Научная статья на тему 'ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ:ДВА ПУТИ К ОДНОЙ ЦЕЛИ'

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ:ДВА ПУТИ К ОДНОЙ ЦЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ / УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ / ЦЕПИ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова Наталья Анатольевна, Климова Ирина Александровна

В статье сформулированы определения либерализации и упрощения процедур торговли, выделены их характерные черты, одна часть которых присуща обоим процессам, а другая является отличительной для каждого из них. На примере ряда государств Юго- Восточной Азии анализируется влияние распределения производства товаров по нескольким странам на прогрессивное развитие экономики государств и эффективность применения мер упрощения процедур торговли. Рассматриваются экономические эффекты либерализации и упрощения процедур торговли, выявлены их синергетическое взаимодействие и особенности с точки зрения правового регулирования. По результатам исследования авторы приходят к выводу о том, что процессы либерализации и упрощения процедур торговли в широком смысле направлены на достижение единой цели - оказание содействия развитию мировой торговли и, как следствие, сокращение разрыва в благосостоянии между развитыми и наименее развитыми странами. Для достижения данной цели и либерализация, и упрощение процедур торговли располагают собственным инструментарием, набором практически реализуемых мер, установленных международно-правовыми документами. Реализация указанных мер зачастую связана с крупными рисками, в частности для развивающихся государств. Подчеркивается необходимость разработать стратегию реализации мер по либерализации и упрощению процедур торговли, определяющую последовательность шагов в случае каждого конкретного государства и принимающую в расчет все потенциальные сложности, которые могут возникнуть у государства на пути к открытию рынка. Также необходимы формирование и совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы регулирования торговых отношений и институциональной основы реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронцова Наталья Анатольевна, Климова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE LIBERALIZATION AND TRADE FACILITATION:TWO PATHS TO ONE GOAL

The article defines trade liberalization and trade facilitation, highlighting their characteristics, some of which are inherent to both processes, while others differ. The authors analyze the impact of transborder production in a number of South-East Asian states on the development of their economies, as well as the role of trade facilitation in these processes. The article dwells on the economic impact of trade liberalization and facilitation, their synergistic interaction and peculiarities from the point of view of legal regulation. The authors come to the conclusion that trade liberalization and facilitation generally aim to achieve a common goal of promoting world trade, which in the long run will help to address one of the global problems - an immense wealth gap between developed and least developed countries. To achieve this goal, both liberalization and trade facilitation use their own tools, a set of practical measures enshrined in international legal instruments. At the same time, implementation of these measures often involves major risks, especially for developing economies. As a result, a strategy for implementing trade liberalization and facilitation measures needs to be developed, which would define the sequence of steps for each state individually and would take into account all the potential difficulties that a state may have while opening up the market. It is also necessary to create and improve the relevant regulatory and institutional framework for trade relations and implementation of reforms.

Текст научной работы на тему «ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ:ДВА ПУТИ К ОДНОЙ ЦЕЛИ»

2021

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВО

Т. 12. Вып. 1

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 341

Либерализация и упрощение процедур торговли: два пути к одной цели

Н. А. Воронцова, И. А. Климова

Московский государственный институт международных отношений (университет), Российская Федерация, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76

Для цитирования: Воронцова, Наталья А., Ирина А. Климова. 2021. «Либерализация и упрощение процедур торговли: два пути к одной цели». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 1: 167-183. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.112

В статье сформулированы определения либерализации и упрощения процедур торговли, выделены их характерные черты, одна часть которых присуща обоим процессам, а другая является отличительной для каждого из них. На примере ряда государств Юго-Восточной Азии анализируется влияние распределения производства товаров по нескольким странам на прогрессивное развитие экономики государств и эффективность применения мер упрощения процедур торговли. Рассматриваются экономические эффекты либерализации и упрощения процедур торговли, выявлены их синергетическое взаимодействие и особенности с точки зрения правового регулирования. По результатам исследования авторы приходят к выводу о том, что процессы либерализации и упрощения процедур торговли в широком смысле направлены на достижение единой цели — оказание содействия развитию мировой торговли и, как следствие, сокращение разрыва в благосостоянии между развитыми и наименее развитыми странами. Для достижения данной цели и либерализация, и упрощение процедур торговли располагают собственным инструментарием, набором практически реализуемых мер, установленных международно-правовыми документами. Реализация указанных мер зачастую связана с крупными рисками, в частности для развивающихся государств. Подчеркивается необходимость разработать стратегию реализации мер по либерализации и упрощению процедур торговли, определяющую последовательность шагов в случае каждого конкретного государства и принимающую в расчет все потенциальные сложности, которые могут возникнуть у государства на пути к открытию рынка. Также необходимы формирование и совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы регулирования торговых отношений и институциональной основы реформ.

Ключевые слова: либерализация торговли, упрощение процедур торговли, протекционизм, торговые барьеры, таможенные формальности, цепи поставок.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

1. Введение

Современный период развития международных торговых отношений между странами характеризуется углублением процессов глобализации и повышением уровня взаимного влияния государств друг на друга. На формирование международной торговой среды оказывают значительное влияние изменения в информационных и коммуникационных технологиях1. Данные предпосылки определяют правила игры субъектов внешнеэкономической деятельности, которые стремятся оптимизировать свои цепи поставок, процессы транспортировки и использования складов в целях получения максимальных результатов при оптимальном уровне затрат (Федоренко 2014, 13). Один из способов такой оптимизации — распределение хозяйствующими субъектами частей производства по разным странам (Долгов 2013, 3). Важная роль в данных процессах принадлежит либерализации и упрощению процедур торговли, которые становятся незаменимым фактором международного экономического сотрудничества и чья цель — снизить или полностью устранить барьеры, препятствующие развитию международной коммерции (Тур-бан 2005, 160). Представляется, что беспрепятственное движение товаров сделает механизм трансграничного распределения производства наиболее эффективным, став для его участников ключом к максимизации выгод, выражающихся в экономии как денежного, так и временного ресурса.

