Научная статья на тему 'Либерализация капитала в условиях создания экономического союза'

Либерализация капитала в условиях создания экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА. ЕАЭС / CAPITAL LIBERALIZATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ОТТОК КАПИТАЛА / OUTFLOW OF THE CAPITAL / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубцева Е.Б.

Рассмотрены основные направления либерализации капитала. Приведены основные примеры интеграционной либерализации финансовых рынков. Освещены проблемы либерализации капитала в ЕАЭС, Проведен анализ взаимных инвестиции, как прямых, так и портфельных, на основе чего было установлено, что первые попытки либерализации капитала в странах ЕАЭС привели к развитию инвестиционных отношений стран, расширению объема взаимных инвестиций. Результаты исследований рынка капитала ЕАЭС показали, что для полной либерализации необходима дальнейшая унификация как правовых, так и инфраструктурных основ финансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberalization of Capital under the Conditions of Creating an Economic Union

The main directions of capital liberalization are considered in the article. The main examples of integration liberalization of financial markets are provided. The problems of capital liberalization in the Eurasian Economic Union are highlighted, the analysis of mutual investments, both direct and portfolio, was conducted. On its basis, we established the first attempts at capital liberalization in the Eurasian Economic Union countries which led to the development of investment relations of the countries, as well as the expansion of mutual investment. The results of the studies of the capital market of the Eurasian Economic Union show that further unification of both legal and infrastructural foundations of the financial market is necessary for complete liberalization.

Текст научной работы на тему «Либерализация капитала в условиях создания экономического союза»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.170 Стародубцева Е.Б.

ORCID: 0000-0002-8638-0854, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве РФ в г. Москве ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация

Рассмотрены основные направления либерализации капитала. Приведены основные примеры интеграционной либерализации финансовых рынков. Освещены проблемы либерализации капитала в ЕАЭС, Проведен анализ взаимных инвестиции, как прямых, так и портфельных, на основе чего было установлено, что первые попытки либерализации капитала в странах ЕАЭС привели к развитию инвестиционных отношений стран, расширению объема взаимных инвестиций. Результаты исследований рынка капитала ЕАЭС показали, что для полной либерализации необходима дальнейшая унификация как правовых, так и инфраструктурных основ финансового рынка.

Ключевые слова: либерализация капитала. ЕАЭС, инвестиции, отток капитала.

Starodubtseva E.B.

ORCID: 0000-0002-8638-0854, PhD in Economics, Professor.

Financial University under the Government of the Russian Federation in Moscow Liberalization of Capital under the Conditions of Creating an Economic Union

Abstract

The main directions of capital liberalization are considered in the article. The main examples of integration liberalization offinancial markets are provided. The problems of capital liberalization in the Eurasian Economic Union are highlighted, the analysis of mutual investments, both direct and portfolio, was conducted. On its basis, we established the first attempts at capital liberalization in the Eurasian Economic Union countries which led to the development of investment relations of the countries, as well as the expansion of mutual investment. The results of the studies of the capital market of the Eurasian Economic Union show that further unification of both legal and infrastructural foundations of the financial market is necessary for complete liberalization.

Keywords: capital liberalization, Eurasian Economic Union, investments, outflow of the capital.

Создание экономического союза сопровождается либерализацией четырех основных составляющих - товара, рабочей силы, капитала, услуг. Такая либерализация проявляется в свободном обращении капитала внутри интеграционной группировки и соответственно регулируемое движение за пределами такого союза. Либерализация капитала выступает одним из принципов формирования и дальнейшего развития единого финансового рынка. Свободное движение капитала в границах интеграционного объединения способствует быстрейшей адаптации национальных хозяйств к унификации, вовлечению их в общерегиональное разделение труда, интенсифицирует производственный процесс, формирует обновленную научно-техническую базу. Либерализация капитала определяется возможностью движения инвестиций, прежде всего прямых, между странами интеграционного объединения и чем выше их взаимопроникновение, тем выше степень либерализации капитала. Однако стоит отметить, что не всегда страны заинтересованы в вывозе инвестиций, а, следовательно, могут осуществлять меры, тормозящие переток капитала. Это так называемая модель либерализации с унифицированным подходом. Однако, эти меры носят экономический, косвенный характер.

