УДК 78.04
А. С. Голованёва
«ЛЕСТНИЦА ИАКОВА» ДМИТРИЯ И. СМИРНОВА ПО ГРАВЮРЕ УИЛЬЯМА ВЛЕЙКА -ПРОИЗВЕДЕНИЕ-СОСТОЯНИЕ
уществуют в музыкальном искусстве произведения, в которых наличествует истинное превалирование какого-либо одного психического состояния персонажа или персонажей без изменения, без наличия драматургического процесса со свойственными ему завязкой, развитием, кульминацией и итогом. Яркий пример этого типа — симфоническая поэма «Остров мертвых» С. Рахманинова, в которой раскрыто лишь состояние неотвратимости смерти. В случае с произведением «Лестница Иакова» (1990) Д. Смирнова, созданном по одноименной гравюре английского художника У. Блейка (1800), в котором композитор воссоздает сон библейского персонажа, - это состояние сна. На гравюре «Лестница Иакова» мы видим психическое состояние, которое относится к степени неосознанности. Иаков спит — это заметно на гравюре Блейка и все, что он видит (определенные персонажи и предметы, Лестница, ведущая к небесам, поднимающиеся и спускающиеся по ней Ангелы), возникает в его воображении. Исходя из Библии, отметим, что Лестница явилась Иакову во сне:
*Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, / и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. / И взял один из камней того места, / и положил себе изголовьем, и лег на том месте. / И увидел во сне: вот, Лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; / и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. / И вот, Господь стоит на ней и говорит: / Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. / Землю, на которой ты лежишь, / Я дам тебе и потомству твоему; / и будет потомство твое, как песок зем-
© А. С. Голованёва, 2015
ной; / и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; / и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; / и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; / и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, / доколе не исполню того, что Я сказал тебе. / Иаков пробудился от сна своего и сказал: / истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!»
(Бытие. 28: 10-16).
В первую очередь, Смирнов изображает состояние Иакова, в котором все ему и представляется.
Вот какое определение сну дает В. Даль: «Сон - это состояние спящего; отдых тела в забытьи чувств» [4, с. 270]. Люди представляют сон как некое отключение от реальной среды, с минимальной деятельностью мозга. Часто во время сна к человеку приходят сновидения, то, что возникает в его сознании. Некоторые считают, что сон - это отражение того, что с человеком происходило, другие верят, что сон предсказывает события. Тот же В. Даль отмечал: «Сновидение - это видение во сне, сон в лицах, в действии, грезы, бред, игра воображения во сне» [там же, с. 247]. Необходимо с этим согласиться, подтверждая, что сон - это ментальное состояние, а сновидение дает возможность действовать или видеть действие чего-либо. Получается, что в этом состоянии человек находится в многомерности -и тут, и там. В Словаре по психологии сновидение характеризуется следующим образом: «Сновидение - это субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности» [10, с. 366]. Это еще раз подчеркивает, что умение видеть-зреть является главным свойством сна, так же как и живописи.
С
Все произведение Смирнова, как и гравюра Блейка, имеет ментальный характер, предполагающий, что запредельное состояние должно передаваться в одном ключе, бездейственно, почти неизменяемо (возможно изменение только деталей). Такой подход привносит непривычный характер восприятия и передает то, чего в жизни быть не может. Ключевое понятие при отображении ментального характера - подсознательность: действительно, с Иаковом в реальном мире ничего не происходит. Но во сне ему является образ Лестницы с Ангелами, которая ведет к Богу и как вершина сюжета - Бог разговаривает с Иаковом. В этом заключается досказывание Смирновым гравюры Блейка (на ней Бог никак не изображен, вместо него на краю лестницы в небе горит солнце. Смирнов же заменяет солнце Богом). Исходя из теории В. Бобровского, здесь можно говорить об одноэлементной драматургии (монодраматургии), поскольку отсутствует разделение персонажей на ряд сил и не допускается какая-либо внутридраматургичес-кая конфликтность.
