Научная статья на тему 'Лев Николаевич Митрохин: работы «За подписью» («Тимошин Л. »)'

Лев Николаевич Митрохин: работы «За подписью» («Тимошин Л. ») Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
132
70
Поделиться
Ключевые слова
MITROKHIN L. N / МИТРОХИН Л. Н / ТИМОШИН Л / ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / СЕКТА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Колмакова М. В.

Деятельность Л. Н. Митрохина как ученого, философа, религиоведа представляет особенный интерес для исследователей. Существует ряд работ, посвященных анализу и критике трудов академика. В настоящем исследовании рассматриваются работы Митрохина, написанные в период с 1958 по 1985 гг. с использованием псевдонимов. Ориентируясь на существующую библиографию автора, можно говорить о таких псевдонимах как: «Митнев К.», «Литератор», «Хостин Л.», «Л. Сонин», «Лемин», «Л. Н. Сонин»,«Л. Николаев» и «Тимошин Л». «Подпись», о которой идет речь в статье, примечательна тем, что под ней появился целый корпус статей, опубликованных в журнале «Наука и религия» в период с 1982 по 1985 гг. и посвященных единой теме возникновению и распространению новых нетрадиционных религиозных организаций в Западных странах.

Lev Nuikolaevich Mitrokhin: works under a pseudonym («Timoshin L.»)

L. Mitrokhin’s researches have special interest for philosophers and researchers of religion. There is a number of works devoted to the analysis and criticism of his works. In our research we will analyse Mitrokhin’s written to the period from 1958 to 1985 with use of pseudonyms the works. Proceeding from the existing bibliography of the author, we can speak about such pseudonyms as: «Mitnev K.», «Writer», «Hostin L.», «L. Sonin», «Lemin»,«L. N. Sonin», «L. Nikolaev» and «Timoshin L». Pseudonym about which we will tell in our work, is very important because showed to scientific community the whole case of articles published in «The Science and Religion» magazine during the period from 1982 to 1985. These works are devoted to a uniform subject emergence and distribution of activity of the new nonconventional religious organizations in the Western countries.

Текст научной работы на тему «Лев Николаевич Митрохин: работы «За подписью» («Тимошин Л. »)»

УДК 291.1

М. В. Колмакова*

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ МИТРОХИН: РАБОТЫ «ЗА ПОДПИСЬЮ» («ТИМОШИН Л.»)

Деятельность Л. Н. Митрохина как ученого, философа, религиоведа представляет особенный интерес для исследователей. Существует ряд работ, посвященных анализу и критике трудов академика. В настоящем исследовании рассматриваются работы Митрохина, написанные в период с 1958 по 1985 гг. с использованием псевдонимов. Ориентируясь на существующую библиографию автора, можно говорить о таких псевдонимах как: «Митнев К.», «Литератор», «Хостин Л.», «Л. Сонин», «Лемин», «Л. Н. Сонин», «Л. Николаев» и «Тимошин Л». «Подпись», о которой идет речь в статье, примечательна тем, что под ней появился целый корпус статей, опубликованных в журнале «Наука и религия» в период с 1982 по 1985 гг. и посвященных единой теме — возникновению и распространению новых нетрадиционных религиозных организаций в Западных странах.

Ключевые слова: Митрохин Л. Н., Тимошин Л., философия религии, секта, нетрадиционные религиозные движения.

M. V. Kolmakova

Lev Nuikolaevich Mitrokhin: works under a pseudonym («Timoshin L.»)

L. Mitrokhin's researches have special interest for philosophers and researchers of religion. There is a number of works devoted to the analysis and criticism of his works. In our research we will analyse Mitrokhin's written to the period from 1958 to 1985 with use of pseudonyms the works. Proceeding from the existing bibliography of the author, we can speak about such pseudonyms as: «Mitnev K.», «Writer», «Hostin L.», «L. Sonin», «Lemin», «L. N. Sonin», «L. Nikolaev» and «Timoshin L». Pseudonym about which we will tell in our work, is very important because showed to scientific community the whole case of articles published in «The Science and Religion» magazine during the period from 1982 to 1985. These works are devoted to a uniform subject — emergence and distribution of activity of the new nonconventional religious organizations in the Western countries.

