Е.А. Обухова, М.Ф. Кузьмин
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ - НАРОДНЫЙ ПИСАТЕЛЬ И ФИЛОСОФ
Произведения Льва Николаевича Толстого известны в нашей стране и далеко за ее пределами, но несмотря на это он был не просто писателем, он был мыслителем, родоначальником движения толстовства, увлекался вопросами о судьбе Родины, о роли народа и великих личностей и разработал особую идеологию ненасильственного анархизма. В статье рассматривается творческий и философский путь Льва Николаевича.
Ключевые слова: Толстой, философия, писатель, идеология, Зень-ковский, Гоголь, Достоевский, христианство, ненасильственный анархизм.
История литературной деятельности Льва Николаевича Толстого начинается с 1850 года, тогда состоялся разговор с его братом Николаем, который тогда уже был офицером и позвал писателя на службу на Кавказ. Толстой три года прожил в станице, находящейся у реки Терек. Писатель красочно описал природу этих мест в своих первых произведениях: «Казаки», «Рубка леса», «Набег» и «Хаджи-Мурат». За этот период писатель также написал свою знаменитую повесть «Детство», которая позже опубликовал «Современник». Писатель не остановился на этом, следующими его работами стали «Отрочество» и «Юность», которые в дальнейшем были объединены в трилогию и стали дебютом в творчестве Толстого. Это был прорыв в творчестве писателя, которые прославил его на долгие годы в перед.
В 1855 году Лев Николаевич возвращается в Петербург, где вступает в кружок «Современник». Он был надеждой русской литературы, и поэтому приняли его в сообщество с душой и радушием. Он целый год ходил на заседания, посещал литературные вечера и выступал на них, но все то длилось ровно до тех пор, пока он не понял, что он сам себе не рад в этом обществе и люди там ему неприятны. После этого он направился за границу, он путешествовал по Италии, Германии, Швейцарии и Франции, а когда вернулся его посетила гениальная мысль. Писатель с самого ранних лет любил детей, и он решил начать преподавать в крестьянских школах. Лев Николаевич с большим рвением открывал новые учебные заведения в окрестностях своего имения. За время своей литературной деятельности Толстой создал немало поучительных сказок, которые были наполнены добротой и нравственностью в каждом слове. Писатель настолько горел любовью к детям, что написал учебное пособие «Азбука», в состав которого вошли полноценные четыре книги.
Помимо педагогики он все еще продолжал писать, делал это с душой. Толстой в 1870 году начал писать роман «Анна Каренина», в этом романе очень разительно выглядит образ Левина, который автор написал с самого себя и был безумно доволен эти произведением. Изначально может показаться, что в этом романе представлена обычная любовная драма, но на самом деле там была затронута тема смысла жизни богатых людей, людей образованных, более такого она показана в сравнении с жизнью обычного бедного народа. Стоит упомянуть, что этот роман произвел огромный фурор на Федора Достоевского.
Здесь мы можем заметить, что с этого периода мировоззрение писателя начинает меняться, он начинает все чаще высказываться о социальном неравенстве, о легкости и беззаботности жизни высшего класса. Эти мысли отчетливо прослеживаются в последующих произведениях, которые он написал в 1880-х годах: «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «После бал».
Писателя начали мучать жизненные вопросы, о которых о написал в своей работе «Исповедь»: «как народ может достигнуть благосостояния?», «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, - ну и что ж!». Он почувствовал, что то, на чем он так долго стоял, подломилось. Ответы на свои постоянные вопрос автор начал искать в православной вере, начал изучать богословие, вел беседы с монахами, священниками, в 1891 году Лев Николаевич издает свое «Исследование
© Е.А. Обухова, М.Ф. Кузьмин, 2022.
Научный руководитель: Угрюмова Мария Викторовна -кандидат исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.
догматического богословия» в Женеве. Помимо этого, он присматривался к старообрядцам и пытался искать ответы среди них. Он провел так же много бесед со штундистами и молоканами, сблизился с большим количеством проповедников и старообрядцев. Он искал смысл жизни и в простом, и в сложном, начал изучать философию, науку и труды великих мыслителей, он старался приблизится к природе и начал вести земледельческую жизнь. Он приходит к тому, что постепенно начинает отказываться от нужд и прихотей жизни богатых, отдает все свое огромное состояние любимой семье, становится вегетарианцем, бросает все и начинает заниматься физическим трудом. Все его мысли и действия были направлены на усовершенствование его мировоззрения, на поиск нравственного идеала, и конечно же это приводит к новому этапу в его литературной деятельности.
Третий период работ Толстого обладает большой отличительной особенностью, он отрицал все сложившиеся к тому времени формы государственной, религиозной и общественной жизни, он искал свою, идеальную форму.
Основополагающим фактором учения Толстого стали слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших». Все толстовцы чтили пять заповедей, которые он провозглашал: не противься злу насилием, не гневайся, не клянись, не прелюбодействуй и возлюби врагов своих, как ближнего своего. На мировоззрение Толстого и его учения оказали большое влияние идейные течения, такие как ислам, буддизм, даосизм, брахманизм и многие другие.
Лев Николаевич Толстой стал основоположником новой особой идеологии ненасильственного анархизма. В основе этой теории лежал рационалистическое осмысление христианства. Толстой был убежден что принуждение - зло, и что необходимо упразднять государство. Он не говорил о революции, ведь она как раз и основана на насилии, он говорил о добровольном отказе каждого члена общества от исполнения всех государственных обязанностей. Лев Николаевич был убежден, что анархисты правы во всем: и в отрицании все, и в утверждении, что при существующих нормах не может быть ничего хуже, чем насилие со стороны власти. Он говорил, что анархия может быть установлена путем отказа людей от защиты правительственной власти. Эти идеи писатель трактовал в своем произведении «Путь жизни».
Историк русской философии В. В. Зеньковский утверждает, что Лев Николаевич имел колоссальное значение для России. Он стремился построить культуру на религиозной основе и освободить Россию от секуляризма. Одной их отличительных особенностей учения Толстого является искание и выражение «мистической этики», он полагал что ей должны подчиняться все секуляризованные элементы общества, включая науку, философию и искусство. Расхождение Льва Николаевича с церковью Зеньковский характеризует как разумно обоснованный итог, Зеньковский также отмечает, что уже у Гоголя в произведениях ставится вопрос о разнородности эстетической и моральной сферы.
В экономической же сфере Лев Николаевич следовал идеи американского экономиста Генри Джорджа, он выступал за провозглашение всех земель общим достоянием государства и введение единого налога на землю.
Лев Николаевич внес неоценимый вклад в философию и прославился своими трудами на долгие годы, его произведения и идеологии актуальны и в наши дни, последние три десятка лет жизни его почитали, не только как писателя и общественного деятеля, но и как духовного и религиозного лидера.
Библиографический список
1.Павел Басинский «Лев Толстой: Бегство из рая»
2.Павел Басинский «Святой против Льва»
3.Павел Басинский «Лев в тени Льва»
4.Викентий Вересаев «Живая жизнь»
5.В.В.Янов, Е.Ф.Шершенева, Б.В.Мазурин и др. «Воспоминания крестьян-толстовцев»
ОБУХОВА ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА - студентка, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.
КУЗЬМИН МАКСИМ ФЕДОРОВИЧ -студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.