СООБЩЕНИЯ
М.А. Андреев
ЛЕВЫЕ ЭСЕРЫ В НАРКОМПРОСЕ РСФСР (1917-1918 гг.)
В статье рассматривается участие представителей партии левых социалистов-революционеров на начальном этапе формирования Народного комиссариата по просвещению РСФСР, а точнее - в захвате Министерства народного просвещения, в организации первых отделов ведомства и подборе его кадрового состава. В результате проведенного исследования было установлено, что целый ряд левых эсеров занимал важные посты в Наркомпросе в этот период и занимались как раз социалистическим строительством, а не вредительской деятельностью, как это представлено в советской историографии.
Ключевые слова: левые социалисты-революционеры, Наркомпрос, большевики, культурное строительство, народное образование.
Начало строительства Советского государства и сопутствующие ему межпартийные отношения - одни из наиболее важных и интересных сюжетов отечественной историографии. В советский период вышло немало работ о небольшевистских партиях, в том числе и Партии левых социалистов-революционеров (ПЛСР)1. Однако влияние коммунистической идеологии исключало объективное изучение их истории. В качестве методологической базы историки использовали высказывания и оценки В.И. Ленина2, возведенные в ранг догматических истин. В качестве объекта выступала не история этих партий как таковых, а история борьбы большевиков с ними, история, как сформулировал К.В. Гусев, «эволюции и банкротства мелкобуржуазного социализма»3.
В результате о деятельности ПЛСР по формированию советского госаппарата многие десятилетия практически ничего не было известно. В монографиях появлялись те или иные фамилии пред-
© Андреев М.А., 2009
ставителей ПЛСР, получивших высокие посты, но их позитивную деятельность авторы предпочитали замалчивать, в большинстве случаев указывая лишь на их стремление проводить собственную, не отвечающую целям большевиков политику4. И только в постсоветское время историки получили возможность беспристрастно исследовать вклад ПЛСР в создание нового госаппарата, происходившее лишь благодаря совместной работе большевиков и левых эсеров в первые месяцы после Октябрьского переворота5.
Точкой отсчета сотрудничества большевиков и левых эсеров в строительстве советского госаппарата принято считать постановление ВЦИК «Об изменении состава Совета Народных Комиссаров» от 17 ноября 1918 г., согласно которому во все коллегии при СНК левые эсеры могли вводить своих представителей6. Не стал исключением и Наркомпрос РСФСР, весь штат которого составляли лишь нарком просвещения А.В. Луначарский и несколько его коллег по партийной и просветительской работе7. На работу наркомата негативно повлиял отказ от сотрудничества с новыми властями большинства деятелей искусств Петрограда8 и, что даже более важно, чиновников Министерства народного просвещения. А в свете вышедшего 15 ноября 1917 г. постановления СНК о переезде народных комиссариатов в здания министерств9 перспектива у наркома просвещения и его коллег была просто удручающая: нужно было любой ценой захватить здание Министерства народного просвещения и организовать работу его аппарата, не зная даже, с чем им предстоит столкнуться.
В этой ситуации ключевую роль сыграл левый эсер В.В. Бакры-лов. Как вспоминает Луначарский, рекомендацию для работы в Наркомпросе ему дал большевик Д.И. Лещенко, друг Луначарского10. Однако сам Бакрылов в анкете указал, что рекомендовал его непосредственно Луначарский11. Только благодаря его стараниям и настойчивости был разрешен конфликт с чиновниками министерства, отказавшимися даже общаться с большевиками. И только после этого руководство Наркомпроса во главе с Луначарским смогло, не применяя вооруженную силу, «захватить» здание Министерства народного просвещения и привлечь к сотрудничеству большую часть низших служащих и небольшую группу руководителей среднего звена12. При этом вся заслуга «захвата» в советской историографии была приписана Луначар-скому13, а о Бакрылове сохранилось лишь короткое упоминание в воспоминаниях того же наркома14.