Keywords: Mitrokhin L. N., Timoshin L., philosophy of religion, sect, nonconventional religious movements.

* Колмакова Мария Владимировна — аспирант Русской Христианской гуманитарной академии, kolmakovamv@yandex.ru

218 Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 1

Деятельность Льва Николаевича Митрохина как ученого, философа, религиоведа представляет особенный интерес для исследователей. Существует ряд работ, посвященных анализу и критике трудов академика. В настоящем исследовании считаем необходимым уделить особенное внимание такому аспекту деятельности Л. Н. Митрохина, как работы, написанные в период с 1958 по 1985 гг. с использованием псевдонимов. Ориентируясь на существующую библиографию автора, мы можем говорить о том, что он использовал псевдонимык «Митнев К.», «Литератор», «Хостин Л.», «Л. Сонин», «Лемин», «Л. Н. Сонин», «Л. Николаев» и «Тимошин Л».

Для того чтобы начать разговор о работах «за подписью» подробнее, необходимо отметить следующее: каких-либо списков работ «за подписью», выделенных отдельной группой самим автором (за исключением тех упоминаний, что помещены в список избранных трудов) [4, с. 629-646], мы не имеем. Подобные сведения оказалась недоступными и в архивах и библиотеках. Потому в данной работе мы опираемся на те данные, которые имеются в уже указанном источнике [4]. Необходимо отметить, что не все работы оказались доступны для ознакомления, по различным причинам. Отчасти эта проблема связана с массовым списанием литературы подобной тематики из библиотек в советское время, потому некоторые брошюры и статьи существуют лишь в списках литературы, и на данном этапе ознакомиться с ними не представляется возможным. Остается надежда, что единичные экземпляры сохранились в частных библиотеках ученых, а так же в региональных библиотеках при учебных заведениях и со временем будут введены в научный оборот, тогда наш обзор может быть дополнен и претендовать на более полный охват указанной темы. В настоящей работе мы будем говорить о работах, которые могут быть доступны исследователям, интересующимся историей изучения возникновения и развития нетрадиционных религиозных движений как в России, так и за рубежом в середине ХХ в., а так же всем тем, кто интересуется трудами Льва Николаевича Митрохина — философа, академика Российской академии наук, одного из выдающихся исследователей проблем философии религии и религиоведения. В настоящей работе мы обратимся к одному из псевдонимов Льва Николаевича.

Мы начинаем разговор о работах за подписью «Тимошин Л.». Эта «подпись» примечательна тем, что под ней научному сообществу был явлен целый корпус статей, опубликованных в журнале «Наука и религия» в 1982-1985 гг. и посвященных единой теме — возникновение и распространение новых нетрадиционных религиозных организаций в Западных странах.

Связаны единой идеей и опубликованы журнале «Наука и религия» подписанные «Тимошин Л.», представляют собой целостный взгляд автора на проблему социальной обусловленности становления религиозности в Западных странах. Е. Г. Балагушкин дает некоторое указание на интересующие нас работы следующим образом: «Среди отечественных ученых Л. Н. Митрохин был одним из пионеров в исследовании данной темы* [*Первые его статьи о новых религиозных движениях в США были опубликованы под псевдонимом Л. Тимошин в журнале "Наука и религия" в 1982-1983 гг.]» [1, с. 201]. Последние статьи этого корпуса (именно он завершает обширный блок работ

Льва Николаевича Митрохина, опубликованных «за подписью») выходили в том же журнале в 1985 г., о них мы расскажем ниже.

