Научная статья на тему 'Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) (к 175-летию со дня рождения)'

Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) (к 175-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЗАЛЕВСКИЙ / ОЧЕРК ИСТОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / НАСТАВНИК-НАБЛЮДАТЕЛЬ / MODZALEVSKIY / AN OUTLINE OF THE HISTORY OF UPBRINGING AND EDUCATION / SUPERVISOR-OBSERVER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Сергей Владимирович

В статье рассматривается биография выдающегося историка педагогики Льва Николаевича Модзалевского, его становление как выдающегося русского педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lev Nikolayevich Modzalevskiy (1837-1896) (On the 175th birth anniversary)

The article presents a biography of the famous historian of pedagogy Lev Nikolayevich Modzalevskiy and traces his evolvement into an outstanding Russian pedagogue.

Текст научной работы на тему «Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896) (к 175-летию со дня рождения)»

Паг

^МЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

С. В. Лебедев

Лев Николаевич Модзалевский

(1837-1896)

(к 175-летию со дня рождения)

УДК 371.4 ББК 74.03(2)

Б статье рассматривается биография выдающегося историка педагогики Аьва Николаевича Модзалевского, его становление как выдающегося русского педагога.

Ключевые слова: Модзалевский, «Очерк истории воспитания и обучения», наставник-наблюдатель.

Lebedev с. v.

Lev Hikolayevich Modzalevskiy

(1837-1896) (On the 175th birth anniversary)

The article presents a biography of the famous historian of pedagogy Lev Nikolayevich Modzalevskiy and traces his evolvement into an outstanding Russian pedagogue.

Key word: Modzalevskiy, "An Outline of the History of Upbringing and Education", supervisor-observer.

Л. Н. Модзалевский родился 14 февраля 1837 г. в деревне Гари Гдовского уезда в семье отставного штабс-капитана. В семилетнем возрасте его отвезли в Санкт-Петербург и отдали в частный пансион Прасоловича. В 1848 году он поступил в 3-ю Санкт-

Петербургскую гимназию, считавшуюся одной из лучших. По окончании гимназического курса учился в Санкт-Петербургском университете (1855 — 1859), из которого был выпущен с дипломом кандидата историко-филологических наук. Будучи студентом,

Л. Н. Модзалевский начал свою педагогическую деятельность в качестве репетитора по словесности, истории и древним языкам, опыт классного преподавания он получал в маленькой бесплатной школе, основанной студентами: «В старании овладеть вниманием моих мальчиков, бойких и впечатлительных, в старании передать доступное им знание, я изведал новое наслаждение и почувствовал, что школа есть моя родная среда. мне было так хорошо в классе, как в гостях у самых близких и любимых людей, и я пожелал навсегда тут остаться» [1. С

394-395].

После окончания обучения на историко-филологическом отделении Л. Н. модзалевский поступает на двухгодичные педагогические курсы при Санкт-Петербургском университете. «Занятия кандидатов педагогов того времени делились по двум главным направлениям: научному при университетах под руководством профессоров факультетов, и практическому — при одной из гимназий, где молодые люди, под руководством гимназического начальства и подлежащих учителей, должны были заниматься преподаванием избранных ими для изучения предметов. в первом отношении я принялся за изучение русской литературы и русской истории под руководством профессора М. И. Сухомлинова и Н. И. Костомарова; для усовершенствования в методическом преподавании я прикомандировался к 3-й Санкт-Петербургской гимназии и поступил под руководство своих прежних наставников: директора В. Х. Лемониуса и учителя В. Я. Стоюнина,

имя которого уже пользовалось громкой известностью в русской педагогической литературе» [Там же. С. 414—415]. Во время педагогической практики Л. Н. Модзалевский преподавал отечественный язык и словесность в младших классах Училища правоведения и Смольного женского института.

