Научная статья на тему 'Либерализация потоков капитала и переход к режиму плавающего валютного курса: опыт Китая'

Либерализация потоков капитала и переход к режиму плавающего валютного курса: опыт Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / FINANCIAL GLOBALIZATION / МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / WORLD MONETARY SYSTEM / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / LIBERALIZATION / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / EXCHANGE RATES / ПОТОКИ КАПИТАЛА / CAPITAL FLOWS / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аносова Людмила Александровна, Кабир Людмила Сергеевна

Настоящее исследование направлено на изучение более чем 20-летнего опыта валютной либерализации КНР, осуществляющей планомерное движение по этому пути. Цель. Структурировать основные элементы политики и практики, которые реализовала КНР, продвигаясь по пути валютной либерализации с позиции направленности мер и хронологии их реализации. Задачи. Определить последовательность действий монетарных властей КНР на пути реформ; изучить совокупность применяемых инструментов; уточнить аргументацию монетарных властей КНР, придерживающихся позиции недопущения поспешности в проведении валютной либерализации. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена политика валютной либерализации КНР, выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития проводимой политики, и определены основные направления. Результаты. В КНР валютная либерализация стартовала одновременно с масштабными социально-экономическими реформами по построению социалистической рыночной экономики и была четко «вписана» в процесс реформирования. Таким образом, опыт КНР подтверждает, что предпосылкой перехода к гибкому валютному курсу является создание макроэкономических условий, обеспечивающих целесообразность и эффективность его применения, и позволяет выделить следующие факторы, обеспечивающие благоприятный результат: политика валютной либерализации должна обосновываться национальными приоритетами; темпы либерализации должны определяться готовностью структуры национальной экономики и степенью развития институтов и инфраструктуры финансовых рынков. Выводы. Изучение валютной либерализации в КНР как процесса с выделением в нем периодов и мер, свойственных тому или иному периоду, позволяет не только выявить национальную специфику проблем регулирования потоков капитала и обменного курса, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих благоприятные результаты либерализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberalization of Capital Flows and the Transition to a Floating Exchange Rate Regime: The Experience of China

This study examines more than 20 years of history on the planned liberalization of the Chinese currency. Aim. The goal is to determine the direction and chronology of the structure and basic elements of the policies and practices that have been implemented in China in its move toward the liberalization of foreign exchange. Tasks. To determine the sequence of actions taken by China’s monetary authorities on its path toward reform, to explore the assortment of instruments it has used, and to achieve a better understanding of the reasons for the monetary authorities of China adhering to the position of non-haste in implementing foreign exchange liberalization. Methods. In this study, the authors use common scientific research methods to analyze the various aspects of the liberalization policy of the Chinese currency and demonstrate the tendencies that characterize its current state, policy development, and basic directions. Results. In China, the currency liberalization was launched concurrently with large-scale socio-economic reforms aimed at building a socialist market economy and was tailored to the reform process. Thus, the experience of China confirms that macroeconomic condition creation is a prerequisite for the transition to a flexible exchange rate regime. It ensures the feasibility and effectiveness of transition and allows the following factors to ensure a favorable outcome: the liberalization of monetary policy should be supported by national priorities, the pace of liberalization should be determined by both structural preparedness level in the national economy and the degree of development among institutions and infrastructure in financial markets. Conclusions. The study of the currency liberalization process in China can not only identify the specific national problems of capital flows and the exchange rate regulation but also help to formulate a perspective on the factors ensuring favorable liberalization results.

Текст научной работы на тему «Либерализация потоков капитала и переход к режиму плавающего валютного курса: опыт Китая»

Либерализация потоков капитала и переход к режиму плавающего валютного курса: опыт Китая

Liberalization of Capital Flows and the Transition to a Floating Exchange Rate Regime: The Experience of China

<

Аносова Людмила Александровна

начальник отдела — заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН (Москва), доктор экономических наук, почетный профессор СПбУУиЭ

119991, Москва, Ленинский пр., д. 32А

Anosova Lyudmila Aleksandrovna

Social Sciences Division of Russian Academy of Science

Leninskiy Ave 32A, Moscow, Russian Federation, 119991

Настоящее исследование направлено на изучение более чем 20-летнего опыта валютной либерализации КНР, осуществляющей планомерное движение по этому пути.

Цель. Структурировать основные элементы политики и практики, которые реализовала КНР, продвигаясь по пути валютной либерализации с позиции направленности мер и хронологии их реализации.

Задачи. Определить последовательность действий монетарных властей КНР на пути реформ; изучить совокупность применяемых инструментов; уточнить аргументацию монетарных властей КНР, придерживающихся позиции недопущения поспешности в проведении валютной либерализации.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена политика валютной либерализации КНР, выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития проводимой политики, и определены основные направления.

Результаты. В КНР валютная либерализация стартовала одновременно с масштабными социально-экономическими реформами по построению социалистической рыночной экономики и была четко «вписана» в процесс реформирования. Таким образом, опыт КНР подтверждает, что предпосылкой перехода к гибкому валютному курсу является создание макроэкономических условий, обеспечивающих целесообразность и эффективность его применения, и позволяет выделить следующие факторы, обеспечивающие благоприятный результат: политика валютной либерализации должна обосновываться национальными приоритетами; темпы либерализации должны определяться готовностью структуры национальной экономики и степенью развития институтов и инфраструктуры финансовых рынков.

Выводы. Изучение валютной либерализации в КНР как процесса с выделением в нем периодов и мер, свойственных тому или иному периоду, позволяет не только выявить национальную специфику проблем регулирования потоков капитала и обменного курса, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих благоприятные результаты либерализации.