Впервые либерализация капитала в рамках интеграционного объединения была осуществлена в Европейском союзе в конце 80-х гг. 20-в. [1]. С 1993 г. движение капитала в рамках Евросоюза стало свободным. Процесс либерализации финансового рынка в ЕС осуществлялся параллельно с либерализацией сферы услуг и гармонизацией и унификацией налоговой системы, без чего полная либерализация капитала невозможна. На сегодняшний день можно констатировать, что благодаря данному процессу основная масса инвестиций в рамках ЕС оказывается внутренними.

Вторым примером свободы перемещения капитала выступает Азиатско-тихоокеанское сотрудничество (АТЭС). Основа этого была заложена в 1994 г. в, так называемом, «Добровольном кодексе». В соответствии с теорией «мягкого регионализма» были сформулированы принципы. минимизирующие инвестиционные ограничения и направленные на устранение барьеров движения капитала [1, С. 233].

В последующем либерализация капитала коснулась зоны свободной торговли НАФТА, и в настоящее время формируется в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором о ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство - член ЕАЭС обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении всех инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемых инвесторами других государств - членов, в том числе национальный режим, а также режим наибольшего благоприятствования в отношении инвестиций, не охватываемых прямыми инвестициями, вкладываемыми при учреждении предприятий [3]. Исходя из мировой практики, свобода движения капитала, прежде всего предполагает снижение барьеров для притока инвестиций в страну. В ЕАЭС, то есть в странах с развивающимися рынками, невысоким ВВП, а также достаточно низкими темпами роста ВВП, это особенно касается производственных и технологических отраслей. Учитывая необходимость в инвестициях и ограниченном потенциале внутренних инвестиций, страны стараются привлечь прямые иностранные инвестиции (ПИИ), однако привлекаемые инвестиции из соседних стран не столь высоки. Несмотря на их рост, в 2015 г. они составляют 13% общего объёма привлеченных ПИИ [4].

Основными «владельцами» капитала в ЕАЭС выступают Россия и Казахстан. В конце 2015 г. на Россию пришлось 81,5% объема накопленных зарубежных ПИИ (сказывается более ранняя зарубежная экспансия российских ТНК, в первую очередь ТЭК), на Казахстан соответственно 17.4%. Что касается импорта инвестиций, то в России они составили 15.1%, а в Казахстане 30,2%. Достаточно значимые показатели по объему взаимных инвестиций у России с Республикой Беларусь. [4] (таблица1).

Таблица 1 - Объем накопленных взаимных ПИИ стран ЕАЭС в конце 2015 года (данные МВИ СНГ)

Страна реципиент Накопленные ПИИ стран-инвесторов, млн. долл. США

Россия Казахстан Беларусь Армения Кыргызстан Всего

Россия Х 3367 204 3 0 3574

Казахстан 7095 Х 34 0 0 7129

Беларусь 8297 53 Х 10 4 8364

Армения 3056 8 0 Х 0 3064

Кыргызстан 811 695 0 0 Х 1506

Всего 19259 4123 238 13 4 23637

В целом же накопленные в России ПИИ из стран ЕАЭС за этот же период составили 3600 млн. долл. США, что в большей степени объяснимо отсутствием предложения капитала в этих странах. В 2015 г. в России существовало 3300 дочерних фирм из Республики Беларусь, что в 1,2 раза превосходит количество фирм с российским капиталом в Беларуси, более 500 из Казахстана, свыше 200 из Армении и приблизительно 60 из Кыргызстана. В то же время число казахстанских предприятий в России больше, чем в Беларуси, в 15 раз, армянских — в 3 раза [5, С. 50].

Однако все, о чем говорилось выше, в большей степени касалось возможности притока инвестиций, как основополагающей для развития экономики. Но если брать замкнутое объединение, то приток в одной стране, означает отток из другой - своеобразный перелив капитала. Ведь даже отток капитала имеет положительные и отрицательные стороны. Поэтому для более корректной оценки перелива капитала необходимо не только учитывать отток капитала, как таковой, но и его направленность. В последние годы наблюдался рост чистого оттока капитала из государств-членов ЕАЭС, в РФ, например, в 2016 г. он достиг 15 млрд. долл. США, что в 10 раз меньше его максимума 2014 г. и в 3 раза меньше 2015 г. (45 млрд. долл. США). Однако, большая часть данного оттока была связана с уходом из ЕАЭС, что привело к отрицательному совокупному сальдо инвестиций. Причинами этого стали, прежде всего, макроэкономические показатели: снижение ВВП, уменьшение темпов роста ВВП, высокие риски, нехватка внутренних ресурсов у банков, как следствие узость рынка, ухудшающийся инвестиционный климат. Несмотря на проведенную девальвацию, которая наряду с отрицательным эффектом влияния на макроэкономическое положение в целом, для иностранного инвестирования имеет положительный эффект - активы страны становятся дешевле и доступнее для инвесторов, однако, увеличения капитала не произошло. На ведущей стране объединения, России, сказались и введенные санкции, что осложнило приток иностранных инвестиций, и они сократились на 70% в 2014 г. по сравнению с 2013г., когда наблюдался рекорд за последние годы [6, С. 17].

