Научная статья на тему 'Лейбниц и бах: универсальность мышления в понимании идеи Абсолюта'

Лейбниц и бах: универсальность мышления в понимании идеи Абсолюта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
280
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.В. Лейбниц / И.С. Бах / лютеранство / монадология / Абсолют / общелогический принцип / математические пропорции / мотеты И.С. Баха / музыкальная символика Барокко. / G.V. Leibniz / I.S. Bach / Lutheranism / Monadology / Absolute / General Logical Principle / Mathematical Proportions / J. S. Bach’s Motets / Baroque Musical Symbols.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. А. Митрофанова

В избранном ракурсе темы статьи сопоставлены общие черты в мировоззрении Г.В. Лейбница и И.С. Баха, отразившие философские позиции своего поколения. Их взгляды основываются на теологических суждениях в рамках лютеранского вероисповедания, а также находят пересечение в склонности к точным исчислениям. Автор статьи видит связь между взглядами Г.В. Лейбница и И.С. Баха в воплощении идеи Абсолюта, как основы общелогических принципов и, как следствие, математических пропорций. Статья содержит сведения о литературных источниках мотетов И.С. Баха в аспекте философии Г.В. Лейбница, в качестве доказательства приводятся примеры в виде цитирования текстов хоралов в сопоставлении с тезисами, представленными в философских трудах Г.В. Лейбница. В ходе исследования автор приходит к выводу, что, несмотря на различие сфер деятельности, философские позиции Лейбница и Баха находят точки пересечения в поиске общелогических принципов Вселенной, суть истины которой заключается в законе Абсолюта, понимаемого как единство во множестве и множество в единстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEIBNITS AND BACH: UNIVERSALITY OF THINKING IN UNDERSTANDING THE IDEA OF ABSOLUTE

. In the chosen perspective, the themes of the article compare the common features in the worldview of G.V. Leibniz and I.S. Bach, reflecting the philosophical positions of their generation. Their views are based on theological judgments within the framework of the Lutheran religion, and also find the intersection in the propensity to exact calculus. The author of the article sees the connection between the views of G.V. Leibniz and J.S. Bach in the embodiment of the idea of the Absolute as the basis of general logical principles, as a result, of mathematical proportions. The report contains information about the literary sources of J.S. Bach’s motets in the aspect of G. Leibniz’s philosophy, as proof, examples are given in the form of citing choral texts in comparison with the theses presented in G. Leibniz’s philosophical works. In the course of the study, the author comes to the conclusion that, despite the different spheres of activity, the philosophical positions of Leibniz and Bach find intersection points in the search for general logical principles of the Universe, the essence of which is in the law of the Absolute, understood as unity in plurality and plurality in unity.

Текст научной работы на тему «Лейбниц и бах: универсальность мышления в понимании идеи Абсолюта»

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ

© Митрофанова, А.А.. 2019 УДК 78.01

DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10021

ЛЕЙБНИЦ И БАХ: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОНИМАНИИ ИДЕИ АБСОЛЮТА

А.А. Митрофанова1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск. 630099, Российская Федерация

Аннотация. В избранном ракурсе темы статьи сопоставлены общие черты в мировоззрении Г.В. Лейбница и И.С. Баха, отразившие философские позиции своего поколения. Их взгляды основываются на теологических суждениях в рамках лютеранского вероисповедания, а также находят пересечение в склонности к точным исчислениям. Автор статьи видит связь между взглядами Г.В. Лейбница и И.С. Баха в воплощении идеи Абсолюта, как основы общелогических принципов и, как следствие, математических пропорций. Статья содержит сведения о литературных источниках мотетов И.С. Баха в аспекте философии Г.В. Лейбница, в качестве доказательства приводятся примеры в виде цитирования текстов хоралов в сопоставлении с тезисами, представленными в философских трудах Г.В. Лейбница. В ходе исследования автор приходит к выводу, что, несмотря на различие сфер деятельности, философские позиции Лейбница и Баха находят точки пересечения в поиске общелогических принципов Вселенной, суть истины которой заключается в законе Абсолюта, понимаемого как единство во множестве и множество в единстве.