В середине ноября Бакрылов был назначен правительственным комиссаром по организационному отделу15. Он непосредственно участвовал в формировании канцелярии, редакционно-издатель-
ского, финансового и организационного отделов16. Кроме того, в ноябре-декабре 1917 г. он занимался решением большинства кадровых вопросов ведомства и еще несколькими важными поручениями Государственной комиссии по просвещению РСФСР17. Но в начале 1918 г. все сведения о нем и его работе внезапно обрываются: последний раз он участвовал в заседании Госкомиссии по просвещению 29 декабря18.
Благодаря давлению со стороны ПЛСР в состав Наркомпроса, причем сразу на высокие посты, были введены еще несколько левых эсеров. Так, 9 декабря заместителем наркома был утвержден Г.Д. Закс19, а вслед за этим в состав наркомата вошли сразу четыре левых эсера - А.П. Барышников, А.П. Кудрявцев, Д.Ю. Элькина и Терентьев20. Почти все они получили должности не ниже заместителя заведующего отделом, что позволило им участвовать в заседаниях Госкомиссии по просвещению с правом решающего голоса: Кудрявцев был назначен правительственным комиссаром по библиотечному отделу, Элькина - первоначально заместителем заведующего внешкольным отделом, а с апреля 1918 г. - временно заведующим инструкторским отделом, Барышников - заместителем заведующего отделом низшей школы21. Позже еще один представитель ПЛСР, С.В. Азанчевская, была назначена на должность заместителя заведующего финансовым отделом, а в марте ее утвердили сразу на двух должностях - заведующего организационным отделом и заведующего пенсионной кассой учителей22.
12 декабря главой Народного комиссариата имуществ Российской республики, в компетенцию которого входила смежная с Нар-компросом функция - заведование театрами, музеями, историческими дворцами, парками и т. п., - был назначен левый эсер В.А. Карелин23. Уже 16 декабря он вместе с Луначарским подписал постановление, в котором определялось совместное управление всеми смежными учреждениями24, что в дальнейшем и предопределило судьбу это небольшого по штату, но очень разностороннего по своей компетенции ведомства: Наркомпрос в конце лета 1918 г. просто поглотил его, сформировав в рамках своего разросшегося аппарата еще один отдел - имуществ Республики25.
В период формирования Наркомпроса представители ПЛСР занимались по преимуществу административной работой. Им чаще поручалась организация ключевых отделов, подбор новых сотрудников и помещений, что стало особенно актуальным в марте 1918 г., когда Наркомпрос переехал в Москву26. При этом часть опытных сотрудников осталась в Петрограде27, тем самым еще больше осложнив процесс формирования ведомственного аппарата в Москве, но и выявив блестящие организационные способности
сотрудников Наркомпроса из числа левых эсеров (например, Эль-киной и Азанчевской)28.
Образовательный уровень представителей ПЛСР, входивших в руководящий состав Наркомпроса, не уступал большевикам. Так, Элькина, Закс и Полянский имели высшее образование, Бакры-лов - среднее29. При сопоставлении с общими данными по руководящему составу Наркомпроса за период с начала его деятельности вплоть до осени 1918 г., приведенными в таблице М.Б. Кейрим-Маркус, обнаруживается схожая картина: из 37 человек, ответивших на вопрос об образовании, 22 имели высшее, 4 - незаконченное высшее, 10 - среднее30. Что же касается практического опыта работы в органах государственной власти, то и у большевиков, и у левых эсеров он был минимален31.
