Научная статья на тему 'Либерализм как идеология свободы личности'

Либерализм как идеология свободы личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2521
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ЛИБЕРАЛИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМЫ СВОБОДЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / FREEDOM / LIBERALISM / PERSONALITY / FORMS OF FREEDOM / SOCIAL RELATIONS / PRIVATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гареева Лена Фларитовна

Раскрывается содержание понятия «свобода», которое является ключевым для либерализма. Рассматривается соотношение свободы и ответственности человека. Проведенный анализ позволил выявить представление о социальной свободе личности: свободе как средстве достижения других целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is revealed the notion “freedom”, which is the key notion for liberalism. There is considered the correlation of freedom and responsibility of a person. The analysis allowed finding out the idea of the social freedom of a personality: freedom as the means of achieving other goals.

Текст научной работы на тему «Либерализм как идеология свободы личности»

* * *

1. Berdyaev N.A. Smyisl tvorchestva // Ego zhe. Filosofiya svobodyi. Smyisl tvorchestva. M., 1989.

2. Dimitrova S.V. Tsel i svoboda: poisk onto-logicheskih osnovaniy. Volgograd : Politehnik, 2009.

3. Kant I. Kritika chistogo razuma. M. : Myisl, 1994.

4. Kant I. Sochineniya. M., 1964. T. 3.

5. Lapin H.I., Belyaeva L.A., Naumova N.F. [i dr.]. Dinamika tsennostey naseleniya reformiruemoy Rossii. M., 1996.

6. Losskiy V.N. Bogovidenie. M. : AST, 2006.

7. Lutsiy Anney Seneka. Nravstvennyie pisma k Lutsiliyu / per., st. i prim. S.A. Osherova ; otv. red. M.L. Gasparov. M. : Nauka, 1977.

8. Mamardashvili M. Lektsii po antichnoy filoso-fii. M. : Azbuka, 2012.

9. Novaya filosofskaya entsiklopediya : v 4 t. / In-t filosofii RAN; Nats. obsch.-nauch. fond; predsed. nauch.-red. soveta V.S. Stepin. M. : Myisl, 2000. T. 1.

10. Spinoza B. Izbrannyie proizvedeniya : v 2 t. M.: Gos. izd-vo polit. lit., 1957. T. 1.

11. Tolkovyiy Apostol. M. : Pravilo veryi, 2008.

T. 1.

12. Shelling F. Filosofskie issledovaniya o sus-chnosti chelovecheskoy svobodyi i svyazannyih s ney predmetah. Bruno, ili O bozhestvennom i estestvennom nachale veschey. M. : Librokom, 2009.

13. Shorohova M.A. Innovatsionnoe kachestvo zhizni kak osnova formirovaniya gumanisticheskoy gosudarstvennoy idei v sovremennoy Rossii // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. : Sots. nauki. 2009. № 4. S. 243.

14. Shorohova M.A. Kachestvo zhizni kak paradigma sovremennoy kulturyi // Izvestiya vyisshih ucheb-nyih zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnyie nauki. 2009. № 3. S. 55.

Freedom of choice and spiritual freedom in the context of life quality issue

There is considered the correlation of the category of freedom and the human value system. There is shown that the interpretation of freedom changed with the development of civilization and was the reflection of the material and spiritual state of the society, which influenced people's notions about life quality. The refusal of the modern culture to be spiritually free lead to the wrong interpretation of the value system provoking new human enslaving.

Key words: will freedom, spiritual freedom, values, life quality.

(Статья поступила в редакцию 30.06.2014)

л.ф. гареева (уфа)

ЛИБЕРАЛИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ

свободы личности

Раскрывается содержание понятия «свобода», которое является ключевым для либерализма. Рассматривается соотношение свободы и ответственности человека. Проведенный анализ позволил выявить представление о социальной свободе личности: свободе как средстве достижения других целей.

Ключевые слова: свобода, либерализм, личность, формы свободы, общественные отношения, частная собственность.

Свобода волновала большинство исследователей на протяжении всего существования философии, поэтому относится к так называемым вечным проблемам. В обыденном понимании свобода - это отсутствие каких бы то ни было ограничений, которые могут влиять на наши действия и определять наше поведение: запреты родителей, мнение близких, приказы начальства, законы государства, моральные нормы и т.п. Свободу человека мы определяем как независимость от внешней необходимости в процессе следования внутренней обусловленности.

К свободе духовной можно отнести выбор мировоззрения, идеологии, свободу их пропаганды. Специфическую роль в системе духовной свободы занимает то, что и в юридических актах, и в социально-философских источниках именуется «свободой совести». Как правило, при использовании этого понятия подразумевается выбор человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также свобода на религиозную или атеистическую пропаганду.