Ключевые слова: Г.В. Лейбниц, И.С. Бах, лютеранство, монадология, Абсолют, общелогический принцип, математические пропорции, мотеты И.С. Баха, музыкальная символика Барокко. Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Митрофанова, А.А. Лейбниц и Бах: универсальность мышления в понимании идеи Абсолюта. Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 5-13. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10021.

LEIBNITS AND BACH: UNIVERSALITY OF THINKING IN UNDERSTANDING THE IDEA OF ABSOLUTE

A.A. Mitrofanova1

Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Novosibirsk. 630099, Russian Federation

Abstract. In the chosen perspective, the themes of the article compare the common features in the worldview of G.V. Leibniz and I.S. Bach, reflecting the philosophical positions of their generation. Their views are based on theological judgments within the framework of the Lutheran religion, and also find the intersection in the propensity to exact calculus. The author of the article sees the connection between the views of G.V. Leibniz and J.S. Bach in the embodiment of the idea of the Absolute as the basis of general logical principles, as a result, of mathematical proportions. The report contains information about the literary sources of J.S. Bach's motets in the aspect of G. Leibniz's philosophy, as proof, examples are given in the form of citing choral texts in comparison with the theses presented in G. Leibniz's philosophical works. In the course of the study, the author comes to the conclusion

that, despite the different spheres of activity, the philosophical positions of Leibniz and Bach find intersection points in the search for general logical principles of the Universe, the essence of which is in the law of the Absolute, understood as unity in plurality and plurality in unity. Keywords: G.V. Leibniz, I.S. Bach, Lutheranism, Monadology, Absolute, General Logical Principle, Mathematical Proportions, J. S. Bach's Motets, Baroque Musical Symbols. Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interest. For citation: Mitrofanova, A.A. (2019), "Leibnits and Bach: universality of thinking in understanding the idea of Absolute", Journal of Musical Science, no. 4, pp. 5-13. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10021. (in Russ).

Понимание идеи Абсолюта неоднократно рассматривается в философских трактатах Г. В. Лейбница и демонстрирует универсальность подхода к анализу его совершенной природы. Эта идея находит свое воплощение в музыкальном языке, композиционных формах, литературных текстах и их смыслах произведений И.С. Баха. Взгляды двух известнейших представителей Саксонии основываются, с одной стороны, на теологических суждениях в рамках .лютеранского вероисповедания, с другой - они находят пересечение в склонности к точным исчислениям, связанным с математическими пропорциями, комбинаторикой.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) - основатель и первый президент Берлинской академии наук, крупнейшая фигура рубежа ХУП-ХУШ столетий, ученый, открытия которого и в современном мире остаются актуальными. Особенность универсального мышления Г. В. Лейбница проявилась в создании математического анализа дифференциального и интегрального исчисления, а также комбинаторики, которая, по мнению ученого, способна объяснить многие явления разных научных сфер. Лейбницу принадлежит идея использования математической символики в построении логических исчислений. Он считал, что присутствие пропорций, математической логики и математической символики в музы-

кальных, художественных и архитектурных произведениях свидетельствует о проявлении истинного искусства, так как математические истины строятся на общелогических принципах, а общелогические принципы и есть основа всего или Абсолют, который обладает всеми совершенствами и каждое принадлежит ему.

Напомним, что Г.В. Лейбница считают предвестником классической философии, создателем новой философской системы, которая получила название «монадология» (Лейбниц Г., 1982). Среди его философских работ, представляющих для нас интерес с точки зрения синтеза разных научных сфер, отметим: «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Рассуждение о метафизике» (1686), «Монадология» (1714).

Математические, физические и богословские взгляды Лейбница неразрывно связаны и проникают из одной сферы в другую. Несмотря на то что ученый остался в истории в первую очередь как математик и физик, он рассматривал основные научные принципы с точки зрения философии и пытался найти ответы на вопросы о сущности и значимости явлений, изучаемых точными и естественными науками. Подобное взаимодействие наук или их циркуляция становится свидетельством существования пропорций истины, как отражения гармонии Вселенной.