В отношениях между представителями двух партий в рамках Наркомпроса с самого начала совместной деятельности проявилось их неравное положение. Левые эсеры были лишь допущены большевиками к управлению ведомством, но они не могли определять основные направления деятельности и ближайшие задачи Наркомпроса. Большевики постоянно оказывали давление на своих коллег, старались продвигать свои решения общим числом голосов на заседаниях Госкомиссии по просвещению, обвиняя левых эсеров в затягивании решения вопросов. Это служило поводом для неоднократной (17 и 31 марта 1918 г.) постановки левыми эсерами вопроса о предоставлении им права решающего голоса на заседаниях Госкомиссии по просвещению, обсуждение которого все же привело к предоставлению им этого права32. Раздавались и обвинения в «шпионаже» в пользу собственной партии и «пособничестве саботажникам». Так, предоставление заместителю наркома просвещения Заксу права присутствовать во время приемов наркомом различных делегаций и гостей было воспринято некоторыми сотрудниками Наркомпроса именно как открытый шпионаж в пользу ПЛСР33.
На деле же, перевалив на плечи левых эсеров чисто административную работу, большевики-сотрудники Наркомпроса смогли сконцентрироваться на решении более важной, с их точки зрения, задачи - проведении комплексной реформы народного образования. Так, Декретная комиссия Наркомпроса, отвечавшая за разработку законопроектов в области народного просвещения, была разделена на три секции: а) административную и текущих дел; б) по подготовке реформ; в) по финансовым вопросам. Левые эсеры участвовали лишь в заседаниях первой и третьей, а секцию подготовки реформ большевики сохранили полностью в своих руках34.
В результате этого планомерного давления со стороны большевиков, ограничения инициативы, а также в знак протеста против ратификации на IV Чрезвычайном всероссийском съезде Советов мирного договора с Германией наиболее значимые представители ПЛСР в Наркомпросе и Наркомате имуществ ушли со своих постов. Так, Карелин вышел из состава правительства вслед за ратификацией, а Закс ушел со своего поста заместителя наркома просвещения в апреле, перейдя на работу в ВЧК35. Но остались в наркомате и вплоть до начала лета продолжали работать левые эсеры Барышников, Элькина, Азанчевская и Кудрявцев, постоянно участвуя в заседаниях Госкомиссии по просвещению36. В связи с отъездом Кудрявцева в Петроград и длительным отпуском по болезни Барышникова 3 июня на ее заседании было принято решение делегировать на их места в Госкомиссии по просвещению бывшего председателя Херсонского совета И.И. Гливенко, вошедшего также в коллегию отдела единой школы, Н.А. Полянского, занявшего пост заместителя заведующего того же отдела, и Д.А. Маге-ровского37. Таким образом, хотя и ненадолго, но было восстановлено представительство ПЛСР в Госкомиссии по просвещению.
Спустя месяц убийство графа В. Мирбаха радикально изменило политическую обстановку, обострило взаимоотношения некогда союзнических партий38. Большевики, обвинив ПЛСР в предательстве интересов народа и попытке развязать войну39, начали открытую борьбу с ними, приступили к вытеснению левых эсеров из госаппарата. Многие из левых эсеров, желавших сохранить свою должность, стали выходить из ПЛСР, пополняя многочисленные ряды беспартийных сотрудников. Так поступили два сотрудника кинематографического отдела - заведующий технической частью В.В. Петров и заведующий отделом съемки и фотобюро Н.П. Тихонов: прежде они состояли в ПЛСР, но в своих анкетах уже относили себя к категории беспартийных40. Другие шли еще дальше: спешили вступить в партию большевиков41.
Так завершилась история участия представителей ПЛСР в формировании Наркомпроса РСФСР.
Примечания
1 Астрахан Х.М. Большевики и их противники в 1917 г. Л., 1973; Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970; Гусев К.В., ЕрицянХ.А. От соглашательства к контрреволюции: Очерки истории политического банкротства и гибели партии социалистов-революционеров. М., 1968; Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне в России: 1917-1920 гг. М., 1967; и др.
7
2 Если еще в начале 1918 г. В.И. Ленин говорил о прочности союза с левыми эсерами, то уже в марте-апреле стал обвинять ПЛСР в мелкобуржуазных колебаниях, а после «мятежа» уже открыто - в пособничестве буржуазии и контрреволюции, «безголовости и бесхарактерности» ее руководства, а также настаивать на «беспощадной расправе с предателями» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 264; Т. 36. С. 244, 518-519, 526; Т. 37. С. 36).