Ключевые слова: финансовая глобализация, мировая валютная система, интеграция, либерализация, валютный курс, потоки капитала, денежно-кредитная политика

This study examines more than 20 years of history on the planned liberalization of the Chinese currency.

Кабир Людмила Сергеевна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ (Москва), доктор экономических наук, профессор 127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2

Kabir Lyudmila Sergeevna

Scientific-Research Institute of Finance by the Ministry of Finance of the Russian Federation (Moscow)

Nastas'inskiy Lane 3/2, Moscow, Russian Federation, 127006

Aim. The goal is to determine the direction and chronology of the structure and basic elements of the policies and practices that have been implemented in China in its move toward the liberalization of foreign exchange.

Tasks. To determine the sequence of actions taken by China's monetary authorities on its path toward reform, to explore the assortment of instruments it has used, and to achieve a better understanding of the reasons for the monetary authorities of China adhering to the position of non-haste in implementing foreign exchange liberalization.

Methods. In this study, the authors use common scientific research methods to analyze the various aspects of the liberalization policy of the Chinese currency and demonstrate the tendencies that characterize its current state, policy development, and basic directions.

Results. In China, the currency liberalization was launched concurrently with large-scale socio-economic reforms aimed at building a socialist market economy and was tailored to the reform process. Thus, the experience of China confirms that macroeconomic condition creation is a prerequisite for the transition to a flexible exchange rate regime. It ensures the feasibility and effectiveness of transition and allows the following factors to ensure a favorable outcome: the liberalization of monetary policy should be supported by national priorities, the pace of liberalization should be determined by both structural preparedness level in the national economy and the degree of development among institutions and infrastructure in financial markets.

Conclusions. The study of the currency liberalization process in China can not only identify the specific national problems of capital flows and the exchange rate regulation but also help to formulate a perspective on the factors ensuring favorable liberalization results.

Keywords: financial globalization, world monetary system, integration, liberalization, exchange rates, capital flows, monetary policy

Валютная либерализация: найти свое место в глобальной финансовой системе. Сегодня политика гибкого валютного курса провозглашается в качестве главного мерила успешности деятельности монетарных властей страны и показателя эффективности ее интеграции в мировую хозяйственную систему. Эта позиция обосновывается тем, что национальные финансовые системы стран с режимами курсовой при-

вязки в условиях растущих международных связей подвергаются повышенному риску, обусловленному высокой мобильностью потоков капитала. Предполагается, что гибкие валютные режимы обеспечивают и лучшую защиту от внешних шоков, и независимость денежно-кредитной политики.

Вместе с тем кризисные потрясения мировой экономической и финансовой системы понижают градус оптимизма в отношении безусловной безальтернатив-ности гибкого валютного курса и заставляют вновь и вновь возвращаться к вопросу о необходимости регулирования государством потоков капитала и выбора режима курсовой привязки. Чрезмерная изменчивость плавающего валютного курса вызывает серьезную обеспокоенность стран, платежные балансы которых подвержены валютному риску. К тому же валютный курс оказывает сильное воздействие на инфляцию. Несмотря на то что в 2014 г. Банк России официально объявил о прекращении традиционного влияния на валютный курс рубля в связи с переходом к инфляционному таргетированию [1], новый подход к проведению операций на внутреннем рынке (согласно заявлению) не предполагает полного отказа от валютных интервенций. Фактически это означает признание невозможности и нецелесообразности свободного курсообразования.

Согласно статистике МВФ, переход стран к гибкому режиму валютного курса в большинстве случаев объяснялся кризисом, а не планомерными действиями финансовых властей [2]. Есть основания предполагать, что и в случае с Российской Федерацией события развивались по подобному сценарию. В связи с этим и несмотря на то что официально денежные власти уже заявили о введении гибкого валютного курса, опыт зарубежных стран, планомерно и целенаправленно продвигающихся по этому пути, сравним с Россий и даже большее по длительности время и не торопящихся форсировать процесс валютной либерализации, будет весьма информативным, поскольку официальные декларации не устраняют необходимости решения практических проблем, так как последние не исчезают сами собой даже в случае форсирования процесса валютной либерализации.

В настоящей статье на примере Китая рассматриваются основные элементы политики и практические действия, которые страна осуществляла, продвигаясь по пути валютной либерализации. Задачи, решаемые в настоящем исследовании, состоят в выявлении последовательности действий монетарных властей КНР на пути реформ, рассмотрении спектра применяемых инструментов, ознакомлении с опасениями, вызываемыми введением плавающего курса, существующими у монетарных властей страны, и аргументами в отношении чрезмерной поспешности в проведении валютной либерализации.

Теоретические основы и исторические вехи валютной либерализации. Современная валютная система формировалась на протяжении почти двух столетий; одновременно происходило развитие научных представлений и концепций теории валютного курса. В процессе эволюционного развития мировой валютной системы обычно выделяют четыре этапа, характеризующиеся специфичными базовыми принципами и режимами валютного курса:

1) период «золотого стандарта» (1867-1922 гг.), или

Парижская мировая валютная система;

2) межвоенный период (1922-1944 гг.), или Генуэзская мировая валютная система;

3) Бреттон-Вудская мировая валютная система (1944- х

1976 гг.);

4) период «плавающего курса» — Ямайская мировая о

валютная система (1976 г. — настоящее время). ^

Для нашего исследования важным моментом явля- ^

ются события, происходившие в мировой валютной к системе в период ее перехода с 3-го на 4-й этап ^ развития и длящиеся в настоящее время.

