Научная статья на тему 'ЛЕЙТМОТИВНАЯ СИСТЕМА В БАЛЕТЕ "КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД"'

ЛЕЙТМОТИВНАЯ СИСТЕМА В БАЛЕТЕ "КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ "КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД" / ЛЕЙТМОТИВ / ЛЕЙТТЕМА / РЕФРЕН / РОНДО / СОНАТА / РАЗРАБОТКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чень С.

В статье рассматриваются функции и выразительные возможности лейтмотивов историко-революционного балета «Красный женский отряд», основанного на реальных событиях. В балет включена песня, звучавшая ранее в одноименном художественном фильме. Поскольку песня проводится в балете неоднократно, чередуясь с другими темами, она становится рефреном, внося в структуру балета черты рондальности. Лейттемой женского Отряда является первая часть данной песни. Она выполняет функцию интонационного источника, порождая тематизм причастных к Отряду людей и событий: их внутреннее духовное единство отражается в интонационном родстве их лейтмотивов. Принципиально иное строение имеет лейтмотив угнетателей. Его чужеродность проявляется в конфликтных столкновениях с тематизмом участников Отряда, порождая динамичные разделы балета, по строению подобные разработке сонатной формы. В период культурной революции, когда в Китае была запрещена европейская музыка, балет «Красный женский отряд» творчески воплотил европейские традиции, в числе которых - стройная лейтмотивная система, создавшая яркие образы главных героев и являющаяся основой сквозного симфонического развития. Пронизывая музыкальную ткань, лейтмотивы способствуют единству стиля балета, созданного большим коллективом талантливых композиторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF LEITMOTIF IN BALLET "THE RED WOMEN'S DETACHMENT"

The article discusses the functions and expressive possibilities of the leitmotives of the historical-revolutionary ballet «The Red Women's Detachment», based on real events. The ballet includes a song that was previously heard in the feature film of the same name. Since the song is performed repeatedly in the ballet, alternating with other themes, it becomes a refrain, introducing features of rondality into the structure of the ballet. The main theme of the women's Detachment is the first part of this song. It serves as an intonation source, giving rise to the thematism of the people and events involved in the Detachment: their inner spiritual unity is reflected in the intonation kinship of their leitmotives. The leitmotif of the oppressors has a fundamentally different structure. Its alienness manifests itself in conflict clashes with the thematism of the members of the Detachment, giving rise to dynamic sections of the ballet, similar in structure to the development of the sonata form. During the Cultural Revolution, when European music was banned in China, the ballet «The Red Women's Detachment» creatively embodied European traditions, including a harmonious leitmotif system that created vivid images of the main characters and is the basis of a cross-cutting symphonic development. Penetrating the musical fabric, the leitmotives contribute to the unity of the ballet style created by a large team of talented composers.

Текст научной работы на тему «ЛЕЙТМОТИВНАЯ СИСТЕМА В БАЛЕТЕ "КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД"»

Восток и Запад: исследования

китайской музыкальной культуры

DOI: 10.26086/NK.202L59.L018 УДК 782.91

© Чень Синьхэн, 2021

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия), аспирантка кафедры теории музыки E-mail: 805832307@qq.com

ЛЕЙТМОТИВНАЯ СИСТЕМА В БАЛЕТЕ «КРАСНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОТРЯД»

В статье рассматриваются функции и выразительные возможности лейтмотивов историко-революционного балета «Красный женский отряд», основанного на реальных событиях. В балет включена песня, звучавшая ранее в одноименном художественном фильме. Поскольку песня проводится в балете неоднократно, чередуясь с другими темами, она становится рефреном, внося в структуру балета черты рондальности. Лейттемой женского Отряда является первая часть данной песни. Она выполняет функцию интонационного источника, порождая тематизм причастных к Отряду людей и событий: их внутреннее духовное единство отражается в интонационном родстве их лейтмотивов. Принципиально иное строение имеет лейтмотив угнетателей. Его чужеродность проявляется в конфликтных столкновениях с тематизмом участников Отряда, порождая динамичные разделы балета, по строению подобные разработке сонатной формы.