Также отметим возрастающую роль упрощения процедур торговли: с успешной реализацией мер по либерализации международного рынка государства оказались ограниченными в возможности применения таможенных пошлин в качестве мер протекционизма. Соответственно, с целью защиты национального рынка все шире применяются такие скрытые протекционистские меры, как таможенные формальности, оценка таможенной стоимости, правила происхождения товаров и др. (Тихонова 2010, 89). С середины 1990-х годов в торговле значительно возросло количество технических барьеров, экономический кризис 2008-2009 гг. также ознаменовался замедленным ростом мировой торговли и повышением уровня протекционизма. Эти предпосылки привлекли пристальное внимание мирового сообщества к вопросам соотношения либерализации и упрощения процедур торговли.

2. Основное исследование 2.1. Исторический аспект

Обращаясь к истории процесса открытия рынков, нельзя не отметить ту роль, которую сыграло развитие международной торговли в индустриальном развитии Канады и Северной Америки, «четырех азиатских тигров» (Южной Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня) и Индии на рубеже XIX-XX вв. (Стиглиц, Чарлтон 2007, 25). В частности, в Восточной Азии экономическое развитие осуществлялось путем расширения цепи поставок и прямых инвестиций в ориентированной на экспорт экономике, что привело к распределению производства между странами. Послед-

1 "Benefits of Trade and Investment Liberalization and Facilitation". 2002. APEC Economic Committee. Дата обращения 17 ноября, 2019. https://www.apec.org/Publications/2002/12/Benefits-of-Trade-and-Investment-Liberalization-and-Facilitation-2002.

нее подразумевает перемещение продукции в рамках производственного технологического процесса через границы, с тем чтобы повысить конкурентоспособность компании, а также увеличение инвестиций из ведущей страны в те государства, куда переносится производство.

Данный процесс можно проследить на примере Японии: после Второй мировой войны страна ориентировала свою экономику на экспорт, который существенно возрос в тот период благодаря низкому курсу японской валюты. Так, в 1947 г. курс йены упал до 600 йен за доллар США, однако к 1971 г. японская валюта укрепилась до 308 йен за доллар США (Shigeto 1996, 49, 129). С повышением курса японской валюты отечественным компаниям стало невыгодно продолжать производство в Японии, в связи с чем они сохранили у себя лишь наукоемкие стадии производства, экспортируя капитал и самые трудоемкие части цепочек поставок в Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Благодаря притоку инвестиций экономика этих стран аналогичным образом стала быстро развиваться. Затем, с повышением курсов валют этих государств, прямые инвестиции и стадии производства по цепочке перешли в другие страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, содействуя освоению ими новых технологий и развитию обучения (Апостолов 2013). Похожая ситуация сложилась и в Китае: благодаря росту стоимости в нем рабочей силы, ряд развивающихся государств (Вьетнам, Камбоджа, Мексика) также выиграл от перебазирования в них частей производства.

В связи со стремительным экономическим развитием ряда стран благодаря расширению географии цепей поставок во второй половине ХХ в. (среди которых обозначенные выше азиатские государства) и послевоенным увеличением объемов мировой торговли в целом довольно остро встал вопрос об устранении торговых барьеров. Так, в период с 1950 по 1973 г. темпы роста мировой торговли составляли около 8 % в год (Krueger 2006). Первоначальный импульс процессу либерализации на международном уровне дало подписание Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, далее — ГАТТ) в 1947 г.2, закреплявшего правила и принципы регулирования международной торговли товарами (Оболенский 2013, 4). В дальнейшее обсуждение открытия рынков включились и развитые, и развивающиеся страны. При этом между традиционными и вновь возникшими центрами силы в мировой торговле появились серьезные противоречия, которые затрагивали среди прочего и темпы либерализации (Долгов 2013, 5). По нашему мнению, данные разногласия обусловлены различием интересов, которыми руководствуются два лагеря — развивающихся и развитых стран. В ходе переговоров этих групп сближение позиций достигается за счет уступок каждой из сторон, однако в результате одна из них все же оказывается в более слабой позиции, будучи вынуждена уступать больше по ряду причин (экономических или политических).

По итогам нескольких раундов международных переговоров по торговле сложился режим, более выгодный для развитых стран, добившихся сокращения таможенных тарифов и отмены субсидий на товары, по которым они имели определенное преимущество, и проявивших меньшую готовность открыть собственные рынки и отменить субсидии на товары, преимущество по которым принадлежало

2 «Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30.10.1947». Гарант. Дата обращения 20 октября, 2019. https://base.garant.ru/2560614.

развивающимся странам. Процесс снижения тарифов можно проследить на основе отчетов Всемирного банка: на начало действия ГАТТ в 1947 г. уровень тарифов оценивался в 40 %, к 1974-1979 гг. (Токийский раунд переговоров под эгидой ГАТТ) он снизился до 6-8 % для развитых стран3. Статистические показатели Всемирной торговой организации (далее — ВТО) несколько отличаются от данных Всемирного банка: на 1947 г. средний уровень тарифов оценивается в 20-30 % для развитых стран, на 2018 г. уровень тарифов составлял в среднем 9 %, что на 19 % ниже среднего уровня тарифов в 1996 г. (11,1 %)4.

В настоящее время, в частности в рамках ВТО, продолжается борьба между развитыми и развивающимися государствами с постепенным усилением позиций последних как в деятельности ВТО, так и в мировой торговле в целом (Дюмулен 2012, 5). Так, по расчетам, основанным на данных Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD, далее — ЮНКТАД), за последние десятилетия их роль в мировом импорте возросла примерно на 13 %, в экспорте — примерно на 15 % (Кадочников 2015, 5).

Однако все же наибольшее влияние на формирование правил мировой торговли оказывают государства, занимающие ведущие позиции на международном рынке и определяющие правила игры. Соответственно, эти правила будут выгодны в первую очередь им самим. Под воздействием таких правил формируется новая торговая среда, которая оказывает неодинаковое воздействие на положение стран из-за различного уровня их экономического развития (Тихонова 2010, 94). Сложившаяся ситуация стала одним из факторов увеличения разрыва в благосостоянии между развитыми и наименее развитыми странами мира в 1950-1980 гг.5 Для измерения уровня неравенства (внутристранового, межстранового и глобального) используется такой статистический показатель, как коэффициент Джинни, определяющий уровень распределения доходов от нуля (абсолютное равенство) до единицы (полное неравенство). Несмотря на то что, согласно исследованиям ООН, после 2000 г. уровень межстранового неравенства стал снижаться, уровень глобального неравенства в целом (включающий внутри- и межстрановой аспекты) остается вы-соким6. В данном контексте либерализация и упрощение процедур торговли выступают в качестве одного из звеньев в сокращении неравенства.