Предпринятый в данной публикации ракурс исследования задействует основы философских представлений протестантизма и соответствующей картины мира, отвечающей во многом гуманистичесюш идеалам христианства. Отсюда берут свое начато истоки формирования схожих взглядов и позиций Баха и Лейбница. Следствием возникновения лютеранства явилось, как известно, перспективное формирование качественно нового европейского менталитета с развитым индивидуаль-ным сознанием, в дальнейшем нашедшее отражение в мировоззрении ученого-фи-лософа и композитора. Радикальные перемены в религиозной жизни на волне развития лютеранского учения оказали существенное влияние на ооциально-пачити-ческие взгляды в последующие столетия, а также явились импульсом в развитии нового пласта культуры, науки и философии.

Формированию философских позиций Г.В. Лейбница и появлению интереса к богословию спогобствовали трактаты М. Лютера, в дальнейшем взгляды философа прибрели экуменический характер. В работах «Теологическая система>> (1686), «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (1710) Г.В. Лейбниц неоднократно выступал за сближение и объединение различных христианских конфессий и налагал теоретическую основу для унии в христианстве. Согласно Г.В. Лейбницу7 единообразие законов природы порождает всеобщую взаимосвязь, закон непрерывности!, принципы всеобщего развития, поскольку существующий мир создан единым Богом и поэтому7 единство и гармония присутствует во всем (1983, с. 215). Также ученый считал, что цаль всех наук одна и та же - познание Вселенной через поиск единства ее проявлений, установление всеобщей взаимосвязи, и что наука существу-

ет для человека, а не человек для науки. В этой связи он пришел к мысли, что отдельному7 человеку должно казаться наилучшим то, что плодотворно для всеобщего.

Открытие первого закона движения изменило представление о движении неодушевленных тел. Планеты, согласно взглядам Г.В. Лейбница, первоначально были приведены в движение рукой Бога. Но когда Бог привал в движение планеты и установил закон тяготения, все пошло самостоятельным образом, без дальнейшей необходимости в божественном вмешательстве. Когда же предположили, что силы, действующие в настоящем времени, возможно, явились причиной возникновения планет, которые выделились под действием этих сил из Солнца, роль божественного воздействия в развитии природы уменьшилась, но не исключалась. Бог мог оставаться творцом, но это мнение подвергалось сомнениям, так как не было известно точно - имел ли мир начало во времени. В этом проявляется объективное отношение Г.В. Лейбница к подобным философским размышлениям, имеющим научные истоки, интерпретация которых значительно шире .лютеранского мировоззрения. Представления о проявлении божественного в системе мироздания Г.В. Лейбница, таким образом, не ограничиваются знаниями, берущими свои истоки только в контексте Ветхого или Нового Завета.

Близкие философские размышления о гармонии, целостности и свободе вали можно наблюдать в идеях, заложенных в музыке И.С. Баха. Как пишет А Швейцер: «Бах был не только набожным, но и образованным в вопросах религии. В его наследстве фигурирует ряд теологических сочинений. Среди них полное собрание сочинений Лютера, проповеди Таулера, '"Истинное христианство" Арндга>> (Швейцер А, 2004, с. 122). Как известно, И. Арндг также

изучал труды средневековых богословов, мистиков Бернарда Клервоскош, Иоганна Тау-лера, Фомы Кемпижкош, анонимную немецкую теологию.

Из этого следует, что сам PLC. Бах также во многом опирался на средневековую теологию, произюдную греческого эдгровоспри-ятия, для которой свойственно понимание Бога Ветхого Завета - как Бога силы, Бога Нового Завета - Бога любви. По представлениям теологов XIV в. пргггягатальная сила Бога заключается в его ингаллешуальшхгш: его существование разрешает некоторые загадки, которые иначе создали бы спорные вопросы в понимашп! Вселенной. Такой взгляд определяет Бога не в качестве культа, но как наиболее совершенное Существо. По словам Г.В. Лейбница, это Существо - Абсолют, является субъектом всех совершенств, а совершенство определяется как «простое качество, которое положшельш и абсолютно выражает без всяких ограничений все, что выражает>> (Рассел Б., 1994, с. 92).