Бреттон-Вудская мировая валютная система была « основана на принципе фиксированных валютных кур- ^ сов, посредством которых каждая страна-участница ^ устанавливала паритет (отношение) своей валюты ш к золоту и доллару США. Такой паритет становил- из ся для страны ориентиром для соотнесения своей 2 валюты с валютами остальных стран мира. Допуска- с лось изменение курса валют в пределах 1% паритета з (позднее — 2,25%) в зависимости от условий спроса ^ и предложения. Любые более значительные откло- < нения и официальные изменения самого паритета н (девальвация/ревальвация) могли осуществляться < только с одобрения МВФ.

Проблема системы, возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе, заключалась в том, что в действительности стабильность уступила место жесткости. Страны не допускали изменения валютного курса до тех пор, пока не наступала кризисная ситуация. По мере укрепления экономик стран мира (в связи с восстановлением после Второй мировой войны) оказалось, что золото и международно признанные валюты (именовались официальными резервами) не всегда были способны удовлетворить потребности страны в резервах. Более свободные потоки товаров и капитала предъявляли все более высокие требования к резервным активам каждой страны. Кроме того, накопление долларов вне США в 1960-е гг. угрожало стабильности фиксированных валютных курсов. Правительства испытывали все большие неудобства с долларовой составной частью своих резервов и потому стремились заменить накопленную валюту золотом.

В целях увеличения объемов международных резервов в тот период МВФ учредило СДР (специальные права заимствования). СДР не заменили золото или доллар США в качестве первичной резервной ценности, но стали счетной единицей, т. е. ориентиром, для самых разнообразных сделок и операций. Кроме того, в некоторых странах курсы национальных валют основываются на стоимости СДР либо на сочетании СДР с другой валютой.

США не смогли преодолеть кризис и в августе 1971 г. объявили о начале новой экономической политики, составной частью которой было временное прекращение обмена долларов на золото, и о введении налога на импорт. Это стало причиной переговоров между развитыми странами, в результате которых было достигнуто соглашение о девальвации доллара на 8%, ревальвации некоторых валют, повышении гибкости регулирования валютных курсов и принятии всеми странами-участницами обязательств о сокращении ограничений торговли для достижения баланса между потоками товаров и услуг, спросом и предложением. Но поскольку в течение всего 1972 г. мировые валютные рынки так и не обрели стабильность, а доллар был снова девальвирован на 10%, то основные валюты начали «плавать» относительно друг друга, а соглашение 1971 г. перестало выполняться.

Ямайское соглашение 1976 г. внесло поправку в первоначальный устав МВФ, допускающую большую

Таблица 1

Типы обменного курса, процент от количества членов МВФ на 30 апреля текущего года

Exchange Rate Arrangement1 Год

20082 20093 20104 20115 2012 2013 2014

Hard peg 12,2 12,2 13,2 13,2 13,2 13,1 13,1

No separate legal tender 5,3 5,3 6,3 6,8 6,8 6,8 6,8

Currency board 6,9 6,9 6,9 6,3 6,3 6,3 6,3

Soft peg 39,9 34,6 39,7 43,2 39,5 42,9 43,5

Conventional peg 22,3 22,3 23,3 22,6 22,6 23,6 23,0

Stabilized arrangement 12,8 6,9 12,7 12,1 8,4 9,9 11,0

Crawling peg 2,7 2,7 1,6 1,6 1,6 1,0 1,0

Crawl-like arrangement 1,1 0,5 1,1 6,3 6,3 7,9 7,9

Pegged exchange rate within horizontal bands 1,1 2,1 1,1 0,5 0,5 0,5 0,5

Floating 39,9 42,0 36,0 34,7 34,7 34,0 34,0

Floating 20,2 24,5 20,1 18,9 18,4 18,3 18,8

Free floating 19,7 17,6 15,9 15,8 16,3 15,7 15,2

Residual

Other managed arrangement 8,0 11,2 11,1 8,9 12,6 9,9 9,4

Примечания:

1 Включает 188 государств-членов и три территории: Аруба и Кюрасао и Сент-Мартен (все Королевство Нидерландов) и Специальный административный район Гонконг SAR (Китай).

2 Как задним числом классифицировано 2 февраля 2009 г., не включает Косово, Тувалу и Южный Судан, которые стали членами МВФ 29 июня 2009 г., 24 июня 2010 г. и 18 апреля 2012 г. соответственно.

3 Согласно The Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions (AREAER) 2009 г.; не включает Косово, Тувалу и Южный Судан, которые стали членами МВФ 29 июня 2009 г., 24 июня 2010 г. и 18 апреля 2012 г. соответственно.

4 Согласно AREAER 2010 г.; не включает Тувалу и Южный Судан, которые стали членами МВФ 24 июня 2010 г. и 18 апреля 2012 г. соответственно.

5 Согласно AREAER 2011 и 2012 гг.; не включает Южный Судан, который стал членом МВФ 18 апреля 2012 г. Источник: [3].

гибкость в определении курсов валют. При этом была выражена озабоченность тем, что мировая валютная система может разрушиться вследствие неограниченной гибкости валютных курсов. Поэтому в новом соглашении еще раз подчеркивалась важность стремления к поддержанию стабильности валют.