Что касается непосредственно таможенного аспекта упрощения процедур торговли, в рамках раундов переговоров ВТО было уделено внимание и ему (Воронцова 2018a, 47). В упомянутом выше ГАТТ 1947 г. закреплена необходимость признания странами-участницами сокращения до минимума объемов и сложностей импортных и экспортных формальностей, а также сокращения и упрощения требований к импортной и экспортной документации (ст. VIII, 1c). В ходе Дохий-

3 "World Development Report". 1987. World Bank. Дата обращения 12 ноября, 2019. http:// documents1.worldbank.org/curated/en/458211468158384680/pdf/105960REPLACEMENT0WDR01987. pdf. P. 134-135.

4 "Evolution of trade under the WTO: handy statistics". WTO. Дата обращения 27 января, 2020. https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/trade_evolution_e/evolution_trade_wto_e.htm#fnt-1.

5 «Обзор мирового экономического и социального положения, 2014 год: сокращение неравенства в интересах устойчивого развития». 2014. ЭКОСОС ООН. Дата обращения: 27 января, 2020. https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/uploads/sites/45/PDFs/WESS/2014wess_ overview_ru.pdf. P. 8.

6 Ibid.

ского раунда переговоров было разработано Соглашение об упрощении процедур торговли, вступившее в силу в 2017 г. и направленное на облегчение передвижения, выпуска и таможенного оформления товаров, а также на поощрение таможенного сотрудничества между странами — участницами ВТО (Воронцова 2018a, 47). По нашему мнению, сам факт принятия такого специализированного соглашения сигнализирует о том, что значимость роли упрощения процедур торговли признается и на международном уровне.

Говоря о ключевых международных документах, посвященных вопросам упрощения процедур торговли, нельзя не упомянуть и Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур7, регламентирующую широкий спектр таможенных мер в данной сфере.

2.2. Понятия «либерализация торговли» и «упрощение процедур торговли»

Понятие «либерализация торговли» в научной литературе зачастую дается путем перечисления мер, которые она охватывает. Так, П. А. Кадочников отмечает, что либерализация основана «на снижении ставок тарифов и увеличении числа преференциальных торговых соглашений» (Кадочников 2015, 3). Д. А. Изотов, раскрывая понятие либерализации, дополняет снижение тарифных мер отменой нетарифных ограничений (охватывающих, в частности, процедуры антидемпинга, квотирование товаров, фитосанитарный контроль, субсидирование экспортеров, институциональные факторы и транспортные издержки) (Изотов 2015, 78). По определению Д. Ходжа, либерализация торговли «включает обеспечение лучшего доступа на рынок для иностранных фирм путем снижения торговых барьеров» (Hodge 2002, 221). При этом Д. Ходж указывает на то, что виды барьеров разнятся: в случае торговли товарами это импортные тарифы, для торговли услугами барьеры включают в себя законодательное регулирование по доступу на рынок, дискриминационные правила в отношении иностранных лиц по режимам обеспечения торговли услугами, ограничения на прямые иностранные инвестиции (Hodge 2002). В каждом отдельном случае действие либерализации будет направлено на тот или иной ряд барьеров, применяемых при торговле конкретным видом товаров.

Таким образом, по нашему мнению, либерализацию торговли можно определить как снижение или устранение барьеров на пути движения товаров извне к национальным рынкам государств посредством снятия тарифных и нетарифных ограничений.

В свою очередь, понятие «упрощение процедур торговли» также можно толковать разными способами: «В широком смысле это — содействие торговле, в узком — упрощение таможенных правил» (Турбан 2005, 160). Определения, даваемые международными организациями, соответствуют той или иной трактовке.

Так, в соответствии с определением Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (United Nations Centre for Trade Facilitation and Electronic Business, UN/CEFACT, СЕФАКТ ООН), упрощение процедур торговли представляет собой «упрощение, стандартизацию и гармонизацию

7 «Киотская конвенция, в ред. Протокола от 26.06.1999». КонсультантПлюс. Дата обращения

8 декабря, 2019. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124.

процедур и связанных с ними потоков информации, необходимых для перемещения товара от продавца к покупателю и его оплаты»8. Такая расширенная трактовка понятия обусловлена тем, что содействие мировой торговле включает в себя не только технический и таможенный аспекты, но и экономическую и политическую среду, которая оказывает существенное влияние на международную коммерцию (Турбан 2005, 160). В некоторых случаях понятие «упрощение процедур торговли» понимается буквально и подразумевает улучшение транспортной инфраструктуры, снижение уровня государственной коррупции, снижение таможенных тарифов, снятие нетарифных барьеров и т. д. (Grainger 2008, 20). Всемирная таможенная организация дает следующее определение этого понятия: «...избежание излишних ограничений торговли, достигаемое путем применения современных техник и технологий одновременно с повышением качества контроля, гармонизированного на международном уровне»9. В Отчете об электронной коммерции и развитии 2001 г. ЮНКТАД ООН указывается на данное понятие в более узком смысле — как на «упрощение и гармонизацию всех формальностей, возникающих при сборе, предоставлении, передаче и обработке информации, сопровождающей трансграничное движение товаров и услуг»10.

Таким образом, понятие «упрощение процедур торговли» раскрывается в международных документах и доктрине по-разному, в зависимости от степени его детализации. С нашей точки зрения, определение, данное ЮНКТАД ООН, в наибольшей степени соответствует сути процедур упрощения торговли. В нем нет ни слишком широкого обобщения (что не позволило бы отличить его от либерализации), ни детального перечисления всех составляющих его элементов, в то же время оно лаконично обозначает основные характеристики и сферу действия упрощения процедур торговли.

Итак, как либерализация, так и упрощение процедур торговли в конечном счете преследуют единую цель — развитие международной торговли путем содействия более свободному движению потоков товаров и услуг. Однако достижение данной цели происходит различными путями. Если меры по либерализации торговли, по нашему мнению, включают в себя борьбу с тарифными и нетарифными барьерами, то упрощение процедур торговли направлено в основном на упрощение технических и таможенных правил и носит в большей степени прикладной, практический характер.