Монада, в учении Г.В. Лейбница, становится не просто едишщей или субстанцией, а «неделимым, первым с\лцеством, имеющим определение как Божество или Абсолют>> (Лейбшщ Г., 1982, с. 6). Монадология - произведение, написанное на французском языке в форме тезисов, излагает основы его филосюфской системы. Центральное место в «Монадолопш» занимает учение о монадах, бестелесных истинных атомах природы. Монадам приписываются отрицательные свойства, такие как неделимость, неушитсжшостъ, нематериальность, неповторимость (поскольку не существует двух одинаковых монад) (Лейбшщ Г., 1982, § 4-9) и паложительные сюйства - самодостаточность, саморазвггше, психическая активность, состоящая в «восприятии (perception) и стремления (арреШоп)>> (Лейбшщ Г., 1982, § 10-19). Учение о бессознательных воспри-

ятиях, «малых перцепциях» используется в «Монадологии» для обоснования непрерывности психической жизни и всеобщей взатшосвязи происходящих в мире процессов. В силу этой взатшосвязи любая из монад воспримет все и таким образом станет «постоянным живым зеркалом Вселенной» (Лейбшщ Г., 1982, § 56). Взаимная согласованность вошриятий различных монад оправдывается в «Монадолопш» теорией предустановленной гармонии (Лейбшщ Г., 1982, § 56-62), которая также используется для объяснения психос^изшеского вза-тюдействия, обоснования гармонии души и тела, причин конечных и причин действующее (Лейбшщ Г., 1982, § 63-81).

Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, становится единством во множестве и множеством в единстве, считал Г.В. Лейбшщ. По его мнению, суть истины содершгтся в числе, в котором это множество объединяется и становится началом всякой меры. Лейбшщ разделял мнение пифагорейцев о том, что число является принципом звуковой гармонии, определяющейся математическими законами. И этот принцип, как известно, проверялся Пифагором опытом интервальных ахлношешш на монохорде. В результате последователи Пифагора пришли к вывод}" звуковая гармония -это частный случай всеобщей гармонии, имеющий музыкальное выражение.

На эти принципы опирался И.С. Бах. В шструмешальной музыке один ш наиболее ярких примеров - сбфшж «Искусство фуги». Мумкальный мотив, выступающей в роли темы каждого из контрапунктов сборника отражает мысль о принципе мировой гаршнии, - тема является зерном или той самой шнадой, из копрой прорастают самые разнообразные пошфшнеские, ритшиеские и мелодические структуры, демонстрируя единство во множестве и множество в единстве.

Стоит обратить внимание на структуры, которые Г.В. Лейбниц называл необходимыми элементами цикличности и бесконечности движения, неизменно повторяющего круг развития. Философ придавал щшличности как бесконечному процессу большое значение и соотносил его с наблюдениями небесных явлений, оказывающих воздействие на все важнейшие изменения земной жизни, наступление которых также сопряжено с математически точной повторяемостью в определенные периоды (Лейбниц Г., 1983, с. 311).

В вокально-хоровых сочинениях композитора эти философские идеи претворены особенно наглядно, в частности, в оформлении тем хоралов. Следуя традициям не только барочной музыки, но и гораздо более ранним временам, когда только складывался словарь музыкально-риторических фи-

im

■Л^н*

iyp, комиозгггоры использовали риторические фигуры, как алементы музыкального языка, с помощью которых подчеркивалось смысловое значение литературных текстов, что способствовало ясному выражению определенного аффекта. Flgurenlehre - учение о музыкально-р1ггор1иеских фигурах явилось одним из общепринятых рациональных методов композищш или каноном в духовной музыке. Интересным представляется использование И.С. Бахом наиболее распрослраиешюй фигуры cirailatio, которая появляется в его мотетах совместно со словом Geist Дух. Присутствие движения, выраженного постояистюм шестнадцатых длительностей, их секвен-щюнными повторами, способствует формированию самостоятельной смысловой единицы, определяющей данный аффект (пример 1,2).

Пример 1. Мотет «Der Geist hilft»

Der

Geist

i

hilft

un - ser

ш

f-

Der

Geist

hilft,

pt

der

-1-r

Geist hilft —-#—

1-

un - ser

w

Der

m

Geist

Я:-

hilft,

der

Geist hilft

un - ser

s

Der Geist

hilft.

der Geist hilft un • ser Пример 2. Мотет «Jesu, meine Freude>>

6. Ihr aber seid nicht fleischlich 210

fr4 —

r1 — -4-1-r—г—k-—4—4-

i * — -И к к кл ■ — Ihr а • ber seid nicht fleisch -

hrr7"l;i;i J -Р-Н Ihr a-berseid nicht fleisch УЧИ p p v / - lich,son-dern geist - • ■ • • •

Неизвестно, в какой мере И.С. Бах придавал значение расчету момента кульминации и точки золотого сечения при создании своих произведений или же использованию определенного количества тактов, количества тональностей. Важно отметить, что присутствие этого расчета, знаковых чисел в его музыке, выступающих в значении символа (Троицы, количества апостолов, количества дней создания мира и др.) или исходной единицы общего целого (в значении Г.В. Лейбница - монады), является продолжением учения о пропорциях и универсальном законе общего порядка.

