Научная статья на тему 'Летчик, философ, гражданин и полет мысли от антисталинизма к апологетике Сталина (об Александре Александровиче Зиновьеве)'

Летчик, философ, гражданин и полет мысли от антисталинизма к апологетике Сталина (об Александре Александровиче Зиновьеве) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летчик, философ, гражданин и полет мысли от антисталинизма к апологетике Сталина (об Александре Александровиче Зиновьеве)»

- -о

ИСТОРИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 7 (403). Философские науки. Вып. 45. С. 104—106.

ЛЕТЧИК, ФИЛОСОФ, ГРАЖДАНИН И ПОЛЕТ МЫСЛИ ОТ АНТИСТАЛИНИЗМА К АПОЛОГЕТИКЕ СТАЛИНА (об Александре Александровиче Зиновьеве)

В. А. Кузнецов

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

«Устойчивым в моей позиции является одно: стремись к истине и противься насилию, ибо без этого ты — не человек». Это изречение принадлежит одному из самых талантливых советских философов-логиков, социальному писателю Александру Александровичу Зиновьеву.

А. А. Зиновьев родился в крестьянской семье (четвертый среди одиннадцати детей) 29 октября 1922 г. в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области. «В поисках лучшей жизни» семья переехала в Москву, где Зиновьев окончил среднюю школу, при этом отличался математическим даром. В 1939 г. поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), из которого был исключен за антисталинские высказывания. В институте на комсомольском собрании в конце 1939 г. Зиновьев критиковал политику Сталина в отношении крестьянства. Его исключили из комсомола и из института, направили на психиатрическую экспертизу. Зиновьев, опасаясь дальнейших репрессий, сбежал из Москвы. Скрывался в разных местах, бродяжничал, позднее вернулся в Москву. Впоследствии Зиновьев часто возвращался к этой истории, в том числе в мемуарах «Исповедь отщепенца», называя тот год «годом ужаса». Чтобы избежать преследований, он добровольно в конце 1940 г. вступил в Красную Армию и служил в Приморском крае. Весной 1941 г. часть, в которой он служил, была переброшена на запад. Так как к началу войны его часть не успела получить танки, то ее составу пришлось воевать в качестве стрелкового полка.

В конце 1941 г. Зиновьева направили в авиационную школу под Горький (Нижний Новгород). Школу окончить не успел, так как в 1942 г. был возвращен снова в танкисты. Однако затем его отправили на учебу в Ульяновскую авиационную школу пилотов (судьба, рок все равно берет его в небо). Большую часть войны Зиновьев провел на учебе в авиашколе, из которой выпущен в конце 1944 г. летчиком штурмовой авиации в звании младшего лейтенанта. О своей учебе в Ульяновской школе пилотов он пишет в книге «Русская судьба, исповедь отщепенца» (1988). Воевал Зиновьев на 1-м Украинском фронте в составе 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса. Первый боевой вылет на самолете Ил-2 состоялся марте 1945 г. Война для него завершилась в Грассау 8 мая. Всего он совершил 31 боевой вылет, был награжден. Закончил службу в 1946 г.

В период с 1946 по 1954 г. Зиновьев получал образование на философском факультете МГУ и окончил его аспирантуру. Среди студентов он выделялся вольнодумием, независимостью и оригинальностью суждений, пользовался в их среде научным авторитетом. Выступал против философской демагогии. В 1954 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале "Капитала" К. Маркса)». Его исследование положило начало ориентации части советских философов на разработку проблем аналитической философии. С 1955 по 1976 г. Зиновьев — сотрудник Института философии АН СССР, одновременно преподает

Летчик, философ, гражданин и полет мысли от антисталинизма к апологетике Сталина.

105

в вузах Москвы, заведует кафедрой логики философского факультета МГУ (1965—1968).

Сначала Зиновьева в философии интересовали по преимуществу логические проблемы. Он явился одним из пионеров развития математической логики в России. Кроме того, разработал собственную логическую теорию, названную им комплексной логикой. Логика, по его мнению, имеет дело с языком, взятым лишь в качестве искусственно изобретенной и отделенной от человеческого тела знаковой системы, призванной фиксировать, хранить, передавать и наращивать знания. Он выступил против подмены логики математическим аппаратом, за восстановление ее суверенитета как особой науки, лежащей в основе всех прочих наук, включая и математику. Он сформировал фундаментальное положение, согласно которому в науке не должно быть проблем, не разрешимых по вине логики.