Помимо прямых иностранных инвестиций большую значимость имеют и портфельные инвестиции, которые во многом носят не только спекулятивный характер, но и производительный. Однако, емкость финансовых рынков стран ЕАЭС невелика, что существенно замедляет и ослабляет процессы инвестиционного сотрудничества. Совокупный объем взаимных портфельных инвестиций стран ЕАЭС составляет 0,5 млрд. долл. США. По их абсолютным объемам лидируют российские инвесторы. В то же время другие страны предпочитают финансовые рынки стран дальнего зарубежья. Так, по данным Международного валютного фонда (МВФ), из почти 72 млрд. долл. США накопленных казахстанских портфельных инвестиций за рубежом на Россию пришлось лишь 186 млн. долл. США. В то же время Казахстан вложил в США 40,9 млрд. долл. США, в Великобританию 4,6 млрд. долл. США, в Германию 3,3 млрд. долл. США. [7] Белорусские инвесторы в Россию вложили 66 млн. долл. США из 155 млн. долл. США всех накопленных за рубежом портфельных инвестиций. Говоря о доле портфельных инвестиций каждой страны в совокупных взаимных инвестициях, то на Россию приходится 25%, на Казахстан - 74%.

Для портфельных инвесторов особое значение имеет ликвидность рынков ценных бумаг, что позволяет портфельному инвестору своевременно вывести свой капитал. Анализируя фондовые рынки стран ЕАЭС, стоит отметить, что в большинстве стран они низколиквидны, существует ряд значимых ограничений для портфельного инвестирования. Наиболее ярко представлены такие ограничения как наличие самих портфельных инвесторов. Как правило, основными институциональными инвесторами выступают банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды[8, с. 135]. Однако, их развитие (за исключением банков) не столь высоко. Небольшие активы этих институтов, имеющиеся ограничения на направленность вложения средств не позволяют им выходить на зарубежные рынки, даже на территорию ЕАЭС. Как уже упомянуто, во многих странах банкам и пенсионным фондам предписываются нормы и отраслевая направленность вложений, что тоже выступает преградой для развития. При этом нельзя забывать и об имеющихся высоких рисках инвестирования, связанных как с развитием самого фондового рынка, так и экономическим развитием стран.

Таким образом, в результате либерализации капитала сформировались следующие тенденции - в совокупных взаимных инвестиционных потоках преобладают инвестиции России в Беларусь и в Казахстан, при этом доминируют крупные сделки. Основными направлениями инвестиций выступают добывающая промышленность и финансовый сектор. Возможности перелива капитала обеспечиваются рядом необходимых условий. Среди которых, во-первых, наличие самих инвестиций и потребности в них, во-вторых, развитый рынок финансовых услуг, посредством которого будет осуществляться данный переток капитала, в-третьих определенная правовая база, регламентирующая и обеспечивающая защиту инвесторов и инвестиций. Основным направлением такой либерализации должна стать, как уже говорилось, унификация законодательных основ деятельности финансового сектора, и прежде всего, банковского и фондового, предполагающего единство понятий, подходов к осуществлению деятельности данных институтов на территории государств-членов ЕЭАС. Несмотря на принятие ряда соглашений, например, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, о торговле услугами и инвестициях, договор о Евразийском экономическом союзе, в каждой стране существуют особенности регулирования трансграничного движения капитала. (таблица 2.) Кроме этого можно назвать и наличие неформальных барьеров на пути движения капитала - геоэкономическая и геополитическая

нестабильность, бюрократизация экономических процессов, проблемы при оценке активов, правовая незащищенность, ограничения при участии в приватизации и ряд других.