В поисках информации о «подписях» мы имели возможность связаться с вдовой Льва Николаевича Митрохина Альбиной Ефимовной Митрохиной, из беседы и переписки с ней мы смогли узнать множество бесценных фактов о жизни и деятельности Льва Николаевича как ученого и как личности. Альбина Ефимовна помогла нам пролить свет на происхождение одной из последних и наиболее часто встречающихся «подписей» — «Тимошин Л.»: для нее была использована девичья фамилия матери ученого. Так же подтвердился тезис о том, что «подпись» использовалась в то время, автор не имел возможности публиковаться под собственной фамилией. После 1985 г. работы «за подписью» не выходили, об этом свидетельствует Альбина Ефимовна, а так же наши безрезультатные поиски такого рода работ.

Первая работа, вышедшая в составе указанного корпуса статей, называется «США: новые "культы" и молодежь». Можно сказать, что именно этой статьей автор подготавливает свои дальнейшие рассуждения на указанную тему, а так же анонсирует более подробный анализ на примере деятельности наиболее активных религиозных организаций. Так, он отмечает:

В нашей литературе о подобных течениях писали преимущественно в связи с судьбой «Народного храма». В последнее время, правда, вышел ряд работ, посвященных современным религиям в США. Но «культы» в них затрагиваются мимоходом. Между тем знакомство с ними позволяет нагляднее представить болезненные процессы, характерные для духовной жизни современного буржуазного общества, проследить причудливые метаморфозы религиозного сознания в наши дни... Поэтому есть смысл первоначально охарактеризовать «религии Нового века» в целом, в их наиболее существенных чертах, а затем остановиться на особенностях наиболее многочисленных из них [9, с. 61].

Далее автор приводит своеобразную классификацию подобных религиозных организаций, их общие специфические характеристики, которые дают представления о деятельности тех организаций, речь о которых будет вестись наиболее подробно в последующих работах цикла. Так, он обращает внимание на то, что несмотря на достаточно большое количество «религий Нового века» [9, с. 61], для наиболее наглядного рассмотрения их деятельности все их было бы удобно подразделить на три категории:

— «апеллирующие к отдельным идеям и символам христианства» [9, с. 61]. К ним автор причисляет «Народный храм», «Церковь Армагеддона», «Церковь живого слова», «Церковь унификации Сан Мён Муна» и мн. др.

— «группы восточного происхождения» [9, с. 61]. К данной категории, по мнению Митрохина, относятся: «Международное общество сознания Харе Кришна», «Миссия божественного света», «Анд-Марг» и др.

— «ряд объединений, чье внимание в основном сосредоточено на "духовных" упражнениях, психотерапевтических сеансах и процедурах, под которые подводятся религиозные обоснования» [9, с. 61]. Наиболее влиятельными среди них являются: «Церковь сайентологии», «Общество трансцендентальной медитации», «Синанон» и др. Так же к числу подобных организаций можно

отнести различные небольшие группы, которые ведут пропаганду парапсихологии, спиритизма и всевозможных оккультных представлений.

Митрохин говорит о том, что, несмотря на различия в ориентации деятельности и основаниях вероисповедания, рассматриваемые организации имеют множество сходств, которые позволяют говорить о некотором процессе, происходящем в обществе, свидетельствующем о тех изменениях, которые происходят в сознании людей. В последующих работах Л. Н. Митрохин наиболее наглядным образом старается показать, какие формы принимают подобные изменения и к каким результатам может привести деятельность подобных организаций.

Вторая работа в составе корпуса вышла в 9-м номере журнала за 1982 г. и носит название «Фатальный исход «"Народного храма"». Статья посвящена трагическим событиям 1978 г.

18 ноября 1978 года последователи так называемого «народного храма», основавшие в Южной Америке, в Гайане, колонию Джонстаун, по призыву своего лидера Дж. Джонса приняли смертельный яд. Погибли 914 человек, в том числе 180 детей. Эта трагедия стала сенсацией года. Она привлекла внимание не только агентов спецслужб и газетных репортеров, но и серьезных исследователей-социологов» [9, с. 60].