2.3. Эффект либерализации торговли

Экономический эффект либерализации торговли может быть и положительным, и отрицательным. Так, значительное количество развивающихся стран до сих пор остается слабо интегрированным в мировую экономику (Долгов 2013, 3). Для многих из них характерен комплекс проблем, связанных с неравенством, бедно-

8 "Trade facilitation — principles and benefits". 2019. United Nations. Дата обращения 15 ноября, 2019. http://tfig.unece.org/details.html.

9 "What is Securing and Facilitating Legitimate Global Trade". 2019. World Customs Organization. Дата обращения 15 ноября, 2019. http://www.wcoomd.org/en/topics/facilitation/overview/customs-procedures-and-facilitation.aspx.

10 "The electronic commerce and development report". 2001. UNCTAD UN. Дата обращения 10 ноября, 2019. https://unctad. org/en/Docs/ecdr2001_en. pdf.

стью, неполнотой рынка капитала. Высока вероятность того, что отечественные производители этих стран не выдержат конкуренции с открывшимся благодаря снижению торговых барьеров потоком иностранных компаний, ситуация может осложниться высоким уровнем безработицы и снижением уровня социальной защиты. К факторам, оказывающим влияние на экономическое развитие государств и способным снизить положительный эффект либерализации, относятся также недостаточный уровень инновационности (низкие расходы на научные разработки и исследования) и финансового вклада в образование и инфраструктуру. Данные обстоятельства, в частности, оказали серьезное влияние на экономическое развитие Мексики после ее присоединения в 1994 г. к Североамериканскому соглашению о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA, далее — НАФТА) (Стиглиц, Чарлтон 2007, 34). Наличие указанных факторов может сделать уязвимыми экономику и социальную сферу государства, только вступающего на путь либерализации.

Еще один фактор, влияющий на экономическое развитие государства в условиях либерализации торговли, — уровень безработицы. Исследования, проведенные в Колумбийском университете, свидетельствуют о положительном влиянии либерализации на страны с низким уровнем безработицы, и отрицательном — на страны с высоким. Вследствие либерализации торговли возникают адаптационные издержки, связанные с перераспределением ресурсов между секторами экономики в процессе изменения структуры рынка. Снижение таможенных тарифов открывает рынок страны для зарубежных компаний, и если отечественные производители еще не приобрели достаточный потенциал для расширения географии своего экспорта, то они вынуждены сокращать производство, чтобы выдержать конкуренцию. Сокращение производства приводит к увольнениям и повышению уровня безработицы, что, в свою очередь, повышает расходы правительства на выплату пособий по безработице и требует существенных инвестиций в инфраструктуру. Поскольку в развивающихся экономиках значительная часть промышленного сектора экономики сконцентрирована в нескольких ведущих отраслях, уволенным сотрудникам сложнее найти новую работу. Таким образом, для некоторых развивающихся стран потери от обострившейся конкурентной борьбы могут существенно перевесить выгоды от либерализации.

Указанные проблемы особенно присущи развивающимся странам, чьи рынки зачастую неполны (например, в области кредитования и страхования) и для которых характерен недостаток общественных благ. Поэтому население этих стран крайне чувствительно к издержкам адаптации, возникающим в процессе реализации мер по либерализации торговли. Ситуация там способна усугубляться высоким уровнем безработицы и низким уровнем социальной защиты и повлечь расходование средств, которые можно было бы потратить на альтернативные программы экономического развития.

В то же время ведение государством протекционистской политики вряд ли можно рассматривать как успешный способ избежать сложностей либерализации, поскольку протекционизм позволяет отечественным производителям поддерживать производство на низком уровне рентабельности, что в конечном счете способно послужить одной из причин стагнации экономики государства. Более того, узкая специализация в экономике делает государство уязвимым и зависимым от

экспорта определенных товаров, что повышает риски в случае изменения соотношения спроса и предложения на мировом рынке, возрастает вероятность торговых войн (Долгов 2013, 4). Соответственно, государства вынуждены искать оптимальный для них баланс между открытием своего рынка и необходимостью защиты отечественных производителей.

Несмотря на перечисленные выше возможные негативные факторы, которые могут возникнуть при либерализации торговли в развивающихся государствах, нельзя не сказать и о ее достоинствах. Как отмечает региональный советник по вопросам торговли Региональной экономической комиссии ООН Марио Апостолов, либерализация торговли предоставляет выгоды для всех участников. Он ссылается на теорию Давида Рикардо о свободной торговле, в частности на идею о сравнительных преимуществах каждой торгующей страны. Так, даже если одна из торгующих стран производит два определенных товара более эффективно, чем другая, из-за сравнительного различия в производительности труда в обеих странах в данных отраслях, специализация каждой из них на производстве одного товара в целях последующей торговли будет более выгодной (Апостолов 2013). Несомненно, данная теория оказала значительное влияние на развитие мировой экономики ХХ в.

В целом долговременный эффект либерализации определяется ее влиянием на темпы роста экономики, однако вопрос выявления и оценки их взаимосвязи остается открытым. Как правило, ее последствия для национальных экономик оцениваются по реакции на изменение импортных пошлин взаимных товаропотоков задействованных государств (Изотов 2015, 77). Влияние таких факторов, как образование, институциональная система, здравоохранение и география на экономический рост государства успешно доказано в научных работах, однако эмпирические исследования в области влияния либерализации торговли на экономический рост недостаточно убедительны (Стиглиц, Чарлтон 2007, 42). Полагаем, сложность оценки эффекта либерализации обусловлена тем, что он зависит от множества факторов, индивидуальная комбинация которых в каждом конкретном случае приводит к положительному или отрицательному экономическому результату открытия рынка.

К положительным эффектам либерализации торговли относятся открытие рынков зарубежных государств для экспорта продукции отечественных фирм, доступность рынков комплектующих изделий по более низким ценам, что способствует уменьшению издержек внутреннего производства, повышению эффективности деятельности отечественных компаний из-за их конкуренции с зарубежными фирмами на внутреннем рынке. Тем не менее, когда речь заходит о развивающихся государствах, необходима разработка программ адаптации и компенсации для развивающихся экономик на их пути к открытию рынка (Воронцова 2018Ь, 56), что позволит снизить риск возникновения для них серьезных негативных последствий либерализации.

2.4. Эффект упрощения процедур торговли

Как и в случае с либерализацией торговли, упрощение ее процедур может оказывать и позитивное, и негативное воздействие на экономику государства. Положительный эффект обусловлен рядом факторов.

