2. Баныкина С.В., Степанов Е.И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. - М.: КомКнига, 2006. - 184 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
4. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 171 с. (Психологический практикум).
5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Пите. - 9-е изд., перераб. - 2016. - 944 с.
6. Почекаева И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 24.10.11: утв. 15.04.11. — Пермь, 2010. — 215 с.
7. Райс Ф.,К. Долджин Психология подросткового возраста. - 12-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2014. - 816 с.
8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - М.: АСТ, 2015. - 656 с.
9. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
© Почекаева И.С., Халаева А.Г., 2016
ЛЕТНИЙ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «BRITISH HOLIDAYS»
Елена Евгеньевна Санникова
учитель английского языка МАОУ «Гимназия№ 31», г. Пермь E-Mail: [email protected]
Ольга Алексеевна Вьюгова
учитель английского языка МАОУ «Гимназии № 31», г.Пермь E-Mail: [email protected]
Аннотация. Статья основана на опыте организации языкового лагеря. Рассмотрены цель, задачи, эффективность проекта, особенности организации работы лагеря. Приведено планирование мероприятий по трём направлениям: Британский театр, Великобритания, Летнее Рождество.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, языковой лагерь, распорядок дня, Британский театр, носитель языка, спектакль, Великобритания, страноведение, Летнее Рождество, праздники, традиции, портфолио учащегося.
Обучение иностранному языку в гимназии осуществляется не только через урочные, но и через внеурочные формы деятельности. Летний языковой лагерь -это одна из внеурочных каникулярных форм. Проект «British Holidays», летний
233
языковой лагерь, является дополнительным средством повышения интереса детей к изучению английского языка. Проект предполагает погружение в языковую среду. Для работы в лагере приглашаются носители языка, преподаватели из Великобритании. Проект направлен на применение полученных знаний в нестандартной обстановке, предлагает дополнительный материал, который позволяет углубить и расширить знания по предмету.
Актуальность разработки и создания данного проекта обусловлена потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и возможностью применения полученных знаний на практике через процесс коммуникации и выступлений разного характера на детскую и взрослую публику.
Цель проекта - повышение иноязычной коммуникативной компетентности и мотивации учащихся гимназии к изучению английского языка в условиях общения с носителями языка.
Задачи проекта:
• развитие психических способностей детей к общению на английском языке, развитие эмоциональной сферы путём погружения в языковую среду;
• развитие творческих способностей детей через приобщение их к театральной деятельности;
• приобретение лингвострановедческих знаний на стыке двух культур России и Великобритании;
• воспитание личности ребёнка через усвоение общечеловеческих ценностей: любви к своей стране, толерантности, уважения друг к другу, умения сотрудничать в разновозрастном коллективе;
• совершенствование умений и навыков аудирования, говорения, чтения, письма в процессе непосредственного общения с носителями языка, в процессе выполнения разнообразных видов творческой деятельности;
• укрепление физического здоровья детей.
Эффективность проекта определяется его организацией с позиции системно-деятельностного подхода: разнообразия видов деятельности в процессе занятий; включения детей в проектирование деятельности и подготовки собственного продукта; занимательного содержания, выходящего за рамки основной программы обучения английскому языку на данном возрастном этапе; погружения в образовательную среду при системной организации деятельности.
Основные формы занятий - игра, драматизация детских произведений, конкурс, праздник, концерт, занятие-путешествие, спортивные соревнования. Проектная деятельность предполагает создание проекта, индивидуально или в малых группах. Занятия предполагают знакомство с аутентичным материалом (работа над фонетическими, лексическими, грамматическими особенностями), отработку чтения (декламации, пения), разучивание материала, использование материала для мини-проектов, выступлений. В результате работы создаётся атмосфера доверия, дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе,
учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу, формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания, ситуация успеха побуждает ребёнка к дальнейшей деятельности. Эффективность проекта повышается за счёт погружения в языковую среду, общение происходит на английском языке.
Организация работы летнего лагеря
Проект рассчитан на учащихся 3-5-го классов. Количество учащихся: две группы по 15 человек. Срок реализации: до 18 дней. Режим работы лагеря: с 9.00 до 16.00. Педагогическая команда: два носителя языковой культуры, три учителя английского языка гимназии. Аудитории: два кабинета для групповой работы, один кабинет для подвижной деятельности, актовый зал для театральных постановок, малый спортивный зал для проведения спортивного часа.
Примерный распорядок дня
9.00 Утренний сбор
9.30 Завтрак
9. 40 Проект «Британский театр»
11.05 Игры на воздухе
11.35 Проект «Великобритания»
13.00 Обед
13.15 Отдых
14.00 Проект «Летнее Рождество»
15.40 Полдник
15.50 Рефлексия
16.00 Завершение дня
Содержание работы
Содержание летней языковой смены включает в себя три проекта.