В период культурной революции, когда в Китае была запрещена европейская музыка, балет «Красный женский отряд» творчески воплотил европейские традиции, в числе которых — стройная лейтмотивная система, создавшая яркие образы главных героев и являющаяся основой сквозного симфонического развития. Пронизывая музыкальную ткань, лейтмотивы способствуют единству стиля балета, созданного большим коллективом талантливых композиторов.

Ключевые слова: балет «Красный женский отряд», лейтмотив, лейттема, рефрен, рондо, соната, разработка

© Chen Xinheng, 2021

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia),

Postgraduate student of the Department of Music Theory

THE SYSTEM OF LEITMOTIF IN BALLET «THE RED WOMEN'S DETACHMENT»

The article discusses the functions and expressive possibilities of the leitmotives of the historical-revolutionary ballet «The Red Women's Detachment», based on real events. The ballet includes a song that was previously heard in the feature film of the same name. Since the song is performed repeatedly in the ballet, alternating with other themes, it becomes a refrain, introducing features of rondality into the structure of the ballet. The main theme of the women's Detachment is the first part of this song. It serves as an intonation source, giving rise to the thematism of the people and events involved in the Detachment: their inner spiritual unity is reflected in the intonation kinship of their leitmotives. The leitmotif of the oppressors has a fundamentally different structure. Its alienness manifests itself in conflict clashes with the thematism of the members of the Detachment, giving rise to dynamic sections of the ballet, similar in structure to the development of the sonata form.

During the Cultural Revolution, when European music was banned in China, the ballet «The Red Women's Detachment» creatively embodied European traditions, including a harmonious leitmotif system that created vivid images of the main characters and is the basis of a cross-cutting symphonic development. Penetrating the musical fabric, the leitmotives contribute to the unity of the ballet style created by a large team of talented composers.

Key words: the ballet «The Red women's detachment», the leitmotif, the leittema, refrain, Rondo, Sonata, development

Получивший всемирную известность балет «Красный женский отряд» возник на основе реальных событий, происходивших в 1930-е годы на острове Хайнань [4]. Сюжет повествует о том, как бедная крестьянская девушка Цинхуа, страдавшая от жестокого гнета помещика, вступила в женский отряд Красной армии Китая, пополнив ряды борцов против угнетения. В 1961 году эти события получили отражение в художественном фильме, и в 1964 году они были адаптированы к жанру балета [1]. Эволюция образа главной героини от стихийного бунта к сознательной борьбе за равенство и справедливость — эта идея, ярко воплощенная в драматургии балета, оказалась близка и руководству Китая, и простым зрителям.

В эти годы близилась Культурная революция. Ее идеологи, стремясь укрепить в китайском художественном сообществе дух коллективизма, поощряли совместное творчество. Соответствуя этому, балет «Красный женский отряд» создан группой композиторов, в которую входили У Цу-цян, Ду Минсинь, Ши Ванчун, Ван Янчжень, Дай Хунвэй. Они не стремились подчеркивать свою авторскую индивидуальность, им важно было со-

обща воплотить единую идею. Поэтому музыка балета, при обилии ее авторов, отличается единством стиля, точно, ярко и выразительно отражая сценические ситуации.

В состав творческой группы не была включена композитор-песенник Хуан Чжун, создавшая музыку к кинофильму. Однако полюбившаяся зрителям ее песня из этого фильма вошла (с разрешения ее автора) в партитуру балета, причем вместе со словами. Ранее в Китае уже был создан первый балет с национальной тематикой («Русалка»), но вокальных номеров он не включал. Пение хора в данном балете введено впервые для того, чтобы сформулировать основную идею: «Вперед! Вперед! Мы несем важную ответственность за глубоко униженных женщин. Разобьем железные цепи, поднимем революцию. Мы, женский отряд, взяли оружие во имя народа. Вперед! Вперед! Мы идем к истинному коммунизму под руководством партии». Напев изложен в простой трехчастной форме (А-В-А), где первая часть и реприза начинаются одинаковыми словами («Вперед!»). Приведем вокальную партию песни (см. Пример 1).