Во-первых, уменьшается стоимость производства при его разделении по нескольким странам. В таких производственных цепях, по сравнению с классической моделью торговли производства одного товара полностью в одной стране, существенно возрастают торговые и транспортные издержки (Adomaviciute, Daujotaite 2017, 48). Соответственно, особенное значение приобретают временные затраты: чем они ниже, тем большую выгоду от торговли получают государства — участники цепи. Упрощение процедур торговли помогает предприятиям малого и среднего бизнеса (особенно в развивающихся странах) быстрее выйти на международные рынки за счет предоставления таким компаниям доступа к информации и каналам экспресс-доставки, что содействует расширению их логистического потенциала и активизации участия в глобальных цепочках поставок. Это, в свою очередь, вносит значимый вклад в рост экономик государств, стоящих на пути индустриализации. Повышению конкурентоспособности предприятий и отдельных отраслей экономики страны способствует также развитие таможенного обслуживания, включающее в себя реформирование работы таможенных органов и улучшение околотаможенной инфраструктуры (таможенные представители, перевозчики и склады) (Федоренко 2014, 12).

Во-вторых, наряду с перемещением звеньев производства за рубеж стало актуальным направление прямых инвестиций в страны с минимальными торговыми барьерами (Воронцова 2015, 104). Их снижение благодаря упрощению процедур торговли делает государство более привлекательным с точки зрения потенциальных инвесторов.

В-третьих, повышенный интерес к снижению торговых барьеров также обусловлен высоким спросом на услуги скоростных доставок. Их правовое регулирование отражено в проектах новейших межгосударственных соглашений. Так, ст. 7.8 Соглашения USMCA (United States — Mexico — Canada Agreement), разработанного для того, чтобы заменить действующее Соглашение НАФТА, посвящена ускорению процедур перевозки и предусматривает обеспечение немедленного выпуска экспресс-грузов сразу по их прибытии при условии предоставления всей требуемой документации11.

Более того, такой аспект упрощения процедур торговли, как автоматизация сделок и использование электронных платежных систем, создаст большие выгоды благодаря снижению операционных издержек и увеличению конкуренции на мировом рынке. Инициатива «бездокументарного мира», где значительно снизится объем бумажных носителей, которые будут заменены на подаваемые через единое окно электронные версии, значительно упростит торговлю и снизит время осмотра и доставки ввозимых товаров (Zaki 2014, 175). В результате снизится нагрузка на участников внешнеэкономической деятельности, последняя станет доступной и комфортной для более широкого круга лиц.

Наконец, более свободное трансграничное перемещение капитала и технологий будет способствовать индустриализации развивающихся стран, повышая эффективность использования ресурсов. Упрощение процедур торговли способ-

11 "Agreement between the United States of America, the United Mexican States, and Canada 7/1/20 Text". Office of the United States Trade Representative. Дата обращения 9 ноября, 2019. https:// ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between.

но повысить конкурентоспособность товаров и услуг государств, для которых выход на зарубежные рынки был ранее затруднен, даже несмотря на общие для государств тарифы12.

Однако, несмотря на точку зрения некоторых ученых (в частности, Ч. Заки), согласно которой, в отличие от либерализации, подразумевающей устранение тарифных барьеров и соответственно влекущей потерю доходов государства от данных поступлений, упрощение процедур торговли выгодно для всех субъектов внешнеэкономической деятельности, все же имеются определенные сложности при реализации соответствующих мер.

Во-первых, для государства возможно увеличение издержек, связанных с им-плементацией данных мер. С тем чтобы обеспечить условия для реализации процедур упрощения торговли, необходимо создать определенную инфраструктуру, а также повысить квалификацию работников посредством продолжительного обучения13. Дорогостоящая компьютеризация таможенных служб развивающихся стран и ее обслуживание впоследствии далеко не всегда оправдывают себя. Так, система упрощения торговли Филиппин на начальном этапе привела к росту доходов на 2 %, но затем ее дорогостоящее содержание повлекло бюджетный кризис. Однако есть и положительные примеры Боливии и Сингапура, где крупные расходы на модернизацию окупили себя в довольно короткие сроки (Косов, Торопыгин, Марышев 2014, 39). Разумеется, необходима предварительная оценка возможных вариантов эффекта от внедряемых мер по упрощению процедур торговли.

Во-вторых, нельзя не отметить сложность реализации на практике такой важной предпосылки упрощения процедур торговли, как гармонизация таможенных процедур, инфраструктурных особенностей, стандартов в области труда, безопасности и технологий, что обусловлено разным уровнем развития экономик государств.

Трудности на пути разработки и реализации мер по упрощению процедур торговли возникают также из-за противоречий в интересах договаривающихся сторон (как было отмечено выше, наибольшие разногласия возникают между развитыми и развивающимися странами), институциональных ограничений и, наконец, отсутствия необходимых знаний и информации у участников внешнеэкономической деятельности (Федоренко 2014, 13). В качестве способов разрешения указанной проблемы можно рассмотреть размещение необходимой информации в открытом доступе, актуализацию наполнения сайтов компетентных органов и проведение специализированных, обучающих семинаров.

Степень эффективности упрощения процедур торговли зависит от разных факторов: 1) от уровня экономического развития стран (риск негативного эффекта от реализации мер по упрощению процедур торговли существенно ниже для стран с более развитой экономикой, инфраструктурой); 2) от вида товаров (наиболее положительный результат проявляется в отношении сезонных, скоропортящихся продуктов, полуфабрикатов и продукции с высокой добавленной стоимостью). Для данных категорий товаров ускорение и компьютеризация торговых процедур

12 "Benefits of Trade and Investment Liberalization and Facilitation". 2002. APEC Economic Committee. Дата обращения 17 ноября, 2019. https://www.apec.org/Publications/2002/12/Benefits-of-Trade-and-Investment-Liberalization-and-Facilitation-2002. P. 17-19.

13 Ibid.

крайне важны (Zaki 2014, 173), поскольку в случае задержки поставки товар может полностью утратить свое качество или актуальность его продажи в данный период, что повлечет снижение цены для поставщика.