Имеют место разные толкования видения Иакова. Так, Д. Щедровицкий замечает, что «Иаков увидел бесконечный путь духа человеческого: Лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; существует множество ступеней восхождения духа, и Ангелы Божьи восходят и нисходят по ним. Патриарх узрел духовный путь человечества, собственных своих потомков по плоти и по духу» [13, с. 234]. Укажем, что Лестница - это символ и часть религиозного ритуала, она подчеркивает важность восхождения. Несмотря на то, что символизм складывается в 60-70-е годы XIX века, гравюру «Лестница Иакова» Блейка называют предтечей символизма. Отметим параметры его проявления:
1) черты символизма присущи любым изображениям, посвященным религиозному культу: изображение Богов разных верований, в том числе Христианских Святых, Апостолов и Ангелов — все они относятся к символизму («Лестница Иакова» - библейский сюжет), 2) симво-
лизм в изобразительном искусстве - это обращение к таинственным силам (изображение Лестницы с Ангелами), 3) эти таинственные силы чаще всего передаются через душевные переживания героев (в данном случае, - сон Иакова), 4) Иаков сам выступает как символ - он «есть прообраз Мессии: он человек кроткий, или "целостный"» [там же, с. 222].
Рассмотрим подробнее образы, запечатленные на гравюре Блейка.
Лестнииа представлена в виде закручивающейся вверх спирали. По мнению Д. Щедровицкого, спираль «связана с движением, энергией и ростом» [7, с. 110]; М. О'Конелл и Р. Эйри отмечают, что «В древности путь в рай представлялся в виде спирали, отражающий природный узор» [там же, с. 111], а Дж. Холл считает, что «Лестница является одним из инструментов Страстей и фигурирует в Поднятии Креста и в Снятии с Креста» [12, с. 333]. Таким образом, Лестница имеет несколько трактовок, но мнения всех ученых сходятся в одном - она символизирует некий путь наверх, подъем к небесным сферам.
Говоря о звездах, представленных на гравюре Блейка, нельзя не указать и на их символику: «Звезды, пронизывающие тьму своим сиянием, всегда воспринимались как божественные символы, обозначающие присутствие божества» [7, с. 122]. С этим можно согласиться, ведь Иаков видит во сне не только Лестницу с Ангелами, но и Бога на ее вершине. На гравюре изображены Ангелы, которые движутся по Лестнице, символизируя сошествие Христа на землю, а также -связь неба и земли1. По замечанию С. Булгакова, «Между творением неба и земли устанавливается некий параллелизм - положительное соотношение, выражаемое словом (это слово Слова Божия содержит в себе учение о соотношении Ангельского и человеческого мира, неба и земли)» [2, с. 36], а, по мнению С. Д. Сигриста, «Лестница имеет различные уровни и ступени. Традиция иудейской интерпретации, представленная книгой Зохар, различает несколько уровней опыта, от чисто материального до на-
учного, художественного, философского и самой божественной жизни. Это нашло отражение в замечательной картине художника-визионера Уильяма Блейка, изображающей сон Иакова» [11, с. 3]. Во-первых, Лестница Иакова в православном символизме - это так называемый еще один вид Древа жизни. На гравюре Блейка изображена Лестница, которая соединяет два мира - земной и небесный. Во-вторых, - можно и нужно связывать опыт как понятие с творчеством Блейка (данная тема появляется в его произведении «Песни невинности и опыта»). В-третьих, - Лестница в православном символизме означает время, а именно — его цикличность. Но говоря о Лестнице, мы должны учитывать тот факт, что на гравюре Блейка она изображена спирально. По мнению А. Дугина, «сакральная традиция понимает время исключительно циклически, спирально» [5].
Говоря о символике Лестницы, следует учитывать и каждую ее ступень, так как в апокрифе «Лествица Иакова» Ангел разъясняет Иакову символику каждой ступени. Значит главное на гравюре не просто спиральная Лестница, но и ступени, а также Ангелы (у Блейка изображены Ангелы, спускающиеся и поднимающиеся по Лестнице). Справедливо замечает С. Булгаков, что «Ангелы суть блю-стители сил природных: огня, светил небесных (согласно древнему верованию), вообще неодушевленного мира» [2, с. 36]. Ангелы - это, возможно, та самая Лестница соединяющая мир земной и мир человеческий, ведь не зря же говорят, что они служители неба на земле: «Служение Ангелов предполагает существование онтологической связи между миром Ангельским и человече-ским. Восхождение и нисхождение Ангелов совершается по лествице, существующей между землею и небом и виденною Иаковом» [там же, с. 42]. Скорее всего, многие имеют определенную символику, связанную с Ангелами, как вестников (в библейских сюжетах они появляются с новостью), исполняющих волю Божью. В ряде символических учений Ангелы трактуются по-разному. Так, «Ангелы
(...) имеют множество значений. Мы упомянем только два из них. Во-первых, это Ангелы-хранители, которые посланы охранять Иакова и потомков его на всех их путях. О таких «восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» Ангелах-служителях говорит Иисус Христос (Иоан.: 1, 51). Во-вторых, это духи людей: дух человеческий может взойти, подняться духовно, а может и низойти, ниспасть с высоты» [13, с. 234].