Литературные тексты хоралов, используемые и переработанные И.С. Бахом, - это отражение философских и теологических взглядов композитора. Они наполнены размышлениями о Боге и его силе, о жизни и смерти, прегрешениях и покаянии, любви и всепрощении. Комбинация разных .литературных источников способствует возникновению внутреннего диалога, наполненного предельной сдержанностью, отказом от земных благ в стремлении достичь нравственного или религиозного идеала, и размышлениями об общечеловеческих ценностях.

Литературные тексты, используемые Бахом, имеют различное происхождение: это и библейские цитаты, и традиционные для лютеранской общины церковные песни-хоралы и авторская свободная поэзия. Перед многими исследователями, интересующимися литературным содержанием вокально-хоровых произведений И.С. Баха, неоднократно возникал вопрос об авторстве текстов, гипотезы о принадлежности их самому композитору (М.А. Салонов (2009), К. Хофман

(2003), Д.Р. Меламед (1988), А. Швейцер (2004)). Это позволяет взглянуть иначе на процесс создания сочинения, осмыслить, как в результате комбинаций литературных источников проявляется личное философское рассуждение композитора, отражающее его понимание картины мира. Литературные тексты и их музыкальное оформление, наполненное символами, расчетами и пропорциями, также имеют черты метафизического проявления, т. е. видения всеобщей взаимосвязи с позиции Истинного Первоначала (Дугин А., 1990) или Абсолюта.

Одно из понятий, которое вводилось в науку во времена Г.В. Лейбница и И.С. Баха, - понятие силы. Учеными того времени было установлено, что существующее взаимодействия тел в материальном мире могут быть зафиксированы определенными функциями, где в качестве переменных могли бы выступать различные силы, которые действуют в мире повсеместно и являются связью для всех тел и явлений. Лейбниц считал, что кроме сил в мире больше ничего не существует, и если человек может стать свидетелем какого-либо наблюдения, это значит .лишь то, что он испытывает на себе влияние любой из сил. Кроме ощущения предметов и их сопротивления, человек сталкивается с ощущением присутствия духовных сил (Лейбниц Г., 2017, с. 17).

Во многих хоралах Баха затрагиваются вопросы нравственности, силы воли. Так, в нескольких хоралах мотета BWV 227 «Jesu, meine Freude» представлены размышления композитора о законе духа, освобождающего чаловечество от греха, а также о помощи благодати через прекращение пре-

одолеваемого сопротивления ей. В своих произведениях И.С. Бах осознанно транслировал идею силы духа, силы воли, борьбы с порочностью чаловека. В качестве примера приведем цитату фрагмента текста мотета BWV 227 «Jesu, meine Freude»:

4. Ибо закон Духа,

Дающий жизнь во Христе Иисусе,

Освобождает меня от закона греха

И смерти.

5. Прочь, древний змий,

Прочь пасть смерти.

Прочь страх!

Беснуйся мир и скачи,

А я стою здесь и пою спокойно.

Божья сила держит меня в безопасности;

Земля и бездна умолкнут...

(пер. наш. - AM.)

По мнению Лейбница, сила духа, прежде всего, заключает в себе стремление к гармонии души и тала. В книге «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе че-ловека и начале зла>>, ученый писал: «Когда я сделал новые открытия о природе активной силы и о законах движения, то я показал, что они не подчинены абсолютно геометрической необходимости, а также не подчинены и совершенному произволу, но зависят от сообразности... Я показал также, что именно эта гармония производит связь как будущего с прошедшим, так и настоящего с отсутствующим. И эта связь обнаруживается в единении души с телом» (Лейбниц Г., 2017, с. 13).