2.5. Соотношение экономических эффектов либерализации и упрощения процедур торговли

Как было отмечено Министерством международных дел и торговли Кореи (2000 г.) и организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее — АТЭС) (1999 г.), упрощение процедур торговли приносит равнозначную или даже большую выгоду, чем ее либерализация путем снижения тарифных барьеров14. Так, по самым скромным оценкам, улучшение показателей упрощения торговли на 50 % приведет к среднему снижению затрат на организацию торговли и стоимости торговли на 2,9 % в случае развитых стран (Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, США) и новых индустриальных стран (Гонконг, Китай; Корея, Мексика, Сингапур) и на 3,5 % в случае развивающихся стран (Чили, Индонезия, Малайзия, Перу, Филиппины, Таиланд, Вьетнам). По наиболее оптимистичным оценкам, снижение стоимости торговли в результате реализации мер по упрощению ее процедур составит 5,8 % для развитых стран, 6,2 % — для стран новой индустриализации, 7,7 % — для развивающихся стран15.

Выявление и точное измерение экономического эффекта от упрощения процедур торговли довольно ограниченно и во многих случаях затруднено из-за его нечисловой природы16. Однако можно отметить общий тренд: в экономически развитых странах таможенное оформление экспортно-импортных операций, в частности, требует представления существенно меньшего количества документов и более низких финансовых и временных затрат, чем в развивающихся государствах (Фе-доренко 2014, 13). Это можно заключить из анализа рейтинга Doing Business (составляется Всемирным банком). Часть этого рейтинга посвящена аспекту простоты ведения мировой торговли; в рейтинг входят показатели времени и стоимости, затрачиваемых на импорт и экспорт17. При этом, согласно исследованию Benefits of Trade and Investment Liberalization and Facilitation, в рамках которого были проведены опросы компаний из региона АТЭС, наиболее существенным препятствием мировой торговли остаются высокие тарифы (32,1 %), затем следуют сложные административные и таможенные процедуры (29,8 %). В последней категории наибольшее препятствие составляют таможенные задержки (36,6 %), таможенная оценка (31,3 %), правила происхождения (28,2 %), санитарные и фитосанитарные меры (25,2 %), предотгрузочная инспекция (20,6 %) и подтверждение таможенной стоимости (15,3 %). Задержки в таможенной сфере вызваны, как правило, недостатком информации у фирмы-импортера/экспортера относительно таможенного регулирования, а также недостатком профессионализма в административном сек-

14 Ibid.

15 Ibid. P. 7.

16 Ibid. P. 9.

17 "Ease of doing business score and ease of doing business ranking". 2019. Doing Business. Дата обращения 8 ноября, 2019. https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/Enghsh/DB19-Chapters/DB19-Score-and-DBRankings.pdf.

торе страны-импортера. Снижения данных барьеров можно достичь посредством постепенного упрощения таможенных процедур, более интенсивного обмена информацией, повышением уровня прозрачности и созданием новых возможностей в сфере образования18. Названные меры представляют собой необходимую базу для оказания содействия мировой торговле.

Полагаем, что в целях достижения оптимального экономического эффекта меры по либерализации и упрощению процедур торговли должны не подменять, а дополнять друг друга. Подтверждением данному тезису служат результаты экономического исследования, проведенного Ч. Заки и демонстрирующего тесную взаимосвязь данных мер: чем выше таможенный тариф (аспект либерализации), тем более негативное влияние на торговлю оказывает время, затрачиваемое на импорт (аспект упрощения процедур торговли) (7ак 2014, 168). Соответственно, упрощение процедур торговли может значительно увеличить выгоду участников внешнеэкономической деятельности от снижения тарифов, производя синергетический эффект.

Данные экономические эффекты либерализации и упрощения процедур торговли отражены в международных документах. Так, в Богорской декларации АТЭС 1994 г. отмечается «недостаточность одних лишь мер по либерализации для развития торговли и необходимость принятия мер также и по упрощению процедур торговли. Реализация последних — в интересах как бизнеса, так и потребителей. Упрощение процедур торговли играет непосредственную роль в движении на пути к полной либерализации в глобальном контексте»19. Однако в самой Декларации не дается разъяснений, что подразумевает либерализация и чем она отличается от упрощения процедур торговли. Как отмечает Д. А. Изотов, в современных условиях общей либерализации глобальной торговли в связи с присоединением к ВТО подавляющего числа стран тарифные меры как инструмент по перераспределению товарных потоков становятся менее значимыми (Изотов 2015, 75, 92), что побуждает государства обратить внимание на иную область вопросов — касающуюся упрощения процедур торговли.

3. Выводы

В своей торговой политике государство, определяя курс между двумя полярными направлениями — либерализацией и протекционизмом, вынуждено соблюдать определенный баланс, руководствуясь принципом соотношения выгоды и возможных убытков при выборе того или иного набора мер. При этом внешние рамки в форме международных договоров (например, соглашений, заключенных в рамках ВТО) хотя и способствовали в некоторой степени либерализации торговли, все же вынудили государства искать другие меры по защите отечественных рынков. Это привело к тому, что во второй половине ХХ в. остро встал вопрос необходи-

18 "Benefits of Trade and Investment Liberalization and Facilitation". 2002. APECEconomic Committee. Дата обращения 17 ноября, 2019. https://www.apec.org/Publications/2002/12/Benefits-of-Trade-and-Investment-Liberalization-and-Facilitation-2002. P. 25.

19 "APEC Economic Leaders' Declaration of Common Resolve. Bogor, Indonesia, November 15, 1994". APEC Economic Committee. Дата обращения 17 октября, 2019. https://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/1994/1994_aelm.

мости разработки мер по упрощению процедур торговли, поскольку негативное влияние таможенных, технических формальностей на трансграничное движение товаров и услуг стало практически аналогичным воздействию тарифов (согласно экономическим исследованиям, описанным в статье).

По итогам проведенного исследования авторы приходят к выводу, что процессы либерализации и упрощения процедур торговли в широком смысле преследуют общую цель — открытие новых рынков для экспорта и, как следствие, содействие развитию мировой торговли в целом. В конечном счете это сможет уменьшить масштаб одной из глобальных проблем — сокращение разрыва в благосостоянии между развитыми и наименее развитыми странами. Данная цель достигается различными путями. Так, либерализация подразумевает устранение тарифных и некоторых нетарифных барьеров, делая экспорт продукции более доступным для субъектов внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, упрощение процедур торговли направлено непосредственно на снижение стоимости и сложности трансграничных коммерческих операций (обусловленных, в частности, большим количеством таможенных формальностей, объемным документооборотом и т. д.). Полагаем, что в целях разграничения данных понятий с точки зрения их правового регулирования стоит определить сферу либерализации торговли как устранение тарифных и некоторых нетарифных барьеров, а сферу упрощения процедур торговли — как устранение иных нетарифных барьеров, связанных непосредственно с техническими, таможенными формальностями.