В своей работе Митрохин пытается пролить свет на проблемы, которые несут в себе такие «культы», а также проблемы общества, которое эти «культы» порождает и поддерживает. На примере «Народного храма» он раскрывает сценарий, который является общим для множества «религий» подобного рода.

Получив широкое распространение на Западе, так называемые «религии Нового века», или «культы», имеют между собой много общего. Однако каждый из них по-своему своеобразен, неповторим, как неповторима и личность его основателя, и обстоятельства, в которых он действует. В этом отношении «народный храм» не составлял исключения [11, с. 55].

Автор старается показать нам лидера организации, повествуя о тяготах его детства, о тех особенностях и интересах, которые были ему присущи в юные годы, а так же говорит о том, какой путь избрал для себя Джонс в дальнейшем. Истории создания общины, трансформации ее идеалов и оформлению деспотичности власти лидера отведено особенное место в работе. Но более всего автора интересуют те предпосылки развития общественного сознания, которые создали возможность существования подобной модели «религиозной идеологии», а также перспективы такого развития общества. «В понимании социальной обусловленности фатального исхода "народного храма" и состоит главный урок этой истории» [11, с. 59].

В 11-м номере 1982 г. публикуется работа «Мессия должен быть богаче всех». В ней автор обращается к деятельности такой религиозной организации, как «Церковь унификации» главой которой является Сан Мён Мун, выступивший с лозунгом «объединить человечество в единую божественную семью» [3, с. 59]. Как и в предыдущей статье, Митрохин начинает свое повествование с рассказа о личности руководителя организации, позже освещает специфику

деятельности самого «движения». Возможно проследить некоторые параллели, которые проводил автор между («Народным храм» и «Церковью унификации»:

Состояние отчужденности, духовного вакуума, поиска смысла жизни и т. д. всегда связано с представлением о том, что в обществе господствуют чисто формальные, казенные, механические отношения, которые игнорируют личность, расценивают человека как средство достижения прагматических, бездушных целей. «Церковь унификации» противопоставляет им «человеческие», «родственные» отношения, олицетворяемые семейными связями. На этих настроениях спекулируют все культы, которые обычно рекламируют себя не как «церкви». Организации, но как «семьи», в которых человек находит близких, родных людей, способных на бескорыстную любовь и самопожертвование. Слово «семья» входит в название многих «религий Нового века», а их руководители предлагают себя в качестве «отцов», «матерей», «пап», «мам» и т. д. Напомним, что Джонс навязывал своим последователям именно такой образ [3, с. 61].

Митрохин рассказывает о деятельности организации, о правилах, царящих в ней, о тех приемах, которые использовались членами организации для привлечения новой паствы, приводит яркие, впечатляющие примеры, которые создают своеобразный облик организации как составляющей американского общества. В заключение он подводит итог разговора о деятельности «Церкви унификации» и обращает читателя к той проблеме, которую он обозначил в предыдущих статьях и которая получила продолжение на страницах данной работы. Речь идет о состоянии общественного сознания, которое допускает возникновение подобных религиозных групп:

Газета «Вашингтон пост» высказала на этот счет весьма трезвое суждение. «Церковь унификации, — писала она, — предлагает альтернативу такому образу жизни, который лишает молодых людей крепких семей, ясности ума, ощущения высокой цели, смысла существования и надежды на будущее. До тех пор, пока наше общество не обеспечит такой социальной среды и такой надежды, какие предлагает им Мун, он и ему подобные будут процветать» [3, с. 63].

В последующих работах тема социальной обусловленности деятельности нетрадиционных религиозных организаций будет раскрываться с различных сторон, но основная проблема будет проявляться все ярче от примера к примеру.

В 1983 г. в «Науке и религии»выходят четыре статьи из рассматриваемого корпуса.

