Научная статья на тему 'ЛЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ И ПРОПАГАНДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ'

ЛЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ И ПРОПАГАНДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
480
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / ПРОПАГАНДА / ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕДИАКОНСТРУКТЫ / ЛЕВАЯ ПОВЕСТКА / ФЕМИНИЗМ / ПОЛИТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / РАВНОПРАВИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чулков Дмитрий Игоревич

Исследование направлено на определение инструментального потенциала левой политической повестки как технологии манипуляционно-коммуникационного воздействия в современной публичной политике. Автор приходит к выводу, что левые движения в странах Западной Европы и Северной Америки часто имеют политические интересы, и некоторые политические акторы используют их в своих интересах для изменения медийного, социального, политического и экономического ландшафтов. Медиаконструкты левой политической повестки применяются в целях снижения уровня разнообразия и сложности объекта управления, формирования содержания публичной политики, конструирования окружающего мира граждан, включая электоральные процедуры и восприятие демократии. Все большее значение в борьбе с манипуляцией и пропагандой приобретают образование и навыки критического мышления. Автор обосновывает текущее направление информационно-коммуникационного воздействия, осуществляемого в западных странах, ценностями политических элит. Методологической базой работы послужили работы С. В. Володенкова, Ж. Эллюля и Дж. Ритцера, а также другие труды ведущих зарубежных и российских учёных. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как научное наблюдение, системный анализ, сравнение, абстрагирование и исторический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEFT-WING POLITICAL AGENDA AS A TOOL OF MANIPULATION AND PROPAGANDA IN MODERN PUBLIC POLICY

The study is aimed at determining the instrumental potential of the left political agenda as a technology of manipulation and communication influence in modern public politics. The author comes to the conclusion that leftist movements in Western Europe and North America often have political interests, and some political actors use them to their advantage to change the media, social, political and economic landscape. The media constructs of the left political agenda are used to reduce the level of diversity and complexity of the object of management, to form the content of public policy, to construct the surrounding world of citizens, including electoral procedures and the perception of democracy. Education and critical thinking skills are becoming increasingly important in the fight against manipulation and propaganda. The author substantiates the current direction of the information and communication impact carried out in Western countries by the values of political elites. The methodological basis of the work was the work of S.V. Volodenkov, J. Ellul and J. Ritzer, as well as other works of leading foreign and Russian scientists. In the course of the study, general scientific methods were used, such as scientific observation, system analysis, comparison, abstraction and the historical method.

Текст научной работы на тему «ЛЕВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ И ПРОПАГАНДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ»

Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 3 (72). С. 97-102.

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2022. Vol. 3 (72). P. 97-102.

Научная статья

УДК 316.334.3

doi: 10.54398/1818510Х_2022_3_97

Левая политическая повестка как инструмент манипуляции и пропаганды

в современной публичной политике

Чулков Дмитрий Игоревич

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

chulkovdi@my.msu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7855-5351

Аннотация. Исследование направлено на определение инструментального потенциала левой политической повестки как технологии манипуляционно-коммуникационного воздействия в современной публичной политике. Автор приходит к выводу, что левые движения в странах Западной Европы и Северной Америки часто имеют политические интересы, и некоторые политические акторы используют их в своих интересах для изменения медийного, социального, политического и экономического ландшафтов. Медиакон-структы левой политической повестки применяются в ирлях снижения уровня разнообразия и сложности объекта управления, формирования содержания публичной политики, конструирования окружающего мира граждан, включая электоральные процедуры и восприятие демократии. Все большее значение в борьбе с манипуляцией и пропагандой приобретают образование и навыки критического мышления. Автор обосновывает текущее направление информационно-коммуникационного воздействия, осуществляемого в западных странах, ценностями политических элит. Методологической базой работы послужили работы С. В. Володенкова, Ж. Эллюля и Дж. Ритцера, а также другие труды ведущих зарубежных и российских учёных. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как научное наблюдение, системный анализ, сравнение, абстрагирование и исторический метод.

Ключевые слова: манипуляция, пропаганда, технологии информационного воздействия, управление, медиаконструкты, левая повестка, феминизм, политика толерантности, равноправие, права человека

Для цитирования: Чулков Д. И. Левая политическая повестка как инструмент манипуляции и пропаганды в современной публичной политике // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 3 (72). С. 97-102. https://doi.org/10.54398/ 1818510Х_2022_3_97.

Это произведение публикуется по лиирнзии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Left-wing political agenda as a tool of manipulation

and propaganda in modern public policy

Dmitrii I. Chulkov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

chulkovdi@my.msu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7855-5351

Abstract. The study is aimed at determining the instrumental potential of the left political agenda as a technology of manipulation and communication influence in modern public politics. The author comes to the conclusion that leftist movements in Western Europe and North America often have political interests, and some political actors use them to their advantage to change the media, social, political and economic landscape. The media constructs of the left political agenda are used to reduce the level of diversity and complexity of the object of management, to form the content of public policy, to construct the surrounding world of citizens, including electoral procedures and the perception of democracy. Education and critical thinking skills are becoming increasingly important in the fight against manipulation and propaganda. The author substantiates the current direction of the information and communication impact carried out in Western countries by the values of political elites. The methodological basis of the work was the work of S.V. Volodenkov, J. Ellul and J. Ritzer, as well as other works of leading foreign and Russian scientists. In the course of the study, general scientific methods were used, such as scientific observation, system analysis, comparison, abstraction and the historical method.