В случае с упрощением процедур торговли экономический эффект идет от общего к частному. Так, при общем (распространяющимся на все группы товаров) упрощении процедур торговли наибольший положительный эффект наблюдается в отношении сезонных, скоропортящихся товаров, а также продукции с высокой добавленной стоимостью. В свою очередь, эффект либерализации торговли идет от частного к общему: государства принимают решение о либерализации того или иного сектора экономики, отталкиваясь от конкретных видов товаров, в отношении которых данные меры были бы возможны в целом и эффективны.

Несмотря на положительные экономические эффекты либерализации и упрощения процедур торговли, необходимо принимать во внимание и возможные негативные последствия их внедрения. Для либерализации они выражаются в потере доходов государства от таможенных пошлин, а также в рисках, связанных с открытием отечественного рынка для зарубежных импортеров. В то же время упрощение процедур торговли — довольно дорогостоящий проект, реализация которого не всегда может принести для государства положительный эффект.

Как для либерализации, так и для упрощения процедур торговли справедливо то, что их инициаторами выступают в первую очередь развитые государства, а развивающихся экономиках сохраняется высокая вероятность негативного эффекта от данных мер. Приведенные в статье исследования указывают на то, что страны с развивающейся экономикой оказываются в гораздо более невыгодном положении и в ходе, и непосредственно в результате реализации мер по либерализации и упрощению процедур торговли. Представляется, что при формировании международной повестки дня в данной сфере и при принятии межгосударственных соглашений по обозначенной проблеме не стоит руководствоваться соображениями лишь формального равенства, предоставляющего всем государствам одинаковые

возможности, поскольку очевидно, что из-за нехватки ресурсов и проблемной структуры рынка развивающиеся государства не смогут с такой же выгодой для себя воспользоваться предоставляемыми возможностями, как развитые государства. Целесообразнее ориентироваться на создание условий для фактического равенства государств на мировой торговой арене, включая в международные соглашения те или иные положения, предоставляющие определенные выгоды развивающимся государствам, которые позволили бы в достаточной мере в действительности уравнять положение развивающихся и развитых государств. Только в таком случае либерализация и упрощение процедур торговли смогут выступить в качестве эффективного средства решения или хотя бы смягчения остроты обозначенной в статье проблемы глобального неравенства.

В ходе осуществления мер по либерализации и упрощению процедур торговли особенное значение имеют следующие аспекты:

— выработка индивидуальной стратегии, определяющей последовательность мероприятий с учетом потенциальных сложностей и факторов, негативно влияющих на открытие рынка;

— создание или совершенствование действующей нормативно-правовой базы в сфере внешнеэкономической деятельности, включая международную торговлю;

— формирование институциональной основы реформ (создание специализированных органов для управления процессами либерализации и упрощения процедур торговли, подготовка уже действующих институтов к эффективной работе в данной сфере, проведению торговых переговоров).

Необходимо также подчеркнуть синергетический эффект для экономики государства в случае одновременной или последовательной реализации мер как по либерализации, так и по упрощению процедур торговли.

Библиография

Апостолов, Марио. 2013. Механизмы упрощения процедур торговли в региональной торговой интеграции. Дата обращения 28 октября, 2019. http://www.eurasiancommission.org/hy/act/integr_i_ makroec/dep_makroec_pol/SiteAssets/марио%20апостолов.pdf. Воронцова, Наталья А. 2015. «Либерализация торговли в рамках Евразийского экономического союза (на примере Соглашения ЕАЭС — Вьетнам)». Московский журнал международного права 4: 103-113.

Воронцова, Наталья А. 2018a. «Всемирная торговая организация: к вопросу упрощения таможенных процедур. Часть I». Московский журнал международного права 1: 44-59. Воронцова, Наталья А. 2018Ь. «Всемирная торговая организация: к вопросу об упрощении таможенных процедур торговли. Часть II». Московский журнал международного права 3: 53-64. Долгов, Сергей И. 2013. «Развитие процесса глобализации и деятельность ВТО». Мировая экономика 8: 3-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дюмулен, Ипполит И. 2012. «Восьмая министерская конференция Всемирной торговой организации (15-17 декабря 2011 г.) и концептуальные проблемы дальнейшей деятельности ВТО». Российский внешнеэкономический вестник 2: 3-10. Изотов, Дмитрий А. 2015. «Либерализация торговли между Россией и странами Восточной Азии».

Пространственная Экономика 4: 75-97. Кадочников, Павел А. 2015. «Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и ведущих странах мира». Российский внешнеэкономический вестник 3: 3-13.

Косов, Юрий В., Андрей В. Торопыгин, Александр А. Марышев. 2014. «Упрощение процедур мировой торговли: проблемы и пути решения». Управленческое консультирование 8 (68): 37-43. Оболенский, Владимир П. 2013. «Либерализация и протекционизм в международной торговле».

Мировая экономика 3: 3-18. Стиглиц, Джозеф, Эндрю Чарлтон. 2007. Справедливая торговля для всех. Как торговля может содействовать развитию: пер. с англ. М.: Весь мир. Тихонова, Наталья Б. 2010. «Особенности процесса либерализации международной торговли в деятельности ВТО». Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2: 89-96. Турбан, Галина В. 2005. «Упрощение международных торговых процедур». Мир перемен 2: 158-170. Федоренко, Роман В. 2014. «Роль таможенного обслуживания как инструмента повышения эффективности внешнеэкономической деятельности». Вестник Самарского государственного экономического университета 10 (120): 10-14. Adomaviciuté, Danuté, Dalia Daujotaité. 2017. "Business Performance Assessment in the Customs Administrations Activity and Trade Facilitation Measures". Empirical Studies on Economics of Innovation, Public Economics and Management. Eurasian Studies in Business and Economics 6: 45-55. Grainger, Andrew. 2008. "Customs and trade facilitation: from concepts to implementation". World Customs Journal 2 (1): 17-30.