Там же Лейбниц описывает идею признания силы и всемогущества Бога, управляемого совершеннейшей мудростью: «Говорят, если будущее необходимо, то произойдет то, что должно

произойти, как бы я ни поступал. Но будущее, необходимо потому, что Божество, управляющее всем универсумом, все предвидит и предопределяет... Наш Господь внушает мысли более возвышенные и даже учит нас находить средство быть довольными, уверяя нас, что Бог, всеблагий и всемудрый, заботится обо всех так, что не пренебрегает и единым волосом на нашей голове; а потому наше успокоение в нем должно быть полным: если бы мы были в состо-янии понять это, тогда мы увидели бы, что ничего лучшего мы не могли бы для себя пожелать, как только того, что дала-ет для нас Бог» (Лейбниц Г., 2017, с. 10).

Эти рассуждения очень близки позиции И.С. Баха. Одним из доказательств тому служит пример текста из мотета BWV 226 «Der Geist hilft miser Schwachheit auf»:

Дух помогает нашей слабости, Потому что мы не знаем, О чем мы должны молиться, Как поступить достойно; Но сам Дух представляет лучше нас и просит с невыразимым вздохом (пер. наш. - A.M.)

Помимо стремления к благодати, через принятие Бога и доверие к нему, Лейбниц пишет о божественном проявлении через искусство и придает большое значение музыке в формировании всеобщей гармонии: «Порядок, соразмерность, гармония восхищают нас, живопись и музыка служат их выражением: но Бог есть всецело порядок, он всегда сохраняет правильность соотношений и производит всеобщую гармонию: все прекрасное есть излияние Его лучей» (Лейбниц Г., 2017, с. 7). Принципы по-

рядка, гармонии и соотношении мы можем встретить в любом из хоралов И.С. Баха, величие средств его композиционного языка в этих произведениях полностью соответствует величию и красоте замысла.

В ряде исследований, определенных нумерологическими и эзотерическими подходами к анализу музыки И.С. Баха, выдвигаются предположения о значении математики при создании композитором своих произведений. Мы находим связь между идеями Лейбница и музыкой Баха, прежде всего, не в специальном осуществлешш идей математических пропорций и гармонии, как первоосновы, а в высокохудожественном воплощении их гением композитора1.

В результате мы приходим к выводу, что, несмотря на различие сфер деятельности, философские позиции Лейбница и Баха имеют общие черты. Универсальность их мышления заключила в себе познание Вселенной через рациональное начало, выраженное в научном подходе, который отразился в поиске математических пропорций, структурных и интервальных сочетаний в звуковом пространстве. Их представление о картине мира оставалось открытым, оно качественно изменялось вместе с творческим и научным опытом. При этом они оставались верны убеждению, что мир

сотворен по замыслу высшей сущности, которая трансцендентна и недоступна опытному познанию.

Находясь в русле единых идей, Г.В. Лейбниц и И.С. Бах имели адресатами разную аудиторию. Аудиторией Лейбница была, прежде всего, интеллектуальная элита научного сообщества, и это отражалось в более сложных и всеобъемлющих рассуждениях. Творчество PLC. Баха предназначалось для людей, приходящих в храм за пониманием, принятием и разрешением насущных тревог. При этом достоинством произведений Баха явилось то, что они способствовали эмоциональному отклику на передовые философские идеи своего времени. Бах, посредством музыкального языка, сделал их понятным! и убедительными для простых верующих.

В заключение процитируем определение, принадлежащее Г.В. Лейбницу: «Музыка есть потаенное арифметическое упражнение души, счисляющей-неведомо для себя самой>> (Коростелев В., 2013, с. 33). Оно отражает суть творческого подхода И.С. Баха - сочетание элементов сознатального рационального начала, подразумевающего математические пропорции в качестве средства для познания истины, и одухотворенного представления о принципах устройства мироздания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Одним из первых исследователей музыки Баха, считающим математику основополагающим элементом в произведениях композитора, был Лоренц Кристоф Мицлер (1711-1778) (в журнале «Музыкальная библиотека» он публиковал статьи с рассмотрением этого вопроса). Из современных исследований, затрагивающих вопросы взаимодействия символики

и математики, назовем статьи Клауса Хо-фмана «Старый стиль в церковной музыке Баха. О хоральной адаптации BWV 28/2» (1985), В.Б. Носиной «Символика музыки И.С. Баха» (1997), Уве Вольфа «И.С. Бах и саксонский мотет» (2000), И.В. Розанова «Равномерная и "хорошая" темперации. К вопросу об изучении истории темперации» (2010) (Коростелев В., 2013, с. 33).