Косвенным подтверждением необходимости взвешенного подхода в этой сфере отношений служит статистика МВФ, согласно которой за последние 25 лет количество стран, введших режим свободно плавающего валютного курса, изменилось не слишком сильно. Если в 1989 г. их было 23, то в 2014 г. — 29 [3]. Примечательна и тенденция, проявившаяся с момента последнего финансового кризиса (2008 г.). Она заключается в снижении доли стран — членов МВФ, выбравших режим плавающего валютного курса с 39,9 до 34% (табл. 1). Наибольшее сокращение наблюдается в категории стран, избравших свободно плавающий валютный курс (с 19,7 до 15,2%). Увеличивается количество стран, применяющих жесткую привязку своего валютного курса (с 12,2 до 13,1%). Более чем на 6% возросло количество стран, использующих «прочие режимы с возможностью корректировки курса» (Crawl-like arrangement), из категории государств, применяющих мягкую привязку (фиксирование) своих валют (Soft peg).

Такими образом, процесс валютной либерализации переживает непростой период, который, возможно, в дальнейшем приведет к формированию качественно нового этапа в развитии мировой валютной системы.

В вопросе валютной либерализации мировое сообщество условно разделилось на два лагеря в зависимости от подхода относительно принятия страной плавающего валютного курса в формате валютной либерализации. Первый подход, в соответствии с которым плавающие обменные курсы оказывают

дестабилизирующее влияние и серьезно нарушают международную торговлю, отстаивали, например, финансовый аналитик аппарата Лиги Наций Рагнар Нурксе и ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. Они скептически относились к идее, что корректировки обменных курсов будут способствовать урегулированию дисбалансов в платежах. В качестве решения этой проблемы предлагалось количественное ограничение импорта [4]. Вторая точка зрения принадлежала защитнику плавающего курса Милтону Фридману, который утверждал, что спекулянты не являются причиной дестабилизации экономики [5]. Здесь следует иметь в виду, что данная дискуссия шла в тот период, когда Бреттон-Вудская система переживала кризис, а затем период трансформации. Кроме того, это было время, когда основатели МВФ отдавали приоритет либерализации торговли и устранению валютных ограничений в отношении потоков по счету текущих операций, а не либерализации движения капитала, в силу господства мнения важности контроля за движением капитала для сохранения независимости внутренней политики.

Основной мотивацией в становлении Бреттон-Вуд-ской мировой валютной системы было признание факта, что в межвоенный период финансовая система была хаотичной, наблюдались крах золотого стандарта, депрессия и рост протекционизма. Ее отличительными характеристиками являлись:

1) установление фиксированного валютного курса по отношению к доллару;

2) сохранение золотодевизного стандарта;

3) привязка доллара к золоту и его свободная конвертация;

4)закрепление инструментов поддержания обменного курса с помощью финансовых интервенций национальными центральными банками в случае отклонения от твердого курса на 1%.

С целью регулирования стабильности мировой валютной системы был создан Международный валютный фонд (МВФ).

В период трансформации 1959-1971 гг. Бреттон-Вудская мировая валютная система характеризовалась исключительной макроэкономической производительностью в развитых странах. Здесь наблюдались самые низкие и самые устойчивые темпы инфляции, самые высокие и самые устойчивые реальные темпы роста [6]. Распад системы начался в 1968 г. с установлением «двойного» рынка золота.

Современный этап развития валютной либерализации начался с распространением режима плавающего валютного курса, юридические аспекты которого были закреплены соглашением между членами МВФ на Ямайской конференции в Кингстоне (январь 1976 г.). Одним из главных сторонников Ямайской системы являлся Милтон Фридман, активно критиковавший Бреттон-Вудскую мировую валютную систему и режим фиксированного курса. Он утверждал, что страны, которые чрезмерно расширяются, могут в режиме фиксированного валютного курса извлекать выгоду путем переложения издержек на других членов системы. Введение гибких курсов привело бы к тому, что страны мира будут в полной мере использовать преимущества и нести издержки своей собственной денежно-кредитной политики, не влияя, напрямую, на партнеров.

Валютная либерализация характеризуется не только достоинствами, но и недостатками:

1) режим плавающего валютного курса увеличивает давление спекулятивных атак;

2) для поддержания равновесия платежного баланса необходимы крупные резервы;

3) либерализация счета капитала приводит к нестабильности и неустойчивости(особенно к кризисам на финансовых рынках), а также оказывает негативное влияние на экономический рост, поскольку требует увеличения резервов, чтобы защититься от колебаний международных финансовых рынков. Системы мер валютной либерализации КНР.

Итак, согласно новой теоретической концепции макрорегулирования гибкие валютные режимы обеспечивают лучшую защиту от внешних шоков и большую независимость денежно-кредитной политики государства.

В 2004 г. экономистами МВФ был обобщен опыт стран, выбравших путь либерализации [2], и представлена структура мер, рекомендуемая к поэтапному внедрению в целях минимизации рисков, связанных с переходом от фиксированного валютного курса к гибкому. Она позволяет применить научно обоснованный подход, отвечая на вопрос: когда следует осуществлять переход от фиксированного валютного курса — до либерализации счета операций с капиталом или после? На основе проведенного исследования экономистами рекомендовалась последовательность действий, обеспечивающих планомерный переход страны к плавающему валютному курсу, поэтапная реализация которых позволяет преодолеть опасности перехода (рис. 1).

Ниже предлагается рассмотреть в рамках этой логики опыт Китая (табл. 2). Следует сразу же уточнить, что мы не претендуем на полное освещение всех действий, осуществленных монетарными властями Китая. Основываясь на фактах, которые широко были представлены в китайских СМИ, мы сформулировали выводы о темпах валютной либерализации и приоритетных направлениях и рисках, с которыми столкнулась КНР на этом пути.