Пример 1

Являясь носителем основной идеи, песня выполняет в балете функцию рефрена. Появляясь во Вступлении, она открывает балет она его и завершает, причем в той же тональности — натуральном ё-то11. Учитывая, что песня звучит в балете семь раз (со словами — трижды) и чередуется с другими темами, это позволяет говорить о присутствии принципа рондальности [3]. Он нередко встречается в сценических сочи-

нениях китайских композиторов ХХ-ХХ1 веков. Однако «Красный женский отряд» стоит особняком: впервые рефреном является не лейтмотив, а значительно более масштабное, самостоятельное музыкальное произведение, созданное ранее другим автором независимо от балета.

Песня вошла в сочинение очень органично, являясь не только рефреном: ее первая часть (однотональный период единого строения) ста-

новится лейттемой женского Отряда, часто звучащей, обособившись от песни. Композиторы не трансформируют ее напев, допуская только ритмические изменения. Обычно лейттема подвергается увеличению, причем происходит это без изменения количества тактов: размер 2/4 меняется на 4/4, и тема в увеличении сохраняет структуру шеститакта (см. Пример 2).

Наряду с таким традиционным для европейской музыки увеличением применяется и особое увеличение, при котором длительности изменяются только в отдельных фрагментах темы, из-за чего различным становится количество занимаемых ею тактов (см. Пример 3).

В первой строке примера в ^тоП'ном варианте увеличение коснулось только двух звуков на сильных долях, в результате чего тема заняла 4 такта. Аналогичный прием в е-то11'ном ва-

рианте дополнен укрупнением длительностей завершающего мотива, и продолжительность лейттемы стала занимать 5 тактов. Эти варианты являются вступлением к полному проведению песни в увеличении, показывая постепенный рост ее временного масштаба и подготавливая основной 6-тактовый вариант лейттемы (он приведен в Примере 2). В «Танце с красным знаменем» лейттема занимает 8 тактов: композиторы провели в увеличении только один фрагмент — начальный двутакт, другие же мотивы сохранили основной ритм, и лейттема приобрела маршевую квадратность (4+4). Учитывая, что подобное ритмическое увеличение касается только отдельных фрагментов темы, его можно назвать фрагментарным. Оно часто применяется в балете по отношению ко всем лейтмотивам и другим темам.

Пример 2. Лейтмотив Отряда

Танец с красным знаменем

Пример 3

Наряду с лейттемой Отряда, звучащей в балете многократно, обособившийся от нее начальный мелодический оборот (первый двутакт), становится лейтмотивом Отряда. При этом возникает особый прием развития: у лейтмотива появляются новые продолжения, которые непосредственно отражают особенности сценического действия, чутко «реагируя» на происходящие события. Покажем эту особенность на ряде примеров (см. Пример 4).

Вариант лейтмотива во 2-м действии звучит по-женски ласково: трехдольный размер, «игривые» украшения (форшлаг в начале и мордент в окончании), тембр флейты — все это отражает первые наивно-радужные представления Цинхуа об Отряде. Ласковый прием, оказанный ей, позволил главной героине на время забыть о жестокой реальности.

Вариант лейтмотива в 3-м действии звучит в момент первого боевого «набега»: женщины занимают склад с зерном, которое планируют раздать крестьянам. Лейтмотив Отряда сокращается, транспонируется, переходя в активное движение шестнадцатых, которое будет звучать и далее, образуя «волны» подъемов и спадов.

Вариант лейтмотива во второй картине 4-го действия передает размышления Цинхуа: она только что посетила политзанятие, и лейтмотив Отряда, начавшийся активным пунктирным ритмом, продолжает тема политзанятий. Словно отражая внутренний диалог Цинхуа, появляются имитации, которые и далее будут звучать в этой сцене, исчезая лишь в момент появления ремарки: «Цинхуа осознала свои ошибки, перед ней открылся широкий горизонт истины».

Проведение лейтмотива Отряда в девятой картине завершает 4 действие балета. Объявлен срочный сбор для выступления на боевые действия. И лейтмотив, начинаясь пунктирным ритмом, вновь меняет продолжение: его устремление вверх приводит к повторению восходящей кварты, символизирующей в балете активные действия. Такое завершение сцены свидетельствует о том, что участницы красного женского Отряда готовы вступить в сражение, отстаивая свою свободу. В подобном активно-наступательном виде

лейтмотив Отряда будет звучать далее в пятом и шестом действиях.