Keywords: manipulation, propaganda, information impact technologies, management, media constructs, leftist agenda, feminism, tolerance policy, equality, human rights

For citation: Chulkov D. I. Left-wing political agenda as a tool of manipulation and propaganda in modern public policy. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2022, no. 3 (72), pp. 97-102. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2022_3_97.

This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.

Введение

Политическая коммуникация представляет собой неотъемлемую часть жизни современного индивида. Это не только информация, способ развлечения или получения образования, но и инструмент социального контроля с использованием пропаганды и манипуляции со стороны индивидов, групп интересов, институтов, стран и т. д. Возможности внедрения в общество тех или иных ценностей - смысловых компонентов существенно возросли благодаря развитию интернет-технологий.

В. П. Пугачёв пишет о том, что современные информационно-коммуникационные технологии «делают технически возможными не только систематическую идеологическую индоктринацию, тотальное «промывание мозгов», но и управление индивидуальным и групповым, массовым сознанием и поведением» [18, с. 54].

© Чулков Д. И., 2022

По этой причине информационно-коммуникационные технологии воздействия, включая манипуляцию и пропаганду, играют основополагающую роль в процессах управления.

Причина успеха подобного воздействия объяснялась Ж. Эллюлем весьма просто: при соблюдении демократических стандартов информирования общественности о происходящих событиях осуществляется формирование упрощённых моделей мировоззрения, обеспечивающих маскировку проблемной повестки. Вера в массовые версии истины снижает процент обвинений в чей бы то ни было адрес [28, с. 19].

Технологии убеждающей коммуникации и воздействия на ценностно-смысловой компонент мышления интенсивно используются в современном политическом управлении в мировом масштабе. Новые возможности коммуникации, горизонтальное взаимодействие между интернет-пользователями, мультимедийные инструменты значительно увеличивают пропагандистский потенциал медийных концептов, сконструированных субъектами политического управления.

Основные форматы потребления информации в данное время активно проникают из экономической сферы в публичное политическое пространство. Можно сказать, что современный мир характеризуется как универсальное пространство массового производства и потребления медиапродуктов, подменяющих собой реальность и обладающих такими характеристиками, как доступность, удобство, низкая стоимость потребления, высокая скорость, а также высокая привлекательность контента [7].

Подобные медиазаменители, основной функцией которых является простое быстрое и непротиворечивое объяснение происходящих процессов, транслируются различными медиа с помощью технологий манипуляции и пропаганды, роль которых неуклонно возрастает.

Как правило, глобальные СМИ продвигают в публичном пространстве уже готовые медиапродукты, привлекающие потребителя экономичностью, доступностью и удобством. Однако стоит помнить о том, что подобные материалы содержат в своей структуре также сформированные оценки, суждения и мнения, с помощью которого субъекты коммуникации воздействуют на свою аудиторию. Как результат, по замечанию М. Лернера, у современного человека «возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты, - это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру» [10, с. 67].

Дж. Ритцер в своем трактате «Макдональдизация общества 5» указал на глобальный тренд на рационализацию как на процесс повышения «калькулируемости» и управляемости поведением индивидов и институтов [19]. В свою очередь процесс макдональдизации потребления нацелен на создание и поддержание технологий управления. Эпоха постправды привела к уменьшению значимости проверяемых фактов. Правда больше не является существенной, её заменила новая (альтернативная) реальность. Это даёт людям возможность выбирать реальность, в которой факты, основанные на доказательствах, менее важны, чем существующие убеждения и предрассудки. Эпоха постправды типична для релятивизации. Граница между объективно узнаваемыми фактами и изложением своего мнения размыта.

Современные СМИ функционирует в формате медиамакдональдс, предлагая потребителям ограниченную линейку продуктов сомнительного качества для создания иллюзии свободы выбора источников информации, за которой на самом деле скрывается ограниченная архитектура управляемого выбора из ограниченного набора альтернатив. Модели «архитектуры выбора» имеют в основании пис1де-технологии, разработанные в рамках концепции поведенческой экономики. Данные технологии представляют собой пример применения массовых поведенческих стереотипов в отношении конкретных социальных, политических, возрастных групп с использованием знаний об их поведении и типовых реакциях [34].

Как пишет Д. Дондурей, «мы отчётливо ощущаем ту невидимую смыслообразующую силу, которая безостановочно определяет - за нас, для нас - то, как, глядя с нашей территории, он выглядит - окружающий мир. Кропотливо строящую здание объяснительных схем, ценностных приоритетов, моральных рубрикаций, куда помещается вся перед этим уже отформатированная информация о реальности. Мы, кроме телевизора, не видим мест, где происходит содержательная обработка ежедневных событий, на которые прямо или косвенно должна реагировать вся страна» [8].