Первое направление: создание емкого и ликвидного валютного рынка, а также управление ^ валютными рисками. Начало реформ в валютной о сфере хронологически совпадает с началом масштаб- ^ ных социально-экономических преобразований, на- ^ правленных на построение социалистической рыноч- к ной экономики (1980-е гг.). Несмотря на плановый ^ характер экономики Китая и сильное государственное ^ регулирование, политика валютного курса была до- « статочно гибкой и подстраивалась под потребности ^ экономического развития страны, соответствующие ^ тому или иному периоду развития. ш

Поскольку первоначальной целью реформ явля- из лось стимулирование экспорта, то логичным выглядит 2 применение в плановой экономике двойственного с валютного курса (1980-1993 гг.), т. е. официального з валютного курса и регулируемой цены валюты. Фун- ^ даментом для функционирования системы двойствен- < ного валютного курса стала практика предоставления н возможности использования части валютных средств < предприятиям Китая (с 1979 г.) с поэтапным (1988 г., 1991 г.) расширением доли валютной выручки, разрешенной к самостоятельному использованию предприятиями. Одновременно шло формирование валютного рынка Китая (табл. 2). В Центрах валютного регулирования, создаваемых первоначально в СЭЗ, на специальных сессиях Банка Китая предприятиям разрешалось продавать оставляемую в их распоряжении валютную выручку по ценам, отличающимся от официального курса не более чем на 5-10%. В итоге за 10 лет (к 1994 г.) был создан единый межбанковский валютный рынок, а к 1996 г. была достигнута конвертируемость национальной валюты по счетам текущих операций.

Построение национального валютного рынка КНР шло рука об руку с формированием рыночной инфраструктуры, что позволило расширить географию проведения валютных операций, количество участников, получающих доступ на рынок (допуск физических лиц), лимит операций покупки-продажи валюты, постепенно сокращать ограничения на отдельные операции как текущего характера, так и связанные с движением капитала. Одновременно Банк Китая ограничивал свою роль как маркет-мейкера, передавая право на котировку курсов покупки-продажи валют новым структурам создаваемой инфраструктуры рынка.

Расширение допуска на валютный рынок привело к значительным колебаниям курса в конце 1980-х — начале 1990-х гг., что потребовало реформирования валютного законодательства и системы валютного регулирования.

В 1994 г. началась реформа, направленная на переход к единой системе регулируемого плавающего валютного курса, формируемого на основе спроса и предложения. Банк Китая не устранялся от процесса регулирования, так как он устанавливал пределы ежедневного колебания курса валюты, что объяснялось необходимостью обеспечения в условиях финансовой глобализации стабильности национальной денежно-кредитной сферы.

Умеренно жесткая монетарная политика Китая помогла финансовой системе страны выдержать удары Азиатского кризиса 1997 г. — девальвации юаня удалось избежать, но был сужен диапазон возможного колебания курса. По мере ослабления кризиса диапазон возможного колебания был восстановлен, а реформа системы валютного курса продолжена. Так в 2005 г. был реформирован механизм формирования курса валюты (открепление от доллара США и привязка к кор-

Создание емкого и ликвидного валютного рынка

1. Сокращение роли Центрального банка как маркет-мейкера (отказ от официальной котировки; сокращение собственных операций ЦБ на рынке).

2. Увеличение объема рыночной информации об источниках иностранной валюты и ее использовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Постепенная отмена правил, ограничивающих рыночную деятельность:

3.1. требования обязательной продажи иностранной валюты Центральному банку;

3.2. налоги и дополнительные сборы с валютных операций;

3.3. ограничения на межбанковские сделки;

3.4. унификация валютных рынков;

3.5. ослабление ограничений на текущие операции;

3.6. ослабление ограничений на отдельные операции с капиталом.

4. Унификация и упрощение валютного законодательства.

5. Содействие развитию инструментов хеджирования риска

Ф-

Разработка политики, определяющей цели,сроки и объемы валютных интервенций

Установление нового «якоря» денежно-кредитной

политики (невалютный курс)

Публикация информации о политике интервенций с четким указанием оснований

1. Промежуточный режим «скользящий коридор».

2. Таргетирование инфляции

Ф-

Управление валютными рисками во всех секторах экономики

1. Наращивание потенциала участников рынка по управлению рисками:

1.1. информационная система наблюдения

за источниками риска;

1.2. разработка бухгалтерских формул и методов перспективного анализа;

1.3. выработка внутренних правил и процедур

в отношении риска.

2. Наращивание потенциала органов надзора

по регулированию рисков

Ф-

Ограниченные гибкость

валютного курса и мобильность капитала

Значительные гибкость

валютного курса и мобильность капитала

Плавающий курс и высокий уровень мобильности капитала

Рис. 1. Этапы процесса либерализации движения капитала и перехода к гибкому валютному курсу

Источник: [2].

зине валют). Данное решение монетарных властей объяснялось новым этапом социально-экономических реформ, целью которого провозглашалось не наращивание экспорта, а рост внутреннего спроса, что требовало усиления денежной политики Китая, совершенствования внешней торговли и обеспечения стабильности товарных цен. Необходимость реформы механизма валютного курса также обуславливалась и ситуацией, сложившейся в стране к 1994 г. Длительный рост положительного сальдо платежного баланса по текущим счетам и счетам движения капитала обострил проблему несбалансированности платежного баланса, поскольку Банк Китая стремился удержать ситуацию, когда предложение иностранной валюты превышает спрос на нее в целях укрепления позиции юаня. Это привело к конфликтам в сфере внешней торговли и усилило давление на денежную политику КНР.