Лейттема Отряда не только порождает данный лейтмотив, но и выполняет в балете функцию интонационного источника: на ней основан те-матизм причастных к Отряду людей и событий. Это — лейтмотивы Цинхуа, боевых действий и тема танца служанок. Их общность создают начальный квартовый скачок и завершающий оборот, включающий восходящий терцовый ход и опевание тоники (см. Пример 5).

Второе действие

> тШ

Девятая картина 4 действия

гйсгг ггс/177 Сгтг

т

ш

Пример 4

Лейттема Отряда

ш

Лейтмотив Цинхуа

з

131

Танец служанок

щ

щ

Лейтмотив боевых действий

Р 7 1Г_Г

Пример 5

Лейтмотив Цинхуа, словно «собранный» из мотивов лейттемы Отряда, содержит две триоли, нарушающие четкую двухдольность, и это не случайно: главная героиня обладает бунтарским характером, смело нарушает привычный уклад жизни, поэтому вполне закономерно, что подоб-

ные «нарушения» содержит и ее лейтмотив. Меньшие ритмические отличия содержит танец служанок — также будущих участниц Отряда. В лейтмотиве боевых действий сохраняется завершающее опевание, но восходящий квартовый ход устремлен к тонике, что придает теме большую устойчивость.

Четкая двухдольная организация, повторность мотивов создают ясный маршевый облик. Наиболее часто данный лейтмотив звучит в сценах пятого действия, показывающих военные учения — появляется в различной оркестровке, на различной высоте, постепенно достигая победного звучания, подчеркнутого тембрами медных духовых инструментов fortissimo. Этот облик лейтмотив сохраняет и в четвертой картине шестого действия, имеющей название «Красная армия атакует», ясно показывая: участницы Отряда теперь в реальном сражении применяют те боевые навыки, которые они получили во время учебных тренировок.

Из приведенных лейтмотивов наиболее часто звучит характеризующий Цинхуа. Приемы его развития аналогичны лейтмотиву Отряда: транспозиция, смена оркестровки, ритмическое увеличение (обычное и фрагментарное), добавление новых продолжений, точно отражающих душевное состояние героини. Но Цинхуа охарактеризована не только лейтмотивом, ей соответствует и лейттема, все элементы которой близки лейттеме Отряда, характеризуя Цинхуа как его участницу (см. Пример 6).

Руководитель Отряда Чанцин также охарактеризован лейттемой (см. Пример 7).

Пример 6. Лейттема Цинхуа

Лейттема Чанцина

-У- 2 - т -Г'П —И-

Г— -0-L f-^- 0 -0 à

m m U il/g

Лейтмотив Чанцина-бойца Лейтмотив Чанцина-руководителя Отряда

—-- v-

-m ^— rJ.„_, J- —w— * —0 —о-

Пример 7

Данная лейттема имеет необычную ладовую организацию: начинаясь обыгрыванием а-то11'ного квартсекстаккорда, она продолжается в границах пентатоники. Смысл этого проясняется, когда по ладовому принципу лейттема разделяется на два лейтмотива, сосуществующих в ней в единстве. А-то11'ный аккорд становится основой лейтмотива Чанцина-бойца, словно символизируя: борьба с угнетателями — явление не чисто китайское, но общечеловеческое. Особенно ясно эта идея проведена в шестом действии: секвенционно повторяясь, данный лейтмотив подводит к минорной теме «Интернационала», вступающей в момент героической гибели Чан-цина. Второй его лейтмотив, основанный на пентатонике, характеризует Чанцина как лидера, сплотившего женщин в Отряд, чуткого и заботливого руководителя. Способы развития, подобные лейтмотивам Отряда и Цинхуа, позволяют ярко отразить душевное состояние героя и его действия в различных ситуациях.

В балете встречается еще один лейтмотив, предельно краткий, грозно звучащий в низком регистре духовых инструментов в амбитусе тритона, целотонным строением создавая эффект чужеродности. Это — лейтмотив угнетателей. Впервые он появляется в Прологе после тремоло литавр и барабана, согласно традиции пекинской оперы, подготавливающего появление важного персонажа — им становится жестокий помещик Нан Батьян (см. Пример 8).