Основная часть

Макдональдизацию сферы публичной политики стоит признать одним из основных элементов манипуляции, ключевой задачей которого является сужение горизонтов познаний и суждений об окружающей действительности. Можно сказать о том, что формируются своеобразные «медиаизоляторы», заключенными в которых являются обычные потребители информации, не осознающих ограничения свободы. Западные специалисты справедливо отмечают особую опасность, связанную с действием пропаганды и манипуляции на консервативно настроенную публику. Так, в исследовании Р. Янгса представлен подробный список предикторов (например, ограниченность взглядов, нетерпимость к плюрализму, ограниченность медийного потребления), многие из которых могут быть благоприятны для воздействия пропаганды и противодействия её опровержению [35].

Однако, на наш взгляд, это не мешает левым политическим силам (в частности, широко представленным в западных странах) продвигать в политическом поле во многом ограниченную, безальтернативную, одностороннюю и раздутую повестку «толерантности и равноправия», касающуюся так называемого гендерного неравенства в пользу мужчин, а также ущемления прав сексуальных меньшинств и цветных людей в странах первого мира, следствием которой уже периодически является негативное воздействие на инакомыслящих.

Как писал Ж. Эллюль, в массовом обществе большим спросом пользуется высоко заряженный и эмоциональный контент, совмещённый с упрощённым объяснением [28, с. 86]. К примеру, люди боятся опасности, возмущаются насилием против слабого и любят простые умозаключения, которые одновременно льстят их моделям мира. Пропаганда «должна постоянно сводить на нет все мысли и решения» и работать «на уровне бессознательного» [28, с. 27]. В результате пропаганда устраняет критические размышления, «укрепляет преобладающие стереотипы и... кодифицирует социальные, политические и моральные стандарты» [28, с. 163]. Этот процесс довольно часто опирается на мифы - нормативно и эмоционально мощные образы, разделяемые населением, такие как мифы о работе, счастье, нации, молодёжи или героях [28, с. 40]. Отведённые от конкретной реальности, мифы охватывают все ценное - все хорошее, справедливое и истинное [28, с. 31].

Под левой политической повесткой мы понимаем название политических направлений мысли, целями которых провозглашаются установление социального равенства, социальной справедливости, перераспределение доходов

от признаваемых привилегированных слоёв общества в пользу признаваемых ущемлённых слоёв общества, а также улучшение жизненных условий последних. Наиболее популярными группами, отстаивающими подобные императивы в современном мире в политической плоскости, являются феминистки, представители лГБТК+-сообщества, а также организации, провозглашённой целью которых является помощь цветным людям. Если изначально данные движения имели разную историю и отличные политические требования, то в 1980-1990-х гг. провозглашаемый фокус их борьбы сместился в сторону всеобщего равенства вне зависимости от пола, расы, национальности, сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

В то же время перечисленные движения не являются коммунистическими, а относятся к социал-демократической повестке, которая не ставила себе задач построения государственнического строя советского типа, а позже вообще отказалась от революции и строительства социализма. Вместо этого социал-демократы ставили перед собой задачу построения государства всеобщего благосостояния (welfare state) на основе капитализма и выступали за инклюзивное устройство общества. На данный момент времени проект данного общественного устройства не состоялся.

В связи с чем, на наш взгляд, наблюдаемая сегодня морализация левой политической повестки тесно взаимосвязана с двумя явлениями:

1. Политические поражение левых сил, в связи с чем первоначальный энтузиазм сменился раздражительным отчаянием и морализаторством.

2. Стремление разрешить социальные проблемы через поиск отдельных нарушителей единых для представителей сообществ левой направленности социальных норм-идеалов, что является проявлением либеральной политической мысли.

В то же время сложившимся недовольством получили возможность воспользоваться политические интересанты. Субъектами манипуляции и пропаганды в данном случае являются как отдельные активисты и группы, так и профильные движения, партии, корпорации, государственные институты и отдельные политические силы, которые могут в зависимости от развития политической конъюнктуры пользоваться искажёнными идеями левой повестки для нейтрализации противников, рекламы своих услуг, лоббирования интересов и т. д.

В качестве примера движения с искажёнными идеями можно отметить бодипозитив (Body Positivity). Ключевой идеей первоначального движения было вежливое отношение и принятие как своей, так и чужой внешности. Постулировалось, что все индивиды, независимо от того, как они выглядят, имеют право на самоуважение и базовый комфорт. Движение началось в 1967 г. с кампании против дискриминации тучных людей и с их борьбы за свои права [12]. Позднее активисты стали бороться не только за права полных людей, но и лиц с инвалидностью, ожогами, шрамами, цветным. На наш взгляд, это логично, ведь в данном случае речь идёт о вещах, которые индивид не способен поменять в своей внешности. Бодипозитив изначально концентрировался на отказе от сконструированных стандартов красоты, избавлении от комплексов и свободном обсуждении человеческого тела. Однако со временем изначальные идеи были подменены пропагандой ожирения и борьбой с подтянутыми фигурами [16; 26]. Лишний вес и связанные с ним сообщества стали противопоставляться здоровому образу жизни [11]. Нежелание следить за своим телом превратилось в продвигаемый медиаконструкт, отсутствие физических нагрузок и переедание не осуждаются, а приветствуются. Посвященные бодипозитиву популярные паблики популяризируют отказ от диет и запрещают обсуждать преднамеренную потерю веса [24].