Реформа курсообразования 2005 г. позволила Банку Китая активизировать действия и в сфере развития инструментов хеджирования рисков: постепенно расширялись лимиты банковских операций с иностранной валютой, виды банковских операций с валютой, разница между ценой продажи и покупки валюты, позволявшие снять курсовые риски. Но построение валютного рынка еще не завершено, так как валютный курс до настоящего времени является регулируемым и контролируемым. Полагаем, что рыночные агенты пока не контролируют все опасности, связанные с валютным риском, а юань еще не обладает достаточной силой, чтобы избавиться от влияния такой мощной

валюты как доллар США. Это и объясняет позицию монетарных властей страны по вопросу сохранения государственного контроля над рынком.

Второе направление: установление нового «якоря» денежно-кредитной политики и политика валютных интервенций. До настоящего времени монетарные власти КНР придерживаются политики регулирования валютного курса и воздействия на экономическую систему страны при помощи всех каналов: кредитного, процентного, валютного. Также наблюдается усиление внимания к рискам, порождаемым трансграничным перемещением капитала (см. табл. 2). Таргетирование инфляции, как основная цель монетарной политики и свободно плавающий валютный курс, представляются делом будущего.

Следует заметить, что для подобной политики у Китая имеется достаточно оснований, поскольку велико воздействие на финансовую систему страны доллара США, объясняемое и большой ролью этой страны как экономического партнера и ключевой ролью валюты США в мировой валютной системе. Это позволяет США в кризисные периоды защищать себя, перемещая кризис в другие страны мира. Механизм «защиты» заключается в политике Федеральной резервной системы США по количественному смягчению (ОЕ), применяемой в критические периоды. Используя тот факт, что доллар является резервной валютой в большинстве стран мира, США провоцируют кризисы в других странах, поскольку «накачка» мировой денежной системы долларами, происходящая в результате политики количественных смягчений, приводит к раз-

Таблица 2 ^

Валютная либерализация в Китае: основные этапы

Этап Эталонные меры Фактически значимые меры

1 2 3

1. Создание емкого и ликвидного валютного рынка (от курса как расчетного инструмента экономики к курсу как способу регулирования платежного баланса) Сокращение роли ЦБ как маркет-меикера 1980-2005 гг. — публикация Банком Китая базового курса юаня

2005 г. (июль-декабрь) — ежедневное объявление Банком Китая курса валюты на предстоящий день на основе средней цены в данный рабочий день

2006 г. — передача Банком Китая права публиковать данные о валютном курсе Центру валютного обмена Китая (средние курсы по доллару США, евро (начал публиковаться с 2 апреля 2002 г.), японской иене, гонконгскому доллару, фунту стерлингов)

Увеличение объема рыночной информации об источниках иностранной валюты и ее использовании Государственное управление валютного контроля Китая публикует статьи платежного баланса КНР в долларах США

2014 г. — Государственное управление валютного контроля Китая начинает публиковать статьи платежного баланса КНР в юанях

Требования обязательной продажи иностранной валюты ЦБ 1979 г. — разрешено использовать заработанную валюту в среднем 25% (для неторговых предприятий — 30-40%)

1991 г. — увеличение доли до 80%; предприятиям, экспортировавшим специальную научно-техническую продукцию, разрешено использовать до 100%

Ограничения на межбанковские сделки 1980-1985 гг. — формирование валютного рынка. Предприятиям разрешено продавать часть валютной выручки на специальных сессиях Банка Китая по ценам, отличающимся от официального курса (не более 5-10%) (Пекин, Шанхай и еще 12 городов)

1985 г. — создание Центров валютного регулирования сперва в СЭЗ Шэнчжэнь, далее в других СЭЗ

1986 г. — передача контроля за валютными операциями от Банка Китая Государственному управлению валютного контроля

1988 г. — открытие Общедоступного центра валютного регулирования в Шанхае; в 1993 г. подобные центры функционировали в 18 городах страны

1994 г. — создание единого межбанковского валютного рынка на основе Шанхайского центра валютной торговли, имеющего два уровня: 1 — валютные операции по купле-продаже между уполномоченными банками и предприятиями; 2 — валютные операции по купле-продаже между уполномоченными банками, а также между уполномоченными банками и ЦБ Китая

1996 г. — достижение конвертируемости юаня по счетам текущих операций

Унификация валютных рынков 1980-1993 гг. — существование двойственного курса валют: официального и рыночно-регулируемого

1994 г. — при существовании двойственного курса валюты начинается реформа перехода к единой общей системе плавающего валютного курса

2005 г. — реформирование механизма формирования курса национальной валюты (корзина валют (важнейшие компоненты: доллар США, евро, японская иена) вместо доллара США)

Ослабление ограничений на текущие операции 1988 г. — разрешение проведения валютных операций в СЭЗ и в городах по всей территории КНР, где созданы Центры валютного регулирования (ограничение доступа)

1991 г. — разрешение гражданам проводить операции с валютой в Общедоступных центрах валютного регулирования

1996 г. — присоединение к VIII статье Устава МВФ о конвертируемости юаня по текущим счетам

1996 г. — установление ежегодного лимита покупки иностранной валюты для частных лиц в размере 1000 долл. США; 1997 г. — повышение до 2000 долл. США; 2007 г. — повышение до 50 000 долл. США

2013 г. — начата пилотная программа по валютной торговле в бизнес-зоне Цяньхай (провинция Гуандун на границе с Гонконгом)

1 2 3

1. Создание емкого и ликвидного валютного рынка (от курса как расчетного инструмента экономики к курсу как способу регулирования платежного баланса) (окончание) Ослабление ограничений на отдельные операции с капиталом 2007 г. — расширение возможностей для заграничных инвестиций: коммерческим банкам и фондовым компаниям (заграничные ценные бумаги и их производные); страховым компаниям (разрешено размещать до 15% активов за границей); индивидуальным инвесторам (гражданам с материка разрешено покупать гонконгские акции)