Духовное развитие личности обеспечивают культурные права. К ним относятся право на образование, свобода творчества, право на участие в культурной жизни, право на благоприятную окружающую среду.

Гражданская и политическая свободы также являются предметом интереса либералов. Однако их нужно уметь различать. Политическая свобода - это право гражданина участвовать в управлении государством. гражданская свобода, т.е. основные права, на признании которых построен гражданской строй, является

© Гареева Л.Ф., 2014

философия

самой высокой ценностью государства и его основным принципом, поэтому политическая свобода рассматривается как дополнение свободы гражданской, ее требуют лишь как гарантию для гражданской свободы.

К функциям свободы личности можно отнести и влияние свободы на общественное развитие. Это становление осуществляется в конкретной исторической форме. Тем самым генезис развития свободы личности оказывается историей прогресса государственных форм. Прогресс в осознании необходимости определяется как история развития от менее свободных форм государственного устройства к более свободным.

Свобода - это лишь одна сторона, определяющая социальный статус личности. Относительная сторона свободы отражается в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. Не менее важной считается свобода политическая, т. е. система гражданских прав, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида.

Рассмотрим понятие свободы и через призму такого направления, как либерализм. С началом господства либеральной идеологии наибольшее внимание уделяется свободе человека в хозяйственной деятельности.

один из главных идеологов либерализма Дж. Локк впервые поставил ценность свободы и частной собственности наравне с ценностью жизни. Без частной собственности, по мнению локка, невозможно удовлетворить главные потребности человека. он считал, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы [1, с. 24].

развивая идеи английских либералов, Ж.-Ж. Руссо различал свободу политическую и свободу естественную: взаимодействие людей требует изменения естественной свободы в свободу нравственную; это изменение опирается на разум и обеспечивает фундамент для теории политического права [4, с. 12].

Большое влияние на развитие свободы человека оказало антиклерикальное движение, поддерживаемое большинством философов эпохи Просвещения. значительный вклад в секуляризацию сознания внес Вольтер, которому принадлежат слова, ставшие девизом толе-

рантности и плюрализма: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».

либерализм утверждает, что единственной работающей и эффективной системой человеческого сотрудничества в обществе является частная собственность на средства производства. Специфика либерализма как социального феномена состоит в том, что он ратует не просто за свободу и не просто за свободу каждого, а за максимальную свободу, за развитие в деле свободы, соответственно, при реализации своей программы он не может органически перейти к консерватизму.

либерализм утверждает самоценность свободы личности. Подлинная свобода - это право свободно распоряжаться своим капиталом и своими способностями, и такая свобода неизбежно связана с риском и ответственностью.

С позиций либерализма общество, основанное на свободе для всех работников, гарантирует максимальную производительность труда и, как правило, служит интересам всех. «Европейский рабочий сегодня живет в более благоприятных и приемлемых внешних условиях, чем жил когда-то египетский фараон, несмотря на то, что фараон управлял тысячами рабов, в то время как рабочий не зависит ни от чего, кроме силы и умения своих рук» [2, с. 86].

В XIX - начале XX в. сформировались основные положения либерализма: гарантии права собственности, свобода частного предпринимательства и торговли, гражданское общество, правовое государство, демократические политические институты, права и свободы личности. Уже к началу XX в. в большинстве стран основные программные требования либерализма были во многом реализованы.

Марксисты измеряли меру свободы показателем развития общественного способа производства и связывали ее с классами и другими социальными группами. отсюда следует, что для достижения свободы личность нужно рассматривать наравне с развитием общества. Кроме того, чтобы человек смог завоевать свободу, считает К. маркс, необходимо упразднить институт частной собственности.

В гражданском строе как имущий, так и неимущий располагают одинаковыми правовыми возможностями - тут нет запрета и положения, при котором человек не смеет улучшить свое состояние и свой статус. либерализм с уважением относится к правам людей и считает основной государственной задачей защиту прав и возможностей ими пользования.

Рассматривая современный либерализм, невозможно не обратить внимание на концепции К. Поппера и Ф. Хайека, которые повлияли на восточноевропейский современный либерализм. К. Поппер определяет либерализм как «открытое общество», как «общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения» [3, с. 13]. Однако такое общество приведет к полной безличности, отрицанию личных связей и контактов, люди смогут общаться друг с другом только посредством технических средств (телефона, радиосвязи и т.д.). Поппер замечает, что если рассматривать современное общество, то в нем «много людей, которые или совсем не вступают в непосредственные личные связи, либо вступают в них очень редко, или живут в скрытости и в одиночестве, а следовательно, в несчастье» [Там же, с. 14]. Однако это было бы неправильно. Люди нуждаются в личностном общении, принадлежат к реальным социальным группам, а современное общество предлагает им лишь искусственные коммуникации. Другими словами, Поппер полагает, что в таком открытом обществе оптимально будут выражены элементы разумной критики, которые будут сочетаться с другими элементами и которым не страшны ни предрассудки, ни интриги, ни тем более административный произвол.