Начиная с середины 1970-х гг. Зиновьев все более сосредоточивал свое внимание на исследованиях общества, при этом стал излагать результаты своих размышлений в форме художественных произведений. Зиновьева настигла всемирная слава политического социолога и писателя, после того как в 1976 г. в Швейцарии вышла тайно переправленная на Запад его книга «Зияющие высоты», в которой в художественной форме изобличаются пороки советской системы. В СССР книгу сразу объявили антисоветской, а ее чтение приравняли к антисоветской деятельности. Зиновьев был уволен, выслан из страны, лишен гражданства и вместе с ним всех ученых степеней, званий, боевых наград (его исключили даже из Философского общества, в котором он не состоял). С 1978 по 1999 г. он находился в эмиграции, жил в Мюнхене (Германия). В эти годы им написаны книги: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979), «Записки ночного сторожа» (1979), «Желтый дом» в двух томах (1980), «Гомо советикус» (1982), «Пара беллум» (1982), «Нашей юности полет» (1983); сборники статей: «Без иллюзий» (1979), «Мы и Запад» (1981), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983), — в которых он продолжил научно-художественный анализ советского общества. В 1980 г. выходит его научный труд «Коммунизм как реальность», за который он получил премию Алексиса Токвиля.

Период перестройки Зиновьев охарактеризовал как неадекватный ответ на кризис коммунистического строя. Он предрек, что перестройка как бюрократическая формальность приведет не к обновлению социализма, а к его краху, поэтому он назвал ее «катастройкой». Он продолжил анализ советского коммунизма в книгах: «Катастройка»

(1988), «Горбачевизм» (1988), «Смута» (1994), «Русский эксперимент» (1994), «Посткоммунистическая Россия» (1996). После ГКЧП он занял позицию апологета советского коммунизма, считая советский период вершиной российской истории. Поражение ГКЧП и распад СССР Зиновьев назвал «исторической трагедией», а по отношению к Ельцину и его соратникам допускал резкие выражения («идиоты», «подонки», «кретины»...).

Победу западнизма («западнизация», по мнению Зиновьева, «особая форма колонизации», нацеленная на распад России в интересах Запада) над коммунизмом в холодной войне Зиновьев рассматривал как историческое поражение России.

В 1990 г. Зиновьев был восстановлен в гражданстве. Его труды стали издаваться в России. В 1999 г. он вернулся в Россию, в Москву, на постоянное место жительства, стал работать профессором МГУ (кафедра этики на философском факультете) и профессором Литературного института им. Горького, в Институте философии РАН, активно участвовал в общественно-политической жизни страны как публицист. Зиновьев относился критически к социальному устройству новой России [«Идеология партии будущего» (2003); «Распутье» (2005)]. Последним произведением Зиновьева, которое он завершил за несколько недель до кончины, стала книга «Фактор понимания» (2006), в которой он подводит итог жизни, излагает свое философское мировоззрение. По мнению исследователей его творчества, Зиновьев парадоксально превращался из обличителя коммунизма в его апологета, что особенно проявилось в романе «Нашей юности полет». В нем Зиновьев утверждал, что «после 1953 г. перестал быть антисталинистом, поскольку понял, что сталинизм возник "снизу" и не был порождением Сталина». На вручении в Риме итальянской литературной премии «Тевере» (1992) отрицал возможность успеха российских реформ, считая, что они приведут только к катастрофе. Тогда же назвал Сталина единственным великим политиком в истории России, что, по замечанию исследователей, вовсе не было похвалой, но шокировало публику. Зиновьев в одном из интервью четко обозначил эволюцию своих взглядов: «Я был убежденным антисталинистом с возраста 17 лет. Мы даже приступили к подготовке покушения на Сталина. Если в 1939 г. меня осудили бы к высшей мере наказания, это было бы справедливо. Теперь, обдумывая весь этот век, я подтверждаю: Сталин был самой великой личностью XX века, самым великим политическим гением. К стыду своему, должен признаться, что я отдал дань такому отношению к Сталину как к руководителю страны в годы подготовки

106

В. А. Кузнецов

к войне и в годы войны, когда был антисталинистом и очевидцем событий тех лет. Прошло много лет учебы, исследований и размышлений, прежде чем на вопрос "А как бы поступал ты сам, окажись на месте Сталина?", я ответил себе: я не смог бы поступать лучше, чем Сталин». Итак, между этими полюсами вся жизнь, плодотворная работа и трагедия А. Зиновьева как философа, мыслителя и гражданина.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 г. Согласно завещанию, его прах был кремирован, пепел развеян над полем, где раньше располагалась исчезнувшая со временем деревня, в которой он родился и вырос; на этом месте установлен валун. Часть праха по воле жены и соратницы Ольги Мироновны Зиновьевой захоронена на Новодевичьем кладбище, где сооружена могила-кенотаф и памятник.

Сведения об авторе

Кузнецов Владимир Александрович — доктор исторических наук, профессор кафедры философии, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. filos@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 7 (403). Philosophy Sciences. Iss. 45. Pp. 104—106.

PILOT, PHILOSOPHER, CITIZEN, AND THE FLIGHT OF THOUGHT FROM ANTI-STALINISM TO STALIN APOLOGETICS (Alexander Alexandrovich Zinoviev)

V.A. Kuznetsov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. filos@csu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.