2010 г. — допуск иностранных банков на межбанковский рынок облигаций КНР (первоначально пять иностранных банков, затем постепенное увеличение числа банков)

2012 г. — меры по обеспечению комфортных условий аккумулирования средств за рубежом (прямые инвестиции, внешний долг)

Содействие развитию инструментов хеджирования риска 2005 г. — увеличение количества инструментов регулирования курсового риска для финансовых учреждений Китая: расширение лимитов для банковских операций с иностранной валютой; расширение максимальной разницы между ценой продажи — покупки валюты; расширение видов банковских операций с валютой и услуг для клиентов; использование производных финансовых инструментов для страхования рисков

2005 г. — создание и развитие форвардного межбанковского рынка

2. Политика валютных интервенций Политика интернационализации юаня: организация рынка юаня за пределами Китая 1997-1998 гг. — заключение двусторонних договоров о валютных свопах с центральными банками более чем 20 стран

Конец 1990-х — 2003 г. — заключение соглашений со странами (включая Россию, Казахстан, Вьетнам, Монголию, КНДР, Мьянму) о свободном выборе валюты в межбанковских расчетах в приграничной торговле

2004 г. — развитие офшорного рынка юаня (начало проведения операций в Гонконге), становление юаня как мировой инвестиционной валюты и продвижение финансовых продуктов, номинированных в юане

2004 г. — начало продвижения юаня как международного платежного средства при помощи банковских карт национальной системы China UnionPay

2007 г. — открытие операций национальной системы China UnionPay в Египте, Австрии и Украине (в настоящее время — 26 стран)

2007 г. — начало реализации политики официального использования валютных запасов для инвестиций за рубежом, создание специализированных государственных структур

2008 г. — достижение Россией и Китаем договоренности о стимулировании расчетов по торговым операциям в национальных валютах

2008 г. — разрешение использовать юань в трансграничных расчетах с Гонконгом и Макао (предприятия из районов рек Чжуцзян и Янцзы), со странами АСЕАН (предприятия Гуанси-Чжуанского автономного района провинции Юньнань)

2008 г. — начало заключения договоров о валютных свопах с центральными банками (к 2013 г.— более чем 20 стран и территорий; на апрель 2015 г. — 26 стран (в том числе Великобритания, Швейцария, Канада, Австралия) и Европейский центральный банк (ЕЦБ))

2009 г. — расширение использования юаня в трансграничных расчетах с Гонконгом, Макао и странами АСЕАН (отобрано 365 предприятий-экспортеров города Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай, Дангун)

2009 г. — развитие офшорного рынка ценных бумаг, номинированных в юанях и выпущенных вне континентального КНР

2010 г. — расширение использования юаня в трансграничных расчетах до 67 359 предприятий и расширение географии до 20 городов и провинций КНР со всеми странами мира

2010 г. — развитие офшорного рынка юаня в Гонконге и ряде стран (США, Россия), разрешение перевода со счета на счет, что стало основой развития финансовых продуктов в юанях и возможностей инвестирования в юанях за рубежом

2010 г. — первый организованный биржевой рынок юаня за пределами КНР (запуск торгов юанем Московской бирже, последующие новации, ведущие к увеличению доли операций с юанем на российском валютном рынке (спот и своп инструменты, фьючерс))

Окончание табл. 2 ^

_ V

1 2 3

2. Политика валютных интервенций (оокончание) Политика интернационализации юаня: организация рынка юаня за пределами Китая (окончание) 2011 г. — расширение использования юаня в трансграничных расчетах на всю территорию КНР

2011 г. — подписание соглашения Банком России и Банком Китая о переходе к расчетам в национальных валютах (также присоединились Бразилия, Индия, ЮАР (БРИКС))

2011 г. — разрешение использовать юани для инвестиций за рубежом банкам, компаниям КНР и частным лицам из Шанхая и Вэнь-чжоу

2011 г. — разрешение использовать юани для инвестиций в КНР частным лицам из Шанхая и Вэньчжоу

2011 г. — создание расчетного центра в юанях в Сингапуре

2011 г. — расширение использования юаня в трансграничных расчетах на всю территорию КНР и расширение расчетов с текущих счетов до части капитальных операций

2012 г. — начало продвижения юаня как резервной валюты (заключение соглашения с Японией, а также Республикой Корея, Бразилией, Украиной и Нигерией о покупке гособлигаций КНР)

2012 г. — подписан меморандум о взаимопонимании Банка развития Китая со странами БРИКС, согласно которому Банку развития разрешено выдавать кредиты в юанях банкам государств-партнеров

2012 г. — разрешено компаниям в зоне Цяньхай (провинция Гуандун на границе с Гонконгом) брать юаневые займы в банках Гонконга под процент и на сроки, устанавливающиеся независимо

2013 г. — разрешение банковскому сектору Тайваня на проведение транзакций в юанях (включая депозитные и кредитные, переводные)

2013 г. — создание механизма денежных расчетов между материковым Китаем и Тайванем

2014 г. — подписан меморандум о взаимопонимании Банка Китая и Немецкого федерального банка по созданию юаневого расчетно-клирингового механизма во Франкфурте

3. Установление нового «якоря» денежно-кредитной политики Промежуточный режим «скользящий коридор» 1994 г. — введение определенной гибкости валютного курса (пределы ежедневного колебания (плавания)) по доллару США в пределах 0,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1996 г. — расширение коридора колебания для гонконгского доллара и японской иены до 1%

1997-1998 г. — под влиянием Азиатского кризиса сужение диапазона возможного колебания курса валюты и его восстановление по мере ослабления кризиса

2007 г. — расширение коридора колебания для доллара США до 0,5%

4. Управление валютными рисками во всех секторах экономики Наращивание потенциала участников рынка по управлению рисками

Информационная система наблюдения за источниками риска 2012 г. — усиление мониторинга трансграничного перемещения капитала

Источник: по данным http://www.chinadaily.com.cn/business/economy.html; http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat& cat=mcat&mcat=153&type=news&p=3; http://www.wantchinatimes.com.