Если рассматривать развитие экономики в сколько-нибудь продолжительной перспективе, то оно требует отрицания личной инициативы, что, в свою очередь, приводит к свободе личности и уважению прав человека. Как показывает практика, именно в этом - и, к сожалению, только в этом - кроется причина успехов западных идей экономической и политической свободы и уважения прав человека.

Приоритет свободы человека у Ф. Хайека считается главным принципом свободы. Свобода, по Хайеку, - это отсутствие какого-либо ограничения или принуждения со стороны государства. «Ведь свобода предполагает развитие индивидуализма» [5, с. 36].

Индивидуализм как основа европейской цивилизации - это не эгоизм, как принято считать. Индивидуализм - прежде всего уважение к личности, что уже является главным приоритетом прав каждого человека, который сможет реализовать себя в мире.

Развитие современной цивилизации связывают с развитием торговли, рынка, где преобладают стихийные силы. Отсутствие ограничений привело к взлетам науки, изобретательства, предприимчивости, богатства. Идея естественной свободы стала элементом сознания всех

классов общества, а свободная деятельность -повседневной и всеобщей практикой.

Итак, судя по концепциям К. Поппера и Ф. Хайека, подлинная свобода человека- это право свободно распоряжаться своим капиталом и своими способностями, и такая свобода непременно связана с риском и ответственностью. Что же касается соотношения свободы и частной собственности, то это важнейшая гарантия свободы не только для имеющих собственность, но и для тех, у кого ее нет.

Полностью реализовать программу, созданную политиками, экономистами, социологами и являющуюся основой социальной и экономической политики рыночного государства, не удалось нигде. Не исключение и Англия -родина и образец либерализма. Сторонники либеральной политики так и не смогли осуществить свои требования. Что же касается других стран, то в одних принимались отдельные части либеральной программы, а в других -важные части либо изначально не нашли понимания, либо были не реализованы, даже через некоторое время.

Современное общество во многом основывается на либеральной традиции, и именно в нем коренится главная проблема свободы. На наш взгляд, недостатком либерализма является его концентрация исключительно на социальной свободе и провозглашении ее основной ценностью человека.

Свобода человека в современном обществе предполагает ее ответственность, которая включает в себя ответственность перед обществом, а также личные риски. Причина этого лежит в наличии тесной связи между человеком и обществом, которое не только лишает его части социальной свободы, но и берет на себя часть ответственности и рисков. С развитием личности происходит индивидуализация, что приводит к разрыву первичных связей. В этом состоянии человек испытывает сильное чувство одиночества и бессилия и стремится от него избавиться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что либерализм, возникнув в европейских странах в XVII - XVIII вв. и провозгласив принцип гражданских, политических и экономических свобод, в своем развитии прошел несколько стадий. Сложилось следующее представление о свободе личности: свобода как средство для достижения других целей. От свободы личности зависят ее роль в развитии общества, ее влияние на исторический процесс. Подлинная свобода человека - это право свободно распоряжаться своим капита-

философия

лом и своими способностями, и такая свобода непременно связана с риском и ответственностью. Свободу личности мы определяем через условия, созданные в обществе для реализации внутренней потенции человека. Либерализм с уважением относится к правам людей и считает основной государственной задачей защиту прав и возможностей ими пользования.

литература

1. Локк Дж. Сочинения в 3 т. М., 1988. Т. 3.

2. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М. : Начала-Пресс, 1994.

3. Поппер К. Открытое общество и его враги / пер. с англ. В.Н. Садовского. М. : Феникс, 1992. Т. 1.

4. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М. : Наука, 1969.

5. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М. : Нов. изд-во, 2005.

* * *

1. Lokk Dzh. Sochineniya V 3 1 М., 1988. Т. 3.

2. Mizes L. Liberalizm V klassicheskoy traditsii. М. : Nachala-Press, 1994.

3. Popper K. Otkryitoe obschestvo i ego vragi / per. s angl. V.N. Sadovskogo. M. : Feniks, 1992. T. 1.

4. Russo Zh.Zh. Traktatyi. M. : Nauka, 1969.

5. Hayek F. A. Doroga k rabstvu. M. : Nov. izd-vo, 2005.

Liberalism as the ideology of personality freedom

There is revealed the notion "freedom", which is the key notion for liberalism. There is considered the correlation of freedom and responsibility of a person. The analysis allowed finding out the idea of the social freedom of a personality: freedom as the means of achieving other goals.

Key words: freedom, liberalism, personality, forms of freedom, social relations, private property.

(Статья поступила в редакцию 14.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.