Hodge, James. 2002. "Liberalization of Trade in Services in Developing Countries". Development, Trade and the WTO — Handbook. Part 1, eds Bernard M. Hoekman, Aaditya Mattoo, Philip English, 221-234. Washington, D. C.: World Bank Publ. Krueger, Anna O. 2006. "The World Economy at the Start of the 21st Century". International monetary fund. Дата обращения 27 января, 2020. https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/28/04/53/ sp040606.

Shigeto, Tsuru. 1996. Japan's capitalism, creative defeat and beyond. Cambridge: Cambridge University Press. Zaki, Chahir. 2014. "How Does Trade Facilitation Affect International Trade?" European Journal of Development Research 27: 156-185.

Статья поступила в редакцию 9 декабря 2019 г.; рекомендована в печать 17 декабря 2020 г.

Контактная информация:

Воронцова Наталья Анатольевна — д-р юрид. наук, проф.; n.vorontsova@mail.ru Климова Ирина Александровна — аспирант; irinaklimova333@gmail.com

Trade liberalization and trade facilitation: Two paths to one goal

N. A. Vorontsova, I. A. Klimova

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), 76, pr. Vernadskogo, Moscow, 119454, Russian Federation

For citation: Vorontsova, Natalia A., Irina A. Klimova. 2021. "Trade liberalization and trade facilitation: Two paths to one goal". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 1: 167-183. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.112 (In Russian)

The article defines trade liberalization and trade facilitation, highlighting their characteristics, some of which are inherent to both processes, while others differ. The authors analyze the impact of transborder production in a number of South-East Asian states on the development of their economies, as well as the role of trade facilitation in these processes. The article dwells on the economic impact of trade liberalization and facilitation, their synergistic interaction and peculiarities from the point of view of legal regulation. The authors come to the conclusion that trade liberalization and facilitation generally aim to achieve a common goal of promoting

world trade, which in the long run will help to address one of the global problems — an immense wealth gap between developed and least developed countries. To achieve this goal, both liberalization and trade facilitation use their own tools, a set of practical measures enshrined in international legal instruments. At the same time, implementation of these measures often involves major risks, especially for developing economies. As a result, a strategy for implementing trade liberalization and facilitation measures needs to be developed, which would define the sequence of steps for each state individually and would take into account all the potential difficulties that a state may have while opening up the market. It is also necessary to create and improve the relevant regulatory and institutional framework for trade relations and implementation of reforms.

Keywords: trade liberalization, trade facilitation, protectionism, trade barriers, customs formalities, supply chains.

References

Adomaviciuté, Danuté, Daujotaité, Dalia. 2017. "Business Performance Assessment in the Customs Administrations Activity and Trade Facilitation Measures". Empirical Studies on Economics of Innovation, Public Economics and Management. Eurasian Studies in Business and Economics 6: 45-55.

Apostolov, Mario. Trade facilitation mechanisms in regional trade integration. Accessed October 28, 2019. http://www.eurasiancommission.org/hy/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/SiteAssets/ MapMO%20anocTonoB.pdf. (In Russian)

Dolgov, Sergei I. 2013. "Development of globalization process and WTO activity". Mirovaia ekonomika 8: 3-11. (In Russian)

Dyumulen, Ippolit I. 2012. "Eighth Ministerial Conference of the World Trade Organization (15-17 December 2011) and conceptual challenges to the future of WTO". Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik 2: 3-10. (In Russian)

Fedorenko, Roman V. 2014. "The Role of Customs Services as a Tool to Increase Efficiency of Foreign Economic Activity". Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta 10 (120): 1014 (In Russian)

Grainger, Andrew. 2008. "Customs and trade facilitation: from concepts to implementation". World Customs Journal 2 (1): 17-30.

Hodge, James. 2002. "Liberalization of Trade in Services in Developing Countries". Development, Trade and the WTO — Handbook. Part 1, eds Bernard M. Hoekman, Aaditya Mattoo, Philip English, 221-234. Washington, D. C., World Bank Publications.

Izotov, Dmitrii A. 2015. "Liberalization of trade between Russia and East Asian countries". Prostranstven-naia ekonomika 4: 75-97. (In Russian)

Kadochnikov, Pavel A. 2015. "Protectionism and liberalization of foreign trade in Russia and the leading world countries". Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik 3: 3-13. (In Russian)

Kosov, Iurii V, Andrei V. Toropygin, Aleksandr A. Maryshev. 2014. "World trade facilitation: challenges and solutions". Upravlencheskoe konsul'tirovanie 8 (68): 37-43. (In Russian)

Krueger, Anna O. 2006. "The World Economy at the Start of the 21st Century". International monetary fund. Accessed January 27, 2020. https://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/28/04/53/sp040606.

Obolenskii, Vladimir P. 2013. "Liberalization and Protectionism in International Trade". Mirovaia ekonomika 3: 3-18. (In Russian)

Shigeto, Tsuru. 1996. Japan's capitalism, creative defeat and beyond. Cambridge, Cambridge University Press.

Stiglitz, Joseph, Andrew Charlton. 2007. Fair trade for all. How trade can contribute to development. Moscow, Ves' mir Publ. (In Russian)

Tikhonova, Natal'ia B. 2010. "Features of the process of liberalization of international trade in WTO activity". Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk 2: 89-96 (In Russian)

Turban, Galina V. 2005. "Facilitation of international trade procedures". Mir peremen 2: 158-170 (In Russian)

Vorontsova, Natal'ia A. 2015. "Trade liberalization within the framework of the Eurasian Economic Union

(on the example of the EAEU — Vietnam Agreement)". Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava 4: 103-113. (In Russian)

Vorontsova, Natal'ia A. 2018a. "World Trade Organization: on the topic of customs facilitation. Part I". Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava 3: 1: 44-59. (In Russian) Vorontsova, Natal'ia A. 2018b. "World Trade Organization: on the topic of customs facilitation. Part II".

Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava 3: 53-64. (In Russian) Zaki, Chahir. 2014. "How Does Trade Facilitation Affect International Trade?" European Journal of Development Research 27: 156-185.

Received: December 9, 2019 Accepted: December 17, 2020

Authors' information:

Natalia A. Vorontsova — Dr. Sci. in Law, Professor; N. Vorontsova@mail.ru Irina A. Klimova — Postgraduate Student; irinaklimova333@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.