Благодаря интересантам представители перечисленных социал-демократических групп зачастую получают несоразмерную медийную, организационную и политическую поддержку [5]. Существующая политика иногда доходит до абсурда: в ряде мероприятий и образовательных программ могут принимать участие только женщины [9; 23; 29; 30]. Подобных программ для мужчин нет, ибо они благодаря формируемым представлениям считаются «сексистскими».

Левая политическая повестка проникла также в некоторые учебные заведения: если в университетах студентам предлагается решить проблему их белокожести [32], то в школах добавляют курсы о меньшинствах в обязательную учебную программу [25].

Пропагандистские и манипулятивные технологии сказываются и на рынке труда. В настоящий момент из-за гендерных квот, новой формы сегрегации, многие талантливые люди не могут работать там, где они могли бы найти свое призвание и принести большую пользу обществу. В 2018 г. YouTube прекратил нанимать белых мужчин на ряд позиций, чтобы поддержать гендерное и расовое разнообразие [36]. В 2021 г. компания English Touring Opera приняла решение уволить 14 белых музыкантов ради «большего этнического разнообразия» [2].

Несогласие с насаждаемыми концептами новой этики может преследоваться. В 2018 г. в Бельгии мужчине впервые был выписан штраф за сексизм [4]. Некоторые люди сталкиваются с негативными санкциями по причине их позиции к ЛГБТК+ [21], феминистическим идеалам [22] и махинациям со стороны некоторых мигрантов [37] (в последнем случае западные СМИ ссылались на закон, однако в случае противозаконных действий со стороны левых активистов становились на их сторону [27], что говорит о произвольной медиаполитике, злоупотреблении своими правами и одностороннем освещении новостей). Иногда дело доходит до угроз физической расправы, как в случае с Дж. Роулинг [14].

На наш взгляд, подвергать наказаниям и угрозам физической расправы за ценности недопустимо. Во-первых, это недемократично. Во-вторых, проблема одних насильственных рамок не решается построением других насильственных рамок. В-третьих, отвергнутые люди могут стать еще более агрессивными после таких негативных санкций (как показали примеры активистки Л. Э. Лумер [33] и экс-президента США Д. Трампа [1], являющиеся яркой демонстрацией «отвергнутой культуры» (Cancel Culture)).

Дискриминирующие определенные группы населения высказывания уже вызывают общественное презрение (прививаемое качественным образованием и гражданской риторикой, но не насилием). В противном случае новые репрессивные механизмы можно использовать в корыстных интересах и установить новую несправедливость. Так, основательница движения Black Lives Matter («Жизни чернокожих имеют значение») П. Хан-Каллорс приобрела дорогие объекты недвижимости [6]. В 2019 г. С. Мюллер, основательницу феминистского движения #BalanceTonPorc («Заложи свою свинью») и сторонницу кампании #MeToo (движение против сексуальных домогательств) во Франции признали виновной в клевете о домогательствах [17].

Во многом нынешнее положение дел связано с поколением политических элит, родившихся в 1950-1960 гг., которые в детстве стали свидетелями несправедливого ущемления прав представителей ЛГБТК+-сообщества, женщин

и чернокожих. Нужно полагать, что реальная политика равенства будет проводиться в странах Северной Америки и Западной Европы с приходом нового поколения политиков.

Многие социальные сети начинались с идеи, что каждый пользователь может загружать материалы, в которых отсутствуют порнография и материалы, содержащие культ насилия. Позже начали добавлять ограничения на деликатные и спорные темы. Затем многие интернет-платформы (к примеру, YouTube) добавили самоцензуру. Сейчас блогеры оценивают свой контент на предмет угодности социальной сети и её рекламодателям. В случае присутствия в видеозаписях, к примеру, «дискриминационных и оскорбительных высказываний», рамки которых являются расплывчатыми, пользователь рискует получить бан или коммерческие убытки.

В 2021 г. Ф. Х. Контрерас, депутат испанской партии Vox, был заблокирован на 12 ч в Twitter после того, как написал, что «мужчина не может забеременеть», чем якобы «оскорбил» трансгендеров [13]. В знак протеста против подобных репрессивных практик сторонники политика запустили в соцсети хэштег #AManCannotBePregnant («Мужчина не может быть беременным»). За критический подход к феминизму или массовым беспорядкам, устроенным на волне Black Lives Matter (для обозначения которых в западных странах использовали слово «looting» («хищение на поле боя», «мародерство») вместо «robbery» («грабеж»)), можно лишиться рекламных контрактов и монетизации [31]. По-литкорректность начинает негативно сказываться на общественном диалоге. Из-за правил авторитарных платформ люди начинают подвергать себя самоцензуре, что не имеет ничего общего с демократической практикой. Также хочется отметить, что для демократически настроенных жителей авторитарных стран слияние информационных автократий (недемократических режимов, власть в которых удерживается при помощи цензуры, пропаганды и оснащения информационными системами силовых ведомств с целью борьбы с оппозицией) и левой повестки новой этики станет очень сильной проблемой.