Приведем комментарий Смирнова, предпосланный партитуре: «"Лестница" в музыкальном представлении - соблазнительная идея, которая достигается различными способами: во вступлении Лестница изображена в соответствии с законом перспективы (с использованием серии из обертонов); в основном разделе, где фагот сопровождается струнными, Лестница изображена по закону обратной перспективы (с использованием подразумеваемых основ), развивающий раздел имеет абстрактный характер и строится на основе перспективы (с использованием четвертьтонов и тритонов). Фигура (она представлена не детально, а лишь как объект, который имеет место быть по Библейскому сюжету. -А Г.) Иакова изображена в партии соло фагота, звезды - в партии колокола, металлической перкуссии, арфе и челесте. Движение Ангелов передано в партии струнных и духовых, а слова, сказанные Богом, - партией бас-барабана. Звуковая ткань состоит из комбинации различных техник (с использованием мотивов, модальной системы, 12-ти тоновой системы и др. — А Г.). Квази-тональные эпизоды чередуются с участками, которые не имеют определенной тональности для того, что чтобы наметить сонатную форму». Таким образом, персонифицируются образы Иакова (фагот), звезд (колокольчики и металлическая перкуссия, арфа и челеста), Ангелов в их движениях (струнные и духовые), Бога (бас-бара-бан). Однако, персонифицированные образы не вступают в конфликт, воссоздавая одно эмоциональное состояние, - состояние покоя, свойственное светлому умиротворению небесного мира.
Светлые тона струнных и духовых, начиная с пиано и переходя к форте, изображают небесный свет, исходящий от Бога и Ангелов, которые спускаются и поднимаются по Лестнице. Звучание колокольчиков в тишине характеризует звезды на небе. По одной, они словно рассыпаются в ночи. Все статично, движение музыкальной мысли как бы «вертится» вокруг одного и того же - сна Иакова. Смирнову удалось изобразить светлый тон гравюры Блейка благодаря тембровой окраске инструментов. Например, труба — это инструмент, чей звук «в целом отличается яркостью, блеском, силой и в то же время легкостью и подвижностью» [6, с. 310]. Труба, не персонифицированная с каким-то конкретным персонажем гравюры Блей-ка, ассоциируется с божественным началом не только благодаря своему «призывному» звучанию, но и благодаря своему золотому цвету - цвету солнца на гравюре Блейка. «Звук валторны Р отличается красивым, мягким, полным, грудным, округленным тембром» [там же, с. 296]. Валторна, как и кларнет, изображает Ангелов, поэтому тембр именно этих духовых воплощает что-то возвышенное, красивое и мечтательное. «Римский-Корсаков характеризует кларнет как инструмент "мечтательно-радос-тный", "блестяще-веселый" в мажоре и "мечтательно-грустный", "страстно-драматический" в миноре» [там же, с. 243]. Мечта - это «нечто созданное воображением, мысленно представляемое» [8, с. 321]. В данном случае нечто, созданное воображением, - это сон Иакова. Воображение - как способ общения между человеком и Богом. Сон - это «то, что снится, грезится спящему (...)» [там же, с. 687]. Хочется выделить именно слово грезится, ведь греза - это мечта. Значит, кларнет — это инструмент, который, в первую очередь, темброво может выражать образ сна или то, что происходит в нем (в данном случае - спускающихся и поднимающихся по Лестнице Ангелов). Флейта тоже изображает Ангелов и описание ее тембра «как внешне холодного, легкого, воздушного, с огромной
подвижностью» [там же, с. 223] характеризует образы крылатых небесных созданий. Нет сомнений, что Смирнов серьезно подошел к выбору тембров, ведь от этого зависит истинное «звучание» образов гравюры Блейка, чего он и добился.
Итак, смысл данного произведения построен на обрисовывании сна Иакова и все ведет к тому, что в конце Бог (у Смирнова он персонифицирован барабанами) говорит с Иаковом (персонификация производится средствами фагота). Согласно Библии, Господь сказал Иакову: *Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. / Землю, на которой ты лежишь, / Я дам тебе и потомству твоему; / и будет потомство твое, как песок земной; / и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; / и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; / и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; / и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, / доколе не исполню того, что Я сказал тебе. / Иаков пробудился от сна своего и сказал: / истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!»