В 1862 году Л. Н. Модзалевский по рекомендации Министерства народного просвещения командирован в Германию с «ученой целью», общее ру-ководствомолодымиученымиосущест-влял Н. И. Пирогов. Встретившись за границей с К. Д. Ушин-ским, Л. Н. Модзалевский впоследствии вспоминал, «что общение с этими великими учителями были счастливым обстоятельством, в котором проходили научные занятия» [Там же. С. 396]. На протяжении двух лет Л. Н. Модзалевский в Гейдельбергс-ком и Иенском университетах изучал педагогику, психологию, физиологию, философию, знакомился с организацией учебно-воспитательного дела в народных школах, детских садах, гимназиях, ремесленных школах, педагогических учебных заведениях Германии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Англии. Свои впечатления и отчеты о зарубежной системе образования Л. Н. Модзалевский в 1863—1865 гг. регулярно публиковал в журнале Министерства народного просвещения, а заметки о быте студентов вышли отдельной брошюрой «О студентах в Германии».

Возвратившись из-за границы, Л. Н. Модзалевский занялся педагогической практикой. В 1864 году

он возобновляет свою деятельность в Смольном институте, в 3-й Санкт-Петербургской гимназии; по поручению Министерства народного просвещения организует курсы для подготовки учителей народной школы при Андреевском уездном училище, преподает методику первоначального обучения, русский и славянский языки, выполняет обязанности инспектора курсов.

В 1865 году Л. Н. Модзалевский в качестве депутата от Министерства народного просвещения России участвует в Лейпцигском общегерманском съезде учителей. В этом же году он приступает к работе на Педагогических курсах для приготовления учителей военных гимназий, открытых при 2-й военной гимназии. Вместе с ним на курсах под руководством полковника Г. Г. Даниловича преподавали К. К. Сент-Илер, И. Ф. Рашевский, Д. Д. Семенов, В. А. Рашевский, ставшие впоследствии гордостью отечественной школы. При этом Модзалевский плодотворно сотрудничает с педагогическими журналами. Его работы публикуются в «Педагогическом сборнике», Журнале Министерства Народного Просвещения. В эти годы он создает «очерки истории воспитания и обучения», первую фундаментальную работу по истории педагогики, которая выдержала в 1866—1899 гг. три издания и способствовала выработке правильных приемов преподавания для многих российских учителей и учительниц.

В 1866 году Л. Н. Модзалевский по личной просьбе принца ольденбургского работает инспекто-

ром приюта его высочества, реформируя за короткий срок систему образования и воспитания. При этом особое внимание он обращает на нравственное, эстетическое воспитание, трудовое обучение, физическое развитие воспитанников приюта, среди которых было большинство сирот.

В 1867 г. Л. Н. Модзалевский был приглашен наставником-наблюдателем к детям Великого князя Михаила Николаевича, наместника Кавказа. В течение 15 лет Л. Н. Модзалевский вел плодотворную педагогическую, административную, общественную и литературную деятельность. Помимо воспитания детей Великого князя, он являлся чиновником для особых поручений при попечителе Кавказского учебного округа Я. М. Неверове, принимал участие в заседаниях попечительского совета, готовил заключения по учебным материалам, поступающим в округ. В 1870-х — 1883 гг., занимая должность окружного инспектора Кавказского учебного округа и председателя Кавказского цензурного комитета, будучи директором женской гимназии в Тифлисе, он организовал школу для прохождения педагогической практики учениц специального класса, открыл пансион для иногородних гимназисток. Кроме того, талантливый педагог проявил себя как выдающийся организатор, участник просветительской и творческой деятельности. он сочинял литературные тексты для вокальных пьес, под псевдонимом Гарский написал либретто оперы «Тарас Бульба», выступал с публичными лекциями, продолжал сотрудничество со столичными педагоги-

ческими журналами «Семья и школа», «Народная школа», в газете «Кавказ» опубликовал более 150 статей, посвященных различным общественным проблемам. Спустя много лет стало известно, что Л. Н. Модзалевский являлся автором многих детских стихотворений, включенных К. Д.Ушинским в «Родное слово».