На наш взгляд, борьба должна вестись за права человека, а не за права белых или черных мужчин, женщин, ЛГБТК+ и т.д. Это единственный способ избежать новых конфликтов, которые возникают, когда чей-то голос не принимается во внимание, подавляется или блокируется в социальных сетях, а новая этика внедряется посредством манипуляции и пропаганды. Этот вопрос не может быть решён новым делением людей по категориям.

Заключение

По окончании настоящего исследования представляется возможным полагать, что цель - определение инструментального потенциала левой политической повестки как технологии манипуляционно-коммуникационного воздействия в современной публичной политике - была в полной мере реализована. В связи с чем в настоящем заключении необходимо кратко обозначить выводы о том, в чем заключается потенциал левой политической повестки как инструмента манипуляции и пропаганды:

Во-первых, необходимо выделить существенные возможности конструктов с использованием искажённых идей левой политической повестки в качестве механизма социального управления, трансформации массового мышления, процесса информационного производства и потребления, а также поведения. Для этого интересантами применяются самые разнообразные репрессивные практики в отношении инакомыслящих: мягкие и жёсткие, простые и узкоспециализированные, прямые и косвенные, онлайн и офлайн.

Во-вторых, это существенное воздействие медиаконструктов левой направленности на общественную структуру и политическую систему (посредством изменения их содержания и функций). Для этого субъекты политики пользуются самыми различными технологиями: суверенное законодательство и выбор дизайна, притягательность и дисциплинарный надзор, алгоритмическое управление и неквалифицированное отправление правосудия.

В-третьих, медиазаменители на основе искажённых идей левой повестки принимают активное участие при формировании публичной политики национальных государств, конструируя окружающий мир граждан, вплоть до результатов электоральных процедур и восприятия демократии. Они являются составной частью снижения сложности и разнообразия объекта управления, создания у граждан не слишком простых и не слишком сложных мыслительных конструкций.

Применение левой политической повестки (в частности, идей некритического феминизма и политики толерантности) может быть и отчасти уже является инструментом манипуляции и пропаганды (точно так же как и при помощи искажённых идей правой политической повестки). Эксплуатируя желание людей обрести уверенность, принадлежность и уважение со стороны других индивидов, апеллируя к высоким некритически воспринимаемым идеям справедливости, в демократических странах была сконструирована медиаповестка, с помощью которой при желании можно воздействовать на политических оппонентов, выигрывать электоральные процедуры и управлять мышлением и деятельностью граждан.

Ключевое значение приобретают просвещение и гражданская риторика. Использование в целях борьбы с манипуляцией репрессивных механизмов (блокировка аккаунтов, ограничение монетизации, практика запрета на обсуждение определённых общественно-политических тем, а также применение репрессивных правовых норм в отношении инакомыслящих), нарушающих принципы автономии и свободы личности, является антидемократическим процессом и может иметь негативное влияние ввиду опасности установления дейтократии и новой диктатуры. Демократия же строится на равноправии граждан, плюрализме мнений и децентрализированном управлении социально-политическими процессами.

Список литературы

1. Беляев, Д. Своя «Правда». Трамп запускает соцсеть, чтобы «спасти страну» / Д. Беляев. - URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/12788031/amp (дата обращения: 30.05.2022).

2. Британская оперная труппа уволила половину оркестра для повышения этнического разнообразия. -URL: https://russian.rt.com/inotv/amp/2021-09-19/BFM-TV-britanskaya-opernaya-truppa (дата обращения: 01.06.2022).

3. Бурдье, П. Общественного мнения не существует. Социология политики / П. Бурдье. - Москва : Socio-Logos, 1993. - 336 с.

4. В Бельгии впервые взыскали штраф за сексизм. - URL: https://ria.ru/amp/20180306/1515842598.html (дата обращения: 01.06.2022).

5. Вентрауб, Ж. Жиль-Уильям Голднадель: «В конечном итоге виноват всегда белый мужчина» (Le Figaro, Франция) / Ж. Вен-трауб. - URL: https://inosmi.ru/amp/social/20181014/243451919.html (дата обращения 01.06.2022).

6. Волков, К. Деньги имеют значение / К. Волков. - URL: https://rg.ru/amp/2021/04/12/osnovatelnica-dvizheniia-blm-kupila-neskolko-domov.html (дата обращения: 30.05.2022).

7. Володенков, С. В. Управление современными политическими кампаниями / С. В. Володенков. - Москва : Московский ун-т, 2012. - 310 с.

8. Дондурей, Д. Российская смысловая матрица. Сайт «Ведомости» / Д. Дондурей. - URL: https://www.vedomosti.ru/ opinion/articles/2016/06/01/643174-rossiiskaya-smislovaya-matritsa (дата обращения: 15.05.2022).