(Бытие 28:10-16).
В произведении Смирнова появлению Бога (звучание барабанов) предшествует стихание звучания всего инструментария, как бы сообщая, что главный Господь Бог и его слова самое важное из всего сна. Но партия барабанов звучит отдаленно, но грозно. На гравюре Блейка Бог не изображен, вместо него представлено солнце, что говорит еще раз о то, что Смирнов сменяет символы их значением. Появлению Бога ничто не предшествует, и событий последовательных тоже не происходит, поэтому следует отметить, что драматургического процесса, свойственного, например, другому произведению Смирнова - «Истории при свете Луны», - здесь нет. Насколько известно, процесс - это «1) последовательная смена состояний стадий развития, 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата» [3, с. 161]. В «Лестнице Иакова» нет последовательного развития и тем более смены стадий, так как все произведение написа-
но в одном ключе, одном образном состоянии - состоянии светлого покоя.
Кроме этого, необходимо сказать о том, что в данном произведении присутствует «медитативная» драматургия. А разве сон - это своего рода не вечность, тем более связанный с религиозными событиями? Произведение Смирнова по гравюре Блейка «Лестница Иакова» передает состояние сна Иакова. Группы и отдельные инструменты при отсутствии явной конфликтной сюжетной процессуальности играют свою роль в передаче образов основных героев гравюры - это один из важнейших факторов персонификации.
«Моя музыка на сюжеты Блейка, — говорит композитор, - это мое собственное музыкальное прочтение, моя собственная фантазия, пусть и вдохновленная его образами, но без попытки копировать или воссоздать их, - его образы служат лишь отправной точкой. Но при этом я часто чувствую, что дух Блейка как бы витает где-то рядом или даже сливается с моим и руководит мной» [9, с. 35]. Смирнов такой же творец, что и Блейк, пусть и живущий в другое время, но это ничуть не умаляет его талант в передаче мистики, загадочности, религиозности, веры - тех же образов, которые когда-то интересовали английского художника и драматурга.
Примечание
1 Образ Лестницы как символа связи земного и небесного (Рая) представлен в ряде картин до блейковского и после блейковского периода: «Пейзаж со сном Иакова» (ок. 1691) М. Виль-мана, фреска «Лестница Иакова» (1518-1519) Рафаэля, «Сон Иакова» (1729) Дж. Тьеполо, «Лестница в небо или турбулентность вкуса истины» (1999) И. Гизатулиной, «Лестница» (1994) Б. Свешникова, «Лестница» (2007) Ю. Сизоненко, «Лестница в небо» М. Дайковской; «Лестница в небо» (2005) А. Полунина. Наибо-
лее значимой предстает работа «Лестница Иакова» Рафаэля, о которой Блейк, бесспорно, знал и которая, быть может, стала неким прототипом для создания его собственного полотна. В пользу этого говорит некая схожесть гравюры Блейка с картиной Рафаэля: 1) Лестница в золотисто-желтом цвете. Золотисто-желтый -это символ солнца и божественности, 0. Т8КЖ6 символ христианского мученичества. Скорее всего, оба художника изображая Лестницу, думали о ее божественности, 2) спящий Иаков.
Литература
1.Барац А. Связь верха и низа. 2003 // URL: http://www.7kanal.com/article.php3?id=202184 (дата обращения - 07.04.2012).
2. Булгаков С. Н. Лествица Иаков ля. Об Ангелах. - Париж, 1929. - 229 с.
3. Гусев А. В. Процесс // Большая советская энциклопедия. Т. 21. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - С. 161.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4 - М.: Русский язык. - 1982. - 683 с.
5. Дугин А. Г. Православный символизм // URL: http://angel.org.rU/2/simbolis.html (дата обращения 01.10.2013).
6. Зряковский Н. Н. Общий курс инструментове-дения. - М.: Музыка, 1976. - 480 с.
7.0'Конелл М., Эйри Р. Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2008. - 255 с.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 846 с.
9. Петров В. О. «В песчинке мир найти сумей» (интервью, комментарии и примечания В. Петрова) // Музыкальная академия. - 2013. -№ 1. - С. 34-39.
10. Психология: Словарь. Издание второе / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 494 с.
11. Сигрист С. Д. Сон Иакова // Ранние христианские комментарии: Сб. статей. - М.: Пруд, 2012. - С. 1-7.
12. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М. Крон-Пресс, 1999. - 656 с.
13. Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. I Книга Бытия. - М.: Теревинф, 1994. -288 с.