Таблица 2 - Особенности регулирования трансграничного движения капитала в странах ЕАЭС [4]

страна Вид ограничений

Россия 1. Формальная либерализация трансграничных операций с капиталом 2. Ограничения на иностранные инвестиции в стратегические сектора экономики 3. Квота на участие иностранного капитала в банковской системе

Казахстан 1.Преференции для иностранных инвесторов 2. Ограничения на выпуск ценных бумаг за рубежом

Беларусь 1. Разрешительный характер операций с капиталом для резидентов 2. Льготы и преференции для иностранных инвесторов 3. Устойчивое превышение нормы обязательных резервов по привлеченным средствам в иностранной валюте 4. Квота на участие иностранного капитала в банковской системе

В этих условиях возникает необходимость либерализации условий для привлечения капитала, чему может послужить расширение совместных проектов, особенно в области инфраструктуры - строительство автомобильных дорог, улучшение инфраструктуры аэропортов, железных дорог и т.д. При этом это должно осуществляться не только и не столько в рамках государственного участия, а на условиях государственно-частного партнерства, с привлечением в большей степени частного капитала. Для этого государство должно привлечь страховой сектор, который также нуждается в либерализации, для гарантирования частных инвестиций, может быть в наиболее значимых проектах и самому выступать в качестве гаранта.

Необходимо создать инфраструктуру фондового рынка. Конечно, единая биржа вряд ли будет создана в ближайшее время, однако более льготный режим допуска на биржу вполне реален, особенно если учесть небольшой объем выпуска и обращения ценных бумаг стран-членов ЕАЭС. Нельзя обойти вниманием и страховые услуги. Только при нормальном страховании иностранные инвестиции придут в страну, для этого должны быть соответствующие гарантии. Поэтому развитие такой услуги в рамках ЕАЭС поможет не только привлечению банковского кредита, но и гарантировать и страховать инвестиции. С этой целью необходимо развивать количество и активы страхового сектора в плане создания единого рынка страховых компаний. На данный момент в страховой сфере также, как и в банковской наблюдается российское доминирование: 88% страховых организаций приходятся на РФ, 7% — на Казахстан, 5% — на Беларусь.

Особое внимание должно уделяться развитию банковского сектора, через который осуществляется в настоящее время большая часть портфельных и иных инвестиций. До сих пор нерешенные проблемы с унификацией банковского законодательства приводят к сложностям открытия банков и их представительств в странах ЕАЭС, что приводит наряду с проблемами национальной банковской системы к ограничению вывоза капитала.

Список литературы / References

1. Директива Совета ЕЭС № 88/361/сее от 24 июня 1988 года о применении ст. 67 Договора [Электронный ресурс] - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content (дата обращения: 15.10.2017).

2. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. / В.М. Шумилов. - М: НИМП, 2001. - 288 с.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Астана. - 2014. - URL: http://base.garant.ru/70670880/#friends#ixzz4fYZSzTnb (дата обращения: 15.10.2017).

4. Чалая Ю. Взаимные инвестиции в Евразийском экономическом союзе растут [Электронный ресурс] / Ю. Чалая // REGNUM - 2017. - URL: https://regnum.ru/news/polit/2240209.html (дата обращения: 20. 10. 2017).

5. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2016. // СПб: ЦИИ ЕАБР - 2016.

6. Стародубцева Е.Б. Иностранные инвестиции в РФ в современных условиях/ Е.Б. Стародубцева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 47 (233). - С. 15-23.

7. Международный валютный фонд [Электронный ресурс] - URL: https://www.imf.org/ (дата обращения: 20.10.2017).

8. Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Б. Банковские операции/ А. В. Печникова, О. М. Маркова, Е. Б. Стародубцева. - М.: Форум , 2007. С - 365.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Direktiva Soveta EJeS № 88/361/see ot 24 ijunja 1988 goda o primenenii st. 67 Dogovora [Directive of the Council of EEC No. 88/361 / of 24 June 1988 on the application of Art. 67 of the Treaty] [Electronic resource] - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content (accessed: 15.10.2017).

2. Shumilov V.M. Mezhdunarodnoe publichnoe jekonomicheskoe pravo [International Public Economic Law]. / Shumilov V.M. // M.: NIMP, 2001. - P.288. [in Russian]

3. Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze [ Treaty on the Eurasian Economic Union] [Electronic resource] // Astana, - 2014. - URL: http://base.garant.ru/70670880/#friends#ixzz4fYZSzTnb (accessed: 15.10.2017). [in Russian].