9. Креативное предпринимательство для женщин. - URL: https://www.britishcouncil.ru/programmes/creative-entrepreneurship-women (дата обращения: 02.06.2022).

10. Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке: Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня / М. Лернер ; пер. с англ. [В. Борисова и др.]. - 1992. - Т. 1. - 671 с.

11. Мельничук, Т. А. Содержательная динамика концепта body positivity в англоязычном интернет-дискурсе / Т. А. Мельничук, П. Ю. Лебедева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 12, № 10. - C. 232-238.

12. Мое тело - мое дело? Поговорили про бодипозитив и любовь к себе вместе с инициативой «Больш Цела». -URL: https://humanlibrary.by/moyo-telo-moyo-delo/ (дата обращения: 02.06.2022).

13. «Мужчина не может забеременеть»: Twitter забанил испанского политика. Вступились русские. - URL: https://tsargrad.tv/news/muzhchina-ne-mozhet-zabensmenet-twitter-zabanil-ispanskogo-politika-vstupilis-russkie_355889 (дата обращения: 02.06.2022).

14. Николаева, А. Джоан Роулинг получила массу угроз от трансгендерных активистов / А. Николаева. -URL: https://rg.ru/amp/2021/11/23/dzhoan-rouling-poluchila-massu-ugroz-ot-transgendernyh-aktivistov.html (дата обращения: 29.05.2022).

15. Паланик Ч. Колыбельная / Ч. Паланик ; пер. с англ. Т. Ю. Покидаевой. - Москва : АСТ [и др.], 2007. - С. 15.

16. Подгорнов, Н. Что не так с бодипозитивом. Сайт «Коммерсантъ» / Н. Подгорнов. - URL: https://www.kommersant.ru/amp/3751529 (дата обращения: 26.05.2022).

17. Прокофьев, В. А вас, мадам Мюллер, просят заплатить / В. Прокофьев. - URL: https://rg.ru/amp/2019/10/01/parizhskij-tribunal-osudil-rodonachalnicu-francuzskogo-varianta-me-too.html (дата обращения: 30.05.2022).

18. Пугачев, В. П. Информационный тоталитаризм как перспектива либеральной демократии XX века / В. П. Пугачев // На рубеже веков. - 1997. - № 4. - С. 45--54.

19. Ритцер, Дж. Макдональдизация общества 5 / Дж. Ритирр. - Москва : Праксис, 2011. - 592 с.

20. Самохвалова, В. И. «Массовый человек» - реальность современного информационного общества / В. И. Самохвалова // Проблема человека: мультидисциплинарный подход : мат-лы науч. конф. - Москва, 1998. - С. 23-31.

21. Сотрудник IKEA в Польше уволен за цитирование Библии. - URL: https://regnum.ru/news/society/2964813.html (дата обращения: 01.06.2022).

22. Феминистки и трансы добились увольнения девушки, назвавшей женщин «привлекательными». - URL: https://shazoo.ru/2017/10/12/57817/feministki-i-transy-dobilis-uvolneniya-devushki-nazvavshej-zhenshin-privlekatelnymi%3famp (дата обращения: 02.06.2022).

23. Экологическая премия «Terre de Femmes - Земля Женщин». - URL: https://www.yves-rocher.ru/tdf (дата обращения: 02.06.2022).

24. Anti-Diet, Body Positive, HAES, Intuitive Eating Superheroes. - URL: https://www.facebook.com/groups/ antidietsuperheroes/?ref=share (дата обращения: 02.06.2022).

25. California students will have to take ethnic studies to get a diploma. - URL: https://www.politico.com/news/2021/10/14/california-students-ethnic-studies-diploma-515972 (дата обращения: 30.05.2022).

26. DeVos, K. The Problem With Body Positivity. Site The New York Times / K. DeVos. - URL: https://www.nyti mes.com/2018/05/29/opinion/weight-loss-body-positivity.html?referringSource=ai"ticleShare (дата обращения: 29.05.2022).

27. Elin Ersson: Student fined for Afghan deportation protest. - URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-47283562 (дата обращения: 29.05.2022).

28. Ellul, J. Propaganda: The formation of men's attitudes / J. Ellul. - Vintage Books Edition, 1973. - 320 p.

29. Stipend, Helmut Veith. Site Vienna Center for Logic and Algorithms / Helmut Veith Stipend. - URL: http://www.vcla.at/helmut-veith-stipend/ (дата обращения: 29.05.2022).

30. McNamara, Margaret. Education Grants / Margaret McNamara. - URL: https://www.mmeg.org/ (дата обращения: 29.05.2022).

31. MyGap. Как соцсети запрещают слова. - URL: https://m.youtube.com/watch?v=0VEa0CM5u7Q&t=11s (дата обращения: 30.05.2022).

32. Penn State professor goes viral for singling out 'average white guy' in class. - URL: https://www.post-gazette.com/news/education/2021/07/15/Penn-State-professor-video-viral-singling-out-average-white-student-in-class-sam-richards/stories/202107150116 (дата обращения: 29.05.2022).