В 1-м и 2-м номерах печатается работа «Этот "странный мир Харе Кришна"». Деятельность этой организации отнесена автором ко второй категории приведенной выше классификации. Эту особенность автор отмечает следующим образом: «.если раньше религиозные «возрождения» и «бумы» в США расцветали преимущественно на почве иудаистско-христианского наследия, то сейчас бурно растут многие «культы» восточного образца» [12, с. 52]. Автор отмечает то обстоятельство, что религии, возникшие на Востоке, имеют отличные от западных вариантов традицию, специфику и методику действия религиозной группы. Митрохин именует их «специфическими западными изданиями восточных оригиналов» [12, с. 53]. Вместе с тем оказывается со-

вершенно необходимым говорить о нюансах социальной адаптации этих культов в европейской традиции, так как именно она составляет основной корпус идеологии религиозных организаций подобного рода.

Дело в том, что «перенос» индуизма на американскую почву отнюдь не совершался как простая филиация идей, сохраняющих свой изначальный вид. Они претерпели сложную трансформацию, и то, что мы называем «культами», — не исходный, а конечный ее продукт. Такова, вообще говоря, характерная черта любой трансплантации фрагментов одной духовной культуры в другую [12, с. 55].

Американское общество отличается от восточного (в частности индуистского), а потому необходимые задачи, потребности и проблемы решаются представителями этих обществ исходя из разных социальных установок. Потому усвоение религиозных принципов и культурных традиций, отличных от сложившихся в одном обществе, сопровождается перестройкой их для наиболее эффективного использования другим обществом. Отсюда вполне закономерные трансформации смыслов, ритуалов и как следствие, самого религиозного течения в его сущностной основе.

Как и в предыдущей статье, автор говорит о родоначальнике, или основателе, указанного религиозного течения. О тех новшествах, которые приобрело индуистское движение на западной земле. Большое внимание Митрохин уделяет описанию быта живущих в общине людей — адептов движения «Сознания Кришны», подчеркивая его экзотичность на фоне движений западного происхождения. Особенным оказывается практически весь уклад жизни адептов, от облачений и пристрастий в еде до семейных норм и правил поведения каждого из членов семьи. Автор отмечает, что несмотря на внешнюю привлекательность и жизнерадостный вид своих адептов, организация является весьма влиятельной и строго организованной группой с четким уставом и регламентом действий.

В 9-м и 10-м номерах выходит статья «"Моисей Берг": пастырство флиртующей рыбки». Работа освещает деятельность религиозной организации, носящей название «Дети бога». Весьма примечательны характеристики, которые дает автор для обозначения деятельности «культа»: ««Дети бога» — один из наиболее известных американских «культов» и, в определенном смысле, наиболее типичный. Он вырос на американской почве с ее специфическими способами рекламы, жаргоном, идеологией» [5, с. 57]. Дальше следует уточнение:

«Дети бога» — организация стопроцентно американская, потому что если бы не мучительные духовные метания многих молодых американцев, не официальное равнодушие к сломленным и потерявшим себя душам, не атмосфера вседозволенности ради «прибыльного дела», не безудержная реклама порнографии, насилия, всякой чертовщины, то другим, наверное, был бы «исход» циничного проходимца: не лазурное море Италии, но отечественное небо в клеточку стало бы его любимым пейзажем [5, с. 58].

В этой работе особенное внимание уделяется описанию жизни общины, истории ее создания и методам работы с паствой и новообращенными. Достаточно подробно Митрохин говорит о личности идеолога данной организации,

останавливается на способах управления общиной и отношении к обществу. Как и в предыдущих статьях, основной задачей автора становится социальный контекст обоснования возможности существования и развития подобной религиозной организации. В качестве итога автор формулирует следующую мысль:

Атеизм не может быть оскорбителен для верующего, если этот атеизм не казенный, а искренний, идущий от личных убеждений. Для атеиста в свою очередь не обидна вера, если она подлинная. Здесь выяснение истины достигается путем добровольных споров, диалога, причем, естественно, каждый может остаться при своем мнении. Но для всех оскорбительна подлость, независимо от того, размахивает ли она флагом веры или безбожия. И нет на свете большей гнусности, чем, ссылаясь на «священное писание», торговать живыми людьми и их судьбами ради собственных низменных страстишек [6, с. 57].