4. Chalaja Ju. Vzaimnye investicii v Evrazijskom jekonomicheskom sojuze rastut [Mutual investments in the Eurasian Economic Union grow] [Electronic resource]/ Ju. Chalaja // https://regnum.ru/news/polit/2240209.html (accessed: 20, 10.2017). [in Russian]

5. Monitoring vzaimnyh investicij v stranah SNG [Monitoring of mutual investments in the CIS countries] - 2016. // SPb.-CII EABR- 2016. [in Russian]

6. Starodubtseva E.B. Inostrannye investicii v RF v sovremennyh uslovijah [Foreign investment in Russia in modern conditions]/ Starodubtseva E.B. // Finansovaja analitika: problemy i reshenija [Financial analytics: problems and solutions ]. -2014. - № 47 (233). [in Russian]

7. Mezhdunarodnyiy valyutnyiy fond [International Monetary Fund] [Electronic resource]- URL: https://www.imf.org. ( accessed: 20.10.2017 ).

8. Pechnikova A.V., Markova O.M., Starodubtseva E.B. Bankovskie operazii [Bank operations] // M:,Forum/ - 2007/ P. 365[in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.034 Тюрина К.А.

ORCID: 0000-0003-3626-7172, аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет в г. Санкт-Петербурге УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Система обеспечения дошкольных и общеобразовательных организаций может эффективно функционировать только при надлежащем уровне информационного обеспечения, так как от достаточности и своевременности информации зависит уровень информационной энтропии. Приведенные в данной статье рекомендации в области автоматизации, связанные с модернизацией информационного обеспечения логистического контура управления, направлены на сокращение неэффективных транзакций, что положительно скажется на динамике закупок, уровне логистических издержек.

Ключевые слова: автоматизация, информационные потоки, контрактная система, логистика государственных закупок, региональные (муниципальные) информационные системы, электронный документооборот.

Tyurina K.A.1

1ORCID: 0000-0003-3626-7172, Postgraduate student, St. Petersburg State University of Economics in St. Petersburg MANAGEMENT OF INFORMATIONAL FLOWS IN LOGISTIC PROVIDING SYSTEM OF PRESCHOOL

AND COMPREHENSIVE ORGANIZATIONS

Abstract

The providing system of preschool and comprehensive education organizations can function effectively only at an appropriate level of information support, since the level of information entropy depends on the adequacy and timeliness of information. In this paper the recommendations in the field of automation related to the modernization of information support for the logistics control loop are aimed at reducing inefficient transactions, having positive effect on the dynamics of purchases, and the level of logistics expences.

Keywords: automation, informational flows, contract system, logistics of public procurement, regional (municipal) information systems, electronic document management.

В современных условиях организации государственных закупок представители заказчика должны обладать сетевой компетенцией, поскольку эффективное управление хозяйственными связями, объектом взаимодействия которых является широкий спектр товаров, работ, услуг, создает необходимые предпосылки для преодоления основных бюджетных ограничений [2, С. 29]. В последние годы вопросам информатизации деятельности образовательных учреждений уделяется особое внимание, в частности, в рамках автоматизации управленческих функций, на основе параметрического моделирования внутрисистемных процессов. Построение моделей является квинтэссенцией операционного подхода к решению организационных задач и помогает привести сложные и неопределенные факторы, связанные с проблемой принятия решения, в логически стройную схему, доступную для детального анализа [9, С. 13].

Система обеспечения дошкольных и общеобразовательных организаций представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов заказчиков, органов координации и контроля, а также органов, осуществляющих организационно-техническое обеспечение, с позиций логистического менеджмента представляющих собой ряд управляемых операций по планированию, размещению закупок, заключению контрактов, их исполнению и контролю [8], регулируемых контрактным законодательством. Организационное взаимодействие, основанное на сложной системе прямых и обратных информационных потоков, сопряжено со значительными трансакционными издержками. Возможности их снижения ограничены длительностью логистического цикла обеспечения, низкой скоростью реакции на внешние воздействия, несогласованностью действий.

Рисунок 1 представляет длительность логистического цикла системы обеспечения рассматриваемых организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующими сроки закупочных процедур.

Логистический цикл представляет собой возобновляемую по времени последовательность операций [4]. Параметрирование операций по времени позволяет выделить «узкое» место, связанное с неоправданным затягиванием закупочного процесса на стадии согласования процедуры, ввиду излишней бюрократизации, отсутствия информационной поддержки в логистическом контуре управления, что удлиняет срок согласования до 14 дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.