33. Sommer, W. Laura Loomer and Milo Yiannopoulos Find Life After Facebook on Telegram / W. Sommer. -URL: https://www.thedailybeast.com/laura-loomer-and-milo-yiannopoulos-find-life-after-facebook-on-telegram-an-encrypted-messaging-app (дата обращения: 30.05.2022).

34. Thaler, R. H. Nudge: Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness / R. H. Thaler, C. R. Sunstein. - New Haven : Yale University Press, 2008. - 293 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Youngs, R. The Mobilization of Conservative Civil Society / R. Youngs. - Carnegie Endowment for International Peace, 2018. - 80 p.

36. YouTube Hiring for Some Positions Excluded White and Asian Men, Lawsuit Says. - URL: https://www.wsj.com/ amp/articles/youtube-hiring-for-some-positions-excluded-white-and-asian-males-lawsuit-says-1519948013 (дата обращения: 29.05.2022).

37. "80% were grown-ups": Swedish dentist fired for exposing migrant "kids" as adults talks to RT. URL: https://www.rt.com/news/ 432606-swedish-dentist-underage-migrants/amp/ (дата обращения: 29.05.2022).

References

1. Beljaev, D. Svoja "Pravda". Tramp zapuskaet socset, chtoby "spasti stranu" [Its own "truth". Trump launches social network to "save the country"]. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12788031/amp (accessed: 30.05.2022).

2. Britanskaja opernaja truppa uvolila polovinu orkestra dlja povyshenija jetnicheskogo raznoobrazija [The British opera troupe fired half of the orchestra to increase ethnic diversity]. Available at: https://russian.rt.com/inotv/amp/2021-09-19/BFM-TV-britanskaya-opernaya-truppa (accessed: 01.06.2022).

3. Burde, P. Obshhestvennogo mnenija ne sushhestvuet. Sociologija politiki [There is no public opinion. Sociology of politics]. Moscow: Socio-Logos; 1993, 336 p.

4. V Belgii vpervye vzyskali shtraf za seksizm [V Belgii vpervye vzyskali shtraf za seksizm]. Available at: https://ria.ru/amp/20180306/1515842598.html (accessed: 01.06.2022).

5. Ventraub, Zh. Zhil-Uijam Goldnadel: "V konechnom itoge vinovat vsegda belyj muzhchina" (Le Figaro, Francja) [Zhil-Uylyam Gold-nodal: "In the end, a white man is always to blame" (Le Figaro, France)]. Available at: https://inosmi.ru/amp/social/20181014/243451919.html (accessed: 01.06.2022).

6. Volkov, K. Dengi imejut znachenie [Money matters]. Available at: https://rg.ru/amp/2021/04/12/osnovatelnica-dvizheniia-blm-kupila-neskolko-domov.html (accessed: 30.05.2022).

7. Volodenkov, S. V. Upravlenie sovremennymi politicheskimi kampanijami [Management of modern political campaigns]. Moscow: Moscow State University; 2012, 310 p.

8. Dondurej, D. Rossijskaja smyslovaja matrica [Rossijskaja Smyslovaja Matrica]. Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/06/01/643174-rossiiskaya-smislovaya-matritsa (accessed: 15.05.2022).

9. Kreativnoe predprinimatelstvo dlja zhenshhin [Creative Entrepreneurship for Women]. Available at: https://www.britishcouncil.ru/programmes/creative-entrepreneurship-women (accessed: 02.06.2022).

10. Lerner, M. Razvitie civilizacii v Amerike: Obraz zhizni i myslej v Soedinennykh Shtatah segodnja [Development of civilization in America: a way of life and thoughts in the United States today]. 1992, vol. 1, 671 p.

11. Melnichuk, T. A., Lebedeva, P. Ju. Soderzhatelnaja dinamika koncepta body positivity v anglojazychnom internet-diskurse The substantive dynamics of the Water concept of sativitis in the English-language Internet discourse]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological sciences. Theories and practice issues]. 2019, vol. 12, no. 10, pp. 232-238.

12. Moe telo - moe delo? Pogovorili pro bodipozitiv i ljubov k sebe vmeste s iniciativoj "Bolsh Cela!'[ Is my body my business? We talked about the body positive and love for themselves along with the initiative of the "Bolshoi"]. Available at: https://humanlibrary.by/moyo-telo-moyo-delo/ (accessed: 02.06.2022).

13. "Muzhchina ne mozhet zaberemenet": Twitter zabanil ispanskogo politika. Vstupilis russkie ["A man cannot get pregnant": Twitter banned the Spanish politician. The Russians stood up]. Available at: https://tsargrad.tv/news/muzhchina-ne-mozhet-zaberemenet-twitter-zabanil-ispanskogo-politika-vstupilis-russkie_355889 (accessed: 02.06.2022).

14. Nikolaeva, A. Dzhoan Rouling poluchila massu ugroz ot transgendernyh aktivistov [Joan Rowling received a lot of threats from transgender activists]. Available at: https://rg.ru/amp/2021/11/23/dzhoan-rouling-poluchila-massu-ugroz-ot-transgendernyh-aktivistov.html (accessed: 29.05.2022).