В 1985 г. вышло еще 3 статьи. Так, во 2-м и 4-м номерах «Науки и религии» опубликована статья «Сайентология: фантастику в бизнес». Как мы видим, ее название обозначает религиозную организацию, о которой пойдет речь. Необходимо добавить, что автор следующим образом отзывается о выборе организации для рассмотрения: «.«церковь сайентологии» — пожалуй, наиболее известный и, во всяком случае, самый скандальный из новых «культов»» [7, с. 59]. Митрохин говорит о том, что множество исследователей относятся к деятельности указанной организации не совсем верно и сводят рассказ о ее истории к «обличительному повествованию об удачливом шарлатане и доверчивых жертвах» [7, с. 59]. Митрохин обращает внимание, что «церковь сайентологии» представляет собой совершенно отличное от рассмотренных в предыдущих статьях организаций движение, которое в основе своей идеологической составляющей обращается к сложным взаимоотношениям религии и научного знания, естествознания в частности. В связи с этим обстоятельством в рядах последователей «культа» можно встретить не только «потенциальных пациентов», но и дипломированных ученых. Именно потому разговор о деятельности данной религиозной организации необходим для составления наиболее полного представления о том, какие разновидности подобных движений могут существовать, а так же обозначить причины и социальную реакцию на их деятельность. Митрохин отмечает:

Особенности «церкви сайентологии», как мы старались показать, в том, что она пытается синтезировать две несовместимые вещи: начатки естественнонаучных знаний в области психологии и психотерапии и религиозные представления. Последствия такой интеллектуальной авантюры двояки. Прежде всего, она, несомненно, дает возможность стричь купоны с обеих сторон. Вместе с тем и врачи, и церковники единодушно ополчаются против выскочки, посягнувшего на прибыльные и уже разделенные пастбища. Эта принципиальная расщепленность «теоретического» фундамента «церкви сайентологии» позволяет понять особенности ее функционирования, в том числе и все те скандальные эпизоды, которыми изобилует ее история [7, с. 62].

Автор обозначает близость идей, культивируемых основателем движения Лафайетом Роном Хаббардом, популярным на западе течениям, произрастающим из восточных культов, психоанализу Фрейда и всевозможным техникам,

связанным с гипнозом в различных его терапевтических целях. Для последователей «культа» не характерно обособленное житие или какие-либо подобия монашеских общин, большинство их работают и живут в мире внешнем. Митрохин обращает внимание на различные техники удерживания человека в рядах последователей «культа».

Можно констатировать, что Л. Хаббард открыл поистине золотую жилу: в 50-е годы — время разгула маккартизма, охоты на ведьм», военного психоза, не изжитого шока от ядерных взрывов — ажиотаж по поводу достижения «внутреннего покоя» достиг апогея... частный психотерапевтический метод был мистифицирован и представлен в качестве универсального средства врачевания человеческого рода [8, с. 59].

В результате таких воздействий эмоции человека притупляются, размываются грани между ощущениями и действительным миром, достигается состояние некоторого гипнотического покоя.

Естественные человеческие эмоции, реакции на окружающие события, потребность в многокрасочных чувствах и ощущение их богатства заменяются стандартизированными реакциями, безразличием, фантастическими картинами из произведений Л. Хаббарда, за которыми признается реальное существование. Это состояние своеобразной духовной анестезии, узкий мир «жизнерадостного робота», утратившего специфические личностные черты. Предельно выразительно такое состояние охарактеризовал молодой Гегель: «Люди, с детства купавшиеся в Мертвом море моральных пошлостей, становятся неуязвимыми, как Ахиллес. Но вся их нравственная сила смывается в этом потоке» [8, с. 60].

В 12-м номере того же года вышла статья «Вундеркинд из "Миссии божественного света"».