3 Гусев К.В. Партия эсеров: От мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции. М., 1975. С. 5.
4 Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства, 1917-1918 гг. М., 1987. С. 178-179; Ирошников М.П. Создание советского центрального государственного аппарата: Совет Народных Комиссаров и народные комиссариаты, октябрь 1917 г. - январь 1918 г. Л., 1967. С. 59-61, 261-262, 269-270.
5 См., напр.: Морозов Б.М. Формирование органов центрального управления Советской России в 1917-1918 гг.: на примере Народного комиссариата путей сообщения. М., 1995.
6 Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 102-103. Ирошников М.П. Указ. соч. С. 227.
8 Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932 гг. М., 1998. С. 27.
9 ГА РФ. Ф. 130. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
10 Луначарский А.В. Как мы заняли Министерство народного просвещения // Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М., 1968. С. 181.
11 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 36. Д. 193. Л. 126.
12 Луначарский А.В. Указ. соч. С. 182-183.
13 Ирошников М.П. Указ. соч. С. 227; Кейрим-Маркус М.Б. Государственное руководство культурой: Строительство Наркомпроса, ноябрь 1917 г. - середина 1918 г. М., 1980. С. 22-23; Кернаценская Т.М. Из истории образования Наркомпроса РСФСР в октябре 1917 г. - августе 1918 г. // Труды МГИАИ. Т. 19. М., 1965. С. 101-102; и др.
14 Луначарский А.В. Указ. соч. С. 181-182.
15 РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2728. Л. 4.
16 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 10. Л. 3, 3об., 4, 11.
17 Там же. Л. 6, 7, 9об., 11, 19.
18 Там же. Л. 35.
19 ГА РФ. Ф. 130. Оп. 1. Д. 1. Л. 34.
20 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 10. Л. 36.
21 Там же. Оп. 65. Д. 24. Л. 2; Оп. 1. Д. 35. Л. 31.
22 Там же. Оп. 2. Д. 10. Л. 40, 157.
23 Декреты Советской власти. Т. 1. С. 215.
24 Из истории строительства советской культуры, 1917-1918 гг.: Документы и воспоминания. М., 1964. С. 53-54.
25 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 114. Л. 3.
26 Декреты Советской власти. Т. 1. С. 578.
27 Литературное наследство. Т. 80. М., 1971. С. 59-60.
28 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 10. Л. 42-52.
29 Там же. Оп. 36. Д. 193. Л. 124; Оп. 54. Д. 432. Л. 3; Оп. 65. Д. 24. Л. 1; Красовиц-кая Т.Ю. Российское образование между реформаторством и революционариз-мом, февраль 1917-1920 гг. М., 2002. С. 107-108.
30 Кейрим-Маркус М.Б. Указ. соч. С. 180-181.
31 Там же. С. 171-174.
32 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 10. Л. 52; Оп. 1. Д. 35. Л. 14.
33 Там же. Оп. 2. Д. 10. Л. 34; Полянский В. Как начал работать Наркомат просвещения // Пролетарская революция. 1926. № 1-2. С. 51.
34 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 10. Л. 38.
35 Из истории строительства советской культуры, 1917-1918 гг. С. 54; Левые эсеры и ВЧК: Сборник документов. Казань, 1996. С. 58.
36 ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 35. Л. 2, 14, 30, 34, 41, 47, 87, 93, 99, 110, 117, 128, 140, 143, 152, 158, 164, 169, 175, 180, 187.
37 Там же. Л. 187об.; Оп. 36. Д. 16. Л. 17.
38 Левые эсеры и ВЧК. С. 9-28.
39 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 518-519.
40 ГА РФ. Ф. Р-3524. Оп. 1. Д. 30. Л. 100, 134.
41 Кейрим-Маркус М.Б. Указ. соч. С. 185.