Пример 8. Лейтмотив угнетателей

Чужеродность данного лейтмотива подтверждается и его присутствием в конфликтных эпизодах. В Прологе данный лейтмотив, исполняемый тромбонами с контрабасами, сталкивается со звучащими у скрипок фрагментами лейтмоти-

ва Цинхуа, подавляя и вытесняя их. Данный конфликт возникнет вновь в 6 действии, но участники меняются ролями: лейтмотив Цинхуа звучит tutti fortissimo, а лейтмотив угнетателей, утратив силу, появляется у фаготов в 4-кратном ритмическом уменьшении на фоне тритона, остинатно повторяемого контрабасами. В процессе данного столкновения лейтмотивов происходит справедливое возмездие: Цинхуа убивает предводителя угнетателей, после чего Отряд расправляется с его приспешниками. Обе сцены (в Прологе и в 6 действии) строятся подобно самому динамичному виду разработки сонатной формы: конфликтующие мотивы сталкиваются на кратких временных отрезках. Подобный конфликтный сонатный прием встречается также во 2-й картине третьего действия: фрагменту лейтмотива боевых действий противостоят восходящие пассажи, свой путь среди которых словно «расчищает» данный лейтмотив.

Возможно, влиянием сонатных принципов развития можно объяснить и тот факт, что в балете звучат не только лейттемы Отряда, Цинхуа, Чан-цина, но и «вычленившиеся» из них лейтмотивы, активно участвующие в интонационном развитии. Производность тематизма (см. Примеры 5, 6) также может иметь сонатно-симфонический источник, тем более, что в балете присутствует идущая от Чайковского симфонизация развития. Такое использование европейской техники неслучайно: композиторы У Цуцян и Ду Минсинь получили образование в Московской консерватории, а Ши Ван-чун и Ван Янчжень являются их учениками. Влияние европейской традиции проявляется и в общем строении лейтмотивной системы: подобно сочинениям русских композиторов, лейтмотивов в балете немного, но, подобно операм Вагнера, лейтмотивы постоянно звучат в моменты появления героев на сцене (или даже когда о них заходит речь).

При этом в балете особым образом проявился коллективизм творчества, не характерный для европейской традиции нового времени. Не только музыка балета при обилии ее авторов отличается единством стиля, но и песня Отряда, созданная значительно ранее для фильма другим композитором (Хуан Чжун), органично вошла в партитуру: стала особым рефреном, породила лейттему и лейтмотив Отряда, а также явилась

тематическим источником других образов. Несмотря на то, что идея песни, звучащая в исполнении хора, связывает балет с военной историей Китая и с событиями Культурной революции, музыка балета, впитавшая особенности общеевропейской традиции, придает ему значительно более широкое — общечеловеческое — значение. Поэтому «Красный женский отряд» уже более 50 лет сохраняет любовь зрителей не только Китая, но и многих других стран, в которых за эти годы он исполнялся.

Литература

1. Чэнь Синьхэн. «Красный женский отряд» — от фильма к балету // Музыкальное образование и наука. 2019. № 2 (11). С. 40-42.

2. Чэнь Синьхэн. Китайские инструменты в балете «Красный женский отряд» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2020. № 1 (55). С. 88-93.

3. Чэнь Синьхэн. Принцип рондальности в балете «Красный женский отряд» // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки: сб. статей Международной научно-практической конференции 26 декабря 2018 г. Уфа: Омега-Сайнс, 2018. Ч. 5. С. 204-206.

4. Ху Синьминь. Классический путь балета «Красный женский отряд» // Коллекция истории партии. 2014. Вып. 10. С. 12-14.

References

1. Chen, S. (2019), "«Red female squad» — from film to ballet", Muzykal'noe obrazovanie i nauka [Music education and science], no. 4, pp. 40-42.

2. Chen, S. (2020), "Chinese instruments in the ballet «the Red women's detachment»", Aktual'nyye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Actual problems of high musical education], no. 1 (55), pp. 88-93.

3. Chen, S. (2018), "The principle of rondality in the ballet «Red Women's Squad»", Problemy i perspektivy razvitiya eksperimental'noy nauki [Problems and prospects for the development of experimental science], Part 5, Omega-Science, Ufa, Russia, pp. 204-206.

4. Hu, S. (2014), "Classic way of the ballet «Red female squad»", Kollekciya istorii partii [Collection of party history], no. 10, pp. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.