1. Проект British ^еа^е(«Британский театр»)- это занятия актёрским мастерством и репетиции театральных постановок (руководитель проекта -носитель языка). Учителя гимназии оказывают поддержку данным занятиям (дополнительные репетиции, работа с лексикой).
2. Проект Great Britain («Великобритания») посвящён страноведческим беседам, мероприятиям, играм, соревнованиям и различным конкурсам.
3. Проект Summer Christmas («Летнее Рождество») основан на материале английских праздников и включает в себя знакомство с традициями, песнями, пословицами, стихами, создание реквизитов праздника, открыток, создание проекта по каждому празднику и выступление перед детской аудиторией или разыгрывание сценок по материалам традиционных английских произведений.
Планирование работы
Проект «Британский театр» Проект «Великобритания» Проект «Летнее Рождество»
Игры на знакомство и сплочение разновозрастного коллектива. Оформление уголка лагеря: наш день, наши правила, мы разные (наши имена, предпочтения, увлечения).
Игры на знакомство, тренировочные упражнения для актёров. Англия (географическое положение, города). День рождения. Праздник летних именинников.
Игры, этюды. Англия (символы, традиции, легенды). Календарь британских праздников.
Знакомство с лексикой. Тренировочные упражнения. Англия. Спортивный час: любимые виды сорта англичан. День Святого Валентина. Знакомство с праздником (традиции, персонажи). Изготовление открыток.
Знакомство с произведением. Оформление карты Великобритании. Игра «Будь моим Валентином».
Знакомство с произведением. Шотландия (географическое положение, природа, города). Пасха. Знакомство с праздником (традиции, персонажи).
Распределение ролей. Шотландия (символы). Поиск пасхальных яиц. Бег «яйцо в ложке».
Репетиция мини-сцен. Шотландия (традиции, легенды). Майский день. Знакомство с праздником.
Репетиция мини-сцен. Шотландия. Игры горцев, командные соревнования: метание «бревна», перетягивание каната и др. Выборы Майской Королевы (конкурс для девочек).
Репетиция мини-сцен. Разучивание песен. Ирландия (географическое положение, природа, города). День Яблока (традиции, персонажи).
Репетиция мини-сцен, разучивание песен, танцев. Ирландия (символы, традиции, легенды). Командный конкурс «Природа».
Репетиция спектакля. Изготовление реквизита. Ирландия. Знакомство с ирландскими танцами, разучивание танца. Хэллоуин. Знакомство с праздником (традиции, персонажи). Изготовление и презентация монстров из пластиковых стаканов.
Репетиция спектакля. Уэльс (географическое положение, природа, города). Костюмированный командный конкурс «Будь удачлив в Хэллоуин!» (представление команд, игры «Привидение», «Охота на ведьм», «Игры монстров»).
Репетиция спектакля. Уэльс (традиции, символы, легенды). Рождество. Знакомство с праздником (традиции, персонажи). Изготовление рождественских открыток.
Проект «Британский театр» Проект «Великобритания» Проект «Летнее Рождество»
Генеральная репетиция. Уэльс. Игры Уэльса, командные соревнования: «поиск драконов», «собирание овец», народные игры. Костюмированный праздник «Моё Рождество».
Премьера спектаклей. Итоговый тест. Викторина «Британские праздники».
«Гастроли» театральных коллективов. Совместный проект с соседней школой (показ своих спектаклей, просмотр спектакля соседей, совместные игры).
Церемония закрытия. Подведение итогов. Рефлексивные листы «Мой английский лагерь». Награждение лучших участников. Вручение памятных подарков.
Результаты деятельности
Результатом деятельности над проектом «Британский театр» является премьера двух спектаклей, где каждый артист получает сертификат участника программы OxfordWorldTheatre.
Для оценки эффективности работы в рамках проекта «Великобритания» проводится тестирование, и каждый школьник получает сертификат участника проекта с итоговыми баллами. Знакомясь с британскими праздниками и участвуя в разнообразных конкурсных мероприятиях, дети получают грамоты за различные достижения. Так формируется индивидуальное портфолио учащегося.
Окончание проекта «British Holidays» предполагает церемонию награждения. На заключительном празднике присутствуют родители учащихся, учителя гимназии, гости.
В течение всего проекта «Летний языковой лагерь» ведётся фото-и видеосъёмка. В конце проекта каждый его участник получает диск с фотографиями и фильмом о жизни в лагере.
© Санникова Е.Е., Вьюгова О.А., 2016