В 1882—1883 гг. из-за разногласий, возникших в Комитете по цензуре, ссылаясь на расстроенное здоровье, Л. Н. Модзалевский подает прошение об отставке и на шесть лет отходит от педагогической, общественной и литературной работы.

В 1889 году Л. Н. Модзалевский вновь возвращается к педагогической деятельности, приняв должность инспектора классов и члена совета Санкт-Петербургского женского Мариинского института. В 1895 — 1896 гг. Л. Н. Модзалевский служит директором училища глухонемых.

В последний период своей жизни Л. Н. Модзалевский возобновляет интенсивную общественную и литературную деятельность. При его непосредственном участии был создан «Союз ревнителей русского слова», цель которого «пробуждать в русском обществе уважение к самобытности и коренным свойствам русской речи, поддерживать и развивать любовь к ней, способствовать сближению книжного языка с народным и тем самым содействовать выработке общепонятного русского языка, как главнейшего орудия распространения просвещения, бороться за освобождение современной речи от излишних иностранных слов и оборотов, за раз-

работку богатств русского народного языка и усиление его значения в школе и семье, за правильный, чистый язык народных книг и учебников» [4.

С. 114].

Основное место в последнее десятилетие его педагогической деятельности занимали изучение и пропаганда педагогического наследия Я. А. Коменс-кого и К. Д. Ушинского. В 1892 году, накануне празднования 300-летнего юбилея Я. А. Коменского, Л. Н. Мод-залевский провел большую работу по ознакомлению русского общества с педагогической деятельностью великого педагога. По его инициативе был создан отдел Коменского при Педагогическом музее, изданы его сочинения.

Значительна роль Л. Н. Модзал-евского в изучении, популяризации идей К. Д. Ушинского. он одним из первых оценил значение его педагогических идей. Так, в 1881 году в газете «Кавказ» была опубликована его статья «К биографии К. Д. Ушинского», а в 1893 году в журнале «Народная школа» изданы письма К. Д. Ушинского к Модзалевскому, снабженные пояснениями и примечаниями последнего. В 1894 году совместно с К. К. Сент-Илером он подготовил к изданию работу К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. опыт педагогической антропологии». Возглавляя Комиссию по увековечиванию памяти К. Д. Ушинского при Санкт-Петербургском педагогическом обществе взаимной помощи, Л. Н. Модзалевский пишет рецензию на биографический юбилейный очерк

M. Л. Песковского «К. Д. Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность», принимает деятельное участие в подготовке торжественного заседания в память 25-летия со дня кончины К. Д. Ушинского, состоявшегося в Педагогическом музее 22 декабря 1895 года. Он уверен, что «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор»

[3. С. 162].

Рассматривая педагогику как систему научных знаний, Л. Н. Модзалевский обращал особое внимание на изучение истории педагогики: «Без знания истории воспитания педагогу нельзя быть передовым деятелем

своего времени, ибо все наши стремления и задачи необходимо подчиняются закону преемственности. Только незнание истории и неуважение к ней могло произвести тех Дон-Кихотов в воспитательном деле, которых у нас появилось немало за последнее время и которые иногда при всем благородстве своих стремлений только вредят нормальному развитию педагогического дела в нашем отечестве» [2.

С. 23 ].

Талантливый педагог, крупнейший историк педагогики, общественный деятель и организатор курсов по подготовке учителей, автор 234 публикаций, сделавший очень много для развития педагогического образования России, внезапно скончался 12 мая 1896 года, проведя за день до этого свой первый выпуск воспитанников училища глухонемых.

Список литературы

1. Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Н. Модзалевский. — СПб. : Алетейя, 2000. - 489 с.

2. Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения. в. 2 ч. Ч. 1 / Л. Н. Модзалевский. — СПб. : Алетейя, 2000. — 425 с.

3. Модзалевский, Л. Н. О народности воспитания по Ушинскому / Л. Н. Модзалевский // Памяти К. Д. Ушинского. — СПб., 1896.

4. Михайлова, М. Л. Н. Модзалевский / М. Михайлова // Советская педагогика. — 1987. — № 10. — С. 112— 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.