References
1. Barats A. Sviaz' verkha i niza [Contact between 2. Bulgakov S. N. Lestvitsa Iakovlia. Ob Angelakh the top and the bottom]. 2003, URL: http:// [The Ladder of Jacob. About Angels]. Paris, www. 7kanal.com/article.php3?id=202184 1929, 229 p.
3.Gusev A. V. Protsess [The process] Bol'shaia sovetskaia entsiklopediia [Great Soviet Encyclopedia]. Vol. 21. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1975, p. 161.
4. Dal'V.I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo iazyka [Explanatory Dictionary of Russian language]. Vol. 4, Moscow: Russkii iazyk, 1982, 683 p.
5. Dugin A. G. Pravoslavnyi simvolizm [Orthodox symbolism]. URL: http://angel.org.ru/2/ simbolis.html
6. Zriakovskii N. N. Obshchii kurs instrumentovedeniia [General course of instrumentation]. Moscow: Muzyka, 1976, 480 p.
7.0'Konell M., Eiri R. Znaki i simvoly. Illiustrirovannaia entsiklopediia [Signs and symbols. Illustrated Encyclopedia]. Moscow: Eksmo, 2008, 255 p.
8. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo iazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1973. 846 p.
9.Petrov V. O. V peschinke mir naiti sumei (interv'iu, kommen-tarii i primechaniia V. Petrova) [To see the world in one grain of sand (interviews, comments and notes by V. Petrov)] Muzykal'naia akademiia [Academy of Music], 2013, No. 1, pp. 34-39.
10. Psikhologiia: Slovar'. Izdanie vtoroe [Psychology: Dictionary. Second Edition] Ed. by A. V. Petrovskogo, M. G. Iaroshevskogo. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoi literatury, 1990, 494 p.
11. Sigrist S. D. Son Iakova [Jacob's Dream] Rannie khristianskie kommentarii: Sb. Statei [Early Christian comments: Coll. articles]. Moscow: Prud, 2012, pp. 1-7.
12. Kholl Dzh. Slovar' siuzhetov i simvolov v iskusstve [Dictionary of subjects and symbols in art]. Moscow: Kron-Press, 1999, 656 p.
13. Shchedrovitskii D. V. Vvedenie v Vetkhii Zavet. I Kniga Bytiia [Introduction to the Old Testament. I Genesis]. Moscow: Terevinf, 1994, 288 p.
«Лестница Иакова» Дмитрия Н. Смирнова по гравюре Уильяма Блейка — произведение-состояние Статья посвящена рассмотрению концепции произведения Дмитрия Н. Смирнова, созданного на сюжет гравюры Уильяма Блейка «Лестница Иакова». Производится сопоставительный анализ содержательного аспекта двух источников - музыкального и живописного. В этом контексте производится рассмотрение символики представленных на гравюре Блейка и в музыке Смирнова образов - Ангелов, Иакова, Бога, звезд и самой лестницы. Отмечается, что образы Блейка имеют в произведении композитора собственную персонификацию благодаря использованию определенных музыкальных инструментов. Главным представляется превалирование состояния сна, медитации, что подчеркивает отсутствие в музыке Смирнова яркой драматургии. Исходя из теории В. Бобровского, в рассматриваемом произведении присутствует монодраматургия, или одноэлементная драматургия, при которой все средства музыкальной выразительности направлены на воссоздание одного образного состояния - состояния сна.
Dmitry N. Smirnov's 'Jacob's ladder' after the engraving of William Blake — a state-work
The article is devoted to the concept of Dmitry Smirnov's work, created on the plot of 'Jacob's Ladder' engraving by William Blake. A comparison of meaningful aspects of musical and pictorial sources is made. In this context, symbols represented in Blake's engraving and Smirnov's music images - angels, James, of God, the stars, the stairs - are considered. It is noted that Blake's images in the composer's work have their own personalization by certain musical instruments. The prevalence of sleep, meditation seems to be the main and stresses the lack of vivid drama in Smirnov's music. Based on V. Bobrovsky's theory, in the considered piece one can observe mono-dramaturgy, or single-element dramaturgy, in which all means of musical expression aimed at recreating the state of sleep.
Keywords: Dmitry N. Smirnov, William Blake, arts synthesis, drama, meditation.
Голованёва Ангелина Сергеевна - аспирантка кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, E-mail: [email protected]
Angelina Golovaneva - postgraduate student of the Department of Music Theory and History at the Astrakhan State Conservatory. E-mail: [email protected]