ЛИТЕРАТУРА

Дугин А.Г. Пути Абсолюта. М., 1990.

Коростелев В. Между JI. Мицлером и И. Маттезоном: (Творческий процесс И.С. Баха и «музыкальная математика») // Юж.-Рос. муз. альм. 2013. N° 1. С. 27-35.

Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т. 1. Метафизика. Монадология. М.: Мысль, 1982. 636 с. (Философ, наследие).

Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т. 2. Новые опыты о человеческом разумении. М.: Мысль, 1983. 686 с. (Философ наследие).

Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. М.: Либроком, 2017. 554 с.

Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 2 / Подгот. текста В.В. Цатащева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. 400 с.

Салонов М.А. Шедевры Баха по-русски. Страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. М.: Классика-ХХ1, 2009. 287 с.

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-ХХ1, 2004. 816 с.

Hofmann К. Johann Sebastian Bach Die Motetten.Barenreiter, 2003. 263 p.

Melamed D.R. The Authorsliip of the Motet "Ich lasse dich nicht" (BWV Anh. 159) // American Musicological Society and University of California Press are collaborating with JSTOR to digitize, preserve and extend access to Journal of the American Musicological Society. Vol. 41, No. 3 (Autumn, 1988), P. 491-526.

REFERENCES

Dugin, AG. (1990), Puti Absolyuta [Ways of the Absolute], Moscow, (in Russ).

Hofmann, K. (2003), Johann Sebastian Bach Die Motetten. Bärenreiter, (in Germ).

Korostelev, V. (2013) "Between L Miller and L Matteson: Creative process of J. S. Bach and «musical math»". South-Russian musical anthology, no. 1, pp. 27-35. (in Russ).

Leibnits, G.V. (1982), Sochineniya: V 4 t. T. 1. Metafizika. Moiiadologiya. [Works, in 4 vol. Vol. 1. Metaphysics. Monadologv], Moscow, (in Russ).

Leibnits, G.V. (1983), Soclmemya: V 4 t. T. 2. Novys opyt}ro cheloveeheskom lazumeiiii [Works, in 4 vol. Vol. 2. New7 experiments on the human mind], Moscow, (in Russ).

Leibnits, G.V. (2017), Opyfy teoditsei

0 blagosü Bozliiei, svobode cheloveka

1 nacliale zla [Experiences of theodicy on the goodness of God the freedom of man and the beginning of evil], Moscow, (in Russ).

Melamed, D. R. (1988), The Authorship of the Motet «Ich lasse dich nicht» (BWY Anh. 159). American Musicological Society and University of California Press are collaborating with JSTOR to digitize, preserve and extend access to Journal of the American Musicological Society, vol. 41, no. 3, pp. 491-526. (in Eng').

Rassel, R (1994), Istoiiya zapadnoi filosofii: V 21. T. 2 [History of Western philosophy in 2 vol. Vol. 2], Novosibirsk, (in Russ).

Saponov, MA (2009), Shedeviy Baklia po-ivsskL Stiasti, oiatoiii, messy, motety, kaiitatv, muzykal'nye dramy [Bach's masterpieces in Russian. Passions, oratorios, masses, motets, cantatas, musical dramas], Moscow, (in Russ).

Shveitser, A. (2004), logaim Sebast'yan Bakli [Johann Sebastian Bach], Moscow, (in Russ).

Сведения об авторе

Митрофанова Александра Андреевна, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент А.П. Недоспасова) E-mail: sashmit@mail.ru

Author information

Mitrofanova Alexandra Andreevna, postgraduate student of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire (supervisor - Cand. Sc. (Art Criticism), the associate professor A.P. Nedospasova) E-mail: sashmit@mail.ru

Поступила в редакцию 22.05.2019 Received 22.05.2019

После доработки 24.10.2019 Revised 24.10.2019

Принята к публикации 05.11.2019 Accepted for publication 05.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.