Как уже не раз отмечалось, США ныне буквально наводнены «учителями» восточной мудрости, как привило, учредившими собственные организации. Они крайне разнообразны. Одни (например, «Движение Харе Кришна») ревностно сохраняют заморскую экзотику (одежды, ритуалы, распорядок и т. п.). Другие, напротив, стремятся выступить в предельно «американизированном виде». К ним, прежде всего, относится и «Миссия божественного света». Поэтому знакомство с ней позволяет глубже увидеть как причудливые судьбы неоориентализма, так и облик новомодных мистических доктрин [2, с. 45].

Как свидетельствует биография основателя «Миссии божественного света», Махарадж Джи уже в двухлетнем возрасте начал рассуждать на темы духовные, а в шестилетнем возрасте произнес первую проповедь. В одиннадцать лет он выступил на многомиллионном митинге в Нью-Дели. В этом смысле замечание Митрохина о том, что «во всяком случае, гуру-юнца, глаголющего божественную истину, мы еще не встречали» [2, с. 45], представляется вполне уместным. Эта работа стала последней в корпусе статей с подписью «Тимошин Л.». Рассмотренные нами статьи представляют собой полноценное исследование в области понимания роли социальной обусловленности возникновения и распространения всевозможных вариантов нетрадиционных религиоз-

ных организаций. На примерах адептов различных «религий Нового века». Л. Н. Митрохин демонстрирует вариант реакции общества на складывающийся и постепенно нарастающий кризис, обусловленный различными факторами: ростом безработицы и инфляции, что становится причиной нехватки средств для обеспечения жизни. Отсюда рост преступности, алкоголизма, наркомания и др. Особенно пугающим обстоятельством оказалась информация о разработке и возможном применении ядерного оружия, вследствие чего стали нарастать апокалиптические настроения. На фоне происходящих событий у рядовых граждан возникает тревога за свое существование. Многие ищут выход из опасной ситуации в «душеспасительном делании». Своего рода «кризис нации», который ставит под удар доверие народа правящим структурам, а так же тенденция к потере собственной национальной идентичности провоцирует многих людей на поиск новых идей и ценностей, способных «навести порядок» в общественном сознании и вернуть надежду на благополучное будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балагушкин Е. Г. Исследования религиозных новообразований // Лев Николаевич Митрохин / Л. Н. Митрохин; [под ред. А. И. Кырлежева]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 367с. — (Философия России второй половины ХХ в.).

2. Митрохин Л. Н. Вундеркинд из «Миссии божественного света» // Наука и религия. — 1985. — № 12. — С. 44-48.

3. Митрохин Л. Н. Мессия должен быть богаче всех // Наука и религия. — 1982. — № 11. — С. 59-63.

4. Митрохин Л. Н. Мои философские собеседники. — СПб.: РХГА, 2005. — 648 с.

5. Митрохин Л. Н. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки» // Наука и религия. — 1983. — № 9. — С. 57-60.

6. Митрохин Л. Н. «Моисей» Берг: «пастырство флиртующей рыбки» // Наука и религия. — 1983. — № 10. — С. 54-57.

7. Митрохин Л. Н. Сайентология: фантастику в бизнес // Наука и религия. — 1985. — № 2. — С. 58-62.

8. Митрохин Л. Н. Сайентология: фантастику в бизнес // Наука и религия. — 1985. — № 4. — С. 57-60.

9. Митрохин Л. Н. США: новые «культы» и молодежь // Наука и религия. — 1982. — № 7. — С. 60-63.

10. Митрохин Л. Н. США: новые «культы» и молодежь (сокр.) // Знание — сила. — 1982. — № 8. — С. 38-39.

11. Митрохин Л. Н. Фатальный исход «Народного храма» // Наука и религия. —

1982. — № 9. — С. 55-59.

12. Митрохин Л. Н. Этот «странный мир Харе Кришна» // Наука и религия. —

1983. — № 1. — С. 52-57.

13. Митрохин Л. Н. Этот «странный мир Харе Кришна» // Наука и религия. — 1983. — № 2. — С. 59-63.