15. Palanik, Ch. Kolybelnaja. Moscow: AST; 2007, p. 15.

16. Podgornov, N. Chto ne tak s bodipozitivom [What is wrong with the body positive]. Available at: https://www.kommersant.ru/ amp/3751529 (accessed: 26.05.2022).

17. Prokofev, V. A vas, madam Mjuller, prosjat zaplatit [And you, Madame Muller, are asked to pay]. Available at: https://rg.ru/amp/2019/10/01/parizhskij-tribunal-osudil-rodonachalnicu-francuzskogo-varianta-me-too.html (accessed: 30.05.2022).

18. Pugachev, V. P. Informacionnyj totalitarizm kak perspektiva liberalnoj demokratii XX veka [Information totalitarianism as the prospect of liberal democracy of the twentieth century]. Na rubezhe vekov [At the turn of the century]. 1997, no. 4, pp. 45-54.

19. Ritcer, Dzh. Makdonaldizacija obshhestva 5 [McDonaldization of society 5]. Moscow: Praksis; 2011, 592 p.

20. Samohvalova, V. I. "Massovyj chelovek" - realnost sovremennogo informacionnogo obshhestva ["Mass man" is the reality of the modern information society]. Problema cheloveka: multidisciplinarnyj podhod [Human problem: multidisciplinary approach]. Moscow, 1998, pp. 23-31.

21. Sotrudnik IKEA v Polshe uvolen za citirovanie Biblii [IKEA employee in Poland is dismissed for quoting the Bible]. Available at: https://regnum.ru/news/society/2964813.html (accessed: 01.06.2022).

22. Feministki i transy dobilis uvolnenija devushki, nazvavshej zhenshhin "privlekatelnymi" [Feminists and shemales achieved the dismissal of a girl who called women "attractive"]. Available at: https://shazoo.ru/2017/10/12/57817/feministki-i-transy-dobilis-uvolneniya-devushki-nazvavshej-zhenshin-privlekatelnymi%3famp (accessed: 02.06.2022).

23. Jekologicheskaja premija "Terre de Femmes - Zemlja Zhenshhin" [Ecological Prize "Terre de Fammes - Land of Women"]. Available at: https://www.yves-rocher.ru/tdf (accessed: 02.06.2022).

24. Anti-Diet, Body Positive, HAES, Intuitive Eating Superheroes. Available at: https://www.facebook.com/groups/antidietsuperheroes/ ?ref=share (accessed: 02.06.2022).

25. California students will have to take ethnic studies to get a diploma. Available at: https://www.politico.com/news/ 2021/10/14/california-students-ethnic-studies-diploma-515972 (accessed: 30.05.2022).

26. DeVos, K. The Problem With Body Positivity. Available at: https://www.nytimes.com/2018/05/29/opinion/weight-loss-body-positivity.html?referringSource=articleShare (accessed: 29.05.2022).

27. Elin Ersson: Student fined for Afghan deportation protest. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-47283562 (accessed: 29.05.2022).

28. Ellul, J. Propaganda: The formation of mens attitudes. Vintage Books Edition, 1973, 320 p.

29. Stipend, Helmut Veith. Site Vienna Center for Logic and Algorithms. Available at: http://www.vcla.at/helmut-veith-stipend/ (accessed: 29.05.2022).

30. McNamara, Margaret. Education Grants. Available at: https://www.mmeg.org/ (accessed: 29.05.2022).

31. MyGap. Kak socseti zapreshhajut slova. Available at: https://m.youtube.com/watch?v=0VEa0CM5u7Q&t=11s (accessed: 30.05.2022).

32. Penn State professor goes viral for singling out average white guy in class. Available at: https://www.post-gazette.com/news/education/2021/07/15/Penn-State-professor-video-viral-singling-out-average-white-student-in-class-sam-richards/stories/202107150116 (accessed: 29.05.2022).

33. Sommer, W. Laura Loomer and Milo Yiannopoulos Find Life After Facebook on Telegram. Available at: https://www.thedailybeast.com/laura-loomer-and-milo-yiannopoulos-find-life-after-facebook-on-telegram-an-encrypted-messaging-app (accessed: 30.05.2022).

34. Thaler, R. H., Sunstein, C. R. Nudge: Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness. New Haven: Yale University Press; 2008, 293 p.

35. Youngs, R. The Mobilization of Conservative Civil Society. Carnegie Endowment for International Peace, 2018, 80 p.

36. YouTube Hiring for Some Positions Excluded White and Asian Men, Lawsuit Says. Available at: https://www.wsj.com/amp/ articles/youtube-hiring-for-some-positions-excluded-white-and-asian-males-lawsuit-says-1519948013 (accessed: 29.05.2022).

37. "80% were grown-ups": Swedish dentist fired for exposing migrant "kids" as adults talks to RT. Available at: https://www.rt.com/news/432606-swedish-dentist-underage-migrants/amp/ (accessed: 29.05.2022).

Информация об авторе

Чулков Д. И. - аспирант.

Information about the author

Chulkov D. I. - postgraduate student.

Статья поступила в редакцию 08.06.2022; одобрена после рецензирования 28.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 08.06.2022; approved after reviewing 28.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.