах: «Теоретические замыслы Князя Голицына на практике привели к неожиданным результатам; он сам чувствовал это и просил Государя об отставке, на что Император Александр Павлович ответил ему: «И я, любезный князь, не раз уже хотел объясниться с Вами чистосердечно. В самом деле, вверенное Вам министерство как-то не удалось Вам. Я думаю упразднить сложное министерство»21.

15 мая 1824 г. Министерство духовных дел и народного просвещения было ликвидировано, Главное управления духовных дел иностранных исповеданий и Святейший Синод стали самостоятельными ведомствами. Главное управление духовных дел иностранных исповеданий возглавил адмирал А.С. Шишков, придерживавшийся консервативных вероисповедных взглядов.

Русское общество и государство в первой четверти Х^ в. оказались не готовы воспринять либеральные вероисповедные идеи и реализовать их на практике.

15 ГАРФ, Ф.109, Оп.3, Д.1385, Л.3;

16 Третьякова Н.В. Указ. раб., С.490;

17 Кондаков Д.Ю. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998, С. 5657;

18 Попов А.В. Указ. раб., С.341-344;

19 Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты. // Русская старина. СПб., 1895, ноябрь, С.18-25;

20 Веденский С. Исторический очерк раскола, старообрядчества и сектантства в Симбирской губернии. Симбирск, 1907, С.18-19

21 Адрианов С.А. Указ. раб., С.89.

Список литературы:

1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ), СПб., 1830, Т.ХХХ Ст. 24.307, С.278-280.

2. ГАРФ, Ф.1165, Оп.1, Д.33, Л.1-20.

3. ГАРФ, Ф.109, Оп.3, Д.1385, Л.3.

4. Адрианов С.А. Министерство Внутренних Дел. Исторический очерк (1802-1901). СПб., 1902.

5. Безносова О. Библейские общества. // Немцы России: энциклопедия. ТХ М., 1999.

6. Веденский С. Исторический очерк раскола, старообрядчества и сектантства в Симбирской губернии. Симбирск, 1907.

7. Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты. // Русская старина. СПб., 1895, ноябрь.

8. Кондаков Д.Ю. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (18011825). СПб., 1998.

9. Мельников П.И. (Андрей Печерский). Собр. соч., М., 1976, Т.8.

10. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994, Т.2.

11. Об отношении к расколу Церкви, Правительства и общества. // Из чтений Московского общества Любителей Духовного просвещения. М., 1868.

12. Попов А.В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904.

13. Тихонов А.К. Власти и католическое население России в ХУШ-Х^ веках. // Вопросы истории. М., 2004, № 3.

14. Третьякова Н.В. Социально-правовой статус старообрядчества в дореформенной и пореформенной России. //Вопросы истории СССР. М., 1972.

Отзыв.

Статья написана автором по материалам диссертационного исследования на тему: «Принцип веротерпимости во внутренней политике дореволюционной России и роль Министерства внутренних дел в обеспечении государственно-правовых основ его осуществления», над которым он работает в настоящее время. Автор опровергает сложившуюся точку зрения о том, что религиозная толерантность зародилась в странах Западной Европы, а России не знала веротерпимости. На основе ряда фактов он доказывает, что уже в первой четверти XIX века осуществлялась либеральная религиозная политика, правительство Александра I предприняло попытки достижения максимально возможного религиозного мира в многонациональной и поликонфессиональной стране. Российское общество, как справедливо указывает автор статьи, оказалось не готовым к восприятию экуменических идей основного проводника либеральной религиозной политики князя А.Н. Голицына. Однако уже тот факт, что подобные попытки вероисповедных реформ предпринимались, говорит о высокой степени веротерпимости в Российской империи в рассматриваемый период. Автор приводит в своей статье сведения, почерпнутые из редко встречающейся дореволюционной литературы, а также малоизвестные факты из архивных источников. Статья Лукьянова С.А. характеризуется достаточной актуальностью и научной новизной и может быть рекомендована для публикации в открытой печати.

Научный консультант: А.Я. Малыгин, профессор кафедры теории и истории государства и права Московского областного филиала Московского университета МВД России, д.ю.н., академик РАЕН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.