балансированности национальных валютных рынков, требуя от правительств стран активных действий по удержанию курсов своих валют в необходимом для них режиме.

Особенно выделяется деятельность монетарных властей Китая по продвижению юаня как резервной валюты (см. табл. 2). Начиная с 1997 г. КНР перешла к политике интернационализации юаня, организуя рынок своей национальной валюты за рубежом. Данные табл. 2 позволяют сделать вывод, что расширяется количество стран, с которыми Китай заключил соглашение о валютных свопах, создан и развивается механизм проведения расчетов в национальных валютах в приграничных регионах со странами, с которыми граничит КНР, осуществляется вывод финансовых продуктов и инструментов, номиниро-

ванных в юанях, на биржи иностранных государств и в международные финансовые центры (Гонконг, Лондон, Франкфурт-на-Майне), создаются институты кредитования в национальной валюте инвестиционных проектов за рубежом.

С 2007 г. политика интернационализации юаня дополняется еще одним ключевым направлением. Китай превращается в мощную экономическую державу за счет преобразования крупнейших национальных компаний в ТНК и всемерного использования ресурсов мировых финансовых рынков для стимулирования национального развития. Для достижения этой цели правительство КНР разрабатывает и внедряет механизмы официального использования валютных запасов для инвестиций за рубеж, создает специализированные государственные структуры и разрабатывает меха-

g низмы снижения рисков нежелательного изменения ^ обменного курса юаня. В этих же целях, в условиях

0 либерализации оттока капитала, Китай ужесточает кон-g троль за притоком валюты по капитальным счетам. ^ Опыт Китая, страны, которая входит в число мирок вых лидеров по объемам ВВП и внешней торговли, ¡Е доказывает:

^ 1) проведение курса валютной либерализации необходимо осуществлять на основе продуманной и взвешенной политики и обоснованной националь-^ ными приоритетами стратегии валютной либера-ш лизации;

из 2) проведение разумной макроэкономической и струк-

2 турной политики должно выступать предпосылкой перехода к гибкому валютному курсу;

3 3)темпы валютной либерализации должны опреде-

1 ляться готовностью структуры национальной эко-

< номики и степенью развития институтов и инфра-н структуры рынков;

< 4) каждый новый шаг по пути валютной либерализации

должен быть оценен на порождаемые риски при изменении валютного курса и разработана система обеспечения защиты от рисков;

5) странам, вставшим на путь либерализации, необходимо запастись большим терпением, поскольку разработка мер и их внедрение, для того чтобы быть успешными, требуют значительного времени.

Литература

1. О параметрах курсовой политики Банка России. 10 ноября 2014 г. // Пресс-релизы по вопросам денежно-кредитной политики: [Электронная версия]. Режим доступа: http:// www.cbr.ru/press/pR.aspx?file=10112014_115454dkp2014-11-10T11 52 10.htm.

2. Карачадаг Чем, Дуттагупта Рупа, Фернандес Гилда и Ишии Шого. От фиксированного курса к плавающему: нет причин для опасений // Финансы и развитие. 2004. № 12. С. 20-23.

3. Annual report on exchange arrangements and exchange restrictions. Washington, D. C.: International Monetary Fund, 2014: [Электронная версия]. Режим доступа: http://www. imf.org/external/pubs/nft/2014/areaers/ar2014.pdf//.

4. Дуглас А. Ирвин Дух валютного единства // Финансы и развитие. Июнь. 2011. С. 30-33.

5. Friedman M. Essays in positive economics. University of Chicago Press, 1953. 328 p.

6. Bordo M. D., Schwartz A. J. Monetary Policy Regimes and Economic Performance: The Historical Record // NBER Working Paper Series. 1997, N 6201: [Электронная версия]. Режим доступа: http://www.nber.org/papers/w6201.pdf.

References

1. On the parameters of the exchange rate policy of the Bank of Russia. Press Center of the Bank of Russia. November 10, 2014. Available at: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file= 10112014_115454dkp2014-11-10T11_52_10.htm. (in Russ.).

2. Karachadag Ch., Duttagupta R., Fernandes G. From fixed to float: Operational aspects of moving towards exchange rate flexibility. Finance & Development, 2004, no. 12, pp. 20-23.

3. Annual report on exchange arrangements and exchange restrictions. Washington, D. C., International Monetary Fund Publ., 2014. 109 p. Available at: http://www.imf.org/external/ pubs/nft/2014/areaers/ar2014.pdf.

4. Irwin D. A. The spirit of currency unity. Finance & Development, June 2011, pp. 30-33.

5. Friedman M. Essays in positive economics. Chicago, UCP Publ., 1953. 328 p.

6. Bordo M. D, Schwartz A. J. Monetary policy regimes and economic performance: The historical record. NBER Working Paper Series, 1997, no. 6201. Available at: http://www.nber. org/papers/w6201.pdf.

Издания СПбУУиЭ

Научный журнал

Социология и право

Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.

С 2013 г. журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.

Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.

Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.

С 2011 г. публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интернет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

№3(5). 2010

По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: izdat-ime@yandex.ru. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.